На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Проблемы пубертатного периода и психосоциального созревания. Модель здоровья подростка. Биологическое, психическое и социальное развитие подростков. Понятие о физиологической зрелости. Факты о репродуктивном здоровье и сексуальном поведении подростков.

Информация:

Тип работы: доклад. Предмет: Медицина. Добавлен: 01.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Казахский медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Кафедра: последипломной подготовки врачей общей практики

Доклад на тему:
Подростковая медицина


Проверила:
Выполнила: врач-интерн 734 гр.
Сорокина Зоя
Алматы 2009

Введение в подростковую медицину

Подростковая медицина, или гебиатрия, гебология (последние названия -- ещё не устоявшиеся) -- это раздел медицины, изучающий особенности организма подростков, процессы полового созревания, взросления, роста и развития организма подростка, а также специфические заболевания, характерные для подросткового периода жизни.

Объект подростковой медицины

В словаре Владимира Даля подростками называли «детей на подросте», что соответствовало возрасту 14-15 лет. Малая Советская энциклопедия (1930) трактовала подростков как несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет и только в рамках советского трудового права. В последующие годы отечественное здравоохранение считало подростками лиц в возрасте 15-17 лет.
В современной России подростками признают лиц в возрасте от 10 до 18 лет (Минздрав РФ, 2001). При этом в нормативных документах чаще упоминаются «дети подросткового возраста». Основанием для этого служит Конвенция ООН о правах ребенка, которая считает детьми всех лиц от рождения до 18 лет. Этот взгляд оправдан с точки зрения юридической и социальной защиты подрастающего поколения, но не в полной мере отражает задачи охраны здоровья подростков.
С позиции организатора здравоохранения ребенок должен наблюдаться в детской поликлинике. При этом лечащим врачом молодой семьи, в которой мужу исполняется 18 лет, жене -- 17 лет и уже есть ребенок, может быть только участковый педиатр.
Применение в здравоохранении понятия «дети подросткового возраста» таит определенную опасность. Такой подход фактически отрицает объективное существование подростков как четко очерченной возрастной группы населения со своими специфическими биологическими, медицинскими и социальными особенностями и потребностями.
Даже специалисты, работающие с подростками, представляют их по-разному. Вот некоторые мнения специалистов:
· Подросток -- это взрослеющий ребенок, сталкивающийся с изменениями в своем организме, конфликтующий с обществом и родителями.
· Подросток -- это еще не взрослый человек, но по взглядам на жизнь уже и не ребенок.
· Подросток -- это человек в большими амбициями и минимальным жизненным опытом, стремящийся к самоутверждению.
· Подросток -- ребенок, все время находящийся в состоянии выбора между детством и взрослой жизнью.
· Подросток -- это личность, которая экспериментирует с жизнью для поиска новых ощущений и приобретает опыт.
· Подросток -- это человек с новым мироощущением и осознанием себя на пороге открытий.
· Подросток -- это личность, которая формируется под действием окружающей его среды. Он максималист, воспринимает жизнь такой, какая она есть. И нельзя его бросать в открытое море без поддержки.
· Подросток -- это человек, находящийся на перекрестке дорог жизни.
· Подростковый период -- это скачок от детства к взрослой жизни.
Вместе с тем, международные эксперты на совещании ВОЗ еще в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:
· завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
· психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;
· происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной независимости.
При таком подходе подростковый возраст включает два чрезвычайно важных периода -- пубертатный: от начала появления вторичных половых признаков до обретения способности к эффективному выполнению репродуктивной функции; а также этап социального созревания, когда человек избирает профессию и овладевает ею.
Опираясь на изложенные научные принципы, комитет экспертов ВОЗ в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет, что и принято сейчас почти во всем мире. ООН рассматривает подрастающее поколение в нескольких аспектах:
· Подростки -- это лица в возрасте от 10 до 19 лет. Понятие включает ранний, средний и старший подростковый возраст.
· Молодые люди -- люди в возрасте от 10 до 24 лет.
· Юные -- люди в возрасте от 15 до 24 лет.
В целом, с точки зрения международных экспертов, подросток -- это человек, который уже не ребенок, но еще не взрослый. Это предъявляет особые специфические требования к системе охраны здоровья этой категории населения.
Если нижняя граница подросткового возраста определяется в значительной степени биологическими факторами (появление вторичных половых признаков), то верхняя целиком зависит от нормативов социальной зрелости, принятых в том или ином обществе.
Отметим наиболее типичные из них:
· обязательность определенного образовательного уровня, завершение образования,
· самостоятельный заработок, способность работать, трудовое законодательство,
· вступление в брак, отношение к половой жизни, создание семьи,
· принятие гражданской ответственности,
· социальная компетентность,
· возраст избирательного права,
· доступ к определенным службам без ведома родителей,
· право участия в определенных общественных программах.
Календарный возраст как критерий взрослости, хотя и считается важным, но не является определяющим. Переход в статус взрослого человека зависит от типа родительства, от половых и поведенческих факторов, от того, к какой социальной группе принадлежит данная семья (Щеглова С. Н., 2000).
Принципиально важно для организации медицинской помощи, особенно для организации профилактических мероприятий у подростков, что критерии взрослости, предлагаемые обществом и самими молодыми людьми, расходятся.
Важно, что очень редко критерием взрослости подростки считают необходимость внутренних психологических изменений или ответственных самостоятельных поступков.
С точки зрения подростка основанием почувствовать себя взрослым служат следующие события:
· получение паспорта;
· сексуальный дебют;
· употребление алкоголя, курение, наркотиков: «Когда впервые упился в стельку»;
· девиантные действия, трагические события с переосмыслением отношения к ним;
· появление нового типа обращения: вместо «мальчик» -- «юноша», вместо «девочка» -- «девушка»;
· когда впервые обратились на «Вы»;
· уход из дома с началом самостоятельной жизни (даже при сохранении финансовой поддержки родителей);
· изменение взаимоотношения с родителями: удачная попытка противостояния диктату родителей, отмена опеки.
Отсутствие в обществе четких критериев взрослости серьезно затрудняет регулирование стремления подростков к «взрослому» поведению. Введение в медицинскую практику термина «ребенок подросткового возраста» фактически перечеркнуло существование переходного периода между детством и взрослым периодом жизни (период социализации, формирования морали, нравственности и ответственности). Такой непродуманный подход узаконивает инфантильность молодых людей.
Все это приводит к серьезным противоречиям и парадоксам:
· подростки могут быть родителями биологически, но не готовы к этому в силу социальной и психологической незрелости;
· они испытывают и проявляют социальную независимость от родителей и остаются при этом в абсолютной финансовой зависимости от них.
Разве можно от ребенка 17 лет 11 месяцев и 29 дней от роду требовать, чтобы через два дня он прибрел все навыки зрелого мужчины в армии? Не в этом ли одна из причин дедовщины?
В настоящее время в России отсутствуют подготовленные культурной традицией обряды инициации детей, когда-то облегчавшие их вхождение в мир взрослых. Сегодня обряд инициации заменяют первая рюмка, первая сигарета, сексуальный дебют.
Длительность взросления в современном обществе определяется двумя предпосылками: во-первых, фазой юности, причем она тем продолжительнее, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым (более квалифицированный труд). Во-вторых, -- способностью общества и государства нести большие затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить, воспитывать и обучать целое поколение будущих граждан страны. Так в США подростками считают лиц до 21 года.
До второй половины ХХ века преобладала потребность в неквалифицированном труде, и молодежь рано становилась взрослой. Фактически пубертатный период и окончание социализации протекали и завершались одновременно.
Сегодня технический прогресс и стремительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей, а следовательно и периода взросления.
С одной стороны, нормативное удлинение периода взросления отражает заботу общества о формировании более полноценного человеческого потенциала, что следует рассматривать как благоприятный фактор. С другой стороны, удлинение периода взросления и соответственно «периода бесправия» создает явные предпосылки к нарастанию психосоциальной дезадаптации молодых людей, асоциальных, рискованных форм их поведения, а также для ряда сексуальных проблем.
Предмет подростковой медицины
Содержание медицинского обеспечения подростков определяется двумя основными компонентами подросткового возраста: наличием пубертатного и психосоциального созревания (Медведев В. П., Куликов А. М., 2001).
Проблемы пубертатного периода
· Развитие (физическое, половое, психосексуальное, психосоциальное);
· Анатомо-физиологические особенности;
· Особенности течения заболеваний.
Проблемы психосоциального созревания:
· Подготовка к трудовой деятельности и службе в армии;
· Широкий спектр клинико-экспертных вопросов;
· Саморазрушающие формы поведения;
· Психосоциальная дезадаптация;
· Отделение от семьи и семейная дисгармония;
· Медицинские аспекты социально-правовой помощи;
· Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение, подготовка к ответственному родительскому поведению и созданию семьи;
· Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Модель здоровья подростка
В обобщенном виде все факторы, обеспечивающие соматическое, психическое и репродуктивное здоровье и влияющие на него, можно представить в виде модели, которую мы назвали «Цветком здоровья подростков».
Здоровый подросток -- это геометрически правильный красивый «цветок», имеющий пропорциональность и гармоничность лепестков биологического развития и в соответствии с этим -- полноценное соматическое, психическое и репродуктивное здоровье. Красоту «цветка» определяют все перечисленные факторы: наследственность, семья, отношение общества к проблемам молодого поколения, внешняя среда, а также функции гипоталамуса и состояние позвоночника.
Лимбико-ретикулярный комплекс и конкретно гипоталамус представляется стержнем и структурой, отвечающей за интеграцию всех видов биологического развития и здоровья в пубертатном периоде. Именно он ответствен за оптимальное функционирование единой психонейроэндокринноиммунной системы. Важнейший фактор, определяющий состояние гипоталамуса -- это особенности течения беременности и родов у матери подростка. На рисунке он изображен в виде стебля цветка (состояние позвоночного столба, мышечного тонуса и соединительнотканного каркаса). Клиническим эквивалентом врожденной неполноценности соединительной ткани, а также перинатальных повреждений гипоталамических структур могут выступать вегетативная дисфункция с широкими клиническими проявлениями и дисплазия соединительной ткани, которые служат фоном для отклонений в биологическом созревании, соматическом и репродуктивном здоровье.
Для полноценного развития подростков также необходимы: положительная реализация роли родителей -- семьи и наследственности, а также факторов внешней среды, включая социально-психологические и социальные.
Сделаем важный вывод: сохранение и восстановление здоровья подростков -- это комплексная проблема, которая зависит от усилий многих специалистов, при координирующей роли педиатра, подросткового или семейного врача.
Цели и задачи подростковой медицины. Сегодня есть все основания утверждать, что, несмотря на все сложности, подростковая медицина уже сформировалась как научная и интегральная клиническая дисциплина. Она располагается между педиатрией и медициной для взрослых, имея существенную специфику. Учитывая социальную значимость здоровья молодежи, подростковая медицина должна базироваться на тесном межсекторальном сотрудничестве.
Цель подростковой медицины -- охрана и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности подростков для последующей оптимальной реализации их сил и возможностей в созидательной деятельности общества.
Основные задачи подростковой медицины
· направление общества на создание условий для реализации индивидуальной генетически детерминированной программы развития подростка,
· разработка теории здоровья и пубертатного созревания подростка с учетом как биологических, так и социальных факторов;
· поиск методик анализа здоровья индивидуума и анализа здоровья подростковой популяции,
· комплексный подход к охране соматического, психического и репродуктивного здоровья,
· обеспечение гармоничного пубертатного созревания,
· медицинское обеспечение в системе формирования полноценного члена общества с учетом требований производительного и оборонного потенциала,
· воспитание и закрепление медико-гигиенических навыков здорового образа жизни (профилактическая направленность),
· осознание подростком личной ответственности за свое здоровье,
· подготовка и повышение квалификации медицинских специалистов, участвующих в охране здоровья подростков.
· разработка и совершенствование форм медицинской помощи подросткам и учащейся молодежи, обеспечивающих оптимальную реализацию поставленных задач
· разработка методологии подростковой медицины.
Область интересов подростковой медицины быстро растет. Ее ближайшее будущее зависит от качества научных разработок и программ обучения. Развитие этой дисциплины в нашей стране, особенно в настоящее столь неблагополучное время, имеет колоссальное гуманное и социальное значение, позволяя обеспечить радикальное улучшение состояния здоровья наиболее перспективной когорты населения.
Генеральный директор ВОЗ Гру Харлем Брундтланд несколько лет назад (2002) призывала медицинское сообщество: «Перестаньте смотреть на подростков как на проблему. Поймите, что за ними будущее. Участвуйте в инициативах молодежи по улучшению здоровья и вовлекайте ее в наши инициативы».

Биологическое, психическое и социальное развитие подростков

Общие закономерности роста и развития подростков
Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста и развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходит бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим -- и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. Окончательно определяются индивидуальные типологические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков полового диморфизма. К 15-17 годам тело подростка практически не отличается от тела взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, и становлением сексуальности.
В то же время уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности и составляют основу специфики консультирования молодежи. Они также помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и в рискованных для здоровья формах.
Возрастная динамика процессов развития подростка и их взаимоотношения показаны на рисунке.

Понятие о физиологической зрелости

Важная особенность пубертатного периода -- возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено разными темпами полового созревания каждого подростка. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте в 14 лет, часть учеников будет иметь реальный биологический возраст, то есть физиологическую зрелость, соответствующую 10 годам, часть -- 14, а часть -- 16-18 годам.

Особенности соматического здоровья у подростков определяются двумя основными процессами, происходящими в этом возрасте. Это пубертатная перестройка регуляторных структур, обеспечивающая физическое, половое и психосексуальное развитие с одной стороны и вступающее в завершающую фазу психосоциальное развитие, с другой.
По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002) в структуре соматической заболеваемости детей в возрасте 15-17 лет за 10 лет произошли изменения: отмечен рост болезней эндокринной системы, новообразований, инфекционных и паразитарных заболеваний, заболеваний мочеполовой системы.

Структура заболеваний подростков характеризуется наличием:

· нозологических форм, общих для всех возрастных групп (например, анемия, пневмония);

· заболеваний, специфичных для пубертата (например, синдром Жильбера, остеохондропатии, гипоталамический синдром периода полового созревания, гиперплазия щитовидной железы);

· типичных для периода социализации «болезней поведения» -- высокий травматизм; заболевания, передаваемые половым путем; алкоголизм, наркомания и пр.;

· отсутствующих или крайне редких болезней (например, гипертоническая болезнь, ИБС).

Заболеваемость подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. Пубертатный период проявляет уникальные свойства. Он выступает в виде естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями психосоциальной адаптации.
В это время формируются многочисленные транзиторные функциональные расстройства и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиэктазий и пр.). Появляются и новые, типичные для периода полового созревания функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей к пубертатной психонейроэндокринноиммунной дезадаптации. Следствием этого можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над органическими.
По большинству нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является максимальной. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.
Таблица 1 - Заболеваемость детей, подростков и взрослых (Санкт-Петербург, 2000)
Классы заболеваний
Дети
Подростки
Взрослые
Всего
2028,1
2561,4
1291,7
Максимальная заболеваемость у детей
Болезни органов дыхания
1064,7
725,4
229,5


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.