На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие бытия в античной философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский  Государственный университет технологии и дизайна 
 
 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 

Реферат по предмету “Философия”
«Понятие  бытия в античной философии» 
 
 
 
 
 

Составитель: Семенова А.М.
                                                       № зач книжки:  
                                            Группа: 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2011
 

Оглавление 

Введение.................................................................................................3
    Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.......................................................................................4
   2. Понятие  бытия в философии Платона........................................7
   3. Понятие бытия в философии Аристотеля...................................9
Заключение............................................................................................12
Список  использованной литературы..................................................13 

 


  Введение 

  Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае  в середине I в. до н.э. Древнегреческая  философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое  количество оригинальных философских  учений, школ, течений и направлений, которые внесли большой вклад  в развитие человеческой цивилизации.
  Начало  развития европейской философии  было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Она возникла и развивалась  в тесной связи с зачатками  конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение  Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека.
  Спецификой  древнегреческой философии в  ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой  философии был вопрос о первоначале  мира. И в этом смысле философия  перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил  сущее, то философы ищут субстанциональное  начало – из чего все произошло.
  Элеаты  первые в истолковании субстанции перешли  от конкретных природных стихий к  бытию как таковому. Центральное  понятие их философии – бытие. По словам Парменида, единственно истинным остается положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать". Бытие вечно. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие бесконечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно.
  Таким образом, изначально философия возникает  как учение о бытие. На начальных  этапах бытие отождествляется с  природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в  раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля.
  Рассмотрим  в данной работе основные учения древнегреческих  мыслителей о бытие.
 

    Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.
     БЫТИЕ?, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».
   Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Основателем элейской школы был Парменид. По словам Парменида, единственно истинным остается положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать". С этим связано утверждение Парменида, что "мыслимо только сущее". Ибо "нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль". Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет. Бытия не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие бесконечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало мира называет Богом. Бог - субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается пантеистическая тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождествен Космосу.
     Элеаты, как и все древнегреческие  философы, были энциклопедистами - мудрецами.  И поэтому они также стремились  дать физическую картину мира. Следует отметить, что их физическая  картина мира находилась в  определенном противоречии с  их философским учением. Получалось, что это как бы две разные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях.
   Единственным  ортодоксальным последователем Парменида был Зенон, выдвинувший и ныне поражающие аргументы в пользу учения о едином бытии. Его апории, правда, не убедили современников-философов в истинности доктрины Парменида, но показали, что в строгом смысле слова противоречиво не элейское отрицание мыслимости "природы", а мышление фисиологов. Второй последователь Парменида – Мелисс – внес в элейское учение существенные коррективы, пытаясь, видимо, примирить его с ионийской физикой, под влиянием которой он находился. Его главное нововведение – понимание бытия как пространственно бесконечного – было более парадоксальным для античного мышления, чем соединение Парменидом бытия и сферичности, но с точки зрения поздней досократики синтез ионийского и элейского направлений в философии Мелисса был естественным, ибо задача поздней досократики заключалась в том, чтобы интерпретировать бытие как основу многообразия космоса. По этому пути пошли также Эмпедокл, в системе которого бытие – лишь момент космического цикла (сфайрос, заполненный "священным разуменьем") наряду с моментами той или иной степени раздробленности; Анаксагор, по учению которого мировой ум ("нус") – ближайший аналог элейского бытия – вечен и вездесущ, но существует наряду с многообразием природы, не отменяя его; Демокрит, атомы (бытие) которого существуют и движутся на фоне небытия-пустоты. Этот компромиссный путь был тем более возможен, что философия элеатов сама еще была натурфилософией и выросла из ее проблематики; но более чем компромиссом такой путь после логических реформ Парменида стать не мог.
     Крупным шагом по пути развития  онтологического подхода в решении  философских проблем является  атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом".
     Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека.
     Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:
    1. Все вещи образуются из сочетания  атомов: все многообразие мира  проистекает из их соединения  и разделения. А потому вещи  различаются лишь по количеству  атомов, по их форме, порядку  и положению.
    2. Атомы вечно движутся в окружающей  их пустоте: по отношению к  атому место, занимаемое им, совершенно  случайно.
     Гегель так выразил суть и  основное достижение демокритовского  атомизма. "Главным является единица,  для себя - бытие, эта определенность  представляет собой великое первоначало,  которое до сих пор не встречалось.  Это простое соотношение с  самим собой, но соотношение  посредством отрицания инобытия".
     Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов.
     Как и другие "мудрецы", Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием механических причин. Человек - скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Демокрит также связывает душу с дыханием.
     Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. В марксистско-ленинской философии атомизм Демокрита квалифицируется как вершина античного "стихийного материализма".
     Демокрит продолжает традиции Милетской, Ионийской и Элеатской школ. Ключевые понятия демокритовского учения - это умозрительные конструкции. А идеального мира у Демокрита не существует. Теория познания как теория истечения не приводит даже к образованию идей. Поэтому исторически первым формируется не стихийный материал, а идеализм.
 


    Бытие в философии Платона
 
   В концепции Платона осуществлена попытка использовать сходство и  различие понятий «бытие» и »субстанция». Платон видит недостаточность понятия  для решения тех вопросов, которые неизбежно встают перед философом. Прежде всего, «бытие» не помогает понять, как возможно истинное познание: «...выходит, что если существующее неподвижно, то никто нигде ничего не мог бы осмыслить». Чтобы избежать пагубного для человека вывода, Платон придает качество бытия и неподвижному царству идей, и «иному». В данном случае он сближает бытие с субстанцией, как первоначалом. Субстанцией начинает выступать царство идей и материя как возможность иного. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум человека. «Чистое» бытие же все дальше отодвигается от взоров человека, оно становится для него непостижимым. Оно как бы присутствует постоянно на периферии человеческого познания, оставаясь непознаваемым, это, особое «сверхбытие», Единое, которое ведет абсолютно автономное существование. Это «сверхбытие» сближается с субстанцией не как первоначалом, но с субстанцией как символом автономного, самодостаточного существования. Так начинает формироваться идея о разных формах бытия или формах причастности Сверхбытию. Это непознаваемое Сверхбытие приобретает ценностную окраску, это то абсолютное Благо, без осознания самого существования которого стала бы бесцельной человеческая жизнь. Идея субстанции как первоначала, связанная с идеей Сверхбытия отношением причастности, решает другую задачу: открывает человеку путь к познанию  мира в его единстве и многообразии.
   У Платона учение о бытии (онтология) строится так, чтобы обосновать и  сделать очевидным наличие соответствия между единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и "единицами" онтологии (сущностями, из которых состоит мир). В учениях  Платона выделяются первичные онтологические единицы, соответствующие определенным выражениям языка. Например, у Платона  первичными элементами онтологической структуры являются идеи. Мир неизменных идей предшествует и определяет мир  изменчивых вещей. Но идея является не просто первоэлементом бытия, первичной бытийной определенностью; это бытие, соответствующее абстрактному понятию, т.е. нечто, обозначаемое словом, принадлежащим к определенной категории языковых выражений, а именно, к существительным типа "красота", "мужество". Для характеристики идеи тот факт, что она обозначается абстрактным существительным, столь же важен, как и ее реальное существование: идеи существуют именно в качестве значений абстрактных понятий, так что невозможно ни выделить их, ни описать, что они собой представляют, игнорируя изначальную связь идеи со словом.
   У онтологической и языковой единиц, т.е. у идеи и слова, одинаковые структурные  свойства. Каждому слову, обладающему одним, точно определенным (не меняющимся в зависимости от контекста) значением, соответствует самотождественная, не имеющая никаких внутренних различий, неизменная бытийная определенность — идея, которая существует независимо от других неделимых определенностей-идей, подобно тому, как слова, обозначающие эти идеи, могут рассматриваться по отдельности, а их смысл постигаться независимо. Главные характеристики идеи — ее неизменность, ее единство, превращающее ее в неделимую, не имеющую внутренних различий единицу бытия, которая обладает только ей свойственной определенностью (признаком, отличающим ее от любой другой идеи), — объясняются тем, что она является бытийным аналогом понятия и слова, выражающего это понятие. Поясним, каким образом предположение о том, что идея есть бытие, соответствующее некоторому слову-понятию, предопределяет основные характеристики идеи.
   Чтобы словам, используемым в языке, соответствовало  нечто в самом мире, слова прежде всего сами должны иметь однозначный смысл, точное и определенное значение. Этот смысл (или значение) должен быть неизменным. Неизменность значения — основа определенности знания; если значения слов "плывут", то неизвестно, что хотят выразить с помощью этих слов; знание в таком случае оказывается не поддающимся рациональному выражению.
   Но  значения слов адекватно схватывают то, что существует в самом мире, при условии, что мир состоит  из таких же неизменных определенностей, как и значения слов. Ибо только при полном соответствии значений слов и тех сущностей, из которых состоит  мир, т.е. являющихся структурными единицами  бытия, можно говорить о рациональной постижимости мира и о рациональном знании о мире. Идея неизменна, так как предполагается, что она является рационально постижимым первоэлементом бытия.
   Далее, и слова, и обозначаемые ими сущности должны удовлетворять требованию абсолютного  единства. Если мир состоит из онтологических единиц, соответствующих отдельным  словам, то он состоит из сущностей-атомов не в физическом, а в логическом смысле, т.е. сущностей, характеризующихся  одним единственным свойством, обладающих одной неделимой определенностью. Чтобы отдельно взятое слово обладало точным, ясным и однозначным смыслом, оно должно фиксировать нечто  одно. В идеальном объекте, обозначаемом словом (значение слова есть не что  иное, как особого рода идеальный  объект), нельзя, следовательно, выделить никаких различий, никакой множественности: для того чтобы выделить многое, необходимо много слов. Конечно, интуитивное  представление, возникающее в голове человека, произносящего то или иное слово, включает отнюдь не единственную характеристику, но оно, как правило, весьма размыто. Рациональное знание строится не из неясных интуитивных представлений, ассоциирующихся с тем или  иным словом, а из понятий, обладающих точным и определенным смыслом. Чтобы  исключить подразумеваемые, но рационально, с помощью отдельных слов, не фиксируемые  свойства, надо оставить за каждым словом одно значение — носитель одной, неделимой  определенности. И первоэлементы  бытия, соответствующие значениям  таких понятий, чтобы быть рационально  постижимыми, должны представлять собой  самотождественное, не имеющее внутри себя никаких различий "одно". Именно такого рода определенности вводит Платон в качестве исходных единиц своей онтологии под названием идей.
     Таким образом, онтология Платона  является рациональной онтологией  — миром, увиденным сквозь  призму языковых структур. Построение  такой онтологии начинается не  с изучения реального мира  с последующей фиксацией полученного  знания в языке; оно производится  в обратном направлении. Поскольку  предполагается, что язык адекватно  отображает реальность (в силу  тождества бытия и мышления), то  путем анализа структуры языка  можно получить знание о мире, причем о его самых глубинных,  онтологических характеристиках.  Последовательное проведение такой  познавательной установки — от  анализа способов высказывания  о сущем к анализу самой реальности — и составляет суть схоластического метода.
 

    Бытие в философии Аристотеля
  Искусство подражает бытию, вещам. Что такое  бытие, вещи, по Аристотелю?
  Аристотель, как известно, критикует платоновский идеализм за учение об отрешенных от вещей  идеях. Легко понять эту критику  в смысле проповеди грубого эмпиризма, который, как будто бы, противопоставляется  тут отвлеченному рационализму Платона. Однако, кто вчитывался в Аристотеля и постарался уловить подлинное место Аристотеля в истории древней и новой философии, тот необходимо должен убедиться в полной неприложимости к античной философии этих новейших кличек "рационализм" и "эмпиризм". Платон – не рационалист, и Аристотель – не эмпирик, если не употреблять эти термины в каком-нибудь неестественно широком или неестественно узком значении. И Платон и Аристотель занимают позицию, которая как раз представляет собою нечто среднее между рационализмом и эмпиризмом. Это именно – символизм. Вскрыть символически-предметную структурность Аристотелева понятия бытия и было моей задачей в упомянутом только что исследовании.
  Прежде  всего, Аристотель обозначает предмет  философского учения о бытии как  ?? ?? ?? ?????, quidditas, "чтойность". "«Чтойность" для каждой вещи есть то, что говорится о ней самой" (Met. VII 4, 1029b 13). Так, например, "быть образованным" не есть чтойность человека, потому что человек может и не иметь образования. Чтойность человека – то, без чего он не может быть человеком. "Чтойность [мы утверждаем] относительно того, смысл чего есть определение" (1030а 6). Чтойность есть также то единичное, чем данная вещь отличается от всех прочих вещей. Все это первоначальное определение чтойности можно выразить, следовательно, так. Она есть 1) смысл вещи, 2) данный как неделимая и простая единичность и 3) зафиксированный в слове.
  Эта первоначальная установка делается более содержательной, если мы отграничим чтойность от других сходных или параллельных слоев бытия, а) Необходимо отличать чтойность от "наличного что" (?? ?? ????). Уже А.Тренделенбург51 дал по этому поводу почти исчерпывающее разъяснение. "Наличное что" есть вещь со всеми ее случайными качествами и особенностями, в то время как чтойность есть нечто смысловое, принципное, хотя она тоже хранит в себе соотнесенность с материей и не является чистым и отвлеченным "эйдосом". Это – новая структура эйдоса, когда он мыслится не сам по себе, но как соотнесенный с материей52. b) Более ясно эта особенность чтойности проступает при сравнении ее с "сущностью", "фактом". Смысл и факт отличны друг от друга, так как факт имеет смысл и смысл осуществляется (а иначе всякий смысл уже был бы вещью, и всякая вещь уже была бы понятием). Но смысл и факт, далее, тождественны друг другу, так как перед нами тут нечто нумерически одно, осмысленный факт, который, как таковой, самотождествен. с) Поэтому, сопоставляя чтойность с "становлением", Аристотель утверждает, что сама чтойность не становится, что она не имеет тех материальных частей, которые свойственны физической вещи, но она содержит в себе материю чтойно же, в качестве чистого же смысла, ?? ?? ????53. Сюда же, очевидно, относится и известное учение Аристотеля об умной материи. d) Далее, интересные подробности понятия чтойности вскрываются при сравнении ее с понятием цельности. Чтойность есть цельность, но не в смысле собранности материальных частей. Медь в этом смысле не есть часть статуи, и сумма медных частей не есть сама по себе статуя. Это, однако, не мешает тому, чтобы статуя была дана только в меди и имела действительно медные части, но тогда это не чтойность статуи, а статуя как вещь54. е) Чтойность далее отождествляется с принципом и идеальной причиной55. Но только надо помнить, что эта причинность совершенно имманентна чтойности, так что по ней самой уже видно, где кроется ее причина и что она сама для себя есть причина56. f) Наконец, понятие чтойности связано у Аристотеля с проблемой общего и единичного. Тут залегает одна из основных апорий Аристотеля, которая является камнем преткновения для понимания со стороны весьма многих исследователей Аристотеля. Именно, Аристотель, как известно, с одной стороны, опровергает Платоновы идеи как отрешенные общности, с другой же, сам их постулирует, ибо, по его же собственному учению, знание возможно как знание общего. Единичное нельзя знать. Его можно только ощущать. Эту апорию он сам и формулирует (Met. III 999а 24 – b 20), сам и разрешает (XIII 10, 1086b 16-1087а 25)57.
  Сущность  этого разрешения, как бы его ни игнорировал Целлер и те, кто находится под его игом, имеет вполне аристотелевский характер и сводится к следующему. Именно, проблему общего Аристотель связывает с проблемой потенции и энергии. Общее так относится к единичному, как потенция к энергии. Общее есть потенция, возможность, заданность, принцип; энергия же есть осуществленность (конечно, смысловая), действительность, умно-зрительно данная картинность и изваянность. Не стоит здесь излагать учение Аристотеля о потенции и энергии58. Но ясно, что чтойность, как полная характеристика бытия, оказывается сразу и общим и единичным, потенциально-общим и энергийно-единичным, и эти две сферы в чтойности не разорваны, но даны сразу и самотождественно. Чтойность и есть смысловое тождество эйдоса и материи, логического и алогического, потенциального и энергийного. Она есть энергиино-осмысленныи лик вещи, или символ.59
  Теперь  мы можем уже более сознательно  подойти и к проблеме подражания у Аристотеля. Так как мы ставим своей задачей вскрыть не формальную сторону "Поэтического искусства" Аристотеля, но все его эстетическое мировоззрение, вернее, его мировоззрение  как эстетическое, то мы никак не можем остаться при том обычном  и малоосмысленном понимании  подражания, которое можно встретить  во всех учебных и ученых руководствах. В свете формулированного нами учения Аристотеля о бытии проблема подражания должна приобрести совершенно особый смысл. Если искусство подражает  бытию, а бытие есть символически-предметная311* и в уме зримая изваянность сущего, то ясно, что подражание есть не что иное, как символически же предметное творчество, как такое объективно-зримое сочетание материальных условий, в результате которого получается символическая, изваянно-осязаемая оформленность и завершенность. Тут не место подробно сравнивать Аристотеля с Платоном60, но ясно, что, поскольку чтойность вещи есть ее внутренне-внешнее единство и тождество, поскольку чтойность эта ее символически сопрягает в себе смысловую заданность со всеми ее возможными вне-смысловыми, алогическими осуществленностями (а стало быть, и зримыми, осязаемыми изваянностями), постольку "подражание" оказывается здесь внутренно оформляющим принципом вещи – тем самым творчеством, которое разрозненную, бессмысленную кучу глины или меди превращает в осмысленный лик и умно созерцаемую символику статуи61.
  Отсюда  видно, в конце концов, и то, что  все мировоззрение Аристотеля есть по существу эстетическое и что сущность этой эстетики в структурно-предметном символизме; это – философское раскрытие понятия подражания в системе аристотелизма, технический аналогон которого в применении к искусству мы нашли в "Поэтике"62.
 


  Заключение 

  Итак, подведем основные итоги о том, как  бытие расцениваетс
  Как самостоятельное понятие бытие  возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов.  Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом, «число» пифагорейцев, и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия, «атомы» Демокрита; этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. С другой стороны, категория бытия критикуется софистами (Горгий) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами — как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона.
  Платон  предложил решение антиномий  бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей  — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
  В философии Аристотеля, следующего в  основном платонизму, появляется ряд  специфических сдвигов в понимании  бытия: отрицание бытия как высшего  родового понятия, отождествление его  с субстанциальной сущностью  единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова  «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.
 

 
 

  Список  использованной литературы 

    «Философия: учебное пособие для высших учебных заведений (издание 6), изд. «Феникс», 2010
    Хайдеггер М. «Основные понятия метафизики» 2011
    Скворцов Л.В. «Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия.» М., 2009
    Богомолов А.С «Античная философия», 2008

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.