На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Содержание 

Введение……………………………………………………………..…………………….3 

1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
    1.1. Общая  характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
    1.2. Деятельности  профсоюзов России по социальной  защите трудящихся 
    в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13 

2. Анализ  деятельности профкома СКП ОАО  «АВТОВАЗ» по социальной защите 
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
    2.1.  Характеристика профкома СКП  ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта  социальной
    работы……………………………………………………………………………….27
    2.2. Деятельность  профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ»  по охране труда 
    и заработной плате……………………………………………...…………………..31 

Заключение…………………………………………………………...…………………..42 

Библиографический список……………………………………………………….…….44 

Приложение…………………………………………………………………..………….46 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Социально-экономический кризис затронул и промышленную сферу. Многие предприятия после мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., когда фондовый рынок, не обеспеченный деятельностью отечественных промышленных предприятий показал свою несостоятельность, оказались на грани банкротства и были не в состоянии решить проблемы, имеющие место в социальной жизни работников.
       Разработка  основных положений по организации  социальной защиты работников на промышленных предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой - повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях. Социально-трудовые отношения в организации представляют собой сложный комплекс социально-экономических и психофизиологических процессов, порождающих возникновение объективных и субъективных, внутренних и внешних противоречий. Проблема социальной защиты работников в условиях общей сложной ситуации в стране требует безотлагательного решения.
       В условиях становления рыночных отношений, с демократизацией управления, профсоюзы  приобрели новый облик и самостоятельность  в решении вопросов социальной защиты, они стали отвечать своему назначению и соответствовать профсоюзам стран с развитой рыночной экономикой. В этих условиях профсоюзное движение приобрело качественно новую форму своей деятельности, которая основана на социальном партнерстве с органами государственной власти и работодателями.
       Регулирование указанных противоречий профсоюзами  может значительно повысить результативность взаимодействия субъектов трудовой деятельности, но российскими профсоюзами  эта функция фактически не реализуется. Несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, они, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на социально-трудовые отношения в российских организациях. Причиной этого является не только несформированность всей системы социально-трудовых отношений и ее субъектов в России, но и неэффективная организация деятельности самих профсоюзов.
       Степень научной разработанности проблемы. Влияние профсоюзов на экономическое  развитие общества в целом и отдельной  организации в частности представлено в неоклассической и институциональной теориях. Однако цели и задачи функционирования профсоюзных организаций не являются предметом исследования представителей указанных школ.
       Функции и роль советских профсоюзов освещены в работах Г.П. Алексеева, Г.В. Шаронова, Г.В. Щеглова, их теоретической и методологической базой явились труды К. Маркса и В. И. Ленина.
       Большой вклад в развитие теории профсоюзного движения внесли М.В. Баглай, Н.Н. Гриценко, С.А. Ершов, Ю.Н. Попов. Функции профсоюзов как социального института исследуются В.И. Башмаковым, А.Н. Крестьяниновым, М.М. Сунарчиной. Внутриорганизационным аспектам деятельности профсоюзных организаций посвящены публикации П.В. Бизюкова, А.К. Исаева, М. В. Карелиной, А. К. Соловьева, С. Н. Щегловой. При этом, несмотря на то, что важнейшей сферой деятельности профсоюзных организаций являются социально-трудовые отношения, экономических работ, освещающих цели и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества, фактически нет.
       При рассмотрении проблем регулирования социально-трудовых отношений наибольшее распространение получили подходы, представленные в работах Н.А. Горелова, Р.П. Колосовой, Ю.Г. Одегова, Г.Э. Слезингера, А.И. Тучкова.
       Вопросы развития системы социальной защиты нашли свое отражение в трудах отечественных ученых: Ананьева А., Антипьева А.Г., Гайнуллиной Ф.И., Дедова Д.И., Зейченко А.И., Кокина Ю.П., Кузьмина С, Лукашевой Е.А., Лукьянова В., Можаева В.Е, Осинкина Е.Н., Разумова А., Ромашова О.В., Соловьева А.К., Соповой Н.И., Шмакова М.В., Щегловой Н. и др.
       Цель  курсовой работы – рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости  и социальной защиты трудящихся в  РФ на современном этапе.
       В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи  курсовой работы:
       - рассмотреть теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации;
       - провести анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся;
       Объект  исследования – профком СКП ОАО  «АВТОВАЗ».
       Предмет исследования - основные направления  деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации 

    1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ 

       Профсоюз  — массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов.
       Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: отраслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объединяющие работников исключительно одной и той же профессии.
       В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. В годы советской власти практически  все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено  государственной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной защиты трудящихся, включая управление и использование значительной части фондов общественного потребления и социального страхования. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.
       В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР.
       В Федерацию Независимых Профсоюзов России по состоянию на 1 января 2010 года входит 41 общероссийский (межрегиональный) профсоюз, объединяющий 24,1 млн. членов профсоюзов (на 1 января 2009 г. - 24,9 млн. чел.) и 79 территориальных объединений организаций профсоюзов. С учетом 8 профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе договоров, численность членов профсоюзов составляет  24,7 млн. человек (на 1 января 2009 г. - 25,8 млн. чел.)1.  
       В структуре общероссийских (межрегиональных) профсоюзов - членских организаций  ФНПР – 194,7 тыс. первичных профсоюзных  организаций, 1603 республиканских, краевых, областных, дорожных, бассейновых и 7789 городских, районных организаций профсоюзов2.
       Членскими организациями проводилась определенная работа по сохранению и увеличению численности членов профсоюзов, созданию и восстановлению первичных профсоюзных  организаций, усилению мотивации профсоюзного членства.
       Более трети (35) членских организаций увеличили уровень профсоюзного членства (в 2008 году  их было 10), который в среднем составил 76,1 процента (в 2008 г – 76,7%)3.
       На  предприятиях, где созданы первичные  профсоюзные организации, наиболее высокий уровень профсоюзного членства:
       - среди общероссийских профсоюзов: железнодорожников и транспортных  строителей (94,4%), работников органов  безопасности (88,4%), работников нефтяной, газовой отраслей промышленности  и строительства (85,6%);
       - в разрезе субъектов территориальных  объединений организаций профсоюзов: республик Дагестан (95%), Кабардино-Балкария (91,9%), Северная Осетия-Алания (93,1%), Татарстан (90,4%), областей Белгородской (89,8%), Челябинской (89,4%) и Ростовской (84,0%)4.
       По  федеральным округам Российской Федерации наиболее высокий уровень профсоюзного членства в течение последних 3-х лет в организациях профсоюзов в Южном федеральном округе (84,5%), наиболее низкий - в Северо-Западном федеральном округе (61,8%) (рис. 1.1.)5.
       В целом увеличилась численность  в профсоюзных организациях, объединяемых территориальными объединениями Карачаево-Черкесской республики, Свердловской, Псковской, Тульской областей.

       Рис. 1.1. Уровень профсоюзного членства по федеральным округам 

       Правовой  основой деятельности отечественных профсоюзов в условиях рыночной экономики служат ТК РФ6 и Закон РФ «О профессиональных союзах»7.
       Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
       Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы  возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда8.
       Защитная  функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
       Функции представительства работников прямо  закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой  представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные  организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
       Но  кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию  по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию  их в выборах органов государственной  власти и органов местного самоуправления9.
       Осуществлению защитной и функции представительства  профсоюзов способствует социальное регулирование  общественных отношений, в которые  они вступают в процессе своей  деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.
       Однако  возможна и правовая регламентация  для обеспечения представительства  и защиты прав и законных интересов  работников.
       Пределы правового регулирования отношений  с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
       Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.
       Основные  права-обязанности профсоюзов перечислены  в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.
       Профсоюзы участвуют в разработке государственных  программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении  производства и сокращении рабочих  мест. В установленных законодательством  случаях увольнение работника - члена  профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона).
       Профсоюзы ведут коллективные переговоры и  заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также  осуществляют контроль за выполнением  коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).
       Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.
       Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
    осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;
    принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
    осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве10.
       Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
       Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
       По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов  в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.
       Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации.
       Полномочия  профсоюзов обладают различной юридической  силой. Юридическую силу характеризует  степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.
       Возможны  случаи, когда профсоюзы принимают  самостоятельные решения в сфере  трудовых отношений, например, решения  о проведении забастовок.
       Тем не менее, к настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах. 

    1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся в условиях мирового экономического кризиса 

       Два года прошло с начала кризиса в  экономике Российской Федерации. Современный  глобальный экономический кризис показал, что требует для своего преодоления  принципиально новых подходов и  идей: индустриальный путь себя исчерпал, а нынешняя экономика в её сложившейся форме не смогла дать необходимого импульса для развития общества.
       Всем: и профсоюзам, и власти, и работодателям  – приходилось действовать в  нестандартной обстановке, оперативно реагировать на кризисные явления  в производстве и в социальной сфере. При этом кризис стал катализатором повышения роли и возможностей профсоюзов в формировании экономической и социальной политики.
       В2008 г. назад профсоюзы России предложили свой «антикризисный пакет» из трёх основных составляющих:
       первое  – государственное стимулирование внутреннего платёжеспособного спроса (и со стороны предприятий, и со стороны населения), обеспечение мер государственной поддержки стратегически и социально важных предприятий;
       второе  – неотложные меры поддержки людям, оказавшимся в трудной ситуации;
       третье  – комплекс действий профсоюзных  организаций всех уровней по предупреждению нарушений и восстановлению трудовых прав работников, по недопущению снижения заработной платы работников и задержек её выплаты11.
       Практически всё из этого в той или иной степени нашло отражение в решениях органов государственной власти Российской Федерации, в тех антикризисных программах, которые были приняты и на федеральном уровне, и на уровне регионов.
       Скоординированные усилия социальных партнёров не допустили масштабного разрастания негативных тенденций. Удалось отвести коллапс финансовой системы, остановить девальвацию рубля, избежать череды крупнейших банкротств, притормозить рост безработицы. Благодаря проявленной профсоюзами принципиальности, удалось предотвратить планируемые сокращения работников или уменьшить их масштабы, а также добиться приемлемых компенсаций высвобождаемому контингенту. Несмотря на дефицит бюджета, государством были исполнены принятые социальные обязательства.
       Вместе  с тем падение промышленного производства продолжается (рис. 1.2.)12

       Рис. 1.2. Индекс промышленного производства
       Перспективы восстановления экономики пока не ясны, в лучшем случае умеренны. Замедление падения происходило почти исключительно  благодаря государственным мерам стимулирования. К примеру, если взять Дальневосточный федеральный округ, то на фоне падения производства во всех регионах округа рост производства есть только в Приморском крае – за счёт того, что там ведётся масштабное строительство и осуществляются масштабные государственные инвестиции в создание инфраструктуры для проведения в 2012 году саммита лидеров форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)13.
       Совокупное  сокращение реальной заработной платы  за три квартала 2009 года составило 9,5%. Если в 2008 году преобладающее число работников получало заработную плату в диапазоне от 2 до 4 прожиточных минимумов, то в этом году доходы резко упали до уровня, рассчитанного исключительно на физиологическое выживание работника и одного ребёнка без каких-либо составляющих развития14.
       Поэтому нам говорить о том, что кризис окончился, видимо, преждевременно.
       За  январь – сентябрь 2009 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,1%, что ниже показателя годом ранее. Однако среди стран Евросоюза и СНГ в России показатель инфляции почти самый высокий  (выше только в Украине) (рис. 1.3.)15.
       

    Рис. 1.3. Инфляция в России в отдельных  странах ЕС и СНГ темп прироста потребительских цен (в %, август 2009 к декабрю 2008 года) 

       Реальная  ситуация на рынке труда остается напряжённой. По данным профсоюзного мониторинга, в IV квартале 2009 г. произошло сокращение 350 тыс. человек, с ускорением к концу 2009 года (рис. 1.4. и 1.5.)16.
       

    Рис. 1.4. Динамика численности экономически активного населения, млн. человек 


    Рис. 1.5. Уровень безработицы, по методологии  МОТ, по федеральным округам Российской Федерации (в % от численности экономически активного населения) 

       Имеются многочисленные факты, когда людей  вынуждают уходить по собственному желанию, урезая заработную плату, отправляя на пенсию и т.п.
       Кроме того, под угрозой увольнения находится  ещё около 1 млн. 650 тыс. занятых в  режиме неполного рабочего времени, находящихся в простоях или в  отпусках по инициативе администрации. Сюда надо добавить порядка 850 тыс. числящихся в отпуске без сохранения заработной платы по собственному желанию. За всем этим кроется и отложенное увольнение работников17.
       О том, что ситуация остаётся сложной, можно судить и по официальным  статистическим данным. Сейчас на каждые 100 вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, приходится 212 человек, официально ищущих работу, что в два с лишним раза больше по сравнению с 2009 годом18.
       Число людей, ищущих работу год и более, превысило 30% от общей численности  безработных, в сельской местности этот показатель ещё выше – более 40%19.
       РФ  угрожает застойная безработица, к  которой население уже не адаптируется за счёт сбережений. Значительная часть  трудоспособного населения может  выпасть из экономически активного  населения, то есть не иметь работы и не искать её. Длительная безработица затягивает: не занятого более двух лет человека очень сложно мотивировать на трудовую деятельность.
       Огромную  роль в этом сыграл профсоюзный мониторинг ситуации на предприятиях страны, который  ведётся уже более года. Благодаря систематической работе всех профсоюзных организаций: от первички до центральных комитетов отраслевых профсоюзов и ФНПР в целом – профсоюзы владеют оперативной информацией о реальной ситуации с увольнениями, заработной платой, соблюдением трудовых прав работников.
       Порой только благодаря профсоюзам власть получает информацию о действительном положении на конкретных предприятиях и территориях.
       Например, о долгах по заработной плате, которые  в ряде регионов были выше, чем говорила официальная статистика. Как показали проведённые проверки, некоторые «особо стеснительные» работодатели занижали или вообще не представляли данные о долговременной задолженности по заработной плате в органы Росстата. И теперь территориальные объединения организаций профсоюзов совместно с территориальными органами Росстата договариваются о совместных сверках данных по долгам по заработной плате.
       Результаты  мониторинга профсоюзов служат основой  для принятия оперативных управленческих решений.
       Профсоюзы обращаем внимание органов власти на «горячие точки», проблемные предприятия, в том числе в моногородах, по которым необходимо действовать, что называется, в режиме «ручного управления».
       Однако  российская государственная политика пока сосредоточена на задаче ослабления последствий кризиса. Мерам экономической политики, направленным на предотвращение таких кризисов в будущем, на решение других проблем российской экономики, внимания уделяется мало.
       Сегодня необходимо уточнять приоритеты с учётом прошедшего кризисного года:
       во-первых, вернуться к решению тех задач, на которые в период обострения кризиса тратилось недостаточно времени;
       во-вторых, кризис выявил ряд проблем, которые  раньше не принимались во внимание, но именно они во многом спровоцировали такое острое развитие ситуации, и необходимо выработать пакет мер, направленных на их устранение20.
       ФНПР  давно говорит о необходимости  модернизации российской экономики  и общества. Поэтому принципы новой  политической стратегии, изложенные в  статье Д.А. Медведева «Россия, вперёд!»  и его последнем послании Федеральному Собранию, ФНПР поддерживает.
       При этом задачи по модернизации экономики  и решению социальных проблем  не должны противопоставляться. Формирование новой модели для устойчивой экономики  выдвинуто в качестве одной из основных задач в «Питтсбургской декларации», принятой Глобальными профсоюзами к Саммиту лидеров «большой двадцатки» в сентябре текущего года.
       Профсоюзы России должны активно включиться в  реализацию стратегии модернизации страны с тем, чтобы повлиять на выбор  социально-экономической политики.
       Наряду  с поддержкой социально уязвимых слоёв населения профсоюзам необходимо уделить самое пристальное внимание решению задачи номер один – ликвидации экономической бедности.
       Работающий  человек должен быть самодостаточным: чем справедливее и достойнее будет оценён труд, тем меньше будет нагрузка на бюджет. В принципе это экономический нонсенс, когда человек, работающий полный рабочий день, попадает в малообеспеченные категории населения, которые нуждаются в социальной поддержке.
       Важнейшим кризисным фактором стало десятилетие  перед кризисом, когда рост заработной платы в мире замедлился. Годы стагнации  зарплаты в сочетании с растущим неравенством привели к тому, что  единственным способом для домохозяйств расширить своё потребление стал заём денег. Об этом говорится в Глобальном докладе Международной организации труда о заработной плате за 2009 г21.
       То, что заработная плата не выполняет  свою воспроизводственную функцию, является причиной снижения экономической  эффективности воспроизводства общественного капитала и имеет своим результатом ухудшение здоровья и низкую продолжительность жизни, сокращение периода полноценной трудоспособности, скептическое отношение молодёжи к добросовестному труду.
       Чтобы преодолеть остающееся расхождение  между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом, председатель нашего правительства В.В. Путин на заседании Государственной Думы 8 мая 2008 года предложил в последующие годы предусматривать индексацию минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции. Профсоюзы России поддержали такой механизм индексации минимального размера оплаты труда.
       Отказ от корректировки минимального размера  оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни идёт вразрез  с обязательствами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008–2010 годы. Любые попытки уменьшить заработную плату (для поддержания конкурентоспособности или из соображений ложной экономии) провоцируют дальнейшее отставание по производительности труда, консервацию неэффективной занятости, углубление спада в реальном секторе экономики, потребительском сегменте и усугубляют проблемы воспроизводства трудового потенциала страны22.
       Федерация Независимых Профсоюзов России считает  необходимым вернуться к вопросу  о корректировке минимального размера  оплаты труда и приняла решение  об установлении минимального размера  оплаты труда с 1 января 2010 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека в IV квартале 2008 года (5086 руб.).
       Одним из опорных элементов антикризисного плана, реализуемого в 2009 году, стали  региональные программы, предусматривающие  комплекс дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Профсоюзы, совместно с социальными партнёрами, принимали активное участие в их разработке, добивались выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
       Ход выполнения этих программ, их корректировка регулярно рассматриваются на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий.
       Но  региональные программы содействия занятости населения (в текущем  формате) позволяют лишь временно сгладить сокращение занятости в конкретных регионах и городах. При этом качество занятости существенно снижается: общественные работы, как правило, не требуют квалификации.
       Таким образом, поддерживается уровень «серенького» существования, где никто не погибает, но никто и не выигрывает. Региональные программы были продолжены в 2010 году.
       Экономический рост не привел моментально к снижению безработицы, поскольку вначале  рассасывалась скрытая безработица; кроме того, и технологическое  обновление на предприятиях привило  к сокращению рабочих мест. Однако для профсоюзов имеет значение качество создаваемых рабочих мест.
       Ориентиром  в сохранении и расширении занятости  должен стать Глобальный пакт о рабочих  местах, принятый Международной организацией труда в июне 2009 г. Договор ориентирует  социальных партнёров действовать  совместно, с тем чтобы общими усилиями преодолевать глобальный кризис занятости с помощью политики, основанной на Программе МОТ достойного труда.
       Все три представителя Российской Федерации: от трудящихся, от работодателей, от правительства  – проголосовали за Глобальный пакт на Международной конференции труда. Но кроме голосования необходимо и руководствоваться им в своей  повседневной социально-экономической практике.
       Расширение  нестандартных форм труда и дерегулирование  рынков труда не являются ответом  на вопрос, как обеспечить модернизацию экономики страны. Мобильность и  эффективность рынков труда не должна достигаться любым путём, включая  отказ от стандартных трудовых отношений, эрозии основополагающих прав трудящихся и значительного снижения уровня благосостояния.
       Профсоюзы заинтересованы в создании высокотехнологичных, достойных и квалифицированных  рабочих мест. Поэтому они готовы поддерживать меры по инновационному развитию российской экономики. Причём инновации должны включать не только новые технологии, но и инвестиции в социальную инфраструктуру, формирование общенациональной системы профессионального развития работников, развитие институтов социального партнёрства.
       Переход к социальной защите работника в  формате обязательного страхования (как наиболее адекватному рыночным отношениям механизму) подтвердил обоснованность позиции и действий ФНПР, последовательно  добивавшейся отмены единого социального налога и возвращения к страховым взносам.
       Профсоюзы заинтересованы в решении задач  по обеспечению полноты сбора  страховых взносов, т.к. это связано  с выполнением фондами страховых  обязательств перед работниками.
       Установленный новыми законами переход от ЕСН к страховым взносам связан и с другими новациями.
       При разграничении «страховых» и  «нестраховых» видов обязательного  социального страхования оплата путёвок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей отнесена к «нестраховым» расходам и выведена из перечня видов страхового обеспечения, что в принципе неправильно. Но социальные партнёры, работодатели, посчитали, что это нестраховые расходы, и время покажет, что это неверно.
       В бюджете Фонда социального страхования  РФ на 2010 год средства на эти цели не предусматриваются. Государство взяло на себя обязанности и ответственность за финансовое и организационное обеспечение отдыха и оздоровления детей.
       По  новой схеме, которая разрабатывалась  без привлечения и учёта мнения социальных партнёров, полномочия по решению этих задач закрепляются за субъектами Российской Федерации. При этом предусмотрено увеличение доходной базы региональных бюджетов за счёт повышения акцизов на табак и алкоголь: чем больше будет пьющих и курящих, тем выше будут возможности для обеспечения детского отдыха. Как это корреспондируется с общим курсом на здоровый образ жизни – вопрос риторический.
       Расчётные средства консолидированного бюджета  на 2010 год на детское оздоровление планируются в тех же объёмах, которые Фонд социального страхования РФ расходовал в 2009 году. Несмотря на то, что Минздравсоцразвития России ещё 29 сентября 2009 г. направило исполнительным органам власти субъектов Федерации разъяснения и рекомендации о новом механизме обеспечения детского отдыха и оздоровления, необходимости сохранения в бюджетах объёмов ассигнований на эти цели на уровне не ниже 2009 г. и своевременного формирования нормативной базы, на местах работа в этом направлении двигается крайне медленно.
       В этой ситуации задача профсоюзов – установить постоянный профсоюзный контроль за подготовительной работой в регионах с тем, чтобы не допустить срыва в организации детской оздоровительной кампании. Нельзя ждать и надеяться, что появятся возможности вернуться к старой схеме. Этого не будет. Надо решать вопросы на местах, рассматривать их на трёхсторонних комиссиях, предлагать конкретные схемы и механизмы с тем, чтобы бюджетные средства в 2010 г. на компенсацию стоимости путёвок на оздоровление детей, во-первых, замещали средства Фонда социального страхования, а во-вторых, дошли до работников предприятий и организаций в объёмах не ниже уровня 2009 года.
       Одной из важнейших задач ФНПР, членских организаций является восстановление влияния профсоюзов в системе  социального страхования. Следует анализировать и выявлять нерешённые проблемы, направлять в органы законодательной и исполнительной власти предложения по формированию нормативной правовой базы и тарифной политики социального страхования, установлению правового статуса и организации деятельности внебюджетных социальных фондов, созданию профессиональных пенсионных систем, обеспечению автономности фондов от решения бюджетных задач, вносить предложения по обеспечению паритетного участия социальных партнёров в управлении и контроле за расходованием страховых средств, добиваться ратификации 102-й Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейской социальной хартии в полном объёме, замещения утраченного заработка работника не ниже норм, определённых конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.
       Анализ  базы данных профсоюзного мониторинга  ситуации на рынке труда показывает, что в Российской Федерации более  вероятен затяжной спад на рынке труда. Эта проблема начинает оказывать  заметное влияние на морально-психологическое состояние граждан, подводит к нарастанию явлений социальной дестабилизации. Частью поддержки доходов людей, потерявших работу, должны стать полноценные программы пособий по безработице.
       Между тем минимальная величина пособия  по безработице в Российской Федерации составляет сегодня 15% прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Однако из позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 года (по делу о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельных положений Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»)23 следует, что Россия как социальное государство гарантирует гражданам защиту от безработицы и социальное обеспечение по возрасту и эта защита может считаться эффективной только тогда, когда предоставленный им источник средств к существованию достаточен для удовлетворения жизненных потребностей (хотя бы не ниже минимально необходимого). Это эпохальное решение Конституционного суда, и мы должны в дальнейших своих действиях, требованиях при заключении Генерального соглашения основываться на этом постулате.
       Федерация Независимых Профсоюзов России считает  необходимым проиндексировать минимальную  и максимальную величины пособия  по безработице на 2010 год на реальный уровень инфляции в стране, а также увеличить с 12 до 24 месяцев периоды выплаты пособий по безработице.
       Профсоюзы должны добиваться восстановления обязательного  страхования от безработицы и  выплаты пособий исходя из размера  утраченного заработка.
       При этом надо обосновать конкретные механизмы  и не наказывать рублём тех предпринимателей, которые за свой счёт создают новые, эффективные рабочие места.
       В настоящий период значительный массив проблем системного характера в  сфере труда не находит должного внимания со стороны государства, что препятствует мобилизации трудовых ресурсов на экономической мотивационной основе в необходимых для государства направлениях. Правительство Российской Федерации ищет выход, исходя из слишком оптимистической установки на быстрое восстановление экономики. Кроме того, нахождению комплексных решений мешает горизонтальная дезинтегрированность российских властных структур, когда одна голова не ведает, что делает другая.
       Министерство  здравоохранения и социального  развития в силу чрезмерной загруженности  решением различных масштабных социальных проблем не в состоянии обеспечить детальную и комплексную проработку вопросов развития трудовых отношений, политики занятости, государственного регулирования оплаты труда, реформирования социального страхования и пенсионного обеспечения.
       В связи с этим Федерация Независимых  Профсоюзов России настаивает на образовании  в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельного органа по формированию в стране цивилизованных трудовых отношений – Министерства труда.
       Ситуация  на рынке труда в России сегодня  находится на постоянном контроле Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и её структур.
       Именно  трёхстороннее сотрудничество –  профсоюзов, власти и работодателей  – привело к созданию антикризисных  программ.
       Усилия  профсоюзов были направлены также на то, чтобы в условиях кризиса охранять коллективный договор (на разных предприятиях было много попыток пересмотреть условия коллективного договора, уменьшить заработную плату, сократить социальные пакеты, уменьшить социальные выплаты).
       Новые формы, схемы и способы взаимодействия с органами власти рождаются самой жизнью в ходе нашей с вами практической деятельности.
       В результате профсоюзами накоплен определённый опыт – начиная от совместных проверок с органами прокуратуры, до соглашений о сотрудничестве и специально созданных  рабочих групп при полномочных представителях президента в федеральных округах, – который может распространяться и дальше использоваться в работе.
       В настоящее время во многих профсоюзных  организациях проводятся консультации и переговоры по заключению или продлению  соглашений и коллективных договоров на 2011 год. Они проходят в очень непростых условиях, когда есть сопротивление со стороны работодателей, отмечаются факты нарушения ими принципов социального партнёрства, попытки пересмотра в одностороннем порядке колдоговоров, ухода или затягивания проведения очередных переговоров. Иногда только протестные действия, забастовки и обращения в суды могут заставить работодателей вернуться за стол переговоров.
       Общий подход: профсоюзам необходимо максимально  защитить действующие коллективные договоры и соглашения, а новые надо заключать на основе анализа реального экономического положения, как минимум, не хуже чем те, которые были.
       Предстоящий 2011 год будет особенный в переговорном процессе, профсоюзам предстоит заключить  новое Генеральное соглашение, и это будет одной из важнейших наших задач в следующем году.
       Современная экономическая ситуация требует  принципиально новых подходов и  идей. Дефицит на эффективные рецепты  «терапии» экономического кризиса  очевиден. Профсоюзы предлагает провести всероссийскую конференцию по вопросам рынка труда с участием Правительства Российской Федерации, крупнейших российских компаний, лидеров профсоюзов, ведущих экспертов, обсудить меры по уменьшению безработицы, рассмотреть каждый дополнительный ответственный шаг, чтобы способствовать росту числа рабочих мест в стране и чтобы не принимать плохо обдуманных решений, даже с лучшими намерениями, особенно когда ресурсы столь ограничены. Именно поэтому необходимо разработать современные методики, которые позволили бы справиться с проблемой, не потратив слишком много денег. Станем обществом умных, свободных и ответственных людей, к чему призывает нас руководство страны, и вместо сумбурных действий будем проводить политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ деятельности  профкома СКП ОАО  «АВТОВАЗ» по социальной  защите трудящихся 

    2.1.  Характеристика профкома  СКП ОАО «АВТОВАЗ»  как субъекта социальной  работы 

       На  ОАО «АВТОВАЗ» создана первичная профсоюзная организация, которая является одним из главных субъектов социальной работы на предприятии.
       Сборочно-кузовное производство представляет собой крупный  автосборочный завод с собственными мощностями сварки, окраски и сборки автомобилей 14 базовых моделей и  целого ряда их модификаций. Ежесуточно с конвейерных линий в производстве сходят около 2800 готовых автомобилей.
       Структура Сборочно-кузовного производства состоит из 31 цеха, 76 участков, 732 производственных бригад, 22 отделов и 2 самостоятельных бюро.
       1 декабря 1966 года состоялось первое профсоюзное собрание трудового коллектива тогда еще только строящегося Волжского автозавода. Эта дата и стала днем рождения первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ». В то время профсоюз насчитывал 129 членов.
       На  сегодняшний день первичная профсоюзная организация ОАО «АВТОВАЗ» является одной из самых многочисленных профсоюзов в России.
       Основными документами, регламентирующими организационную  работу профсоюзов, является Закон  о профсоюзах РФ, Устав работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и Положение о первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ», где указаны основные цели и задачи первичной профсоюзной организации, права и обязанности членов профсоюза, структура профсоюзной организации, средства и имущество профсоюза, порядок прекращения профсоюза.
       Естественно эти документы не могут охватить все вопросы встречающиеся в  повседневной работе профсоюзной организации. Конкретные задачи и пути их решения  определяются постановлениями профсоюзных  конференций, решениями его исполнительного органа - профсоюзного комитета.
       Организационная структура профсоюзной организации, в том числе и  организационная  структура профкома СКП, которая  представлена в Приложении 1, строится по производственно-территориальному принципу и призвана максимально способствовать решению и исполнению всех задач, стоящих перед организацией.
       Сегодня структура управления профсоюзной  организации СКП такова: Высшим органом  является - профсоюзная конференция, которая созывается ежегодно, сроки  проведения определяются решением профсоюзного комитета ОАО «АВТОВАЗ». Конференция избирает сроком на 5 лет исполнительный орган - профсоюзный комитет. Количественный состав профсоюзного комитета за отчетный период составил 50 человек. Членами профсоюзного комитета являются председатели цеховых комитетов, заведующие отделов профкома, штатные работники профкома.
       На 29.01.2010 г. в СКП работает - 18.960 человек, из них 14.770 членов профсоюза, что составляет 78%.
       Численность членов профсоюза СКП и соответственно процент членства в профсоюзе представлен в таблице 2.1.
       Таблица 2.1.
    Численность членов профсоюза СКП и соответственно процент членства в профсоюзе
Год Численность работающих Численность членов профсоюза Процент членства
2005 23216 19049 82,1%
2006 23344 19113 81,3%
2007 22671 22о71
16573 77% / / "/О
2008 23085 17894 77,8%
2009 18960 14770 78%
 
       Основными целями Первичной профсоюзной организации  ОАО «АВТОВАЗ», согласно «Положения о первичной профсоюзной организации  ОАО «АВТОВАЗ»» являются представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза работников АСМ РФ, коллективных прав и интересов работников акционерного общества,  дочерних предприятий и членских организаций в случае наделения ее полномочиями на представительство в установленном действующим законодательством порядке, повышение уровня жизни членов Профсоюза - работников ОАО “АВТОВАЗ”.
       Главными  задачами профсоюзной организации  являются:
       -  сохранение  рабочих мест (занятости), повышение жизненного уровня  членов Профсоюза;
       - добиваться достойной оплаты труда в соответствии с рыночной стоимостью рабочей силы членов Профсоюза - работников акционерного общества, предприятия, учреждения и других организаций, входящих в состав Первичной профсоюзной организации ОАО "АВТОВАЗ";
       - защита интересов своих членов перед работодателем и лицами его представляющими в вопросах найма и увольнения,  режима труда и отдыха,  условий  оплаты труда и занятости,  установлении дополнительных льгот ветеранам и инвалидам, работавшим в коллективах акционерного общества, формирование и выдвижение по ним требований и участие в осуществлении соответствующих мероприятий по  их реализации;
       - обеспечение контроля за соблюдением  работодателем (работодателями) законодательства о труде и профсоюзах;
       - обеспечение контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды;
       - защита интересов членов Профсоюза  в решении вопросов по обеспечению  жилищных и социально-бытовых  условий;
       - осуществление прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством и нормативными документами по государственному социальному страхованию, организации медицинского страхования работников,  управление находящимися в ее ведении образовательными, культурно-просветительными, оздоровительными и спортивными учреждениями;
       - участие в организации санаторно-курортного лечения членов Профсоюза и членов их семей, дополнительного страхования членов Профсоюза на случай безработицы, потери трудоспособности, при утрате имущества и т.д.;
       - организация  работы кассы  взаимопомощи,  оказание членам  Профсоюза в необходимых случаях материальной поддержки,  помощи в решении жилищно-бытовых вопросов и кредитовании, в решении других вопросов, поступающих от членов организации;
       - осуществление влияния на принятие  решений собранием акционеров  ОАО "АВТОВАЗ" в интересах членов Профсоюза работников АСМ, всеми доступными средствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
       - осуществление взаимодействия с  государственными и  негосударственными  пенсионными  фондами,  медицинскими и другими страховыми компаниями,  кредитно-финансовыми организациями,  а  также  с культурно-просветительскими и оздоровительными учреждениями и прочими организациями, в интересах членов организации;
       - организация участия в выборах  в федеральные органы государственной  власти, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и в других формах, предусмотренных законодательством.
       - проведение политики сплочения  всех членов Профсоюза, выборных  профсоюзных органов для защиты  общих социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза;
       - обеспечение гласности, доступной  и наиболее полной информации  для всех членов Профсоюза  о работе профсоюзных органов;
       - подъем и укрепление авторитета  профсоюзной организации;
       - оказание эффективной, конкретной помощи и материальной поддержки низовым профорганам.
       Первичная профсоюзная организация ОАО "АВТОВАЗ" использует все возможности, предоставленные  законодательством, для осуществления  своих целей и задач. 
 
 
 

    2.2. Деятельность профкома  СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда и заработной плате 

       В 2009 г. профсоюзным комитетом ОАО «АВТОВАЗ» велась постоянная работа по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области организации и оплаты труда, а также совершенствованию механизмов оплаты труда с целью повышения покупательной способности заработной платы.
       На  своих заседаниях профсоюзный комитет  неоднократно рассматривал вопросы  изменения графика работы завода, применения сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни, введения новых графиков сменности, изменения и дополнения действующих и введения в действие новых Положений и инструкций по организации и оплате труда.
       Ключевым  направлением в работе профсоюзного комитета по вопросам труда и заработной платы является заключение Тарифного соглашения коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ» и контроль за ходом его выполнения. В этой работе профком всегда проводил политику сохранения единой системы организации и нормирования труда, зависимости уровня заработной платы как от личного вклада работника, так и конечных результатов работы акционерного общества, повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.