На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Антимонопольное регулирование экономики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Воронежский Государственный  Аграрный университет  имени им. Петра  I «
Кафедра Экономической теории и мировой экономики 

Контрольная работа по экономической  теории 

на тему:
«Антимонопольное  регулирование экономики»
                Выполнила: студентка  БФ-1-9
                                              Шаталова Л.С 
 

Воронеж 2011 

 


План
1
Антимонопольное регулирование  в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное  управление рынками имущественных  объектов собственности
5. Государственная  поддержка конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы 
 

Антимонопольное регулирование  в рыночной экономике
Введение
Во всех странах  в любых социально-экономических  системах государственное управление составляет неотъемлемую часть процесса управления экономикой. Государству  принадлежит определяющая роль в  управлении экономическими объектами, относящимися к государственной  собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию этих объектов, их использование  для выполнения государственных  функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет  формированием и расходованием  бюджета страны и регионов, движением  государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального  управления, способствует решению задач  научно-технического развития.
Не остаются вне  влияния государства и рыночные процессы, для регулирования которых  государство использует правовые, организационные, экономические механизмы, институты и инструменты. Программно-целевое планирование и управление также попадает в сферу государственного воздействия.
В современной науке  и практике во многом преодолена концепция  невмешательства государства в  рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы»  рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
1. Конкурентный и  монопольный рынки
Рыночная экономика  способна эффективно функционировать  только в условиях наличия конкуренции  между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к  продаже свои товары. В более широком  плане конкуренция распространяется на соперничающие в борьбе за покупателей, за сбыт товаров на рынке целыми отраслями, регионами, странами. Конкуренция представляет самый сильный способ возбуждения субъектов хозяйственной деятельности. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен. Строго говоря, вне конкуренции подлинно рыночная экономика не способна существовать, рынок вырождается как таковой, если на нем разные продавцы не обладают возможностью выставить на продажу близкие по виду товары.
Согласно общепринятому  определению конкуренция есть состязание, соперничество между разными  производителями или продавцами, а в общем случае — между  любыми субъектами, агентами экономической  деятельности в борьбе за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи  или покупки товаров и услуг  на рынках с целью получения более  высоких доходов, прибыли, других выгод.
Теория конкуренции  и представления о ее роли в  регулировании рыночных цен и  рыночных отношений зародились несколько  сот лет тому назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит впервые высказал утверждение  о ключевой роли конкуренции как  механизма автоматического регулирования  цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая  заставляет рыночных продавцов устанавливать  цены на товары в соответствии с  уровнем спроса на них со стороны  покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную  под названием равновесной цены.
В дальнейшем представление  о конкуренции значительно расширилось  и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между  собой продавцов однородного  товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две  его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При  этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие первые исследователи конкуренции имели в виду в большей мере совершенную конкуренцию, тогда как несовершенная конкуренция стала объектом последующих исследований, в итоге возникло представление о многих разновидностях конкуренции.
Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:
наличие на рынке  столь большого количества конкурирующих  продавцов однородного товара и  его покупателей, что ни один из продавцов  не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так  как они могут приобрести тот  же товар у других продавцов;
свободный вход на рынок  и выход из него продавцов и  покупателей (отсутствие ограничений  для проникновения на рынок и  уход с него);
отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;
доступность для  каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении  товара.
Идеальный рынок, соответствующий  указанным условиям, представляет своеобразный эталон, мысленную конструкцию, так  что совершенную конкуренцию  можно считать абстрактной моделью, к которой в той или иной степени способен приближаться реальный рынок.
Несовершенная конкуренция, как явствует из ее названия, представляет вид конкурентной борьбы в условиях, заметно отличающихся от тех, которые  характеризуют совершенную, чистую, идеальную конкуренцию. Несовершенная  конкуренция разделяется на несколько  разновидностей, отражающих в основном степень монополизации рынка, определяемую количеством конкурирующих продавцов  близких по типу товаров.
Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к  совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него. Основное отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференцировании товаров, предлагаемых покупателям конкурирующими фирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.
Олигополистическая  конкуренция имеет место на рынке, где представлено относительно небольшое  количество независимых продавцов  однородного товара, который может  быть дифференцирован по видам, при  значительном количестве покупателей. В условиях олигополистической конкуренции  на каждого продавца может приходиться  значительная доля рыночного товара, в связи с чем он способен занимать доминирующее положение, в определенной мере диктовать цены, ограничивать доступ на рынок новых конкурентов. Частным случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов, фирм.
Практическое отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т.е. представлены товары одного продавца, не имеющие адекватных заменителей (товаров-субститутов). Проникновение  конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено, в  связи с чем государства, стремящиеся поддержать конкурентную рыночную ситуацию, активно борются с монополизмом.
Довольно часто  приходится наблюдать конкуренцию, искаженную поведением реальных или  потенциальных конкурентов, получившую название недобросовестной. Недобросовестная конкуренция наблюдается в форме отклонений от узаконенных, принятых правил и норм конкурентной борьбы. Недобросовестные конкуренты вступают в сговор, направленный против соперников, стремятся опорочить их, дискредитировать, используют ложную рекламу, прибегают к поддержке влиятельных лиц и организаций, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в самых злостных формах называют хищнической.
Различают также  виды конкуренции в зависимости  от методов ее осуществления.
Ценовая конкуренция  основывается на продаже товаров  и услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, с целью  привлечь покупателей. Относительное  снижение цен достигается либо благодаря  преимуществу в виде меньших издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения рентабельности во имя увеличения объема продаж и вытеснения конкурентов. В отдельных случаях ценовая  конкуренция осуществляется и путем  временной продажи товаров по себестоимости при полной потере прибыли с тем, чтобы укрепить свои позиции на рынке и не допустить  расширения поля действия конкурентов, а в последующем повысить цены.
Неценовая конкуренция  опирается преимущественным образом  на повышение качества продукции, товаров, услуг при неизменных рыночных ценах  на них. Используются также расширение ассортимента, оказание дополнительных услуг. Особое значение в неценовой  конкуренции имеют маркетинг  в виде мер по продвижению продукции  на рынок и ее сбыту благодаря  активной рекламной кампании, стимулированию продаж, привлечению покупателей. Основным орудием неценовой конкуренции  служит снижение производственных затрат, что позволяет увеличить прибыль  при фиксированной цене и направить  дополнительную прибыль на совершенствование  технологии, обеспечивающее повышение  технического уровня, качества, надежности продукции. Частично экономия затрат направляется на проведение маркетинговых мероприятий, призванных создать конкурентные преимущества.
2. Государственное  противодействие монополизму
В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совершенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.
В то же время органы государственной власти обладают ограниченными  возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде  товаропроизводителей и продавцов  товаров и услуг существует неистребимое стремление к монополизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения собственных  выгод и устранения соперников с  рынка. Государство в лице органов  власти препятствует монополизму посредством проведения антимонопольной политики, направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запретов деятельности монополий, устранения их с рынков, принудительного дробления крупных компаний.
Приходится в то же время отмечать, что некоторые  коррумпированные государственные  чиновники и даже органы способны поддерживать неявно, а то и явно монополистов в результате подкупа  или непосредственного участия  в монополистической деятельности и в монополизированных компаниях. Подобная форма внешне скрытого локального монополизма под «крышей» государства  особенно свойственна и проявляется  в российской экономике периода  рыночных трансформаций.
Распространение монополизма  в любых его формах приводит к  ощутимым потерям для государства  и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата  рынков монопольными структурами проявляются  в следующем:
монополисты способны устанавливать высокие цены предложения  на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять  монопольному ценовому сговору;
производители-монополисты  не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и  услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как  им не угрожают конкуренты, а высокую  прибыль можно получать путем  увеличения цен при ограниченном объеме производства;
монополизм порождает  неэффективное распределение ресурсов в пользу монополистов вне зависимости  от эффективности их производства, отдачи ресурсов;
монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной  мере озабочены интересами государства  и общества, безжалостно вытесняют  из производства и с рынка своих  соперников;
монополизм подобно  раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и  новых участников, и по мере обретения  силы сращиваться с аппаратом  государственной власти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.
В связи с подобными  негативными проявлениями монополизма  практически все государства  вынуждены проводить антимонопольную  деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от степени и форм проявления монополизма  направлена на предупреждение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или извращающих  ее путем превращения в недобросовестную.
Государственное антимонопольное  регулирование в виде запретов осуществления  монопольного производства и продажи  товаров возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тенденциям стало  использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее  монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи  с возникновением исключительно  крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.
Принятый в США  в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.
В советской экономике  проблеме антимонопольного регулирования  не уделялось внимания, так как, с  одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.
Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в  России значительно активизировали государственную антимонопольную  деятельность. Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и  измененный в 1995 г. В соответствии с  российским антимонопольным законодательством  сделки между субъектами хозяйственной  деятельности, направленные на ограничение  и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается  принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.
С 2004 г. Федеральная  антимонопольная служба как главный  государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена  Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные  органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.
Одной из серьезных  трудностей преодоления монополизма  в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого  самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко  фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической  и относить ее к категории монополистов.
В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие  «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной  деятельности, представленным на рынке  определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение  одного или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке определенного  товара, дающее возможность оказывать  решающее влияние на общие условия  обращения товара на соответствующем  рынке или затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. Принято  считать, что хозяйствующий субъект  занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного  товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.
К злоупотреблению  своим доминирующим положением на рынке  относят все виды деятельности хозяйствующих  субъектов, которые приводят к ограничению  конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения  установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок  других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.
Совершенствование практики антимонопольного регулирования  в развитых странах проявилось в  последнее время при определении  монополиста и его экономической  власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 28 декабря 1995 г. обязывает акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.
Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:
лицо, участвующее  в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;
физическое лицо, подчиняющееся другому физическому  лицу по должностному положению;
лица, состоящие в  родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).
Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.
Антимонопольное государственное  регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию  на рынке, к проявлениям которой  относят:
— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;
распространение заведомо искаженной информации о потребительских  свойствах и качестве товаров;
незаконное использование  прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;
разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.
Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств  борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:
обязательные для  исполнения, директивные предписания  хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и  устранении последствий его нарушения;
принудительное разделение монопольных структур, выделение  из их состава самостоятельных, независимых  организаций, подразделений;
расторжение или  изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:
наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;
принудительный роспуск  организаций-монополистов.
Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.
3. Государственное  регулирование естественных монополий
При всей нежелательности  и даже вредности монополий в  экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени  даже естественны, имманентно присущи  экономике. Сферы экономической  деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными  монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного  рынка данного товара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономической  нецелесообразностью создания конкурирующих  производств (например, в виде прокладки  параллельных магистральных газопроводов).
В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация, компания овладевает способами производства данного вида товаров и услуг  с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени  быть естественным монополистом благодаря  возможности поддерживать самые  низкие цены на рынке. Такая же ситуация складывается при выходе компании на высший, недоступный другим уровень  качества.
К объектам естественной монополии относят, например, добычу многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажу  наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и  средства связи.
В соответствии с  Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:
— транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.
Хотя крупные естественные монополисты находятся на виду у  государства и общества, это не мешает им в условиях свободного рыночного  ценообразования поднимать цены на производимые товары и предоставляемые  услуги. Подобная ценовая политика естественных монополистов особенно опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты  порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.
Отсюда следует  обязательность государственного регулирования  естественных монополий. К числу  самых распространенных в современной  российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:
установление государственными антимонопольными органами цен и  тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений  в виде верхних предельных уровней  цен;
обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном  уровне их обеспечения в случае невозможности  полного удовлетворения запросов потребителя  на товары и услуги естественных монополий;
дифференциация цен  и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного  финансирования, когда «богатые»  платят за «бедных».
В тех областях производственно-экономической  деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.
Особую часть естественных или, точнее, близких к естественным монополий образуют государственные  монополии, функционирующие в области  формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной (экономической, военной, социальной) безопасности, производства товаров и услуг специального назначения. В качестве характерных примеров государственных монополий укажем на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия.
По отношению к  этим видам монополий государство  редко проводит антимонопольную  политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование  осуществляется на законодательной  основе либо путем предоставления лицензий (чаще всего государственным организациям) на осуществление государственно-монополитстической деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.