Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат СССР в годы Великой Отечественной Войны

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» 
 

                               Кафедра «Истории и политологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Контрольная работа по отечественной истории
«СССР в годы Великой отечественной войны: народ, армия, власть» 
 

 

                                                                               
                                                                   

                                                                 
                                                                                
                                                                                
 
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Санкт-Петербург
                                                    2011 

                                             Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………………...3 

1.Власть в  годы Великой Отечественной войны: …………………………………………....5
  1.1. Внешняя политика СССР накануне войны……………………………………..............5
  1.2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной Войны………..7
  1.3. Чрезвычайные органы государственного управления в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………………………………........10 

2. Армия в  годы Великой Отечественной войны: …………………………………………...13
  2.1. Героические подвиги воинов в крупнейших сражениях ……………………………...13
  2.2. Массовый героизм советских воинов как пример для будущих поколений ………...16 

3. Народ в годы Великой Отечественной войны: ……………………………………………19
   3.1. Народная борьба на оккупированной территории ……………………………………19
   3.2. Советский тыл в годы войны …………………………………………………………..20
   3.3. Село в годы Великой Отечественной войны ………………………………………….21
   3.4. Народное ополчение …………………………………………………………………….22 

4. Итоги Великой  Отечественной войны……………………………………………………...23 

Заключение……………………………………………………………………………………...25 

Список Литературы…………………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   

  Одной из  моих любимых тем в отечественной  истории является тема Великой  Отечественной войны. Еще в  раннем детстве я знал о  подвиге советского народа. Я  еще помню своего прадедушку, воевавшего на Невском Пятачке,  и помню, как он показывал  нам свои награды. Его не стало, когда мне было 5 лет, но его я буду помнить всю жизнь. Пожалуй, у каждого из нас есть прадеды и деды, прошедшие войну, как поется в одной песни из замечательного советского фильма «Офицеры»: 

«Нет  в России семьи  такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых  солдат с фотографий увядших глядят.
Этот  взгляд, словно высший суд, для ребят, что  сейчас растут.» 

  И действительно это так: вы не найдете семьи в нашей стране, через которую не прошла бы война.  Большинство воспринимает войну именно через призму воспоминаний своих родных, которые были участниками войны. Хотя я и молодой, но моим любимым праздником является 9 мая. Для меня, как, я надеюсь, и для большинства это святая дата. Ведь если бы не победа, то и всех бы нас не было. И это касается не только всего постсоветского пространства. Советский солдат спас не только свою страну, но и не побоюсь этого слова, весь мир. Но, к сожалению, чем дальше идет время, тем больше забывается этот великий подвиг советского народа. В странах Запада, СССР называют уже не спасителем всего мира от фашизма, а чуть ли не главным виновником Второй Мировой, при этом забывают сколько наших солдат погибло при освобождении Европы. Но и это не самое страшное, самое страшное, что уже и в нашей стране есть деятели, которые пытаются принизить подвиг советского солдата, и тоже пытаются обвинить СССР во всех смертных грехах. Тогда, о каком уважении памяти наших солдат в странах Европы можно говорить, если у нас начинают проявлять неуважение к ним? Известный российский и европейский историк Н.А. Нарочницкая в одной из своих книг говорит об этом так: «Дерзко оскорбляют Россию прибалтийские страны и Польша. Но виноваты в этом мы сами. Ибо поругание Победы и истории никогда не было бы начато на Западе, пока оно не было совершено на Родине Победы. Наш внутренний почти семейный спор и осуждение реальных и мнимых грехов мы вершили, увы, не с подобающим христианским осмыслением истоков наших взлетов и падений. Подобно библейскому Хаму мы выставили Отечество на всеобщее поругание, за что и терпим теперь кару. Как же коварно была использована неспособность перевернуть страницу истории многострадального XX века, не глумясь над жизнью отцов! Именно отечественные глумители первыми внедрили суждение, что Советский Союз — еще худший тоталитарный монстр, чем нацистский Рейх. Война же, по их логике, была между двумя хищниками за мировое господство, и СССР, как будто первым готовился напасть на Германию, но Гитлер просто опередил Сталина. Наш постсоветский либерал, который «нежно чуждые народы возлюбил и мудро свой возненавидел» (как писал Пушкин), уверен, что у плохого государства не могло быть ничего правильного и праведного». Примеров поругания истории Великой Отечественной войны можно перечислять много. Выходят сейчас зачастую лживые художественные и документальные фильмы, где советского солдата выставляют, чуть ли не главным врагом, и ошибок в таких фильмах  с точки зрения истории большое количество, многие ветераны это подтвердят. Вот больше всего жалко еще живых ветеранов, которые видят, как льют грязь на их подвиг. А ведь документальные и художественные фильмы имеют важное значение, почти такое же, как и воспоминания наших дедов и прадедов. Мы узнаем о войне не только со слов ветеранов, но и благодаря фильмам. Я сам представляю войну глазами героев советских фильмов о войне таких как: «Освобождение», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики» и.т.д. Но какой будут представлять Великую Отечественную будущее поколение? Ведь будущему поколению ветераны уже не расскажут о войне, и у них будут только фильмы о ней.  Но то, что сейчас снимают о войне, это извините тихий ужас. Если будущее поколение будет видеть советского солдата, таким как его изображает зачастую в новых фильмах, он для них будет не положительным героем, а скорее отрицательным, ощущение складывается, когда я их смотрю, что фашистов там даже изображают в более приглядном свете, чем солдат Красной Армии. Или какое будет отношение к подвигу наших дедов и прадедов, у наших детей, если в некоторых документальных фильмах на СССР накладывают главную вину в развязывании Второй Мировой? Честно говоря, даже думать об этом не хочется. Но не все потерянно, каким будут представлять будущее поколение подвиг советского народа, зависит только от нас, а для этого нам надо очень внимательно изучать историю Великой Отечественной, чтобы мы могли рассказать своим детям, о том, что сделали для нас те, кто ковал эту победу, и чтобы об этом не забывали. В книге «Великая оболганная война 2» есть очень хорошая цитата: «Время не ждет. Если мы не хотим, чтобы наших дедов и прадедов называли убийцами, пьяницами и мародерами, если мы не хотим, чтобы наших детей учили плевать на могилы предков, если мы не хотим, чтобы спасших наш народ солдат ставили на одну доску с залившими нашу страну кровью нацистами, если мы хотим быть народом, а не населением - тогда нам необходимо систематически разоблачать «черные мифы» о войне и о Победе». Иными словами главное наше оружие это знание истории, именно это гарантия того, что и будущее поколения не забудут того, что сделал советский народ в 1941-1945 гг. Нам надо чаще напоминать о том, какой подвиг совершил советский народ и Советская армия, под руководством советской власти. Именно об этом и будет моя работа.  
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

1. ВЛАСТЬ В ГОДЫ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
   
   
   Пожалуй,  тема власти в годы Великой  Отечественной Войны является  самой дискуссионной в нашем обществе: одни говорят, что армия и народ победили благодаря власти, другие говорят, что вопреки власти. Одни говорят об успешной внешней политике накануне войны, другие говорят, что внешняя политика накануне войны была провальной. Точно также мнения расходятся и о работе органов государственного управления и чрезвычайных органов государственного управления в годы войны. Вот о внешней политике СССР накануне войны, и об особенностях государственного управления в эти непростые годы я хотел бы поговорить в этой части работы. 

1.1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  СССР НАКАНУНЕ  ВОЙНЫ.    

 
  В 1933 году  в Германии к власти приходит  фашистская партия. Фактически это означало открытую подготовку   Германии к новой войне.  Тем более,  что новое  политическое   руководство этой страны не скрывало своих реваншистских планов и целей. Гитлеровское руководство взяло курс на установление господства Германии на европейском континенте и на мировой арене.  Одной из важнейших целей Германии являлся захват и разрушение СССР.
  Чтобы развязать  себе руки в подготовке к   новой  войне,   Германия  в октябре 1933 года выходит из  Лиги наций.  В марте1935 года  она односторонним актом отказывается  от  Версальского договора, вводит всеобщую воинскую повинность, начинает быстрыми темпами вооружаться.
  В 1936  году  Германия,  Италия и Япония  создают военный   союз,  получивший  название "антикоминтерновский пакт", который был направлен против СССР.
В этих условиях, в начале 30-х годов Советский  Союз устанавливает дипломатические  отношения с Испанией,  Венгрией,   Румынией,  Чехословакией, а в  ноябре 1933 года с США. В 1934   году по приглашению тридцати государств СССР вступает в Лигу   наций.  Это свидетельствовало о росте международного авторитета СССР.
   Начиная с этого времени политическое руководство страны   последовательно  проводит внешнюю политику,  главной задачей   которой являлось создание системы коллективной безопасности,   объединение совместных усилий европейских стран,  направленных на предотвращение агрессии Германии.
   Наиболее  сильными  потенциальными союзниками  СССР в решении этой задачи  могли стать Англия и Франция.  В  создании   системы   коллективной безопасности были сделаны первые шаги.   В мае 1935 года Франция и СССР подписывают договор о взаимопомощи, тогда же был заключен аналогичный договор с Чехословакией, но помощь Советского Союза Чехословакии была поставлена в зависимость от позиции Франции.
    Однако, как показали дальнейшие события,  правительства   Англии и Франции не стремились к созданию системы коллективной безопасности.  Более того,  начиная со  второй  половины   30-х годов, западные державы стали активно проводить в жизнь   политику уступок Германии за счет интересов других стран.
Западные государства  практически  не  отреагировали  на   поглощение в 1938 году Австрии  Германией.  А в сентябре 1938   года Германия,  Италия, Англия и  Франция, игнорируя интересы   СССР, подписали в Мюнхене соглашение о передаче части Чехословакии (Судеты) Германии.
   Реализация  этого соглашения в дальнейшем  привела в марте 1939 года к  оккупации Германией Чехословакии  и ликвидации   ее как независимого  государства и  открыла   путь  фашистской   агрессии  на Восток.
   Мюнхенское  соглашение западных государств  сыграло  особую,  зловещую  роль в ускорении развязывания  второй мировой   войны.  Кроме  того,  это соглашение фактически  разрушило надежды на создание  системы коллективной безопасности  и поставило СССР перед фактом международной изоляции в условиях нарастающей военной угрозы на его границах.  Возросла военная   опасность на Востоке.
    В этой  ситуации СССР стремился найти точки соприкосновения с Польшей и Румынией,  но безуспешно. Тогда политическое руководство страны предприняло попытки нормализовать отношения с Германией,  не прерывая  переговоры  с Англией и   Францией,  которые в свою очередь вели переговоры с Германией, рассчитывая направить ее агрессию против СССР.
   Весной 1939 г.  СССР приложил новые усилия, чтобы побудить Англию и Францию выступить с ним против агрессоров.  Но   состоявшиеся летом 1939 г. в Москве переговоры не дали должных результатов.  Правящие круги этих стран не приняли конструктивных  предложений  СССР.  Отказ западных государств от   совместного с СССР отпора гитлеровской агрессии привел к тому, что к концу августа 1939 года последняя возможность предотвратить вторую мировую войну отпала.
   В августе  1939 года СССР оказался в крайне  опасном положении. Возникла реальная опасность войны на два фронта: на   западе против Германии,  на Дальнем Востоке - война с Японией,  развязавшей конфликт у реки Халхин-Гол, который мог перерасти  в еще более широкие столкновения.  В итоге в Москве   приняли предложение Германии о заключении  советско-германского пакта о ненападении. Такой пакт был подписан 25 августа   1939 г. сроком на 10 лет. Одновременно был подписан "секретный протокол",  а 28 сентября был заключен договор о "дружбе   и сотрудничестве".  Согласно секретному протоколу от 28 сентября Германия брала ряд односторонних обязательств.  В случае германо-польского конфликта немецкие  войска  не  должны   были продвигаться дальше рек Нерв, Висла, Сан и не вторгаться в Финляндию,  Эстонию и Латвию. Германия признавала заинтересованность СССР в Бессарабии. Советско-германский пакт о ненападении,  хотя  и  носил   временный характер, но за неделю до начала мировой войны вывел Советский Союз из ее орбиты.  Легко представить себе губительные последствия для нашей страны,  если бы пакт не был   подписан. Многомиллионная армия Германии стояла на границе с   Польшей,  оккупировав которую,  она оказалась бы в 30 км от   Минска,  а продвигаясь далее по прибалтийским государствам,   не скрывавшим своего благожелательного отношения к Германии,   германские войска подошли бы к пригородам Ленинграда.  Вести   же большую войну Советский Союз в 1939 г. не имел возможности,  так как армия была  малочисленной,  военно-промышленные   программы не были завершены. В это же время продолжался вооруженный конфликт с Японией с применением крупных танковых и   авиационных соединений.
   Таким  образом,  пакт о ненападении  с Германией позволил   получить  двухлетнюю передышку для укрепления  обороноспособности страны.
   В условиях  нарастания  угрозы  военного  нападения на   СССР, особенно с началом Второй мировой войны, правительство   провело ряд мероприятий по усилению военно-экономической базы, укреплению армии и обеспечению безопасности границ СССР.
17 сентября 1939 г.  когда немецко-фашистские армии оккупировали часть Польши,  наши войска перешли советско-польскую  границу и взяли под свою защиту Западную Белоруссию и   Украину,  отошедшие от СССР к Польше в 1920 г.  Впоследствии   они были воссоединены с Белорусской и Украинской ССР.
   Осенью 1939 г.  советские войска вступили на территорию   Прибалтики.В 1940 г.в республиках были сформированы народные   правительства, взявшие власть в свои руки. В 1940 г. Верховный Совет СССР принял в свой состав прибалтийские республики.
Граница Финляндии проходила всего в тридцати километрахот Ленинграда. Попытки правительства мирным путем, на основе   взаимных  территориальных уступок отодвинуть  границу,  не   увенчались успехом.  Возник военный конфликт,  завершившийся   12 марта 1940 г.  В Москве был подписан мирный договор. Финляндия уступала СССР весь Карельский  перешеек  с  Выборгом.   Граница от Ленинграда была отодвинута на 150 км.
    Летом  1940 г.  в состав СССР были  включены Бессарабия и   Северная  Буковина,  отторгнутые Румынией  в 1918 г. Была создана Молдавская ССР. В результате всех этих действий границы   СССР  были  отодвинуты  к Западу на 250 - 300 км,  что имело   весьма важное значение для укрепления обороны страны.  Планы   немецкого командования  использовать  эти районы в качестве   выгодных плацдармов для войны против СССР были сорваны.
   Укреплялись  позиции  СССР  и на востоке.  Заключенный в   апреле 1941 года  договор с Японией о нейтралитете,  хотя  не   являлся гарантией  ненападения с ее стороны,  но свидетельствовал об успехах советской внешней политики.  
 
 

1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

   После  нападения фашистской Германии  на СССР в советском государственном  аппарате были произведены необходимые  изменения, вызванные военными  обстоятельствами.
Органы государственной  власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны  сохранили свои полномочия. Верховный  Совет СССР, его Президиум, СНК  и наркоматы не распускались, а  продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.
     Война  наложила отпечаток на работу  властных структур, подчинив ее  потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ  Президиума Верховного Совета  СССР «О военном положении», которое  вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.
   В целях  обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.
В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.
    Деятельность  союзных наркоматов как органов  управления в связи с военным  временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.
  В июле 1941 года СНК принял Постановление  «О предоставлении Совнаркомам  республик и край(обл)исполкомам  права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.
При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.
Нужды войны  требовали создания ряда новых союзных  наркоматов. Были образованы наркоматы  по отраслям промышленности, производившим вооружение:
в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР;
с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения.
В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий - председатель Военного Совета.
Также в начале войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро).
    В  годы войны происходит расширение  прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик». В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции. Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны «в целях усиления оборонной мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский.
Наряду с централизацией управления в годы войны проявилась и другая тенденция во взаимоотношениях центральных властей с республиками. В конце января – начале февраля 1944 года состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая 1 февраля 1944 г. приняла Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководства занять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международного права. В связи с этим законом федеративные республики СССР могли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.
   Произошли  изменения в области уголовного  права. Большая ответственность  в годы войны легла на карательные  органы страны.
  В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный  Наркомат госбезопасности, а Главное  управление военной контрразведки  (СМЕРШ) передано в состав Наркомата  обороны. 
    Указ  Президиума Верховного Совета  СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов. В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР». 
 

     1.3 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

   В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.
   Все изменения  в системе управления не могли  решить задач военного времени.  Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.
   Очевидной  становилась необходимость сосредоточения  всей полноты власти в одних  руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.
    17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).
    Через  наркоматы ГКО руководил работой  государственных учреждений и  ведомств, а через Ставку Верховного  Главнокомандования осуществлял  руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.
Постановления Государственного Комитета Обороны  имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять  любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.
    В  прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
    Государственный  Комитет Обороны создавал вспомогательные  органы для усиления контроля  за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.
Претерпели изменения  в годы Великой Отечественной  войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой  Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.
24 июня 1941 г. Постановлением  СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован  Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.
На первом этапе  войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными  фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.
Партизанское  движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.
Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.