На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль государства в российской экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОВСЛАВА  МУДРОГО

Институт  экономики и управления

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»
на тему
Роль  государства в  российской экономике 
 
 

                                               Выполнил:

                                               Студент гр. 9434

                                               Быков М. Г. 

                                               Проверил:
                                               К. э. н., доцент 
                                               Фихтнер О.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2010
 


Содержание: 

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость  госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список  использованной литературы…………...……………………………...28 

 

Введение. 

     Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
     В подобной ситуации у России нет другого выхода, как создать такую экономическую систему, фундаментом которой будет система госрегулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Такое взаимное сочетание 2-х основных принципов построения экономических систем позволит обеспечить условия для возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.
     В экономике нашей страны главным является централизованное планирование. Экономика России – это в основном рыночная система, в которой правительство осуществляет значимую роль, а рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства приобретают исключительное значение, т.к. рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе раздела труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем. Появляется строгая необходимость вмешательства госструктуры в механизм принятия регулируемых решений.
     В теории и практике необходимость  госрегулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
     Сейчас около 4/5 ВНП обеспечивает рыночная система, а остальная 1/5 часть производится под покровительством государства. Правительство также ставит в свой приоритет перераспределение доходов в частном секторе экономики. По показаниям статистики налоги и полный объем госрасходов составляют около 1/3 ВНП.
     Существует  также неподдающиеся количественному измерению регулирующие меры, такие как охрана здоровья и труда рабочих, защита окружающей среды, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, защита потребителей от опасных продуктов – это все заставляет правительство вмешаться почти во все сферы экономической деятельности.
    Госрегулирование экономики.
    1.1. Необходимость  госрегулирования и его основные цели.
     Теория  экономической политики как составная  часть макроэкономической теории объясняет необходимость госрегулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
- Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
-  Наличие  многочисленных товаров, жизненно  необходимых обществу, которые либо  не предлагаются рынком, либо, если  и могли быть предложены, то  в недостаточном количестве. Таких  товаров (главным образом в  форме услуг) много в сферах  образования, здравоохранения, науки,  культуры, обороны и др.
- Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
- Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
- Несовершенство  информации, во многих отношениях  представляющей собой общественный  товар, который в более или  менее достаточном количестве  при соответствующем качестве  не может быть произведен без  активного участия государства.
- Безработица,  инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов (рецессии) и  депрессий.
- Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.
- Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.
Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость госрегулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Объекты правового регулирования  в экономике страны:
- взаимоотношения  между предпринимателями;
- взаимодействия  государства с частными субъектами права или воздействие государства на субъекты (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;
- взаимоотношения  государства (правительства) с  казенными предприятиями[1].
Субъектом госрегулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная[2].
Средства  госрегулирования экономики.
В целях  воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут  использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения.
     Какими  объективными обстоятельствами обусловлена  необходимость госрегулирования экономического роста?
     Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность  за создание относительно равных условий  для взаимного соперничества  предпринимательских фирм, для эффективной  конкуренции, для ограничения монополизированного  производства. Государство должно создавать  производство общественных товаров  и услуг. Участие государства  в экономической жизни диктуется  и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы. Не стоит  забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса  и валютных курсов.
     В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы сообщества граждан. Оно активно  участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
     В условиях рынка госрегулирование экономики  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями с  целью приспособления существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям хозяйствования. 

1.2. Цели госрегулирования экономики
     В госрегулировании экономики можно  выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
     Конкретные  цели различаются по объектам госрегулирования, но всегда исходят из необходимости  увязки общественных и частных интересов.
     К объектам регулирования следует  отнести наднациональный уровень  межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и  регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.
     Субъектами  госрегулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.[3]
     Цели  госрегулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов госвласти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.
     Правовое  установление целей  и задач социального  развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
- повышение благосостояния населения страны,
- решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
-соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,
- создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.
Эти цели реализуются путем постановки и  достижения конкретных целевых установок  типа:
-создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,
- содействие научно-техническому прогрессу,
- поддержание разумно-стабильных цен,
- достижение положительного торгового баланса.
Упорядочение  целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам. 

1.3. Направления госрегулирования.
     Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница состоит лишь в  степени этого вмешательства.
     Основным  инструментом госрегулирования является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:
-   достижение постоянного и устойчивого  экономического роста;
-   обеспечение стабильности цен  на основные товары и услуги;
-   обеспечение полной занятости  трудоспособного населения;
-   обеспечение определенного минимального  уровня доходов населения;
-   создание системы социальной  защищенности граждан, в первую  очередь пенсионеров, инвалидов,  многодетных;
-   равновесие во внешнеэкономической  деятельности.
     В целях воздействия на экономическое  развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал  средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения.
      Госрегулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.
    Финансовое регулирование
      Финансовое  регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, госдолг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
      Финансовое  регулирование – это регулирование  госбюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к  расстройству или упорядочению государственных  финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию  инвестиционной и хозяйственной  деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного  хозяйства.
     Антиинфляционная  стратегия.
     Устранения  бюджетного дефицита возможно достичь  двояким путем: увеличивая доходы и  уменьшая расходы. В долгосрочном плане  предпочтение отдается сокращению расходной  части бюджета.
      Значительное  воздействие на обеспечение рыночного  равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.
      Одна  из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии  и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может  быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.
      Другое  направление усилий правительства  и центрально банка связано с  постепенным искоренением неуправляемой  инфляции, что придаст уверенности в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.
      Неотъемлемой  частью антиинфляционной стратегии  является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением  жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы.
      Антиинфляционная  тактика.
При краткосрочном  регулировании денежного рынка  в рамкам обеспечения на нем долгосрочного  равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана  с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного  рвения к решительным действия, тогда  последствия оцениваемых и принимаемых  решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для  экономической стабильности и роста.
      Другая  крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие  оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в  пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления  таких мер, которые либо вели к  наращиванию предложения без  увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких  мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.
      Методы  краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.
      Определенный  вклад в борьбу с инфляцией  может внести и приватизация государственной  собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части  бюджета, способствует решению проблемы дефицита.
      Использование такого радикального мероприятия, как  денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она  вызовет недовольство населения.
Госрегулирование  банковской деятельности.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение  в воздействии на коммерческие банки  Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного  воспроизводства.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён  как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится  в государственной собственности  и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
Одна  из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение  надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
- Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий,
позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические
интересы.
- Проведение  мер денежно-кредитного регулирования,  оказывающих влияние на объём  и структуру денежной массы  в обращении через изменение  размеров ресурсов коммерческих  банков, которые могут быть использованы  для кредитных вложений в экономику.  Установление экономических нормативов  и надзор за их соблюдением  с целью обеспечение ликвидности  банковских балансов.
    Регулирование ценообразования
     Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных  рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии  на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической  политики.
     Государственный сектор в механизме  ценообразования.
В совокупности государственный сектор и экономическая  политика государства образуют тот  мощный государственный механизм, который  «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает  их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие  на процесс формирования рыночных цен.
     Одновременно  государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление  различного рода работ для общественно-государственных  нужд. Оно в значительной части  определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает  прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для  населения.
     Регулирование экспортных и импортных  цен.
     Немаловажное  значение в механизме ценообразования  имеет госрегулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.
     Наконец, государство в интересах поддержания  более или менее конкурентной среды и недопущения диктата  производителей на рынке руководствуется  антимонопольным законодательством  в борьбе с несправедливыми ценами.
    Госрегулирование в сфере инвестиций.
Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных  компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению  иностранного и частного капитала в  развитие экономики страны и снижает  возможные финансовые риски, связанные  с инвестированием экономики  России в настоящий период.
Поскольку, государство играет ключевую роль в  финансовой деятельности, оно не может  не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в  своих интересах инвестиции, оно  будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования  инвестиционной деятельности государство  использует самый доступный для  него и самый действенный регулятор - право. Следовательно, юридической  формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.
Так как  государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего  как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской  деятельности, в том числе путем  регулирования инвестиционных потоков.
В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства  на инвестиционный процесс приобретает  особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из экономического кризиса и  создания предпосылок для устойчивого  развития.
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так  и иностранного, а так же поиск  новых форм совместного (частного и  государственного) инвестирования в  перспективные проекты.
Вмешательство государства должно отвечать интересам  всех слоев общества, для того чтобы  достичь наиболее эффективного общественного  производства. Общественное производство может считаться эффективным  только тогда, когда происходит гармоничное  развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое  развитие социальной, экономической  и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная  политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и  экономической политики государства.
Реализация  инвестиционной политики по сути своей  направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем  тесно связано с социальными  проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые  специалисты, можно считать важнейшим  направлением социально-экономической  политики государства, позволяющим  добиться поставленных целей посредством  государственного управления финансовыми  средствами независимо от источников их образования.
Важной  тактической формой управления инвестиционными  потоками являются государственные  финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать  развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия  государства в строительстве  предприятий, подготовки площадок для  строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения  государство должно обеспечить высокий  уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного  климата.
    Регулирование трудовых отношений
     Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической  системе. Она определяет жизнедеятельность  общества, возможности самовыражения  и самореализации личности. В связи  с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и  неимоверно велика.
     Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение  условий для нормального воспроизводства  рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.
     Создавая  биржи труда, государство стремится  к улучшению общей и структурной  сбалансированности спроса и предложения  на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.
     Особое  и монопольное положение занимает государство в регулировании  международной миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной  рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных  специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в  стране, в которую они иммигрировали.
    Социальное регулирование
     Рассматривая  проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность  экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой  общества и носителем всех без  исключения общественных отношений, человек  становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
      Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению  в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению  благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
      Регулирование доходов.
      Исходя  из приоритета анализа экономики, необходимо, прежде всего, остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов,  отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
        Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической  и политической стабильности, успешному  росту национальной экономики.
  Регулирование развития социальной сферы
      Развитие  социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных  объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие  и не исключается. Основное бремя  по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды.
    Антициклическое регулирование
Особое  место в государственном регулировании  экономики занимает антициклическое  регулирование, которое затрагивает  многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.[4]
    Госрегулирование в сферах естественной монополии.
Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
     В РФ система регулирования монополий  только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее  определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны  хозяйственной деятельности.
     Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного уровня.
- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление  минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения  в полном объеме потребностей, в товаре производимом (реализуемом)  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты  прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей. Существует несколько причин экономического регулирования:
- обеспечение  баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые  предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов  и новых инвесторов)
- определение  структуры тарифов на основе  принципов справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей
- стимулирование  предприятий к сокращению издержек  и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций и т.д.
- создание  условий для развития конкуренции  (например, обеспечение открытого  равного доступа конкурентов  к информационным сетям) 

1.4. Инструменты госрегулирования.
Совокупность  инструментов госрегулирования включает в себя следующие основные элементы:
- Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.
-   Составление индикативного плана  (прогноза) по всему комплексу  хозяйства страны.
- Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.
-  Применение  инструментария косвенного воздействия  (через экономические рычаги) на  хозяйствующие объекты.
-  Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. 
 
 
 

2. Госрегулирование экономики в современной России.
2.1. Госрегулирование экономики.
     Вопрос  о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. Под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
     Замещают  ли институты рынка  функции государства  в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2.1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
     Таблица 2.1
 Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира
                      (в  %)
Страна 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Россия  Чехия
Аргентина
Великобритания 
27,4 31,6 31,1 34,1
38,3 41,9 41,6 40,0
- 29,3 28,7 27,1
39,2 41,1 42,5 42,9
Германия  Дания
Франция
США
Канада 
Австралия
47,4 48,0 48,5 47,3
54,3 55,9 56,0 56,1
50,6 52,5 53,1 52,9
- 34,6 35,2 34,9
- 38,9 38,4 37,5
34,4 35,7 35.0 35,1
     Несмотря  на то, что в конце 20 в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимости перехода к более работоспособной системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и направленности экономического курса.
     Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.
     Все решения по балансировке, распределению  и перераспределению государственных  ресурсов предопределялись Министерством финансов РФ. Его главное предназначение – осуществлять технологические функции управления госбюджетом и контроль за финансовыми потоками в соответствии с решениями законодательной и исполнительной власти в стране.
   Стране  сегодня нужна долговременная экономическая стратегия, четко выражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный вектор экономического и социально-культурного развития. Среди ключевых целей стратегии государства должна быть ясно представлена совокупность ориентиров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил нации как базы усиления конкурентоспособности страны на мировой арене и устойчивого повышения благосостояния народа России. [5] 

    2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.
      Одним из ключевых направлений госрегулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.
      Уровень потребления материальных благ и  услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
   Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - ВВП на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.
   Государство на разных уровнях предпринимает  меры по стабилизации и улучшению  положения социальной сферы. При  этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.
   С одной стороны, если распределение  в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь  главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в  состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство  полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность  распределения ресурсов.
  Государство должно руководствоваться следующим  принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2007 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% (табл. 2.2)
  таблица 2.2
Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2007 г.
                        (в млрд. руб.)
 
Отрасль социальной сферы
Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
  млрд. руб. в% к 2006 г. млрд. руб. в% к 2006 г. млрд. руб. в% к 2006 г.
Образование 206 133,3 678,5 106,4 884,5 111,7
Здравоохранение и спорт Культура, СМИ
145,6 176,4 461,6 115,7 607,2 137,2
 
Социальная  политика
50,4 130,8 103,9 130,6 154,4 130,8
209,9 122 397,6 109,4 607,5 113,4
Всего социальных расходов 611,9 - 1641,6 - 2253,6 -
В % 27,2 - 72,8 - 100 -
     С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).
  Базовыми  составляющими социальной сферы  являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке.
  Реформирование  сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.
  В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.
   В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.
  В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки — задача государства.
  В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благополучных стран). Однако на 2007 год расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения.
 На  основе проведенного анализа экономики  России можно сделать следующие  выводы:
     - модель социального блока бюджетов  последних лет – это модель  суженного воспроизводства населения:  уменьшения его численности, ухудшения  качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;
     - существует необходимость активного  вмешательства государства в  процесс развития отраслей социальной  сферы. Наибольшую активность  государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
  В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных  социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.[6] 

  2.3. Модернизация государственного управления экономикой
  Значимость  государственного сектора в современной  России.
   В свете новых вызовов и условий  возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния этих стран.[7]
   Кроме того, в каждом государстве имеются  нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для Российской Федерации является оптимальное госрегулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.
  В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для  нее характерен государственный  сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
  Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской  и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.
     Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2007 г.) приведены в табл.2.3.
  Таблица 2.3
      Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности, (в %)
  
Отрасль промышленности Относительная производительность труда Относительная фондоотдача Интегральная  эффективность
Государственного  сектора Негосударственного  сектора Государственного  сектора Негосударственного  сектора Государственного  сектора Негосударственного  сектора
Вся промышленность 67,8 105,6 84,9 102 76,3 103,8
В том числе:            
Электроэнергетика 89.4 101.2 131 97.6 110.2 99.4
Топливная 28.7 111.2 81.3 100.9 55 106.1
черная  металлургия 45.6 103.3 66,7 101,4 56,1 102,3
цветная металлургия 93,4 101,3 57,4 115,9 75,4 108,6
химическая  и нефтехимическая 55,2 107,6 59,3 106,4 57,2 107
машиностроение  и металлообработка 96,3 101 101,5 99,6 98,9 100,3
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 49,5 105,9 547 104,8 52,1 105,3
Легкая 79 101,4 87,5 100,7 83,3 101,1
Пищевая 71 103 53,2 106,6 62,1 104,8
Медицинская 86,3 103,1 67,8 109,8 77,1 106,4
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
     Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди  которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.
  Таким образом, соотношение эффективности  государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
  Изменить  сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении  предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
      Таким образом, Россия в своем отношении  к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.[8] 

     2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике.
     В трансформационной экономике целесообразно стремиться участию государства в экономике. Эффективное и недорогое государство по возможностям страны нужно, чтобы обеспечить динамичное развитие общества на пороге 21 века. Здесь речь идет о государстве, предоставляющие полную свободу и охраняет частную собственность.[9]
     Следует отметить, что нельзя искусственно стимулировать процесс минимизации государства, если не решены крупные социально-экономические проблемы страны. Особенно это касается трансформационного периода. Россия находится на этапе модернизации своей экономики и перевода ее на преимущественно инновационный путь развития. В трансформационной экономике рыночные преобразования в решающей степени зависят от государства. В основе социально-экономической модернизации должны лежать идеи оптимального сочетания рынка и государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.