На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физические лица как субъект МЧП

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                       ПЛАН

 
ФИЗИЧЕСКИЕ  ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЧП
Общая характеристика правового статуса физических лиц
как субъектов  МЧП  2
Понятие гражданства. Коллизионные вопросы гражданства   2
Понятие и основные категории иностранцев по законодательству
Украины  4
Правоспособность иностранцев в Украине 6
Дееспособность  иностранцев в Украине. Признание  лица
недееспособным  и ограниченно дееспособным 8
Признание лица безвестно отсутствующим или  объявление
его умершим 9
Правовое положение  беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц, которым предоставлено политическое убежище...., 10
Регулирование трудовой деятельности иностранцев  в Украине  12
Социальное и  пенсионное обеспечение иностранцев 13
Правовое положение  граждан Украины за рубежом 15
   Общая характеристика правового  статуса физических лиц как субъектов МЧП
       Правовой статус физических лиц в МЧП — это совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания.
   В МЧП проблемы правового статуса  физических лиц можно разбить на следующие группы:
    коллизионные вопросы гражданства;
    правовое регулирование международной миграции физических лиц (въезд иностранцев в Украину; выезд отечественных граждан за рубеж);
    правовой статус иностранцев на территории Украины;
    правовой статус отечественных граждан за рубежом.
   Во  многих работах в области МЧП нормы, посвященные правовому положению физических лиц, объединяются понятием «право иностранцев».
   Особенность правового положения  иностранцев заключается  в том, что на них одновременно распространяют свое действие несколько правопорядков:
   • личный закон иностранца право государства к которому принадлежит лицо на основании гражданства (подданства), постоянного места проживания (домицилия) либо обычного места пребывания;
   • закон государства пребывания (того государства, на территории которого фактически находится лицо в конкретный момент времени).
   Понятие гражданства. Коллизионные вопросы гражданства,
   Вопросы гражданства регулируются целым  рядом внутренних и международных источников. В данной области действуют:
    Закон «О гражданстве Украины» в редакции от 18.01.2001 г.;
    Конвенция, которая регулирует некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12.04.1930 г. (Украина не участвует);
    Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20.02.1957 г.;
    Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961 г. (Украина не участвует).
    Двусторонние международные договоры об устранении двойного гражданства (например, Договор между, Украиной и Республикой Узбекистан о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства от 5.12.1996 г.; Договор между Украиной и Грузией о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства и устранении уже существующего двойного гражданства от 28.10.1997 г.).
   Гражданство — это правовая связь физического  лица с государством, проявляющаяся во взаимных правах и обязанностях между ними. Гражданин полностью подчиняется юрисдикции своего государства, а государство обеспечивает гражданину реализацию его прав и свобод, а также защиту как на территории данного государства, так и за его пределами.
   По  признаку гражданства физические лица распределяются в Украине на несколько групп (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»):
    граждане Украины — лица, которые приобрели гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины;
    иностранные граждане (подданные) — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) другого государства;
    особую группу иностранных граждан составляют бипатриды — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) двух и более иностранных государств;
    лица без гражданства (апатриды) — лица, которых ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своими гражданами.
   Каждое  государство в  одностороннем порядке  определяет своих граждан (ст. 2 Конвенции 1930 г., ст. 3, 4 Закона «О гражданстве Украины»). Основания приобретения физическим лицом гражданства того или иного государства могут быть различны. Лица могут приобретать гражданство по происхождению, по территориальному принципу, вследствие их принятия в гражданство и пр. (в действующем законе — 9 различных оснований). При этом разнообразные коллизионные вопросы (гражданство детей, гражданство лиц при изменении их семейного статуса, установлении над ними опеки или попечительства и пр.) решаются национальными законами, как правило, в пользу собственного гражданства. Однако в результате такого подхода у лиц часто возникает двойное гражданство, которое составляет основную коллизионную проблему в МЧП.
   В Украине действует принцип единого гражданства (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»). Принятие в гражданство Украины допускается только при условии отсутствия гражданства иностранного государства или выхода из него. Гражданство Украины автоматически утрачивается при добровольном приобретении совершеннолетним лицом гражданства иного государства (если иное не установлено законом). Однако Закон «О гражданстве Украины» допускает, что двойное гражданство может сохраняться у граждан Украины в следующих случаях:
    если дети при рождении одновременно с гражданством Украины приобретают гражданство другого государства;
    если дети, являющиеся гражданами Украины и усыновленные иностранцем, приобретают гражданство усыновителя;
    если гражданин Украины вследствие вступления в брак с иностранцем автоматически приобрел гражданство иностранного государства;
    если по законодательству иностранного государства его гражданство было дано гражданину Украины автоматически, без его волеизъявления и он не получил добровольно документ, подтверждающий наличие у него гражданства иного государства;
    если ребенок-иностранец усыновляется гражданами Украины или супругами, один из которых — гражданин Украины;
    установление над ребенком-иностранцем опеки или попечительства граждан Украины;
    установление отцовства ребенка-иностранца, если отцом признан гражданин Украины и пр.
   При наличии у лица двух и более  гражданств, одним из которых является гражданство Украины, в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины (п. 1 ст. 2 Закона «О гражданстве Украины»). Такое подход к бипатридам применяется в большинстве стран.
   Проблема  бипатридов актуализируется, если они  находятся на территории государства, гражданством которого не обладают. Если бипатрид находится в третьей стране, то возникает вопрос, гражданином какой страны его признавать? Действующее законодательство Украины не решает вопрос о статусе бипатридов, не имеющих украинского гражданства. Если гражданин Украины — бипатрид выезжает за рубеж, то также возникает вопрос о его гражданстве.
   Статья 5 Конвенции 1930 г. устанавливает, что лицо в любом случае считается имеющим гражданство только одного государства. Третье государство на своей территории признает гражданство либо той страны, в которой лицо обычно и преимущественно проживает, либо гражданство страны, с которой оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств в которых оно находится. Эти принципы отражены и в проекте ГК Украины.  

   Понятие и основные категории  иностранцев по законодательству Украины
   Правовой  статус иностранцев на территории Украины определяется следующими нормативными актами:
    Конституцией Украины (ст. 26);
    Законом «О правовом статусе иностранцев» от 4.02.1994 г.;
    Законом «Об иммиграции» от 7.06.2001 г.;
    Законом «О беженцах» от 21.06.2001 г.
   Статья 1 Закона «О правовом статусе иностранцев» дает определение понятия «иностранцы»: «Иностранцами признаются иностранные граждане — лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо государства».
   Иногда  понятие «иностранцы» используется как синоним термина «иностранные граждане» (пример — ст. 26 Конституции, в которой говорится об иностранцах и лицах без гражданства, Закон «О гражданстве Украины»).
   Нормы украинского законодательства об иностранцах позволяют выделить следующие основные их категории (основной критерий деления — цель пребывания иностранца в Украине):
   1. Иммигранты.
   Иммигрант — это иностранец или лицо без гражданства, который получил разрешение на иммиграцию и прибыл в Украину на постоянное место жительства, либо, находясь в Украине на законных основаниях, получил разрешение на иммиграцию и остался в Украине на постоянное проживание.
   Иммигранты  въезжают в Украину на основании  разрешения на иммиграцию и иммиграционной визы. В Украине им выдается удостоверение на постоянное проживание (вид на жительство).
   статья 12 Закона «Об иммиграции» предусматривает  основания для отмены разрешения на иммиграцию. Удостоверение на постоянное проживание изымается, и лицо в течение месяца обязано покинуть Украину.
   Иностранцы, постоянно проживающие в Украине  не менее 5 лет, могут натурализоваться — приобрести гражданство Украины  в установленном законом порядке.
   2. Иностранцы, временно пребывающие на территории Украины. К данной категории относятся иностранцы, прибывшие в Украину на ограниченный срок, т.е. без цели постоянного проживания. Цели прибытия в Украину могут быть различны.
   Порядок въезда иностранцев на территорию Украины  определяется:
    Правилами въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утверждены постановлением КМУ от 29.12.1995 г. № 1074;
    Правилами оформления визовых документов для въезда в Украину, утверждены постановлением КМУ от 20.02.1999 г. № 227.
   В соответствии со ст. 26 Закона «О правовом статусе иностранцев» въезд иностранцев в Украину разрешается по национальным паспортам или документам, их заменяющим. При этом иностранцы должны получить въездную визу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Международные договоры могут предусматривать введение упрощенного порядка пересечения границы. Упрощенный порядок означает возможность безвизового пересечения границы либо введение упрощенного порядка оформления визы (непосредственно в контрольно-пропускных пунктах). Так, упрощенный порядок пересечения границы предусмотрен Соглашением о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 г. Визы выдаются за рубежом дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины (в большинстве случаев). На территории Украины визы выдаются консульским управлением МИДа (дипломатические и некоторые служебные визы, визы представителям средств массовой информации). Основания для отказа в выдаче визы приведены в ст. 25 Закона «О правовом статусе иностранцев», п. 14 Правил оформления визовых документов: угроза интересам безопасности государства или охраны общественного порядка, обеспечению охраны здоровья, прав и законных интересов украинских граждан, представление заведомо ложных сведений или поддельных документов, неуплата консульского сбора, отсутствие страхового полиса установленного образца, несоответствие паспортного документа установленному образцу, отсутствие средств для пребывания в Украине, отсутствие документов об обследовании на ВИЧ (требуется при въезде сроком более 3 месяцев), некорректное поведение при обращении за визой, выражение неуважения по отношению к Украине и др. Мотивы отказа в выдаче визы заявителю могут не поясняться, что является общепризнанным принципом в международной практике (государство само определяет, какие лица могут допускаться на его территорию). Виза может быть аннулирована при прохождении приграничного контроля или в ходе пребывания на территории Украины на основании ст.ст. 25, 31, 32 Закона «О правовом статусе иностранцев», пунктов 15, 16 Правил.
   Указом  Президента Украины от 15.06.2001 г. № 435 «О дополнительных мерах по реализации прав человека на свободу передвижения (свободный выбор места проживания)» отменена необходимость регистрации паспортов иностранцев по месту их проживания. Вместо этого вводится регистрационная карточка иностранца. Подается вместе с паспортом должностным лицам органов охраны государственной границы во время пересечения границы и сохраняется в течение всего срока пребывания в Украине. Данная карточка может заполняться: 1) в консульстве при получении визы; 2) при фактическом пересечении границы (на контрольно-пропускном пункте); 3) в транспортном средстве международного сообщения.
   Иностранцы  обязаны покинуть Украину в сроки, установленные в их визе.
   3. Беженцы и лица, которым предоставлено  политическое убежище  на территории Украины.
   Эти лица являются вынужденными иммигрантами, покинувшими государство своего гражданства либо постоянного места пребывания под действием преследований или угрозы таких преследований со стороны данного государства. Могут прибывать на территорию Украины нелегально. Срок пребывания данных лиц в Украине ограничен (пока не отпадут основания для такого пребывания или пока лицо не перейдет в новый статус — иммигранта (лица, получившего разрешение на постоянное проживание в Украине) или гражданина Украины).
   Правоспособность иностранцев в Украине
   Правоспособность  иностранцев определяется по праву  государства их пребывания, т.е. по украинскому закону. Украинский закон предоставляет иностранцам национальный режим — они пользуются теми же правами, что и граждане Украины, и несут такие же обязанности, за исключениями, установленными действующим законодательством и международными договорами Украины. Это следует из содержания ст. 2 Закона «О правовом статусе иностранцев», ст. 565, 566 ГК Украины, ч. 1. ст. 423 и ч. 1 ст. 424 ГПК Украины.
   Законодательство  Украины может устанавливать  общие исключения в отношении правоспособности иностранцев:
   ч. 4 ст. 8 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Украины;
   ч. 2 ст. 16 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут быть членами политических партий;
   ст. 23 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут избирать или быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, а также принимать участие в референдумах;
   ст. 24 Закона «О правовом статусе иностранцев» — на иностранцев не распространяется всеобщая воинская обязанность.
   Различным правовым статусом обладают иммигранты и иностранцы, временно пребывающие в Украине. Неодинаково разрешаются вопросы занятия предпринимательской и инвестиционной деятельностью, трудоустройства, обеспечения жильем, обучения, оказания медицинской помощи и др. Только иммигранты пользуются правами в указанных областях наряду с отечественными гражданами.
   Кроме того, правоспособность иностранцев, временно пребывающих в Украине, обусловлена целями их въезда (ограничена категорией визы). Так, лица, въехавшие по туристической или деловой визе, не могут поступить на учебу или на работу в Украине. Религиозная пропаганда в Украине может осуществляться исключительно лицами, въехавшим по визе для представителей религиозных миссий.
   Проектом  ГК Украины предусмотрена новая  коллизионная норма, определяющая, что момент возникновения и прекращения правоспособности иностранца определяется по его личному закону (ч. 1 ст. 1608).
   Под личным законом иностранца подразумевается.
    в отношении иностранного гражданина — право страны его гражданства;
    в отношении лица, имеющего гражданство двух и более стран, -право той страны, с которой данное лицо наиболее тесно связано;
    в отношении лица без гражданства — право страны его постоянного места проживания;
    в отношении лица без гражданства, не имеющего постоянного места жительства, а также в отношении беженца — право страны его обычного места пребывания.
   Согласно  проекту ГК Украины, лицо рассматривается как имеющее обычное место пребывания в стране, если оно находится на ее территории в течение определенного периода времени (даже если такое пребывание изначально является ограниченным по сроку).
   Рассмотрим  подробнее вопросы о правоспособности иностранцев применительно к отдельным областям правового регулирования.
   Предпринимательская деятельность. Иммигранты могут зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности в Украине. Другие иностранцы могут осуществлять предпринимательскую деятельность только как иностранные субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
   Часть 2 ст. 5 Закона «О внешнеэкономической деятельности» закрепляет, что физические лица, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины, имеют право на осуществление внешнеэкономической деятельности, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону того государства, в котором они имеют постоянное место жительства или гражданами которого они являются.
   Соглашением СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., закрепляется, что правоспособность физических лиц-предпринимателей определяется по законодательству государства, на территории которого зарегистрирован предприниматель.
   Проект  ГК Украины содержит специальные  нормы относительно предпринимательской правоспособности (ч. 3 ст. 1609). Способность физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, быть предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется правом страны, где физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя. В случае отсутствия в стране обязательной регистрации применяется право страны основного места занятия предпринимательской деятельностью.
   Инвестиционная  деятельность. В этой области иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины находятся в несколько более выгодном положении. В соответствии с Законом «О режиме иностранного инвестирования» от 16.03.1996 г. они получают статус иностранного инвестора при осуществлении инвестиций на территории Украины. Этот статус дает некоторые дополнительные гарантии и незначительные льготы для инвесторов и созданных ими предприятий. Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в Украине, не получают такого статуса и к ним применяются общие нормы инвестиционного законодательства.
   Здравоохранение. Ст. 10 Закона «О правовом статусе иностранцев» устанавливает, что иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в Украине, пользуются медицинской помощью на платной основе, если иное не предусмотрено международным договором. Порядок предоставления медицинской помощи иностранным гражданам, которые временно находятся на территории Украины, утвержден постановлением КМУ от 28.01.1997 г. № 79 с последующими изменениями (постановление КМУ от 17.09.1997 г. № 1021). Иностранцы, въезжающие в Украину, должны иметь медицинскую страховку.
   Международными  договорами Украины может закрепляться положение о бесплатном оказании экстренной медицинской помощи иностранцам из одного договаривающегося государства на территории другого. В данном случае право на бесплатную медицинскую помощь предоставляется иностранцам из определенного государства на основании взаимности.
   Образование. Ст. 14 Закона «О правовом статусе иностранцев» закрепляет, что иностранцы, Не имеющие постоянного места жительства в Украине, оплачивают свое обучение, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. По данному вопросу действует Постановление КМУ «Об обучении иностранных граждан в Украине» от 26.02.1993 г. № 136.
   Стоимость обучения за год должна составлять не менее:
   подготовительный  факультет - 1 тыс. долларов США;
   основной  факультет — 1,5 тыс. долларов США;
   аспирантура — 2,5 тыс. долларов США.
   В настоящее время бесплатное обучение может осуществляться на основании взаимности путем заключения межправительственных, ведомственных и межвузовских соглашений об обмене учащимися и студентами.
   Дееспособность  иностранцев в  Украине. Признание  лица недееспособным и ограниченно  дееспособным
   Вопросы дееспособности иностранцев разрешаются  в ст. 5661 ГК Украины. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является, лица без гражданства страны, в которой оно имеет постоянное место жительства. Однако гражданская дееспособность иностранцев в отношении сделок, совершаемых в Украине, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Украине, определяются по украинскому закону.
   Ряд международных соглашений несколько  иначе решают данные вопросы:
   а) двусторонние соглашения о правовой помощи (главным образом заключенные СССР и действующие для Украины) применяют для определения дееспособности не личный закон, а закон совершения сделки только в отношении бытовых сделок; в отношении деликтов часто не содержится исключений — применяется личный закон;
   б) Минская конвенция вообще не содержит исключений из личного закона (право государств СНГ одинаково определяет возраст обретения гражданской правоспособности и гражданской деликтоспособности).
   Признание иностранца недееспособным или ограниченно  дееспособным. Часть 3 ст. 5661 ГК Украины устанавливает, что только постоянно проживающие в Украине иностранцы могут быть признаны недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законами Украины (отношения по ограничению или лишению дееспособности таким образом регулируются законом страны постоянного местожительства иностранца).
   Договорами  о правовой помощи иначе решается данный вопрос.
   Дела  о признании иностранца недееспособным компетентен рассматривать суд страны, гражданином которой является данное лицо. При этом суд применяет свое национальное законодательство (т.е. действует закон суда — закон страны гражданства).
   Если  суду страны, где проживает иностранец, станут известны основания признания недееспособным или ограниченно дееспособным лица, являющегося гражданином другой страны, то он должен уведомить об этом компетентный суд страны гражданства. Если в течение трех месяцев суд страны гражданства не начнет дела или не сообщит своего мнения, то суд страны места проживания вправе рассматривать дело об ограничении или лишении правоспособности в соответствии с законодательством своего государства, если основания для этого предусмотрены также законодательством страны гражданства иностранца (кумуляция привязок). Судебное решение обязательно направляется компетентному суду страны, гражданином которой является иностранец.
   Проект  ГК Украины закрепляет, что основания  и правовые последствия признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным регулируются личным законом этого лица (ч. 4. ст. 1609).
   Опека и попечительство. Установление и отмена опеки и попечительства регулируются личным законом лица, над которым устанавливается опека или попечительство. ГК Украины не регулирует вопросы установления опеки или попечительства над иностранцами (книга восьмая проекта ГК Украины включает специальную статью «Опека и попечительство»).
   Сегодня данные правоотношения находят частичное  урегулирование в международных договорах Украины о правовой помощи.
   Учреждениями, компетентными устанавливать опеку  или попечительство, являются учреждения страны гражданства иностранца или местожительства лица без гражданства, над которым устанавливается опека или попечительство.
   Но  если иностранный гражданин, нуждающийся в опеке или попечительстве, имеет место проживания, местонахождение или имущество на территории другого государства, то компетентное учреждение данного государства безотлагательно уведомляет учреждение в стране гражданства данного лица. В случаях, не терпящих отлагательства, учреждение страны местопроживания, местонахождения или нахождения имущества иностранца вправе принять меры в соответствии со своим законодательством, о чем делается соответствующее уведомление. Эти меры сохраняют силу до иного решения компетентного учреждения страны гражданства.
   Обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяются личным законом лица, которое назначается опекуном (попечителем). Опекуном (попечителем) может назначаться иностранец.
   Правоотношения  между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), регулируются правом страны, орган которой назначил опекуна или попечителя. Проект ГК Украины предусматривает: «Если лицо, находящееся под опекой или попечительством, проживает в Украине, применяется право Украины, если оно является более благоприятным для данного лица».
   Международные договоры допускают передачу опеки (попечительства) компетентным органом страны гражданства лица, находящегося под опекой (попечительством), компетентному органу страны местопроживания, пребывания или нахождения имущества иностранца. Этот орган осуществляет опеку или попечительство в соответствии со своим национальным законодательством.
   Признание лица безвестно отсутствующим  или объявление его умершим
   Действующий ГК Украины не содержит коллизионных норм, применяемых в случае признания иностранца безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Исходя из содержания ст.ст. 18, 21 ГК Украины и принципа национального режима, только иммигранты могут быть признаны в Украине безвестно отсутствующими или умершими.
   Двусторонние договоры Украины о правовой помощи содержат более детальное правовое регулирование по данному вопросу. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим компетентными являются суды страны его гражданства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.