На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование. Анализ этапов стратегического планирования.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Камчатский  филиал
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По учебной  дисциплине: Планирование на предприятии

 
 
 
Тема: Стратегическое планирование

выполнена студентом Корольковым Андреем Леонидовичем

 
 
 
 
курс 4  Специальность “Экономика и управление
на предприятии  (в энергетике)” 

              Научный руководитель курсовой  работы: 

              Дата сдачи на рецензирование: 

              Допуск к защите: __________________________ 

              Дата
             подпись преподавателя 
 

              Работа защищена с оценкой__________________ 

              Дата_______________________ 

              Подпись___________________________________ 
 
 
 
 
 

г. Петропавловск-Камчатский
2005 г. 
 

Содержание 

     Введение

 
 
    Анализ  этапов стратегического планирования
      Миссия предприятия (фирмы)
      Анализ внешней среды
      Анализ внутренних возможностей предприятия
      Анализ стратегических альтернатив
      Выбор стратегии
      Реализация стратегии
      Оценка и анализ стратегии
 
 
    Заключение 

    Библиография 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


    Введение 

 
 
     Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
     Цель  курсовой работы  показать, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации, проецируя все выше сказанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
       Стратегия в управлении – это масштабные неограниченные рамками времени  прогнозы в отношении совершенствования  конкретной позиции, выбора рынка, видов  продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой "план действий", включающий в себя понятие о том, когда и как, зачем и что мы собираемся предпринять.
       Стратегическое планирование – процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации, каждого ее подразделения.
       Стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Во-первых, оно дает чисто финансовую выгоду, а во-вторых, повышает престиж и имидж компании. 
 

       Наряду  с финансовыми преимуществами стратегическое планирование обеспечивает нематериальную выгоду и здесь назвать пять основных направлений:
      стратегическое планирование способствует предупреждению конфликтов в коллективе. Вследствие применения особого способа поощрения подчиненных – вовлечение их в процесс формулирования стратегии – руководитель имеет возможность предусмотреть разного рода трудности в будущем. И отыскать пути их ликвидации;
      решение, принятое группой, имеет больше шансов на выживание, поскольку учитывает ряд альтернатив. Взаимодействие группы помогает разработать наибольшее число путей решения обсуждаемой проблемы. Поиск применяемых вариантов и конечный выбор стратегии является фактически самым оптимальным, поскольку учитывает экспертные оценки специалистов, принимавших непосредственное участие в выработке данной стратегии;
      мотивация служащих возрастает в связи с их привлечением к разработке стратегического плана. Любой подчиненный с большим пониманием отнесется к распоряжением руководителя, если будет знать их подоплеку или причины, а принимая непосредственное участие в формировании производственных заданий, он получает доступ к информации о том, откуда истекает то или иное распоряжение. Так служащие становятся связанными лично с теми планами, которые сами разрабатывают;
      проблемы и несоответствия в координации действий между отдельными индивидуумами и группой сохраняются в результате применения системы участия. Стратегический план четко определяет ответственность каждого;
 
 
      сокращается противодействие вносимым изменениям. Пожалуй, одна из самых основных причин противодействия служащих вносимым нововведениям состоит в их неуверенности относительно влияния последствий этих нововведений непосредственно на них самих. Одна из самых важных задач стратегического планирования заключается в сокращении неуверенности в последствиях принятия тех или иных решений.
       Существование четкой стратегии и процессе ее формировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой стороны, так и с чисто психологической. Таким образом, любой руководитель, принимающий основополагающие элементы стратегического планирования, с меньшими затратами может достигнуть эффективности в работе.
       Стратегическое  планирование не является мерой единовременной. Его нельзя применять однажды  и навсегда. На самом деле, руководителю часто приходится изменять, дополнять и совершенствовать основные стратегические концепции.
       Для раскрытия темы я использовал  учебник Ю. Ф. Елизарова “Экономика организации”, где в доступной форме дан анализ этапов стратегического планирования. В книге Паркинсона, Норткога С., Рустомжи М. К. “Искусство управления” указана сущность стратегии. Разработку стратегии предприятия я нашел в книге “Стратегическое управление” Ансофф И., и в книге “Организация стратегического управления на предприятии” Винокурова В.А. В книге “Стратегический менеджмент” Марковой В.Д. и Кузнецовой С.А. хорошо изложены выбор и реализация стратегии. Была использована статья Кузнецова В.С. “О стратегической альтернативности”, журнал “Менеджмент в России и за рубежом”. Роль и актуальность стратегического планирования хорошо изложены в “Основы предпринимательского дела “Благородный бизнес” под редакцией Ю. М. Осипова. В учебнике Виханского О. С. "Стратегическое управление" рассматривается реализация стратегического управления, выработка и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: в  

сфере развития и поведения во внешней  среде, в сфере создаваемого продукта, в сфере персонала организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Анализ  этапов стратегического планирования
 
       Стратегическое  планирование означает разработку на предприятии комплексного плана на длительный период и системы мер для достижения конкретных показателей и целей с учетом внутренних и внешних факторов.
       Стратегическое  планирование по мнению специалистов, призвано способствовать решению следующих проблем:
      распределению ресурсов;
      адаптации к внешней среде;
      внутренней координации;
      организационному предвидению.
       Необходимость стратегического планирования обусловлено:
      динамикой рынка и изменением поведения потребителей;
      динамикой научно – технического прогресса, когда появляются новые знания, технологии, машины, материалы, потребительские товары и т. п.;
      циклами деловой активности (подъемы и спады);
      изменением демографический ситуации.
       Процесс стратегического планирования принято делить на определенные основные этапы:
        
 
 
 
 
 
 

              
 
         Миссия
    предприятия
      

              Анализ        внешней
         среды
             Анализ         внутренних
      возможностей
       предприятия
       

           

     
     
     
 
   Оценка  стратегии
     

                                 Реализация  стратегии
        
      Выбор    стратегии
     

        
Анализ стратегической
альтернативы
     
       
 
 

     Рис. 1.1. Процесс стратегического планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Миссия  предприятия (фирмы)
 
       При самом обобщенном и в то же время  при самом углубленном понимании роль миссии предприятия состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают предприятие изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или даже подчинить интересы "внутренних" по отношению к организации людей интересам "внешних" людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.
       В широком понимании миссия – это  философия и предназначение, смысл  существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми предприятие (фирма) намеривается осуществлять, и то, какого типа организацией оно намеривается быть. Философия предприятия резко меняется, что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в предприятии и в среде его функционирования.
       В узком понимании миссия – это  сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине  существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
       Правильно определенная миссия хотя и имеет  всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно то предприятие, в котором оно было выработано. 
 

       Так для чего же все-таки формулируется  миссия, что она непосредственно  дает для деятельности предприятия?
       Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет предприятие, к чему оно стремится, какие средства готово использовать в своей деятельности, какова его философия и т. п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа предприятия в представлении субъектов внешней среды.
       Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
      миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение предприятия. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;
      миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с предприятием. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;
      миссия способствует установлению определенного климата в организации, т. к. в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности предприятия;
            В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления  организацией в силу того, что  она: 
      является базой для установления целей предприятия, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии предприятии, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования предприятия;
      дает общий подход к распределению ресурсов предприятия и создает базу для оценки их использования;
 
 
      расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
                      Миссия не должна нести в  себе конкретные указания относительно  того, что, как и в какие сроки  следует делать предприятию. Она  создает основные направления  движения организации и отношение предприятий к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне его.
       Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с предприятием, в особенности  всем членам предприятия. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития предприятия.
       Миссия  предприятия как сформулированного  утверждения обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако, далеко не всегда можно говорить о том, что на предприятии существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того, чтобы можно было реально считать, что на предприятии существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников предприятия. Поэтому, формирование миссии – это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Предприятие обретает миссию тогда, когда члены предприятия согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
       Миссия  предприятия (фирмы) означает определение  основной общей     цели организации, которая будет служить в качестве критерии для последующих процессов принятия управленческих решений и в качестве  
 

ориентира для определения вспомогательных целей и стратегий на различных организационных уровнях.
          Содержание миссии предприятия в зависимости от его назначения       может быть, например, следующим:
      выбор товара или услуги;
      доля рынка;
      обеспечение оптимальных финансовых показателей;
      разработка новых видов деятельности (новых товаров), или новых направлений развития (слияние или интеграция).
                   При выборе миссии предприятия (фирмы) не рекомендуется основной целью ставить только прибыль, так как прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Однако предприятие в условиях рынка может выжить тогда, когда удовлетворяет какую-то потребность, находящуюся вне. Поэтому предприятию для выживания надо ориентироваться на внешнюю среду, а именно – на интересы и запросы потребителей. Например, руководитель автомобильной корпорации Генри Форд определил миссию компании “Форд” как предоставление людям дешевого автомобильного транспорта. А корпорация “Мак Дональдс” своей миссией считает обеспечение потребителей питанием: быстро, качественно и недорого. Японская фирма “Сони” определила свою миссию как предоставление потребителям качественной бытовой техники. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Анализ  внешней среды 
     

       Анализ  среды – это очень важный для  выработки стратегии предприятия, и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценке факторов и установление связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что не зная среды, предприятие не может существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Предприятие изучает среду, чтобы объяснить себе успешное продвижение к цели.
       Анализ  внешней среды является важным и  первым шагом диагностического процесса при стратегическом планировании, гак как от внешней среды зависти окончательный успех предприятия. В процессе анализа изучают и контролируются внешние факторы, для того, чтобы оценить возможные их воздействия на предприятие.
       Чаще  всего в процессе анализа внешней среды следует получить ответы на вопросы:
      В каком положении сейчас находится предприятие?
      Какое положение оно займет в будущем?
      Что надо сделать, чтобы предприятие переместилось в нужное
              положение?
       Факторы, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде, можно условно разделить на следующие семь групп: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции и социального поведения.
       В состав экономических факторов включаются обычно: темпы инфляции и дефляции, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность или нестабильность денежной единицы, подъем или спад в экономике. Каждый из них может различно воздействовать на то или иное предприятие. Например,  

предприятия, получившие налоговые льготы, будут успешнее развиваться по сравнению с другими. В условиях спада некоторые из них разоряются, а другие, например, выпускающие запасные части автомобилей или занимающиеся ремонтом, могут успешно действовать, так как в условиях спада большинство потребителей будут стараться ремонтировать свои машины, а не покупать новые.
       Учет  политических факторов означает прежде всего анализ деятельности законодательной  власти и нормативных документов; учет постановлений центральных  и местных властей, например, по найму рабочей силы, по тарифам и т. п.
       Рыночные  факторы важно учитывать из-за изменчивости рыночной среды, чаще всего  приходится анализировать: состояние  спроса и его динамику; изменение  уровня доходов населения и распределение  этих доходов; демографические изменения.
       При анализе технологических факторов необходимо принимать во внимание изменения  в технологии, которые вызываются развитием научно-технического прогресса.
       Например, внедрение сложных обрабатывающих станков с электроникой вызывает потребность в квалификационных станочниках, а применение промышленных роботов и манипуляторов приведет к сокращению не только полуквалифицированных, но и квалифицированных рабочих. Так, на зарубежных автомобильных предприятиях роботы – сварщики заменили рабочих – сварщиков.
       Другая  важная проблема при анализе технологических  факторов – это технология и качество продукции. Нарушение технологии, как  правило, приводит к ухудшению качества продукции не только на отечественных  заводах, но и на известных зарубежных предприятиях.
       Например, крупнейшая автомобильная корпорация "Форд" отзывала в ремонт из-за дефекта 8,5 млн. своих машин, проданных  в период между 1988 и 1993 гг. в США  и Канаде. Дефект находился в системе  зажигания, и он мог  

вызвать короткое замыкание и возгорание в непосредственной близости к рулевой колонке. Такое возгорание произошло у 1100 владельцев моделей "Форд" в США и 900 – в Канаде1.
       Автомобильная корпорация "Крайслер" объявила в 1997 году о намерении отозвать на бесплатный ремонт около 1,7 млн. автомобилей из-за семи различных технических проблем. Наиболее опасная и крупная проблема – ненадежность соединений подачи трансмиссионной жидкости, что вызвало более 50 случаев самовозгорания. Дефекты имеются в механизме подъема дверей и в механизме циркуляций в аварийных воздушных подушках2.
       В Японии крупнейшая для этой страны пивоварная компания "Кирин" в срочном порядке изъяла из продажи 4,5 млн. бутылок и банок со своим пивом из-за ухудшения его качества (помутнение и неприятный запах), а причина – погрешности в технологии на пивоваренном заводе3.
       В 1998 году третий по величине мировой  производитель мотоциклов компания "Судзуки Моторс" отзывает 40 тыс. своих моделей в Японии, США  и Европе из-за дефектов в прокладках топливных баков, которые способны вызвать утечку горючего4.
       Международные факторы следует учитывать в связи с тем, что большинство крупных, тысячи средних и малых фирм действуют на международном рынке. Одни предприятия интересует доступ к запасам сырья и их поставка, другие – валютные колебания. Большинство фирм, действующих в других странах, интересует правительственная политика этих стран.
       Факторы конкуренции необходимо учитывать  прежде всего для того, чтобы своевременно защитные меры. Поэтому надо постараться  ответить на следующие вопросы:
      Что делает конкурент или что он может сделать?
      Что движет конкурентом?
 
      Какие имеются  сильные и слабые стороны у  конкурентов?
      Какие типичные методы применяет конкурент?
      Как лучше ответить на действия конкурента?
            Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и права общества. Кроме этого, они учитывают поведение национальных меньшинств в обществе и различные формы дискриминации.
       На  основе анализа факторов внешней  среды создается перечень опасностей, с которыми сталкивается предприятие. Перечень должен включать значение каждого фактора на предприятии.
       Руководство предприятия проводит оценку внешней  ситуации. Так, для одних предприятий  наиболее сильное взаимодействие оказывают  технологические факторы (например, взаимосвязь технологии и качества продукции).
       Для других предприятий, которые работают на привозном сырье, наибольшее значение будут иметь международные факторы. Например, японские и южнокорейские  предприятия по производству стали  работают обычно на привозном сырье (железную руду привозят из Австралии). Социальные факторы надо учитывать тогда, когда в стране обострены межнациональные конфликты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Анализ  внутренних возможностей предприятия
 
 
       В процессе анализа внутренних возможностей предприятия следует установить: обладает ли предприятие внутренними возможностями и какие имеются внутренние недостатки? Для того, чтобы упростить данный анализ, чаще всего выделяют следующие основные функции предприятия: человеческие ресурсы, маркетинг, финансы, производство.
       Человеческие ресурсы: в процессе анализа рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
      Какова компетентность и подготовка высшего руководства? Если уровень компетентности недостаточен, то происходит замена высшего руководства. Как это было в автомобильной корпорации "Крайслер". Однако чаще всего заменяется один из высших руководителей5.
      Каковы ведущие специалисты? Имеются ли потери и почему?
      Как организована подготовка руководящих кадров? Имеется ли
                   преемственность в руководящем составе?
      Эффективно ли организована подготовка квалификации работников предприятия?
      Как организована система оценки деятельности персонала и насколько она эффективна?
      Как повысить отдачу каждого сотрудника?
      Какова текучесть кадров?
       Следует учитывать мнение западных специалистов: "Большая текучесть кадров - слабое руководство".
       Маркетинг. При обследовании положения с  маркетингом рекомендуется провести анализ.
       Доля  рынка. Желаемая доля рынка в процентах  к общей емкости рынка является существенной целью, которая устанавливается  и контролируется
        
высшим  руководством. При планировании доли рынка не обязательно предприятию  занимать преобладающее положение, чтобы получать достаточную прибыль. Например, товарная серия "автомобилей  марки "джип" корпорации "Америкэн Моторс" занимает только 2% автомобильного рынка США, но "джип" остается прибыльным и растущим направлением этой корпорации6.
       Разнообразие  и качество ассортимента изделий. Возможны различные варианты: одни фирмы выпускают  ограниченный ассортимент товаров и устойчиво получают прибыль, а другие успешно выпускают десятки и сотни разных изделий. Однако высшее руководство должно постоянно контролировать и оценивать ассортимент изделий.
       Демографические рыночные изменения. Например, постарение населения снижает потребность в молодежных товарах.
       Исследования  и разработка новых товаров. Необходимость  постоянно заниматься разработкой  новых товаров обусловлена, прежде всего, конкуренцией, а потом уже  запросами потребителей.
       Предпродажное и послепродажное обслуживание, как показывает хозяйственная практика, является одним из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве, и его положительный эффект не всегда учитывается. Эффективное и качественное обслуживание помогает предприятию продать больше товаров и, кроме этого, служить развитию и дальнейшему сохранению доверительных отношений с клиентами. Благодаря превосходному обслуживанию клиентов, многие предприятия могут устанавливать на свои товары высокие цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.