На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управления оборотными активами на примере управления запасами, дебиторской задолженность и денежными активами.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Управление запасами…………………………………………… 4-11
Глава 2. Управление дебиторской задолженностью…………………… 12-23
Глава 3. Управление денежными активами…………………………….. 24-38
Заключение………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………... 40
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение 

    Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого  управления ими во многом зависит  успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в  работе финансового менеджера, поскольку  является постоянным, ежедневным и  непрерывным процессом.
    Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота  и эффективность использования  оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия  и устойчивость его положения  на финансовом рынке.
     По  оценкам специалистов, занимающихся консультированием в области  финансового менеджмента, из общей  экономии, которую может получить предприятие при рациональном управлении финансами, 50 % может дать управление материально-производственными запасами, 40 % - управление  запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и остальные 10 % - управление собственным технологическим циклом.
       Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы, кроме того оборотные активы обеспечивают предприятию имущественную и оперативную самостоятельность.
     Задачей данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов управления оборотными активами на примере управления запасами, дебиторской задолженность и денежными активами. 

 


      Глава 1. Управление запасами 

     Управление  запасами представляет собой сложный  комплекс мероприятий, в котором  задачи финансового менеджмента  тесным образом переплетаются с  задачами производственного менеджмента  и маркетинга. Все они подчинены  единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих  затрат по обслуживанию запасов [6,с.164].
     Эффективное управление запасами позволяет снизить  продолжительность производственного  и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности  достигается за счет разработки и  реализации специальной финансовой политики управления запасами.
     Политика  управления запасами представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся  в оптимизации общего размера  и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
     Различают следующие подходы к управлению запасами [10]– таблица 1.1.
     Таблица 1.1 Подходы к управлению запасами
Подход Реализация  на практике Соотношение доходности и риска
Консервативный Формирование  завышенного объема страховых и  резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота. Как следствие  – снижение доходности. Уровень  риска остановки производства –  минимальный
Умеренный Формирование  резервов на случай типовых сбоев Средняя доходность. Средний риск
Агрессивный Минимум запасов, поставки «точно в срок» Максимальная  доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства
 
     Разработка  политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых  работ, основными из которых являются следующие:
    анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде;
    определение целей формирования запасов;
    оптимизация размера основных групп текущих запасов;
    оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов;
    построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии;
    реальное отображение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции.
     Управление  запасами направлено на:
    увеличение оборачиваемости запасов;
    сохранение бесперебойной деятельности производства;
    сокращение издержек производства.
     Этапы работы по управлению запасами представлены на рис.1.1 [6,с.165]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


     
     
     
     
     
     
     
     
       

     
       

     
       

     
       

     Рис.1.1 Этапы работ по управлению запасами
     Рассмотрим  содержание этапов:
    Анализ объема и структуры запасов товароматериальных ценностей в предшествующем периоде устанавливает:
    Трендовый анализ общей суммы запасов;
    Структуру запасов в разрезе их видов и основных групп, сезонные колебания и их размер;
    Эффективность использования видов и групп запасов (оборачиваемость);
    Объем и структуру затрат по обслуживанию запасов.
    К целям формирования затрат относятся:
    Обеспечение текущей производственной деятельности;
    Обеспечение текущей сбытовой деятельности (запасы готовой продукции);
    Накопление сезонных запасов [2,с.186].
    Оптимизация размеров групп основных текущих запасов устанавливается моделированием. «Модель экономического обоснования размера заказа» (Economic Ordering Quantity - EOQ). Используется для оптимизации размера как производственной продукции, так и запасов готовой продукции. Модель основана на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Данные затраты делятся на 2 группы:
    Затраты на размещение заказа (транспортировка и приемка);
    Затраты на хранение запасов на складе.
     С ростом среднего размера одной партии поставки товара снижаются операционные затраты на размещение заказа и возрастают затраты по хранению товарных запасов  на складе и наоборот.
     Итак, оба компонента общих затрат, связанных  с поддержанием запасов, изменяются обратно пропорционально друг другу, поэтому можно тайти такую  величину размера запаса, которой  соответствует минимальный уровень  этих затрат. Данная зависимость представлена на рис. 1.2 [3,с.676]. 

     
     Рис.1.2 Размер оптимальной партии заказа.
     Т.о. формула примет вид:
     С = Сос =
     Где  С – общие щатраты, у.ед.;
     Со – затраты по размещению и выполнению заказа, у.ед.;
     Сс – затраты по хранению, у.ед.;
     H – затраты по хранению единицы запасов, у.ед.;
     q – размер заказываемой партии запасов, у.ед.;
     F – затраты по размещению и выполнению одного заказа, у.ед.;
     D – годовая потребность в запасах, ед.
     График  функции общих затрат имеет вид  параболы, поэтому дифференцируя  по q и приравнивая к 0 первую производную можно найти такое значение q, при котором функция достигает своего минимума, т.е. суммарные затраты по управлению запасами минимизируются. Соответствующая величина запаса носит название оптимальной величины заказа и рассчитывается по формуле [3,с.676]:
     = =0
     EOQ =
        Пример: Годовая потребность в определенном виде сырья, определяющая объем его закупки, составляет 1000 ед. (D). Средняя стоимость размещения одного заказа – 6 у.ед. (F), средняя стоимость хранения единицы товара – 3 у.ед. (H). Определить оптимальную величину заказа (EOQ).
     EOQ =
        При размере заказываемой партии заказа, равной 63 ед., затраты предприятия  по обслуживанию запасов будут минимальными.
     В рамках этой теории разработаны и  схемы управления заказами, позволяющие  посредством ряда параметров формализовать  процедуру обновления запасов, например, определить уровень запасов, при  котором необходимо делать очередной  заказ. Одна из таких схем выражается системой моделей:
     

     где AU - средняя дневная потребность  в сырье, ед.;
     AD - средняя продолжительность выполнения  заказа (от момента размещения  до момента получения сырья), дн.;
     SS - наиболее вероятный минимальный  уровень запасов, ед.;
     MS - максимальный уровень запасов,  ед.;
     RP - уровень запасов, при котором  делается заказ, ед.;
     LU - минимальная дневная потребность  в сырье, ед.;
     MU - максимальная дневная потребность  в сырье, ед.;
     MD - максимальное число дней выполнения  заказа;
     LD - минимальное число дней выполнения  заказа.
     Графически  иллюстрация варьирования запасов  выглядит следующим образом –  рис. 1.3 [3, с.677].
     
Рис. 1.3 Динамика запасов в условиях оптимального управления запасами.
     Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении  оптимального размера партии производимой продукции (вместо размера партии поставки). Если производить определенный товар  мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов  на складе (Сх) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и др. (Ср). Используя вместо показателя потребность в запасах (D) показатель планируемого объема производства продукции, на основе модели EOQ аналогичным образом можно определить оптимальный размер партии производимой продукции [6,с.167].
    Оптимизация общей суммы запасов товароматериальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Рассчитывается посредством формулы [2,с.191]:
 
     Где, Нтх – норматив запасов текущего хранения в днях оборота;
     Оо – однодневный объем производства (для сырья, материалов) или реализации продукции в предстоящем периоде;
     Зсх – планируемая сумма запасов сезонного хранения;
     Зцн – планируемая сумма запасов целевого назначения.
    Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.
     Основная  задача – своевременное размещение заказов на пополнение запасов и  вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов [6,с.167].
    Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов в условиях инфляции.
     В связи с изменением номинального уровня цен на товароматериальные ценности, цены, по которым сформированы их запасы, требуют соответствующей корректировки  к моменту производственного  потребления или реализации данных активов. При отсутствии корректировки  реальная стоимость запасов этих активов будет занижаться, а соответственно, будет занижаться и реальный размер инвестированного в них капитала [6,с.167].
     Эффективность текущей деятельности в значительной степени определяется скоростью  трансформации оборотных активов из одного вида в другой. Запасы – одна из составляющих оборотных активов. Чем выше оборачиваемость средств, вложенных в запасы, тем меньшим их количеством можно обеспечить торгово-производственный процесс. Напротив, чем ниже оборачиваемость, тем дольше денежные средства омертвлены в запасах, тем меньше они дают отдачу.
     Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных оборотных  средств.
     При анализе недостач и потерь от порчи  товароматериальных ценностей, не списанных  с баланса в установленном  порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться  установить конкретных виновников для  взыскания с них причиненного ущерба. Требуется также проверить  условия хранения ценностей, обеспечение  их сохранности по количеству и качеству, квалификацию материально ответственных  лиц, запущен ли учет товароматериальных ценностей, соблюдаются ли правила  проведения инвентаризации и выявления их результатов [3,с.680]. 
 
 

 


Глава 2. Управление дебиторской  задолженностью 

     Управление  дебиторской задолженность представляет собой часть управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся  в оптимизации общего размера  этой задолженности и обеспечение  своевременной ее инкассации [6,с.168].
     Выделяют  три подхода к управлению дебиторской  задолженностью – таблица 2.1 [10].
     Табл.2.1 Подходы к управлению ДЗ
Подход Реализация  на практике Соотношение доходности и риска
Консервативный Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными  клиентами Минимальные потери от образования безнадежной задолженности  и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики
Умеренный Предоставление  среднерыночных (стандартных) условий  поставки и оплаты Средняя доходность. Средний риск
Агрессивный Большая отсрочка, гибкая политика кредитования Большой объем  продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления  просроченной дебиторской задолженности
     В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам – рис.2.1.
     Среди, перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности  предприятий приходится на задолженность  покупателей за отгруженную продукцию.
      

Рис. 2.1. Состав основных видов дебиторской задолженности предприятия
     В общей сумме дебиторской задолженности  на расчеты с покупателями приходится 80–90% [5,с.117].
     Формирование  политики управления ДЗ предприятия (или  его кредитной политики по отношению  к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам – рис.2.2 [2,с.196].
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.2 Основные этапы формирования политики управления 
дебиторской задолженностью предприятия

     1. Анализ дебиторской  задолженности предприятия  в предшествующем  периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) кредита и потребительского кредита.
     На  первом этапе анализа  оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика и предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
     
,

     где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
     ДЗ  – общая сумма дебиторской  задолженности предприятия (или  сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
     ОА  – общая сумма оборотных активов  предприятия.
     На  втором этапе анализа  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.
     Средний период инкассации дебиторской задолженности  характеризует ее роль в фактической  продолжительности финансового  и общего операционного цикла  предприятия. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
     
=
,

     где ПИДЗ – средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
       – средний остаток дебиторской  задолженности предприятия (в  целом или отдельных ее видов)  в рассматриваемом периоде; 
     О0 – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
     Количество  оборотов дебиторской задолженности  характеризует скорость обращения  инвестированных в нее средств  в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей  формуле:
     
,

     где КОДЗ – количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;
     ОР  – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом  периоде.
      На  третьем этапе  анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. Пример графического представления результатов этого анализа приведен на рис. 2.3. 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.3 Графический анализ „возраста» дебиторской задолженности предприятия
     На  четвертом этапе  анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
     Коэффициент просроченности дебиторской задолженности  и средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской  задолженности.
     

     где КПДЗ — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
     ДЗПР – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
     ДЗ  – общая сумма дебиторской  задолженности предприятия.
     Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности  определяется по следующей формуле:
     

     где ВПДЗ – средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
       - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
     Оо – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
     На  пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
     ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ
     где ЭДЗ – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
     ПДЗ – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
     ТЗДЗ – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
     ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
     Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность
     

     где КЭДЗ – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
     ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
       – средний остаток дебиторской  задолженности по расчетам с  покупателями в рассматриваемом  периоде.
     Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики предприятия [4,с.224].
     2. Формирование принципов  кредитной политики  по отношению к  покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
     Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
     Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
     Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.
     Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью  предприятия и характером реализуемой  продукции (товаров, услуг) [5,с.120].
     Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
     Консервативный (или жесткий) тип  кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
     Умеренный тип кредитной  политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
     Агрессивный (или мягкий) тип  кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита [2,с.200].
     3. Определение возможной  суммы финансовых  средств, инвестируемых  в дебиторскую  задолженность по  товарному (коммерческому)  и потребительскому  кредиту. 
     При расчете этой суммы необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции  в кредит; средний период представления  отсрочки платежа, по отдельным формам кредита; средний период просрочки  платежей исходя из сложившейся хозяйственной  практики (он определяется по результатам  анализа дебиторской задолженности  в предшествующем периоде); коэффициент  соотношения себестоимости и  цены реализуемой в кредит продукции.
     Расчет  необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность осуществляется по следующей формуле:
     

     где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
     ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КС/Ц- коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
       – средний период предоставления  кредита покупателям, в днях;
       – средний период просрочки  платежей по предоставленном  кредиту, в днях.
        Пример: Определить необходимую сумму финансовых средств,
        инвестируемых в предстоящем периоде в дебиторскую 
        задолженность, при следующих условиях:
        планируемый объем реализации продукции с  предоставлением товарного (коммерческого) кредита — 3200 тыс. усл. ден. ед.;
        планируемый удельный вес себестоимости продукции  в ее цене — 75%;
        средний период предоставления кредита оптовым  покупателям — 40 дней;
        средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту по результатам анализа  — 20 дней
        Идз
     Если  финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции  в кредит [4,с.227].
     4. Формирование системы  кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
     1) срок предоставления кредита  (кредитный период) - характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
     2) размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) - характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту;
     3) стоимость предоставления кредита  (система ценовых скидок при  осуществлении немедленных расчетов  за приобретенную продукцию) - характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию:
     

     где ПСК – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСН – ценовая скидка предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %; СПК – срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
     4) система штрафных санкций за  просрочку исполнения обязательств  покупателями [2,с. 203].
     5. Формирование стандартов  оценки покупателей  и дифференциация  условий предоставления  кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
     Формирование  системы стандартов оценки покупателей  включает следующие основные элементы
    определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
    формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
    выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
    группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
    дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
     Формирование  стандартов оценки покупателей, дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита  – товарному и потребительскому [4,с.228].
     6. Формирование процедуры  инкассации дебиторской  задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов [5,с.125].
     7. Обеспечение использования  на предприятии  современных форм  рефинансирования  дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктур финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги [2,с.205].
     Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в  настоящее время являются:
    факторинг;
    учет векселей, выданных покупателями продукции;
    форфейтинг.
     В современных условиях финансовой деятельности предприятия стремятся не только получать положительные финансовые результаты, но и их планировать. При  наличии неплатежей данная задача трудновыполнима  – не каждое предприятие готово предоставлять собственную финансовую отчетность и прочую необходимую  для анализа его кредитоспособности информацию.
     Следовательно риски неплатежа тоже можно оценить  далеко не всегда, что обуславливает  применение прямого страхования  дебиторской задолженности. Чтобы  застраховать дебиторскую задолженность  предприятие должно застраховать всех покупателей, приобретающих продукцию  на условиях отсрочки платежа. Страховая  компания может застраховать дебиторскую  задолженность при страховой  премии 0,9% - 9%. Размер страховой премии по конкретному договору страхования  может изменяться на основании повышающих ( от 1,00 до 5,00) и понижающих ( от 2,00 до 1,00) коэффициентов. Также в договоре страхования может применяться  франшиза.
     Договор страхования заключается на срок от 1 мес. до 1 года. Страховым случаем признается просрочка покупателем платежа или его банкротство. Страховой компанией не компенсируются :
    убытки по отгрузке товаров застрахованным покупателям сверх установленных лимитов;
    убытки, которые могут быть погашены при проведении взаимозачета;
    невыплаченные пени и штрафы, начисленные в соответствии с договором поставки за просрочку платежа [9, с.19].
     К управлению дебиторской задолженностью относится также формирование резерва  по сомнительным долгам. Создание резерва  должно быть предусмотрено учетной  политикой предприятия. Сумма резервов определяется по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на последний  день отчетного периода в следующем порядке:
    Свыше 90 дней – 100%;
    От 45 до 90 дней – 50%;
    Менее 45 дней – резерв не создается.
     Причем  резерв не должен превышать 10% от выручки [1].
     Управлять дебиторской задолженностью можно  также стимулируя покупателей к  досрочной оплате счетов. Это можно  сделать путем предоставления скидок со стоимости товаров, работ, услуг, в случае если платеж осуществлен  ранее оговоренного срока [9,с.20]. 
 
 
 
 

 


Глава 3. Управление денежными  активами 

     Управление, денежными потоками является одним  из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения  денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п [7,с.251].
     Выделяют  три мотива, побуждающие держать  наличные денежные средства на руках:
    трансакционный мотив – потребность в наличности для выполнения обязательств по платежам, возникающая при обычном течении дел (закупки, оплата труда, дивидендов, налогов и т.п.);
    предупредительный мотив – поддержание запасов для выполнения обязательств при непредвиденных обстоятельствах. Чем более предсказуемы потоки денег, тем меньше резервный остаток. Доступность кредита для экстренных наличных расходов также сохраняет потребность в остатке на счете.
    спекулятивный мотив – хранение наличности в целях получения выгод от ожидаемых изменений на рынке капитала [6,с.174].
     Выделяют  следующие подходы к управлению денежными активами – таблица 3.1 [10].
Таблица 3.1 Подходы к управлению денежными  активами
Подход Реализация  на практике Соотношение доходности и риска
Консервативный Хранение большого страхового остатка денежных средств  на счетах Возможность вовремя  совершать планируемые платежи  даже при временных проблемах  с инкассацией может привести к их обесценению
Умеренный Формирование  сравнительно небольших страховых  резервов, инвестирование только в  самые надежные ценные бумаги Средняя доходность. Средний риск
Агрессивный Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в  высоколиквидные ценные бумаги Предприятие рискует  не расплатиться по обязательствам или  понести потери из-за привлечения  незапланированного краткосрочного финансирования
     Система эффективного управления денежными  средствами подразумевает выделение  четырех крупных блоков процедур, требующих определенного внимания финансового менеджера:
     1) расчет финансового цикла; 
     2) анализ движения денежных средств; 
     3) прогнозирование денежных потоков; 
     4) определение оптимального уровня  денежных средств.
     Расчет  финансового цикла
     Финансовый  цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Основные этапы  обращения денежных средств в  ходе производственной деятельности представлены на рис. 3.1.
     Операционный  цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы  омертвлены в запасах и дебиторской  задолженности. Поскольку предприятие  оплачивает счета поставщиков с  временным лагом, время, в течение  которого денежные средства отвлечены из оборота, т.е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности [5,с.104].
     
      Рис. 3.1 Этапы обращения денежных средств
         Таким образом, продолжительность финансового цикл; (ПФЦ) в днях оборота рассчитывается по формуле:
     ПФЦ=ПОЦ  – ВОК=ВОЗ + ВОД – ВОК 


     где ПОЦ – продолжительность операционного цикла;
     ВОК – время обращения кредиторской задолженности; ВОЗ – время обращения  производственных запасов;
     ВОД – время обращения дебиторской  задолженности;
     Т – длина периода, по которому рассчитывают средние показатели (как правило, год, т.е. Т=365).
     Информационное  обеспечение расчета – бухгалтерская  отчетность и данные управленческого  учета [4,с.210].
     Анализ  движения денежных средств
     Анализ  движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой  другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера; однако можно привести аргументы, в известной степени оправдывающие его проведение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.