На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Метод «мертвой точки» и его практическое применение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ГОУ ВПО  «РГТЭУ» 

челябинский институт (филиал) 

Кафедра «финансы и банковское дело» 
 
 
 
 
 
 
 

финансовый менеджмент 
 

Курсовая  работа 

    ПО  ТЕМЕ:  «Метод «мертвой точки» и его практическое применение» 
     
     
     
     
     
     

                Выполнила:
                Студентка 3 курса на базе средне-специального образования
                Специальность: Финансы и кредит
                № зачётной книжки: Проверила:___________________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Челябинск
2011 

Содержание: 
 

Введение 3 

1 Концепция безубыточности в современной экономической теории 5 

2  Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом                CVP-анализа 11
2.1 Метод уравнения 12
2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности 17
2.3 Графический метод 19
2.4  Производственный леверидж 22
2.5 Допущения в CVP-анализе 28 

3  Точка безубыточности или «мертвая точка» как критерий успешной работы компании 34
3.1 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
3.2 Планирование безубыточности 38 

Заключение 42 

Список используемой литературы 44
 

     

Введение

 
      В нашей системе предприятия приобрели  свободу – юридическую и др. Они сами выбирают поставщиков, сами распоряжаются результатами своего труда. Поддержки со стороны государства  нет. Полезен опыт зарубежных предприятий. На Западе развит контроллинг. Его значимость сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля. Он помогает найти верный курс в экономике. В данной курсовой работе рассмотрено реальное использование контроллинга  в практической деятельности в качестве метода управления затратами, определения точки безубыточности предприятия или «мертвой точки».
     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что для принятия решения и планирования необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии. Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.
      Целью настоящей работы является изучение «мертвой точки» или точки безубыточности, как одного из инструментов контроллинга.
   Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.    Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету «мертвой точки» (точки безубыточности) с использованием CVP-анализа; 
3.   Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее  анализ и планирование на предприятии
      Предметом исследования является «мертвая точка» или точка безубыточности предприятия.
      Для написания данной работы мною были изучены учебники и учебные пособия Шейхова М.О., Шеремета А.Д., Харальда Штиглера, материалы периодической печати, интернета.
      Практическая  значимость работы определяется систематизацией теоретических знаний и приведением конкретных расчетов, примеров по выбранной теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
    Концепция безубыточности в  современной экономической  теории
 
   Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно  существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы  проявляется в виде дивиденда  на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам  прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса  является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого  шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической  прибыли. В данном разделе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
   С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние  фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии  долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую  прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы  включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также  нормальный доход предприятия. При  таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:
   Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
   В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую  прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки  безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.
   Для того, чтобы фирма функционировала  оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс  максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе  процесса максимизации прибыли мы будем  пользоваться следующими основополагающими  понятиями:
   Предельный  доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
   Предельные  издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
   Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
   Из  курса микроэкономики известно, что  начиная с некоторого момента (с  некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
   Для определения того, достигается в  оптимальной точке прибыль или  убыток, нам необходимо рассмотреть  соотношение между ценой на продукцию  фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать  графически:
    I случай

     В данном случае равенство предельного  дохода и предельных издержек достигается  в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции  выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует  свою экономическую прибыль.
     По  данному графику легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции ( ), полный доход фирмы от реализации продукции ( ). Следовательно, площадь, заштрихованная только - экономическая прибыль фирмы.
 

     
     II случай 
 

       
 

     При такой структуре издержек и ценовой  ситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному  доходу в точке оптимального объема производства.
     Для рассмотрения следующих двух возможных  ситуаций нам понадобятся средние переменные издержки - то есть доля переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
 

     
     III случай 
 

       
 
 

    В данной ситуации совокупный доход, получаемых от реализации продукции фирмы в  точке оптимального объема выпуска  продукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. Однако, при таком  соотношении цены на продукцию и  издержек на ее производство покрываются  переменные издержки на ее производство. Таким образом фирма функционирует  с экономическим убытком, но она  может существовать в краткосрочном  интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки фирма  несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что  наличие экономических убытков  не означает наличие бухгалтерских  убытков. В самом деле, экономические  убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство.
    IV случай 
 

      
 

   В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации  переменных издержек. Поэтому при  данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение  о прекращении производства.
   В следующих параграфах будет рассмотрен анализ и планирование безубыточности предприятия, то есть изучать I, II и частично III случаи, рассмотренные выше. 
 
 
 

2 Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом                CVP-анализа

 
    Первая  проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается  безубыточность. В данном параграфе рассмотрены три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения, затем анализ метода чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ (Cost – Volume –Profit)).
    CVP – анализ- это анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль». Он является одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности.
    Этот  вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям  предприятий выявить оптимальные  пропорции между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов  и точнее обосновать рекомендации для  улучшения работы предприятия.
    Ключевыми элементами анализа соотношения  «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог  рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
    Анализ  соотношения «затраты — объем  – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.  

    Перейдем  к рассмотрению методов расчета  «мертвой точки» или точки безубыточности.

2.1 Метод уравнения

 
    Для определения точки безубыточности («мертвой точки») в международной практике также используют метод уравнений.
    В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах  выглядит следующим образом:
    Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;
    или
(Цена  за единицу * Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу *Количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль 

    Это же уравнение можно переписать в  алгебраической записи. Обозначим :
через П -прибыль за исследуемый период,
Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции,
х - объем  произведенной и проданной продукции за указанный период,
а - уровень  фиксированных расходов,
в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию.
В таких  обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов»  выглядит следующим образом:
                                                    П = Р*х - (а + в*х)                            
    или
    П = (Р - в)*х - а
    Последняя форма уравнения подчеркивает, что  все факторы делятся на зависящие  от объема реализации и независящие  от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить  на постоянные и переменные.
    Заметим, что при определении параметров издержки разделили на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.
    Использование уравнения позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.
    Объем выпуска, при котором достигается  точка безубыточности, определяется из условия:
    П = 0,
    и он равен
                      хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в)                                             
    Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений  воспользуемся следующим примером.
    Пример 1. Производственное предприятие выпускает  безалкогольный напиток «Байкал» и  имеет следующие показатели, представленные в табл. 1.
    В точке безубыточности прибыль равна  нулю, поэтому эта точка может  быть найдена при условии равенства  выручки и суммы переменных и  постоянных затрат:
    15х0 = 10х + 15000 + 0;      5х0 = 15000;      х0 = 3000,
    где х0– точка безубыточности («мертвая точка»);
    15 – цена единицы продукции;
    10 – переменные затраты на единицу  продукции;
    15000 – общая сумма постоянных затрат. 

 

     
    «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольного напитка «Байкал»»
    Таблица 1
     Как видно  из приведенного примера, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал».
    Точку безубыточности можно рассчитать также  в денежных единицах. Для этого  достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:
    15х0 = 15 * 3000 = 45000 руб. 

    Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции. 

    Пример 2. Производственное предприятие выпускает два вида безалкогольных напитков и имеет следующие показатели: 

 

     
    «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков»
    Таблица 2
      

    На  реализацию 1 бутылки напитка «Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун». Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем «х» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылке напитка «Тархун». Подставляя эти значения в уравнение получим:
    (15 * 0,8х) + 12х – (10 * 0,8х) – 8х – 15000 = 0;
    12х  + 12х – 8х – 8х – 15000 = 0;
    8х  = 15000 бут.;
    х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;
    1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;
    Всего: 1875 + 1500 = 3375 бутылок.
    Как видно из приведенных данных, точка  безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 3375 бутылок, из них напитка «Байкал» — 1875 бут. и  напитка «Тархун» — 1500 бут.
    А теперь предположим, что в структуре  реализованной продукции произошли изменения (см. табл. 3). 

 

     
    «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции»
    Таблица 3
    
    Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции  с низкой величиной маржинального  дохода, в связи с чем у предприятия  снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 – 26000).
    Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:
    (15 * 2х) + 12х – (10 * 2х) – 8х – 15000 = 0;
    3,0х  + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;
    14х  = 15000 бутылок;
    х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;
    1071,4 * 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;
    Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.
    Приведенные данные свидетельствуют, что в целом  по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 3214,2 бутылкам безалкогольных напиток, из них 1071,4 бутылок напитка «Тархун» и 2142,8 бутылок напитка «Байкал». Сравнивая результат с предыдущим расчетом отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) снизилась  на 160,8 бутылок (3214,2 – 3375). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем  реализации в натуральном выражении  остался без изменения (9000 бутылок). Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных изменений в ассортименте выпускаемой продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.

2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности

 
    Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
     Существует два способа определения величины маржинального дохода:
      При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
        При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
         Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
          Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
      Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
                                                         
        Точка безубыточности («мертвая точка») =     Постоянные затраты / Норма маржинального дохода.                                  
      
        Рассмотрим этот вопрос на примере.
       Пример 3. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:
                                                                 (руб.)
Выручка от реализации                         75 000
Переменные  затраты                             50 000
Постоянные  затраты                              15 000
Прибыль                                                 10 000
Объем произведенной продукции, бут. 5000
Цена  единицы напитка                               15 

      Чтобы найти точку безубыточности («мертвую точку»), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
        В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:
       Находим величину маржинального дохода:
75000 руб.  – 50000 руб. = 25000 руб.
       Вычисляем норму маржинального дохода:
25000 руб. : 75000 руб. = 0,33
        Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:
15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.
       Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:
45445 руб  : 15 руб. = 3030 бутылок.
        Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. (подробнее о «запасе прочности» см. п.3.1) Этот показатель определяется следующей формулой: 

Маржинальный  запас прочности =(Фактическая выручка – Пороговая выручка) / Фактическая выручка * 100 % 

       Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 – 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.
        Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
Цена  безубыточности =Пороговая выручка/ Объем произведенной продукции в натуральном выражении 

        Для расчета воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп. (45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

2.3 Графический метод

 
    Два рассмотренных ранее метода по своей  сути есть методы статические. В самом  деле, мы рассматриваем фиксированные  цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее  на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором  достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

    Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли  и объема продаж: 


    Заметим, что на этом графике линия выручки  и линия переменных расходов исходят  из одной точки и разница между  ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем  легко определить величину прибыли  или убытка для того или иного  объема выпуска.

    Иногда  бывает достаточно удобно рассматривать  не два графика выручки и общих  затрат, а один график чистой прибыли  фирмы, получаемый как разница между  графиками выручки и общих  затрат:
     

    Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.
    Мы  получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью. Данный метод можно  использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между  объемом производства и финансовыми  показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический  метод, он дает не очень точные результаты.

2.4 Производственный леверидж

 
    Производственный  леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить «мертвую точку» или точку безубыточной деятельности.
    Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
    Производственный  леверидж определяется с помощью следующей формулы:
                 либо  =
    где ЭПЛ — эффект производственного левериджа;
    МД  — маржинальный доход;
    Зпост — постоянные затраты;
    П — прибыль.
    Найденное с помощью первой формулы значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
    где eП – изменение прибыли, в %;
          e В – изменение выручки, в %.
    Для наглядности рассмотрим эффект производственного  левериджа на следующем примере:      
         Пример 4.                                                  (руб.)
    1. Сумма продаж (выручка)                        75000
    2. Переменные затраты                              50000
    3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2)       25000
    4. Постоянные затраты                              15000
    5. Прибыль (п. 3 — п. 4)                           10000
    6. Объем реализованной продукции,  бут.  5000
    7. Цена за единицу напитка, руб.                  15
    8. Эффект производственного левериджа (п. 3 : п. 5)    2,5
    Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим «мертвую точку» или точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,5 единиц (25000 : 10000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 67500 руб. (75000 – 75000 * 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 25% и составит 7500 руб. (10000 – 10000 * 25 : 100).
    Производственный  леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
    – цены и объема продаж;
    – переменных и постоянных затрат;
    – комбинации любых перечисленных  факторов.
    Рассмотрим  влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
    Увеличение  цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82500 руб., маржинального дохода – до 32500 руб. (82500 – 50000) и прибыли до 17500 руб. (32500 – 15000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25000 руб. : 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности («мертвая точка») составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб. 50 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 2692 бут. (5000 – 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17500 – 10000). При этом, эффект производственного левериджа снизится с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500). 

    Снижение  переменных затрат на 10% (с 50000 руб. до 45000 руб.) приведет к увеличению маржинального  дохода до 30000 руб. (75000 – 45000) и прибыли до 15000 руб. (30000 – 15000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что в натуральном выражении составит 2500 бут. (37500 : 15). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 37500 руб. (75000 – 37500) или 2500 бут. (37500 руб. : 15 руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2 единиц (30000 : 15000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.) прибыль предприятия увеличится до 11500 руб. (75000 – 50000 – 13500) или на 15%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 34848 руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральном выражении – 2323 бут. (34848 : 15). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 40152 руб. (75000 – 34848) или 2677 бут. (40152 : 15). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,33 единиц (2,5 – 2,17). 

    Анализ  приведенных расчетов позволяет  сделать вывод о том, что в  основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. 

    Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
    1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
    Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
    2. По мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
    3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
    4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
    5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.
    Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
    При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка  безубыточности, необходимо принимать  меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной  конъюнктуре товарного рынка  и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению  режима экономии постоянных затрат могут  быть существенно ослаблены. В такие  периоды предприятие может значительно  расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
    При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
    Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка; продажу части  неиспользуемого оборудования и  нематериальных активов с целью  снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных  форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.