На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Инновационный менеджмент. Инновационный фактор в развитии экономики.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

по  дисциплине Инновационный менеджмент  

на  тему Вариант № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Челябинск – 2010.
      Содержание:
Введение
    Инновационный фактор в развитии экономики.
    Задача.
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инновационный фактор в развитии экономики
 
     К концу XX в. стало очевидным, что индустриальное государство уходит в прошлое, на смену ему идет принципиально  новое, которое стали называть постиндустриальным. Однако приставка «пост» не раскрывает содержание изменений в экономике, главного отличии от завершающей свой жизненный цикл индустриальной цивилизации и перехода на инновационный путь развития.
     Ученые, проводившие исследования в области  роста экономики  выделяли, что  на протяжении всего развития человечества движущей силой его развития были инновации. Адам Смит в своей монографии «The Wealth of Nations», изданной в 1776 году, утверждал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций. Этот постулат со временем  приобрел более широкое значение и, пожалуй, более важное. Важным здесь становится то, что сегодня на свободных рынках компании используют инновации как действенный фактор в процессе борьбы за потребителя.
     В основе теории инновационного пути развития экономики лежит понятие «инновация», (нововведение) расшифровывается как внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности1[2].
     Немного более расширенное определение  дают Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский, определяя инновацию как нововведение в области техники, технологии, организации  труда и управления, основанные на использовании достижений науки  и передового опыта, а так же использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
     К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю используют понятия инновация и нововведение как синонимы, подразумевая под ними запуск в производство нового продукта, внедрение нового производственного  метода или применение новой формы организации бизнес2[3].
     Некоторые экономисты используют понятие инновация  для обозначения абстрактного новшества, в независимости от сферы его  применения, и имеющего определенный экономический эффект, однако, на наш  взгляд, инновация уже содержит в себе новшество и подразумевает его конкретное внедрение и применение. Сама идея, изобретение не являются инновациями до тех пор, пока они не нашли своего потребителя.
     Ф. Котлер определяет инновацию как  идею, товар или технологию, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами3[4].  
     Б.Твисс  определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или  идея приобретает экономическое содержание4[5]. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
     И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
     Потребности людей в любой сфере деятельности растут опережающимся темпами (по сравнению  с возможностями их удовлетворения) из года в год вместе с увеличением численности населения. Неудовлетворенные потребности рождают конфликты. Необходимо вновь и вновь напрягать интеллект, чтобы изобрести  новые способы удовлетворения этих потребностей. При этом в силу вступает закон соревнования (конкуренции в рыночной экономике). Тот, кто первым и наиболее удачно осуществил назревшую инновацию, вознаграждается сверхприбылью при технологической или экономической инновации, политическим или социокультурным успехом и т.п. Следовательно, инновации — это общеэкономическая закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности. По сути своей инновация преследует повышение результативности и главная проблема состоит не только в поиске новой идеи, но и материального обеспечения инновации.
     Несмотря  на то, что инновационная практика существует много тысячелетий, предметом  специального научного изучения инновации стали лишь в XX в.
     В формировании и развитии теории инноваций, по мнению Ю.В. Яковца вырисовываются три значимых этапа: первая треть 20 века — формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания); вторая треть 20 века — развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода; с середины 70-х годов 20 века — новый теоретический прорыв, связанный с волной эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. Этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия XXI в5[6].
     В XX в. были разработаны теории инновационной  динамики, заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития общества. Главная заслуга в этом принадлежит Йозефу Шумпетеру, Фернану Броделю, Герхарду Меншу, Саймону Кузнецу, Николаю Кондратьеву, Питириму Сорокину6[7].
     Основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях и высоко оценил роль предпринимателя — новатора в экономическом прогрессе. По его мнению, роль предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения для выпуска новых товаров или производства старых более новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д. Начало строительства железных дорог, производство электроэнергии перед Первой Мировой Войной, автомобиль, колониальные предприятия — все это яркие примеры предпринимательского стремления извлечь выгоду из нововведений.
     И. Шумпетер так же впервые разделил понятия «изобретение» и «нововведение». Под последним он подразумевал открытие новых технологических знаний, новых продуктов, источников снабжения и новых форм индустриальных организаций и их практического применения в промышленности7[8]. Анализируя работы Шумпетера, можно сделать вывод, что благодаря предпринимателю-инноватору в экономике происходят динамические изменения.
     Значительный  вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев, излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, обосновывал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования8[9].
     Период  с 40-х до середины 70-х годов характеризуется    фундаментальной работой выдающего английского ученого Джона Бернала «Наука в истории общества». Дж. Бернал отмечал, что «периоды расцвета науки обычно совпадают с периодами усиления экономической активности и технического прогресса, как следствия применения инноваций»9[10].
       Проблеме взаимосвязи инноваций  с экономическим ростом посвящена  нобелевская лекция Саймона Кузнеца10[11].  В ней сформулирован ряд новых подходов к теории инноваций, развивающих идеи Йозефа Шумпетера и Джона Бернала.
     Во-первых, С. Кузнец ввел понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой. Во-вторых, революционное ускорение темпов экономического роста в индустриальную эпоху вызвано, по мнению С. Кузнеца, эпохальным нововведением — новым источником роста стало ускоренное развитие науки.
     Под экономическим ростом Саймон Кузнец подразумевал долгосрочное увеличение способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности  населения с помощью все более  эффективных технологий и соответствующих  им институциональных и идеологических изменений. По его мнению, существует три главных признака экономического роста:
    Постоянный рост национального продукта и, следовательно, способности хозяйства удовлетворять все более широкий круг потребностей людей, являющийся свидетельством зрелости экономики.
    Технический прогресс, который является основой роста, его необходимым условием.
    Для реализации заложенного в новой технологии потенциала роста необходимы институциональные, поведенческие и идеологические изменения. 
     По  мнению обладателя нобелевской премии Саймона Кузнеца, основой прорывов в развитии человеческого знания обеспечивался эпохальными нововведениями или инновациями. С. Кузнец считал, что  изменчивый курс экономической истории можно разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста. Одним из важнейших источников экономического роста является появление современной науки как основы развития технологии — прорыв в эволюционном развитии науки, который создал потенциал для развития технологии, во много раз больший, чем существовавший до этого. По мнению С. Кузнеца именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе перехода не только экономики, но и всего общества в целом, с одной ступени на другую11[12].
     Значительный  вклад в теорию инновационного пути развития внес Б. Твисс, который подчеркивал  суть нововведения как процесса, в  котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содержание, творческий характер инновационной деятельности. Б. Твисс выявил факторы, определяющие успех нововведений. В их числе:
    рыночная ориентация,
    соответствие целям корпорации,
    методы оценки,
    эффективное управление проектом,
    творчество,
    инновационная обстановка и наличие «защитника проекта»,
    методы оценки эффективности инновационных проектов12[13].
     Развитие  теории инновационной экономики  происходило и на основе обобщения. Опыт технологических инноваций  обобщался национальными и международными экономическими организациями, что способствовало повышению эффективности инновационной деятельности, но в основном на эволюционной стадии распространения улучшающих инноваций.
     На  современном этапе особую роль в развитии теории инноваций внес немецкий ученый Герхард Менш13[14]. Периодические издания и исследования на эту тему выпускают и проводят американские ученые, такие как Уильям Дж. Баумоль, Крис Фриман, Люк Соете, Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Елханен Хелпман, Давид Г. Виктор, Ричард Р. Нельсон, Скот Штерн и многие другие14[15]. Каждый из этих экономистов попытался найти научное объяснение резкому роста инновационных отраслей и их влияние на экономику. Помимо этого были сделаны попытки выявить факторы, способствующие активности инновационных процессов. 
     В разработку теории циклов и инноваций  активно включились российские ученые. Серию монографий по этим проблемам  опубликовал Ю.В. Яковец. В этих работах  инновации рассматривались как  непременная часть научно-технических и экономических циклов (среднесрочных, долгосрочных, сверхдолгосрочных), основа выхода из кризиса, исследовалась взаимосвязь научных, технических, инновационных, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз.
     Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А. И. Анчишкин. Он выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавших кластеры базисных инноваций: первую промышленную революцию конца XVIII — начала XIX в.; вторую промышленную революцию последней трети XIX — начала XX в.; третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.
     В последние два десятилетия XX в., как отмечает А.И. Анчишкин, начали складываться признаки новой, второй волны НТР, основные черты которой — коренная перестройка технологии производства на основе электроники, биотехнологии, автоматизации сложных технических систем, информационный взрыв, абсолютное господство техники на научной основе, превращение материализации научных знаний в главный источник расширенного воспроизводства15[16].
     Новые идеи в развитии теории инноваций  связаны с глубоким кризисом мировой  экономики в середине 70-х и начале 80-х годов. Этот переход происходил на фоне мирового энергетического кризиса и революции цен: индекс мировых экспортных цен за 1971-1980 гг. повысился в 8,1 раза, в том числе на сырьевые товары — в 14,1 раза, продукцию сельского хозяйства — в 8 раз, готовые изделия — в 6,3 раза16[17]. Возникло нестандартное, с точки зрения теории кризисов, явление, получившее название стагфляции, т.е. галопирирующая инфляция в условиях спада производства, что потребовало переосмысления ряда основополагающих идей развития экономики.
     На  современном этапе существенный вклад в развитие теории инноваций  внесли такие ученые-экономисты как  Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратана М., Торриси С. и Алессандро Пагано, которые в своих исследованиях  по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а так же попытались выделить факторы экономического роста17[18].
     Одним из факторов инновационного развития экономики, по их мнению, является образование. Специальное образование играет критическую роль в поддержке технического прогресса, как и расходы крупных компаний на исследования и разработки в купе с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и малого бизнеса взаимодополняем – это означает, что результат взаимных действий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные действия.
     Приверженцами этой же теории являются и Арора  А. и Гамбардела А., которые выделяли наличие высокообразованных специалистов, как основной фактор инновационного развития. Во всех странах, где развивается высокотехнологичный сектор экономики, по их мнению, присутствуют высокообразованные специалисты относительно уровню развития региона. Одновременно эти страны не обладают широкой и диверсифицированной промышленной базой, что подразумевает неактуальность альтернативных издержек для рабочей силы при смене специальности. Более того, внутренние ресурсы способствуют развитию определенных отраслей, как то в Корее электронная промышленность, телекоммуникации в Финляндии (Nokia является ярким примером), а так же некоторые инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии в Чехии и Венгрии18[19].
     Оценивая  роль образования в инновационном  развитии экономики следует отметить, что, с одной стороны, образование действительно предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и таким образом упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность – образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.
     Макконнелл  К.Р., Брю С.Л, в свою очередь, назвали фактором инновационного пути развития экономики крупные компании, упирая на то, что новейшие технологии, как правило, требуют: а) использование крупного капитала, б) крупных рынков, в) комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, г) богатых и надежных источников сырья. Иными словами, только крупным компаниям под силу обеспечить технический прорыв в силу их обладания достаточной ресурсной базой, в то время как малому бизнесу это не под силу19[20].
     Этой  же теории придерживаются и М. Гяратана, С. Торриси и А. Пагано.  Они основывают свои взгляды на практике Ирландии, где приход IT транснациональных компаний предшествовал росту инновационного сектора экономики20[21].  
     Однако  помимо данного фактора исследователи  выделили еще три:
    избыток высококвалифицированных кадров
    международные связи
    внутренний спрос
     Данное  утверждение противоречит теории И. Шумпетера, отдающего главную роль малому предпринимательству как основному фактору инновационного развития. Однако и сам основоположник теории инновационного развития признавал в поздние годы,  что роль независимого предпринимателя в инновационном процессе становилась все менее значимой в силу вытеснения его крупными компаниями, осуществляющими исследования и разработки на постоянной основе и доведших этот процесс до бюрократически выверенного21[22].
     Анализируя  рост числа наукоемких производств  за последние десятилетия, можно  сформулировать вывод, что наука с каждым веком приобретает все более важную роль в экономике и уже не только уровень развития государства влияет на науку, а именно степень развитости науки задает скорость прогресса страны. В современном производстве инновация, как результат научной деятельности, начинает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, государства и бизнеса, когда государство поддерживает бизнес всеми законными путями, при этом четко осознавая различия в инновациях.
     Важное  значение для уяснения содержания инновации имеет их классификация, которая была проведена в 30-е годы двадцатого века такими учеными, как А.С. Пигу, И. Шумпетер, К. Викселль, которые выделили трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные инновации22[23]. Н. Кондратьев, С. Кузнец, П. Сорокин и Ю. Яковец разработали теорию и систему, объясняющие темп и характер инноваций во времени, добавив  технологические, экологические, экономические, социально-политические и государственно-правовые инновации23[24].
     Классификация инноваций позволила выделить капиталосберегающие, трудосберегающии, технологические, экологические, экономические, эпохальные, базисные, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации, антиинновации и др.
     Капиталосберегающие инновации направлены на экономию капитала. Потребность в капиталосберегающих технологиях наблюдается, в первую очередь, в менее развитых странах, где сосредоточен избыток дешевой трудовой силы и присутствует недостаток капитала для инвестиций в долгосрочные и, следовательно, рисковые научные программы24[25].      
     Трудосберегающие  инновации увеличивают предельный продукт капитала относительно предельного продукта труда и внедряются по мере того, как растущая заработная плата забирает все больше от прибыли, лишая предпринимателя сверх прибыли или технологической квазиренты25[26]
     На  ниже приведенной таблицы проанализированы факторы, влияющие на рост реального  ВНП за 53 года в США. Именно трудосберегающие инновации, увеличивающие предельный продукт капитала относительно предельного продукта труда, составляют основу экономического роста.
     Факторы, влияющие на рост реального ВНП 1929-1982 гг.
     (данные  по США)26[27]

     Увеличение  трудозатрат

     32%

     Повышение производительности труда

     68%
     Технический прогресс      28%

     Затраты капитала

     19%

     Образование и  профессиональная подготовка

     14%
     Экономия, обусловленная масштабами производства      9%
     Улучшение распределения ресурсов      8%
     Законодательно-институциональные  и др. факторы      9%
 
     Это объясняется тем, что такой вид инноваций используется в странах, где уровень заработной платы, первичные издержки и налоги высоки. Именно издержки на рабочую силу составляют львиную долю всех затрат по производству. В развитых странах, где экономическая политика государства направлена на повышение уровня жизни населения, растущие траты на заработную плату заставляют предпринимателей либо выводить производство в страны с более дешевой рабочей силой, либо использовать трудосберегающии инновации. В первом случаи национальная экономика рискует понести убытки, выражающиеся в потере рабочих мест, росте безработицы, снижении объемов производства, инвестиций и т.д. Задача государства – создать условия и предпосылки для стимулирования внедрения трудосберегающих затрат, позволяющих сохранить рабочие места, повысить экономическую отдачу и способствующих техническому прогрессу.  
     Технологические инновации направлены на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс). Именно они лежат в основе удовлетворения растущих, все более разнообразных личных, производственных и иных потребностей, насыщения и обновления рынков товаров и услуг, повышения эффективности производства, смены моделей и поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства27[28].
     Экологические инновации обеспечивают рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства (поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, выращивания лесов, мелиорации и рекультивации земель и т.д.) и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Этот вид инноваций тесно связан с технологическими инновациями и нередко может рассматриваться как их разновидность, но у них особая целевая функция28[29].
     Экономические нововведения находят выражение в использовании более эффективных форм организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, новых финансово-кредитных институтов и инструментов, видов ценных бумаг, управления экономическими процессами, прогнозирования их динамики и изменений конъюнктуры и т.д29[30].
     Особая  роль связанна с субъектом инноваций. Так, поскольку любое нововведение требует определенных усилий и затрат на свою реализацию, выделяют государственно-правовую инновациию. Государственно-правовая инновация вводится посредством  соответствующих государственных институтов, например парламента, выборных органов и т.д. в то время как экономическая потребует использование финансовых институтов – банков, кредитных организация, пенсионных фондов, страховых компаний и венчурных фондов.
     Особая  роль в теории инновационного развития экономики принадлежит степени новизны инновации, ее возможному и фактическому влиянию на конкретную сферу жизни общества или на развитие человечества в целом. Ряд исследований выделяют эпохальные инновации, базисные инновации, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации и антиинновации30[31].
     Эпохальные  инновации осуществляются раз в несколько столетий, длятся десятилетиями, ведут к глубоким трансформациям той или иной сферы жизни общества и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства, социокультурному строю, очередной мировой цивилизации. В качестве примеров можно привести освоение земледелия и скотоводства, появление письменности, создание государства, промышленную революцию, научно-техническую революцию, распространение глобализации, создание огнестрельного и термоядерного оружия и т.п31[32].
     Базисные  инновации выражаются в радикальных изменениях в технологической базе и способах организации производства, государственно-правового и социокультурного строя, духовной жизни и т.п. Волны базисных инноваций в последние столетия наблюдаются примерно раз в полвека, при переходе к очередному технологическому укладу, Кондратьевскому циклу, радикальным преобразованиям в других сферах общества в рамках преобладающей мировой цивилизации (или ее этапа), технологического и экономического способа производства, политического и социокультурного строя и т.п. Примерами могут служить формирование акционерных обществ, монополий, государственно-монополистического капитализма в рамках индустриального способа производства. Базисные инновации находят также выражение в создании новых отраслей, форм организации производства, государственно-правовых институтов, научных и художественных школ и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.