На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение           3
1. Основные элементы системы государственного управления.    
Планово-прогнозная деятельность.        4 

2. Виды планово-прогнозной деятельности      6
2.2. планирование, индикативное планирование      6
2.1. прогнозирование         14
2.3. регулирование           18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета.        26
Заключение           32
Список  использованной литературы       33
Список  дополнительной литературы       34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Для человека характерны постоянное стремление заглянуть в будущее, неуемная тяга узнать, что день грядущий готовит. Это обусловлено тем, что жизнь  и деятельность всегда связаны с выбором решения, действия из многих возможных. А правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий, не соотнося ожидания с изменяющейся информацией. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.
     Поэтому прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Сознательно или подсознательно любой человек прогнозирует последствия своих действий, решений, формулирует суждение о будущем, о будущих ситуациях, строит модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку. Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отображение действительности. По характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности.
     В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой  организуется система финансового  хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
     Актуальность  данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
     Поэтому целью курсовой работы является:
      Изучить виды планово-прогнозной деятельности
      Рассмотреть вопросы документирования
      Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.
 
 
 
 
  1. Основные элементы системы государственного управления.
  Планово-прогнозная деятельность.
      Цель  планово-прогнозной деятельности - повышение эффективности управления социально-экономическими процессами в РФ. Социально-экономическое планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Оно выступает функцией собственника, производителя или уполномоченного ими лица, обусловлено потребностями интеграции, углубляющегося разделения труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.
      Социально-экономическое  прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономические прогнозы выражают количественные и качественные изменения, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, научно-технического прогресса, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
      Социально-экономическое  прогнозирование служит функцией государства. Согласно закону, государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, закон связывает прогнозирование с рынком. Это означает, что государственные предприятия строят свои взаимоотношения с государством как собственником на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями негосударственной собственности — на принципах рыночного хозяйствования и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.
      В процессе реформирования прогнозированием по существу было заменено общегосударственное планирование. Вместо государственного плана социально-экономического развития страны стал ежегодно разрабатываться прогноз социально-экономического развития. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики.
      Сущность  планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования, сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план — это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.
      Прогнозы  социально - экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, производственного и научно - технического потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, состояния  природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, изложенных в сценарных условиях развития экономики  области. Сценарные условия развития экономики области формируются  с учетом факторов воздействия, изложенных в сценарных условиях развития экономики  Российской Федерации, мероприятий, программ социально - экономического развития области, программ развития отдельных территорий области, отраслевых и территориальных прогнозов развития. Результаты прогнозирования социально - экономического развития используются при принятии конкретных решений органами государственной власти и местного самоуправления в области социально - экономической политики. Прогнозы социально - экономического развития включают количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно - технического развития, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной и производственной инфраструктуры и другие.
      Чтобы для себя чётко определить уровень  значимости планово- прогнозной деятельности, более подробно рассмотрим основные типы по отдельности в   государственном управлении. 
 
 
 

2. Виды планово-прогнозной  деятельности
2.1. планирование, индикативное планирование
           Планирование — это одна из функций управления,  которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их  достижения.  Планирование обеспечивает основу для всех управленческих  решений,  функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством,  которые   ведут   к   разработке   специфических   стратегий, предназначенных для того, чтобы  помочь  государству  достичь  своих  целей. Процесс  планирования   является   инструментом,   помогающим   в   принятии управленческих решений. Его задача обеспечить  нововведения  и  изменения  в государстве в достаточной степени. Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
     Особенностью  процесса планирования является тот  факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой  процесс  решения неточной задачи, базирующейся  на  субъективных  оценках.  И  действительно, если производственный  процесс  можно  в  известном  приближении  описать  с помощью математических формул, внося в них  время  от  времени  определенные коррективы,  то,  например,  при  планировании  хозяйственной   деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. 
     «Планирование  -  системообразующий  элемент  государственного  регулирования экономики. Современный  рынок  не  отменяет  необходимости   планирования.   Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без  стратегического  замысла, определения  целей  оперативного  регулирования,  координации   из   единого центра. План и рынок как два регулятора экономики. Существование плана и рынка  предполагает  обоснованное  «разделение  труда» между ними. Планом определяются  примерная  траектория  развития  экономики, стратегия  достижения  общей  цели,  характер  и  особенности   формирования внешней по отношению к отдельным товаропроизводителям  экономической  сферы. План  отражает  основные  параметры  функционирования  тех   сфер,   которые объективно не являются достаточно  прибыльными  для  частного  капитала».[13,102]  По рыночным  критериям  государству  невозможно  определить  развитие   военно - промышленного комплекса,  выполнение  природоохранных  мероприятий,  решение многих социальных проблем  и  т.д.  «Близорукость»  рынка в части научно- технического  прогресса,  формирования  инвестиционно-инновационного  курса, оптимизации структуры общественного  воспроизводства  диктует  необходимость планомерного  воздействия  на  экономику  путем  выработки   и   последующей реализации  денежной,  финансово-кредитной,  научно-технической,   налоговой политики.
     Разумеется, невозможно, да и не нужно регламентировать деятельность  каждого товаропроизводителя. В силу  информационной  неопределенности,  противоречия интересов  и  многих   других   причин   рыночные   регуляторы   значительно эффективнее плановых в текущем взаимодействии его участников,  в  ориентации на спрос, на покупателя. Надо иметь в виду и то,  что  рынок  по  каналам  обратной  связи  позволяет проверить и повысить обоснованность плановых показателей, прежде  всего  цен на товары, услуги.
       Планирование  предполагает  необходимость   обоснованных   целей   развития, системы  приоритетов.  Не  вызывает  сомнений,  что   и   в   переходных   к современному рынку условиях у государства не может  быть  цели  важнее,  чем неуклонный рост уровня благосостояния населения. К сожалению,  за  последние годы не были достаточно обоснованы стратегические цели  развития.    Повышение благосостояния населения по мере роста производства -  объективная тенденция. Уровень жизни может  быть  измерен  либо  вектором  потребностей, удовлетворяемых средним членом  общества  в  данный  момент  времени;  либо, менее точно, величиной средней реальной заработной платы.
     Можно утверждать, что система  планирования  должны  быть  ориентирована  на ускоренное достижение стратегической цели. Для  этого,  как  свидетельствует мировой опыт,  планирование  должно  осуществляться  на  всех  иерархических уровнях.  В  ходе  перестройки  ставится   задача   перенести   внимание   в планировании с микро- на макроуровень  экономики,  особенно  на  определение общих тенденций развития и формирование стратегии  роста,  обеспечить  более тесную    увязку    региональных    и     общегосударственных     стратегий, макроэкономической политики и краткосрочных планов. В ходе планирования необходимо прогнозировать основные тенденции  в  мировой экономике. Механизм реализации планов обязан работать на  достижение  социальных  целей общества; прокладывать пути предпочитаемым процессам,  энергично  вмешиваясь в   них;   принимать   стабилизационные   меры,   специальные    регуляторы, обеспечивающие проведение принятых решений там, где  рыночные  механизмы  не срабатывают. Система  государственного  планирования   предполагает   четкое   разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления.  Централизованное планирование   включает   разработку   долгосрочных   прогнозов,   концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам  ведения. Разработке планов предшествует анализ  ситуации,  базирующейся  на  изучении
рынка  сбыта,  характера  конкуренции,   сырьевого   обеспечения,   движения процентных ставок, государственного регулирования.  Делается  также  прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей.
     Долгосрочный  прогноз,  отражая  альтернативные  представления  о   будущем, должен определять решающие условия и  факторы  прогресса  общества,  включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных  ее  регионах, состояние   природных   ресурсов,   новые   научно-технические   решения   и обусловленные ими сдвиги в экономике,  экономические  и  социальные  рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов  к новому качеству экономического роста, определение  основных  ориентиров  для выработки   долговременной   научно   обоснованной   стратегии    социально- экономического роста страны. В основе планирования лежат пятилетние  планы,  включающие  среднесрочные  и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в  основном нормативный характер, оценивают возможные направления  и  средства,  включая экономические регуляторы и правовые акты.
       Важнейшим, на наш взгляд, элементом  планирования  являются  государственные целевые  программы.  Программно-целевой   метод   может   быть   эффективным средством централизованного управления решением отдельных  крупных  проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование  целевых заданий,  выражаемых  в  плановых  показателях,  определение  потребности  в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д. Государственные программы желательно  формировать  исходя  из  прогнозов  по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их  финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов.  По договоренности  можно   привлекать   предприятия,   население,   иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение программ происходит  за  счет поставок для  нужд  государства  по  типу  госзаказа  через  государственную контрактную  систему,  органы  которой  закупают   продукцию,   прогнозируют тенденции изменения потребностей.
     Важная  роль в планировании принадлежит  критериям,  показателям,  нормативам, количество и состав которых зависят от иерархического уровня  и  назначения. Так,   на   макроуровне   предпочтение   должно    отдаваться    показателям народнохозяйственной  эффективности,  а  на  уровне  фирмы  -  прибыльности, конкурентоспособности.    Количество    показателей,    используемых     для планирования,  может  и  должно  быть  достаточно  большим,  что   позволяет обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон  деятельности объекта  планирования.   Для   оценки   стимулирования   выполнения   планов количество показателей может быть значительно  меньше,  и  крайне  важно  их обобщение в одном показателе, так как динамика нескольких показателей  может быть  противоречивой,  что  затруднит  их  однозначную  оценку  (если   рост производительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то  однозначно оценить деятельность предприятия затруднительно). Обобщающие показатели могут применяться в качестве критериев. Для  народного хозяйства   это   уровень   благосостояния    людей,    народнохозяйственная эффективность. Представляется, что проблема планирования в условиях  современного  рынка и перехода к нему нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении.
     Индикативное планирование. В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. В нашей стране проблемы реформации систем управления носят особо острый характер, в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям. Особое, даже исключительное, значение на современном этапе приобрела информационная сфера деятельности человека. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. «Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности. Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и формализованных знаний эксперта для обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой области».[13, 272]
     Применение  индикативного планирования в сочетании  с современными информационными  технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. В последнее десятилетие в России происходят значительные экономические преобразования, которые затронули практически все стороны жизни нашего общества, и в первую очередь управление. Актуальность обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Все это ставит новые задачи перед специалистами, которые занимаются проблема кадрового обеспечения разнообразных предприятий и учреждений. Наблюдается кадровый кризис. Его последствия проявляются во всех сферах жизни в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Актуальность определяется еще и тем, что на данном этапе развития России, требуется мобилизация творческих возможностей человека - профессионала. Эта мобилизация необходима не как элемент карьерного продвижения отдельных личностей, а как условие для решения глобальной задачи становления и развития более эффективной системы управления, так как современная система управления не динамично отражает текущие изменения российского общества, а персонал управления тормозит темпы и качество развития инновационных процессов. В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. Качество управления определяется как эффективность производства, так и степень удовлетворения потребности людей. В нашей стране проблемы реформации системы управления носят особо острый характер в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям.
     К сожалению, в нашей стране пока еще  слабо развита прогностическая  функция в изучении эволюции управления в перспективе. Именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации  управления, отмечается самая высокая  эффективность производства и удовлетворения потребности людей. Особое место в обеспечении ключевых бизнес - процессов играет стратегическое управление, включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей, управление качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
     Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных  технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые  достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и  формализованных знаний эксперта для  обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой  области. Современные прогностические  системы применяются в тех  областях, где эффективность зависит  от сопоставления множеств различных  факторов, учета причинно - следственных связей, необходимости нетривиальных  рассуждений. Современный кризис российской экономики свидетельствует о  односторонности подходов и методов в решении существующих проблем, несистемности исследований. Не уделяется должное внимание применению современных информационных технологий.
     Современная экономика превращается в экономику  систем, стихийная конкуренция перерастает  в конкуренцию систем, которые  перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние  жесткой самоорганизации и взаимоорганизации. На первый план выдвигается задача быстрейшего восстановления управляемости  хозяйствующих субъектов. Управление становится практически невозможным  без стратегического замысла, определения  целей оперативного регулирования  и координации из единого центра объекта управления.
     Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост, оценка которого производится с помощью сформированного  набора индикаторов. Центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.
     В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.
     Особое  место занимает определение и  использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать  о приближении критического состояния  объекта управления и необходимости  изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов:
    индикаторы «тревоги»
    индикатор «экстремального положения»
    индикатор «банкротство» и т.д.
Формирование  индикаторов, процесс увязанный  во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие – либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.
Классификация прогнозов различается:
      по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;
      по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс
       Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.
     Характерными  особенностями таких систем являются возможность осуществления многовариантного стратегического планирования, оценки последствий принимаемых решений  и их влияния на социально–экономическое  развитие объекта управления.
     Преимуществами  современных информационных технологий являются высокая адекватность и  надежность получаемых оценок в условиях недостаточной и искаженной информации, возможность точного определения  потребности в ресурсах для достижения целей и принятия рациональных решений  конкретным руководителем.
     «Основными направлениями использования системы в городском, региональном управлении могут быть:
    стратегическое управление (включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей - индикаторов);
    управление качеством;
    бюджетирование;
    анализ и прогноз тенденций изменения составляющих бюджетного процесса (налоги, сборы, инвестиции, городское хозяйство, социальная сфера);
    установление определяющих регуляторов и построение системы моделей функционирования города, региона;
    анализ хода реализации комплексных программ и приоритетных реформ (жилищно – коммунальной, социального обеспечения и др.);
    вариантное планирование социально–экономического развития города, региона;
    оценка и выбор вариантов социально–экономической стратегии и тактики, определение приоритетов;
    анализ и прогноз социально–экономических последствий применения административных, экономических регуляторов федеральными властями;
    упреждающее прогнозирование деформаций хозяйственного механизма;
    принятие рациональных решений муниципальными и региональными органами управления;
    создание ситуационного центра для первых лиц, определяющих тактические и стратегические цели.
           Для предприятий, корпораций, холдингов:
    стратегическое управление (включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей - индикаторов);
    управления качеством;
    бюджетирование;
    анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности;
    планирование и оптимальное распределение ресурсов предприятия;
    оперативный контроль, анализ, прогноз деятельности входящих в предприятие подразделений и оценка их вклада в финансовые результаты;
    создание центров ответственности;
    создание системы поддержки принятия решений на основе накопленной информации;
    создание ситуационного центра для первых лиц предприятия, определяющих тактические и стратегические цели». [20,104]
     Слабым, мягко говоря, звеном в построении подобных экономико - математических моделей является организация сбора объективной информации в рамках производственных структур, муниципальных и региональных образований. Необходимо создание единого информационного пространства объекта управления. Но все это требует корпоративной культуры, управления качеством, т.е. формирование слаженной управленческой команды, которая четко понимает цели, задачи, а главное хочет их решить и, с чего мы начали, это ответственность и кадровый профессионализм.
     Как видите очень много общего. Недаром  сейчас много говорят о переносе опыта управления коммерческими  структурами на органы государственного управления. Проблемам управления в  коммерческих структурах сейчас уделяется  большое внимание. Все чаще звучит слово реинжиниринг бизнес – процессов. Но ведь управление государственными структурами это также бизнес – процесс. Видимо, пора вводить  понятие реинжиниринг муниципального и регионального управления. 
 

  2.2. Прогнозирование
     Государственное    прогнозирование     социально-экономического     развития Российской Федерации –  это  система  научно  обоснованных  представлений  о направлениях  социально-экономического  развития    Российской    Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного      прогнозирования      социально экономического развития  Российской  Федерации  используются   при  принятии органами  законодательной  и  исполнительной  власти  Российской   Федерации конкретных  решений   в   области   социально   -   экономической   политики государства. Концепция социально-экономического развития  Российской  Федерации   - система  представлений  о  стратегических  целях  и  приоритетах  социально- экономической  политики  государства,  важнейших  направлениях  и  средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического  развития  Российской  Федерации  - комплексная система целевых ориентиров социально -  экономического  развития Российской Федерации  и  планируемых  государством   эффективных   путей   и средств достижения указанных ориентиров. Правительство Российской Федерации обеспечивает    разработку государственных прогнозов социально-экономического  развития   Российской Федерации  на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. «Прогнозы социально-экономического развития   разрабатываются   исходя из комплексного анализа  демографической  ситуации,  научно  -  технического потенциала, накопленного  национального  богатства,   социальной  структуры, внешнего положения Российской Федерации,   состояния  природных  ресурсов  и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития  разрабатываются в целом  по Российской  Федерации,   по  народнохозяйственным  комплексам   и   отраслям экономики, по регионам. Отдельно  выделяется    прогноз   развития   государственного  сектора экономики. Прогнозы социально-экономического  развития   основываются  на  системе демографических,  экологических,  научно-технических,   внешнеэкономических, социальных,  а также отраслевых,  региональных и других прогнозов  отдельных общественно значимых сфер деятельности».  [и.д.л. 13,115]
       Прогнозы  социально-экономического  развития   включают  количественные показатели  и  качественные   характеристики   развития   макроэкономической ситуации,   экономической  структуры,  научно   -   технического   развития, внешнеэкономической  деятельности,   динамики  производства  и  потребления, уровня  и  качества жизни, экологической обстановки,  социальной  структуры, а также систем образования,  здравоохранения и социального обеспечения населения.
     Государственное  прогнозирование  социально  - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
       Прогноз    социально-экономического    развития    на    долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет  на  десятилетний период. На основе прогноза  социально-экономического  развития на  долгосрочную перспективу  Правительство  Российской   Федерации   организует   разработку концепции  социально-экономического   развития   Российской   Федерации   на долгосрочную перспективу.
          В концепции социально-экономического  развития Российской  Федерации   на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты  социально-экономического развития  Российской  Федерации,  определяются   возможные  цели  социально- экономического развития Российской Федерации,  пути  и  средства  достижения указанных целей.
          Порядок  разработки   прогноза   социально-экономического  развития   и порядок разработки концепции  социально-экономического  развития  Российской Федерации   на   долгосрочную   перспективу   определяются    Правительством Российской Федерации.
           Данные  прогнозы   социально-экономического   развития   и   концепции социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на   долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
          В целях обеспечения  преемственности   социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического  развития  и  концепции социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на   долгосрочную перспективу    используются   при     разработке     прогнозов    социально- экономического  развития  и   программ   социально-экономического   развития Российской  Федерации на среднесрочную перспективу.
     Государственное прогнозирование  и программа социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу
     Прогноз социально-экономического развития  на  среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех  до  пяти  лет  и  ежегодно корректируется.
     Порядок разработки   прогноза   социально-экономического  развития   на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
       Прогноз    социально-экономического   развития    на    среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. Первое  после  вступления  в должность Президента Российской  Федерации послание,  с которым он обращается   к   Федеральному   Собранию,   содержит специальный   раздел,    посвященный   концепции    социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В  специальном  разделе  послания   Президента   Российской  Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации,   формулируются  и обосновываются стратегические   цели  и  приоритеты  социально-экономической политики государства,  направления реализации  указанных  целей,   важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне,  приводятся важнейшие целевые    макроэкономические    показатели,     характеризующие    социально- экономическое  развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
     Правительство Российской Федерации разрабатывает  программу  социально- экономического развития  Российской  Федерации на среднесрочную  перспективу исходя  из  положений,  содержащихся  в   послании   Президента   Российской Федерации.
     Порядок   разработки   программы   социально-экономического   развития Российской   Федерации    на    среднесрочную    перспективу    определяется Правительством Российской Федерации.
     В программе социально-экономического развития Российской  Федерации  на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов  социально-экономического развития  Российской  Федерации за  предыдущий  период  и  характеристика   состояния  экономики  Российской Федерации;
    концепция программы    социально-экономического    развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
    макроэкономическая политика;
    институциональные преобразования;
    инвестиционная и структурная политика;
    аграрная политика;
    экологическая политика;
    социальная политика;
    региональная экономическая политика;
    внешнеэкономическая политика.
     Программа социально-экономического развития  Российской  Федерации   на среднесрочную   перспективу   официально    представляется    Правительством Российской Федерации в Совет  Федерации  и Государственную Думу.
     Государственное прогнозирование  и планирование социально-экономического развития  Российской Федерации на краткосрочную перспективу.
     Прогноз    социально-экономического   развития    на    краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное  послание  Президента  Российской  Федерации,  с  которым  он обращается   к   Федеральному   Собранию,   содержит   специальный  раздел, посвященный анализу выполнения программы  социально-экономического  развития Российской Федерации на  среднесрочную  перспективу  и  уточнению  указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
     Правительство   Российской  Федерации   одновременно  с  представлением проекта федерального бюджета  представляет  Государственной  Думе  следующие документы и материалы:
    итоги  социально-экономического  развития  Российской   Федерации   за прошедший период текущего года;
    прогноз социально-экономического развития на  предстоящий год;
    проект  сводного  финансового  баланса   по   территории    Российской Федерации;
    перечень  основных   социально-экономических   проблем   (задач),   на решение  которых  направлена политика Правительства Российской  Федерации  в
    предстоящем году;
    перечень федеральных  целевых программ,   намеченных  к  финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
    перечень и объемы поставок продукции для  федеральных   государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
    намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
     Правительство  Российской  Федерации  представляет  при  необходимости проекты федеральных законов,  предусматривающих  меры  по  реализации  задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году. Намечаемые  проектировки  развития  государственного  сектора  экономики включают  показатели  его   функционирования   и   развития,   получения   и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. Порядок  рассмотрения   представленных   документов   и   материалов определяется  Государственной  Думой  при  обсуждении  проекта  федерального бюджета на предстоящий год. Итоги  социально-экономического  развития  Российской   Федерации   за предыдущий  год  представляются   Правительством   Российской   Федерации  в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля  текущего  года  и подлежат опубликованию.  

      
             2.3. Регулирование
       Государственное регулирование  экономики в тех или иных  масштабах присуще любой экономической  системе. В экономике, основанной  на рыночной конкуренции и  макроэкономическом регулировании,  государству отводится весьма  значительная роль. Вмешательство  государства в экономические  процессы осуществляется с целью  обеспечения прогрессивных сдвигов  в пропорциях воспроизводства,  условий для добросовестной конкуренции,  предотвращения негативных социальных  и экономических последствий.
     Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все  шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции  отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов  регулирования нельзя обеспечить структурную  перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный  баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.
     Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции, как обмен продуктами труда  обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
     «Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики».[9, 261]
     К методам прямого государственного воздействия относятся:
      определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
      государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
      государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
 
      правовые  и административные ограничения  и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
      лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
     Прямые  методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
     Методы  косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
      налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
      регулирование цен, их уровня и соотношений;
      платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
      таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.