На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Оглавление c. 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
Глава 1 Экономическая природа  и роль монополий  в рыночной экономике ……………………………………………………….5
1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8
1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16
2.1.  Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16
2.2.  Становление антимонопольной политики в России ……………………….26
2.3.  Методы антимонопольной политики в России …………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….34
Список  литературы …………………………………………………………36
      
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
       С начала 90-х годов проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. В настоящее время они остро встали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции стоит особенно остро, т.к. существовавшая в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
     Особенную актуальность в настоящее время имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
     Экономисты  различают четыре несхожие рыночные ситуации, чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко новым фирмам войти в  отрасль.
     Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты, имеют много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов, которые малы относительно рынка и действуют  независимо.
      Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других. Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм, антимонопольное законодательство.
     Важная  роль в регулировании рыночных отношений  принадлежит конкуренции и сотрудничеству. Конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Чем  лучше организована конкуренция, чем  больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей. Но, создавая рынок, нельзя ограничиваться одной  конкуренцией в чистом виде.
     Темой курсовой работы является экономическая природа  монополий в рыночной экономике. ????
     Целью работы является изучение  экономической  природы монополий в рыночной экономике.?????
     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
     - изучить теоретические аспекты  экономической природы монополий,  её формы и виды;
     - рассмотреть основные причины возникновения монополизма;
     - изучить особенности современной  монополизации экономики;
     - исследовать действующее в России  антимонопольное законодательство  и перспективы его усовершенствования;
     - рассмотреть сущность антимонопольного  регулирования и применения антимонопольной  политики в России.
     Предметом исследования является экономическая  природа монополий в рыночной экономике. ?????
       Объект исследования – экономические  отношения, складывающиеся вокруг  чистой монополии.???? 
 
 
 

     Глава 1. Экономическая  природа и роль монополизма в  современной рыночной экономике 

      Сущность  монополий, цели и  механизмы функционирования
 
     Теория  монополистической конкуренции разработана английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но достаточно несхожие (фрак, тройка), чтобы производитель каждого товара мог менять цену своего товара.
     Теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:
      1) кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
      2) имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (рис. 1.1а - заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1.1б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).
      

      а)      б)
      Рисунок 1.1 - Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.
      3) в отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.
        Если рассмотреть рис. 1.1б, то можно видеть, что, добившись равновесия в точке В (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня q с , поскольку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции1.
      Чистая  монополия возникает там, где  отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт уникален. Это можно отнести  и к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
      Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной  промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, водоснабжения – закрепляют монопольное положение, получая привилегии от правительства).
      Государство создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли  огромную роль в развитии таких компаний, как «XEROX», «IBM», «SONY» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты и многие другие). Лицензия предоставляется как частной фирме, так и государственной организации (пример – водочная монополия в РФ).
        Таким образом, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль2.
      Монополия может иметь основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).
      Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:
     1) монополия возникает из господства в производстве;
     2) господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
     3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
     В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие "доминирующее положение''. Согласно «Закону о конкуренции» доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам.
     В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более. В некоторых  случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35%. Все названные  количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся  к рынкам товаров, не имеющих заменителей  либо взаимозаменяемых товаров.  

     1.2 Виды монополий 

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Административная монополияэто монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить или продавать какую-либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция). К таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство продукции, их положение защищает законодательство об авторских правах и предоставляет им исключительное право на выполнение определенной деятельности. Это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на
 добровольном  объединении или поглощении победителями  банкротов. Тем или иным путем  или при помощи обеих, предприятие  достигает таких масштабов, когда  начинает доминировать на рынке. 
     Монополистическая власть не возникает случайно. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них является создание или достижение монопольного положения. Можно сказать, что монополистические тенденции вытекают из закона максимизации прибыли.
     Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, преимуществом крупного предприятия над малым.
     Современная теория выделяет три типа монополий:
     1) монополия отдельного предприятия;
     2) монополия как соглашение;
     3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.
     Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
     Более доступным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных  условиях.
     Монополии существуют во всех сферах общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты.
     Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается
 картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.
     Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:
         - убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
         - организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
         - установить квоты каждому члену картеля;
         - установить процедуру проведения утвержденных квот.
     Картели устанавливают штрафы для тех, кто  не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с  проблемой при принятии решений  о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории. Сегодня картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.
     В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей3.
     Выделяют  два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение  и фиксацию рыночных долей.
     Синдикат  это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
     Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.
     Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В России наиболее распространены строительные тресты4.
     Многоотраслевой концерн  это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
     Естественной  монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
      1) патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;
      2) авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и способах;
      3) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
       Искусственные монополии – это  объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
      1)  создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
      2) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, не вошедшим в монополистическое объединение) доступ к сырью и энергоносителям;
      3) создают высокий по сравнению с новыми фирмами уровень технологии и применяют более крупный капитал;
      5) "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой. 

1.3.Предпосылки формирования и развития современных  российских монополий 

     Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
     Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности  всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего  одному двум заводам.
     Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько. Большое  значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт  вполне рентабельными выглядели  проекты даже нерационально крупных  заводов. Сырье для них нередко  привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась  по всему Союзу.
     Другая  причина была связана с удобством  централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие  решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
   В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в  человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.
   Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением  экономических связей между бывшими  союзными республиками. К прежним  монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными  производителями в рамках всего  Союза, но ставшие таковыми на сократившейся  территории. Большое значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации, сдерживавшиеся государством, вырвались наружу. При этом порок советских монопольных производителей – их неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление
 проявлений  монополизма негативно повлияло на общий ход реформ в стране.
 

     
     Глава 2. Основные направления  антимонопольной  политики в современных  условиях 

     2.1 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 

     Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли, но там конкуренция быстро расставит все по местам. Недобросовестный производитель вытесняется с рынка конкурентами.
     Всевластию  монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее антимонопольную политику. В наше время нет развитых стран (включая Россию), где бы отсутствовало антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. Для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства (Q0) (Рис.2.1).
       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1 - Кривая средних долгосрочных издержек монополистической отрасли.
     Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся к рис.2.1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).
     Обозначим точку минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х - неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства. Государственные органы пытаются решить проблему демонополизации путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм. Это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс): малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Невозможно превратить монополизированную отрасль в отрасль совершенной конкуренции, т.к. этому препятствует положительный эффект масштаба. Если государство вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, сформированные карликовые предприятия окажутся не конкурентоспособными в международном плане и их задавят иностранные гиганты.
       Обычная цель антимонопольной политики – борьба с монополистами и ограничение монополистических злоупотреблений. На рис. 2.1 желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к оптимуму О по объему выпуска продукции и по ценам.
     Любая монополия отрицательно влияет на экономику страны:
     - недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство;
     - плохое качество продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса);
     - отсутствие сервиса и пренебрежение интересами потребителя;
     - блокировка механизмов саморегуляции рынка.
     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает
недопустимым  их дробление. Это не означает, что государство не должно регулировать естественные монополии т.к. их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Монополисты пытаются решать свои проблемы за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны разрушающие - увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
   При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности  для эффективной работы, но не гарантирует, что эти возможности будут реализованы т.к. существует механизм х-неэффективности.
      
     Рисунок 2.2 – Вариант регулирования наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса 

       Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на
естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства (путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).
     Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. Последствия данной регулирующей меры прямо зависят от конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.
     На  рис. 2.2 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (PM =МС=D). Последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. Так, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.
     Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам, без государственного принуждения будет стремиться довести объем производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рис. 2 видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).
     Недостатком метода регулирования является то, что устанавливаемый государством уровень цен не связан со средними издержками, т.е. он может закрепить и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки с вытекающими отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Еще опаснее закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном периоде естественный монополист будет за счет государственных субсидий, иначе он разорится.
      Другим ориентиром установления максимальных цен может  быть точка пересечения кривой средних  издержек и линии спроса (PREG=ATC=D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.3 – Регулирование цен продукции естественной монополии с целью обеспечения безубыточности производства 

     Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования. На рис.2.3 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (QREG>QM) и понижения цены (PREG<PM).      Однако правило MC=MR на этот раз действует против регулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой, обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR1, увеличение производства выгодно монополисту. После прохождения точки N каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов (MC>MR). Монополист будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до  QREG. Поскольку спрос при цене PREG составит QREG, то на рынке возникнет дефицит (QREG>QN).
       Таким образом, второй подход к ценовому регулированию не идеален. В чистом виде он вызывает товарный дефицит и требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права. В России в рамках единой корпорации часто объединяется и производство естественно-монопольных благ, и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит характер вертикальной интеграции и образует монополиста-гиганта, представляющего целую сферу национальной экономики.
     РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, - три кита монополизма  в России. В состав РАО «Газпром» наряду с единой системой газоснабжения (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура – железные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.
     Суть  антимонопольной политики в отношении естественных монополий сводится к следующему:
     - предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута;
     - разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов. Но в этом вопросе следует проявлять осторожность, т.к. не только конкуренция, но и производственная интеграция могут снижать издержки. Повысится ли эффективность энергетической отрасли, если вместо РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередач, и множество корпораций, владеющих электростанциями?
     Разукрупнение энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем не повысит уровень конкуренции, а обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции).
     Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. Например, РАО  «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Таким образом, реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований;
     - национализация естественных монополий.  На государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов производства (регулирование этих параметров неизбежно и при частной, и при государственной собственности). Государственная собственность исключает злоупотребления с целью обогащения владельцев.
     Аргументы против национализации связаны с  опасениями понижения эффективности  работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться  в первую очередь на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника и выполняет самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии иждивенческие настроения, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за ними бывает трудно. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями склоняются к частной собственности.5
     Искусственная (предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
     Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических  злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий  спектр санкций:
     - предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм);
     - разнообразные крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (за попытку сговора с конкурентами);
     - прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
     Основанием  для приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации  рынка:
     -  либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы;
     - либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
     При определении степени концентрации в отрасли государство ориентируется  на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число  занятых и величину капитала. Наиболее важным из них является доля оборота фирмы на конкретном рынке, т.к. она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма. Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным является индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH):
     IHH=(X1)2+(X2)2+…+(XN)2                            (1)
     где XN – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
     Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. При чистой монополии, когда сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (1002=10000). Если же в отрасли действует более десяти тысяч фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.
     Обычно  рынок считается безопасным с  точки зрения монополизации, когда  IHH<1000 (в США – при IHH<1400). По формуле 1 можно подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.
     Переплетение  ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
     - картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу
     цен и объемов продукции так, как  если бы они слились в чистую монополию;
     - система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов или в том, что все конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие;
     - личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Все формы переплетения фирм-конкурентов имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, нанося этим ущерб потребителю. За ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена уголовная ответственность. Высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Государство стремиться не допускать концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. Но только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства. Крупные размеры национальных компаний способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством. Это противоречие приводит к сосуществованию двух подходов, имеющих достоинства недостатки:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.