На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разделения властей в правовом государстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
 
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА»
                        
                       КАФЕДРА государственного и муниципального управления
        
                                  КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине Введение в профессиональную деятельность
на тему: «разделения властей в правовом государстве» 

                                                                                   Выполнила:
                Студентка 1 курса, 101 группы,
                очной формы обучения,
                специальности государственного и муниципального управления,

                                                                           Хохлова Виктория Сергеевна

                                                                      Руководитель доцент М.М. Мокеев

 
                                                 Саратов 2011г.
                                                    Введение
  Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
 Разделение  законодательной, исполнительной  и судебной властей является  одним из важнейших принципов  организации государственной власти  и функционирования правового  государства.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых  властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. 

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Вопрос  «разделения властей в правовом государстве» для Российского государства  является достаточно актуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель — создание правового государства.
  Правовым  государством может быть признана такая  организация политической власти в  стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует  строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.
  Вполне  естественно возникает вопрос: как  построить такое государство, как  должен быть организован и на каких  принципах должен функционировать  государственный механизм?
  Известно, что власть всегда стремится к  саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
  Данная  курсовая работа посвящена исследованию «разделения властей». Указанное  словосочетание несет в себе двусмысленное  значение:
  Во-первых, «разделение властей», как теория организации гражданского общества;
  Во-вторых, «разделение властей», как один из принципов функционирования современного правового государства.
  Речь  идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей  — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился  бы в неограниченного и всесильного  повелителя, издающего законы, обеспечивающего  их исполнение и наказывающего за непослушание.
  Именно  поэтому принцип разделения властей  отнесен к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Составными частями механизма  власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.
  Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны  как зарубежных, так и отечественных  теоретиков права.
  Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих  фундаментальное влияние на представление  о цивилизованном устройстве человеческого  общежития.
  Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать  материал в соответствии с основными  задачами исследуемой темы:
  - рассмотреть историческое развитие  теории о разделении властей;
  - проанализировать законодательную,  исполнительную и судебную власть  в отдельности;
  - изучить развитие принципа разделения  властей в современной российской  государственно-правовой действительности.
  В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные  юридические методы исследования:
  - логический;
  - сравнительно-исторический;
  - системно-структурного анализа.
  Логический  метод позволяет исследовать  внутренние закономерности складывания  модели правового государства и  теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях  мышления.
  Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические  черты принципа разделения властей  в процессе его реализации в обществах  с различными традициями.
  Метод системно-структурного анализа рассматривает  каждую из теории разделения властей  в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между  подобными элементами.
  В процессе исследования я опиралась  на следующие источники: Конституцию  РФ 1993г., федеральные законы; материалы, помещенные в хрестоматиях по истории  России и истории государства  и права зарубежных стран, периодические  издания и др. Рассматривая проблему разделения властей невозможно проигнорировать  первоисточники, а именно труды авторов  самой теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.
  В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей  только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую  можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее  исследование проблемы демонстрирует  противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении  к модели правового государства.
 

  Глава 1. Историческое развитие учения о разделении властей
  Теория  разделения властей, именуемая нередко  принципом разделения властей, в  том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот  лет назад. Основателями ее считаются  английский философ-материалист, создатель  идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).
  Идеи  Локка относительно необходимости  и важности разделения властей были изложены в главном его труде  «Два трактата о государственном  правлении» (1690), а идеи Монтескье  о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения  – в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении «О духе законов» (1748).
  В конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и  в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье  разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается  каркас здания под названием «теория  разделения властей».
  Дж. Локк, будучи сторонником теории естественного  права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип, или теорию, разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.
  Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под  эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты  между ними,[25] Дж. Локк считал, что  только такой институт, как государство, а не какой бы то ни было иной –  носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы  граждан, гарантировать их участие  в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
  Однако  успешное выполнение этой сложной и  весьма многогранной миссии со стороны  государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого  разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные  части и соответственно наделения  ими различных государственных  органов, «сдерживающих» друг друга  от чрезмерных властных притязаний.
  В соответствии с этим видением вопроса  полномочия принимать законы (законодательная  власть) возлагаются на парламент, а  полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные  органы располагаются в иерархическом  порядке. Верховной властью объявляется  законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее  активное воздействие.
  Отстаивая данный способ организации власти и  распределения ее между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».
  Дело  в том, пояснял ученый, что поскольку  она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей  и лиц. Такая власть не способна также  гарантировать и естественную свободу  человека.
  Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы».
  В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит  в том, что он не подчиняется никакой  другой «законодательной власти, кроме  той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится  в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением  тех, которые будут установлены  этим законодательным органом в  соответствии с оказанным ему  доверием».
  Согласно  философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия, построенная на тирании и беззаконии, находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.
  Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека, как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими; как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти.
  Разумеется, реальное проявление названных черт, как и само разделение властей, возможно лишь в условиях государственного, а не догосударственного, естественного существования и состояния отдельного человека и всего общества. Ибо, во-первых, в естественном состоянии, по мнению Локка, «не хватает установленного, определенного, известного закона», который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве «нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим мерилом», при помощи которого разрешались бы между ними споры.
  Во-вторых, в естественном состоянии «не  хватает знающего и беспристрастного судьи», который обладал бы властью  разрешать все затруднения в  соответствии с установленным законом.
  И, в-третьих, в естественном состоянии  часто «недостает силы, которая могла  бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение».
  Неразрывно  связывая идею политической свободы  с идеей гражданской свободы  и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между  гражданами и государством, Монтескье, так же как и Локк, усматривал в четком разделении и взаимном сдерживании  властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и  беззакония.
  Отсутствие  такого разделения властей, равно как  и отсутствие механизма их взаимного  сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу.
  При рассмотрении истоков теории разделения властей, равно как и процесса ее становления и развития, в научной  и учебной юридической литературе совершенно справедливо указывается, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и Монтескье  в отношении рассматриваемой  теории, учение Монтескье о разделении властей «обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими  концепциями».
  Во-первых, в том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы  с идеей конституционного закрепления  механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными»[29]. А во-вторых, в том, что он более  определенно высказался за включение  в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в  первую очередь законодательной  и исполнительной власти, дополнялась  у Монтескье принципом независимости  судей.
  Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала  классической формулой теории конституционализма.
  Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и  служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции  компромисса буржуазии и дворянства
  Государственной формой такого компромисса во Франции, так же, как и в Англии, усматривалась  конституционная монархия.
  Теория  разделения властей имела и имеет  в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких  фундаментальных актах, имевших  огромное для своего времени юридическое  и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Конституция Франции 1791 г. и  др.
  По  мере своего становления и развития теория разделения властей нашла  довольно широкий отклик в академических  и политических кругах не только Англии и Франции, но и ряда других стран.
  Причем  если, например, в Америке она  с самого начала пользовалась большим  успехом и бралась на вооружение местными учеными и политическими  деятелями, то в Германии ряд ее положений  значительной частью интеллектуальной элиты подвергался сомнению.
  Так, в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Еллинек  высказывает свое явно скептическое отношение по поводу возможности  в реальной жизни добиться такого положения, когда законодательная  власть в лице парламента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находящуюся  в руках монарха, когда между  ними может быть достигнуто равновесие.
  Такое состояние является, по мнению автора, «политически наименее вероятным, так  как соотношение социальных сил, составляющих основу политического  могущества, крайне редко и уж во всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов». Но именно на «такую невероятную комбинацию рассчитана теория равновесия» Монтескье и других ее сторонников, и уже поэтому реальность применения этой теории и ее действенность подлежит сомнению.
  В России теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В  своем «Введении к уложению государственных  законов» (1809) он писал в связи  с попыткой использования этой теории для «преобразования» самодержавия и стремлением поставить его  в рамки закона, что «нельзя  основать правление на законе, если одна державная власть будет и  составлять закон, и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали  в процессе составления закона, а  другие – при их исполнении.
  Говоря  о внимании к теории разделения властей  в России и в других странах, следует  отметить, что при этом не только широко использовалась ее традиционная модель – триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и предлагались другие ее варианты.
  Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного  разделения властей, использовать их классификацию  на физическую и материальную власти.
  Известный французский юрист конца XIX –  начала XX в. М. Ориу в своей фундаментальной работе «Основы публичного права» выделял и анализировал с точки зрения взаимосвязи и взаимного «равновесия» властей политическую и экономическую, военную и гражданскую, гражданскую и религиозную власти и др.
  По  справедливому замечанию автора, «одним из преимуществ теории равновесия является то, что она придает смысл  и значение многочисленным разделениям, которые видны даже при самом  поверхностном наблюдении над государственным  режимом».
  Последний же всегда является «режимом разделений». В равновесии он находится лишь благодаря тому, что «разделяет окружающие его силы, противопоставляя их друг другу и восполняя одну за счет другой».
  М. Ориу не без оснований считал возможным использование теории или принципа разделения и сдерживания (равновесия) властей для анализа не только властных взаимоотношений, возникающих в государственной сфере, но и взаимоотношений в различных общественных сферах. «В сущности, гражданское общество, – замечал он, – покоится на основном разделении между политической властью и экономическим могуществом».
  Аналогичные подходы к анализу разделения властей и расширительной трактовке  этой теории в последующем использовались и многими другими авторами.
 

  Глава 2. Реализация принципа разделения властей  в РФ
  Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
  §1. Исполнительная власть: система и функции
  Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.
  Исполнительная  деятельность органов государственного управления проявляется в том, что  они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной  власти и вышестоящих органов  государственного управления.
  Распорядительная  деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания  своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
  В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные  задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.
  В подавляющем большинстве стран  глава государства выступает  носителем высшей исполнительной власти.
  Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях он наделен  необходимыми полномочиями и прерогативами.
  В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает  с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению  Председателя Правительства РФ назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также  ставит вопрос о его освобождении.
  Согласно  Конституции президент выполняет  также ряд других полномочий и  функций. По своей природе и характеру  они являются в основном исполнительно-распорядительными  полномочиями и функциями. Являясь  главой государства, президент одновременно фактически выполняет функции и  главы правительства. Сочетание  полномочий главы государства с  фактическими полномочиями главы правительства  позволяет Президенту России сосредоточить  в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую», власть.
  Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения и свойственными  ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая  инстанция, а совместно с другими  ветвями власти, принимая в той  или иной степени участие в  каждой из них.
  Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными  и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему  органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство  возлагаются задачи «по общему руководству  экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению  государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности  и общественного порядка, по обеспечению  и защите прав и свобод граждан, обеспечению  государственной безопасности, осуществлению  общего руководства строительством вооруженных сил и др».
  Единую  систему исполнительной власти в  Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.