На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Диагностика связи самооценки и уровня тревожности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Министерство образования Российской Федерации 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По курсу  «Психодиагностика»
На тему
Диагностика связи самооценки и уровня тревожности
Студентов II курсов психологического и социологического факультетов
(с помощью  методик «Опросник уровня тревожности  Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина  и «Самооценки личности» С.А.  Будасси) 
 
 

Студент:
                         Группа:
                       Преподаватель:  
                   
                   
                   

Екатеринбург 2010 
 
 

Оглавление
    Введение……………………………………………………………….3-4
    Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
    1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
    1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
    1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
    1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
    1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
    Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
    2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
    2.2 Методики……………………………………………………………17
    2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
    Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
    3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
    3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
    3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
    Заключение……………………………………………………………….22
    Список литературы………………………………………………………23
    Приложения……………………………………………………………24-38
 


Введение
     Проблема  связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в  психологии, поэтому диагностика  связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
     Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
     В результате многочисленных теоретических  и эмпирических исследований, проведенных  в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все  аспекты человеческого существования.
     Значимый  вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина и др. (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989);     Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.
     Наиболее  перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру  самосознания и определяется как  оценка человеком себя по определенному  свойству или оценки собственного потенциала в целом.
     Самооценка  сложный конструкт и рассматривается  в отечественной психологии в  связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом  возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема  самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии.
     Изучение  проблемы самооценки, является очень  важной с точки зрения практической психологии – как в области  психотерапии, так и в области  психологического консультирования.
     Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем  изучении, как проблема тревожности.
     Несмотря  на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом  мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.
       Наиболее приемлемой является точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную (СТ) и  личностную тревогу (ЛТ), повторенную и дополненное Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической черте характера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике.
     Очень важен вопрос этиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний  тревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и психофизиологические причины.
     Проблема  тревожности широко рассматривается  в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, 1983; А. Адлер 1997; О. Ранк, 2001; З. Фрейд, 2000; 2001 и др., так и отечественных  авторов: Н.Д. Левитов, 1964; Ф.Б. Березин, 1988; Л.В. Бороздина, 1993; В.М. Астапов, 2001; А.М. Прихожан, 1991, 1998, 2000, 2007; К.Р. Сидоров, 2006 и др.
     Проблема  тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии.
     Изучение  самооценки, как и поиск путей  возникновения и преодоления  тревожности является одной из важнейших  задач практической и научной  психологии и психиатрии.
     Объектом  обследования являются студенты II  курсов РГППУ (44 человека от 18 до 20  лет со средним возрастом 19 лет, из них 29 женщин и 15 мужчин), обучающиеся по специальностям психология и социология.
     Цель  данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и  уровня личностной тревожности.
     Задачи:
    Теоретический анализ конструктов самооценки и личностной тревожности в психологии;
    Подбор диагностических методик в программу эмпирического исследования;
    Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и личностной тревожности;
    Обработка и интерпретация результатов исследования.
    Сообщить обследуемым результаты диагностики.
    Сравнить уровень тревожности у мужчин и женщин на выборке студентов II курсов факультетов психологии и социологии РГППУ.
    Выявить взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности на данной выборке.
Теоретической основой для данной работы послужили  труды: Н.Д. Левитова (1964), Ч.Д. Спилбергера (1983); А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007); Л.В. Бороздиной (1999), К.Р. Сидорова (2006) и др. авторов.
   Методы  и методики исследования:
       1. Метод теоретического анализа  имеющейся информации по  поставленной проблеме;
       2. Методика С.А. Будасси на определение  самооценки;
  3. «Опросник уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
       4. Методы математической обработки данных.
 
 


     Глава 1. Самооценка и тревожность как психологический феномен
      Понятие самооценки.
 
   Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
   В работах  советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной самооценки, а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.
   Вид самооценки - вариант соответствия самооценки реальному положению дел:  
- адекватная самооценка, соответствующие действительным способностям и возможностям человека;  
- завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;  
- заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.

   Склонность  определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
 


      Понятие тревожности.
 
   Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
   В настоящее  время существует несколько трактовок  понятия тревожности.
   Представительница психодинамического подхода К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая таким образом на родство между ними. Позднее она развела эти два понятия по простому и точному различительному признаку: «страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность». Итак, под тревожностью К. Хорни понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).
   Приверженец теории дифференциальных эмоций К. Е. Изард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес — возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.
   Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.
   А. И. Захаров  считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.
   В словаре  «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
   Следует различать тревогу как состояние  и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
   Ч. Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.
   По  Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему „Я“ в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность». 
 

           

 


        Исторические данные о самооценке и тревожности.         
     Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли  и расширяли это понятие. Одним  из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность  или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой  понимал самоотношение.
     Психоаналитическое  направление, раскрывая структурный  компонент собственной теории личности, специально изучением самооценки не занималось. Однако в работах К. Хорни (2004) имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Во-первых, источником тяжелых переживаний  – тревожности и страхов, - по её убеждению, является постоянная необходимость  сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные оценки возможности своего неуспеха или  успеха других – с другой. Во-вторых, обсуждается идеализированная самооценка как своего рода невротический конфликт. Идеализированная оценка ведет к  искаженному «образу Я», не дает возможности невротику реально  понять и принять себя. Причины  подобных конфликтов автор видит  в неудачном развитии взаимоотношений  в детском возрасте.
     Карл  Роджерс, известный своей разработкой  «терапии, центрированной на клиенте», утверждал, что основной проблемой  в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя.
     Роджерс отмечает, что в процессе «терапии, центрированной на клиенте», происходит уменьшение различий между «Я - реальным» (то, чем Я являюсь сейчас) и  «Я - идеальным» (то, чем Я хотел  бы стать). После терапии происходит снижение внутренней напряженности, многие эмоциональные проблемы разрешаются, представление о себе обладает большим  внутренним спокойствием, самопринятием, самопониманием, большей ответственностью за свои поступки.
     «Новый  взгляд на индивида был предложен  представителями символического интеракционизма  Ч. Кули и Д. Мид. Индивида они рассматривали  в рамках социального взаимодействия. Кули первый указал на значение субъективно  интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей как главного источника данных о собственном  Я. «Я каким  меня видят другие»  и «Я  каким  я сам себя вижу»  достаточно сходны по своему содержанию. Представление индивида о том, как  его оценивают другие, существенно  влияет на его «Я – концепцию». В  этом суть теории зеркального Я, которую Кули предложил в 1912 г. Согласно позиции Д. Мид, - индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. При этом именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я – концепции».
     Оценки  окружающих выступают в качестве существенных факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяют её.
     Изучением проблемы самооценки занималась и школа  К. Левина. В данном направлении исследовались  мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. Данные, полученные в школе Левина, стали  началом большого количества клинических  и диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня притязаний. В данном направлении признается связь оценки себя и уровня притязаний, а также  рассматривается расхождение высоты самооценки и уровня притязаний как  один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностный конфликт.
     Итак, первым серьезным теоретиком проблемы самооценки был Уильям Джеймс. В  начале XX века изучение  этой проблемы переместилось из психологии в область социологии. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид). Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории – «эго» или Я, отождествляемого с сознанием, специально изучением самооценки не занималось, однако в работах К. Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Теоретические разработки в изучении «Я-концепции» индивида в работах представителя гуманистической психологии К. Роджерса в значительной степени повлияли на современное состояние проблемы самооценки.
      Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности  в психологии, как в научном,  так и в клиническом плане  впервые была поставлена и рассмотрена  в трудах З. Фрейда. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей  свое начало от Серена Кьеркегора. Оба  признавали необходимость разграничения  тревоги и страха, считая, что  страх – ответная реакция на конкретную опасность, а тревожность, реакция  на неизвестную, неопределяемую опасность. Фрейд считал, что понимание тревожности  имеет большое значение в психической  жизни человека, поэтому он неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию, особенно внимательно относясь к причинам и функциям тревожности. Фрейд определял тревожность  как неприятное эмоциональное переживание, содержание тревожности – переживание  неопределенности и чувство беспомощности.
     Он  выделял три основных вида тревожности:
     1) объективную (реальный страх) - на  опасность во внешнем мире;
     2) невротическую –  как на  опасность неопределяемую и неизвестную; 
     3) моральную тревожность – «тревожность совести».
     Тревожность характеризуется тремя признаками:
     1) специфическим чувством неприятного; 
    2) соответствующими  соматическими реакциями: прежде  всего усилением сердцебиения;
     3) осознанием этого переживания.
     З.Фрейд  выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая из них заключалась в том, что тревожность возникает в результате вытеснения влечений. Эта точка зрения относилась исключительно к сексуальному влечению и носила характер чисто физиологической интерпретации, так как основывалась на вере в то, что если разрядка сексуальной энергии встречает препятствие, то эта энергия будет порождать в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно его второй точке зрения, тревожность — или то, что мы называем невротической тревожностью, — возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение или следование которым создаст внешнюю опасность. Эта вторая интерпретация, которая является психологической, относится не к одному только сексуальному влечению, но также к агрессивным побуждениям. В этой интерпретации тревожности Фрейда занимает вовсе не вытеснение влечений или отсутствие их вытеснения, а лишь страх перед теми влечениями, следование которым сопряжено с внешней опасностью.
     Концепция К. Хорни основывается на представлении, что эти две точки зрения Фрейда должны быть интегрированы для понимания картины в целом. Хорни — одна из создателей неофрейдизма, и ее социокультурную концепцию личности отличает отказ от упрощенного биологизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испытывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего существования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности — "базальной тревогой". Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от него, что и является основной глубинной мотивацией поведения. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не провоцировать ее усиления.
     Центральная роль неудовлетворения потребности  в межличностной надежности подчеркивается в работах Хорни. Рассматривая в  качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни  оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности  в ранних и более поздних работах  Хорни. Неизменным в ее работах оставалось подчеркивание роли среды в возникновении  тревожности ребенка. Возможности  удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его  людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других, более того, по ее мнению, человек  нуждается в определенных столкновениях  — «здоровых трениях» — с желаниями  и волей других. Если эти потребности  удовлетворяются в раннем опыте  ребенка, если он чувствует любовь и  поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком  часто близкие люди не могут создать  для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями.
     Согласно  О. Ранку, рождение, состоящее из физиологических  и психологических испытаний, закладывает  первый страх в бессознательное  человека. Чувство страха, которое  сопровождает рождение, остается на протяжении всей жизни. Испытанный, и в полной мере прочувствованный страх становится первой моделью восприятия окружающего, которая воздвигает барьер на пути повторения первичной ситуации наслаждения.
     А. Адлер рассматривал беспокойство, тревожность  как чрезвычайно распространенную черту характера, которая сопровождает индивидуума с самого раннего  детства до старости. Кто-то избегает общества, другой может бояться одиночества. Среди беспокойных людей немало таких, кто ставит себя выше себе подобных. «Эта черта характера в значительной степени замедляет развитие личности и способности вносить вклад  в наше общее благополучие», - отмечает Адлер.
     Проблема  тревожности является одной из  сложных и наиболее изучаемых  в отечественной психологической  науке.
     Оригинальность  подхода, предложенного Божович, заключалась  в том, что выделялись два вида тревожности - адекватная, отражающая объективное отсутствие условий  для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватная - при  наличии таких условий. Только в  последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной  сферы, устойчивом личностном образовании.
     Эта линия исследований рассматривалась  Божович, как изучение "элементарных", приспособительных эмоций и соответствующих  устойчивых функциональных структур и, по крайней мере, на том этапе  работы, не связывалась с линией изучения высших чувств, поскольку, к  последним ею относились лишь такие  чувства, которые сами могли стать  предметом потребности, что не могло  касаться тревожности как отрицательного, тяжелого для человека переживания, от которого тот стремится избавиться.
     Вопросы, которые ставили Адлер, Фрейд, Хорни, Божович и др. и в настоящее  время остаются актуальными, поэтому  при изучении проблемы тревожности, особенно важно не только интегрировать  уже имеющиеся достижения в этой области, но и заново критически и  творчески осмыслить те направления  исследований, которые были проведены.
 

1.4 Связь самооценки с различными личностными свойствами 

     Одним из направлений исследования самооценки  является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности  чертой тревожности. Существуют данные о корреляции определенных показателей  самооценки с тревожностью как свойством  личности. Принято считать, что высокой  самооценке релевантен относительно низкий уровень тревожности, и наоборот. Увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке. Если учесть, что оценка себя человеком  стабильно признается фактором регуляции  поведения, поиск ее соотношений  с теми или иными личностными  переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это в свою очередь  делает необходимой проверку самих  связей, их надежности и характера  в качестве основы для содержательного  изучения.
     Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности  — естественная и обязательная особенность  активной деятельности личности1. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
     Большинство из известных методов измерения  тревожности позволяет оценивать  только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще  более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно  измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала  адаптирована Ю.Л.Ханиным.
      Для измерения самооценки использовалась методика С.А. Будасси.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.