Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА
«социологии и социальных работ» 
 
 
 
 

Реферат на тему
     «Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции» 

Студентки 3 курса 3516 группы
юридического  факультета
Дадашевой Гюльшен Мюлкюмовны 
 
 
 
 
 

                                                                         
    Научный руководитель
                                                  К.соц.ст.преп. Белова О.А    

  
 
 
 

                  
 
 

Санкт-Петербург
2011 

Содержание: 

Введение  ………………………………………………………………………3 

1.Студенчество  как социальная группа……………………………………...4 

2.Социальное самочувствие современного российского студенчества….12 

3.Дистанционное образование………………………………………………16 

4.Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции……….....22 

Заключение…………………………………………………………………...24 

Список  литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ: 

                  "Проблемы российского студенчества" - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.  

    Тема моей работы актуальна потому, что студенчество - является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Актуальность выбранной темы, обуславливается также и тем, что студенчество играет важную роль, в общественно-политической жизни России.  

   Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель  работы - рассмотреть  актуальные проблемы российского студенчества.
 
    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 
1.Исследовать  актуальные проблемы  российского студенчества.  

2.На  основании теоретического  анализа изучения  проблемы,
систематизировать знания об актуальных проблемах российского  студенчества.  

3.Рассмотреть  сущность и специфику актуальных проблем российского студенчества.  

4.Систематизировать  и обобщить знания, существующие в  специальной литературе, научные подходы  к данной проблеме.  

   Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название работы отображает её содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

1.Студенчество как социальная группа 

    Студенчество – учащиеся высших учебных заведений.Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-
демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью,
половозрастной  структурой, территориальным распределением и т.д.;
определенное  общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию
социализации  (студенческие годы), которую проходит значительная часть
молодежи  и которая характеризуется определенными социально-психологическими  особенностями.
     Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с  первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач.20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло  заметную роль в общественной жизни.
     Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах.
   В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги  происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.
     Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной   однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.
      Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется
деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских,
спортивных  и бытовых студенческих организаций.
      Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства,
студенческий  статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
      Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного
определения понятия «студенчество», как нет  и единого мнения по вопросу о
характере и специфике труда студенчества.
     Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «
Студенчество  – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве»[1]
     Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.
      «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа
функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность.
     Поэтому главной формой производства является обучающее-образовательная деятельность»[2].
     Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным
рассматривать студенчество как лишь состояние  к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам»[3].В
подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.
      В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества.
     С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.
      Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием»[4].
      Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества,резерв интеллигенции  бъединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня –представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи»[5].
      Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
     Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой
специфическую социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в  избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
       Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
       Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав
Ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
      К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь  завершить обучение в вузе и таким  образом реализовать свою мечту  о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
     Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда –учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
    Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с
различными  социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
   Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
     Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту: 

1. Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом
интеллектуальных  и физических сил студента и жестоким лимитом времени,
экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. 

2.Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и
довольно  жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса. 

3.Огромное количество информации, поступающее через различные
каналы, расширяет знания студентов и  вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению, как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.[6]
    Для наиболее полной характеристики студенческого возраста необходимо
учитывать и некоторые наиболее полные общие  социально-психологические
особенности, присущие молодежи. Так, например, И.И.Мечников указывает на две главные отличительные черты юности. Во-первых, в юности при нормальных условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается. Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о последствиях своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные мотивы, но не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные всякого осуждения.
      Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных
злоупотреблений.
      Недооценка жизни как блага приводит к тому, что в юности у человека могут  возникнуть пессимистические настроения. И.И.Мечников пишет, что, «подведя итоги ощущениям счастья и горя юношество уменьшает ценность первых и преувеличивает тяжелые ощущения вторых»[7].Во-вторых,
юности  свойственна некоторая природная  дисгармония. Так, желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания. И в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все, что видит перед собой. «Молодые люди, - замечает Мечников, - Формируют свои требования от жизни рано, когда еще не способны судить о реальном соотношении явлений жизни, они не
понимают, что силы их далеко не достаточны для  осуществления их стремлений, так как воля есть одна из наиболее поздно развивающихся способностей человека»[8].Поэтому некоторые молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои желания. Отсюда нередко возникает упомянутый выше скептицизм. Очень широки и многообразны социальные роли, присущие ранней юности. 15-17 лет: старшеклассник, выпускник школы, слушатель подготовительных курсов при вузе, абитуриент, студент вуза, учащийся техникума или профессионально- технического училища. Юношеский возраст – это период наиболее интенсивного созревания личности. В это время начинается переход от детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека.
     Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает  достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной  профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости – это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь: завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции, исполнение воинской обязанности, наличие политических прав, ответственность перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и т. д.
      Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие  социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные функции. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-политической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности.
    Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества. 

2. Социальное самочувствие современного российского студенчества 

     Не так давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в координатах модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в образовании, культуре, экономике, политике.
     Вековая история развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов, представляющих «интеллектуальный портрет» той или иной страны.
     В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах нового типа, соответствующего условиям современного развивающегося мира, обладающих высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь, должны университеты и другие высшие школы.
Сегодня остро стоит вопрос: каким должен быть университет в XXI веке?       Прежде всего, вуз должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социально активной, творческой, целеустремленной и ответственной личности, способной уметь реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве.
     Основные цели и задачи российского высшего образования в XXI веке видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальной культуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условия для успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важной задачей становится формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
     В эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособным будет человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. В условиях быстро меняющегося мира необходимо развивать у студентов способность к самостоятельному получению новых знаний, умение пользоваться новыми средствами получения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своего образования и интеллектуального потенциала.
     Повсеместно XXI век признается веком информационных технологий, широкое распространение которых поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системой образования в целом и перед высшим образованием в частности.
     В XXI веке особо остро стоит проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсу нации - ее молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и не имеющей квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу социальной целостности, гармонии и стабильности развития российского общества.
     Студенческая молодёжь - это не только самая активная и динамичная часть любого общества, объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит решающим образом определить судьбу страны.
Нынешняя  молодежь, студенчество живет уже  в другом мире, не в том, что жила молодежь предыдущих десятилетий. Она  развивалась в эпоху государственных  перемен и кризисных условий  и смотрит на мир уже другими  глазами. И в силу того, что эта социальная группа наиболее легко восприимчива к новомодным изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер, особую роль приобретает эффективная молодежная политика, направленная на формирование образованной, культурной и нравственной личности.
     Несмотря на сложную ситуацию в образовании, которая сложилась в последние десятилетия, явившись следствием кризисного состояния нашей страны, российские студенты продолжают быть первыми и в науке, и в спорте, и в творчестве. Однако есть и оборотная сторона медали, а именно рост асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя, заболеваемость СПИДом. Последние социологические исследования свидетельствуют о массовом характере распространения данных явлений среди молодежи, в том числе студентов.
     Говоря о социальном самочувствии современных студентов нельзя не привести следующие цифры. По данным социологического исследования, проведенного Госкомстатом[1], более 21% студентов недовольны тем, как складывается их профессиональная жизнь, а также смутно представляют перспективы дальнейшей работы по специальности. Получение профессионального образования, к сожалению, не гарантирует сегодня успешного трудоустройства. По данным исследования, около 10% людей, имеющих профессию – являются безработными, а работает по специальности всего около 68% - 70%.
     Таким образом, сегодня перед российским государством стоит множество задач, которые необходимо выполнить для решения вышеуказанных проблем, по сути своей вступающих в явное противоречие с видимыми в XXI веке тенденциями развития образования (глобализация, виртуализация, демократизация).
     В качестве приоритетных направлений развития государственной политики в этой сфере, прежде всего, следует выделить: обеспечение гарантий трудоустройства студентов; поддержку перспективных и талантливых студентов, аспирантов, нацеленных на творческую учебу и научную работу; налаживание эффективной системы оказания материально-финансовой помощи молодым семьям; формирование комплексной системы социальной поддержки малообеспеченных категорий студентов; повышение размеров стипендий и расширение системы льгот для студентов; создание необходимых условий для эффективного медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха студентов.
     Подводя итоги, следует сказать, что поднятые в докладе проблемы требуют более подробного научного анализа и изучения. Решение этих проблем поможет России в ближайшее время выйти из кризиса и занять достойное место в современном глобализующемся мире, создав необходимые предпосылки для быстрого и качественного социального развития нашей страны.
     Решение проблем, связанных с обеспечением студентов качественными условиями обучения, их высококвалифицированной, профессиональной подготовкой должно стать сегодня одним из приоритетных направлений политики российского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Дистанционное образование 

     Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
     Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
     Дистанционное образование стало на Западе модным. Каждый уважающий себя университет и институт теперь обязательно имеет программы по дистанционному обучению. Открываются и специальные дистанционные учебные заведения, многие из них уже завоевали огромную популярность в мире и открыли свои отделения в разных странах (например, британский Open University, германский Hagen Universitet и др.). По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке, и недаром его называют образованием будущего.
     Многие считают, что дистанционное образование - это просто новая форма известного нам заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав дистанционный курс, человек действительно может учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии: если у него есть современный компьютер, оснащенный стандартной программой.
     Смысл как раз в том, что дистанционное образование и развитие современной техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого. И сейчас уже студент, где бы он ни жил, может учиться по программе практически любого западного университета не выезжая из своей страны. Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения, происходящие в мире.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.