Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы мастерства публичного выступления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    План:
    1. Структура публичного выступления.  Части (этапы) речи, их функции  и задачи оратора. Переходы  между частями.
    2. Эпидейктическая речь, ее особенности  и принципы ведения.
    3. Аргументирующая речь. Планирование  и тактика основной части. 
    4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
    5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция. 

    1. Структура публичного  выступления. Части  (этапы) речи, их  функции и задачи  оратора. Переходы  между частями.
    Ораторская  речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая  речь  будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
    Чем выше умение использования  обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной  речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он  выступает перед аудиторией,  должен быть хорошим  актером.
    Классическая  структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и   сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
    Теперь  поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они  из себя представляют.
    ВИДЫ  ВСТУПЛЕНИЯ
    1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная  концепция  в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
    2. Негативное. Опровергает какую-либо  мысль, идею или концепцию без  альтернативно
    3. Аналитическое. Не навязывает  слушателям, какую то конкретную  позицию, а предлагает вместе  исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение
    4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию.  Сбивает со стандартного, стереотипного  пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.
    5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую  включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
    ВИДЫ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
    1. Логическое. Опирается на рациональное  мышление, подводит аудиторию к правильности идеи.
    2. Информационное. Приводится справочный  материал, статистические данные, факты. 
    3. Эмоциональное. требует от оратора  большой самоотдачи и актерского  мастерства. Иногда правильность  идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
    4. Отсылочное.  Опытный оратор при  публичном выступлении, как правило,  опирается на заранее заготовленные  тезисы, в качестве подтверждения  ценности и правильности своей  позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может  спасти положение даже при некоторых  недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
    По  классической схеме ораторского  искусства:
    1. Оратор подводит итог выступлению,  объясняя, ради чего оно затеяно.
    2. Кратко повторяет основные мысли  своей речи.
    3. Призывает публику к конкретным  действиям по реализации своей идеи.
    4. Еще раз на наивысшем эмоциональном  накале кратко (возможно использовать  шутку цитату афоризм) излагает  главную идею выступления. 
    Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть. 
    Тезисная  форма и план выступления
    Тезисная  форма – скелет выступления, его  краткий сюжет, в котором фиксируются  основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис - совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии со структурой речи.
    Слово – мощное орудие, с которым следует  обращаться очень бережно, так как  оно может не только вдохновлять  на великие дела и поступки, но и  привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошо известно на примере фашистской Германии.
    Не  возможно построить процветающее и  достойное общество, опираясь только на материальные блага.
    Культуры  речи, даёт возможность обществу гармонично развиваться.
    Культура  речи позволяет сохранить свою самобытность, но вместе с тем способствует рождению диалога между различными культурами.  

    2. Эпидейктическая  речь, ее особенности  и принципы ведения.
    Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью  создание у адресата определенного  эмоционального состояния, определенного  настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.
    По  назначению эпидейктические речи можно  разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче. Именно поэтому выговор должен быть назван оценочным жанром (его главная задача — порицание), а извинение — речью по поводу (здесь главное — именно реакция на событие, а не оценка).
    К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям. Лучший вариант хулительной речи — речь-обличение, которая имеет целью выявить в предмете (человеке, явлении) отрицательное (постыдное), представить его на суд слушателей, заклеймить позором и сформировать в слушателях чувство справедливого презрения, негодования и даже желание противостоять злу.
    Более популярны речь-порицание, критика, протест, назидание, куда хула входит составным  содержательным элементом. Но целью  этих речей является не столько создание отрицательного настроения слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой.
    Худший  вариант хулительной речи — оскорбление, имеющее целью заставить адресата испытывать отрицательные эмоции или  возбудить в слушателях ненависть  к предмету речи. К несчастью, следует  признать, что такая речь довольно часто встречается в реальной действительности. Примером тому служат многие речи В. Жириновского.
    Хвала и хула в эпидейктической речи являются двумя сторонами одной  медали: и та, и другая выступают  как топосы, объединяющие аудиторию. Хвала — положительный топос, то, что мы вместе одобряем; хула — отрицательный топос, то, что мы вместе осуждаем. Именно поэтому в эпидейктической речи очень важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.
    Поводом (типической ситуацией) для произнесения эпидейктических речей по случаю является торжественное событие, поэтому они иногда называются торжественными речами. К торжественным ситуациям можно отнести дни рождения; вручение (получение) наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и т. п. Наиболее распространенными жанрами эпидейктических речей этой разновидности являются поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой эпидейктической речи может выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества (например, напутственное слово, приветственное слово), или многолюдное собрание, где конкретный виновник не предполагается, а в центре находится само событие, его смысл и значение для аудитории, его положительная оценка (например, вступительное слово, речь на презентации).
    Таким образом, содержание эпидейктической  речи — это информация особого  рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное (чаще всего положительное) отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи — это оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи, а также ценности общающихся (оратора и аудитории).
    Структуре эпидейктической речи так же, как  и содержанию, присущи определенные особенности. В начале эпидейктической  речи по случаю принято сообщать об этом случае (о поводе). При этом совершенно не нужно прибегать к пространным  описаниям, достаточно сказать: "поздравляя сегодня нашего юбиляра…" или "открывая конференцию молодых ученых…." или "сегодня у нас праздник.…".
    Во  вступлении также должна быть сформулирована задача речи.
    Далее, в основной части, тезис развивается  и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например, описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение — обоснование тезиса.
    Наиболее  продуктивным для эпидейктической  речи является построение доказательного рассуждения, при котором речь делится на части (микротемы), представляющие собой единство подтезиса и аргументов.
    Специфика структуры эпидейктической речи особенно проявляется в ее заключительной части, т. к. ни одна другая речь не заканчивается пожеланиями. Пожеланиями адресату всяческих благ, вытекающих из содержания речи, завершаются речь-поздравление, похвальное слово, торжественное слово, благодарственная речь, речь по поводу знаменательного события.
    Пожеланиями могут заканчиваться и речи, не обращенные к непосредственному виновнику торжества, — речь на презентации, открытии/закрытии чего-либо. В этом случае слова обращены к аудитории и связаны с событием, о котором шла речь.
    В пожеланиях заложено побуждение быть достойным похвалы, соответствовать созданному образу, стремиться к совершенству и достижениям. Поэтому иногда эпидейктические речи (приветственное слово, поздравление, похвальное слово) могут завершаться прямым призывом, но не к конкретным действиям, а вообще к добрым и правильным делам.
    Специфика эпидейктической речи проявляется  и в языковом воплощении. Содержание торжественной речи — оценочная  информация, преувеличение — предполагает использование эпитетов, оценочной  и экспрессивной лексики, сравнений, метафор и других тропов и фигур — всего арсенала средств торжественного, высокого стиля.
    И наконец, эпидейктическая торжественная  речь требует в меру торжественной  тональности произнесения. Речь должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношение предмета речи, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И конечно, невозможно представить себе эпидейктическую речь прочитанной по бумажке. 

    3. Аргументирующая  речь. Планирование  и тактика основной  части.
    Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления  в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.
    Убеждать  можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
    Убеждающая  речь.
    Убеждает  в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора  – убедить в правильности тезиса.
    Разновидности убеждающей речи:
    – выступление в научной и политической дискуссиях;
    – выступление за круглым столом.
    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
    – речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;
    – необходимо избегать эмоциональной  перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);
    – речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
    – необходимо использовать короткие фразы;
    – эффективно индуктивное построение речи;
    – психологические доводы эффективнее  логических.
    Побуждающая речь.
    Убеждает  в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда  действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает  через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
    Разновидности убеждающей речи:
    – речь на митинге;
    – речь на предвыборном собрании;
    – прямой призыв к действию;
    – речь-протест.
    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
    – нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;
    – речь должна приводить аудиторию  к согласию;
    – должна вызывать интерес;
    – должна учитывать, может ли аудитория  совершить действие;
    – должна завершаться прямым призывом к действию.
    Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления.
    Цель  – эмоционально доказать один тезис  и побудить аудиторию к действию.
    Разновидности митинговых выступлений:
    – выступление с политическим призывом;
    – выступление с протестом;
    – предвыборные выступления;
    – призыв к действию.
    Особенности митинговой аудитории.
    – многочисленность, следовательно, понижение  интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);
    – разнородность, поэтому нужно ориентироваться  на более низкий уровень;
    – неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;
    – сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;
    – сильная восприимчивость к эмоциональным  призывам: аудитория быстро реагирует  на простые, легко выполнимые, эмоциональные  призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);
    – затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория  не думает, не хочет напрягаться, логически  рассуждать;
    – высокий уровень внушаемости: аудитория  очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.
    Эти особенности предъявляют высокие  требования к оратору и выступлению.
    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
    – решительность изложения;
    – повышенная громкость;
    – заметная эмоциональность оратора;
    – краткость (2–3 мин);
    – использование коротких фраз;
    – афористичность;
    – отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;
    – критика иной точки зрения;
    – оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);
    – практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);
    – выражение общих интересов: использование  позиции «мы» (я выступаю от...; я  представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);
    – нельзя повторяться, нужно развивать  или опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;
    – необходимо говорить о сегодняшнем  дне, а не о прошлом;
    – конкретно называть недостатки и  виновных;
    – выявлять причины неблагополучия;
    – позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?». 

    4. Информирующая речь, ее разработка  и исполнение.
    Информационная  речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и  явлениях объективного мира.
    Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.
    Среди информационных речей выделяются две  большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.
    Таким образом, цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей — доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.
    В конкретных ситуациях цель сообщения  информации реализуется в различных задачах, что предполагает разновидности информационной речи — ее жанры: сообщение информации о себе — представление, сообщение информации о предмете или явлении — объяснение, о способах выполнения действия — инструкция, о событиях или фактах — сообщение и т. д.
    Цель  второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки  зрения. В этом случае оратор не имеет  выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого  человека (это может быть только в сверхзадаче), а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства. Причем первичные жанры в основном и сводятся к выражению либо своей положительной оценки (согласие, разрешение, одобрение), либо отрицательной оценки (отказ, обвинение, осуждение, предупреждение). Важно обратить внимание, что в отличие от вторичного жанра обвинительной речи первичное обвинение не ставит целью убеждение аудитории, а лишь констатирует наличие некоторого антиобщественного явления. Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий. Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед. Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.
    Интересной  разновидностью информационной речи этого  вида является провокационная речь. Провокационная речь — это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой  ответной информации — или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о «выпытывании» информации). Иными словами, в этом случае оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или событию или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата некоторой информации, которую тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить.
    Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего  мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия. 

    Интерес для информационной речи — настолько  важная категория, что о ней следует  сказать особо. Интерес — это  избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей. Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные и инициативные. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей, поскольку именно это явится условием творческого переосмысления информации.
    Единственный  жанр, который не нацелен прямо  на непосредственную связь с сегодняшними интересами слушателей — это научно-популярная лекция. Только в нем возможна постановка «вечных» проблем, рассуждение об общих  вопросах. Однако и здесь должно быть вступление, которое бы указывало на актуальность и важность рассматриваемой проблемы. Отличие от других жанров состоит в том, что в этом случае речь идет не о личной (или групповой) актуальности для слушателей, а о важности этой проблемы для общества, государства, человечества.
    Основной  принцип построения информационной речи — последовательное и ясное  изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и  полному рассмотрению предмета речи.
    В любом случае ощущение поступательного движения речи должно быть очевидным для аудитории. Именно поэтому построение подробного плана-конспекта для информационной речи важно как ни для какой другой. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.
    Цель  речи данной – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом  должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая  речь для оратора.
    Разновидности информационной речи:
    – доклад (научный, деловой);
    – монолог учителя;
    – лекция;
    – отчет;
    – сообщение инструкции;
    – объявление о предстоящем событии.
    Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
    – нужно показать нерешенные вопросы;
    – не должно быть ничего спорного, неразрешимого;
    – речь должна пробудить любознательность;
    – дать исчерпывающую информацию;
    – должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;
    – должна содержать много конкретных фактов;
    – должна содержать сопоставление  старого и нового, нужно вести  слушателей к новому, отталкиваясь от старого;
    – должна содержать элементы драматизма;
    – включать не больше 2–3 разделов, пунктов  плана;
    – требует рационального изложения  материала;
    – требует логически безупречной  аргументации;
    – нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи. 

    5. Как готовиться  к публичному выступлению.  Общие рекомендации. Как произносить  речь. Мимика и  жестикуляция.
    Подготовка  речи – (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно  планировать, правильно выбирать его  место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.
    Вхождение в контакт – важно почувствовать  состояние, настроение аудитории, освоиться  самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно  расположить слушателей к себе и  обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.
    Концентрация  внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.
    Поддержание внимания – к приемам поддержания  внимания во время общения нужно  обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.
    Аргументация  и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.
    Завершение  выступления – это критический  момент в выступлении и нужно  сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.
      Первые два этапа входят в  докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению, которая является не менее ответственным, чем последующие. А все остальные – коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.