На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Госбюджет Доходы госбюджета и их структура в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Уральский государственный технический  университет – УПИ» 
 

      

Факультет экономики                                                     Кафедра экономики
       и управления                                              и управления качеством продукции 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:
Госбюджет
Доходы  госбюджета и их структура в Российской Федерации 
 
 

по дисциплине:
Статистика  промышленности 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:                                                              Иванов О.В.
Курс, группа:                                                                                ЭУ-26151
Студент:                                                                                        Иванова О.В. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                  стр. 3-4
Глава 1. Теоретические основы статистики государственного бюджета
                                                                                                                   стр. 5-15
          1.1     Сущность и понятие  государственного бюджета            стр. 5-6
          1.2    Особенности государственного бюджета как самостоятельной
                    экономической категории                                                   стр. 7-9
          1.3     Основные определения, показатели и задачи статистики
      государственного  бюджета                                                 стр. 10-15
Глава 2. Бюджетная классификация и особенности статистики
               Государственного бюджета РФ                                                стр. 16-27
      Бюджетная классификация в России                                 стр. 16-21
      Доходы. Функциональная классификация и состав доходов РФ
                                                                                                               стр. 22-27
Глава 3. Расчет и динамика основных показателей статистики государственного    
               бюджета РФ. Доходы и расходы консолидированного бюджета
                                                                                                                     стр. 28-30
Заключение                                                                                                 стр. 31-32
Список  литературы                                                                                    стр. 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
     Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.
     Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
     Но  здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в
создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
     Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
     -         раскрытие содержания государственного  бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
     -         рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
     -         определение роли государственного  бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджета как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетом в экономике страны. 
 

Глава 1. Теоретические основы статистики государственного бюджета 

      Сущность  и понятие государственного бюджета
 
     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.1
     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
     Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения  получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
            Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих  участках экономического и социального  развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2     Особенности государственного бюджета как самостоятельной    экономической категории  

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. 

    К числу  основных особенностей относятся следующие: 
    1)  Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

    2)  С помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; 
    3)  Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; 
    4)  Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

      Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.2 

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.3 Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
     Особенности государственного бюджета как экономической  категории накладывают отпечаток  и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
     Так, содержание распределительной функции  бюджета определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
     Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основные  определения, показатели и задачи статистики государственного бюджета
 
     Главной задачей бюджетной статистики является характеристика основных параметров системы  бюджетов разных уровней и сводного бюджета (называемого консолидированным), определяющих масштабы участия государства и муниципальных образований в перераспределении валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также характеристика содержания и направленности фискальной политики. 

     Принципиально важным для понимания бюджета  как финансово-экономического баланса государства является трактовка сектора государственного управления, применяемая в макроэкономической статистике, прежде всего в СНС.
     Определение сектора государственного управления позволяет установить институционные единицы, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций органов управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Как правило, перераспределение осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат.
     В сектор государственного управления не включаются те государственные единицы, которые занимаются реализацией  товаров и услуг в достаточно крупных масштабах (государственные  и муниципальные предприятия, государственные  корпорации). К функциям государственного управления не относятся осуществление денежно-кредитного регулирования – управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, а также исполнение любых банковских функций. Как известно, учреждения, осуществляющие указанные виды деятельности, наряду с другими финансовыми учреждениями, рассматриваются в другом секторе экономики – секторе финансовых учреждений.
     Для упорядочения экономических функций, имеющих различную экономическую  природу, в теории государственных финансов различают следующие экономические категории:
      Поступления или платежи;
      Поступления невозвратные или возвратные;
      Поступления возмездные или невозмездные;
      Текущие или капитальные поступления (платежи);
      Приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью;
      Приобретение финансовых активов или принятие обязательств.4
     Первые  две категории касаются всех экономических  операций, осуществляемых в сфере  государственных финансов. Две следующие  категории  имеют отношение применительно только к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов или принятие обязательств распространяются только на возвратные операции. Предпоследняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.
     Ключевое  различие экономических операций в  сфере государственных финансов заключается в характере воздействия  на финансовые активы органов государственного управления: поступления в государственный  бюджет увеличивают финансовые активы государства, а платежи из государственного бюджета их уменьшают (в более широком смысле слова – это финансовые активы всей системы органов государственного управления разных уровней – федеральных, субъектов РФ, местных органов власти).
     К основным показателям государственного бюджета, принятым в международных стандартах по статистике государственных финансов, относятся:
      Доходы (без официальных трансфертов полученных);
      Официальные трансферты полученные;
      Расходы (без расходов на кредитование, т.е. чистое кредитование);
      Кредитование за вычетом погашения (чистое кредитование);
      Разница между доходами и расходами (дефицит (-), а профицит (+)).5
     Для характеристики прочности (или непрочности) финансово-экономического положения  страны самостоятельное значение имеет  показатель государственного долга (накопленный дефицит), а также показатель первичного профицита (превышение доходов над расходами без учета расходов, связанных с обслуживанием государственного долга).
     Доходы (поступления в бюджет) – это обязательные, безвозвратные платежи в бюджет от экономических единиц других секторов экономики. Доходы делятся на текущие и капитальные.
     Текущие доходы включают налоговые и неналоговые  поступления.
     Налоговые поступления (налоги) в государственный  бюджет – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые органами управления с целью удовлетворения государственных и общественных потребностей.6 В налоговые поступления включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
     Неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления  от продажи товаров и услуг, от случайных продаж, кассовую прибыль экономических единиц-заведений типа ведомственных предприятий, входящих в институционные единицы сектора государственного управления) и некоторые безведомственные поступления – штрафы, текущие частные пожертвования.
     Официальные трансферты полученные – это безвозмездные, невозвратные, как правило, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, а также как исключение – в виде репараций), полученные от других уровней управления страны, других государств или международных организаций. Поступления в государственный бюджет безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из частных источников рассматриваются в составе доходов (без официальных трансфертов полученных). Например, средства частных организаций в виде пожертвований на строительство муниципальной больницы должны быть учтены в доходах (в группе капитальных доходов).7
     Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они  возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются – в виде текущих или капитальных расходов. Трансфертные платежи другим уровням управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
     Чистое  кредитование (кредитование минус погашение) охватывает операции структур государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам экономики, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций (за вычетом полученных кредитов, выручки от продажи акций или возврата собственного капитала).
      Следует отметить ассиметричную трактовку  в статистике государственных финансов кредитования и  заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчет величины дефицита (профицита), тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а интерпретируется как источник финансирования дефицита.
      Дефицит (профицит) бюджета, в соответствии с действующим международным  стандартом, определяется путем вычета из суммы доходов и полученных официальных трансфертов суммы расходов и позиции «Кредитование минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком.
      Бюджетный дефицит (профицит) определяется следующим образом (финансирование определяется с противоположным знаком). 

        дефицит      =   (заимствование  – погашение   +     уменьшение  остатка  
      бюджетный                                         долга)             ликвидных финансовых
                                                                                                         средств 
 

       профицит     =   (погашение  – заимствование)   +    увеличение остатка
     бюджетный              долга                                          ликвидных финансовых
                                                                                                              средств 
 

      В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный  долг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления всех уровней перед другими секторами экономики и зарубежными странами, которая образовалась в прошлом и должна быть погашена в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включается накопленная задолжность одних институционных единиц сектора государственного управления другими институционным единицам.
      В систему показателей статистики бюджетов входят бюджетные доходы (всего, по видам доходов), расходы (всего, по видам расходов), разница между бюджетными доходами и расходами (профицит или дефицит – всего и по источникам финансирования), государственный (муниципальный) долг (всего и по видам долга). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Бюджетная классификация и особенности статистики
               Государственного бюджета РФ
      Бюджетная классификация в России
 
     По  составу, источникам, направлениям использования  и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
     Бюджетная классификация – это группировка  по однородным признакам бюджетных  доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.8
     Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат – обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.
     В основе бюджетной квалификации лежит  такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
     Значение  бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной квалификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточения основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
     Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в  бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных  бюджетов за несколько лет, определение  динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов и степени удовлетворения каких-либо потребностей.
     Классификация создает условия для объединения  смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический  анализ, упрощает контроль за исполнением  бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.9
     В условиях самостоятельности всех звеньев  бюджетной системы классификация  дает основу для единого методологического  подхода к составлению и использованию  всех видов бюджетов, для сравни мости бюджетных показателей в отраслевом и т территориальном разрезе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.