На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы отечественного рынка экологического страхования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
      1. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
      2. Законодательство по экологическому страхованию
      3. Критерии оценки риска. Тарифные ставки
      4. Проблемы отечественного рынка экологического страхования 

Заключение
Список  использованной литературы 
 

 

     Введение 

     В современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных  мероприятий являются недостаточными. Дефицит федерального бюджета и  снижение финансового обеспечения  государственных функций в области  охраны окружающей среды до 0,5% расходной части бюджета выдвигают необходимость поиска новых источников средств, требующихся для предупреждения и ликвидации экологического ущерба, возникающего в результате хозяйственной деятельности. В сложившихся условиях представляется целесообразным перенесение бремени экономической ответственности за состояние окружающей среды, в первую очередь, хозяйствующих субъектов и иные негосударственные структуры, в том числе страховые.
     В зарубежной практике это понятие  чаще всего означает страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или  катастрофой. Его расширительная трактовка  включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом  об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим  и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ  на землю, воздух, воду (и водоемы). Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права  на оборудование и производственную деятельность и права пользования  водным пространством или свидетельства  о пользовании ими.
     Актуальность  представленного исследования достаточно очевидна, так как деятельность человека всегда связана с экологическим  риском. Экологический риск обуславливает  экологический ущерб, так как  экологический риск, независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для  состояния экосистемы, хозяйственной  деятельности и здоровья людей.
     В настоящее время вопрос создания системы экологического страхования  в России весьма актуален. Тем более  он актуален и для нашего региона, в пределах которого осуществляет хозяйственную  деятельность предприятие металлургического  комплекса, являющееся основным загрязнителем  окружающей среды. А развитие любого комплекса страны, в том числе  и металлургического, должно базироваться на соблюдении всех норм экологической  безопасности и, по мере возможности, охраны окружающей среды.
     Представляется, что одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности является система экологического страхования. Ведь именно экологическое страхование  создает взаимную заинтересованность и страхователя, и страховщика  в снижении риска аварий. Кроме  того, оно позволяет уменьшить  разовые издержки отдельного предприятия  при нанесении им ущерба в результате экологической аварии, а пострадавшим дается гарантия, что они получат  причитающуюся по закону сумму компенсаций  за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.
     Известно, что корни экологических проблем  лежат в экономике. Это предопределяет одну из целей современной природоохранной  стратегии - увязать экологические  требования, весьма капиталоемкие и  потому зачастую невыгодные хозяйствующим  субъектам, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход в  основном от административных преимущественно к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Одним из средств ее решения является внедрение экологического страхования.
     Экологическое страхование в Российской Федерации  с ее многочисленными промышленными  объектами, представляющими потенциальную  экологическую опасность, должно стать  эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной  среды, по обеспечению экологической  безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует  необходимость проведения указанной деятельности.
     Поэтому главная задача экологического страхования  состоит в аккумулировании и  направлении средств на природоохранные  мероприятия через специальные  фонды, либо в возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью населения в результате ухудшения или изменения ее качества.
     Но  нормативные правовые акты последних  лет невнятно отреагировали на обозначившуюся в практике объективную необходимость  сформировать единое понятие экологического страхования. Многообразие его понятий, предлагаемое в ряде научных исследований, на сегодня находится в стадии формирования, а также попыток  внедрения в нормативную правовую базу и в практику.
     О значимости темы, своевременности ее рассмотрения свидетельствует и  степень ее исследованности. В настоящее  время отсутствуют комплексные  теоретические разработки в области  экологического страхования; большинство  имеющихся публикаций носят обзорный или информационный характер и освещают один аспект в понятии экологического страхования - только в части страхования  гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности.
     Задачами  данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, критерий оценок и расчетов. 
 

 

       1. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде 

     Защита  окружающей среды от ущерба требует  использования как гражданско-правовых методов, так и страхования.
     Основные  причины аварий, влекущих экологический  ущерб, - это недопустимо высокий  износ основных производственных фондов, низкая технологическая дисциплина, несвоевременное проведение ремонтных  работ. Дорогостоящие природоохранные  меры подчас нужны не для тех, кто  их осуществляет. Потенциальный загрязнитель пребывает в уверенности, что  для него самого экологически вредные  действия пройдут безнаказанно. Это  порождает незаинтересованность в  охране природы, в предупреждении и  устранении вредных воздействий  на окружающую среду.
     Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик; его доля в  общих потерях от загрязнения  окружающей среды достигает 20-30%. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельцев предприятий  за счет экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может  подключиться государство. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно не большие взносы с достаточного числа объектов, компенсировать «реализованную» опасность, т.е. ущерб. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановления здоровья и материального положения), окружающей среде (на очистку ее от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии), хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).
     Различают следующие виды экологического страхования:
      личное
      имущественное
      страхование экологической ответственности.
     Личное  и имущественное страхование  имеют значение для граждан. В страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, возмещение прямого имущественного интереса третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.
     Объект страхования – это риск гражданской ответственности, которая выражается в предъявлении страхователю претензий о возмещении вреда юридическим или физическим лицам. Экологическое страхование аккумулирует денежные средства в фондах страховых организаций. При наступлении страховых случаев эти средства перераспределяются между третьими лицами для компенсации ущерба. Часть средств инвестируется в деятельность страхователей. Страховые операции должны осуществляться на всех этапах деятельности предприятия-страхователя, начиная от технико-экономического обоснования и государственной экологической экспертизы проекта. В систему экологического страхования должны включаться юридические лица – собственники природных ресурсов, заинтересованные в страховой защите природной среды территории.
     Субъектами  экологического страхования являются страховщик и страхователь.
     Страховщик – это страховая организация, которая обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
     Страховое событие (случай) – применительно к экологическому страхованию внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности и сбросу загрязненных сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым продолжит возмещение, оговариваются при заключении договора страхования. Обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба
     Аварией на опасном производственном объекте  в соответствии с законом РФ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения (или технического устройства, применяемого на опасном  производственном объекте), неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде  считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам  которых в результате аварии нанесен  прямой ущерб.
     Страхователи – юридические лица, являющиеся владельцами источников повышенной опасности; предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами. Для юридических лиц возможно как добровольное, так и обязательное страхование, для физических – только добровольное. Юридические лица могут застраховать и собственные убытки от экологических аварий.
     Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, устанавливаемых в процентах годового оборота предприятия. При определении размера тарифных ставок помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.
     Страховое возмещение выплачивается при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном законом порядке. Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества застрахованного лица; расходы, связанные с предварительным расследованием и т.д.
     Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.
     Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.
     В договоре страхования устанавливается  страховая сумма (лимит ответственности) по каждому объекту страхования. Минимальный размер страховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается Законом РФ «О промышленной безопасности производственных объектов».
     Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.
     Возможны  случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству.
     Принципиальным  является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.
     Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.
     В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в  экологическое страхование, остальная  доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли  страховщика используется на производство природоохранной продукции и  на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль  экологического страховщика зависит  от качества природной среды, а оно  в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.
     В настоящее время бюджет Российской Федерации не позволяет в полной мере обеспечить фонды и резервы  финансовыми ресурсами. Система  внебюджетных экологических фондов в России начала создаваться в 1991-1995 гг. Внебюджетные фонды дополняют  бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей. Основные направления расходования средств экофондов – это строительство  природоохранных объектов, экологическое  образование населения, развития материально-технической  базы природоохранных органов.
     Определенные  трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных  кадров. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим  рискам необходимы данные страховой  статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям  и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик  тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как  в России уровень экологической  безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические  катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль). 

     2. Законодательство по экологическому страхованию 

     Обязательное страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховые платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов, в которых определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. В законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование, но и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств. Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.
     Действующий механизм возмещения экологического ущерба в современной России не обеспечивает полной компенсации причиненного ущерба и не гарантирует использование  даже взысканных с причинителей вреда  сумм на реальное воспроизводство и  оздоровление пострадавшего объекта  природы. Гражданско-правовая ответственность  предполагает возмещение причиненного вреда (восстановление плодородного слоя почвы, воспроизводство растительности, зверей, птиц и др.). Очень часто  в гражданско-правовом механизме  превалирует использование штрафных санкций. Однако о возмещении ущерба экологии сегодня можно говорить лишь условно. Естественные объекты  природы не имеют стоимостной  оценки, а денежное возмещение, взыскиваемое с причинителей вреда, не всегда равнозначно  возмещению в натуре. Поэтому наряду с предупредительной функцией непосредственной целью гражданско-правовой ответственности  является компенсация причиненного экологического вреда путем взыскания  доходов, которые могли быть получены при нормальной эксплуатации природных  объектов. Другой показатель неэффективности  действующего механизма - это отступление  от принципов полного возмещения экологического ущерба его причинителями. Особенно большой ущерб наносит  неполное возмещение экологических  убытков, причиняемых предприятиями  и организациями. В частности, по рыбному хозяйству компенсируется примерно 17% ущерба (без учета возмещения в добровольном порядке), а по делам о лесных пожарах - 50%.
     Такое положение противоречит гражданскому законодательству: в статье 1064 ГК РФ указано, что вред, причиняемый имуществу  юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим  вред.
     При низком правосознании и при низкой экономической ответственности  руководителей предприятий очень  сложно убедить их заключить договор  страхования. Каждый из них видит  в страховании только первую часть - затратную. А вторая часть - возможность  получения возмещения третьим лицом, понесшим убыток, их не интересует.
     Убедить предприятие застраховать свою гражданскую  ответственность может неотвратимость наступления экономических и  правовых санкций при загрязнении  окружающей среды. Каждый руководитель, сопоставив стоимость затрат по страхованию  с объемом своей ответственности, которая будет переложена на страховщика, должен решить, что выгоднее. Вопрос будет решаться в пользу страхования, если потери и отрицательные последствия  для потенциального загрязнителя природы  будут существенными.
     Необходимо  четко и подробно определить объем  страховой ответственности и  выделить экологические риски в  особый вид страхования.
     Общие черты в практике зарубежных стран  при страховании ответственности  за загрязнение окружающей среды: - исключение ответственности страховщика за убытки, причиняемые постоянными или повторными выбросами загрязняющих веществ (включая такие выбросы, которые соответствуют нормам, разрешенным законом); исключение ответственности за расходы на превентивную очистку; установление лимита страховой ответственности.
     В 1992 году принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, сохранения природных  ресурсов и естественной среды обитания человека.
     Основные  принципы охраны окружающей среды, которыми должны руководствоваться все граждане и юридические лица: приоритет  охраны жизни и здоровья, обеспечение  благоприятных экологических условий  для жизнедеятельности людей; сочетание  экологических интересов общества, 
обеспечивающее реальные гарантии прав человека на здоровую для жизни окружающую среду; соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения.

     В соответствии с указанным Законом  охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат следующие  объекты окружающей среды: - естественные экологические системы, климат, 
озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, микроорганизмы, леса и иная растительность, генофонд, природные ландшафты.

     К категории особых объектов охраны природной  среды отнесены государственные  природные заповедники, природные  заказники, национальные природные  парки, памятники природы, редкие или  находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места  их обитания.
     Законом определен экономический механизм охраны окружающей среды, в который входят в качестве основного источника финансирования экологических программ фонды экологического страхования.
     Закон «Об охране окружающей природной  среды», помимо административной и  уголовной ответственности, предусматривает  возмещение вреда, причиненного природной  среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, в полном объеме.
     Вред, причиненный нарушением природоохранительного  законодательства, возмещается в  соответствии с утвержденными в  установленном порядке таксами  и методиками исчисления размера  ущерба, а при их отсутствии - по фактическим  затратам на восстановление нарушенного  состояния природоохранной среды  с учетом понесенных убытков.
     При наличии нескольких причинителей вреда  взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.
     Достаточными  средствами для указанных целей  не обладает практически ни одно предприятие. Так, закон предусматривает проведение добровольного и обязательного  государственного экологического страхования  предприятий, организаций, а также  граждан, объектов их собственности  и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, взрывов и  аварий. Общий принцип обеспечения  возмещения убытков, причиняемых окружающей среде, должен заключаться в сочетании  обязательности участия в создании страховой защиты предприятий, загрязняющих окружающую среду, и добровольности выбора метода такой защиты.
     Проведение  страховой ответственности на случай загрязнения окружающей среды требует  соблюдения ряда условий: убытки должны быть точно определены по месту и  времени и исчислены в денежном выражении. Договор страхования  ответственности за загрязнение  окружающей среды не должен противоречить  договору страхования общегражданской  ответственности. В связи с этим страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности, строго следуют правилам: выплачивать страхователям страховое возмещение за расходы на компенсацию, присуждаемую по закону пострадавшим третьим лицам, и расходы в связи с судебной защитой; исключить из выплачиваемого возмещения штрафы; - лимитировать объем страховой ответственности только случайными событиями, исключив из него преднамеренные действия или ошибки. Западные страховые компании пытаются воздействовать на страхователя следующими путями: проводят обследование технического оборудования и организации труда, чтобы выяснить отношение администрации к возможному возникновению риска и соответствие средств по контролю за риском, которыми они располагают, установленным стандартами. Если на предприятии отсутствует контроль и необходимое оборудование или они ниже установленного стандарта, ему будет отказано в страховании; размер тарифных ставок должен устанавливаться в зависимости от величины убытков, имевших место на предприятии в предыдущие годы; при заключении договора страхования обуславливаются меры по предупреждению убытков; предусматривают в договоре страхования франшизу.
     Многие  промышленные предприятия не испытывают потребности в страховании ответственности  и страхуют только убытки, причиненные  в результате загрязнения имущества, не думая о том, что им могут  быть предъявлены иски с третьей  стороны.
     Министерством охраны окружающей среды и природных  ресурсов РФ в декабре 1992 года разработано  и утверждено «Типовое положение  о порядке добровольного экологического страхования в РФ».
     Согласно  этому положению объектом страхования  является «риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими  лицами в соответствии с нормами  гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных  угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного  договора страхования».
     Страховщик  несет ответственность в случае внезапного, непреднамеренного нанесения  ущерба окружающей природной среде  в результате аварий, приведших к  неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению  земной поверхности, сбросу сточных  вод.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.