На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Способности человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Министерство  образования Пермского края
ФГОУ СПО  «Пермский профессионально-педагогический колледж» 
 
 
 
 

Тема:
Способности человека. 
 
 
 

Выполнил: Зорин  С.С.
Студент группы №220з
Специальность:
050501 «профессиональное
 Обучение»
Форма обучения: заочная
Руководитель: Жукова О.В. 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011
 Введение
1.      Определение  способностей.
2.      Виды способностей.
3.      Структура способностей.
4.      Уровни  способностей.
5.      Талант.
6.      Задатки и способности.
7.      Склонности.
8.      Концепции способностей.
          Заключение.
        Сноски.
Библиография.
    
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:
Тема способностей, которую я выбрал, актуальна в  наши дни. Проблема
способностей постоянно  ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам   господствующих   слоев   капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его  самонаблюдениях или
переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Определение способностей:
Когда говорят о  способностях человека, то имеют в  виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические   усилия)   способный   человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом  соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет  различные
требования к психическим  и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность  нельзя свести к одному какому-либо   свойству
(хорошее   цветоразличение,   чувство пропорции, музыкальный  слух и т. п.).
Она всегда синтез свойств  человеческой личности.
Таким образом, способность  можно определить как синтез  свойств
человеческой личности,  отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней1.
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более
способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями   называются   такие   психические  качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и
развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными  и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний2.
В отличие от характера  и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.
Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию
"способность":
     Способности — это совокупность таких свойств личности, которые
определяют  успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования  в
ней3.
А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":
     Способности  — это такие психологические  особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
По отношению к  навыкам, умениям и знаниям способности   человека   выступают как   некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки
понадобятся и закрепятся, и т. д.
Способности — это  возможность, а необходимый уровень  мастерства в том
или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное   обучение, настойчивость,   проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология,  отрицая  тождество  способностей  и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.   Только   в   процессе специального обучения  рисунку  и живописи  может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в  динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право  говорить о способностях.
Итак,    способности    —    это    индивидуально-психологические
особенности   личности,   являющиеся условиями  успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие   различия   в   динамике   овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 

Виды  способностей:
Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядом расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств.
Различие между  характером и способностями —  в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у  него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более
сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные   способности   становятся   актуальными способностями,  
не  только  проявляющимися,   но и формирующимися в этой деятельности5.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием,   соответственно предъявляют   различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной
координации, эмоциональной  уравновешенности, богатства воображения,
распределения внимания, более развитого словесно-логического  мышления и т.д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство  видов
квалифицированного  труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями   к   личности, нашло   отражение   в классификации способностей человека.
Наиболее общей  классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Все способности  человека как психические явления  могут быть разделены на
четыре группы.
Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

    
Под общими способностями  понимается такая система индивидуально-волевых свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов
деятельности. Общие  способности есть следствие как  богатого природного
дарования, так и  всестороннего развития личности.
Под специальными способностями  понимают такую систему свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
     Элементарные  общие способности, присущие всем  людям, хотя и в разной
степени их выраженности, — это основные формы психического отражения:
способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать  и
осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое— и даже может стать соответствующим навыком.
     Специальные   элементарные  способности  —   это способности,  присущие
уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность
каких-то качественных сторон психических процессов.
Глазомер — это  способность с различной точностью  воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.
Музыкальный слух —  это определенное качество слухового  восприятия,
проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному
воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов  музыкальных способностей.  Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
     Общие  сложные способности — это  способности к общечеловеческим  видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
     Специальные  сложные способности присущи  уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью6.
О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом  выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.
Практически судить о способностях учащегося можно  по совокупности таких
показателей, как  скорость продвижения учащегося  в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.
Изучая профессиональные  способности  учащегося, преподаватель  должен
выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты  такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность,    настойчивость, выдержка, самокритичность,   самоконтроль,   которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во- вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.
Идея "каждый человек  способен ко всему" неверна. Правильно  утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.
     Неспособность  к определенному виду трудовой  деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура способностей:
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает
человек, предъявляет  высокие требования к его психологическим  качествам
(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой   сфере,   сенсомоторике).
Этим требованиям  не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство  может обеспечить  высокую  продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.
Способности представляют собой совокупность психических  качеств, имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает  как
способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной
деятельности и  является различной для разных видов  деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного    процесса,     гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов
памяти, чувство языка, богатую фантазию,   глубокий  интерес  к  психологии
людей, потребность  в самовыражении и др. Специфический  характер имеет
строение музыкальных,  педагогических,  конструкторских, медицинских
способностей и  многих других.
Среди свойств и  особенностей личности, образующих структуру  конкретных
способностей, некоторые  занимают ведущее положение, некоторые  — 
вспомогательное. Так, в структуре    педагогических   способностей
ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним,   потребность   в
передаче   знаний,   комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся:
артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что  и ведущие, и вспомогательные компоненты   педагогических   способностей   образуют единство, обеспечивающее   успешность   обучения   и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни  способностей:
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют    два    уровня развития    способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся  на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное8.
     Сочетание  выдающихся способностей, обусловливающих  особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к   творческой   деятельности.   В   области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.
     Высшая    ступень    талантливости    называется гениальностью. Гениями
считают тех, кто  создает что-то принципиально новое  в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.
Наша Родина имела  и имеет много талантливых  писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.
Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского  ученого  М.   В.   Ломоносова, проявившего исключительные  способности  в  области  математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.
Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны  с его склонностями.
Поэтому интерес  к какому-нибудь занятию, увлечение  им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.
Способности проявляются  не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе9.
Талант:
Высшую ступень  развития способностей называют талантом. Талант — это
сочетание способностей, дающее человеку   возможность  успешно,
самостоятельно   и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую
деятельность.
Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность
приобретения высокого мастерства и значительных успехов  в творчестве. В
конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.
Вот почему нельзя ставить  знак равенства между талантом как  потенциальной возможностью  создания значительных ценностей в науке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. История общественных формаций, основанных на эксплуатации человека человеком, свидетельствует о том, что бесчисленное множество дарований не развивалось из-за отсутствия социально-экономических условий,
необходимых для их формирования. Капиталистическое общество (точно так же, как до него феодальное и рабовладельческое) закрывает пути для развития талантов у подавляющего большинства представителей угнетенных классов.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие  дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством.   В   период   войн   бурно   развиваются полководческие таланты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т. д.
Талант — это  сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая,
изолированная способность  не может быть аналогом таланта, даже если она
достигла очень  высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют   обследования    людей,    обладавших
феноменальной памятью. Между тем именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память — важная способность,  отвечающая  требованиям  многих  видов деятельности.
Число замечательных  писателей, художников, композиторов, политических
деятелей, обладавших редкой памятью,   весьма  велико:   А.С. Пушкин,   А.Н.
Толстой, И.И. Левитан,  Н.Н. Ге,  С.В. Рахманинов,   М.А. Балакирев, А.В.
Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и  талантливых,   которые   не   обладали   сколько- нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т. е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.
Талант настолько  сложное сочетание психических  качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.