На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Тема родины в лирике Есенина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

С.             
    Особенности поэтического мировосприятия
С. Есенина.              2
      Своеобразие мироощущения лирического
    героя. Человек  и природа.                             2
      Фольклор как основа художественной
    картины мира в поэзии С. Есенина.                              5
      Особенности метафоры в поэзии Есенина.      7
    Тема родины в лирике Есенина.                                   9
      Образ Руси в ранней лирике С. Есенина.         8
      Родина и революция в поэзии Есенина
    1917 - 1919 гг.                  13
      Отражение в поэзии С. Есенина
    1920 – 1923 гг. духовного  кризиса.                              17
      Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924- 1925 гг.                       19
    Заключение.                              23
 
 
 
 
1. Особенности поэтического 
мироощущения  Сергея Есенина. 

       Творчество  Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом  духовной природы  его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов. 

1.1 Своеобразие мироощущения  лирического героя. 

       К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где  мужики косили, где  сеяли свой хлеб», были страной его  детства.
       Мир народно - поэтических  образов окружал  его с первых дней жизни: 

              Родился я с песнями  в травном одеяле.
              Зори  меня вешние в радугу свивали.
              Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
              Сутемень  колдовная счастье  мне пророчит.
                                                  (1912) 

       Лирический  герой – это  образ того героя  в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены (3-265).
       Лирический  герой поэта —  современник эпохи  грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
       Есенин  обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.
       В поэзии Есенина нас  покоряет и захватывает  в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал  этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.
       Он  живет во мне органически  так же, как мои  страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (8-120).
       «Лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.
       Подобно шишкинскому лесу или левитановской  осени, нам бесконечно дороги и близки и  «зеленокосая» есенинская березка — самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
       Все богатство словесной  живописи у Есенина  подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту  и животворящую силу природы: 

                    Сыплет  черемуха снегом,
                    Зелень  в цвету и росе.
                    В поле, склоняясь к побегам,
                    Ходят грачи в полосе.
                    Никнут  шелковые травы,
                    Пахнет  смолистой сосной.
                    Ой  вы, луга и дубравы, — 
                    Я одурманен  весной.
                                    (1910) 

       В стихах Есенина природа  живет богатой  поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном  развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
       Он  часто прибегает  к приему олицетворения. Черемуха у него «спит  в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.
       Любимые цвета поэта —  синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов  России («только синь сосет глаза», «солнца струганые дранки загораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).
       Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина  существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (1-1-41). Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».
       Природа у Есенина —  не застывший пейзажный  фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

                    Отговорила  роща золотая 

                    Березовым, веселым языком,
                    И журавли, печально пролетая,
                    Уж  не жалеют больше ни о ком.
…………………………………………
                    Стою  один среди равнины  голой,
                    А журавлей относит ветер  в даль,
                    Я полон  дум о юности веселой,
                    Но  ничего в прошедшем  мне не жаль.
                    Не  жаль мне лет, растраченных напрасно,
                    Не  жаль души сиреневую  цветь.
                    В саду горит костер рябины красной,
                    Но  никого не может он согреть.
                    Не  обгорят рябиновые  кисти,
                    От  желтизны не пропадет трава.
                    Как дерево роняет тихо листья,
                    Так я  роняю грустные слова.
                    И если время, ветром разметая,
                    Сгребет их все в один ненужный ком...
                    Скажите так... что роща золотая
                    Отговорила  милым языком.
                                               (1924) 

       Белинский однажды заметил, что сила гениального  таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.

1.2 Фольклор как основа  художественной картины 

мира  в поэзии С. Есенина. 

       Основы  поэтики Есенина  – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом  и бытующее в широких  народных массах (3-517). Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года (8-120).
       Дед и бабка Есенина  были богомольны, придерживались старых религиозных  обрядов. В их добротной  избе царил «хомутный  запах дёгтя» и  высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь» (1-1-392). Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.
       «…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд: 

                    Под окнами
                    Костёр  метели белой.
                    Мне девять лет.
                    Лежанка, бабка, кот…
                    И бабка  что-то грустное,
                    Степное пела,
                    Порой зевая
                    И крестя свой рот.
                                                     (1915) 

       Есенин  не только слушал с  интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал  фантазировать, и  «сочинять». «Толчки  давала бабка. Она  рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин (9-20).  

                    Опостылеют  салазки,
                    И садимся  в два рядка
                    Слушать бабушкины сказки
                    Про Ивана-дурака.
                    И сидим  мы, еле дышим…
                                                    (1915) 

       До  мальчика доходили и  произведения поэзии, лишённые религиозного содержания. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество  народных песен и  часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки.
       Народные  песни слышал он из уст матери. Каких  только песен она  не знала: и шуточных, и величальных, и  игровых, и обрядовых, и полюбовных! Задушевно  пела Татьяна Фёдоровна  и о тяжёлой  беспросветной женской  доле. Щемящей болью отзывались в песнях густые думы «терпеливой матери», которой судьба послала не одно суровое испытание в её нелёгкой жизни.
       Сергей  Есенин и его сёстры, постоянным спутником  которых с колыбели была материнская  песня, незаметно  сами приобщались к «песенному слову». Сестра Шура рассказывает: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. <…> Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали и в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (1-1-238).
       Пяти  лет Сергей научился читать, и это наполнило  новым содержанием  его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. –  Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков.
       Стилевое  своеобразие поэзии Есенина связано  с ориентацией  на устную, песенную традицию. Она мелодична, обладает гибким ритмом, характеризуется близкой к разговорной интонацией, поэтому многие стихотворения Есенина стали песнями, легли на музыкальную мелодию. В области поэтической формы Есенин продолжил традицию, идущую от Блока и Белого. Есенин следует классическому стиху с четкой метрической схемой и, кроме того, обогащает классическую ритмику разговорными интонациями, тяготеет к тонике. Поэт широко вводит народную лексику, диалектизмы, создающие особый колорит. Фольклорные образы, разговорные формы слов придают его поэтике своеобразную экзотичность. Он часто использует неточные рифмы, как это делал Маяковский или как это свойственно народной поэзии, которая в основном вообще не рифмовалась, а строилась на ассонансах, создавая неповторимую индивидуальность стиха, поэтики в целом.
       Красота родных рязанских  раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица  и земская школа, лирика Кольцова и  Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. 

1.3 Особенности метафоры  в поэзии Есенина. 

       Метафора (от греч. metaphora - перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений (3-297).
       Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим.    Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.
       Отсюда  стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.
       Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. 

                Тянусь  к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
                И с  хруптом мысленно кусая огурцы,
                За  ровной гладью вздрогнувшее небо
                Выводит облако из стойла под  уздцы. 

                Здесь даже мельница - бревенчатая птица
                С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
             (1916) 

       Солнце  сравнивается с сохой, месяц - с ягненком или с пастушьим  рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.
       Есенинская  метафора бывает именной  и глагольной, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» - цветы и олицетворяющая: «желтый лик» - диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили.
       Таким образом, существительное  является основой  есенинской метафоры, а олицетворения  и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами (глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина») имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»).
       В ранних стихах Есенина  есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую - то первозданность. Например:
                                 
                                 Сонный сторож стучит
                                 Мертвой колотушкой.
                                            (1910) 

       В сочетании эти  эпитеты усиливают  и создают эффект деревенской умиротворенной тишины.
       В зрелом творчестве Есенина  метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и т.д.) метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.
       Для поэта природа - это  чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.
         Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие  фольклора лежат  в основе художественных  поисков  Есенина.   

2. Тема родины в  лирике Есенина. 

       Во  все века художники, размышляя о красоте  и убогости России, свободолюбии её жизни  и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать  неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для  Есенина родной край, родина – это средняя  Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.
       Русская деревня, природа  средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.
       С первых же стихов в  поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной  большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве» (5-10).
       И костёр зари, и плеск  волны, и серебристая  луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь  озёр – вся красота  родного края с  годами отлилась в  стихи, полные народной любви к русской  земле:

                    О Русь – малиновое поле

                    И синь, упавшая в реку, -
                    Люблю до радости и боли
                    Твою  озёрную тоску.
                                           (1916) 

       В сердце Есенина с  юных лет запали грустные и раздольные песни  России, её светлая  печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе 

2.1 Образ Руси в  ранней лирике  С. Есенина. 

«Всё  встречаю, всё приемлю…»
С. Есенин (1-1-76)
       Ещё в ранних, юношеских  стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле ещё совсем детские. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.
       На  страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
       Для молодого поэта природа  – это чудесный и необъятный храм, в котором всё  прекрасно. Она подлинный  герой ранней поэзии Есенина. Любовью  к земле, к лугам  и травам, лесам  и озёрам проникнуты строки многих юношеских стихов.
       Земная  красота забрала  в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного  задора и веселья: 

                    Темна ноченька, не спится,
                    Выйду к речке на лужок.
                    Распоясала  зарница
                    В пенных струях поясок.
                    На  бугре берёза-свечка
                    В лунных перьях серебра.
                    Выходи, моё сердечко,
                    Слушать песни гусляра!
                                           (1911) 

       Но  уже и тогда  родина не предстаёт  ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. Образы  русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы»; и девочка-малютка, просящая со слезами «хлеба чёрствого кусок» у окна больших хором; здесь и «старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток». В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1-1-90) мы видим тощую деревеньку – пустырь с некошеной травой, с пятью покривившимися избами. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах.
       Уже в ранних стихах Есенина  нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного – равнодушия к  Человеку. И не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта.
       Гуманизм  молодого поэта, его  демократическая  устремленность с особой силой проявляются в стихотворении «Русь»(1-1-283), наиболее зрелом в идейном и художественном отношении среди других дооктябрьских произведений Сергея Есенина. В 1915 году поэт печатает «Русь» в журнале «Северные записки». «Этим стихотворением,— вспоминает один из современников Есенина,— он и приобретает себе известность и имя».
       Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильных холмов — таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела»,— скажет поэт позднее в «Анне Снегиной» (1-2-37).
       Суров, печален, правдив  в «Руси» рассказ  поэта о Родине в годину военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды уже ощутима в начале стихотворения: 

                    Потонула  деревня в ухабинах,
                    Заслонили избенки леса.
                    Только  видно, на кочках и  впадинах,
                    Как синеют кругом небеса.
                    Но  поэту дорога и  близка эта Русь.  

       Ему хочется верить, что  беда, может быть, обойдет отчий  край стороной. А  черные тучи уже застилают горизонт... Война! 

                    Понакаркали черные вороны:
                    Грозным бедам широкий  простор.
                    Крутит  вихорь леса во все  стороны,
                    Машет саваном пена с  озер.
                    Грянул  гром, чашка неба расколота,
                    Тучи  рваные кутают лес.
                    На  подвесках из легкого  золота
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.