На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Феномен эгоцентрической речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3. Феномен эгоцентрической  речи 

Л. С. Выготский о  природе эгоцентрической речи: 

«При изложении  этой проблемы мы будем исходить из противопоставления двух теорий эгоцентрической  речи — Пиаже и нашей. Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской  мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным  аутизмом детского мышления и постепенной  его социализацией, так сказать  динамическим компромиссом, в котором  по мере развития ребенка убывают  элементы аутизма и нарастают  элементы социализированной мысли, благодаря чему эгоцентризм в  мышлении как и в речи, постепенно сходит на нет. 

Из этого понимания  природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию  и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической  речи ребенок должен приспособляться  к мысли взрослого: поэтому его  мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в  непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности  и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая  речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской  деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональнее значение. Эта речь не выполняет  никакой функции в поведении  и мышлении ребенка. И наконец, поскольку  она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание  в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба есть то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Поэтому развитие эгоцентризма ребенка идет по убывающей  кривой, вершина которой расположена  в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. 

Таким образом, естественно, что эта речь, является прямым выражением степени недостаточности и неполноты  социализации детской речи. 

Согласно противоположной  теории, эгоцентрическая речь ребенка  представляет собой один из феноменов  перехода от интерпсихических функций  к интрапсихическим. Этот переход  является общим законом для развития всех высших психических функций, которые  возникают первоначально как  формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических  форм деятельности. Речь для себя возникает  путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная  социализация, вносимая в ребенка  извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом  детского развития. В зависимости  от этого изменяются и наши воззрения  на вопрос о структуре, функции и  судьбе эгоцентрической речи. Структура  ее, представляется нам, развивается  параллельно обособлению ее функций  и в соответствии с ее функциями. Иначе говоря, приобретая новое название, речь, естественно, перестраивается  и в своей структуре сообразно  с новыми функциями. 

Функция эгоцентрической  речи представляется нам в свете  наших экспериментов родственной  функции внутренней речи: это —  менее всего аккомпанемент, это  — самостоятельная мелодия, самостоятельная  функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания преодоления  затруднений и препятствий, соображения  и мышления, это — речь для  себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. И наконец, генетическая судьба эгоцентрической  речи представляется нам менее всего  похожей на ту, которую рисует Пиаже. Эгоцентрическая речь развивается  не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей  гипотезы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической  функции и внешнюю по своей  структуре. Ее судьба — перерастание во внутреннюю речь. 

Эта гипотеза имеет  ряд преимуществ в наших глазах по сравнению с гипотезой Пиаже. Она лучше согласуется с найденными нами в эксперименте фактами возрастания  коэффициента эгоцентрической речи при затруднениях в деятельности, требующих осознания и размышления, — фактами, которые являются необъяснимыми  с точки зрения Пиаже. Но ее самое  главное и решающее преимущество состоит в том, что она дает удовлетворительное объяснение парадоксальному  и не объяснимому иначе положению, вещей, описанному самим Пиаже. В  самом деле, согласно теории Пиаже, эгоцентрическая речь отмирает с  возрастом, уменьшаясь количественно по мере развития ребенка. Но мы должны были бы ожидать, что ее структурные особенности должны также убывать, а не возрастать вместе с ее отмиранием, ибо трудно себе представить, чтобы это отмирание охватывало только количественную сторону процесса и никак не отражалось на его внутреннем строении. При переходе от 3 к 7 годам, т. е. от высшей к низшей точке в развитии эгоцентрической речи, естественно ожидать, что эти структурные особенности, находящие свое суммарное выражение в непонятности этой речи для других, будут так же стушевываться, как и сами проявления этой речи. 

Что же говорят факты  на этот счет? Чья речь является более  непонятной — трехлетки или семилетки? Самым решающим по своему значению результатом нашего исследования является установление того факта, что структурные  особенности эгоцентрической речи, выражающие ее отклонения от социальной речи и обуславливающие ее непонятность для других, не убывают, а возрастают вместе с возрастом, что они минимальны в 3 года и максимальны в 7 лет, что  они, следовательно, не отмирают, а эволюционируют, что они обнаруживают обратные закономерности развития по отношению к коэффициенту эгоцентрической речи. 

Что означает в сущности факт падения коэффициента эгоцентрической  речи! Структурные особенности внутренней речи и ее функциональная дифференциация с внешней речью растут вместе с возрастом. Что же убывает? Падение  эгоцентрической речи не говорит  ничего больше, кроме того, что убывает  только одна-единственная особенность  этой речи — именно ее вокализация, ее звучание. 

Считать падение  коэффициента эгоцентрической речи до нуля за симптом умирания эгоцентрической  речи совершенно то же самое, что считать  отмиранием счета тот момент, когда  ребенок перестает пользоваться пальцами при перечислении и со счета  вслух переходит к счету в  уме. В сущности, за этим симптомомотмирания, негативным, инволюционным симптомом  скрывается совершенно позитивное содержание. Падение коэффициента эгоцентрической  речи, убывание ее вокализации по сути дела являются эволюционными симптомами вперед идущего развития. За ними скрывается не отмирание, а нарождение новой  формы речи. 

На убывание внешних  проявлений эгоцентрической речи следует  смотреть как на проявление развивающейся  абстракции от звуковой стороны речи, являющейся одним из основных конституирущих признаков внутренней речи, как на прогрессирующую дифференциацию эгоцентрической  речи от коммуникативной, как на признак  развивающейся способности ребенка  мыслить слова, представлять их, вместо того чтобы произносить; оперировать  образом слова — вместо самого слова. В этом состоит положительное  значение симптома падения коэффициента эгоцентрической речи. 

Таким образом, все  известные нам факты из области  развития эгоцентрической речи (в  том числе и факты Пиаже) согласно говорят об одном и том же: эгоцентрическая  речь развивается в направлении  к внутренней речи, и весь ход  ее развития не может быть понят  иначе, как ход постепенного прогрессивного нарастания всех основных отличительных  свойств внутренней речи. 

Но для того чтобы  наше гипотетическое предположение  могло превратиться в теоретическую  достоверность, должны быть найдены  возможности для критического эксперимента. Напомним теоретическую ситуацию, которую  призван разрешить этот эксперимент. Согласно мнению Пиаже, эгоцентрическая  речь возникает из недостаточной  социализации изначально-индивидуальной речи. Согласно нашему мнению, она возникает  из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи, из ее недостаточного обособления и дифференциации, из ее невыделенное. В первом случае речь для себя, т. е. внутренняя речь, вносится извне вместе с социализацией  — так, как белая вода вытесняет  красную. Во втором случае речь для  себя возникает из эгоцентрической, т. е. развивается изнутри. 

Для того чтобы окончательно решить, какое из этих двух мнений является справедливым, необходимо экспериментально выяснить, в каком направлении  будут действовать на эгоцентрическую  речь ребенка двоякого рода изменения  ситуации — в направлении ослабления социальных моментов ситуации, способствующих возникновению социальной речи, или  в направлении их усиления. Все  доказательства, которые мы приводили  до сих пор в пользу нашего понимания  эгоцентрической речи и против Пиаже, как ни велико их значение в наших  глазах, имеют все же косвенное  значение и зависят от общей интерпретации. Этот же эксперимент мог бы дать прямой ответ на интересующий нас вопрос. Если эгоцентрическая речь ребенка проистекает из эгоцентризма его мышления и недостаточной его социализации, то всякое ослабление социальных мотивов в ситуации, всякое содействие его психологической изоляции и утрате психологического контакта с другими людьми, всякое освобождение его от необходимости пользоваться социализованной речью необходимо должны привести к резкому повышению коэффициента эгоцентрической речи за счет социализованной, потому что все это должно создать максимально благоприятные условия для свободного и полного выявления недостаточности социализации мысли и речи ребенка. Если же эгоцентрическая речь проистекает из недостаточной дифференциации речи для себя от речи для других, из недостаточной индивидуализации изначально социальной речи, из необособленности и невыделенности речи для себя из речи для других, то все эти изменения ситуации должны сказаться в резком падении эгоцентрической речи. 

Таков был вопрос, стоявший перед нашим экспериментом; отправными точками для его построения мы избрали моменты, отмеченные самим  Пиаже в эгоцентрической речи, и следовательно, не представляющие никаких сомнений в смысле их фактической  принадлежности к кругу изучаемых  нами явлений. 

Хотя Пиаже не придает этим моментам никакого теоретического значения, описывая их скорее как внешние  признаки эгоцентрической речи, тем  не менее нас с самого начала не могут не поразить три особенности  этой речи: 1) то, что она представляет собой коллективный монолог, т. е. проявляется  не иначе, как в детском коллективе при наличии других детей, занятых  той же деятельностью, а не тогда, когда ребенок остается сам с  собой; 2) то, что этот коллективный монолог  сопровождается, как отмечает сам  Пиаже, иллюзией понимания; то, что ребенок  верит и полагает, будто его  ни к кому не обращенные эгоцентрические  высказывания понимаются окружающими; 3) наконец, то, что эта речь для  себя имеет характер внешней речи, совершенно напоминая социализованную  речь, а не произносится шепотом, невнятно, про себя. 

В первой серии наших  экспериментов мы пытались уничтожить возникающую при эгоцентрической  речи у ребенка иллюзию понимания  его другими детьми. Для этого  мы помещали ребенка, коэффициент эгоцентрической  речи которого был нами предварительно измерен в ситуации, совершенно сходной  с опытами Пиаже, в другую ситуацию: либо организовали его деятельность в коллективе неговорящих глухонемых детей, либо помещали его в коллектив детей, говорящих на иностранном для него языке. Переменной величиной в нашем эксперименте являлась только иллюзия понимания, естественно возникавшая в первой ситуации и. наперед исключенная во второй ситуации. Как же вела себя эгоцентрическая речь при исключении иллюзии понимания? Опыты показали, что коэффициент ее в критическом опыте без иллюзии понимания стремительно падал, в большинстве случаев достигая нуля, а во всех остальных случаях сокращаясь в среднем в восемь раз. Эти опыты не оставляют сомнения в том, что иллюзия понимания не является побочным и не значащим придатком, эпифеноменом по отношению к эгоцентрической речи, а функционально неразрывно связана с ней. 

Во второй серии  экспериментов мы ввели в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту  коллективный монолог ребенка. Снова  первоначально измерялся коэффициент  эгоцентрической речи в основной ситуации, в которой этот феномен  проявлялся в форме коллективного  монолога. Затем деятельность ребенка  переносилась в другую ситуацию, в  которой возможность коллективного  монолога исключалась или тем, что  ребенок помещался в среду  незнакомых для него детей, или тем, чти ребенок помещался изолированно от детей, за другим столом, в углу комнаты, или тем, что он работал совсем один, или, наконец, тем, что при такой  работе вне коллектива экспериментатор  в середине опыта выходил, оставляя ребенка совсем одного, но сохраняя за собой возможность видеть и  слышать его. Общие результаты этих опытов совершенно согласуются с  теми, к которым нас привела  первая серия экспериментов. Уничтожение  коллективного монолога в ситуации, которая во всем остальном остается неизменной, приводит, как правило, к резкому падению коэффициента эгоцентрической речи, хотя это снижение в данном случае обнаруживалось в  несколько менее рельефных формах, чем в первом случае. Коэффициент  резко падал до нуля. Среднее отношение  коэффициента в первой и во второй ситуации составляло 6:1. 

Наконец, в третьей  серии наших экспериментов мы выбрали в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту вокализацию эгоцентрической  речи. После измерения коэффициента эгоцентрической речи в основной ситуации ребенок переводился в  другую ситуацию, в которой была затруднена или исключена возможность  вокализации. Ребенок усаживался на далекое расстояние от других детей, также рассаженных с большими промежутками, в большом зале; или  за стенами лаборатории, в которой  шел опыт, играл оркестр, или производился такой шум, который совершенно заглушал не только чужой, но и собственный голос; и наконец, ребенку специальной инструкцией запрещалось говорить громко и предлагалось вести разговор не иначе, как тихим и беззвучным шепотом. Во всех этих критических опытах мы снова наблюдали с поразительной закономерностью то же самое, что и в первых двух случаях: стремительное падение кривой коэффициента эгоцентрической речи вниз (соотношение коэффициента в основном и критическом опыте выражалось 5,4 : 1). 

Во всех этих трех сериях мы преследовали одну и ту же цель: мы взяли за основу исследования те три феномена, которые возникают  при всякой почти эгоцентрической  речи ребенка: иллюзию понимания, коллективный монолог и вокализацию. Все эти  три феномена являются общими и для  эгоцентрической речи, и для социальной. Мы экспериментально сравнили ситуации с наличием н с отсутствием  этих феноменов и видели, что исключение этих моментов, сближающих речь для  себя с речью для других, неизбежно  приводит к замиранию эгоцентрической  речи. Отсюда мы вправе сделать вывод, что эгоцентрическая речь ребенка  есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в кедрах которой  она все время развивалась  и созревала. 

С точки зрения развиваемой  нами гипотезы речь ребенка является в функциональном и структурном  отношении эгоцентрической речью  т.е. особой и самостоятельной формой речи, однако не до конца, так как  она в отношении своей психологической  природы субъективно не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других; также  и в объективном отношении  эта речь представляет собой отдифференцированную от социальной речи функцию, но снова  не до конца, так как она может  функционировать только в ситуации, делающей социальную речь возможной. Таким  образом, с субъективной и объективной  стороны эта речь представляет собой  смешанную, переходную форму от речи для других к речи для себя, причем — и в этом заключается основная закономерность в развитии внутренней речи _ речь для себя становится внутренней больше по своей функции и по своей  структуре, т. е. по своей психологической  природе, чем по внешним формам своего проявления.» [Отрывки из II и VII глав монографии Л.С. Выготского "Мышление и речь" (М., 1934)] 
 
 
 
 
 
 

  Реферат: 
 
 

   Эгоцентрическая  речь и мышление. 
 

  Критика феномена  эгоцентрической  

                 

               речи Л.С. Выготским. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила: Гурьянова А.Ю. 

                                                                                    студентка филологического 

                                                                                    факультета, 204 группы.    
 
 
 

                        

                                             Москва 2005г. 
 

                            П л а н: 
 

1.Введение. Основные  термины. 
 

2.Ж. Пиаже. Теория  детского эгоцентризма. 
 

а) основные этапы  научной деятельности; 
 

б) эгоцентрическая  речь; 
 

в) эгоцентрическое  мышление. 
 

3.Л.С. Выготский.  Критическое исследование теории  Ж. Пиаже. 
 

а) жизнь и научная  деятельность Л.С. Выготского. 
 

б) критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже. 
 

в) комментарии Ж. Пиаже. 
 

4.Заключение. 
 

5. Список использованной  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1.Введение. Основные термины.                                                                                                          
 

Эгоцентрическая речь и мышление ребенка очень подробно и часто рассматривались в  психологии. Одним из первых эту  тему рассматривал Жан Пиаже –  швейцарский психолог, проводивший  ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж.Пиаже  критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи и мышления. Для наиболее полного рассмотрения этой темы стоит уточнить основные термины, связанные с ней. 

Очень важно различать  понятия речи и эгоцентрической  речи, а также наиболее точно определить понятие мышление, чтобы легче  оперировать им впоследствии.  

 Речь - это   сложившаяся исторически в ходе  материальной преобразующей деятельности  людей форма общения, опосредованная  языком. В речи представлены внешний,  чувственный, а также внутренний  смысловой аспекты. Из сигналов  и знаков каждый партнер по  общению извлекает их содержание. 

Эгоцентризм – ( от лат. «еgo» ) – термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся  фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием  ориентированности на внешние воздействия  и переживания других людей. 

Речь эгоцентрическая  –  одно из внешних проявлений эгоцентрических  позиций ребенка. Речь, обращенная к  самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается  в возрасте трех – пяти лет, к  концу дошкольного возраста практически  исчезает. Проявляется в том, что  дети говорят вслух, как будто  ни к кому не обращаясь, в частности, задает вопросы, не получая на них  ответа и нисколько этим не беспокоясь.  

Мышление –  одно из высших проявлений психического, процесс  познавательной деятельности индивида, анализ, синтез, обобщение условий, требований решаемой задачи и способов ее решения.  

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой  процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может  быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень  сокращена, свернута, почти никогда  не существует в форме полных, развернутых  предложений. Часто целые фразы  сокращаются до одного слова (подлежащего  или сказуемого). Объясняется это  тем, что предмет собственной  мысли человеку вполне ясен и поэтому  не требует от него развернутых словесных  формулировок. К помощи развернутой  внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому  понятную ему самому мысль, часто  объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней  речи, понятной для других. 

Главная задача этой работы заключается в изложении  основных положений теории Ж. Пиаже  и Л.С. Выготского, сопоставлении  их и возможности сделать некоторые  выводы, уточняющие что общего и  противоречивого есть в утверждениях этих двух ученых. 
 

                2. Жан Пиаже. Теория детского  эгоцентризма. 
 

а) Основные этапы  научной деятельности.  

Жан Пиаже (1896-1980) известный  швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как  постепенный процесс, проходящий несколько  стадий. 

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о  том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии  экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень  понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также  он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды,  но должно быть понято также и преимущественно  из тех отношений, которые устанавливаются  между ребенком и окружающей его  социальной средой. 

Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже  происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для  работы над шкалами измерения  интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение и рассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего, обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием человека со средой. Эта активность — необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не даётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, она является результатом активного взаимодействия с объектом . 

Таким образом, Пиаже  приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более  адекватной схемы ситуации. Основой  этой схемы как раз и является логическое мышление. 

  В период 20г.г.  Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для  понимания формирования интеллекта  детей. Это прежде всего открытие  таких особенностей детского  мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход  от частного к частному, минуя  общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к  противоречиям. 

Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был  связан с исследованием операциональной  стороны мышления. Он приходит к  выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так  как первые мыслительные операции —  внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь  в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное  свойство этих операций – их обратимость. 

Исследования привели  Пиаже к выводу, что до семи лет  дети находятся на предоперациональной  стадии, т.е. у них начинают формироваться  внутренние мыслительные операции, но они ещё не совершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано  только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление. 

Исследование этапов развития у Пиаже происходило  постепенно, приобретя законченную  и широко известную в настоящее  время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В  каждой стадии Пиаже выделяет два  этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и  адекватности интеллекта, что заключается  в переходе операций во внутренний план и приобретений ими обратимого характера. 

б) Эгоцентрическая  речь. 

Таковы основные исследования этого ученого, я попытаюсь  более подробно осветить теорию детского эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция  детского эгоцентризма занимает как  бы место центрального фокуса, в  котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей  Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих  логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный  структурный комплекс явлений, обусловленных  единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже,  определить в чем автор видит фактическое  основание своей концепции.   В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить  вопрос: «какие потребности стремится  удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей  существует не только для функции  сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома  малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже  удалось классифицировать детскую  речь по функциональным категориям. В  течении месяца несколько человек  тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного  материала Пиаже делит разговоры  детей на две большие группы: эгоцентрическую  и социализированную. Произнося  фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают  ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок  говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку  зрения собеседника. Собеседник для  него – первый встречный. Ребенку  важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем». 

1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении  слов и слогов. Ребенок повторяет  их ради
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.