На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды……………...5
1.1 Сущность  научно-технического прогресса и  его виды……………………5
1.2 Инновации  и их роль в научно-техническом  прогрессе…………………..9
1.3 Эффективность  научно-технического прогресса………………………….17
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии..21
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства……………………..21
2.2 Влияние научно-технического прогресса на показатели эффективности работы предприятия……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список  использованных источников…………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Давно известно, что самым существенным фактором, влияющим на все экономические и социальные процессы в любом государстве, является научно-технический прогресс и темпы его развития.
     Если  государство не уделяет должного внимания развитию научно-технического прогресса в своей стране, то оно  тем самым подписывает себе «приговор» на отставание от других стран не только в области развития науки и  техники, но и в социально-экономическом  плане.
     Научно-технический  прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в  государстве. НТП — это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений и  реализации научных знаний. Экономический  рост предприятия достигается путем введения в производство нового оборудования и техники, а также применением улучшенных технологий использования ресурсов, что собственно и является основой НТП.
     Выбранная тема «Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Актуальность данной работы заключается в том, что наше государство находится сейчас на таком этапе, когда экстенсивный путь развития не увеличивает реальные экономические показатели, и все более значительным становится интенсивный, в основе которого лежит качественное улучшение производства. Именно поэтому вопрос о сущности и влиянии НТП на экономику актуален в настоящее время.
     Объект  исследования – научно-технический прогресс.
     Предмет – научно-технический прогресс для предприятия.
     Цель – исследовать воздействие научно-технического прогресса на развитие предприятия.
     В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
     - дать определение НТП;
     - рассмотреть сущность и виды НТП;
     - определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
     - определить место НТП в структуре производства.
     - выявить влияние НТП на экономический рост предприятия.
     Теоретической и методической основой работы являются исследования следующих авторов: Кудрова В.М., Житейко Е.Д.(кондитата экономических наук), Петрова А. (заместитель начальника планового отдела ОАО "Череповецкий "Азот"), Булатов А.С. и др.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды
     1.1 Сущность научно-технического  прогресса и его  виды
     Решающим  средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  структуры экономики, обеспечения  экономического роста и решения  социальных задач является научно-технический  прогресс (НТП).
     Научно-технический  прогресс – это непрерывный процесс  приобретения и накопления научных  знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств  и предметов труда, технологических  процессов и форм организации производства [2, с. 10].
     Научно-технический  прогресс включает научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине [1, с. 52].
     НТП рассматривается как цикл "наука - производство", включающий в себя ряд стадий:
     - Фундаментальные исследования. Цель  этой стадии – получить новые  знания о закономерностях развития  природы и общества, на основе  которых выявляются новые пути  прогресса техники, экономики,  организации производства. В результате  фундаментальных исследований появляются  гипотезы, теории.
     - Поисковые исследования. Это исследования  по выбору идей, представляющих  интерес общества на современном  этапе его развития, т.е. выявляются  технико-экономические возможности  и конкретные пути практического  применения в соответствующих  областях экономики принципиально  новых для них способов и  средств производства продукции.
     - Прикладные исследования. На этой  стадии проводятся теоретические  и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях  создания новой техники, технологии  и продукта, создается схема конкретного  образца изделия.
     - Опытно – конструкторские работы. Изготавливается опытный образец  или установка для производства  новой продукции, подготавливается  соответствующая документация.
     - Освоение и внедрение в производство. Технология производства нового  изделия приспосабливается к  условиям предприятия. Проводятся  проектные, строительно-монтажные  и пусконаладочные работы [3, с. 71] .
     В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно  дать следующее определение этому  понятию: НТП — это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений и  реализации научных знаний.
     Выделяют  девять важнейших видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение [4, с. 43].
     Открытие  – обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных  раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального  мира, которые вносят изменения в  наши знания о мире. Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором.
     Изобретение – вновь созданный, прежде не известный  предмет. Оно не должно повторять  по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские  свидетельства. Изобретением могут  быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области.
     Так же изобретением может считаться  всякий достигнутый человеком творческий результат.
     Рационализаторское  предложение – это предложение  по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным  способом так же является рационализаторским предложением.
     Промышленный  образец – это новое, пригодное  к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в  которых достигается единство его  технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного  образца, состоит в определении  внешнего вида изделия. Промышленными  образцами могут быть целое единичное  изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий.
     Полезная  модель – это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Полезная модель может вносить изменения  и усовершенствования в конструкцию  машин. К полезным моделям относятся  конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Обязательным признаком является то, что решение задачи заключается в пространственном расположении материальных объектов. Полезными моделями не признаются проекты и схемы планировки сооружений и зданий; предложения, касающиеся внешнего вида изделий [6, с. 115].
     Товарный  знак является обозначением, предназначенным  отличать товары и (или) услуги одних  производителей товаров и услуг  от однородных товаров и услуг  других производителей. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак – символ для обозначения не одного а всех товаров данной фирмы-производителя. Функции товарного знака:
     ·                   Облегчать восприятие различия или  создавать различия,
     ·                   Давать товарам имена (80% товарных знаков словесные),
     ·                   Облегчить опознание товара,
     ·                   Облегчить запоминание товара,
     ·                   Указывать на происхождение товара,
     ·                   Сообщать информацию о товаре,
     ·                   Сигнализировать гарантию качества.
     НОУ-ХАУ  – вид инновации и объект беспатентной лицензии. Дословно НОУ-ХАУ (know how) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР [10, с. 38].
     Инжиниринг  – это технические услуги, необходимые  для развития инновационной деятельности и для развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно - технические услуги, т.е. инжиринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, а также для обеспечения наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса, не только связанных с реализацией и эксплуатацией нового товара, но и с реинжинирингом инновационного процесса [9, с. 33].
     Проектное решение – это результат любого проектирования, выразившийся в комплексе  технической документации, необходимой  для подготовки производства любого объекта (конструкторская, технологическая  подготовка, разработка с проектно-сметной  документации). Проектное решение  позволяет получить следующий эффект:
     ·                   Облегчение конструкции.
     ·                   Упрощение технологии изготовления.
     ·                   Снижение расхода сырья.
     ·                   Снижение себестоимости. 

     1.2 Инновации и их  роль в научно-техническом  прогрессе 

     Слово «инновация» является синонимом  нововведения, или новшества, и может  использоваться наряду с ними. В  литературе встречается несколько  подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две  точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого  процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
     Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.
     Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
     1) использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа);
     2) внедрение продукции с новыми  свойствами;
     3) использование нового сырья; 
     4) изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения; 
     5) появление новых рынков сбыта. 
     Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [7, с. 8].
     Выделяют  следующие источники инноваций [12]:
     ·                   Неожиданное событие, которым может  быть неожиданный успех, неожиданная  неудача.
     ·          Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
     ·                   Изменение потребностей производственного  процесса.
     ·                   Изменения в структуре отрасли  или рынка.
     ·                   Демографические изменения.
     ·                   Изменения в восприятии и в  ценностных установках.
     ·                   Новые знания, научные и ненаучные.
     Общая (традиционная) классификация инноваций  и инновационных продуктов.
     Основу  ее составляют следующие признаки.
     1. Как источник идеи для инновации  могут выступать: 
     а) открытие, научная идея, научная  теория, явление;
     б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
     в) рационализаторские предложения;
     в) прочие ситуации.
     2. Вид новшества. 
     Новшество в материальном, осязаемом виде может  принимать форму:
     а) продукта, его конструкции или  устройства, системы и механизма;
     б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;
     г) живых организмов, растений;
     д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
     е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.; ж) услуги;
     з) прочих решений.
     3. По областям применения в научно-производственном  процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского  хозяйства выделяются следующие  виды инноваций: 
     - научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
     - технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции,  ведут к изменению технологий  деловых процессов у потребителя;
     - информационно-коммуникационные, ведут  к изменению технологий обработки  информации и технологии связи  у потребителя;
     - маркетинговые, которые ведут  к изменениям в исследовании  рынков и работе на них, изменениям  брэндов товаров и организаций;
     - логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
     - организационно-управленческие, которые  ведут к изменениям в организационном  механизме и системе управления, совершенствуют их;
     - социально-экономические, правовые  и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия  функционирования предприятия. 
     4. По областям применения в сферах  обслуживания:
     а) образование;
     б) питание;
     в) спорт и молодежь;
     г) культура и шоу;
     д) здравоохранение;
     е) правовое обслуживание и охрана;
     ж) туризм;
     з) торговля;
     и) финансовое обслуживание;
     к) другие.
     5. По уровню новизны инновационные  товары и услуги могут распределяться  на обладающие признаками:
     а) мировой новизны;
     б) отечественной новизны;
     в) отраслевой новизны;
     г) новые для фирмы;
     д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
     е) обновленные товары и услуги;
     ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
     з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
     6. Масштабы распространения инноваций: 
     а) транснациональные;
     б) народнохозяйственные и федеральные;
     в) региональные;
     г) муниципальные;
     д) в рамках объединений и ассоциаций;
     е) в рамках организации;
     ж) в рамках подразделения.
     7. Широта воздействия инноваций: 
     а) глобальное, мировое;
     б) народнохозяйственное, национальное;
     в) отраслевое;
     г) локальное.
     8. Темпы осуществления инноваций: 
     а) быстрые, нарастающие;
     б) замедленные, равномерные;
     в) медленные, затухающие.
     9. Стадии жизненного цикла инноваций,  с которых начинается инновационный  процесс для данной организации  и которыми он заканчивается: 
     а) исследования;
     б) разработки;
     в) промышленное производство;
     г) маркетинг;
     д) логистика;
     е) диффузия;
     ж) рутинизация;
     з) сервисная поддержка.
     10. По глубине вносимых изменений  выделяют инновации: 
     а) радикальные или базовые;
     б) улучшающие;
     в) модификационные или частные.
     11. По преемственности: 
     а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
     б) закрывающие, инновации закрывающие  ряд отраслей;
     в) замещяющие;
     г) отменяющие;
     д) ретровведения.
     Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,– как изменения  в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в  их использовании).
     Следует остановиться на некоторых видах  инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
     - технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции; 
     - организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
     - информационные решают задачи  организации рациональных информационных  потоков в сфере научно-технической  и инновационной деятельности, повышения  достоверности и оперативности  получения информации;
     - социальные направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры. 
 
 
 

     1.3 Эффективность научно-технического  прогресса 

     Научно-технический  прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей  и сырья, высвобождение рабочей  силы, решение социальных задач путем  улучшения условий труда и  быта, повышения качества потребительских  товаров.
     Эффективность научно-технического прогресса –  степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с  целью НТП эта эффективность  по своему содержанию является социально-экономической.
     Показатели  эффективности – количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП – его результат, специфический  продукт нововведения, являющегося  органической составляющей частью и  основой эффекта производства [5, с. 52].
     Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический  и социальный эффекты НТП.
     Информационный  эффект НТП – непосредственный результат  исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением  новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический  и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов  и регионов.
     Экономический эффект НТП – результат использования  и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного  общественного продукта и национального  дохода
     Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного  хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать  в оборот ранее неиспользованные ресурсы.
     Социальный  эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий  для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности.
     Соизмерение указанных видов эффектов в стоимостной  форме невозможно. В то же время  частично экономия общественного труда, сопутствующая структурному, ресурсному, экологическому и социальному эффекту, может быть подсчитана [10, с. 37].
     Специфика планирования издержек в сфере НТП  обусловлена их особенностями. По своей  экономической природе все эти  издержки, как единовременные, так  и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного производства. Лаг времени – период от вложения средств до получения конечного  эффекта – составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных  затрат – на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы  в сфере производства новой техники  и ее использования за расчетный  период.
     Социально-экономическая  эффективность на уровне предприятия  определяется не НТП в целом, а  отдельных нововведений и их комплексов. При этом эффективными считаются новшества, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой [8, с. 26]:
     Эабс = Дчп / Кнт,
     где Дчп – прирост чистой продукции (хозрасчетного дохода в результате нововведений; Кнт – прирост затрат на НТП.)
     Прирост прибыли (?П) в результате внедрения  новой техники рассчитываются по формуле
     ?П = (Ц2 – С2) * А2 – (Ц1 – С1) * А1,
     где Ц1, Ц2 – оптовая цена единицы продукции до и после нововведений;
     С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после нововведений;
     А1, А2 – производство продукции, штук.
     При этом устанавливается влияние различных  факторов на прибыль. НТП обеспечивает прирост прибыли за счет двух факторов – снижения себестоимости (снижение удельных расходов заработной платы, материальных затрат, страховых платежей за единицу продукции, изменение амортизационных отчислений, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования) и повышения качества продукции (надбавки к оптовой цене и увеличение объема производства в связи с удешевлением и повышением качества продукции).
     Расчеты эффекта НТП на этапе формирования планов НИОКР выполняют разработчики на основе технико-экономических показателей  нововведения, согласованных с основным потребителем. На последующих этапах при формировании плана экономического и социального развития расчет ведет  разработчик совместно с изготовителем  при согласовании с основным потребителем (заказчиком) [11, с. 87].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.