Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Год: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды……………...5
1.1 Сущность  научно-технического прогресса и  его виды……………………5
1.2 Инновации  и их роль в научно-техническом  прогрессе…………………..9
1.3 Эффективность  научно-технического прогресса………………………….17
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии..21
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства……………………..21
2.2 Влияние научно-технического прогресса на показатели эффективности работы предприятия……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список  использованных источников…………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Давно известно, что самым существенным фактором, влияющим на все экономические и социальные процессы в любом государстве, является научно-технический прогресс и темпы его развития.
     Если  государство не уделяет должного внимания развитию научно-технического прогресса в своей стране, то оно  тем самым подписывает себе «приговор» на отставание от других стран не только в области развития науки и  техники, но и в социально-экономическом  плане.
     Научно-технический  прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в  государстве. НТП — это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений и  реализации научных знаний. Экономический  рост предприятия достигается путем введения в производство нового оборудования и техники, а также применением улучшенных технологий использования ресурсов, что собственно и является основой НТП.
     Выбранная тема «Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Актуальность данной работы заключается в том, что наше государство находится сейчас на таком этапе, когда экстенсивный путь развития не увеличивает реальные экономические показатели, и все более значительным становится интенсивный, в основе которого лежит качественное улучшение производства. Именно поэтому вопрос о сущности и влиянии НТП на экономику актуален в настоящее время.
     Объект  исследования – научно-технический прогресс.
     Предмет – научно-технический прогресс для предприятия.
     Цель – исследовать воздействие научно-технического прогресса на развитие предприятия.
     В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
     - дать определение НТП;
     - рассмотреть сущность и виды НТП;
     - определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
     - определить место НТП в структуре производства.
     - выявить влияние НТП на экономический рост предприятия.
     Теоретической и методической основой работы являются исследования следующих авторов: Кудрова В.М., Житейко Е.Д.(кондитата экономических наук), Петрова А. (заместитель начальника планового отдела ОАО "Череповецкий "Азот"), Булатов А.С. и др.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды
     1.1 Сущность научно-технического  прогресса и его  виды
     Решающим  средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  структуры экономики, обеспечения  экономического роста и решения  социальных задач является научно-технический  прогресс (НТП).
     Научно-технический  прогресс – это непрерывный процесс  приобретения и накопления научных  знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств  и предметов труда, технологических  процессов и форм организации производства [2, с. 10].
     Научно-технический  прогресс включает научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине [1, с. 52].
     НТП рассматривается как цикл "наука - производство", включающий в себя ряд стадий:
     - Фундаментальные исследования. Цель  этой стадии – получить новые  знания о закономерностях развития  природы и общества, на основе  которых выявляются новые пути  прогресса техники, экономики,  организации производства. В результате  фундаментальных исследований появляются  гипотезы, теории.
     - Поисковые исследования. Это исследования  по выбору идей, представляющих  интерес общества на современном  этапе его развития, т.е. выявляются  технико-экономические возможности  и конкретные пути практического  применения в соответствующих  областях экономики принципиально  новых для них способов и  средств производства продукции.
     - Прикладные исследования. На этой  стадии проводятся теоретические  и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях  создания новой техники, технологии  и продукта, создается схема конкретного  образца изделия.
     - Опытно – конструкторские работы. Изготавливается опытный образец  или установка для производства  новой продукции, подготавливается  соответствующая документация.
     - Освоение и внедрение в производство. Технология производства нового  изделия приспосабливается к  условиям предприятия. Проводятся  проектные, строительно-монтажные  и пусконаладочные работы [3, с. 71] .
     В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно  дать следующее определение этому  понятию: НТП — это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений и  реализации научных знаний.
     Выделяют  девять важнейших видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение [4, с. 43].
     Открытие  – обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных  раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального  мира, которые вносят изменения в  наши знания о мире. Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором.
     Изобретение – вновь созданный, прежде не известный  предмет. Оно не должно повторять  по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские  свидетельства. Изобретением могут  быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области.
     Так же изобретением может считаться  всякий достигнутый человеком творческий результат.
     Рационализаторское  предложение – это предложение  по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным  способом так же является рационализаторским предложением.
     Промышленный  образец – это новое, пригодное  к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в  которых достигается единство его  технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного  образца, состоит в определении  внешнего вида изделия. Промышленными  образцами могут быть целое единичное  изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий.
     Полезная  модель – это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Полезная модель может вносить изменения  и усовершенствования в конструкцию  машин. К полезным моделям относятся  конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Обязательным признаком является то, что решение задачи заключается в пространственном расположении материальных объектов. Полезными моделями не признаются проекты и схемы планировки сооружений и зданий; предложения, касающиеся внешнего вида изделий [6, с. 115].
     Товарный  знак является обозначением, предназначенным  отличать товары и (или) услуги одних  производителей товаров и услуг  от однородных товаров и услуг  других производителей. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак – символ для обозначения не одного а всех товаров данной фирмы-производителя. Функции товарного знака:
     ·                   Облегчать восприятие различия или  создавать различия,
     ·                   Давать товарам имена (80% товарных знаков словесные),
     ·                   Облегчить опознание товара,
     ·                   Облегчить запоминание товара,
     ·                   Указывать на происхождение товара,
     ·                   Сообщать информацию о товаре,
     ·                   Сигнализировать гарантию качества.
     НОУ-ХАУ  – вид инновации и объект беспатентной лицензии. Дословно НОУ-ХАУ (know how) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР [10, с. 38].
     Инжиниринг  – это технические услуги, необходимые  для развития инновационной деятельности и для развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно - технические услуги, т.е. инжиринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, а также для обеспечения наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса, не только связанных с реализацией и эксплуатацией нового товара, но и с реинжинирингом инновационного процесса [9, с. 33].
     Проектное решение – это результат любого проектирования, выразившийся в комплексе  технической документации, необходимой  для подготовки производства любого объекта (конструкторская, технологическая  подготовка, разработка с проектно-сметной  документации). Проектное решение  позволяет получить следующий эффект:
     ·                   Облегчение конструкции.
     ·                   Упрощение технологии изготовления.
     ·                   Снижение расхода сырья.
     ·                   Снижение себестоимости. 

     1.2 Инновации и их  роль в научно-техническом  прогрессе 

     Слово «инновация» является синонимом  нововведения, или новшества, и может  использоваться наряду с ними. В  литературе встречается несколько  подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две  точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого  процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
     Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.
     Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
     1) использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа);
     2) внедрение продукции с новыми  свойствами;
     3) использование нового сырья; 
     4) изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения; 
     5) появление новых рынков сбыта. 
     Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [7, с. 8].
     Выделяют  следующие источники инноваций [12]:
     ·                   Неожиданное событие, которым может  быть неожиданный успех, неожиданная  неудача.
     ·          Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
     ·                   Изменение потребностей производственного  процесса.
     ·                   Изменения в структуре отрасли  или рынка.
     ·                   Демографические изменения.
     ·                   Изменения в восприятии и в  ценностных установках.
     ·                   Новые знания, научные и ненаучные.
     Общая (традиционная) классификация инноваций  и инновационных продуктов.
     Основу  ее составляют следующие признаки.
     1. Как источник идеи для инновации  могут выступать: 
     а) открытие, научная идея, научная  теория, явление;
     б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
     в) рационализаторские предложения;
     в) прочие ситуации.
     2. Вид новшества. 
     Новшество в материальном, осязаемом виде может  принимать форму:
     а) продукта, его конструкции или  устройства, системы и механизма;
     б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;
     г) живых организмов, растений;
     д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
     е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.; ж) услуги;
     з) прочих решений.
     3. По областям применения в научно-производственном  процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского  хозяйства выделяются следующие  виды инноваций: 
     - научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
     - технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции,  ведут к изменению технологий  деловых процессов у потребителя;
     - информационно-коммуникационные, ведут  к изменению технологий обработки  информации и технологии связи  у потребителя;
     - маркетинговые, которые ведут  к изменениям в исследовании  рынков и работе на них, изменениям  брэндов товаров и организаций;
     - логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
     - организационно-управленческие, которые  ведут к изменениям в организационном  механизме и системе управления, совершенствуют их;
     - социально-экономические, правовые  и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия  функционирования предприятия. 
     4. По областям применения в сферах  обслуживания:
     а) образование;
     б) питание;
     в) спорт и молодежь;
     г) культура и шоу;
     д) здравоохранение;
     е) правовое обслуживание и охрана;
     ж) туризм;
     з) торговля;
     и) финансовое обслуживание;
     к) другие.
     5. По уровню новизны инновационные  товары и услуги могут распределяться  на обладающие признаками:
     а) мировой новизны;
     б) отечественной новизны;
     в) отраслевой новизны;
     г) новые для фирмы;
     д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
     е) обновленные товары и услуги;
     ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
     з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
     6. Масштабы распространения инноваций: 
     а) транснациональные;
     б) народнохозяйственные и федеральные;
     в) региональные;
     г) муниципальные;
     д) в рамках объединений и ассоциаций;
     е) в рамках организации;
     ж) в рамках подразделения.
     7. Широта воздействия инноваций: 
     а) глобальное, мировое;
     б) народнохозяйственное, национальное;
     в) отраслевое;
     г) локальное.
     8. Темпы осуществления инноваций: 
     а) быстрые, нарастающие;
     б) замедленные, равномерные;
     в) медленные, затухающие.
     9. Стадии жизненного цикла инноваций,  с которых начинается инновационный  процесс для данной организации  и которыми он заканчивается: 
     а) исследования;
     б) разработки;
     в) промышленное производство;
     г) маркетинг;
     д) логистика;
     е) диффузия;
     ж) рутинизация;
     з) сервисная поддержка.
     10. По глубине вносимых изменений  выделяют инновации: 
     а) радикальные или базовые;
     б) улучшающие;
     в) модификационные или частные.
     11. По преемственности: 
     а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
     б) закрывающие, инновации закрывающие  ряд отраслей;
     в) замещяющие;
     г) отменяющие;
     д) ретровведения.
     Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,– как изменения  в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в  их использовании).
     Следует остановиться на некоторых видах  инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
     - технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
     - технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции; 
     - организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
     - информационные решают задачи  организации рациональных информационных  потоков в сфере научно-технической  и инновационной деятельности, повышения  достоверности и оперативности  получения информации;
     - социальные направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры. 
 
 
 

     1.3 Эффективность научно-технического  прогресса 

     Научно-технический  прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей  и сырья, высвобождение рабочей  силы, решение социальных задач путем  улучшения условий труда и  быта, повышения качества потребительских  товаров.
     Эффективность научно-технического прогресса –  степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с  целью НТП эта эффективность  по своему содержанию является социально-экономической.
     Показатели  эффективности – количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП – его результат, специфический  продукт нововведения, являющегося  органической составляющей частью и  основой эффекта производства [5, с. 52].
     Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический  и социальный эффекты НТП.
     Информационный  эффект НТП – непосредственный результат  исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением  новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический  и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов  и регионов.
     Экономический эффект НТП – результат использования  и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного  общественного продукта и национального  дохода
     Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного  хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать  в оборот ранее неиспользованные ресурсы.
     Социальный  эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий  для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности.
     Соизмерение указанных видов эффектов в стоимостной  форме невозможно. В то же время  частично экономия общественного труда, сопутствующая структурному, ресурсному, экологическому и социальному эффекту, может быть подсчитана [10, с. 37].
     Специфика планирования издержек в сфере НТП  обусловлена их особенностями. По своей  экономической природе все эти  издержки, как единовременные, так  и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного производства. Лаг времени – период от вложения средств до получения конечного  эффекта – составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных  затрат – на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы  в сфере производства новой техники  и ее использования за расчетный  период.
     Социально-экономическая  эффективность на уровне предприятия  определяется не НТП в целом, а  отдельных нововведений и их комплексов. При этом эффективными считаются новшества, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой [8, с. 26]:
     Эабс = Дчп / Кнт,
     где Дчп – прирост чистой продукции (хозрасчетного дохода в результате нововведений; Кнт – прирост затрат на НТП.)
     Прирост прибыли (?П) в результате внедрения  новой техники рассчитываются по формуле
     ?П = (Ц2 – С2) * А2 – (Ц1 – С1) * А1,
     где Ц1, Ц2 – оптовая цена единицы продукции до и после нововведений;
     С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после нововведений;
     А1, А2 – производство продукции, штук.
     При этом устанавливается влияние различных  факторов на прибыль. НТП обеспечивает прирост прибыли за счет двух факторов – снижения себестоимости (снижение удельных расходов заработной платы, материальных затрат, страховых платежей за единицу продукции, изменение амортизационных отчислений, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования) и повышения качества продукции (надбавки к оптовой цене и увеличение объема производства в связи с удешевлением и повышением качества продукции).
     Расчеты эффекта НТП на этапе формирования планов НИОКР выполняют разработчики на основе технико-экономических показателей  нововведения, согласованных с основным потребителем. На последующих этапах при формировании плана экономического и социального развития расчет ведет  разработчик совместно с изготовителем  при согласовании с основным потребителем (заказчиком) [11, с. 87].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.