На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Основные направления  внешнеэкономической  политики России
      Этапы становления открытого типа в России
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики  и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
В структурных  изменениях, которые происходят в  экономике России в настоящее  время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продукта) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.
Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных  материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.
Продолжается  процесс изменений в стоимостной  структуре воспроизводства в  результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда  и амортизации и неестественно (в условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.
В условиях разбалансированности современной  российской экономики произошел  массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с  последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы  в сферу обращения возник современный  банковский сектор, привлекающий дешевые  средства предприятий для последующего использования их в намного более  прибыльных спекулятивных операциях.
Концентрация  денежной массы в сфере обращения  капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой  эластичностью спроса на деньги в  сфере обращения в зависимости  от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства —  сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег  в реальном выражении.
Закономерный  результат такой макроэкономической политики — последовательное сокращение денежной массы в экономике.
Фактически  объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз  — до 10—12% ВВП по сравнению с 70—80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать  потребностям сферы обращения в  оборотном капитале и населения  в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.
      . Формы, методы реализации и регулирования внешнеэкономической деятельности
Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭД обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
Схема 1.

3. Государственное  регулирование внешней  торговли. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Схема 2.

Тарифные  методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная  пошлина - разновидность акцизного  налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через  государственную границу. Там пошлина  выполняет три основные функции:
    фискальную - пополнение госбюджета;
    протекционистскую - защита отечественных производителей;
    регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с внешним  рынком.
Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН. Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры.
Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
    внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
    различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства
    декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.
Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.
      Роль Франции как потенциального стратегического партнера в системе внешнеэкономических связей России.
    2010 год  решением руководства двух стран  объявлен «перекрёстным годом»  Франции в России и России  во Франции. Это событие, которое  на первый взгляд кажется рутинным, на самом деле является знаменательным, этапным и, возможно, даже выходящим  за рамки только двухсторонних  отношений. Во-первых, беспрецедентен  как сам формат «перекрёстного  года» (такого ещё не было  в наших отношениях), так и его  содержание: намечено проведение  порядка 400 различных мероприятий,  охватывающих области культуры, науки, экономики, политики, спортивных  и гуманитарных обменов – словом, всего спектра отношений двух  стран. Во-вторых, масштабность этого  события демонстрирует особый  уровень отношений между нашими  странами. Он обусловлен без малого  трёхсотлетней историей официальных  дипломатических отношений, памятью  о военно-политическом союзе на  рубеже ХIХ – ХХ вв., совместной  борьбой с нацизмом во Второй мировой войне, уважением независимого статуса Франции на мировой арене в послевоенные десятилетия, связанного с политикой Шарля де Голля. Особая теплота наших отношений определяется прежде всего богатыми культурными и гуманитарными связями. Русский человек очарован «мягкой силой» Франции, её историей, архитектурой и живописью, литературой, самим французским образом жизни. В свою очередь, многие французы испытывают симпатии и неподдельный интерес к «огромной и холодно-снежной стране», загадочной «славянской душе» и русской культуре.
    Проведение  «перекрёстного года» имеет целью  придать новый импульс франко-российскому  партнёрству, вывести его на ещё  более высокий уровень, что, в  силу значимости и удельного веса наших стран, повлияет на состояние  как европейской, так и мировой  политики.
    Попытаемся  оценить нынешнее состояние франко-российских отношений, а также сделать прогноз  их возможного развития на среднесрочную  перспективу. 
    Панорама  сотрудничества в  торгово-экономической  и гуманитарной областях
    Отношения между Россией и Францией в  последние годы приобрели весьма ощутимую положительную динамику. Это  характерно для всех областей взаимодействия, но, пожалуй, наиболее наглядно проявилось в торгово-экономической сфере.
    Приведём  статистические данные. Характерной  чертой последних лет стал впечатляющий рост товарооборота между нашими странами: с 2003 по 2008 г. он увеличился в  три (!) раза, достигнув почти 21 млрд. евро. Правда, эта динамика была существенно  подорвана мировым финансовым кризисом: за первую половину 2009 г. французский  экспорт в денежном выражении  сократился на треть, а российский –  на 37% (в основном за счёт падения  цен на углеводородное сырьё, составляющее 92% французского импорта из России). Однако оборотным эффектом кризиса  стало то, что доля Франции в  российском импорте выросла с 3,8% до 4,6%, в результате она поднялась  с девятого на шестое место в списке крупнейших российских торговых партнёров.
    Хотя  Франция замыкает десятку важнейших  зарубежных инвесторов в российскую экономику, значительно уступая  Германии, Голландии, Италии, Кипру, ситуация в этой области меняется к лучшему. Французских инвесторов сейчас уже  не назовёшь, как раньше, «боязливыми», – они осуществляют значительные вложения в сферу финансов, перерабатывающую, автомобильную, агропищевую промышленность, розничную торговлю. Объём накопленных французских инвестиций в российской экономике на конец 2008 г. составил 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. – прямые инвестиции.
    Ряд известных французских компаний прочно закрепился на российском рынке, инвестировав значительные средства в  развитие, в том числе и производственных мощностей. Среди крупных проектов последних лет, определяющих вектор экономического сотрудничества двух стран, следует упомянуть деятельность концерна «Рено». Французские автомобилестроители создали совместно с московским правительством СП «Автофрамос», производящее популярные машины «Логан». В прошлом году руководство «Рено» приняло решение о стратегическом партнёрстве с АвтоВАЗом, став его главным акционером. Концерн только в ближайшие годы собирался поставить оборудование и технологии на сумму 250 млн. долл. Не менее известная компания «ПСА» («Пежо-Ситроен») планирует открыть сборочное производство в Калужской области. Несмотря на кризис и падение продаж автомобилей в России, пока эти планы остаются в силе.
    Пожалуй, наиболее впечатляющим и перспективным  является сотрудничество в области  энергетики. Компания «Тоталь» ведёт активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, а в июле 2008 г. она избрана в качестве стратегического партнёра Газпрома по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения (французы будут владеть 25% капитала созданного СП). Как знаменательное событие, далеко выходящее за чисто экономические рамки, можно расценить подписание в ноябре 2009 г. двух соглашений: об участии компании «ЕDF» («Электриситэ де Франс») в прокладке газопровода «SouthStream» (совместно с Газпромом и итальянской «ENI») по дну Чёрного моря, а компании «GDF-Suez» («Газ де Франс – Сюэз») – в российско-германском консорциуме по строительству «NordStream» по дну Балтики. При этом французы не отказываются и от участия в возможном строительстве «Набукко», считая, что диверсификация поставок газа увеличивает энергетическую безопасность Европы. Кстати, расхожее мнение о том, что на Россию приходится львиная доля французского импорта газа, не соответствует реальности – она не превышает 15% от общего объёма поставок.
    Сотрудничество  в энергетической сфере охватило и такую важную область, как ядерная энергетика. Концерны «Areva» и «Alstom» совместно с Росатомом создали СП по производству высокотехнологичных турбин и топлива для российских АЭС. Предполагается, что специалисты наших стран смогут предложить свои услуги по развитию атомной энергетики третьим странам.
    Особое  внимание стало уделяться в последнее  время вопросам энергоэффективности, энергосбережения, созданию возобновляемых источников энергии. Франция очень активно борется за сокращение выброса парниковых газов. Президент Саркози не раз повторял, что нынешнее поколение жителей планеты – последнее, которое ещё может предотвратить возможную экологическую катастрофу. В этом контексте французский премьер-министр Фр.Фийон расценил как «очень позитивный сигнал» подписание в ноябре 2009 г. соглашения между «BNP-Paribas» и «TNK-BP», предусматривающее сокращение сжигания попутных газов на нефтяном месторождении в Самотлоре. Французская компания «Dalkia» будет участвовать в работах по модернизации тепловых сетей в Сланцах и Калуге. Возможно, что французское Агентство по защите окружающей среды и энергосбережению (ADEME) поможет российской стороне в создании аналогичной организации.
    Символом  успеха во взаимодействии наших стран  может служить научно-техническое  сотрудничество в области авиации  и космоса. Французы по достоинству  оценили надёжность наших ракетоносителей  «Союз», построив специально для их запуска совместно с российскими  специалистами стартовую площадку на космодроме Куру во французской  Гвиане. Планируется 22 запуска «Союзов», первый из которых должен состояться в этом году. Старт с этого космодрома, расположенного практически на экваторе, по сравнению с Байконуром позволяет  увеличить полезную массу, выводимую  на орбиту, вдвое (с 1,5 до примерно 3 тонн).
    Отрадным  моментом является и производственная кооперация в авиастроении. Французские  фирмы «Safran» и «Thales» участвуют в производстве среднемагистрального лайнера «Суперджет-100», а российские предприятия поставляют комплектующие для аэробусов моделей А350 и А320. Поставки из России стали возможными, в частности, благодаря тому, что в сентябре 2006 г. ВТБ приобрёл 5% капитала европейского концерна «EADS», который производит аэробусы. Попутно заметим, что попытки расширения участия российского банка в капитале концерна были заблокированы нашими западноевропейскими партнёрами.
    Рамки статьи не позволяют подробно осветить успешную работу всех французских фирм на российском рынке – их насчитывается  более 400. Тем не менее нельзя обойти вниманием некоторые, на наш взгляд, значимые проекты.
    Так, банк «Сосьете Женераль» в феврале 2008 г. приобрёл контрольный пакет акций Росбанка, входящего в десятку крупнейших российских банков (стоимость активов 7,6 млрд. долл., 600 агентств, покрывающих 80% территории страны, 3 млн. частных и 7000 корпоративных клиентов). Эта покупка стоимостью в 1,7 млрд. долл. (кстати, пока самая крупная сделка в банковском секторе страны) позволила «Сосьете Женераль» занять первое место среди иностранных банков, работающих в России. Аналогичным образом поступила и страховая группа «АХА», купив крупный пакет акций компании «РЕСО-Гарантия» на сумму более 1 млрд. долл.
    Многообещающие  перспективы открываются (если всё  сложится удачно) перед французской  компанией «VINCI», которая собирается принять участие в строительстве  платной автодороги Москва-Петербург  и реконструкции аэропорта Шереметьево. А известная компания «Alstom», возможно, будет участвовать в проекте создания высокоскоростной железной дороги Хельсинки – Санкт-Петербург. Совместно с Трансмашхолдингом французы рассматривали возможность производства подвижного состава для этого проекта. Правда, у французов здесь имеется мощный конкурент в лице «Сименса», который уже поставил соответствующие поезда «Сапсан».
    Наконец, отметим соглашения о строительстве  завода по производству инсулина и  об участии в создании Фармаполиса с фирмой «SanofiAventis», а также создание СП с участием «AlcatelLucent» в области телекоммуникационного оборудования.
    Франко-российское сотрудничество в области культуры, науки и образования ещё в советское время отличалось высоким уровнем. Тем не менее в последние годы наблюдается его качественное улучшение. Пример тому – проведение года Франции в России и России во Франции. Традиционными стали многочисленные фестивали кино, музыки, театра, различного рода культурные обмены. Относительно новое явление – интенсификация контактов в области образования. В значительной мере этому способствовало подключение России к Болонскому процессу и перевод её высшего образования на двухуровневую систему. Это даёт возможность российским и французским студентам получать двойные дипломы. В настоящее время работают шесть филиалов французских университетов, созданных при российских вузах. Наиболее известные из них – французские колледжи при Московском и Санкт-Петербургском университетах, а также филиал парижского Института политических исследований при МГИМО. Многие российские вузы поддерживают научные связи с профильными французскими учебными заведениями. Сейчас во Франции обучается примерно 2500 российских студентов, это число намечено в ближайшие годы утроить. Кстати, в ходе проведения «перекрёстного» года большое внимание уделено именно молодёжным и студенческим обменам – обе стороны считают, что их нужно интенсифицировать.
    Добиться  поставленной цели невозможно без усилий по развитию преподавания французского языка в России и русского во Франции. Давно прошли те времена, когда французский  язык в России был чуть ли не вторым обязательным (а для многих и первым). По данным французов, в настоящее время лишь 5,5% российских школьников (порядка 700 тыс. чел.) изучает французский язык, в то время как английским занимаются 11 млн., а немецким – 3 млн. чел. (Для сравнения: в 2006 г. 15220 французских школьников изучали русский язык, что на 1000 больше по сравнению с 2004/2005 г.). Впрочем, надо отдать должное французам: они стараются отстоять позиции французского языка и культуры в России. В Москве и Петербурге имеются французские лицеи, где наряду с французскими школьниками могут обучаться и российские дети (правда, обучение платное). В Москве в здании Библиотеки иностранной литературы работает Французский культурный центр, а в некоторых российских регионах имеется сеть представительств «Альянс франсез». Активно работает также Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук, расположенный в ИНИОН РАН, способствуя налаживанию контактов между учёными наших стран.
    Отрадно отметить и стремление России все  более активно распространять свои культуру и мировоззрение непосредственно  во Франции. Речь идёт как о работе Российского культурного центра в Париже, так и, особенно, о парижском отделении Института демократии и сотрудничества (ИДС), который возглавляет известный российский историк и политик Н.А.Нарочницкая. С открытием ИДС гуманитарное сотрудничество между нашими странами наконец-то приобрело действительно взаимный характер. Пожалуй, впервые представители российских неправительственных организаций получили возможность работать непосредственно с французской аудиторией (подобно их зарубежным коллегам, работающим в России) – что, заметим, пришлось далеко не по вкусу многим «доброжелателям» нашей страны, разглядевшим в этом пресловутую «руку Москвы».
    Резюмируя, можно сказать, что сотрудничество между Россией и Францией в  области экономики и торговли, в гуманитарной и культурной сферах за последние десять лет обрело стабильность и динамизм. Это сотрудничество стало в хорошем смысле слова обыденным, лишённым былой подозрительности, идеологической зашоренности и «официальной» напыщенности. Очень хорошо, что самый интенсивный диалог развился прежде всего на уровне бизнеса, гражданского общества и рядовых граждан. Именно на этом уровне формируется прочный фундамент взаимодействия, лучше познаются партнёры.  

Глава 2. Формирование современной  структуры внешнеэкономических  связей России с западноевропейскими  странами.
2.1. Развитие рынка  инвестиций и валютно-финансовое  обеспечение внешних  связей.
Финансирование
В первые месяцы 2011 г. произошло заметное увеличение кредитования банковскими структурами реальной экономики. Так, по данным Банка России, к началу марта 2011 г. совокупный объем выданных банковской системой РФ кредитов достиг новых рекордных значений и составил 22 601,6 млрд руб. Одновременно, продолжилась тенденция к снижению доли просроченной задолженности к совокупному объему выданных кредитов, которая составила 3,1%, что является наименьшим значением этого показателя в посткризисный период. Кроме этого, наблюдается поступательное снижение процентных ставок по кредитам, выдаваемым как в рублях, так и в долларах США – по данным Банка России, в феврале ставка по краткосрочным долларовым кредитам нефинансовым организациям была на уровне 6,5%, рублевые кредиты в среднем предоставлялись по ставке 8,7%. С другой стороны, возникает риск снижения качества выдаваемых кредитов: банковские структуры могут начать выдавать финансовые средства заемщикам с низким кредитным качеством, либо под низкокачественное обеспечение, что, в свою очередь, повысит риски связанные с увеличением объемов просроченной задолженности и переход в собственность банков еще большего количества непрофильных активов. С первых месяцев этого года в России наблюдается относительно высокий темп роста цен – только за I кв. 2011 г. инфляция в России составила 3,8%, тогда как в аналогичные период прошлого года этот показатель был на уровне 3,2%. Таким образом, увеличившиеся инфляционные риски подтолкнули Банк России к повышению ставки рефинансирования, изменив ее с 7,75% до 8%. Это повышение стало первым, после серии снижений, осуществляемых банком, начиная со II кв. 2009 г. Кроме этого, Банк России несколько раз в этом году увеличил нормы резервирования для кредитов, выдаваемых определенным классам заемщиков. Все эти действия направлены на снижение ликвидности в банковском секторе, которая является одним из факторов, увеличивающих инфляционные риски. Увеличение финансирования происходит и в строительном секторе – только за I кв. 2011 г., девелоперские компании либо уже получили, либо договорились о выдаче им кредита на общую сумму более чем $1 млрд*. При этом, за весь 2010 г. банками было выдано примерно $1,5 млрд*. Наибольшую активность по-прежнему проявляют крупнейшие российские банки – Сбербанк и ВТБ. С другой стороны, потребность девелоперских компаний в заемном капитале во многом обусловлена тем, что в результате кризиса строительство большинства проектов было заморожено. Объемы нового строительства сокращаются, и на фоне растущего спроса и ограничений по строительству в центральной части столицы высока вероятность появления дефицита качественных площадей уже в 2012-2013 гг. Поскольку строительный цикл офисного объекта в среднем составляет 4-5 лет, то девелоперы стремятся начать строительство уже сейчас. Наблюдается увеличение интереса со стороны девелоперов к привлечению капитала с помощью размещения собственных акций на рынке ценных бумаг. Так, вслед за Группой ЛСР, которая оказалась первой девелоперской компанией, кто после начала кризиса решилась на привлечение капитала на фондовом рынке, в ближайшее время будет осуществлено IPO (первичное размещение акций) компании «ЛенСпецСМУ» на лондонской фондовой бирже (LSE). Ожидается, что девелопер сможет привлечь капитал в размере примерно $650 млн. 

Доходность  лучших объектов в Москве*
Офисная недвижимость 9-10 %
Торговая  недвижимость 10-11 %
Складская недвижимость 11-13 %
*Оценка  ставок капитализации
Источник: knight Frank Research, 2011 

Объем инвестиций в России по результатам  на конец 2010 года увеличился на 128 % по сравнению с 2009 годом, составив 2,169 миллионов евро. Таковы данные последнего исследования компании CB Richard Ellis.

Основными игроками рынка по-прежнему остаются инвесторы из России. Вместе с тем, несмотря на экономический подъем, объем сделок в 2010 году оставался  гораздо ниже докризисного. В прошлом  году на российском рынке было заключено 27 инвестиционных сделок, а в 2008 - 50. При этом средняя стоимость сделки в 2010 году составила 80 млн евро. Для сравнения: в 2008 году средняя стоимость сделки была 71 млн евро.
Самой крупной сделкой в 2010 году стала  сделка по продаже портфеля офисной  недвижимости группы компаний Horus Capital компании Lenmar Capital Inc. (объем сделки - около 691 млн евро).
По прогнозам CB Richard Ellis, офисный и торговый сегменты будут по-прежнему доминировать на рынке инвестиций в России и в 2011 году.
Иностранные инвесторы все еще с осторожностью  относятся к России. Самой крупной  сделкой с участием иностранного капитала стала покупка китайской  государственной корпорацией "Центр  развития торговли и управления инвестициями в Европе" крупнейшего бизнес-парка  в России Greenwood за 285 млн евро. Общая площадь бизнес-парка составляет 130 тыс. кв. м. Эта сделка стала первой китайской инвестицией на рынке недвижимости России.
Таким образом, в 2010 году российский рынок  недвижимости привлек самый большой  объем капитала по сравнению с  другими странами Центральной и  Восточной Европы. Объем инвестиционных сделок в Чехии составил 613 млн евро, в Венгрии - 177 млн евро, а в Польше - 1,849 млн евро. В Москве, и без того страдающей от нехватки качественного предложения, положение усугубил кризис, результатом которого стало замораживание нового строительства. Тем не менее, по прогнозам экспертов CB Richard Ellis, в 2011 году ожидается рост объемов инвестиций. Российские инвесторы по-прежнему будут доминировать на рынке.  

2.2. Политическое сотрудничество  Франции и России
     Говоря о политическом сотрудничестве между нашими странами на современном этапе, эксперты часто  характеризуют его как «привилегированное партнёрство». Для такой оценки есть немало оснований.
     Действительно, по большинству «горячих» проблем  мировой политики – будь то иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане или Чаде – наши позиции близки или совпадают. Правда, есть и разногласия. Например, по Косово.
     В целом Москва разделяет приверженность Парижа идее многополярного или, лучше  сказать, многостороннего мира, в  котором ни одной стране, какой  бы мощной в военном и экономическом  отношении она ни была, не дано право  навязывать свои порядки и устои другим государствам. Такая точка зрения стала выглядеть ещё более обоснованной в контексте глобального финансового кризиса.
     Продуктивно складывается взаимодействие наших  государств и в международных  организациях, в том числе такой  важнейшей, как ООН. Обе страны полагают, что ООН, как наиболее представительная и безальтернативная международная  организация, должна и дальше выполнять  миссию главного регулятора международных  отношений, – что не исключает  реформирования этой организации, необходимость  которого давно назрела. В частности, Франция продвигает идею расширения числа постоянных членов Совбеза ООН, считая, что миллиардное население Африки, равно как и Южной Америки, должно иметь там своих представителей. На традиционном совещании послов, состоявшемся в Париже в конце августа 2009 г., французский лидер, в частности, заметил, что деятельность Совбеза ООН строилась с учётом расклада сил в мире в 1945 г., а сегодня статус некоторых стран не соответствует их реальному весу в мировой политике. (В целом, приветствуя французскую идею о расширении состава постоянных членов Совета безопасности ООН, нельзя не задаться вопросом: как один представитель, например, «чёрного континента» сможет выражать подчас совершенно противоположные интересы африканских государств?
     Во  многом, если не по всем позициям, совпадают  интересы Москвы и Парижа в вопросах реформирования мировой финансовой архитектуры. Здесь уместно напомнить, что именно Н. Саркози принадлежит идея проведения саммитов «двадцатки», объединяющей наиболее сильные в экономическом плане государства, на долю которых приходится более 85 % мирового ВВП. Две встречи (в ноябре 2008 г. в Вашингтоне и апреле 2009 г. в Лондоне) в целом можно расценить как превращение на практике «большой восьмёрки» в «большую двадцатку». Предложения российской делегации, подготовленные к лондонскому саммиту, во многом были схожи с позициями, обозначенными президентом Саркози. Лидер неоголлистов в категорической форме настаивал на принятии конкретных обязывающих решений, таких как реформирование МВФ и Мирового банка, усиление контроля за деятельностью финансовых учреждений и совершенствование работы рейтинговых агентств, ликвидация «финансовых оазисов» и регламентирование работы хедж-фондов.
     Приоритетное  место в российско-французских  отношениях занимает тема европейской  и мировой безопасности, включая  проблемы противодействия новым  угрозам и вызовам – таким  как терроризм, организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления. Для более результативного взаимодействия в этой ключевой сфере решением двух президентов в 2002 г. был создан специальный российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Он собирается на регулярной основе два раза в год (последняя встреча состоялась в Москве в ноябре 2009 г.).
     Позиции Франции в вопросах европейской  безопасности и отношениях с Россией  были конкретизированы по горячим следам южно-кавказского кризиса. Наиболее концентрированно они были изложены президентом Саркози в его выступлениях на конференции по мировой политике в Эвиане (октябрь 2008 г.) и на ежегодной конференции по проблемам безопасности в Мюнхене в феврале 2009 г. Так, лидер Франции поддержал инициативу президента Д.А. Медведева о «новом пакте по безопасности» и предложил провести соответствующие переговоры в рамках формата ОБСЕ, – правда, оговорив при этом ряд условий. В их числе: включение в повестку дня вопросов демократии и прав человека (это, по словам Саркози, не стремление «давать уроки демократии России», а просто принципиальная позиция Европы); участие в диалоге России и Европы «наших американских друзей и союзников»; наконец, отказ от политики сфер влияния на постсоветском пространстве (ближнее зарубежье, по мнению Саркози, должно стать сферой кооперации, а не соперничества).
     Политические  отношения с Россией Франция  сегодня вынуждена выстраивать  с оглядкой на своих партнёров  по Евросоюзу. Стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был  не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия  голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».
     Что касается Франции, то главное заключается  в том, что она отказалась принять  американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное  включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и  Белоруссии, что окончательно вытеснило  бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена  не столько дружескими чувствами  к России, сколько прагматическими  соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?
     У Европы просто нет иного пути, как  развивать максимально широкое  сотрудничество с Россией. Со своей  стороны, у России также нет исторических перспектив вне Европы. Ментально  и цивилизационно мы идентифицируем себя с Европой, хотя и полагаем себя особой её частью. Более того, Россию можно рассматривать как естественное дополнение к Западной Европе. Было бы просто глупо не использовать совместно наши потенциалы. Шансы Европы превратиться в мировой полюс силы без сотрудничества с нами существенно уменьшаются. Думается, что французское руководство, несмотря на имеющиеся среди представителей французских элит критические (если не антирусские) настроения, вполне осознаёт данный вывод. А поэтому однозначно выбирает курс на стратегическое партнёрство с Россией. Именно так можно расценить слова премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные им при открытии 14 сессии межправительственного франко-российского семинара в конце ноября 2009 г.: «Наша цель – построить со временем вместе с Россией единое пространство, основанное на полной свободе перемещения людей, товаров, капиталов и услуг». Такая цель на 100 % совпадает и с российскими ожиданиями.   

2.3. Анализ внешнеэкономической  деятельности России  и Франции
В последние  два десятилетия отмечалось расширение торгово-экономических связей между  двумя странами, чему способствовали укрепление договорно-правовой базы отношений (в настоящее время она включает более 50 документов по вопросам регулирования  различных направлений двустороннего  сотрудничества), создание специальных  структур для содействия сотрудничеству (с 1992 г. действует Российско-французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), а с 1996 г. - Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств), а также улучшение экономической ситуации в России.
2010 г. был объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Он стал периодом укрепления политического диалога двух стран, а также годом плодотворного сотрудничества в различных сферах, в том числе и в экономической. 
Торговые отношения: основные тенденции, масштабы, товарная структура, перспективы.
Франция является одним из основных торговых партнеров России, однако в этой области сохраняется ее значительное отставание от других развитых стран.  
С 1995 г. товарооборот России с Францией увеличивается. В период с 1995 по 2008 г. он вырос в 8,6 раз, в том числе экспорт  - в 8 раз, а импорт – в 9,4 раза. Однако в 2009 г. отмечался спад во взаимной торговле.
Таблица 1
Торговля России с Францией (млн. долл. США)
Годы 1995 2005 2006 2007 2008 2009 I полугодие 2010 г.
Товарооборот 2 593 9 784 13 538 16 450 22 216 17 150 9 739
Экспорт РФ 1 519 6 111 7 675 8 684 12 201 8 722 5 904

Импорт  РФ

1 074 3 673 5 863 7 766 10 015 8 428 3 835
Сальдо 445 2 438 1 812 918 2 186 294 2 069
Составлено по: Внешняя  торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья / www.gks.ru
В 2009 г. доля Франции в товарообороте России со странами дальнего зарубежья составила 4,3% (более чем в 2 раза меньше доли Германии и Нидерландов, ведущих торговых партнеров нашей страны), доля в импорте – 5,8%, в экспорте – 3,4%[8]. На Францию приходится всего 2,3% российского экспорта и 2,8% импорта услуг[9].             
По данным французской статистики, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. экспорт Франции в Россию сократился на 27,4% до 5 101 млн евро (в первую очередь за счет снижения поставок продукции авиационной и химической промышленности). Импорт уменьшился на 31,5% (рекордное сокращение с момента окончания Второй мировой войны) до 9 336 млн евро.[10] Экспорт Франции в Россию за 9 месяцев 2010 г. составил 4 434 млн евро, импорт – 9 481 млн евро.[11]                                                           
                                       
 
 

Таблица 2            
Географическая структура внешней торговли Франции, 2008 – 2009 гг., млрд. евро
Регионы и страны Экспорт Импорт
2008 2009 2008 2009
млрд евро 08/07, % млрд евро 09/08, % млрд евро 08/07, % млрд евро 09/08, %
Европейский союз 259,3 -0,3 208,8 -19,5 285,0 3,1 233,3 -18,1
Германия 59,6 3,8 50,1 -15,9 78,5 4,2 64,3 -18,0
Италия 36,0 -1,0 28,5 -20,9 39,4 1,2 31,6 -19,8
Третьи страны 147,2 8,0 127,2 -13,6 192,8 9,1 159,7 -17,2
Европа  30,3 15,0 24,3 -19,8 43,8 15,1 34,2 -22,0
Россия 7,0 24,3 5,1 -27,4 13,6 21,6 9,3 -31,5
Америка 38,0 2,2 30,0 -20,9 38,7 2,2 34,7 -10,5
США 24,0 -4,0 19,7 -17,7 26,2 -0,6 25,1 -4,3
Азия 38,3 5,3 33,2 -13,2 64,5 2,0 57,7 -10,5
Китай 9,0 -0,9 7,9 -12,4 31,2 7,0 29,8 -4,4
Африка 25,2 13,3 23,3 -7,6 27,3 27,5 20,0 -26,7
Ближний и Средний Восток 13,0 7,6 13,7 5,2 12,0 15,3 6,6 -45,1
Всего 406,5 2,6 336,0 -17,3 477,8 5,5 393,1 -17,7
Составлено по: Le chiffre du commerce exterieur, 2009 / Departement des statistiques et des etudes economiques de la Direction generale des douanes et des droits indirects. Montreuil, 5 fevrier  2010.  

Согласно  данным российской статистики, в структуре  французского экспорта в Россию преобладают  средства наземного транспорта, кроме  железнодорожного или трамвайного  подвижного состава (11,7% совокупного  французского экспорта в страну); летательные  аппараты, космические аппараты, их части (11,4%); реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства – (11,3%); фармацевтическая продукция (10,4%)[12]. 
По данным французской статистики, Франция  экспортирует в Россию (2008г.):
    продукцию химической промышленности – 28% совокупного французского экспорта в Россию;
    транспортные средства – 25%;
    оборудование – 23%;
    продукцию АПК – 10%[13].
Франция занимает 1-е место по поставкам  в Россию парфюмерно-косметических  товаров и вина и 2-е место – по поставкам фармацевтической продукции[14].
По данным отечественной статистики, в структуре  российского экспорта во Францию  традиционно преобладают минеральное  топливо, нефть и продукты их перегонки (85,7% общего объема экспорта); продукты неорганической химии (9,4%)[15]. Для Франции  Россия является крупнейшим поставщиком  сырой нефти и природного газа[16].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.