На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды эластичности и практическое применение коэффициентов эластичности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     
            С
ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………….........................................3      3
1.Эластичность  спроса   ……………..…………………………………………5      5
1.1.Измерение  эластичности спроса …………………………………………..8      8
1.2.Факторы,  влияющие на эластичность спроса…………………………...11      1
1.3.Перекрестная  эластичность спроса  ……………………………………..13      1
1.4. Эластичность спроса по доходу  ………………………………..............14       
2.Эластичность предложения  ……………………………………….............16      1
3.Применение теории эластичности  ………………………………………..19      1
Заключение  …………………………………………………………………...25      2
Список  использованной литературы  ………………………………………..27      2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Спрос и предложение – два важнейших  понятия, с помощью которых описывается  взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к  максимально полному удовлетворению своих потребностей.  
     Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.                                                                                                                        
       Понятно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой,  на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
     Поскольку стремления покупателей и продавцов  удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются  друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений  между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между  ними совершаются сделки.
     В  данной работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и направление  их изменения, а так же их эластичность. 
     Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом1 и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
     Разные  покупатели и производители по-разному  могут реагировать на изменение  рыночной цены на товар. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий.
     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача предприятия в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет предприятию обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
     Для предприятия при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
     С повышением цен на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия предприятия. В то же время с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

    1. Эластичность спроса

 
    Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
    Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:
                                                                 (1)
    где  Q — изменение величины спроса, %; 
           Р — изменение цены, %;
          «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене 2.
    Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.
    Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
    Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен: 

    
,               
 

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в  данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой  меньшее изменение величины спроса.
    При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению  величины спроса.
    На  рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации продукции увеличится с 3000 (300?10) до 6000 руб. (200?30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
    Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300?10) до 2400 руб. (200?12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов 3.
     

     Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос
    Существует  два крайних случая 4. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
     

     Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
                 б — спрос абсолютно неэластичен  

    Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п. 5.
    Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:
        — спрос эластичен;
        — спрос неэластичен;
            — спрос с единичной эластичностью.

    1. 1.   Измерение  эластичности спроса

 
    Для того, чтобы измерить эластичность спроса по цене, необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

                                                             (2) 

    Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
    Необходимо  также учитывать ещё одно обстоятельство при  определении эластичности, какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
    Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной  цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов  булочная сможет продать. Зависимость  цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных  интервалах, выбранных нами для анализа  6.
     Таблица 1
       Расчет коэффициента ценовой  эластичности спроса
     
     Количество проданных  батонов,         шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент эластичности
     500      3,5      1750      
     1000      3,0      3000      4,3
     1500      2,5      3750      2,2
     2000      2,0      4000      1,3
     2500      1,5      3750      0,8
 
    Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности  при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного  изменения каждой рассматриваемой  величины используется средняя точка  выбранного интервала. В нашем примере  это (1000+1500):2= 1250 батонов.
    Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
    В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ?Q  будет выглядеть:
                                                     (3)
    где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт. 

    Аналогично  для определения процентного  изменения цены ?P в выбранном интервале получаем:
                                                     (4)
     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб. 

    Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены: 

     
     (5)         
 

    Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен 7.
    На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет  стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент  эластичности меньше единицы.

     

 
 
    1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 

    Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если взять в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль «Экстра» имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
    Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она  будет значительно выше 8.
    Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
    Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
    Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.
    На  эластичность также влияют: удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса); размер дохода (эластичность на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна); качество товара (является ли данный товар предметом роскоши, спрос на такие товары, как правило, эластичен или предметом необходимости, спрос на большинство из которых неэластичен); размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос); ожидания потребителя (если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично, то в долгосрочном – довольно эластично). Это объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой электропотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные 9.
    Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении  цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен.

    1. 3.   Перекрестная  эластичность спроса

 
    Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности — это  отношение процентного изменения  спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:  

                                              (6) 

     где «с» в индексе означает перекрестную эластичность.
    Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
    Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

    1. 4.   Эластичность  спроса по доходу

 
    Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.
    Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
                                                                                      (7) 

    где  ?Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
           ?I и IСР — приращение и средняя величина дохода. 

    Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.
    Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого  качества — например, продовольственные  недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.10
    Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.
    На  рис. 3, а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).
    
    Рис. 3. Эластичность спроса по доходу 11 

    Исследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистом Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей 12.
    Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.

    2.  Эластичность предложения

 
    Эластичность  предложения по цене показывает относительное  изменение объема предложения под  влиянием изменения цены на один процент. Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

                                            (8) 

    где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены;
           Р0 и Р1 — цены до и после изменения;
          «s» в индексе означает эластичность предложения.
    Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
    Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.
    Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
    Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
    Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
    Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже  товаров. Эти зависимости обусловливают  положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).
    При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
    

                   Рис. 4. Варианты эластичности предложения:
               кривая А —  единичная эластичность;
               кривая В — эластичное предложение;
               кривая С — неэластичное предложение 13 

    В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
    При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
    Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии.
    Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

    3.  Применение теории  эластичности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.