На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Деятельность служб  и подразделений ОВД по предупреждению  и пресечению экстремистской  деятельности 

2.1 Организация деятельности  служб и подразделений полиции  по противодействию экстремизма 

Важную роль в  противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно  принимающих в этом участие.  

Термин «организация»  по своему содержанию имеет несколько  значений. Существует мнение, что это  деятельность людей по созданию состояния  упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений  между ними[9]. Известно, что организация  – это создание условий для  налаживания процесса воздействия  на управляемый объект путем концентрации сил и средств, а также выработки  наиболее оптимальных форм и методов  деятельности субъекта[10]. 

Советский энциклопедический  словарь толкует организацию  как внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее  дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением[11]. 

В рамках нашего исследования термин «организация» необходимо трактовать как деятельность служб и подразделений  полиции, объединяющую усилия людей  в достижении поставленных целей  в борьбе с экстремизмом.  

Термин «тактика»  понимается как стратегия, совокупность средств и приемов для достижения намеченного результата[12]. Применительно  к нашему исследованию тактика –  это разработанные на основе научных  положений и положительного опыта  средства, формы и приемы. 

Следует отметить, что  в системе полиции находится  много различных служб и подразделений. Однако значение каждого из данных субъектов в противодействии  экстремизму будет неодинаковым. 

Следовательно, будет  целесообразным в нашем исследовании уделить внимание тем службам  и подразделениям полиции, которые  более активно, чем другие принимают  участие в предупреждении и пресечении экстремистской деятельности.  

Так, в структуре  МВД России существует главное управление по противодействию экстремизму (далее  — Управление), основными задачами которого являются: 

? участие в формировании государственной политики в сфере  противодействия экстремизму; 

? совершенствование  нормативного правового регулирования  в сфере компетенции; 

? организация борьбы с преступлениями экстремистской направленности; 

? организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных  управлений МВД России по федеральным  округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. 

К основным функциям Управления относятся: 

? осуществление  анализа и прогнозирование оперативной  обстановки в сфере деятельности; 

? разработка предложений  руководству МВД России по формированию и реализации государственной политики в области противодействия экстремизму; 

? обобщение практики применения законодательства РФ в сфере  выполняемых задач и выработке  мер по повышению деятельности нижестоящих  подчиненных подразделений; 

? организация проведения оперативно-розыскных мероприятий, профилактических операций по защите граждан от противоправных действий в установленной области; 

? обобщение передового опыта и оказание помощи по его  внедрению нижестоящим органам  внутренних дел. 

В ходе реализации задач  и функций Управление осуществляет взаимодействие с подразделениями  Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Правительства  РФ, органов прокуратуры РФ, Счетной  палаты РФ, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  государственной власти и субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, с организациями  и общественными объединениями, правоохранительными органами иностранных  государств, международными организациями  и средствами массовой информации. 

В структуре Управления находится Центр обеспечения  оперативно-служебной деятельности (Центр «Э» России). 

К основным вопросам ведения Центра «Э» России (далее  — Центр) относятся: 

? предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экстремистской направленности, в том  числе межрегионального и международного характера, а также имеющих большой  общественный резонанс; 

? проведение совместно  с оперативно-поисковым бюро МВД  России и бюро специальных технических  мероприятий МВД России оперативно-технических  и оперативно-поисковых мероприятий; 

? организация проведения проверок по поступившим в Центр  обращениям о подготавливаемых, совершаемых  или совершенных преступлениях  экстремистской направленности; 

? осуществление  мероприятий по оперативному внедрению  и оперативному прикрытию; 

? осуществление  оперативного сопровождения уголовных  дел, возбужденных по материалам Центра; 

? выявление и  устранение условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности; 

? оказание практической помощи подразделениям по противодействию  экстремизму. 

При осуществлении  своей деятельности Управление имеет  право создавать комиссии, советы и иные совещательные органы, в  том числе и совместно с  заинтересованными ведомствами, направлять запросы в федеральные органы государственной власти и субъектов  РФ, органы местного самоуправления, а  также в различные организации, учреждения. Кроме того, Департамент  может привлекать к сотрудничеству научно-исследовательские, образовательные  системы МВД России, проводить  в установленном порядке пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» для средств  массовой информации по приоритетным направлениям деятельности. 

Важное место в  полиции занимает патрульно-постовая служба (далее – ППС), так как  ими проводится значительная работа по охране порядка в общественных местах. При реализации своих основных функций по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан от противоправных посягательств сотрудники патрульно-постовой службы обязаны:  

– в процессе несения  службы при осуществлении патрулирования зоны обслуживания обращать пристальное  внимание на граждан, вызывающих подозрения, имеющих при себе ручную кладь  в виде различных сумок, свёртков и т.п., с целью обнаружения  взрывных устройств и предотвращения их установки;  

– проводить разъяснительную  работу с руководителями и сотрудниками предприятий, учреждений, организаций  сферы обслуживания независимо от форм собственности, обращая их внимание на возможность совершения террористических актов со стороны отдельных посетителей, с целью своевременного их выявления  и немедленного информирования об этих лицах сотрудников ОВД; 

– обращать внимание на подозрительный припаркованный транспорт  в людных местах, особенно с нечёткими  или нестандартными номерными знаками; 

– при обнаружении  никому не принадлежащих подозрительных предметов либо при непосредственном получении их от граждан и в  случае подозрения на наличие взрывных устройств необходимо изолировать  доступ посторонних лиц к этим предметам; 

– в случае совершения террористического акта незамедлительно  прибыть на место его совершения, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, принять меры по охране места происшествия, а по прибытии следственно-оперативной группы доложить старшему о принятых мерах и действовать  в дальнейшем по его указанию. 

Высока роль ППС  по выявлению и задержанию лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений экстремистского характера  при проведении различных массовых мероприятий, сопровождающихся значительным скоплением людей. Реализуя это направление  деятельности в соответствии с ведомственными нормативными актами, выработанными  практикой охраны общественного  порядка в рассматриваемых условиях и планово используемыми в  строго установленных рамках, сотрудники ППС применяют различные тактические  приемы. 

Анализ ведомственных  правовых актов, регламентирующих деятельность ППС в рассматриваемых условиях, по моему мнению, не позволяет сотрудникам  полиции, участвующим в охране общественного  порядка при проведении массовых мероприятий, реализовывать меры по защите граждан от видов экстремистской деятельности. В настоящее время  в полиции создано отдельное  управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий. С моей точки  зрения, это правильно, так как  сотрудники ППС, в силу своей специфики, не смогут осуществить безопасность граждан участвующих в таких  мероприятиях.  

Значительна роль патрульно-постовой службы в предупреждении и пресечении экстремистской деятельности на объектах транспорта, в том числе и на железнодорожном. Специфика этого  вида транспорта как объекта посягательств  проявляется в том, что здесь  целями преступников могут выступать  как стационарные объекты (здания вокзалов, складские помещения, хранилища  горюче-смазочных материалов и др.), так и непосредственно транспортные средства (подвижной состав)[13]. Как  показывает практика, эти две категории  объектов в равной мере подвергаются нападением экстремистов. Кроме того, важнейшей особенностью железнодорожного транспорта выступает его линейное построение, что создает дополнительные трудности в организации правоохранительной деятельности. Без знания данных особенностей в современных условиях невозможно организовать подготовку сотрудников  ППС к решению служебных задач  на этом исключительно важном направлении  деятельности. 

Как показывает практика, определенные меры в отношение потенциальных  и реальных экстремистов могут быть приняты на ранней стадии – в  момент посадки пассажиров в поезд. Поэтому в зависимости от интенсивности  пассажиропотока на платформах, прилегающих  к железнодорожным вокзалам, выставляются наряды ППС, которые осуществляют контроль за посадкой и высадкой людей. В определенных случаях данный способ может предотвратить  деятельность экстремистов за счет «эффекта присутствия» сотрудника полиции. 

Однако в условиях роста экстремистской угрозы в отношении  объектов железнодорожного транспорта, по нашему мнению, назрела необходимость  осуществлять досмотр пассажиров при  посадке в поезд, как это делается при проведении предполётного досмотра на воздушном транспорте. 

Такая мера в определенной степени создаст некоторые неудобства для пассажиров, затронет их личные права, однако, ее использование необходимо для обеспечения безопасности всех граждан, находящихся в поезде, и  это предложение находит свое подтверждение в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации[14]. 

Очевидным является тот факт, что назрела необходимость  использования на всех объектах транспорта и, в первую очередь, на вокзалах, портах современных технических средств, установок промышленного телевидения, позволяющих выявлять у пассажиров предметы и вещества, запрещенные  к гражданскому обороту. Данная мера позволит нарядам ППС своевременно выявлять лиц, замышляющих либо совершивших  действия экстремистской направленности. Примером тому является использование  видеозаписи, которая позволила  изобличить преступника, осуществившего в июне 2000 года взрыв на посадочной платформе г. Пятигорска[15]. Указанная  мера частично «воплощается в жизнь» после проверки Президентом некоторых  вокзалов в г. Москве.  

При совершении экстремистской деятельности на железнодорожном транспорте путём подрыва поезда с пассажирами (в зависимости от размера зоны поражения, количества пострадавших) из числа сотрудников ППС создаются  специальные группы оцепления, патрулирования, разведки, учёта потерь населения, охраны объектов, контрольно-пропускные пункты[16]. Каждая из перечисленных групп выполняет  свои задачи. 

Группа оцепления  не допускает посторонних граждан  и ограничивает проезд транспортных средств к месту совершения деяния экстремистской направленности. 

В задачу группы патрулирования входит обеспечение общественного  порядка в зоне подрыва поезда. Во время несения службы сотрудники этой группы обязаны пресекать преступления, совершаемые в отношение пострадавших пассажиров и их имущества, осуществляя  тесное взаимодействие с группой  оцепления. 

Для обеспечения  сохранности материальных ценностей  всех форм собственности из сотрудников  ППС создаётся группа охраны поезда, пострадавшего от действий экстремистской направленности. В задачу этой группы входит обеспечение общественного  порядка в месте несения службы. 

Проведение проверок с целью выяснения условий  хранения служебного и гражданского оружия обеспечивает своевременное  выявление имеющихся нарушений  и возможность принятия со стороны  сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной системы мер, которые будут являться препятствием использования данного  вида оружия при совершении действий экстремистской направленности. 

Поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия число  действий экстремистской направленности в стране неуклонно растет, значительно  возрастает роль вневедомственной охраны в борьбе с экстремизмом. В конце 2003 года сотрудники российских спецслужб  предотвратили диверсию чеченских  боевиков на Волжской ГЭС. По расчетам специалистов, последствия диверсии на гидроэлектростанции могли привести к затоплению двух обширных кварталов  южной части Волгограда. Более  того, гигантская волна, образовавшаяся бы после взрыва, могла смести город  Астрахань. Это особенно воспринимается с тревогой на фоне аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда погибло 32 человека, а точное количество людей, умерших впоследствии, неизвестно. В результате аварии были эвакуированы свыше 130 тыс. человек, отчуждено  от хозяйственной деятельности более 3 тыс. км? земли. Материальный ущерб  оценить не представляется возможным[17]. За последние годы по данным спецслужбами РФ во взаимодействии с органами внутренних дел было предотвращено немалое  количество террористических актов.  

Высоко техногенный  терроризм, как один из видов экстремистской деятельности, новой эпохи способен привести к системному кризису во всем мировом сообществе, и предвестниками этого терроризма стала трагедия в Чернобыле. Она показала возможность  преступного продуцирования антропогенных  катастроф, сравнимых по масштабам  разрушений и жертвам с результатами боевого применения оружия массового  уничтожения[18]. 

С целью обеспечения  надежной защиты объектов от экстремистов на них устанавливается определенный режим, который предусматривает: 

- введение ограничений  в передвижении по территории  объекта; 

- установление порядка  вывоза, выноса имущества, допуска  на охраняемую территорию; 

- установление запретных  зон на подступах к охраняемому  объекту. 

Со стороны вневедомственной охраны для защиты объектов используется охранно-пожарная сигнализация, и особенно – установка извещателей с  комбинированным способом обнаружения, позволяющим устранить влияние  случайных помех, ложные срабатывания сигнализации. 

Определенные негативные последствия в области защиты важных и особо важных объектов вызвало  и постановление Правительства  Российской Федерации от 12 июля 2000 года № 514 «Об организации ведомственной  охраны»[19], которое разрешило ряду министерств и ведомств создавать ведомственную охрану, не определив, на каких объектах она может функционировать. Правовые акты, утвердившие положения о деятельности данной охраны в структуре определенных ведомств также не уточняют объекты, которые подлежат исключительно государственной охране[20]. Кроме того, в отдельных случаях руководители, игнорируя законодательное предписание организации государственной охраны, на подведомственных им объектах создают собственные охранные подразделения. Так, несмотря на то, что водопроводные станции населённых пунктов областного подчинения включены в перечень объектов, подлежащих государственной охране, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Омска отказалось от услуг вневедомственной охраны при органах внутренних дел. [21] 

Значительный вклад  в борьбу с экстремизмом вносят сотрудники управления государственной инспекции  безопасности дорожного движения органов  внутренних дел. В соответствии с  Конституцией РФ о праве граждан  на жизнь, охрану здоровья, защиту личного  имущества, указанные сотрудники призваны обеспечивать сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного  движения, защиту их законных прав и  интересов, а также интересов  общества и государства. 

Сотрудники наделены правом применение таких мер как: 

- остановка транспортного  средства и проверка документов  на право управления, владения  и на перевозимый груз; 

- проверка у граждан  и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если имеются  достаточные основания подозревать  их в совершении преступления, а при наличии данных о том,  что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные  устройства, - производить досмотр  граждан, их вещей, а также  транспортных средств; 

- осуществление административного  задержания граждан, запрещение  эксплуатации транспортных средств,  имеющих подложные государственные  регистрационные знаки, а также  при несоответствии маркировки  транспортных средств данным, указанным  в регистрационных документах.  

Указанное управление играет важную роль при возникновении  чрезвычайной ситуации, вызванной действиями экстремистской направленности, и в  процессе проведения контртеррористической  операции, которая осуществляется на основании Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении». 

В данной ситуации предполагается временное ограничение или запрещение движения транспортных средств, включая  транспортные средства дипломатических  и консульских представительств, удаление граждан с отдельных  участков местности и объектов, отбуксировка повреждённых транспортных средств, задерживание и доставка в органы внутренних дел  Российской Федерации лиц, совершивших  или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической  операции, несанкционированное проникновение  или попытку проникновения в  зону проведения операции. 

Помимо этого сотрудники с целью обеспечения безопасности граждан и поддержания установленного правового режима обязаны: 

– принимать меры к обеспечению общественного  порядка, предупреждению и пресечению преступлений, административных правонарушений в зоне обслуживаемой территории; 

– оказывать содействие в беспрепятственном проезде  транспортных средств, осуществляющих перевозку сотрудников полиции, войсковых нарядов, аварийно-спасательных служб; 

– оказывать помощь другим постам полиции в пресечении правонарушений; 

– совместно с  другими подразделениями полиции  проводить работу по ликвидации последствий, вызванных совершением действиями экстремистской направленности, и, в  первую очередь, восстановлению бесперебойного движения транспортных средств. 

Необходимо упомянуть  службу участковых уполномоченных.  

Это объясняется, во-первых, тем, что на территории обслуживаемого административного участка в  городе или сельской местности участковые уполномоченные выполняют основной объём профилактических и правоохранительных функций, возложенных законодательством  на милицию; во-вторых, участковые уполномоченные в своей деятельности повседневно  связаны с населением, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от организационно-правовых форм), общественными  объединениями, поскольку последние  обращаются к участковым уполномоченным по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений[22]. В-третьих, участковыми уполномоченными рассматривается  около 70-80 % обращений граждан, поступающих  в органы внутренних дел. Под их контролем  находятся около 4 млн. лиц, вернувшихся  из мест лишения свободы, осужденных к уголовным мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, и других категорий правонарушителей. В-четвёртых, знание населением своего участкового уполномоченного помогает ему более активно входить  в доверительные отношения с  гражданами и с помощью этого выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений экстремистского характера. 

Как показывает практика, перед совершением действий экстремистского  характера лица, участвующие в  его подготовке и исполнении, заранее  прибывают в места их проведения и размещаются, как правило, в  жилье, сдаваемом в аренду, либо у  лиц с противоправным поведением. Ими проводится определенная работа в установлении объекта посягательства и времени проведения акции, прилагаются  усилия для подыскания необходимого автотранспорта, осуществляются попытки  войти в доверие к гражданам, должностным лицам с целью  получения от них соответствующей  помощи. 

В этой связи участковые уполномоченные обязаны контролировать соблюдение со стороны граждан и  должностных лиц правил регистрационного учёта, знать лиц, сдающих жилье  в наем; в ходе общения с населением при рассмотрении обращений граждан, проведения индивидуальных профилактических бесед с лицами, находящимися на учёте, при реагировании на противоправные действия в быту и в ходе публичных  выступлений устанавливать доверительные  отношения с людьми с целью  получения информации, способствующей выявлению лиц, проживающих без  регистрации, находящихся в розыске, вызывающих определённое подозрение[23]. На основе полученных о них сведениях  участковый уполномоченный в кратчайшие сроки должен провести опрос представителей жилищно-коммунальной конторы, жильцов  соседних квартир, владельцев жилья. Информацию, представляющую оперативный интерес  о подозрительных лицах, необходимо рапортом довести до руководства  органа внутренних дел, а в случае необходимости – принять участие  в задержании этих лиц. 

В странах, где сегодня  достигнуты наиболее впечатляющие результаты в борьбе с преступностью, полицейские  на участках стараются постоянно  поддерживать контакт с населением, быть в квартире «своим человеком». Посещение квартир, домов не сводится здесь только к получению информации от жителей для организации профилактики противоправных деяний, а предполагает распространение различного рода брошюр, листовок, буклетов, плакатов, где наглядно разъяснено, как избежать преступных посягательств[24]. 

Определенную роль в борьбе с экстремизмом выполняют  центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП). Это  связано с тем, что в ходе выполнения основных задач они выявляют среди  доставленных несовершеннолетних лиц, причастных к совершению преступлений, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению общественно опасных  деяний. 

Сегодня становится очевидным, что при совершении экстремистской деятельности могут привлекаться различные  категории граждан, в том числе  и несовершеннолетние, так как  их участие облегчает проникновение на запланированный объект, влияет на снижение бдительности персонала охраны. 

В этой связи перед  сотрудниками полиции ЦВСНП при  осуществлении индивидуальной профилактической работы с доставленными лицами встает вопрос о выделении признаков, которые  в совокупности позволяют установить причастность несовершеннолетнего  к подготовке действий экстремистского  характера. По нашему мнению, к таким  признакам можно отнести: 

– наличие судимости  у несовершеннолетнего или склонности его к совершению противоправных действий; 

– регион проживания или пребывания несовершеннолетнего  с учетом экстремистской активности на данной территории; 

– нахождение при  доставленном значительной суммы денежных средств; 

– сообщение сотрудникам  полиции сведений, которые указывают  на хорошо проведенный инструктаж, касающийся легендирования биографических данных несовершеннолетнего; 

– попытки доставленного  лица пропагандировать среди других несовершеннолетних, а также среди  персонала ЦВСНП ваххабитские взгляды  на окружающий мир; 

– наличие у несовершеннолетнего  родственников или знакомых, связанных  с незаконными вооруженными формированиями либо участвовавших в организации  и проведении действий экстремистского  характера; 

– выявление фактов склонения других несовершеннолетних к участию в экстремизме; 

– наличие у несовершеннолетнего  навыков изготовления, обращения  со взрывными устройствами, огнестрельным  и холодным оружием, современными средствами связи, используемыми экстремистами; 

– отрицательное  отношение у доставленного лица к существующему конституционному строю страны, ее территориальной  целостности, внешней и внутренней политике государства; 

– использование  навыков артистизма, позволяющих  ввести в заблуждение работников полиции ЦВСНП по поводу образа жизни  несовершеннолетнего до помещения  в ЦВСНП. 

Кроме того, особую значимость для сотрудников полиции ЦВСНП  имеет информация, касающаяся поведения  несовершеннолетнего в момент его  задержания и пребывания в органе внутренних дел. На данном этапе с  несовершеннолетним могут осуществлять работу различные категории сотрудников  полиции, однако, основная нагрузка в  этом направлении ложится на подразделения  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел. 

Сотрудникам указанного подразделения при общении с  несовершеннолетними на первоначальном этапе его задержания необходимо обращать внимание на такие признаки, как: 

– место задержания с учетом окружающих объектов; 

– попытки несовершеннолетнего  войти в контакт с лицами, обеспечивающими  защиту объекта, с целью выяснения  у них режима его охраны; 

– использование  несовершеннолетним определенных аксессуаров  для изменения внешности; 

– неоднократное  появление несовершеннолетнего  вблизи определенного объекта, который  может вызвать у экстремистов повышенный интерес; 

– предъявление задержанным  поддельных документов; 

– активное сопротивление  несовершеннолетнего при задержании или осуществление попытки скрыться; 

– наличие у задержанного лица предметов, веществ, документов, которые  косвенно могут указывать на подготовку действий экстремистского характера; 

– психическое состояние  несовершеннолетнего, которое подтверждает решимость лица пожертвовать собой  во имя определенных целей.  

Внести изменения  в пункт 39 указанной Инструкции, касающиеся прав и обязанностей начальника ЦВСНП. 

Признавая необходимость  улучшения правовых основ деятельности служб и подразделений полиции, следует отметить, что немаловажное значение в их деятельности имеет  процесс принятия управленческих решений, направленных на борьбу с экстремизмом, имеющий на разных этапах свои специфические  особенности.  

1. Наличие постоянной  угрозы совершения действий экстремистской  направленности. Практика показывает, что со стороны экстремистов  постоянно осуществляется работа  по тщательному планированию  преступлений данного вида, которые  совершаются в различных регионах  нашей страны и направлены  на широкий круг объектов. Такое  положение дел требует от руководителей  полиции необходимости принимать  различные решения и выражать  их в конкретной юридической  форме[25]. Данный этап характеризуется  тем, что руководитель осуществляет  сознательное и волевое воздействие[26] на службы и подразделения  полиции для повышения их функционирования  при решении задач по борьбе  с экстремизмом. 

2. Аналитическая  работа. Данный этап включает  в себя сбор и обработку  информации, ее анализ, прогнозирование  ситуации, связанной с деятельностью  служб и подразделений полиции,  осуществляющих борьбу с экстремизмом. Помимо этого он предполагает  определение наличия ресурсов, необходимых  для выполнения поставленных  задач.  

3. Взаимодействие  служб и подразделений полиции.  На этом этапе необходимо в  комплексе объединить усилия  основных служб и подразделений  полиции, использовав в основе  имеющийся передовой опыт в  борьбе с экстремизмом. 

В настоящее время, исходя из возложенных на полицию  функций, в её состав входят подразделения  противодействию коррупции, терроризму и экстремистской деятельности. 

На данную структурную  единицу следует возложить ряд  задач, непосредственно связанных  с предупреждением и пресечением  экстремистской деятельности: 

– сбор, обработка, накопление информации, касающейся предупредительных  мер в борьбе с экстремизмом; 

– прогнозирование  процессов, способствующих дестабилизации социальной обстановки в регионе[27] в результате ослабления принимаемых  мер в процессе противодействия  экстремизму; 

– разработка стратегических, организационно-тактических, оперативных  планов[28] полиции по предупреждению экстремизма; 

– определение приоритетных направлений в рассматриваемой  сфере, разработка комплекса мероприятий  с определением конкретных исполнителей и сроков выполнения поставленных задач; 

– координация взаимодействия служб и подразделений полиции  по вопросам борьбы с экстремизмом 

– определение и  реализация форм и способов контроля исполнения планов и принятых решений. 

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы: 

1. Деятельность патрульно-постовой  службы по предупреждению экстремизма  занимает важное место среди  других служб и подразделений  полиции, так как она охватывает  различные направления борьбы  с данным видом преступления. В условиях увеличения совершаемых  экстремистских действий в общественных  местах назрела острая необходимость  изменения процедуры проведения  личного досмотра граждан, являющихся  участниками массовых мероприятий,  пассажиров железнодорожного транспорта; более активно внедрять на  вокзалах, в речных и морских  портах средства промышленного  телевидения, технические средства, позволяющие выявлять у пассажиров  предметы и вещества, запрещенные  в гражданском обороте. 

2. В противодействии  экстремизму активную роль играют  подразделения вневедомственной  охраны. От их грамотных и своевременно  принятых упреждающих мер во  многом зависит защищенность  различного вида объектов. Однако  имеющиеся противоречия в ряде  правовых актов, регламентирующих  их деятельность, не позволяют  им в полном объеме выполнять  свои задачи. Требует скорейшего  разрешения на уровне субъектов  Российской Федерации и проблема  комплексного обеспечения безопасности  жилого сектора. 

4. Свой вклад в  предупреждение экстремизма вносят  сотрудники полиции по обеспечению  безопасности дорожного движения, которые, реализуя основные задачи  в сфере безопасности дорожного  движения, выявляют и пресекают  факты перевозки автотранспортом  взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов,  использования экстремистами угнанного  автотранспорта. Однако имеющиеся  недостатки в деятельности стационарных  постов, ограниченность в правах  на проведение досмотра транспортных  средств, слабое использование  технических средств, необходимых  для выявления предметов и  веществ, запрещенных в гражданском  обороте, не позволяют сотрудникам  решать в полном объеме задачи, стоящие перед ними в борьбе  с экстремизмом. 

5. Центры временного  содержания несовершеннолетних  правонарушителей вносят определенный  вклад в борьбу с экстремизмом. Осуществляя профилактическую работу  с доставленными несовершеннолетними,  они на основе определенных  признаков выявляют лиц, от  которых можно ожидать совершения  действий экстремистского характера.  Для улучшения деятельности рассматриваемых  подразделений полиции необходимо  внести ряд изменений и дополнений  в «Инструкцию по организации  деятельности центров временного  содержания для несовершеннолетних  правонарушителей органов внутренних  дел», касающихся прав и обязанностей  их сотрудников. 

экстремизм полиция  противодействие 

2.2 Административно-правовые  средства, используемые полицией  в целях предупреждения и пресечения  экстремизма 

Эффективность противодействия  экстремизму зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов (полнота  и объективность  

выявления, учета  причин и условий, порождающих и  благоприятствующих, и, напротив, сдерживающих эти явления; общегосударственной  системы противодействия террористическим угрозам; степень осознания обществом  тех опасностей, которые исходят  от терроризма и экстремизма и  т. д.).  

Одним из фундаментальных  обстоятельств, определяющих эффективность  выявления и пресечения возможных  проявлений экстремистского характера, является адекватное национальное законодательство. Характер задач, решаемых полицией в  рассматриваемой сфере, во многом придает  правовому регулированию ее деятельности такую специфическую черту, как  множественность его субъектов  и источников. 

Правовая основа деятельности органов внутренних дел  по противодействию экстремизму  в Российской Федерации — это  совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции  и касающихся содержания задач, полномочий и других аспектов деятельности органов  внутренних дел в рассматриваемой  сфере. 

Естественно, что  ядро правовой основы деятельности органов  внутренних дел по противодействию  экстремизму составляет Конституция  Российской Федерации, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации». 

Анализ нормативных  правовых актов, которые применяются  в борьбе с экстремизмом, показывает, что органы внутренних дел имеют  в руках значительный арсенал  уголовно-процессуальных, оперативно-разыскных, технико-криминалистических и административно-правовых средств. Рассматривая каждую из вышеперечисленных  групп как части общего механизма  предупреждения, пресечения, раскрытия  и расследования совершенных  преступлений экстремистского характера[29], можно сделать вывод, что первым трем группам правовых средств в  научной литературе в последнее  время уделено значительное внимание, что нельзя сказать в отношение  четвертой группы. 

Определенные попытки  отдельных исследователей проанализировать использование полицией административно-правовых средств в противодействии экстремизма, с нашей точки зрения, требуют  дальнейшего осмысления, так как  данный правовой инструментарий, закрепленный в правовых актах РФ, занимает важное место среди других правовых средств, используемых субъектами, осуществляющими  борьбу с экстремизмом. 

Прежде чем перейти  к непосредственному исследованию роли административно-правовых средств  в предупреждении и пресечении экстремизма, необходимо проанализировать такой  термин, как «правовые средства». Вместе с тем остается невыясненным, что же собственно под этим термином подразумевается, какое в него вкладывается содержание. 

С.С. Алексеев подразумевает  под правовыми средствами компоненты механизма правового регулирования, посредством которого осуществляется правовое воздействие на общественные отношения[30]. Однако данный термин употребляется  также в более узком смысле, особенно когда речь идет об использовании  правовых средств не вообще, а применительно  к той или иной сфере общественной жизни. 

В теоретическом  и практическом отношении важно  выяснить значение правовых средств  в специальном юридическом смысле. Именно с этой точки зрения применительно  к административно-правовым средствам, используемым полиций в противодействии экстремизму, и пойдет речь. 

Актуальность рассматриваемых  теоретических и практических положений, касающихся данной темы, обуславливается  рядом факторов. 

1. Комплексное использование  в постоянном режиме административно-правовых  средств эффективно обеспечивает  устранение причин и условий,  способствующих проявлению экстремизма.  Данные меры, принятые своевременно, позволяют на ранней стадии  подготовки экстремистской деятельности  нейтрализовать источник угрозы  общественной безопасности. 

2. Административно-правовые  средства находят свое закрепление  в различных по своей юридической  силе нормативных правовых актах.  Такое положение рассматриваемых  средств позволяет полиции более  эффективно, с учетом складывающейся  оперативной обстановки использовать  их по объединению и направлению  усилий людей для достижения  определенной цели, реализация которой  требует координированных действий[31] в предупреждении и пресечении  экстремизма. 

3. Административно-правовые  средства являются не только  способом действия[32] по устранению  угрозы со стороны экстремистов, но и обеспечивают организацию  деятельности служб и подразделений  полиции, которая находит свое  выражение в различных формах  и методах работы в борьбе  с экстремизмом. 

4. В условиях режима  чрезвычайного положения, вызванного  совершенными действиями экстремистской  направленности, проведения контртеррористической  операции[33] административно-правовые  средства позволяют полиции эффективно  противодействовать преступлениям  экстремистского характера. 

5. Используемые в  борьбе с экстремизмом административно-правовые  средства являются наиболее заметными  для населения, так как они  охватывают ту часть служебной  деятельности полиции, с которой  очень часто сталкиваются граждане  при осуществлении мер административного  пресечения, проведения массовых  мероприятий, силовых мероприятий  по задержанию лиц, причастных  к экстремистским организациям. 

Таким образом, под  административно-правовыми средствами понимается правовой механизм, который  включает в себя сложный комплекс различных по своим характеристикам  мер административного характера, используемых органами государства  для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению экстремизма. Данные правовые меры используются на различных стадиях борьбы с терроризмом, и это предполагает их более детальное изучение. В этих целях можно условно разделить их на определенные группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.