Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и принципы рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Год: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский  институт экономики, права и информатики»

                                                               Кафедра экономики и логистики 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                По дисциплине: Экономическая  теория

                     По теме: «Сущность и принципы рыночной экономики»

Выполнил  работу:
Студент 2 курса группы МЛ-21
Ерофеев Д.М. 

Проверила:
Гадеудина Е.Д.

г. Южно-Сахалинск

2009
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

1. Понятие рыночной  экономики. Условия  её возникновения  и существования.  Структура рынка…………………………………………….4

      Основные  понятия рыночной экономики…………………………………...4
        Условия возникновения и существования рыночной экономики………...8
      Структура рынка…………………………………………………………….15

2. Принципы и признаки  существования рыночной  экономики. Конкуренция…………………………………………………………………….20

2.1 Принципы  и признаки существования рыночной  экономики….............................................................................................………..20

2.2 Конкуренция  как основополагающий принцип  рыночной экономики………………………………………………………………………...23

3. Положительные и  отрицательные стороны  рыночной экономики………………………………………………………………….........25

3.1 Аргументы в пользу рыночной экономики……………………………..….25

3.2 Аргументы против рыночной экономики…………………………….........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….30
Список  используемой литературы…………………………………………..33 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  курсовой работы «Сущность и принципы рыночной экономики», всегда являлась наиболее актуальной проблемой, особенно в агропромышленном секторе экономики страны, резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают структура АПК, система управления, принципы деятельности экономической системы в целом. Радикальная либерализация экономики за последние несколько лет и неоправданно быстрый уход из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем.

     Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов  рыночной экономики.

     Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

     При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рыночной экономики. условия ее возникновения и существования, а также структуру рынка.

     Так же для изучения этого вопроса  рассмотреть: принципы и признаки существования рыночной экономики.

     Рассмотреть положительные и отрицательные  стороны рыночной экономики.

     Написание работы проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, а так же авторских лекционных курсов методом анализа изученной  литературы.

Объект: Рыночная экономика.

Предмет: Структура агропромышленного комплекса. 
1. Понятие рыночной экономики. Условия её возникновения и существования. Структура рынка

     1.1 Основные понятия рыночной экономики.

     Функционирование  современной экономики немыслимо без использования рыночных механизмов. Сам по себе рынок – понятие емкое, многоаспектное. В большинстве литературных источников он рассматривается как сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей /1, с. 47/. Это универсальный механизм, обеспечивающий подчинение интересов изготовителя интересам потребителя и одновременно более точно выявляющий общественные потребности.

     В общем виде рынок это: 1) место, где  совершаются операции по купле-продаже  товаров, т.е. торговля ими; 2) устойчивая и непрерывно повторяющаяся совокупность всех операций по купле-продаже того или иного товара.

     Создавая  сегодня высокоэффективную, противозатратную, восприимчивую к достижениям  научно-технического прогресса экономику, нельзя обойтись без рынка, который  не терпит привычной у нас убыточности  производства, низкой рентабельности хозяйствования.

     До  недавнего времени понятия плановая экономика и рыночная экономика считались несовместимыми. Сейчас эти весьма противоречивые и постоянно меняющиеся структуры предстоит соединить в систему, которая будет значительно сложнее и динамичнее, чем существовавшая до последнего времени моноструктура планового управления. Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства /12, с. 23/.

     Рыночная  экономика – это альтернатива административно-командной системе. От нее невозможно уйти, даже внедрив хозрасчет, аренду и продолжая централизованно устанавливать цены, нормативы и т.п. Практика показала, что наряду с регулированием социальных и экономических параметров из центра нужны какие-то силы саморегулирования. Они-то и являются специфической особенностью рынка. Рынок выступает не как самоцель, а как средство достижения более высоких результатов производства, обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности посредством системы рычагов регулирования экономики.

     В основе такого регулирования – переход  от вертикальных связей в экономике  к горизонтальным (между производителем и потребителем), и эти связи  должны устанавливаться между самостоятельными товаропроизводителями.

     Рынок не принадлежит ни капитализму, ни социализму, он – порождение человеческой цивилизации. Современный капиталистический рынок – рынок регулируемый. Нерегулируемого, неконтролируемого рынка в природе, в обществе нет (имеется в виду рынок, который бы успешно функционировал)/11, с. 43/.

     Как саморегулирующаяся система рынок функционирует в основном на микроуровне, т.е. на уровне конкретных соглашений, сделок, конкретного предприятия (как основного носителя рыночных отношений). Но, чтобы рынок стал таким саморегулирующимся, он должен быть урегулирован на макроуровне, в масштабах всей экономики. Для этого требуется создание благоприятной экономической среды, наличие необходимых рыночных регуляторов, создание их системы, особенно с точки зрения законодательного, юридического регулирования, регулирования с помощью банковской системы кредитно-финансовой политики, налогов, цен /7, с.201/.

     Рынок диктует свои условия жестко. Главное  действующее лицо на рынке – самостоятельный  и несущий полную экономическую  ответственность за свои действия товаропроизводитель. Если государство начинает подстраховывать товаропроизводителя, его экономическое поведение искажается и рынок исчезает /2, с. 38/.

     В то же время мировой опыт свидетельствует  о жизненности и эффективности  рыночной экономики. Рынок формирует  социально ориентированную экономику, которая гарантирует и обеспечивает достаток в обществе, должный жизненный уровень человека интересы потребителя как главной фигуры на рынке определяют содержание спроса потребителя, который постоянно изменяется, реализуя идею и механизм социальной ориентации рыночной экономики на интересы человека.

     С другой стороны, рыночный механизм не идеален, ему свойственны и отрицательные  черты: потенциальное социальное расслоение, инфляция, рост цен, жесткость конкурентной борьбы, неизбежность частично текущей и временной безработицы и некоторые другие. Однако мировой опыт свидетельствует, что эти недостатки с излишком перекрываются преимуществами /8, с. 29/.

     Кроме того, современное общество научилось  смягчать отрицательные явления  рыночной хозяйства, регулируя его посредством целого ряда рычагов государственного воздействия: цен, налогов, компенсаций, санкций и др. Можно при этом отметить, что и административно-командной системе были присущи такие отрицательные качества, как всеобщий дефицит, низкий уровень уравнительного потребления, потери свободного времени из-за стояния в очередях, снижение престижности труда и т. д. /7, с. 26/.

     Целенаправленное  и эффективное регулирование  рыночной экономики со стороны государства  и больших корпораций во многих развитых странах формирует сложный хозяйственный механизм, способный успешно выдерживать значительные испытания экономического и социального характера. Главное – овладеть этим сложным механизмом, адаптировать его применительно к конкретным условиям.

     Это непросто. На первых порах возможны трудности и неудачи, однако это не значит, что рынок неприемлем для нашей страны. Следует находить сферы, формы, механизмы, экономические рычаги освоения и регулирования рыночных отношений.

 

      1.2. Условия возникновения и существования рыночной экономики.

     В общем смысле под рынком понимается совокупность экономических отношений  в сфере обмена, посредством которых  осуществляется реализация товаров  /2, с.45/.

     Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования.

     В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка  товаров, распадающегося на рынки потребительских  и производственных товаров; рынка  имущества, в том числе средств производства; рынка рабочей силы, а также финансовых (кредитного, фондового, страхового) и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка.

     Необходимыми  условиями существования рынка являются /2, с.47/:

     наличие свободных предпринимателей;

     наличие правовой базы, регулирующей взаимоотношения  между предпринимателями;

     наличие экономической эффективности предпринимательской  деятельности.

     В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора. Первый — это внутренний механизм саморегулирования. К нему относятся спрос и предложение, цена, денежное обращение, которые регулируются соответствующими экономическими законами. Второй, не менее значительный, фактор — внешний. Речь идет о регулировании со стороны государства, являющемся характерной особенностью рыночной экономики XX столетия/2, с.37/.

     Целью государственного регулирования рынка  является обеспечение экономической  безопасности государства и защиты прав потребителей. Государственное регулирование осуществляется путем издания законов, прочих нормативных актов, касающихся обязанностей, прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательства.

     В каждый конкретный момент своего существования  рынок характеризуется конъюнктурой, которая отражает состояние экономики в зависимости от изменений предложения и спроса. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, обстановка, положение, сложившееся в конкретный момент на рынке.

     Основными показателями конъюнктуры рынка являются /10, с.105/:

     динамика  валового национального продукта;

     объем выпуска промышленной продукции  и капитального строительства;

     степень использования производственных мощностей;

     объем товарно-материальных запасов;

     динамика  цен, прибылей, процентных ставок, курса ценных бумаг;

     темпы инфляции;

     масштабы  банкротств;

     уровень занятости и процент безработных;

     состояние государственного долга;

     платежный баланс и курс валюты.

     Изучение  конъюнктуры рынка позволяет  оценить последствия, порождаемые  рыночной конъюнктурой, их влияние на экономические законы страны, выработать стратегию и тактику поведения на рынке в определенный момент времени, а на макроуровне осуществить ряд мероприятий по регулированию экономики.

     Экономические законы — это прочно установившиеся связи и взаимозависимость экономических явлений, объективная реальность, вытекающая из сущности экономики и экономических отношений /3, с.153/.

     Экономические законы, как и законы природы, имеют  объективный характер. В то же время  они отличаются от законов природы тем, что возникают и действуют только в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Таким образом, хотя экономические законы не зависят от сознания людей, они зависят от их сознательной деятельности.

     В современных условиях стихийное  действие экономических законов  дополняется элементом государственного и межгосударственного регулирования  экономики. Государство не может  отменить объективные экономические  законы, но может создавать условия  для развития этих законов через государственное регулирование.

     Все экономические законы можно разделить  на три основных типа:

     общие экономические законы, которые присущи  всем экономическим системам;

     специальные, действующие в нескольких однотипных системах;

     специфические, т.е. характерные лишь для одной экономической системы.

     Законы  рыночной экономики — это специальные  законы. К ним относятся законы предельной полезности, количества денег  в обращении, спроса и предложения  /5, с.125/.

     Одним из основополагающих экономических понятий является понятие товара. Люди производят, потребляют и обмениваются товарами. Что же такое товар? В создании любой вещи участвует сегодняшний (живой труд) и прошлый (овеществленный труд). Таким образом, любой товар — это концентрированный человеческий труд.

     Товар имеет два очень важных свойства: потребительную и меновую стоимость. Главное свойство всех товаров —  потребительная стоимость — то есть та польза, которую приносит вещь. Поэтому, например, квадратное колесо — не товар. Полезность хлеба, а значит, его потребительная стоимость, заключается в том, что его можно разрезать и употребить в пищу. Полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления товара. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора единиц товара (например, двух булок хлеба, трех рыб и т.д.). Предельная полезность равна приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара при увеличении количества приобретаемых единиц этого товара. В рыночной экономике большое значение получила теория предельной полезности товара /5, с.129/.

     Закон убывающей предельной полезности. Если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-либо товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает /3, с.78/.

     Другое  важное свойство товара заключается  в том, что его можно обменять. Соотношения, в которых обмениваются товары, называются меновой стоимостью. Если в товарах заключено одинаковое количество человеческого труда то определяет одинаковую стоимость товаров. Стоимость товара — это общественный труд, который овеществлен в товаре и на основе которого осуществляется обмен.

     Первоначально обмен одной полезной вещи на другую носил разовый, случайный характер. С развитием международной торговли выделился один признанный всеми  народами эквивалент — деньги. Деньги — это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Их потребительная стоимость заключается в том, чтобы выражать стоимость всех товаров. Деньги выполняют ряд функций, являясь одновременно мерой стоимости, средством обращения и средством накопления. Количество денег, которое должно быть уплачена при покупке товара, представляет собой его цену. С точки зрения покупателя, цена представляет собой расходы, которые он готов понести для приобретения товара. Если же рассматривать цену с позиции производителя, то она должна покрывать затраты на производство и обеспечивать получение прибыли .

     Для нормального функционирования рыночной экономики существенное значение имеет  количество денег, находящихся в  обращении.

     Закон количества денег в обращении. Количество денег в обращении должно равняться отношению суммы цен товаров к скорости оборота денежных средств /4, с.45/.

       Если количество денег в обращении  меньше этого соотношения, такая  ситуация называется дефляцией.  Дефляция проявляется в падении  уровня цен. Совокупность мероприятий, осуществляемых правительством и направленных на преодоление дефляции, заключается в том, чтобы:

     напечатать  деньги;

     ускорить  оборачиваемость;

     снизить цены;

     убрать  товар.

     Небольшие темпы дефляции выгодны потребителям, однако для экономики в целом  явление дефляции нежелательно, так как она ведет к экономическому спаду, ухудшению условий предпринимательства, стагнации и, в конце концов, к экономическому кризису.

     Если  количество денег в обращении  больше указанного соотношения, то такая  ситуация называется инфляцией. Инфляция — обесценивание бумажных денег, находящихся в обращений, т. е. падение их покупательной способности. В повседневной жизни инфляция проявляется в повышении цен на все товары и услуги. Инфляция возникает не только из-за эмиссии бумажных денег. Инфляция — сложное экономическое явление, вызываемое комплексом причин, действующих в сфере производства, денежного обращения и государственных финансов. Важнейшие из них — взвинчивание цен монополиями, чрезмерное развитие кредита, огромные непроизводительные расходы государства, покрываемые за счет систематического превышения расходов государственного бюджета над его доходами. Хронический бюджетный дефицит покрывается за счет выпуска государственных займов и банковских кредитов, предоставляемых также под обеспечение бумажными государственными обязательствами, что экономически равносильно дополнительной эмиссии бумажных денег. Возможные пути выхода /10, с.64/:

     изъять  деньги;

     замедлить скорость оборота;

     повысить  цены;

     увеличить товарную массу.

     Потребность общества в различных товарах проявляется в виде спроса.

     Спрос — это форма проявления потребности  в товаре, обеспеченная денежными  средствами. Предложение — это  вся масса предназначенных для  продажи товаров. На рынке постоянно  сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. Сбалансированность спроса и предложения является основным принципом рыночной экономики.

     Закон спроса и предложения. Если спрос  на товар превышает предложение, то цена на него поднимается, если же предложение превышает спрос, цена падает /3, с.79/.

     Ситуация, при которой спрос превышает  предложение, представляет собой дефицит  товаров. В противоположном случае, когда предложение превышает  спрос, говорят о перепроизводстве товаров. Закон спроса и предложения регулирует объем производимой продукции путем выравнивания цены, и при его действии отсутствует дефицит товаров и их перепроизводство. В таком случае говорят, что рынок находится в равновесии, а цена, при которой величина спроса равна величине предложения, называется ценой равновесия.

     Таким образом, главным свойством рыночной экономики является принцип установления цены на основе спроса и предложения.

     Рыночная  экономика — это сложная система  взаимосвязей, посредством которой  интересы потребителей и производителей товаров учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эту систему связей общество решает, что экономика должна производить, как наиболее эффективно организовать производство и каким образом следует распределять результаты общественного труда между участниками производственного процесса /9, с.77/.

 

      1.3 Структура  рынка.

     Развитие  рыночных отношений в АПК в  значительной степени определяется структурой рынка, то есть внутренним строением, расположением, соотношением его отдельных элементов. Она определяется многими факторами, среди которых важнейшими являются формы собственности и хозяйствования, количество товаропроизводителей и покупателей, типы производимой продукции, степень контроля над ценами, барьеры входа в отрасль и выхода из нее, уровень развития экономических отношений, государственная политика /11, с. 70/.

     Аграрный  рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений /9, с. 51/.

     Инфраструктура  рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании /3, с. 68/.

     Товарная  биржа – это организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на постоянной основе. Основное назначение товарных бирж заключается в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, публикации информации о ценах. Аукционом называется публичная продажа товара, при которой покупателем  становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмарка – это периодически устраиваемые встречи сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций разного рода, коммерсантов преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

     Службы  информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения товаропроизводителей. Консультативные (консалтинговые) службы осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские фирмы проводят комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью подтверждения их официально публикуемой отчетности и оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся в России на различных стадиях становления и развития /6, с. 40/.

     Рыночная  инфраструктура облегчает осуществление  товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяет производителей и потребителей в едином хозяйственном процессе /5, с. 14/.

      Рыночный  механизм АПК обеспечивает взаимосвязь  и взаимодействие агентов рынка  и включает такие элементы, как  спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство. Он содержит важнейшие элементы саморегулирования, но допускает и государственное регулирование (путем воздействия государства на спрос, предложение, цены,  конкуренцию). Каждый элемент рыночного механизма прежде всего связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рынок автоматически заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (извлечение прибыли), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

       Решающее  значение при определении экономической  эффективности производственных агропромышленных объединений наряду с показателями роста объема производства и увеличения прибыли имеет показатель улучшения использования капитальных вложений, который, в свою очередь, определяется суммой годового экономического эффекта от организации объединения, коэффициентом эффективности использования этих дополнительных капитальных вложений и сроком их окупаемости.
       Экономический эффект, получаемый в результате создания объединения, определяется как сумма  результатов каждого осуществленного мероприятия, направленного на повышение эффективности производства. Эти мероприятия связаны прежде всего с совершенствованием управления, расширением уровня концентрации и специализации профильных производств, а также с централизацией основных производственно-хозяйственных функций. Проведение их способствует увеличению объема производства продукции, снижению ее себестоимости и повышению ее качества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.