На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и принципы рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский  институт экономики, права и информатики»

                                                               Кафедра экономики и логистики 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                По дисциплине: Экономическая  теория

                     По теме: «Сущность и принципы рыночной экономики»

Выполнил  работу:
Студент 2 курса группы МЛ-21
Ерофеев Д.М. 

Проверила:
Гадеудина Е.Д.

г. Южно-Сахалинск

2009
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

1. Понятие рыночной  экономики. Условия  её возникновения  и существования.  Структура рынка…………………………………………….4

      Основные  понятия рыночной экономики…………………………………...4
        Условия возникновения и существования рыночной экономики………...8
      Структура рынка…………………………………………………………….15

2. Принципы и признаки  существования рыночной  экономики. Конкуренция…………………………………………………………………….20

2.1 Принципы  и признаки существования рыночной  экономики….............................................................................................………..20

2.2 Конкуренция  как основополагающий принцип  рыночной экономики………………………………………………………………………...23

3. Положительные и  отрицательные стороны  рыночной экономики………………………………………………………………….........25

3.1 Аргументы в пользу рыночной экономики……………………………..….25

3.2 Аргументы против рыночной экономики…………………………….........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….30
Список  используемой литературы…………………………………………..33 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  курсовой работы «Сущность и принципы рыночной экономики», всегда являлась наиболее актуальной проблемой, особенно в агропромышленном секторе экономики страны, резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают структура АПК, система управления, принципы деятельности экономической системы в целом. Радикальная либерализация экономики за последние несколько лет и неоправданно быстрый уход из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем.

     Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов  рыночной экономики.

     Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

     При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рыночной экономики. условия ее возникновения и существования, а также структуру рынка.

     Так же для изучения этого вопроса  рассмотреть: принципы и признаки существования рыночной экономики.

     Рассмотреть положительные и отрицательные  стороны рыночной экономики.

     Написание работы проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, а так же авторских лекционных курсов методом анализа изученной  литературы.

Объект: Рыночная экономика.

Предмет: Структура агропромышленного комплекса. 
1. Понятие рыночной экономики. Условия её возникновения и существования. Структура рынка

     1.1 Основные понятия рыночной экономики.

     Функционирование  современной экономики немыслимо без использования рыночных механизмов. Сам по себе рынок – понятие емкое, многоаспектное. В большинстве литературных источников он рассматривается как сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей /1, с. 47/. Это универсальный механизм, обеспечивающий подчинение интересов изготовителя интересам потребителя и одновременно более точно выявляющий общественные потребности.

     В общем виде рынок это: 1) место, где  совершаются операции по купле-продаже  товаров, т.е. торговля ими; 2) устойчивая и непрерывно повторяющаяся совокупность всех операций по купле-продаже того или иного товара.

     Создавая  сегодня высокоэффективную, противозатратную, восприимчивую к достижениям  научно-технического прогресса экономику, нельзя обойтись без рынка, который  не терпит привычной у нас убыточности  производства, низкой рентабельности хозяйствования.

     До  недавнего времени понятия плановая экономика и рыночная экономика считались несовместимыми. Сейчас эти весьма противоречивые и постоянно меняющиеся структуры предстоит соединить в систему, которая будет значительно сложнее и динамичнее, чем существовавшая до последнего времени моноструктура планового управления. Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства /12, с. 23/.

     Рыночная  экономика – это альтернатива административно-командной системе. От нее невозможно уйти, даже внедрив хозрасчет, аренду и продолжая централизованно устанавливать цены, нормативы и т.п. Практика показала, что наряду с регулированием социальных и экономических параметров из центра нужны какие-то силы саморегулирования. Они-то и являются специфической особенностью рынка. Рынок выступает не как самоцель, а как средство достижения более высоких результатов производства, обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности посредством системы рычагов регулирования экономики.

     В основе такого регулирования – переход  от вертикальных связей в экономике  к горизонтальным (между производителем и потребителем), и эти связи  должны устанавливаться между самостоятельными товаропроизводителями.

     Рынок не принадлежит ни капитализму, ни социализму, он – порождение человеческой цивилизации. Современный капиталистический рынок – рынок регулируемый. Нерегулируемого, неконтролируемого рынка в природе, в обществе нет (имеется в виду рынок, который бы успешно функционировал)/11, с. 43/.

     Как саморегулирующаяся система рынок функционирует в основном на микроуровне, т.е. на уровне конкретных соглашений, сделок, конкретного предприятия (как основного носителя рыночных отношений). Но, чтобы рынок стал таким саморегулирующимся, он должен быть урегулирован на макроуровне, в масштабах всей экономики. Для этого требуется создание благоприятной экономической среды, наличие необходимых рыночных регуляторов, создание их системы, особенно с точки зрения законодательного, юридического регулирования, регулирования с помощью банковской системы кредитно-финансовой политики, налогов, цен /7, с.201/.

     Рынок диктует свои условия жестко. Главное  действующее лицо на рынке – самостоятельный  и несущий полную экономическую  ответственность за свои действия товаропроизводитель. Если государство начинает подстраховывать товаропроизводителя, его экономическое поведение искажается и рынок исчезает /2, с. 38/.

     В то же время мировой опыт свидетельствует  о жизненности и эффективности  рыночной экономики. Рынок формирует  социально ориентированную экономику, которая гарантирует и обеспечивает достаток в обществе, должный жизненный уровень человека интересы потребителя как главной фигуры на рынке определяют содержание спроса потребителя, который постоянно изменяется, реализуя идею и механизм социальной ориентации рыночной экономики на интересы человека.

     С другой стороны, рыночный механизм не идеален, ему свойственны и отрицательные  черты: потенциальное социальное расслоение, инфляция, рост цен, жесткость конкурентной борьбы, неизбежность частично текущей и временной безработицы и некоторые другие. Однако мировой опыт свидетельствует, что эти недостатки с излишком перекрываются преимуществами /8, с. 29/.

     Кроме того, современное общество научилось  смягчать отрицательные явления  рыночной хозяйства, регулируя его посредством целого ряда рычагов государственного воздействия: цен, налогов, компенсаций, санкций и др. Можно при этом отметить, что и административно-командной системе были присущи такие отрицательные качества, как всеобщий дефицит, низкий уровень уравнительного потребления, потери свободного времени из-за стояния в очередях, снижение престижности труда и т. д. /7, с. 26/.

     Целенаправленное  и эффективное регулирование  рыночной экономики со стороны государства  и больших корпораций во многих развитых странах формирует сложный хозяйственный механизм, способный успешно выдерживать значительные испытания экономического и социального характера. Главное – овладеть этим сложным механизмом, адаптировать его применительно к конкретным условиям.

     Это непросто. На первых порах возможны трудности и неудачи, однако это не значит, что рынок неприемлем для нашей страны. Следует находить сферы, формы, механизмы, экономические рычаги освоения и регулирования рыночных отношений.

 

      1.2. Условия возникновения и существования рыночной экономики.

     В общем смысле под рынком понимается совокупность экономических отношений  в сфере обмена, посредством которых  осуществляется реализация товаров  /2, с.45/.

     Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования.

     В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка  товаров, распадающегося на рынки потребительских  и производственных товаров; рынка  имущества, в том числе средств производства; рынка рабочей силы, а также финансовых (кредитного, фондового, страхового) и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка.

     Необходимыми  условиями существования рынка являются /2, с.47/:

     наличие свободных предпринимателей;

     наличие правовой базы, регулирующей взаимоотношения  между предпринимателями;

     наличие экономической эффективности предпринимательской  деятельности.

     В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора. Первый — это внутренний механизм саморегулирования. К нему относятся спрос и предложение, цена, денежное обращение, которые регулируются соответствующими экономическими законами. Второй, не менее значительный, фактор — внешний. Речь идет о регулировании со стороны государства, являющемся характерной особенностью рыночной экономики XX столетия/2, с.37/.

     Целью государственного регулирования рынка  является обеспечение экономической  безопасности государства и защиты прав потребителей. Государственное регулирование осуществляется путем издания законов, прочих нормативных актов, касающихся обязанностей, прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательства.

     В каждый конкретный момент своего существования  рынок характеризуется конъюнктурой, которая отражает состояние экономики в зависимости от изменений предложения и спроса. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, обстановка, положение, сложившееся в конкретный момент на рынке.

     Основными показателями конъюнктуры рынка являются /10, с.105/:

     динамика  валового национального продукта;

     объем выпуска промышленной продукции  и капитального строительства;

     степень использования производственных мощностей;

     объем товарно-материальных запасов;

     динамика  цен, прибылей, процентных ставок, курса ценных бумаг;

     темпы инфляции;

     масштабы  банкротств;

     уровень занятости и процент безработных;

     состояние государственного долга;

     платежный баланс и курс валюты.

     Изучение  конъюнктуры рынка позволяет  оценить последствия, порождаемые  рыночной конъюнктурой, их влияние на экономические законы страны, выработать стратегию и тактику поведения на рынке в определенный момент времени, а на макроуровне осуществить ряд мероприятий по регулированию экономики.

     Экономические законы — это прочно установившиеся связи и взаимозависимость экономических явлений, объективная реальность, вытекающая из сущности экономики и экономических отношений /3, с.153/.

     Экономические законы, как и законы природы, имеют  объективный характер. В то же время  они отличаются от законов природы тем, что возникают и действуют только в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Таким образом, хотя экономические законы не зависят от сознания людей, они зависят от их сознательной деятельности.

     В современных условиях стихийное  действие экономических законов  дополняется элементом государственного и межгосударственного регулирования  экономики. Государство не может  отменить объективные экономические  законы, но может создавать условия  для развития этих законов через государственное регулирование.

     Все экономические законы можно разделить  на три основных типа:

     общие экономические законы, которые присущи  всем экономическим системам;

     специальные, действующие в нескольких однотипных системах;

     специфические, т.е. характерные лишь для одной экономической системы.

     Законы  рыночной экономики — это специальные  законы. К ним относятся законы предельной полезности, количества денег  в обращении, спроса и предложения  /5, с.125/.

     Одним из основополагающих экономических понятий является понятие товара. Люди производят, потребляют и обмениваются товарами. Что же такое товар? В создании любой вещи участвует сегодняшний (живой труд) и прошлый (овеществленный труд). Таким образом, любой товар — это концентрированный человеческий труд.

     Товар имеет два очень важных свойства: потребительную и меновую стоимость. Главное свойство всех товаров —  потребительная стоимость — то есть та польза, которую приносит вещь. Поэтому, например, квадратное колесо — не товар. Полезность хлеба, а значит, его потребительная стоимость, заключается в том, что его можно разрезать и употребить в пищу. Полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления товара. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора единиц товара (например, двух булок хлеба, трех рыб и т.д.). Предельная полезность равна приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара при увеличении количества приобретаемых единиц этого товара. В рыночной экономике большое значение получила теория предельной полезности товара /5, с.129/.

     Закон убывающей предельной полезности. Если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-либо товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает /3, с.78/.

     Другое  важное свойство товара заключается  в том, что его можно обменять. Соотношения, в которых обмениваются товары, называются меновой стоимостью. Если в товарах заключено одинаковое количество человеческого труда то определяет одинаковую стоимость товаров. Стоимость товара — это общественный труд, который овеществлен в товаре и на основе которого осуществляется обмен.

     Первоначально обмен одной полезной вещи на другую носил разовый, случайный характер. С развитием международной торговли выделился один признанный всеми  народами эквивалент — деньги. Деньги — это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Их потребительная стоимость заключается в том, чтобы выражать стоимость всех товаров. Деньги выполняют ряд функций, являясь одновременно мерой стоимости, средством обращения и средством накопления. Количество денег, которое должно быть уплачена при покупке товара, представляет собой его цену. С точки зрения покупателя, цена представляет собой расходы, которые он готов понести для приобретения товара. Если же рассматривать цену с позиции производителя, то она должна покрывать затраты на производство и обеспечивать получение прибыли .

     Для нормального функционирования рыночной экономики существенное значение имеет  количество денег, находящихся в  обращении.

     Закон количества денег в обращении. Количество денег в обращении должно равняться отношению суммы цен товаров к скорости оборота денежных средств /4, с.45/.

       Если количество денег в обращении  меньше этого соотношения, такая  ситуация называется дефляцией.  Дефляция проявляется в падении  уровня цен. Совокупность мероприятий, осуществляемых правительством и направленных на преодоление дефляции, заключается в том, чтобы:

     напечатать  деньги;

     ускорить  оборачиваемость;

     снизить цены;

     убрать  товар.

     Небольшие темпы дефляции выгодны потребителям, однако для экономики в целом  явление дефляции нежелательно, так как она ведет к экономическому спаду, ухудшению условий предпринимательства, стагнации и, в конце концов, к экономическому кризису.

     Если  количество денег в обращении  больше указанного соотношения, то такая  ситуация называется инфляцией. Инфляция — обесценивание бумажных денег, находящихся в обращений, т. е. падение их покупательной способности. В повседневной жизни инфляция проявляется в повышении цен на все товары и услуги. Инфляция возникает не только из-за эмиссии бумажных денег. Инфляция — сложное экономическое явление, вызываемое комплексом причин, действующих в сфере производства, денежного обращения и государственных финансов. Важнейшие из них — взвинчивание цен монополиями, чрезмерное развитие кредита, огромные непроизводительные расходы государства, покрываемые за счет систематического превышения расходов государственного бюджета над его доходами. Хронический бюджетный дефицит покрывается за счет выпуска государственных займов и банковских кредитов, предоставляемых также под обеспечение бумажными государственными обязательствами, что экономически равносильно дополнительной эмиссии бумажных денег. Возможные пути выхода /10, с.64/:

     изъять  деньги;

     замедлить скорость оборота;

     повысить  цены;

     увеличить товарную массу.

     Потребность общества в различных товарах проявляется в виде спроса.

     Спрос — это форма проявления потребности  в товаре, обеспеченная денежными  средствами. Предложение — это  вся масса предназначенных для  продажи товаров. На рынке постоянно  сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. Сбалансированность спроса и предложения является основным принципом рыночной экономики.

     Закон спроса и предложения. Если спрос  на товар превышает предложение, то цена на него поднимается, если же предложение превышает спрос, цена падает /3, с.79/.

     Ситуация, при которой спрос превышает  предложение, представляет собой дефицит  товаров. В противоположном случае, когда предложение превышает  спрос, говорят о перепроизводстве товаров. Закон спроса и предложения регулирует объем производимой продукции путем выравнивания цены, и при его действии отсутствует дефицит товаров и их перепроизводство. В таком случае говорят, что рынок находится в равновесии, а цена, при которой величина спроса равна величине предложения, называется ценой равновесия.

     Таким образом, главным свойством рыночной экономики является принцип установления цены на основе спроса и предложения.

     Рыночная  экономика — это сложная система  взаимосвязей, посредством которой  интересы потребителей и производителей товаров учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эту систему связей общество решает, что экономика должна производить, как наиболее эффективно организовать производство и каким образом следует распределять результаты общественного труда между участниками производственного процесса /9, с.77/.

 

      1.3 Структура  рынка.

     Развитие  рыночных отношений в АПК в  значительной степени определяется структурой рынка, то есть внутренним строением, расположением, соотношением его отдельных элементов. Она определяется многими факторами, среди которых важнейшими являются формы собственности и хозяйствования, количество товаропроизводителей и покупателей, типы производимой продукции, степень контроля над ценами, барьеры входа в отрасль и выхода из нее, уровень развития экономических отношений, государственная политика /11, с. 70/.

     Аграрный  рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений /9, с. 51/.

     Инфраструктура  рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании /3, с. 68/.

     Товарная  биржа – это организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на постоянной основе. Основное назначение товарных бирж заключается в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, публикации информации о ценах. Аукционом называется публичная продажа товара, при которой покупателем  становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмарка – это периодически устраиваемые встречи сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций разного рода, коммерсантов преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

     Службы  информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения товаропроизводителей. Консультативные (консалтинговые) службы осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские фирмы проводят комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью подтверждения их официально публикуемой отчетности и оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся в России на различных стадиях становления и развития /6, с. 40/.

     Рыночная  инфраструктура облегчает осуществление  товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяет производителей и потребителей в едином хозяйственном процессе /5, с. 14/.

      Рыночный  механизм АПК обеспечивает взаимосвязь  и взаимодействие агентов рынка  и включает такие элементы, как  спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство. Он содержит важнейшие элементы саморегулирования, но допускает и государственное регулирование (путем воздействия государства на спрос, предложение, цены,  конкуренцию). Каждый элемент рыночного механизма прежде всего связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рынок автоматически заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (извлечение прибыли), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

       Решающее  значение при определении экономической  эффективности производственных агропромышленных объединений наряду с показателями роста объема производства и увеличения прибыли имеет показатель улучшения использования капитальных вложений, который, в свою очередь, определяется суммой годового экономического эффекта от организации объединения, коэффициентом эффективности использования этих дополнительных капитальных вложений и сроком их окупаемости.
       Экономический эффект, получаемый в результате создания объединения, определяется как сумма  результатов каждого осуществленного мероприятия, направленного на повышение эффективности производства. Эти мероприятия связаны прежде всего с совершенствованием управления, расширением уровня концентрации и специализации профильных производств, а также с централизацией основных производственно-хозяйственных функций. Проведение их способствует увеличению объема производства продукции, снижению ее себестоимости и повышению ее качества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.