На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Кубанские станицы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 

Введение (Цели и задачи, актуальность темы)
    Возникновение и становление кубанских куреней в конце XVIII -первой половине XIX вв.
      Казачий курень
    Хозяйственная и общественная жизнь в станицах.
    Культурная жизнь и быт станичников.
      История Кубанского диалекта
      Фольклор
      Почитание стариков как одна из основ жизненного уклада кубанских казаков
Заключение 
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Цели  и задачи, актуальность темы
Моей целью  было понять жизнь современной станицы. Ее связь с прошлым, традициями ее основателей-казаков. Мне хотелось узнать побольше о станице, ее культурной жизни, ее укладе и быте. Эта тема очень актуальна сейчас, потому что многие забывают свои корни, свою историю и свои традиции в погоне за благополучием. Некоторые и вовсе не знают происхождение и историю появления такого богатого и наикрасивейшего края, как Кубань. Я сравнил прошлое с настоящим. Проследил, как менялась станица со временем, как менялись ее традиции, обычаи, быт и история, как менялись сами люди. 

 
 

  Краснодарский край - самый южный регион России, известный как Кубань. Это край необозримых степей и высоких гор, покрытых огромными лесными массивами. С гор берут начало множество рек, как больших так и малых, прокладывая себе путь по глубоким ущельям и каньонам.  Разнообразие ландшафтов, богатство растительного и животного мира, сравнительно теплый климат искони привлекали людей в этот регион. Северная и центральная части Северо-Западного Кавказа заняты Кубанской равниной, а южная - горами Большого Кавказа. Уникальность природы этой территории заключается в разнообразии ландшафтов и их чередовании. Эти высокие горы с огромными лесными массивами, ледниками, реки, текущие по горным ущельям, бескрайние степи, пещеры. Богатство животного и растительного мира... На территории Краснодарского края расположен и Кавказский государственный биосферный заповедник. Этот научный природный комплекс занимает 263.5 тысячи гектаров и является частью международной сети заповедников биосферы. В заповеднике расположена северо-западная часть горной системы Большого Кавказа, десятки вершин которой поднимаются выше лесного пояса и покрыты вечными снегами. Природа высоких гор дика, сурова и величественна.      Краснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа. Его площадь - 76 тысяч квадратных километров или 0,4% всей территории России. Наибольшая протяжённость края с севера на юг - 372 километра, с запада на восток - 380 километров.  Регион граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Грузией.  Кубань - край двух морей: Азовского и Чёрного. Из общей протяжённости границы 1540 километров проходит вдоль моря. В состав края входит 38 районов, 15 городов краевого и 11 - районного подчинения, 24 поселка городского типа, 386 сельских административных округов, объединяющих 1750 сельских населённых пунктов. Административный центр - город Краснодар (бывший Екатеринодар).       Край делится рекой Кубань на две части: северную - равнинную (2/3 территории) и южную - горную (1/3). Главный Кавказский хребет начинается в долине реки Сукко - недалеко от Анапы. Самая высокая точка на территории края - пик Смидовича (3363 м). Климат на большей части Кубани - умеренно-континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) - субтропический. Средняя температура января на равнине - минус 3-5 градусов, июля - плюс 22-24 градуса. Годовое количество осадков - от 400 до 600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более - в горной.  В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых - нефть, природный газ, йодо-бромные воды, мрамор, известняк, песчаник, железная и апатитовая руда и др.       Краснодарский край является родиной отечественной нефтяной промышленности. Первые скважины пробурили здесь еще 136 лет назад в районе станицы Киевской (Крымский район). Но даже после стольких лет эксплуатации кубанские недра ежегодно дают 1,5-1,7 миллиона тонн нефти и до двух миллиардов кубометров газа. На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод. Общая площадь лесов Кубани составляет свыше 1500 тысяч гектаров.  Край является одним из самых густонаселенных регионов страны: здесь проживает 5068 тыс. человек, или 3,4% населения России. Кубань - многонациональный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей. 
 

Возникновение и становление  кубанских куреней  в конце XVIII -первой половине XIX вв. 

В первоначальном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляется в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраинах в. князя московского" "чтобы украинам было бережней". Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как Татары изгнали Казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые Казаки: Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими казачьими беженцами нет данных. Во всяком случае, некоторые из них сохраняли до наших дней свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).
За разведывательную службу в Старом Поле служилые С-цы получали условленное вознаграждение; общины же их приобретали название того города, где были поселены (А.В. Чернов. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв. Москва, 1954). Станицы выходили на Поле начиная от 1 апреля со своими атаманами, которых Русские называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение Татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние "сторожи" (см.) и свой сборный пункт - город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.
Особый устав  или "Книга" указывал, "на которых  местах и урочищах на Поле, на крымских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам бережения от прихода воинских людей". Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение которых - контроль сторожевой службы.
Во время Смуты  станицы обращались в боевые единицы. Станицами же Казаки возвращались после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т.е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу далеко на юг, а Дон занимали дружественные Москве Казаки. Поэтому исчезла необходимость охраны прежних рубежей. Городовые Казаки и их станицы потеряли в связи этим службу. В своей значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), "в самом нутре города находится шесть станиц: Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская". В тех случаях, когда в новопоселенных станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих родов, для нее придумывали новое имя по честу поселения: Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая, Чирская, Цымлянская и т.п. Иногда возрождали старое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. От глубокой древности сохранились летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, по названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская) принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых Казаков, служивших еще в полках с подобными названиями. Иногда Казаки получали и прозвища соответственно тем местам, из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы,Тульцевы, Костромины, Казанцевы.
Ввиду того, что  Служилые Казаки два-три века размещались на различных окраинах Сев.-Восточной Руси, станицы принесли на свои реки неодинаковые диалекты. Напр., верховые станицы на Дону принесли в Хоперский округ однообразный тамбовский диалект, в то время как станицы Усть-Медведицкая и Второго Донского округов до сих пор пользуются не менее однообразным орловско-курским диалектом. Произошло это потому, что Казаки возвращались на Дон не по одиночке, пестрым сбродом со всей Руси, а организованными и крупными общинами, сохраняя и некоторые реликты прежней казачьей речи.
С нашего времени - оседлое казачье поселение с установленными границами его земельного юрта. Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые поселки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жители станицы составляли как бы одну солидарную семью.
На основании документов Государственного архива Краснодарского края первыми станицами, основанными на Кубани, являются 40 черноморских станиц, заселенных черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, и 3 станицы, основанные донскими линейными казаками.  

В 1794 году были основаны следующие станицы:  
 

1. Батуринская 
2. Березанская 
3. Брюховецкая 
4. Васюринская 
5. Вышестеблиевская 
6. Динская 
7. Дядьковская 
8. Екатериновская (ныне ст. Крыловская)
9. Ивановская 
10. Ирклиевская 
11. Поповичская  (ныне ст. Калининская)
12. Калниболотская 
13. Канеловская 
14. Каневская 
15. Кисляковская 
16. Кореновская  (ныне г. Кореновск) 
17. Крыловская (Ленинградского  р-на)
18. Кущевская 
19. Полтавская (ныне  ст. Красноармейская) 
20. Уманская (ныне  ст. Ленинградская) 
21. Медведовская
22. Незамаевская 
23. Пашковская 
24. Пластуновская 
25. Платнировская 
26. Переяславская 
27. Роговская 
28. Сергиевская 
29. Старовеличковская 
30. Стародеревянковская 
31. Староджерелиевская 
32. Старокорсунская 
33. Староминская 
34. Старолеушковская
35. Старомышастовская 
36. Старонижестеблиевская 
37. Старотитаровская 
38. Старощербиновская 
39. Тимашевская  (ныне г. Тимашевск) 
40. Шкуринская 
41. Усть-Лабинская  (ныне г. Усть-Лабинск) 
42. Кавказская 
43. Прочноокопская 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казачий курень

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем  была полуземлянка, крытая камышом  или соломой. Степняки – кочевники  жили в "кибитках" (юртах) или в  балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения  возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".

Черты свайной  постройки легко читаются в современном  казачьем жилище. Казачий курень –  двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа "подклет", а  воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовья рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.
Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском  Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".
Но уже в  начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения  куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского  происхождения, обычная окраска  его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев.
Часто можно  услышать высказывания знаменитостей  о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков  – курени.Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: "Поблизости к собору он напоминает до некоторой  степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. ...Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с "низами", т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками ("балясами") кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней..."Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. "...Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми..."А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: "...В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях..." 

    Хозяйственная и общественная жизнь  в станицах 

Основным занятием жителей станиц было земледелие, скотоводство также. Самой важной частью хозяйства был конь. Так как казак был военно обязан и мог в любую минут быть призван на службу, то коня содержали в «полной боевой готовности». За ним ухаживали, кормили, чтобы он не подвел своего хозяина в бою.
Главным богатством для казака была земля. Первые поколения  казаков-переселенцев осваивали богатые  дикие земли. Степь в то время  представляла собой пеструю картину: то покрыта терном, то полянами разнотравья. Тысячелетиями обильно политая  дождями, облизанная ветрами степь видала кочующие татаро-ногайские орды. О признаках существовавшей здесь скифско-сарматской цивилизации свидетельствовали рассыпанные по степи курганы.
Казаки в первые годы переселения не любили земледелие. Обрабатывались и засеивались небольшие участки земли. Зерно для продовольствия покупали у черкесов. Зерно и сено давали только упряжным животным. Скотоводством первые переселенцы занимались с охотой. Табуны лошадей, отары овец, гурты крупного рогатого скота круглый год ходили по пастбищам, перекочевывая с места на место. В степи, в терновниках, водилась птица в большом количестве: дрофы, фазаны, тетерева. В камышах водилась тьмою водоплавающая птица. Обилие птицы давало хорошую возможность пополнять продовольствие семей охотой.
Но особенно много времени первые казаки-переселенцы уделяли рыболовству. В степных реках Челбас, Бейсуг, Ея, кроме судака и таранов в изобилии водилась белуга, осетр, севрюга. Рыбы было очень много, практически всюду, где была вода. Рыбный промысел тоже давал значительную продовольственную прибавку и доход каждой семье. Так, одна тысяча отборной тарани в то время стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд балыка - 5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги - 20 копеек. Для переработки рыбы требовалось много соли, которую привозили из Ачуева и Ахтарей, где были развиты соляные промыслы.
На своей земле  крестьянин выращивал все, что ему  было нужно. Сейчас у каждого жителя станицы во владении есть земельный  участок, иногда даже не один, на котором  он трудится не покладая рук. Размеры тоже могут быть разные. По сути, станичник кормил себя сам. Вставали в станице рано, с рассветом, в 5-6 часов утра и сразу начинали работать. Кормили скотину, количество которой могло достигать 100 голов и более- куры, утки, гуси, коровы, овцы, козы, лошади, индюки, нутрии. Часть продуктов оставалось для семьи, остальное шло на продажу.
Основной физический труд лежал на мужских плечах, также  мужчина был главой семьи. Женщине  отводилась роль хранительницы домашнего  очага, воспитание и уход за детьми, мелкие заботы по хозяйству. Благополучие семьи зависело от трудоспособности и трудолюбия ее членом, как говорится - без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Детей было много от 3 и более. Если рождалось много мальчиков, то это было очень хорошо, потому что мужчина являлся продолжателем рода и помогал по хозяйству. Следовательно, если мужчин было больше, то и само хозяйство было большим и тем богаче жила семья. когда же в семье не хватало мужских рук, то нанимали батраков, которые помогали по хозяйству.
Достаточно большую нишу занимает рыболовство.  Кубанские станицы располагались рядом с реками, потому что они являлись источником жизни для крестьян. Река дает жизнь всей станице, также является природной преградой в случаи конфликта. Как уже говорилось выше, река давала людям пищу (рыбу, раков), плавни служили местами для охоты на дичь. Также была единственным спасением и развлечение в жаркий летний день. Сельские мальчишки с радостью бежали к берегам речки освежиться и поплескаться. Также реки служили отличным водным путем для перевозки грузов, людей и были отличной альтернативой сухопутным дорогам.
Также имеют  место быть в станице и мелкие ремесла: кузнечное дело, плотничество, пчеловодство, виноделие и д.р.
Нести воинскую службу, развивать личное хозяйство - смысл и цель жизни каждого казака. Глубокими корневищами врастало в землю казачество. Весенние ветры несли волнующие кровь запахи покоренной земли. На труд земля отвечала богатыми урожаями и буйными сенокосными травами. К шестидесятым годам девятнадцатого века каждая семья расширяла посев зерновых культур, увеличивая одновременно поголовье животных. Своими силами казачьи семьи не могли справиться с возросшим хозяйством. На Кубань из Центральной России хлынул поток рабочей силы: шли деревнями, шли ватагами мужчины - косари, плотники, разнорабочие, и всех нанимали на работу, как правило, сезонную.
Уже к семидесятым  годам девятнадцатого века о казаках шла слава, как о трудолюбивых и гостеприимных жителях Кубани, а станица Каневская приобрела известность зажиточной и богатой. 
 

    Культурная  жизнь и быт  станичников 

Пришедшие на Кубань казаки принесли сюда и свою культуру, жизненный уклад, фольклор и традиции, которые можно увидеть и сейчас. Например, некоторые заветы Игната Некрасова,с жизнью которого история нашего края тесно связана, сохраняются до сих пор. Конечно соблюдаются они не так строго, как раньше, но все-таки.
« Решения круга  исполняет атаман. Ему строго подчиняются.» - этот завет перешел в семейную жизнь, где главой семьи является отец.
«Брак может  быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть» - как и предыдущий завет, эта часть тоже перешла в семейную жизнь. Большинство браков заключаются между православными, так как контактов с «иноверцами» просто нет.
«Муж жену не обижает» - так и есть, сейчас во многих станичных семьях царит такой порядок, настоящий казак никогда не поднимет руки на женщину, ведь она мать и хранительница очага.
«Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.» - этот завет совсем не изменился со временем, современные жители станиц очень трудолюбивы. Ведь они кормятся своим трудом  и приучают к труду молодое поколение.
«Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.» - в многих станицах живут престарелые люди, которые еще «балакают» - это наши бабушки и деды. Даже многие молодые имеют в своей речи отпечатки старых диалектов и говоров. 

История Кубанского диалекта 

     Самобытный  кубанский диалект сложился исторически  в результате смешения
и взаимопроникновения  русского и украинского языков, южнорусских и
украинских диалектов, а также говоров постоянно  прибывающих на Кубань
жителей других областей России. Основное население  Кубани составляют
потомки казаков  —переселенцев из бывшей Запорожской  Сечи, с Дона, Хопра, из
Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Курской и
других губерний России. На диалекты оказывало влияние  городское
просторечие. Южнорусский  диалект на Кубани сложился в основном на востоке и
на юго-востоке  края. Говоры с украинской основой сформировались главным
образом в черноморских станицах.   
     Для  кубанских говоров характера  вариантность - словообразовательная,
грамматическая  и акцентологическая. Несмотря на локальные  особенности,
которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южно - русского
наречия, обладающего  рядом общих фонетических, лексических  и прочих
особенностей (к  примеру, фрикативное “г”), по которым  южанин безошибочно
опознается в  Центральной России. 
 
 
 
 
 

Фольклор 

       Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов — русского и украинского. В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках народов мира запечатлеваются их национальные черты. Так, в пословицах и поговорках украинского народа мы встретим много поучительного из различных сфер жизни: из трудовой деятельности человека и его отдыха, из области общественного поведения; существуют пословицы и поговорки о характере людей, метко подмечающие как положительные, так и отрицательные их черты. Отобразились в пословицах и поговорках многолетние наблюдения за состоянием природы.
Всем известны казачьи поговорки:
- Казака в  степи только пуля догонит
- Не хвались  в поход собираючись, а хвались  с похода едучи
- Всяк свистнет, да не по-казацки
- И шашечка  остра, а дух - сильнее
- Где казак  - там и слава
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче
- Казака даже  чёрт боится
- Не всяк тот  казак, что фуражку набекрень  носит
- Нет уз святее  товарищества
- Казак без  коня - сирота
- Кровь казачья  - не водица
       А вот пословицы и поговорки,  которые собрал кубанский писатель Александр Ефимович Пивень (1872-1961).
- Степь да  воля — казачья доля. 
- Казацкому роду нема переводу. 
- Казак с бедою, как рыба с водою. 
- Казак, як голубь: куда не прилетит, там и пристанет. 
- Терпи, казак — атаманом будешь. 
- Тот и не казак, кто не думает быть атаманом. 
- Бог не без милости, казак не без счастья.

       Пожалуй, ни в каком другом  уголке нашей страны, ни в какой  другой области и другом крае  нет такого песенного своеобразия,  такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и весёлая распахнутость и тут же чисто украинская задушевность и мягкость, и добрая усмешливость над собой и близкими. И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а “кубанский”. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню. И здесь, на благодатной кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись адыгейские, кабардинские, лесгинские, черкесские, абазинские мелодии. Песни отражали жизнь кубанских казаков. Поэтому такое разнообразие песенных жанров: военно-бытовые и походные; свадебные; лирические, сиротские и балладные песни; шуточные и плясовые.
       Примером может служить знаменитая  „Роспрягайтэ, хлопцы, конэй". В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьи полки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую мировую войны. Немало было сложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) И сегодня порой в одной станице поют ее люди по-разному — меняется текст, характер, мотив. Духовная культура кубанского казачества, золотой нитью в которую вплетена песня, отражала тревожный уклад жизни хранителей южных границ страны. Ежеминутная готовность отдать свою жизнь за Родину — одна из главных тем устного народного творчества кубанцев. Много песен хранит народная память, и каждая из них отражает одну из бесконечных граней мужественной жизни казачества — от морщин под иссохшими от слез глазами матерей до первой борозды на весеннем поле... В каждой станице поют эти песни на своем диалекте. Фольклор южнороссийского казачества хранит народное видение истории. До сих пор в станицах поют песни о грозном царе, жалующем гребенцов “Тереком Грынычем со притоками”, о Мишке Черкашенине – одном из первых известных по имени атаманов XVI в., о походе Ермака, о подвигах Матвея Ивановича Платова. Героем сказок стал Игнат Некрасов, наделенный всевозможными положительными и сверхъестественными качествами. Отсюда следует, что диалекты и акценты могут служить точным показателем предшествовавших влияний, пройденных народом путей, особенностей среды, из которой данная национальная группа вышла в последний раз.
       В наше время огромная заслуга  в сохранении песенных традиций  принадлежит кубанскому государственному казачьему хору. С гастролями хор выступает не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывая в песнях о подвигах казаков, прославляя кубанскую землю и его народ. 
 
 

Почитание стариков как одна из основ жизненного уклада кубанских  казаков 

Старики выступали  хранителями казачьих обычаев и  традиций, и почитание стариков в  казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось  как предательство казачьих идеалов  и сурово наказывалось обществом.
Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без  предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.
Кубанские старожилы  вспоминают: «Видят тебя или нет  сидящие или идущие старики –  надо снять шапку или поклониться, поприветствовать». Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только «на Вы». По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.