На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональное здоровье менеджера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     Государственное образовательное  учреждение
     Высшего профессионального  образования
     ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     Кафедра «Социология и  управление персоналом» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     на  тему: «Профессиональное здоровье менеджера». 
 
 

                                                                    Выполнила: ст. 4 курса  гр. 08ЭП1                                                                  
                                                                          Живаева А.
     Проверила: Редя Г.П. 
 
 

     Пенза 2011 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Эмоциональное выгорание как фактор профессионального здоровья менеджера……………………………….…………………………………….…...5
Глава 2 Профессиональное долголетие менеджера…………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Профессия менеджера неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка в желающих попробовать в ней свои силы. По рейтинговым оценкам западных социологов, она, как правило, входит в десятку наиболее престижных профессий в современном мире. Однако путь к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими затратами.
По социально-психологическим  характеристикам профессиональная деятельность менеджера связана  с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда и многими другими особенностями, характерными для деятельности менеджера в современных условиях. Очень высокие требования к менеджеру приближает его профессиональную деятельность к экстремальной. Это связано со специфическими особенностями сложной и многогранной деятельности, отличающейся высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью. На первое место, в настоящее время, выступает проблема социальной ценности человека. Объектом является менеджеры, работающие в различных организациях. А предметом - являются индивидуально-психологические особенности личности и методы преодолевающего поведения как факторы профессионального «выгорания» менеджеров. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость менеджера. Психическая устойчивость, способность продуктивно работать в любых условиях, в том числе и в экстремальных, тесно связана с негативными последствиями для психического и физического здоровья человека. Высокий уровень психической устойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Целью курсовой работы является выявление основных факторов профессионального долголетия менеджера и его выгорание. Задачи исследования: 1)изучить многообразие факторов, которые могут оказывать влияние на профессиональное здоровье менеджера; 2)Изучение эмоционального «выгорания» в аспекте психической напряженности профессиональной деятельности менеджеров.
Проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность в наши дни. Понятие профессионального здоровья интегрирует сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой и является мерой согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности. Проблема сохранения здоровья менеджеров особенно актуально звучала в психолого-акмеологических исследованиях, проводившихся в последнее время, (А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, О.И.Жданов, М.Ф.Секач, и др.), где было выявлено, что установки на здоровый образ жизни руководителей расходятся с реальными действиями, с реальным отношением к здоровью. Подобное положение дел требует детального изучения различных аспектов проблемы адекватного отношения к здоровью, определение моделей отношения к здоровью, основных механизмов, блокирующих реализацию адекватного отношения к здоровью и разработки алгоритма и технологий сохранения, развития и укрепления здоровья отдельного человека и общества в целом. Сейчас все больше появляется количество научных разработок о человеке, его биологической, психологической, социальной сущности, однако разрозненность таких исследований не позволяет создавать комплексные системы диагностики, прогноза, профилактики и управления состоянием организма, направленным на повышение психической устойчивости, чтобы сохранить свою целостность и укрепить здоровье.  

Глава 1. Эмоциональное выгорание как фактор профессионального здоровья менеджера.
Тема  профессионального здоровья менеджера  связана с проблемой профессионального  выгорания. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без "разрядки" или "освобождения" от них. В 1974 году американский психолог Х.Фреденберг ввел термин «синдром сгорания (выгорания) личности». Изначально он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников. Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом или это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Один из видов - это Профессиональная деформация личности. По мнению А.К. Марковой, появление деформаций личности (например, эмоционального истощения или выгорания) является одной из тенденций развития профессиональных деструкций. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Профессиональные деструкции, согласно Э.Ф. Зееру, это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности[6].
 Признаки  профессионального выгорания: 1) чувство  безразличия, эмоционального истощения,  изнеможения (человек не может  отдаваться работе так, как  это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие - ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.    
Какие работники составляют группу риска  в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие  закономерности. Диаграмма «Сотрудники составляющие группу риска»[11].
 
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это, прежде всего руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. В России чаще всего как и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в  условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Также в этой группе находятся работники, вынужденные самостоятельно искать себе работу и занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром  выгорания проявляется в тех  условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
В-пятых, синдрому выгорания подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут  в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах[14]. 

 
С менее  выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания и с меньшим риском для здоровья переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. Во-первых, это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). А также люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим  симптомам профессионального выгорания  относятся такие, как:
1)чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
2)ощущение эмоционального и физического истощения;
3)снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
4)общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
5)частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
6)резкая потеря или резкое увеличение веса;
7)полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
8)постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
9)одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
10)заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
Профессиональное  выгорание, возможно, является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин. Так как, среди всех умерших мужчин в России в последние 5 лет мужчины работоспособного возраста от 15 до 59 лет составляют более 80%. Правда, в 1965 г. смертность мужчин работоспособного возраста в СССР была еще более высокой — 98%. И если раньше врачи называли такие причины высокой смертности среди мужчин, как несчастные случаи, отравления и насильственные смерти, то в последние годы они говорят именно о стрессе и выгорании как ведущих факторах.
К социально-психологическим  симптомам профессионального выгорания  относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
1)безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
2)повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
3)частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
4)постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
5)чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
6)чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
7)общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим  симптомам профессионального выгорания  относятся следующие поступки и  формы поведения работника:
1)ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
2)сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
3)вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
4)руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
5)чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
6)невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
7)дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
8)злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Замечено, что симптоматика профессионального  выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных  работников. Нередко встречается  профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.
Причинами профессионального выгорания организации  выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом  руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Симптомы  профессионального выгорания организаций:  неадекватно повышенная текучесть  кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании. Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.
Синдром профессионального выгорания развивается  постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета  в глубины профессиональной непригодности:
Первая  стадия:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты  чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все  пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи
• возникает  состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется  сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Вторая стадия:
• возникают  недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь  начинает постепенно проявляться в  присутствии клиентов — вначале  это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой  человек по привычке может еще  сохранять внешнюю респектабельность  и некоторый апломб, но его глаза  теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически  ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
На развитии профессионального выгорания влияют факторы: личностные, ролевые, организационный. Рассмотрим их подробнее.
1.Личностный фактор - это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
2.Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
3.Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Таким образом,  профессиональное выгорание представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или сложными. А также, выгорание представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек». Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях, скорее всего, невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как показывают исследования, симптоматика профессионального выгорания может быть не только у отдельных работников, но и нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства работников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть осознанным или неправильно понятым и оцененным.
Поэтому становится очевидной необходимость  организации психологических служб, так как они могут проводить  коррекционные и восстанавливающие  мероприятия для снижения профессионального  выгорания и повышения профессионального  здоровья, в том числе психологического и психического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Профессиональное долголетие менеджера.
В наше время проблема профессионального  здоровья привлекает к себе все большее  внимание специалистов. Однако пока еще  не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в понятие профессионального здоровья. Тема профессионального долголетия менеджера предполагает, по крайней мере, два аспекта рассмотрения. Первый из них связан с обеспечением возможности полнокровно исполнять свои служебные обязанности на протяжении всего периода пребывания в профессии менеджера. Иначе говоря, здесь речь идет о необходимости сделать все для того, чтобы менеджер не покидал профессию преждевременно. Одна из первостепенных задач в этом плане связана с должным обеспечением его физического и психического здоровья [2].
В общем  смысле эта задача вписывается в общую концепцию образа жизни, от которого, по данным Всемирной организации здравоохранения, зависит не менее 50% здоровья человека. Под образом жизни принято понимать устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях, способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.       Что касается факторов здорового образа жизни, то, по данным медицинских исследований, к числу первоочередных из них относятся: сон в течение 7-8 часов; регулярное питание; отказ от дополнительного приема пищи (т.е. в перерывах между ее приемами); не превышение веса более чем на 10% от оптимального (с учетом возрастного периода); регулярные занятия физическими упражнениями; ограничения в употреблении алкоголя; отказ от курения. Для менеджера особое значение имеет правильная организация труда, в том числе анализ расходования времени и управление им, приемлемый и регулярный темп работы (без “гонки изо всех сил”).
Другой  аспект затронутой темы, выступающий  в качестве самостоятельной психологической  проблемы, связан с внутренне бесконфликтным завершением профессионального  пути. Сам по себе выход из профессии, расставание с любимым делом, которому были отданы лучшие годы жизни, являются серьезным испытанием для психического здоровья человека и его физического самочувствия. Поэтому подготовка к уходу на пенсию, как считают психологи, относится к числу тех задач, необходимость решения которых уже вполне назрела. Надо заранее готовиться к выходу на пенсию, чтобы не оказаться уязвимым к воздействию связанных с ним факторов риска. Среди факторов, имеющих непосредственное отношение к профессии менеджера, можно упомянуть следующие:
• Высокая  профессиональная подготовка человека, т. е. чем выше профессиональный уровень, тем тяжелее протекает прекращение работы.
• Несоответствие между внутренним (эмоциональным  желанием продолжать работу и рациональным пониманием необходимости ее прекращения (возрастной барьер).
• Сочетание  в личностной структуре тревожно-мнительных черт, тенденции к лидерству и  сниженной способности к адаптации.
• Полное отсутствие психологической подготовки к пенсионному возрасту, т.е. сосредоточенность  только на работе и отсутствие других интересов, увлечений.
Еще одно очень важное положение психологии здоровья заключается в том, что  человек должен сам уметь управлять  своим психическим здоровьем. К  обеспечению здоровья менеджера  это положение и его развитие тоже имеет самое непосредственное отношение. Управление своим психическим здоровьем предполагает и тренировку собственной психики,  раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных коллизий, которые встречаются на его жизненном пути. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические тренинги[4].
Отсюда, по логике, определено, что образ  жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время  условия жизни как бы опосредованно  оказывают влияние на состояние здоровья. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни! Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, какого Ваше материальное благополучие; социологическая - какого качество Вашей жизни; социально-экономическая - каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль Вашей жизни. Итак, здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно характеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и укладка жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями[1].
 Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.  Активность, проявленная, прежде всего индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды) и на показателях общественного здоровья. Наиболее благоприятной ночами для оздоровления нации является государственной политикой. Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или опухологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д.  "Стиль жизни"- тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности.
Иначе говоря, в старость, как и в  профессию, надо идти деловито. Творческая старость является одним из желанных идеалов геронтологии[7]. Если человек здоров и исполнен желанием трудиться и дальше, если он при этом достиг высот своей профессиональной квалификации, то неоправданно ни с нравственной, ни с государственной точки зрения лишать его возможности продолжать заниматься избранным делом. Известно, что способность к профессиональной деятельности и ясность ума могут сохраняться у пожилого человека довольно долго, особенно у людей интеллектуального труда. В пожилом возрасте человек обретает очень ценные для руководителя качества: необходимую осторожность, неторопливость, точность формулировок и должный самоконтроль, нежелание рисковать без оснований. Поэтому пожилой человек на ответственном посту может принести огромную пользу. Следовательно, очень важным вопросом в этом аспекте является долгожительство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.