На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальные технологии в адаптации бывших заключенных

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                  Содержание                                

Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Понятие социальной адаптации и социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы..................................................  6
Понятие социальной адаптации ..........................................................................6
Cоциально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы...................................................................................................................9
Глава 2 Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных и Технологии социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы................16
Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных.......................................16
Технологии социальной адаптации лиц, вышедших из мест
лишения свободы ...............................................................................................20
заключение..........................................................................................................23
список используемых источников....................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном  этапе общественного развития в  условиях демократии, построения правового  государства одним из направлений  борьбы с преступностью является социальная профилактика правонарушений, где особое место занимает предупреждение рецидивной преступности. Это обусловлено прежде всего необходимостью вовлечения в активную социальную жизнь лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Стабильность  показателей рецидивной преступности (531,8 тыс.чел) 1объективно свидетельствует не только о существенных недостатках в организации осужденных, но и о неблагоприятном положении дел в сфере вовлечения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в трудовой процесс, создании системы социально-полезных связей.
Это связано  с проблемой действенного участия государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов в решении исключительно важной с нравственной и государственной точки зрения деятельности по исправлению лиц, ранее совершавших преступления.
Повышение эффективности деятельности государственных органов и прежде всего органов внутренних дел, общественных организаций, трудовых коллективов предполагает знание и использование социально-психологических закономерностей, связанных с процессом реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Привычные устаревшие представления и подходы к  реабилитации бывших осужденных не могут  полностью раскрыть потенциал пенитенциарной системы. Для реформирования деятельности как исправительно-трудовых учреждений, так и системы реабилитационного процесса бывших заключенных необходимо, чтобы наука уголовно-исполнительного права(право, педагогика, психология) были дополнены новыми подходами, учитывающими социальную реальность современной России, а это невозможно сделать без социологических исследований и осмысления проблемы на должном теоретическом уровне. Кроме того реальная реабилитационная деятельность с бывшими осужденными практически невозможна без теории и практики социальной работы. Таким образом для успешного решения этой проблемы необходим комплексный подход и междисциплинарные исследования.
     Изложенное  определяет как теоретическую, так  и практическую актуальность проблемы реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к нормальной жизни  с учетом произошедших изменений в политической, экономической сфере и социокультурном пространстве современной российской действительности.
     Социальная  реадаптация освобожденных из мест заключения - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного согласующегося с законом существования. А также разумеется активного управления этим процессом со стороны государственных и общественных организаций.
Цель  работы- рассмотрение технологий социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы.
Объект исследования- лица, вышедшие из мест лишения свободы.
Предмет исследования- технологии социальной адаптации данных лиц.
Задачи  исследования:
-Понятие социальной адаптации
- Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы
-зарубежный опыт адаптации бывших заключенных
-Основные технологии  социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы
Теоретико-методологическая база составляют существующие подходы к изучению социальной адаптации а) социологический подход, определяющий зависимость адаптации от взаимодействия личности освобожденного из мест лишения свободы с обществом в) социально-психологический подход, определяющий социальную адаптацию человека, как процесс психологического восприятия личностью общества, г) деятельностный подход, рассматривающий социальную адаптацию как процесс решения значимых проблем, г) конфигурационный подход — многостороннее рассмотрение социальных объектов и организация комплексной деятельности по их управлению д) социально-технологический подход, позволяющий оптимизировать управленческие процессы в обществе посредством определения алгоритма действий, осуществляемых для решения сходных задач в том или ином обществе.
Нормативно-правовую базу исследования составили курсовой работы основана на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе, Ук РФ, федеральных законах по вопросам социальной политики, занятости и других нормативных актах.
Эмпирическая  база работы составили публикации периодических изданий, федеральные целевые программы, справочная литература. послужили результаты научных исследований в сфере социальной политики, политики исполнения наказания и обеспечения занятости населения, 2) работников служб, занимающихся социальной помощью 3) категории населения, нуждающейся в социальной защите

ГЛАВА 1.

Сущность  и содержание социальной адаптации

 
Социальная адаптация  представляет собой не только состояние  человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Социальная адаптация  приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности  человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.
В настоящее  время, усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни. ?
В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного  приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.
В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы  социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли").
Понятие реабилитация определяется как – восстановление в правах. По российскому праву  реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда или подвергалось административно-правовому взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении2. То есть реабилитация означает отрицание факта нарушения права, следовательно применяется к лицам, в отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А значит реабилитация влечет за собой полное восстановление доброго имени, репутации, а также восстановление реабилитированного во всех его прежних правах.
Социальная реабилитация комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-правовой статус лиц, освобождающихся  из мест лишения свободы 

Подготовка к  освобождению лиц, отбывающих наказание  в ИУ, начинается не позднее чем  за 6 месяцев до окончания срока  лишения свободы и включает в  себя:
- проведение  беседы с каждым осужденным, в  процессе которой выясняется, где  он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
- проведение  занятий с освобождающимися осужденными  в «Школе подготовки осужденных  к освобождению»;
- получение от  освобождаемых письменных заявлений  с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства
- рассмотрение  заявлений и принятие соответствующих  решений по оказанию содействия  в трудовом и бытовом устройстве  осужденным.
На основании  письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В случае поступления  от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или  бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии необходимости в оказании содействия - направляются сообщения.
В отношении  осужденных, не имевших до осуждения  постоянного места жительства и  работы и отказавшихся от помощи в  трудовом и бытовом устройстве после  освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.
В необходимых  случаях ведется переписка с  родственниками осужденных о возможности  их совместного проживания после  освобождения. В случае получения  ответа о невозможности трудового  и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
За 30 дней до окончания  срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.
При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в  службу занятости, предприятие или  организацию.
По просьбе  осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.
В отношении  освобождаемых женщин, имеющих при  себе малолетних детей, больных острыми  заболеваниями или с обострением  хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.
Осужденные, освобождаемые  из исправительных учреждений, нуждающиеся  по состоянию здоровья в постороннем  уходе, беременные женщины, женщины, имеющие  малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении  родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние  осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам  либо иным лицам сообщается о дне  освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
В необходимых  случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном  порядке может быть направлен  в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.
Освобождение  от отбывания наказания означает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.
Например, лица, осужденные к лишению свободы  за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.
Понятия погашение  и снятие судимости не следует  путать. Для погашения судимости  не требуется ни специального решения  суда, ни иного документа, удостоверяющего  этот факт. Погашение судимости наступает автоматически по истечении указанных в законе сроков после отбытия наказания либо по истечении испытательного срока при условном осуждении. Наряду с погашением судимости существует положения связанные со снятием судимости. Так ч.5 ст. 86 УК РФ устанавливает, что если осужденный после освобождения от наказания вел себя безупречно, то по  его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения.
Погашение и  снятие судимости не следует путать с реабилитацией. Если при погашении и снятии судимости речь идет о лице, которое правильно было привлечено к уголовной ответственности и затем осуждено за совершенное преступление, то реабилитация означает, прежде всего, отрицание факта совершения преступления.
В юридической  литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на две группы: уголовно - правовые и общеправовые.
Уголовно - правовыми  последствиями судимости называют предусмотренные нормами уголовного права правоограничения, применяемые  в случае совершения лицом, освобожденным  от наказания, нового преступления. В  соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость  учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо особо опасным. Это в свою очередь влияет на квалификацию преступления, вид и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности условно - досрочного освобождения от наказания и т.д.
К общеправовым последствиям судимости относится  также установление административного  надзора и контроля, но он устанавливается в отношении только определенного круга освобожденных
 Социально  - правовое значение ограничений,  вытекающих из судимости, не  следует преувеличивать. Пунктом  6 ст. 86 УК РФ установлено, что  с момента  погашения или  снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым и все правовые последствия, которые были связаны с наличием судимости, ликвидируются. Так, факт совершения лицом в прошлом преступления, судимость за которое погашена или снята, при совершении нового преступления не влияет на квалификацию последнего, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не учитывается судом при решении вопроса о рецидиве преступлений.
В статье 179 УИК  РФ не тоже случайно указано, что лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации. Воспользовавшись приведенными выше примерами, можно сказать, что если лицо, освобожденное от наказания и имеющее судимость, не совершает новых преступлений, не стремится поступить на службу в милицию или приобрести в личную собственность оружие, а также не нарушает правил административного надзора, если в отношении него установлен последний, то фактически его правовой статус не имеет отличий от общегражданского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных
 Определённые аспекты поднятых вопросов в той или иной мере уже исследовались как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению специалистов, комплексное решение обозначенных проблем должно быть поручено единой специализированной службе, аналоги которой за рубежом именуются «службой пробации».
«Пробация» (от латинского «probatio» – испытание) –  юридический термин, использующийся в международной практике применительно к службе, которая исторически создавалась в целях организации работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В дальнейшем в некоторых странах службе пробации были переданы функции социально-реабилитационной деятельности по отношению к более широкому кругу граждан, которые, столкнувшись с уголовным правоприменением, стали нуждаться в подобного рода содействии.
Согласно международной  практике ведомственная принадлежность и функциональные обязанности сотрудников пробации могут быть достаточно разнообразными. Например, в Чехии, где служба пробации создана в 1994 году, её представители являются сотрудниками суда. В Латвии в 2003 году создана самостоятельная служба пробации. Там эта служба охватывает не только сферы деятельности по работе с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными гражданами, но и имеет, в качестве самостоятельной, задачу составления в процессе судебного разбирательства независимого от следственных органов доклада суду о социальной опасности гражданина, а также отвечает за организацию процедур примирения. Созданная в 2009 году в Республике Молдова служба пробации ограничивается работой с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными.
Подробное исследование возможных направлений создания службы пробации в России осуществлено в октябре 2009 года группой правозащитников Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» при поддержке гранта Общественной палаты РФ. Основные выводы данного исследования следующие.
Проектируемая Федеральная служба пробации России, должна быть подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации. Данная служба «должна заполнить всю  пустующую нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, столкнувшимися с законом, безотносительно являются ли они преступниками или жертвами. Данный подход оправдан тем, что основной набор социально-реабилитационных приемов и техник, как в отношении преступников, так и в отношении жертв, имеют единую логику». Предлагаемая Федеральная служба пробации должна быть «компактным органом, который не столько должен сам решать социально-реабилитационные задачи, сколько организационно и финансово мобилизовать все существующие на обслуживаемой территории реабилитационные ресурсы, организуя эту работу исключительно в логике формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля».
Правозащитники  предлагают  наделить  Федеральную службу пробации, следующими основными функциями:
1) социально-реабилитационная  и контролирующая деятельность  в отношении условно осужденных и условно-досрочно освобожденных граждан;
2) независимый  от следственных органов доклад  суду о социальной опасности  гражданина в процессе судебного  следствия;
3) организация  процедур примирения и восстановления;
4) социально-реабилитационная деятельность в отношении желающих того отбывших наказание в виде лишения свободы лиц, а также в отношении потерпевших и свидетелей.
При ближайшем  рассмотрение указанного труда российских правозащитником становится ясно, что  их предложения во многом базируются на латвийском опыте. В Латвии деятельность подобной службы регламентирована Законом «О Государственной службе пробации». Его основные положения следующие.Государственная служба пробации Латвии подконтрольна Министерству юстиции. Служба осуществляет реализацию государственной политики в сфере надзора за клиентами пробации и коррекции их социального поведения, а также выполняет другие установленные законом функции.Под пробацией в Латвии понимается надзор за лицом, отбывающим наказание в учреждении лишения свободы или освобожденном из такого учреждения после отбытия наказания и заключившим соглашение с Государственной службой пробации о получении постпенитенциарной помощи, либо надзор за лицом, условно освобожденным от уголовной ответственности, условно осужденным или условно досрочно освобожденным от основного наказания, если на него возложены предусмотренные судом обязанности, а также коррекция социального поведения лиц указанных категорий с целью предотвращения повторного совершения преступлений.
В основу пробации в Латвии положены следующие принципы
1) принцип сотрудничества, означающий эффективное в рамках  единой политики привлечение  и использований ресурсов государства,  самоуправлений и общественных  организаций для осуществления  пробации;2) принцип оптимизации, предполагающий  делегирование многих функций пробации соответствующим самоуправлениям и общественным организациям, при оставлении за государственной службой права устанавливать критерии выполнения этих функций и контроля их выполнения;3) принцип социальной интеграции, ориентирующий на обеспечение интеграции клиента пробации в общество.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.