На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, объекты, целы и методов государственного регулирования экономики. Особенности государственного регулирования экономики во время кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     На  сегодняшний момент острой проблемой  нашего государства является его  роль в экономической системе. Другая серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики.
     Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
     Количественно выразить экономическую роль государства  нелегко. Весьма грубым показателем  удельного веса рынка и государства  в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, объектов, целей и методов государственного регулирования экономики, а так  же особенностей государственного регулирования экономики во время кризиса.
     Основной  задачей стоит выяснение проблем  государственного регулирования в различных экономических системах.
1. Рыночная система
1.1 Теоретические взгляды 

     Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
     Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. 

Меркантилисты
     История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. 
 
 

Классическая  теория
     Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство».
     А. Смит был глубоко убеждён, что  экономика будет функционировать  наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». При этом доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.
     «Невидимой  рукой» А. Смит называл те экономические  силы, которые мы называем сегодня  спросом и предложением.
     Главное заключалось в том,  что для  всех  субъектов  хозяйственной  деятельности  должны  быть гарантированы основные экономические свободы,  а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. 

Кейнсианская  теория
     Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.
     Кейнс считал,  что государство должно воздействовать на рынок в целях  увеличения  спроса,  так  как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
     Вмешательство государства в регулирование  экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной  политики, которая смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производства, получившие в литературе название экономических циклов.
     Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:
– высокая  доля национального  дохода,  перераспределяемая через госбюджет;
– создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
– широкое  использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. 

Неоклассическая теория
     Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции  неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование  косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления  капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств  (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.1 
 
 
 
 

1.2 Преимущества рыночной системы 

     Основное  экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства – экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.
     Против  рыночной системы выдвигается несколько  критических аргументов:
а) её контрольный  механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;
б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу;
в) конкурентная рыночная система не гарантирует  полной занятости и стабильного  уровня цен.
     Рыночная  система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит  решения относительно того, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.
1.3 Методы регулирования рынка 

     Когда стало развиваться крупное машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой  монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная  конкуренция, которую вели раздробленные и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок.
     Капиталистические монополии начали разрушать такой  рынок: они производили учёт рынков средств производства и сбыта  продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.
     Рынок по-прежнему служит непременным элементом  нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может  обходиться без рыночной системы, которая  неизменно демонстрирует  уникальные и ничем незаменимые возможности: без  всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.
     Но  было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия  развития рыночных связей. Они оказываются  бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения  во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.
     Итоги долгого развития экономической  теории можно свести к двум простым  утверждениям:
1) рынок  способен решать главные экономические проблемы;
2) рынок  не способен решать ряд задач,  важных для общества.
     Исследования  учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно  как и негативный опыт создания планово-командной  системы в России, показали, что:
     механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;
     централизованное  планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени  приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.
     Слабость (несовершенство) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
     Назовём наиболее важные из них:
1) никто  из продавцов или покупателей  не должен иметь возможности  влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
2) среди  продавцов с одной стороны,  или покупателей, с другой, не  должно существовать сговоров  с целью выторговывания для  себя более выгодных условий  сделок;
3) всем  участникам рынка должна быть  доступна полная информация о положении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой цене продаёт);
4) все  затраты по любой сделке должны  покрываться только её участниками  и им же должны доставаться  и все выгоды от неё;
5) государство  и общественные организации не  должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
     Как правило, в условиях смешанной экономической  системы государство берёт на себя решение нескольких задач:
1) устранение  последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;
2) смягчение  неравенства доходов и богатства  за счёт их частичного перераспределения.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические функции государства
2.1 Создание и регулирование  правовой основы  функционирования  экономики 

     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
     На  основе законодательства государство  получает возможность выполнять  функции арбитра в области  экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических  агентов и применять власть для  наложения соответствующих наказаний.  
 

2.2 Антимонопольное регулирование 

     Антимонопольная деятельность государства, является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях: в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы, для контроля над их экономическим поведением и где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.
     Рост  монополии резко изменяет эту  ситуацию. В широком смысле монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предлож      Рассмотрим  важнейшие из них.
     Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.
ГРЭ в  области отраслевой и территориальной структур. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.
     Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.