На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность видов социального обеспечения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………...6
2. СУЩНОСТЬ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………...11
     2.1. Государственные пенсии.…………………………………11
     2.2. Социальные пособия, как вид социального обеспечения (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………….17
     2.3. Coциальные услуги, как вид социального обеспечения………………………………………………………………………….24
     2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....….31
ПРИЛОЖЕНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ
     Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
     Выделяют  несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид  обеспечения следует называть социальным:
     Первый  критерий – источники финансирования.
     В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
     Второй  критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.                                
     С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.
     Третий критерий – условия предоставления обеспечения.
     Право на тот или иной вид обеспечения  устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)
     Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.
     Следует полагать, что основной целью каждого  вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.
     Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
     Исходя  из этого определения, к системе  социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
     Целью написания данной работы  является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует  определение социального обеспечения.
     При формировании понятия социального  обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы  в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь,  в условиях перехода к рыночной экономике она должна претерпеть кардинальные изменения. Рассмотрение проблемы реформирования  видов социального обеспечения  также является целью написания данной работы.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить понятие социального обеспечения и выделить конкретные его виды;
    Определить их источники, условия предоставления и способы начисления;
    Выявить проблемы, существующие в современном социальном  обеспечении и предложить пути их решения.
     Методической  основой для решения данных задач  явилось содержание учебников и  проблемных статей ученых – финансистов.
 

      1. Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы, источники
     Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
     Как экономическая категория, социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых  граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.).
     Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.
     Пенсии  – это периодические выплаты  определенных денежных сумм для материального  обеспечения граждан в связи  со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца.
     Основные  виды пенсий:
    По старости;
    По инвалидности;
    За выслугу лет;
    По случаю потери кормильца.
   Некоторым категориям граждан выплачиваются  так называемые социальные пенсии.
   Основные  виды пособий:
    По беременности и родам;
    При рождении ребенка;
    На детей военнослужащих срочной службы;
    По безработице;
    Ритуальные.
   Наряду  с этим существуют другие формы обеспечения:
    Профессионально - техническое обучение;
    Переобучение безработных;
    Переобучение и трудоустройство инвалидов;
    Бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов;
    Протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями
    Организация многих видов помощи на дому и т. д.
   Важной  особенностью социального обеспечения  являются принципы его построения.
   1. Всеобщность – распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
   2. Общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.
   3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.
   4. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты для  инвалидов и престарелых и т. д.
   5. Демократический характер организации  и управления проявляется в  решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией, в оформлении документов уходящих на пенсию работников.
   Социальное  обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.
   Пенсионное  законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.
   Осуществлять  государству социальную политику позволяют  денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.
   Средства  государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с законом, являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
   В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого – государственное управление пенсионным обеспечением граждан.
   Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 – 6 лет, компенсаций пенсионерам и др. Расходы Пенсионного фонда в 2001г. составили 491123 млн. рублей.
   Вторым  по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.
   В соответствии с Законом РСФСР  от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.
   Значительные  ассигнования на социальное обеспечение  направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.
   Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов – интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно – трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
   Осуществление социального обеспечения возложено  на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в  составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.
   Назначение  пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.
   Таким образом, социальная политика государства направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
 

      2. Сущность видов социального обеспечения
2.1 Государственные пенсии
     Государственные пенсии занимают важнейшее место  в составе мер по социальной защите населения. На начало 1999 года пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн. граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
     Пенсионное  обеспечение является одним из видов  обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении  трудящихся, определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
     Действующим законодательством установлены  два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные.
     Начиная с 2010 года, базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера.
     Трудовая  пенсия — ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом
     Если  раньше базовая и страховая части  трудовой пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть трудовой пенсии индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного Фонда России в расчете на одного пенсионера.
     Такой подход делает процесс индексации трудовой пенсии более простым и понятным для пенсионеров.
     Фиксированный базовый размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 года индексации, и зависит от категории пенсионера и вида пенсии.
     У граждан 1967 года рождения и моложе, а также у всех участников программы государственного софинансирования трудовой пенсии, независимо от возраста, помимо страховой части трудовой пенсии формируется также накопительная часть трудовой пенсии.
     Средства  накопительной части трудовой пенсии учитываются отдельно от страховой части трудовой пенсии.
     По  решению гражданина средства накопительной  части трудовой пенсии передаются в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд и инвестируются в предусмотренные законом финансовые инструменты, обеспечивающие их сохранность и увеличение в долгосрочной перспективе.
     Трудовая  пенсия (до 2002 года называлась государственной  пенсией) назначается и выплачивается  в соответствии с Федеральным  законом от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
     Виды  трудовых пенсий:
    Трудовые пенсии по старости (в том числе досрочные);
    Трудовые пенсии по инвалидности;
    Трудовые пенсии по случаю потери кормильца.
     Право на трудовую пенсию по старости возникает  при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как:
    Проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);
    Проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);
    Выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;
    Многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);
    Некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).
     Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает  в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на трудовую пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.
     Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца  имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
     Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Приложение № 1).
     Трудовая  пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной.
     Трудовая  пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой  части.
     В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии.
     Принцип установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии равен 2723,41 рублям.
     Доля  страховой части трудовой пенсии, превышающая фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии, зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части трудовой пенсии.
     За  работающих граждан взносы на страховую  часть трудовой пенсии уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно.
     Уплачиваемые  взносы отражаются на лицевом счете  гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается трудовая пенсия, то страховая часть трудовой пенсии рассчитывается на основании  данных его лицевого счета.
     Размер  взносов на страховую часть трудовой пенсии за работающих граждан зависит  от их возраста. В 2010 году тариф взноса на страховую часть трудовой пенсии за лиц 1966 года рождения и старше составляет 20% от их заработной платы.
     За  лиц 1967 года рождения и моложе тариф взноса на страховую часть трудовой пенсии - 14% от их заработной платы.
     С 2011 года тариф взносов на страховую  часть трудовой пенсии составит 26% для лиц 1966 года рождения и старше и 20% для лиц 1967 года рождения и моложе. При этом для расчета этой доли учитываются для граждан 1966 года рождения и старше сумма взносов, равная 16% от их заработной платы, а для граждан 1967 года рождения и моложе – 10%.
     Эти взносы на страховую часть трудовой пенсии включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России.
     При назначении трудовой пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии и таким образом определяется страховая часть трудовой пенсии (методика приведена только для трудовой пенсии по старости, для трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).
     Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого ожидаемый период выплаты трудовой пенсии ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты трудовой пенсии достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет.
     Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года.
     Приобретенные до этого времени пенсионные права на трудовую пенсию конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж.
     В настоящее время практически  у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть трудовой пенсии состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.
     Назначенная страховая часть трудовой пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.
     Накопительная часть трудовой пенсии финансируется  из страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, которые гражданин  накопил в течение своей трудовой деятельности.
     Размер  накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в Пенсионный Фонд России на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством.
     При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его трудовой пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части трудовой пенсии.
     Размер  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% от их зарплаты. Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются.
     В 2002-2004 годах взносы на накопительную  часть трудовой пенсии уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на специальной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.
     Принципиальное  отличие страховой части трудовой пенсии от накопительной части трудовой пенсии состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть трудовой пенсии) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства.
     Накопительная же часть трудовой пенсии инвестируется  и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.
     Накопительная часть трудовой пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно.
     По  выбору гражданина накопительная часть  трудовой пенсии может инвестироваться  разными организациями:
     Во-первых, государственной управляющей компанией (ГУК), которой является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые не предпринимали никаких действий по его изменению.
     Во-вторых, накопительная часть трудовой пенсии может инвестироваться частной управляющей компанией (ЧУК), при том, что страховщиком (собственником накопительной части трудовой пенсии) остается Пенсионный фонд России.
     И в третьих, накопительная часть  может инвестироваться негосударственным пенсионным фондом (НПФ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.