На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система управления в период думской монархии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение
  высшего профессионального  образования
«Сибирская  академия государственной  службы» 

Институт  переподготовки специалистов
кафедра
  Гуманитарных основ государственной службы
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
Система управления в период думской монархии
 
  Выполнил:
  Минор Дмитрий  Владимирович ГМУ,
Гр. 10208
  Проверила: Амелина В. В.
Доцент кафедры,
к.и.н., доцент
 
 
 
Новосибирск  2011
 

Содержание 

Введение 3
    Предпосылки образования конституционной монархии
4
    Система государственного управления с 1905 года
8
      Высшие законодательные учреждения
8
      Высшие административные учреждения
12
      Высшие судебные учреждения
16
      Центральные органы государственного управления
16
      Органы местного самоуправления
22
    Изменения в госаппарате в годы первой мировой войны
25
Заключение 27
Список  использованной литературы 29
Приложение  
 
 
 
 

Введение
    Вот уже почти сто лет прошло со времен гибели Российской Империи, но до сих пор события тех времен приковывают внимание современников,  будь-то историки или политические деятели. И это вполне объяснимо, ведь конец XIX-го, начало XX-го веков насыщены как политическими, так и социальными переменами в обществе, несущими в себе важный исторический опыт. Безусловно, самым значимым событием является Великая Октябрьская Революция 1917 года и предшествовавшая ей Февральская революция, в ходе которой произошла смена формы государственного правления на Республику.  Но давайте обратим свое внимание не на политические события, а на то, как они повлияли на общество и в частности на систему государственного управления. Ведь невозможно представить себе государство без государственного аппарата. И от того на сколько четко и правильно он функционирует, зависит и благосостояние народа.
    Понимание принципов работы и взаимодействия органов власти, позволяет более эффективно воздействовать на общество для достижения определенных целей. Для управления огромной страной самовластному монарху требовалось большое количество чиновников и подчиненных.
    Но  нельзя забывать, что система управления зависит и от формы государственного правления. Российская империя с момента её провозглашения Петром I Великим в 1721 году считалась самодержавной монархией. Глава империи обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью. Но  с 1905 года, в истории России, начался период так называемой «думской монархии». Власть монарха была в той или иной степени ограничена избираемой населением Государственной Думой.
    Это безусловно повлияло на систему государственного управления того периода, в чем нам и предстоит разобраться. Попробуем подробнее рассмотреть систему органов государственной власти, её функционирование, взаимодействие и воздействие на общество. Путем изучения исторической литературы, установим последовательно, значимость и систему структурных связей государственного устройства, периода думской монархии. Для анализа будем использовать структурно-функциональный метод, который позволит рассмотреть государственное управление как систему, состоящую из ряда элементов, отличающихся своими функциональными свойствами, но в совокупности выполняющих общую функцию. 
 

    
    Предпосылки образования конституционной монархии
    Политико-правовые факторы, приведшие к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться  задолго до событий 1905 г. и создания Государственной Думы. Вступивший на престол в октябре 1894 года молодой император Николай II был человек глубоко религиозный, искренний патриот, скромный и приветливый в личных отношениях. Он меньше всего хотел и меньше всего готов был проводить политические реформы. Николай II был убежденным сторонником самодержавия, статус ограниченного в правах государя не соответствовал его характеру, воспитанию и мировоззрению. Однако русское общество ожидало от нового царя поворота от охранительно-реакционной политики Александра III к либеральным принципам «эпохи великих реформ».
    Продолжая начатую при Александре III политику руссификации, правительство Николая II попыталось распространить ее и на Финляндию, которая до тех пор пользовалась полным самоуправлением. Мероприятия правительства, нарушавшие финляндскую конституцию и установленный в стране правовой порядок, вызвали в Финляндии всеобщую оппозицию, отчуждение от России и сепаратистские стремления.
    На  рубеже XIX и XX вв. оппозиционное движение против правительства так называемое «освободительное движение», быстро распространяется по всей России. Первые широкие проявления оппозиционного движения начались в студенческой среде. В самом начале XX века на арену политической борьбы выступает рабочий класс, усиленная агитационная работа интеллигентских социалистических кружков пробуждала в рабочих интерес к политике и увлекала их на путь политической борьбы. В 1901 году в Петербурге и в ряде южных городов были устроены первомайские демонстрации рабочих, которые потом с каждым годом повторялись всё в больших размерах. Организованная в этом же году, Партия социалистов-революционеров  вносит в политическую борьбу новый элемент — индивидуального террора. В апреле 1902 года «боевой организацией» партии эсеров был убит министр внутренних дел Сипягин.
    Год за годом волна революции нарастала. Все новые и новые происшествия революционного характера вспыхивали по всей империи. В стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах так уже в 1901 году прошло сто двадцать стачек, в 1903 г. проводится всеобщая забастовка. Учащаются крестьянские бунты. Весною 1902 года в Полтавской и Харьковской губерниях происходит вспышка аграрного движения, в ходе которой крестьяне нескольких уездов разграбили около 80-ти помещичьих «экономии» и сожгли две усадьбы.1 В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности“, которое ставит перед собой задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью. В 1903 году происходили большие рабочие забастовки в ряде южных городов, забастовки сопровождались уличными демонстрациями и столкновениями с войсками и полицией.
    Начавшаяся  в январе 1904 года война с Японией, хоть и отвлекла внимание русского общества от внутренней политической борьбы, еще более усилила и обострила противоречия, существующие в обществе. Прежде всего, японская война не была популярной, она рассматривалась как «авантюра» «царизма» или «придворной камарильи», а начавшиеся вскоре военные неудачи вызвали частью патриотическое негодование против бездарного правительства, а частью злобную радость по случаю того, что оно себя всё более и более дискредитирует. Неудачный ход войны оживил и усилил оппозиционное настроение и революционное движение.
    В августе 1904 года, после убийства В.К. Плеве, новым министром внутренних дел был назначен кн. П. Д. Святополк-Мирский. Он вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний. Начался период "политической весны". Печать стала свободно критиковать бюрократический строй и обсуждать вопрос о необходимости коренных реформ. В ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. Правительство в ответ на это давление издает в декабре 1904 года Манифест, в котором обещается ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В манифесте были, однако отвергнуты притязания земцев на вхождение в Государственный совет.
    Расстрел  демонстрации 9 января 1905 года и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса. Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в “Союз союзов“, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.
    Несмотря  на упорное противодействие верховной  власти и ее ближайшего окружения  любым изменениям в государственном  устройстве, Николай II оказался перед выбором: или вступить на путь реформирования российской государственности, или поставить под угрозу само существование режима.
    На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные Государственные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.
    Споры о том, стала ли Россия конституционной монархией, начались сразу же после опубликования манифеста 17 октября 1905 года. Русские либеральные юристы склонны были именно так рассматривать новый политический порядок. Большинство из них считало, что законодательная власть была разделена между царем и Думой, любой закон мог вступить в силу лишь в случае одобрения его последней.
    «В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию.
    Авторитетный эмигрантский исследователь профессор В.В. Леонтович наиболее четко охарактеризовал либеральную точку зрения: Манифест 17 октября — это “переход к конституционному строю”, а новые Основные законы — это дуалистическая непарламентская конституция».2
    В начале ХХ века правительство, в лице императора Николая II, предстало перед неразрешимой задачей. С одной стороны оно всячески старалось сохранить самодержавие, а с другой удовлетворить требования революционно настроенного общества. Отправной точкой в решении этой проблемы стал обнародованный 17 октября 1905 «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка». С этого времени в системе управления появляется принципиально новый орган государственной власти.
    Упустив шанс взять инициативу реформ в свои руки, верховная власть подтолкнула общество на революционный способ решения накопившихся проблем. Главным результатом революции 1905-1907 гг. стало то, что император был вынужден, скрепя сердце, согласится на конституцию и парламент. В 1905—1906 гг. в России было проведено преобразование государственного строя. Был создан двухпалатный парламент с законодательными полномочиями, ограничивший власть императора.
    Сначала царский манифест от 6 августа 1905 года объявил о создании в России законосовещательной Думы, так называемая «булыгинская дума», которая так и не была созвана. Большевики отказались участвовать в выборах, и призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту и вооруженному восстанию. Царское правительство вынуждено было уступить и издать Манифест 17 октября 1905, в котором Николай II заявил о «даровании» народу гражданских свобод и обещал признать за Думой законодательные права.
    
    Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 года, Государственный совет был преобразован из законосовещательного в законодательное учреждение. 23 апреля 1906 года были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции. В них устанавливалось, что "Государь Император осуществляет законодательную власть в единении и с Государственным Советом и Государственною Думою".3
     Через 4 дня после выхода основных законов, собрались первая Государственная дума и обновленный Государственный совет.
    Система государственного управления с 1905 года
    Для более полного и наглядного представления системы управления в период думской монархии, лучше всего изобразить её схематически (Приложение №1). 
     
      Высшие законодательные учреждения
    Во главе иерархической пирамиды государственного аппарата, законодательные учреждения, безусловно, занимают первоочередное значение. И естественно в монархическом государстве главенствующее место занимает Император – глава государства, политический и моральный лидер нации. Последний император Николай II обладал верховной самодержавной властью и официально титуловался «Его Императорское Величество» а в сокращенной форме «Государь».
    Полномочия императора были безграничны, и по сути все функции государственной власти по правообразованию, целесообразной административно-исполнительной деятельности в пределах закона и отправлению правосудия исполняются, безраздельно и без обязательного участия других учреждений, главой государства. Фактически же он передавал осуществление некоторых управленческих функций определённым органам, действующим от его имени и его властью. Помимо прочего император считался и верховным главой Православной церкви, властвуя над ней через собрание епископов — Святейший синод.
    С апреля 1906 года власть императора была законно ограничена, и с его согласия, законодательной властью так же стали обладать Государственный Совет и Государственная Дума. 
    Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
    27 апреля 1906 года в России начала работать Государственная Дума. Она была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. Фактически Дума была нижней палатой парламента.
    Основой законодательной компетенции Государственной Думы служил п. 3 Манифеста 17 октября 1905 года, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 года: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя императора».
    К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях; дела вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей, в местностях, где не введены земские учреждения и о повышении земского и городского обложения.
    Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если "эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению".
    Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного совета. В перерывах между заседаниями Государственной думы, законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы или если её не примет Государственная дума, либо Государственный совет.
    Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.
    Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее одной третьи её членов. Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору "О занятиях Государственной Думы". Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.
    Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии, как бюджетная, финансовая и др. Избирали также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях.
    Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного совета.
    Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом “Учреждение Государственной думы”, по которому устанавливали срок деятельности Думы 5 лет. Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.
    В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала. Выборы были многоступенчатыми и проводились по четырем неравноправным куриям: рабочей, городской, земледельческой и землевладельческой. Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов.
    Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года "О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона. Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.
    В 1906 году Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы. «Были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов)».4 Финляндский сейм избирал 2 человека.
    Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января.
    Выборные члены Государственного совета избирались на 9 лет, за исключением членов от губернских земских собраний. Каждые 3 года обновлялась одна третья состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признавалась одна треть Государственного совета.
    После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент для рассмотрения дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель. Так же Государственную канцелярию; Финансовую комиссию для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев. Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря.
    Государственная канцелярия была учреждена как структурное подразделение Государственного совета. После преобразования в 1906 году, в составе Канцелярии были образованы отделения: личного состава и общих дел, первое по делам законодательства, второе по делам законодательства, финансов, общего собрания, свода законов и отделения, управлявшие делами двух особых присутствий, во главе каждого из которых стоял статс-секретарь.
    Через государственную канцелярию проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном совете. Они поступали на имя государственного секретаря и после определения, подлежит ли данное дело ведению Госсовета, распределялись по соответствующим отделениям канцелярии для подготовки рассмотрения в соответствующих департаментах Государственного совета. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.
    «Всероссийскую поддержку парламенту оказывали земские и городские съезды. Такая поддержка стала еще более эффективной с образованием в 1915 году Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза и созданием их объединенного комитета «Земгора» под председательством Г.Е. Львова».5 

      Высшие административные учреждения
    Высший  исполнительным органом власти Российской империи являлся Совет министров. 19 октября 1905 г. был опубликован Манифест о преобразовании Совета министров. До этого Совет министров был совещательным органом при императоре. Теперь на него возлагались «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
    Совет министров стал постоянно действующим  органом. Функции упраздненного  в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Это был правительственный орган во главе с председателем Совета министров. Председатель имел право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры должны были согласовывать с ним свои действия, сообщать ему «безотлагательно сведения о всех  выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях».6
    Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императором, здесь он не был связан парламентским большинством. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.
    Наряду с Советом министров, в области управления действовал и Правительствующий сенат. В ходе своего многолетнего существования со времен Петра I, Сенат был не однократно преобразован. И к 1905 году в составе Сената входило пять департаментов, три из которых занимались административными вопросами.
    Сенат действовал в виде департаментов, общих собраний и соединенных присутствий. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената. Указы его «исполняются всеми подчиненными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или именной его указ может остановить сенатское повеление».7
    Сенаторы избирались непосредственно императором, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишаясь своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составляют сенаторы кассационных департаментов.
    Хоть и во главе исполнительных органов государства становятся министерства, закон по-прежнему признает Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Таким образом, Сенат силою вещей обращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора за законностью, каким его в проектах 1788 и 1793 гг. хотела сделать Екатерина. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
    В первом департаменте производились дела административного характера. Таких как, сложение недоимок, возврат денег, неправильно поступивших в казну, разрешение разногласий между государственным контролем и теми учреждениями или должностными лицами, на которых сделан начет. Дела казенного управления: утверждение торгов, споры между министерствами о казенном имуществе. Утверждение в должности мировых судей, уездных кадиев. А удостоверение прав состояния (сословных): переходы из одного состояния в другое; удостоверения в принадлежности тому или другому состоянию; ведение гербовников, производство в чины за выслугу лет, были в ведении частью первым департаментом, частью департаментом герольдии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.