На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешне торговая деятельность и пути ее реализации в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
«Белорусский торгово-экономический университет»
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа по дисциплине макроэкономика на тему:
«Внешнеторговая деятельность и пути её реализации в Республике Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студентка II курса
экономического  факультета
руководитель:
Коновалюк Р.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

 

    

    План:                                                                                                                         Стр.
    ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I РАЗДЕЛ: Теоретический аспект внешнеторговой политики
1.1 Сущность  внешнеторговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Роль  государства во внешней торговле  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7
1.3 Свободная  торговля и протекционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Механизмы  регулирования внешнеторговой деятельности . . . . . . .. . . . . . . 13
II РАЗДЕЛ: Анализ внешнеторговой деятельности РБ в 2010-2011гг
2.1 Внешнеторговые тенденции развития на 2012 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Состояние  внешней торговли Беларуси в период 2010-2011гг. . . . . . . . . . 21
2.3 Стратегия  развития внешнеторговых отношений  в Беларуси . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Темой курсовой работы является: «Внешнеторговая политика и механизмы её реализации». Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству. Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования внешнеторговых отношений, анализ особенностей внешней торговли, выявление основных проблем, тенденций развития и направления совершенствования функционирования внешней торговли.
       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть, понятие, сущность внешнеторговой политики
    рассмотреть виды внешней торговли
    определить место и роль внешнеторговых отношений в экономике страны
    проанализировать развитие внешнеторговых отношений в РБ
    оценить состояние РБ в период 2010-2011гг.
    выделить основные направления совершенствования внешней торговли
 
        При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты РБ, статистические материалы. 
 
 
 

       I РАЗДЕЛ: теоретический аспект.
       1.1 Сущность внешней  торговли.
       В условиях научно-технической революции  для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно не обращают внимание на экономические, а часто и политические границы, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п., с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
       Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.[7]
       Внешнеторговая  политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.
       Поскольку внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внутренними  аспектами хозяйственного развития, её главной задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.
       На  протяжении ХХ века изменялись принципы и подходы к осуществлению внешнеторговой политики, а, следовательно, и практики государственного регулирования этой сферы хозяйственной деятельности. Так до первой мировой войны (1914-1918) в странах с рыночной экономикой фактически отрицалась необходимость государства в экономические процессы. Среди экономистов и политиков господствовали воззрения сторонников неоклассической школы, которые в целом придерживались формулы А. Смита о ведущей роли «невидимой руки» рынка. Затем, с 30—40-х годов, приоритет получают воззрения адептов теории Кейнса, выступающего с позиций государственного регулирования сферы производства. Наконец, в 70-80-х годах на первый план выходят приверженцы монетаристских концепций чикагской школы, во главе с М. Фридманом, который считал приоритетным использование государством механизмов воздействия на экономику в целом и внешнеторговую политику через сферу обращения.
       Сегодня можно говорить о своеобразном синтезе  всех вышеперечисленных направлений теоретического осмысления практики товарообмена между государствами. Поэтому в арсенале средств воздействия на состояние внешней торговли страны, которым располагает то или иное правительство, находятся самые разнообразные макроэкономические инструменты.
       Необходимо  отметить также наличие двух основных тенденций в современной внешнеэкономической политике: переход государств к открытости экономик, то есть либерализация режима внешней торговли, с одной стороны, и сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости от мирового рынка, т.е. осуществление протекционистских мер с другой.
       Следует иметь в виду, что выбор данной страной того или иного средства регулирования внешней торговли зависит от внутриэкономической ситуации и положения на мировом рынке, а в более конкретном плане – от целого комплекса факторов. Таких как:
      обострение конкурентной борьбы;
      дестабилизация валютных курсов;
      дефицитность платёжных балансов;
      внешняя задолженность стран с переходной экономикой и развивающихся государств и т.д.
       Набор  средств государственного регулирования  внешней торговли постоянно расширяется, что обусловлено интернационализацией хозяйственной жизни и появлением новых сфер МЭО, например, информационного обмена или сервисной, «невидимой» экономики услуг.
       Базовыми  условиями для осуществления  мероприятий по регулированию внешней торговли выступают формирование правового поля как комплекса международно-правовых актов, создание системы внешнеэкономической информации, особенно для небольших по размерам компаний, возможности которых в поиске зарубежных партнёров ограничены, а также совершенствование методов обучения и подготовки кадров, способных эффективно работать в этой сфере МЭО. [3]
             
 

       1.2 Роль государства  во внешней торговле
       Роль  государства во внешней торговле может быть разноплановой.
       1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.
       2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    
       3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.
       Рассмотрим  более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:
       Субсидирование  экспорта.
       1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами 2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.
       3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.
       4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.
       5. Скрытые формы субсидирования экспорта:
       а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;
       б) скидки с транспортных тарифов.
       Государственное кредитование и оказание помощи.
        1. Оказание помощи промышленно  развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно развитые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. 2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране. 3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;
       4. Кредитование государством экспорта  совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что активно практикуется в Англии.
       Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространенных форм поддержки экспортеров государством.      
       1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам — обычно 1 % от суммы сделки;
       2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятельности национальных экспортеров, инвесторов.
       Так, в Японии в 1951 году была создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд. йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки информации о внешних рынках для японских экспортеров, организации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [8]
       Поддержание конкурентоспособности отечественных  экспортеров. Все вышеперечисленные  формы форсирования экспорта с той  или иной степенью уверенности можно  было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.
       1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.
       2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.
       Как можно было заметить, расходы государства  на различные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, увеличением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономического потенциала страны.
       Ограничения, заложенные в механизме платежей.
       1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное правительством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.
       2. Валютные ограничения:
       1) существование нескольких валютных курсов;
       2) продажа валюты под строго ограниченный список товаров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя купить валюту под другие программы;
       3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, заниженному, что равносильно введению дополнительного налога;
       4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.
       3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, государство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.
       Из  всего вышесказанного следует, что  арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров. [5] 

       1.3 Свободная торговля  и протекционизм
       Политика  свободной торговли (англ.- free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для её теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
       На  страницах своей книги английский экономист рассматривает человеческое общество в качестве всеобщего менового союза, членам которого, т.е. людям, органически присуще стремление к торговле. Поэтому обмен товарами между странами на основе разделения труда является неотъемлемой чертой экономических отношений. В таком случае государство выступает лишь как наёмный агент товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса, прежде всего своим невмешательством в хозяйственные процессы.
       Отражением  глобального процесса либерализации  внешней торговли служит возникновение  обширных региональных зон «свободной торговли» на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритред способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Хотя не следует забывать о том, что современное понимание свободной торговли связано не с тотальным самоустранением государства от участия в экономике, а поиском наиболее оптимальной схемы такого участия без ущерба для деятельности всех хозяйствующих субъектов.
       Традиционно в экономической теории свободная  торговля противопоставляется политике протекционизма (от англ. Protection – защита), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций.
       Несмотря  на то, что ведущей тенденцией МЭО  повсеместно признаётся переход  всё большего числа стран к  политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым навязыванием производителями своих интересов под вывеской национальных.
       Среди факторов, заставляющих правительства  вводить комплекс мер по регулированию  ВЭД, необходимо выделить следующие:
       1. Защита формирующихся отраслей экономики с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний.
       2. Поддержка «старых» неконкурентоспособных  на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа.
       3. Борьба с демпингом и другими  способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику.
       4. Снижение степени воздействия  колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику. Этот фактор особенно актуален для стран – экспортёров сырья и природных ресурсов.
       5. Увеличение доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом  осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.
       К отрицательным чертам протекционизма относятся:
       1. Возрастание чистых потерь в  уровне благосостояния населения.  После введения импортных пошлин  покупатели вынуждены платить  за ввезённый товар более высокую  цену. Это сокращает размер потребительского  излишка, который мог бы пойти на инвестиции.
       2. Возникновение международного множительного  эффекта, который связан с цепной  реакцией введения тарифных ограничений  всё большим количеством стран.
       3. Сохранение в национальной экономике  неэффективных отраслей и предприятий.
       4. Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере.  «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации  ВЭД.
       Таким образом, давая временный, тактический  выигрыш государству, вводящему  у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане  является безперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа. [3] 
 
 
 

       1.4 Механизмы регулирования внешнеторговой деятельности
       Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
       Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
       Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
       К методам внешнеторговой политики относится  также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
       Таможенный  тариф — основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
       Таможенный  тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
       Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
         До определенного момента таможенный  тариф — может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.
       Среди множества классификаций таможенного  тарифа можно отметить следующие  наиболее распространённые и часто  применяемые на практике виды:
       1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — в виду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.
       2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза.
       Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
       В международной практике к таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.
       Воздействие тарифа на экономику отдельных стран  различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике  страна считается малой, если изменение  спроса с её стороны на импортные  товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.
       В результате введения тарифа любой страной  возникает несколько экономических  эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.
       Введение  тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.