На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Франчайзинг как смешанная форма крупного и малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

по  дисциплине   «Экономика организаций (предприятий)»
на  тему 21 «Франчайзинг как смешанная  форма крупного и  малого предпринимательства» 
 
 
 
 

                                                           Студент                                                                   
                                                                факультет Финансово-кредитный
                                                           курс  III  группа                                                     
                                                                 
 
 
 
 
 
 

      Челябинск – 2010. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..….3
1. Теоретические  основы франчайзинга как смешанной  формы крупного и малого предпринимательства………………………………………………….5
        1.1. Сущность, преимущества и роль  франчайзинга в инновационном  развитии крупных и малых организаций……………………………………..5
        1.2. Технико-экономическая характеристика  франчайзинговой организации. Анализ  эффективности ее деятельности…………………..….9
        1.3. Основные положения договора  франчайзинга, методика расчета его показателей…………………………………………………………………….12
2. Анализ  франчайзинговой деятельности в  ООО «Шоколадница»……….17
        2.1. Краткая характеристика ООО  «Шоколадница»………….………..17
        2.2. Анализ франчайзинговой деятельности ООО «Шоколадница».…18
Заключение…………………………………………………………………......21
Список  литературы………………………………………………………...…..24
Приложение1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Экономика  играет одну из решающих ролей в  развитии общества, и это обстоятельство вызвало потребность у людей осмыслить и понять экономическую жизнь. С древнейших времен в обществе начала зарождаться хозяйственная деятельность. Одним из способов ведения этой деятельности для удовлетворения потребностей людей и общества в целом является франчайзинг.
     Это явление представялет собой смешанную  форму крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, (франчайзеры) заключают договор  с мелкими фирмами, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера [9, c. 5].
     В настоящее время франчайзинг занял устойчивые позиции во многих сферах человеческой деятельности. Он становится одной из популярных форм ведения бизнеса в сфере услуг и в производстве: компьютеры, оздоровительные центры, парикмахерские, супермаркеты и детские сады и т.д.
     Франчайзинг представляет собой систему отношений, строго регулируемых этическими, юридическими и финансовыми нормативами и положениями.
     В современном мире изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов экономики. Многие современные ученые и экономисты такие, как Рыков И.В., Мендельсон М., Панина М., Довгань В., Зангиев Ч.М., Зевелев В.А., Межуев С., Пастух Л.А., Тореев В.Б. и др.,  посвятили свою деятельность теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития данной системы.
     Актуальность  исследуемого вопроса подтвержается  также тем, что франчайзинг как  одна из форм ведения экономической  деятельности, обретает все большую популярность у субъектов рынка. Это связано с тем, что франчайзинг является для одних способом расширения бизнеса, для других, например, представителей малого бизнеса – способом открытия собственного дела.
      Актуальность  данного исследования определила цель работы – охарактеризовать франчайзинг как смешанную форму крупного и малого предпринимательства.
     В соответствии с этим обозначены следующие  задачи:
 1. Определить сущность, преимущества и роль франчайзинга в развитии организаций;
2. Выявить  технико-экономическую характеристику франчайзинговой организации;
3. Изучить  основные положения договора  франчайзинга, методику расчета  его показателей;
4. Провести  анализ франчайзинговой деятельности  на примере ООО «Шоколадница».
      Объектом исследования является франчайзинг.
      Предмет исследования - франчайзинг как форма предпринимательства.
      Теоретической основой исследования являются нормативно-правовые документы, учебно-методическая литература, труды российских и зарубежных ученых, касаемые вопросов затронутой темы.
      Методы  исследования: анализ, синтез, наблюдение, обобщение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  франчайзинга как  смешанной формы  крупного и малого  предпринимательства 

      Сущность, преимущества и роль франчайзинга в инновационном  развитии крупных  и малых организаций
 
      Франчайзинг - это форма стратегического альянса, которая позволяет головной фирме  расти быстрее и с меньшими капитальными затратами, чем при  традиционных способах организации  бизнеса. В тоже время предприниматель, присоединяющийся к такой системе, снижает своей риск. Для экономики нашей страны франчайзинг сегодня является  относительно  новым явлением,  в то  время как в развитых странах он  столетиями  практиковался как средство  обеспечения потребностей общества в различных услугах.  Первым     примером     франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление  прав  частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное  от правительства исключительное  право   давало  стимул частному  бизнесу   вкладывать  значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся   определенный  государственный контроль  за  работой  железных  дорог и банков. При этом предоставлялись определенные  привилегии  тем,  кто  мог обеспечить  требуемые  услуги [18, c. 8]. 
      Таким   образом,  частный   бизнес  на этом   позволил    относительно   быстро и   качественно   развивать  предприятия разных сфер услуг без  привлечения государственных средств.
      Продажа   другим   предприятиям  права  на  использование своего  товарного знака    под    разносторонним    контролем и  под  защитой  закона  позволяла  владельцу  расширить  границы  своего  бизнеса  без  больших  капитальных  и текущих  затрат.  Постепенно на  этой основе стали  складываться   определенные  правила ведения дел владельца товарного
      знака  (франчайзера)   с  предприятиями, которые  приобрели  лицензии  на  их использование (франчайзи), т. е. складывались отношения франчайзинга.
      В настоящее  время в  практике бизнеса  франчайзинг является основой многих предприятий. Одним из  наиболее наглядных  и убедительных примеров развития  и становления франчайзинговой  системы является  деятельность   всемирно  известной фирмы  "МакДональдс",  которая  в  настоящее  время  может  рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.
      В  России  истинным  первопроходцем франчайзинга   стала   научно-производственная  фирма  "ДОКА"  (г. Тольятти), которая возникла  в 1990  г. и  с этого момента, несмотря  на все  свои возможности,  занималась  исключительно  производственной   деятельностью.  Направление  этой  деятельности  определилось также  практически с  момента возникновения  фирмы  -   создание  оборудования для  мелкого  и  среднего  бизнеса.     Франчайзинг   доказал   свою   высокую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического  спада середины   70-х   годов [19, c. 52]. 
      Франчайзинг  может   быть  определен как  способ  доставки продукции  или  услуг  потребителю,  способ  развития бизнеса  и завоевания  рынка  на  основе кооперации   материальных   и   финансовых средств  и  усилий  различных  предприятий.   Франчайзинг    может   рассматриваться также и  как соглашение,  при котором   производитель   или  единоличный распространитель  продукта  или  услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права  на  распространение на данной   территории    своей   продукции или  услуг   независимым  предпринимателям  (розничным  торговцам)  в  обмен на получение от  них платежей  при условии  соблюдения   технологий  производственных   и   обслуживающих   операций.
      В этом виде экономической деятельности участвуют   две    группы   бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу),  называется  "франчайзер".  Обычно  он имеет многолетний опыт  в производстве  данного  продукта,  развил систему,  присвоил ей  свое имя  или товарный  знак  и  обладает  знаниями  о том, что может привести к успеху, а  что нет. "Франчайзи" - это  лицо,  которое  покупает  право  на  ведение  бизнеса (франшизу)  под  именем  или  торговой маркой франчайзера  и, таким  образом, получает  возможность  открывать  новые предприятия с хорошими видами на успех [11, c. 9].
      Ориентация франчайзинга на успех для его участников - фактор, который  отличает  его  от  других концепций  бизнеса.  Их  можно  выразить лишь одним   всеобъемлющим   словом:  система,  которая предполагает  наличие разнообразных     дополнительных     услуг и  льгот. Франчайзинг  открывает  широкие  возможности  для  бизнесмена.  Эта система позволяет  осуществлять успешный  бизнес, даже если он  и невелик,  дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности. Используя   франчайзинг,   франчайзер стремится получить  выгоды  от широкого  и быстрого расширения  своего бизнеса, не прибегая к кредитам и  не беря на  себя  серьезные  финансовые  обязательства.  Чем  больше  он способствует успеху  франчайзинга,  тем  на  больший доход он  может рассчитывать.  Чтобы  обеспечить  такой  успех, важно  предоставить  франчайзи стандартизированную  систему учета  и выполнения  деловых  операций, а  также сохранить  контроль  над  оформлением торговой точки, местом оказания  услуг, оборудованием и поставками.
      Франчайзинг   позволяет  производителям   осуществлять   больший   контроль над  условиями  реализации  своей  продукции  по  сравнению  с  тем,  который они  могли  бы  осуществлять,  если  бы использовали  один из  каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь  с агентами  или представителями.
      Франчайзинг    дает   предпринимателю возможность  начать  собственное  дело, пользуясь   опытом,  знаниями   и  поддержкой  со  стороны  того,  кто предоставляет   франшизу.   Создавая   новое предприятие,  предприниматель  часто не уверен, что ему будет сопутствовать успех.  С  помощью   франшизы  предприниматель  (бизнесмен)  получает  соответствующую  поддержку  и  при  реализации продукции,  а,  кроме  того,  имеет право воспользоваться  именем  компании (часто и  торговой маркой),  обладающей хорошей  репутацией  на рынке
      Одним  из  основных   преимуществ  покупки  франшизы  является то,  что предприниматель  получает   возможность  избавиться  от  трудностей,  связанных  с началом нового  бизнеса на  пустом месте.  Франчайзер, как правило, представляет  план  с четкими инструкциями по   поводу   организации  предприятия. При  этом  ему  даются  рекомендации по размещению  предприятия, если  эти вопросы не определены заранее. 
      Часто  франшиза предполагает наличие  определенного  имени,  которое дает  предпринимателю  достаточно  быстрое  признание  в  определенном рыночном пространстве. Это,  естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия  для  начала  предпринимательской деятельности  с  положительной  репутацией.
      Большое значение в ведении  и успехе дел  имеет  реклама. При  обычных условиях   организация   широкой   рекламы в  прессе и  на телевидении  по каждой отдельной франшизе  представляется делом  довольно   дорогостоящим.  Однако в системе франчайзинга  вполне возможно     объединение   предпринимателей, и при внесении  доли  каждым  из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу в прессе для   упрочнения    репутации   фирмы [12, c. 42].
      Так, мы можем в ходе исследования мы можем выделить следующие основные    преимущества, которые   получает   предприниматель,  покупая франшизу:
      1. возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса;
      2. право вести  свой бизнес  под торговой   маркой,   имеющей   хорошую  репутацию на рынке;
      3. использование апробированной концепции бизнеса;
      4. управленческие консультации от экспертов в соответствующей области;
      5. уменьшение затрат на рекламу за счет совместной рекламы;
      6. услуги головной фирмы в организации начального и последующего обучения;
      7. относительно низкую стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса;
      8. возможность финансировать часть капиталовложений. 

      Технико-экономическая  характеристика франчайзинговой  организации. Анализ эффективности ее деятельности
 
      Технико-экономическое обоснование представляет собой документально оформленные результаты маркетинговых и технико-экономических исследований, обосновывающих целесообразность и возможности реализации инвестиционного проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений для ввода в действие новых или реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей, ТЭО, при необходимости, включается в состав бизнес-плана [5, c. 331].
      В связи с этим, при анализе эффективности деятельности для компании, планирующей развивать франчайзинговую схему, необходимо учесть слдеующее:
    Оценка бренда – известность, потенциал развития, преимущества, уникальность продукта и другие характеристики;
    Оценка того сегмента, в котором работает предприятие;
    Оценка текущей конкуренции, и ее развитие на ближайшую перспективу;
    Изучение возможности рисков смены потребительских предпочтений;
    Изучение опыта развития франшиз схожих продуктов в России и за рубежом;
    Оценка самой компании на предмет возможности развиваться по франчайзинговой модели и рекомендации, что для этого потребуется.
      Условия предоставления франшизы - роялти, паушальный взнос, отчисления на маркетинг и  другие условия.
      Структура финансовых вложений при приобретении франшизы - объем вложений, потенциальная прибыльность, структура доходов/расходов в зависимости от формата [16, c. 57].
      Увеличение  стоимости торговой марки, а также  ускорение новых процессов в  сфере франчайзинговой формы  организации бизнеса требуют  совершенного механизма управления взаимоотношениями  между головной компанией и франшизополучателем.
      Для технико-экономической характеристики немаловажным является то, что создавая и поддерживая эффективный механизм управления взаимоотношениями с покупателем торговой марки, франчайзор тем самым формирует благоприятный имидж и отношения с франчайзи с учетом особенностей каждого. Такой подход способствует повышению эффективности франчайзинговой формы организации бизнеса благодаря:
- увеличению темпов привлечения и удержания франчайзи;
- достаточному уровню сервиса;
- повышению прибыли;
- сохранению устойчивого преимущества перед конкурентами;
- увеличению стоимости активов компании;
- доброжелательным и эффективным взаимоотношениям с франчайзи.
      При корпоративной форме организации  франчайзинговой системы на торговых марках указываются наименования компаний, и тем самым повышается уровень доверия франчайзи к предлагаемому товару уже на этапе выхода на рынок.
      При анализе эффективности франчайзинговой  деятельности нужно учитывать то, что другие нематериальные активы – патенты, базы данных франчайзи, лицензии, ноу-хау и крупные контракты – тоже играют определенную роль, но стоимость торговой марки намного важнее. Иногда стоимость торговой марки несколько дороже самих компаний. Это связано с тем, что суммы определяются не столько величиной принадлежащих компаний материальных активов, сколько ожидаемыми объемами продаж марки в будущем. Ведь корпоративное имя обладает дополнительным финансовым потенциалом, который можно оценить и использовать в различных целях: слияние и поглощение; связи с внешними инвесторами; внутренние коммуникации; внутренний; оценка новых товаров и развитие рынка; лицензирование [8, c. 29].
        Формирование механизма управления взаимоотношениями между элементами франчайзинговой системы связано с тем, что начинается новый этап развития бизнеса. В период становления информационой экономики основой развития бизнеса являются не материальные активы (земля, персонал, денежные средства), а разработка и использование идей, знаний и информации. Поэтому необходимо совершенствовать маркетинговую теорию и практику с учетом новых экономических требований.
      Технико-экономическая  характеристика франчайзинговой организации  предполагает также учет механизма управления взаимоотношениями с покупателями. Последнее обозначает совокупность средств (знакомство с покупателями, коммуникативные навыки, технологическое обслуживание, знание и т.д.) и методов управления (организационно-правовых, экономических и социально-психологических), обеспечивающих достижение поставленной цели – повышения значимости торговой марки франчайзинговой системы на основе поддержания постоянных контактов с потребителями с учетом их потребностей и интересов.
      Основная  задача механизма управления взаимоотношениями  с потребителями – это сформировать длительные взаимовыгодные взаимоотношения с покупателями на основе создания прочной эмоциональной связи. Такой подход формирует осознанную лояльность к торговой марке. 

1.3. Основные положения  договора франчайзинга, методика расчета  его показателей 

      Современный франчайзинг, как отмечалось выше, заключается в предоставлении предпринимателю – франчайзи - права пользования брендом и концепцией бизнеса. Это право предоставляется за определенную плату и ограничено со стороны правообладателя - франчайзера, так как он оставляет за собой полномочия принимать решения по ведению бизнеса и контролю.
      Франчайзинговые отношения устанавливаются и  регулируются подписанным между  сторонами договором франчайзинга. Хотя зачастую предметом договора франчайзинга бывает передача товаров или оборудования для производства, однако, наиболее распространенный - деловой - франчайзинг предполагает передачу пользователю прав на интеллектуальную собственность. Поэтому условия подписания договора франчайзинга регулируются положениями Руководства Всемирной организации интеллектуальной собственности.
      На  практике каждый договор франчайзинга составляется индивидуально и содержит множество, зависящих от ситуации на рынке, месторасположения франчайзи  и специфики предмета договора, деталей [15, c. 174].
      Соглашение  о франчайзинге может заключаться  на определенный срок или бессрочно, с указанием или без указания территории использования применительно  к определенной сфере предпринимательской  деятельности (продаже товаров, полученных от франчайзера или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
      Обязательными положениями договора франчайзинга являются четко указанные права - какие именно и в каком объеме предоставляются по данному соглашению. В этом случае может быть установлен минимальный и (или) максимальный объем использования.
      Договор франчайзинга предполагает, что франчайзи обязуется продавать определенный продукт или услуги по заранее оговоренным, установленным франчайзером правилам ведения бизнеса. В обмен на соблюдение всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, продукт и услуги, маркетинговые технологии, результаты исследований рынков и экспертиз.
      В данной системе ведения бизнеса неизбежен контроль за франчайзи со стороны головного офиса. Тем не менее отношения внутри такой корпоративной системы являются не подчиненными, а коллегиальными, поскольку франчайзи не находятся в полном подчинении у центрального офиса. С другой стороны, на начальном этапе строгий контроль деятельности региональных компаний вполне уместен и необходим, ведь так уменьшаются риски каждого участника и всей системы в целом.
      Франшиза  может быть напрямую передана какому-либо предпринимателю. Возможен вариант, когда исключительные права на развитие торговой марки в пределах определенного региона (страны) переходят одному франчайзи, тогда ее еще называют мастер-франшизой. Такой франчайзи уже сам становится франчайзером, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату/
      Процесс разработки франшизы занимает не менее шести месяцев [6, c. 15].
      В целом явление франчайзинга при  злоупотреблении ограничениями  в развитии может представлять серьезную  угрозу свободной конкуренции, и противодействовать такому влиянию призваны специальные положения антимонопольного законодательства. Так, ст. 12 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» разрешены так называемые «вертикальные» соглашения между субъектами предпринимательской деятельности, если доля каждого из них на конкретном рынке товаров не превышает двадцати процентов. «Вертикальным» называют соглашение двух не конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, в котором один приобретает нечто или является потенциальным приобретателем, а другой предоставляет нечто на продажу.
      В российском праве законодатель определил  взаимоотношения сторон по таким  сделкам в главе 54 Гражданского кодекса  РФ, называя их коммерческой концессией. Вот основные требования к оформлению подобных договоров:
– согласно п. 1 ст. 1028 ГК договор франчайзинга заключается  в письменной форме, несоблюдение формы  договора влечет его ничтожность;
– договор  коммерческой концессии подлежит специальной  регистрации.
      На  основании п. 2 ст. 36 Федерального закона от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ с 1 января 2008 г. функции по регистрации договоров коммерческой концессии возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
      По  общему правилу ст. 1031 ГК РФ, которое может быть изменено договором, именно франчайзер должен регистрировать договор коммерческой концессии. Законодатель не называет такую регистрацию государственной, поэтому, в отличие от общего правила п. 3 ст. 433 ГК РФ, договор вступает в силу с момента достижения соглашения между сторонами. А вот в отношениях с остальными лицами участники договора франчайзинга вправе ссылаться на договор только с момента его регистрации.
      Сведения  о зарегистрированных договорах  коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный ранее договор, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. В соответствующем официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикуются следующие сведения: дата и номер регистрации договора; определение сторон договора; предмет договора; объем передаваемых прав [20, c. 38].
      На  франчайзера возлагаются обязанности  по п. 2 ст. 1031 ГК лишь в случае, если договором  коммерческой концессии не установлено  иное. Вот эти обязанности:
– обеспечить регистрацию договора;
– оказывать  постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
– контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи  на основании договора.
      Особенности договора франчайзинга:
      1. Участниками франшизы могут быть лишь занимающиеся предпринимательской деятельностью лица (т.е. коммерческие организации или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей).
      2. Обязательным предметом договора является предоставление правообладателем права пользования комплексом исключительных прав без передачи самих исключительных прав.
      3. Цель договора – получение выгоды каждым из его участников: франшиза используется в предпринимательской деятельности франчайзи, и правообладатель создает сеть для продвижения своих товаров или услуг, расширения рынка их сбыта.
      4. Договор франчайзинга отличает  специфика прав и обязанностей  его сторон. Франчайзер, наделяя  франчайзи правом на использование  комплекса исключительных прав, должен оказывать техническое и консультативное содействие, обучать его работников, контролировать качество производимых товаров (работ, услуг). Франчайзи, в свою очередь, обязан соблюдать инструкции правообладателя.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.