Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и правовые основы социального партнерства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Понятие и правовые основы социального  партнерства.
     Основу  правового обеспечения социального  партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и  соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).
     Огромное  значение имеет Федеральный закон  от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"3 так как в нём обозначен состав, способ формирования, цели и права Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее РТК). Данный закон дополняют Федеральный Закон «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности»4 Федеральный закон от 01.05.1999 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"5 от 12 января 1996 года и Федеральный Закон «Об обьединениях работодателей» 6от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ

     Следует упомянуть Закон Казани «О социальном партнерстве в Татарстане» от 06.11.20037 так как данный закон регулирует осуществление социального партнёрства в Татарстане.

     В трудовом кодексе Российской Федерации  социальному партнёрству посвящен отдельный раздел в котором достаточно подробно описано осуществление  социального партнёрства. Трудовой кодекс Российской Федерации даёт следующее  определение социального партнерства: Социальное партнерство в сфере  труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.
     В энциклопедии «Социальная политика»  под редакцией Н.А. Волгина и  Т.С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как:
     - «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально – трудовой сфере и урегулированию социально – трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования»;
     - «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно – политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества». 8
     Объектами социального партнерства - являются реальное социально-экономическое  положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и  уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально  гарантированных способов получения  дохода, распределения общественного  богатства в соответствии с мерой  и качеством труда, как реально  осуществляемого в настоящий  момент, так и уже осуществленного  в прошлом. Социальное партнерство  связано с установлением и  воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы  социальных неравенств, обусловленных  разделением труда, различием места  и роли отдельных социальных групп  в общественном производстве и воспроизводстве.
     Предметом социального партнерства могут  быть отношения по поводу:
     • производства и воспроизводства  рабочей силы, трудовых ресурсов;
     • создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости  населения;
     • защиты трудовых прав граждан;
     • охраны труда, промышленной и экологической  безопасности.
     Другими словами, предметом социального  партнерства являются отношения  по поводу социального воспроизводства  населения в целом, образующих его  групп, а также воспроизводство  и развитие отдельной личности. 

     В самом общем виде социальное партнерство  в сфере труда понимается как  система взаимодействия основных агентов  рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства  при регулировании социально-трудовых отношений.
     Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.
     Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный  процесс. Это отчасти объясняется  тем, что в Российской Федерации  законодательство о социальном партнерстве  создавалось практически «с чистого  листа».
     Реализация  экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства  в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.
Сейчас  уже никто не оспаривает, что система  социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и  поддержания оптимального баланса  интересов работодателей и работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Основные принципы в социальном партнерстве.
     Закрепление в статье 24 ТК РФ принципов социального  партнерства как основополагающих положений, определяющих характер и  общую направленность правового  регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального  диалога, - важный шаг в развитии законодательного регулирования системы  социального партнерства.
     Законодатель  в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации  труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в  национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так  и работодателями, право на ведение  коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет  переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями  работников своих прав.
     Прежде  всего это нормы: Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите права  на организацию» (1948), предусматривающей  возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции  №144 «О трехсторонних консультациях  для содействия применению международных  трудовых норм», предполагающие трехстороннее  сотрудничество между представителями  правительства, предпринимателей и  трудящихся; Рекомендации №129 «О связях на предприятии» (1967) и др9.
     Приведенные в статье 24 ТК РФ принципы соответствуют  целям и задачам социального  партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.
     Принцип равноправия сторон означает предоставление сторонам социального партнерства  равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования  социально-трудовых отношений. Стороны  несут и равную ответственность  за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.
     Любая сторона социального партнерства  может начать процедуру коллективных переговоров (статья 36 ТК РФ), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (статья 37 ТК РФ), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
     Закрепление этого принципа в ТК РФ представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие  демократическим принципам.
     Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых  и есть во многом побудительная причина  для развития системы социального  партнерства.
     Сторона должна внимательно изучить позицию  партнера по переговорам для того, чтобы выявить точки соприкосновения  и найти основу для взаимоприемлемого  компромисса.
     Достичь договоренности можно только при  обоюдном желании прийти к согласию. Объединяющим фактором становится существование  и успешная деятельность самой организации. Работа в организации - источник средств  существования для работников. Успешное функционирование организации в  целом служит источником прибыли  для работодателя.
     Поэтому требования и работников, и работодателей (учредителей, участников, акционеров) должны быть сбалансированными. Работодатели обязаны заботиться о процветании  организации в целом, которое  невозможно, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями, сопротивляются внедрению новых технологий и  пр.
     Основой для заинтересованности сторон социального  партнерства в договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность, необходимые для успешной реализации социально-экономических  реформ и повышения уровня жизни.
     Принцип законности в социальном партнерстве  реализуется в трех направлениях:
     1) при коллективно-договорном регулировании  социально-трудовых отношений сторонам  необходимо соблюдать требования  законов и иных нормативных  правовых актов (при этом законными  должны быть как требования  сторон, так и способы и процедуры  разрешения противоречий);
     2) представительные органы работников  и работодателей (то есть представители  сторон социального партнерства)  должны формироваться по правилам, устанавливаемым законодательством (их компетенция определяется законами, уставами, иными внутренними документами организаций и общественных объединений);
     3) процедуры коллективных переговоров  должны проводиться по правилам, определенным Трудовым кодексом  РФ, стороны могут принимать локальные  акты, уточняющие законодательство.
     Акты, принимаемые сторонами в переговорном процессе, также должны соответствовать  законодательству по форме и по существу.
     Социальное  партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства  – правила, которым должны следовать  в ходе своей деятельности стороны  социального партнерства.
     Согласно  ст. 24 ТК РФ основными принципами социального  партнерства являются:
     равноправие сторон;
     уважение  и учет интересов сторон;
     заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;
     содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе;
     соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;
     полномочность представителей сторон;
     свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
     добровольность  принятия сторонами на себя обязательств;
     реальность  обязательств, принимаемых на себя сторонами;
     обязательность  выполнения коллективных договоров, соглашений;
     контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
     ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
     Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости  представителей работников и представителей работодателей друг от друга.
     Обеспечению равноправия сторон социального  партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,10 которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.
     Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью  органов государственной власти, органов местного самоуправления в  отношениях социального партнерства, которые выступают в них в  качестве равноправных партнеров, а  не носителей функций публичной  власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских  взаимоотношений.11
     Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны  социального партнерства не следовали  слепо своим интересам пренебрегая  интересами другой стороны, так же основываясь  на взаимном уважении друг другу.
     Принцип заинтересованности сторон в участии  в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального  партнерства, материальным продуктом  которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные  с ними отношения. В процессе его  заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.
     Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства  на демократической основе говорит  о том, что государство не может  диктовать свою волю сторонам, а  должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства  и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального  партнерства.
     Соответствующие органы государственной власти, как  правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
     Государство также содействует сторонам социального  партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
     Принцип соблюдения сторонами и их представителями  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми  актами и четко определен нормами  права. Он обеспечивается установлением  юридической ответственности сторон социального партнерства.
     Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие  представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих  юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов  социального партнерства может  устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное  с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом  социального партнерства, поскольку  права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно  у представителя, но не у представляемых им лиц.12
     Содержание  принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие  лица, в том числе и государственные  органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства  вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны  не должны принуждать друг друга к  обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.
     Принцип добровольности принятия сторонами  на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе  и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые  принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного  договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие  уровень прав и гарантий, установленный  для работников трудовым законодательством.
     В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует  включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они  в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства  определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании  анализа представленной информации, характеризующей экономическое  положение организации, компетенцию  органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, и  т.п.
     Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением  юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.13
     Контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений  социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений  между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления  постоянного контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.14
     Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного  договора, говорит о том, что стороны  должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение  трудового законодательства стороны  социального партнерства могут  быть привлечены к дисциплинарной и  административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть  заявление представительного органа работников о нарушении руководителем  организации, его заместителями  законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах  рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты  нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание  вплоть до увольнения.
     Принципы  действуют на всех уровнях социального  партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем  каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны  для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Организационно-правовой механизм социального партнерства 

     2.1 Переговорный процесс 

     Важной  частью социального диалога, как  метода взаимодействия социальных субъектов  являются коллективные переговоры.
     В нормах Международной организации  труда коллективные переговоры рассматриваются  в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного  соглашения определеного как «всякое  письменное соглашение относительно условий  труда и найма, заключаемое, с  одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной  или несколькими организациями  работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными  организациями работников или - при  отсутствии таких организаций - представителями  самих работников, надлежащим образом  избранными и уполномоченными согласно законодательству страны»15
     Коллективные  переговоры между работниками и  работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда  предусмотрела их проведение в Конвенции  Межлународной организации труда  №98 (1948 г.) “Право на организацию и  на ведение коллективных переговоров”16 которая закрепляет положение о необходимости защиты трудящихся в случае отказа принять их на работу или в случае увольнения на том основании, что они являются членами ассоциаций или принимают участие в деятельности ассоциации. Конвенция также закрепляет невмешательство организаций трудящихся и организаций предпринимателей со стороны друг друга; принцип содействия ведению коллективных переговоров на добровольной основе.
     В 1981 г. Международной организации труда приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”17. комплекс мер по развитию социального партнерства, включающий основные принципы взаимоотношений сторон социального партнерства, уровни социального партнерства, формы социального партнерства и ответственность сторон. Ратифицирована 23 июня 2010 года
     Переговоры  начинаются с письменного уведомления  одной из сторон, другая должна, получив  его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.
     Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров  и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.
     При разногласии сторон в ходе переговоров  составляется протокол разногласий, который  передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного  трудового спора, образуемой сторонами.
     Коллективные  переговоры считаются оконченными  после подписания коллективного  договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий  является началом коллективного  трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских  соглашений могут быть участниками  представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов  исполнительной власти. Последние также  представляют третью сторону переговоров  например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени  данного органа власти) и некоторые  обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а  также общества, государства. Но А.Ф. Нуртдинова высказала и иную точку  зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного договора18 

     2.2 Правовые акты  закрепления социального  партнёрства. 

     Формы закрепления социального партнёрства  определены в статье 27 ТКРФ это коллективные договоры и социально-партнерские  соглашения
     Коллективный  договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации и заключаемый работниками  с работодателем в лице их представителей19
     Сторонами коллективного договора является коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.
     Моментом  начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим  представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором  заключения и изменения коллективного  договора вправе выступать любая  его сторона, но решение об этом принимает  трудовой коллектив, профсоюзный орган.
     Проект  коллективного договора обсуждается, дорабатывается с учетом их замечаний  затем утверждается общим собранием  и подписывается всеми участниками  представительного органа. Если в  представительном органе возникают  разногласия или такой орган  не создан, то общее собрание может  принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить профоргану, разработавшему проект, на его основе провести переговоры и  заключить после утверждения  общим собранием коллективный договор  от имени трудового коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы  и не достигают согласия, каждый может от имени представляемых им работников предложить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор  в 7-дневный срок направляется работодателем  в соответствующий орган по труду  для уведомительной регистрации.
     Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих  представителей.
     Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:
     – нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.