Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Любавский Матвей Кузьмич

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ЛЮБАВСКИЙ, МАТВЕЙ КУЗЬМИЧ (1860–1936), историк России, славяновед. Родился 1 (12) августа 1860 в  семье сельского дьячка в селе Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Сапожковском духовном училище, Рязанской духовной семинарии. В 1878–1882 студент историко-филологического факультета Московского университета. Занимался в семинариях у профессоров В.О.Ключевского, В.И.Герье, Н.А.Попова. Выпускное сочинение Любавского Дворяне и дети боярские в Московском государстве получило премию им. Н.В.Исакова. По предложению В.О.Ключевского был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Одновременно работал в Московском архиве министерства юстиции, где разбирал материалы древнелитовского архива (Литовской метрики).
   В 1894 защитил магистерскую (кандидатскую) диссертацию Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского Статута, в 1901 – докторскую диссертацию Литовско-Русский Сейм.
   Преподавал  в Московском университете, где стал преемником В.О.Ключевского на кафедре  русской истории. Подготовил и прочитал знаменитый курс Историческая география России в связи с колонизацией, вышедший в 1909 отдельной книгой. В 1911–1917 ректор Московского университета.
   Научно-популярные работы ученого накануне и в годы Первой мировой войны (Возвышение Москвы, 1909, Отечественная война и русское общество, 1912, Исторические судьбы славянства, 1914, Наступление на степь, 1914–1915) проникнуты патриотическими настроениями, прославляют военные достижения предков. Более фундаментальный характер носят его труды Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно (1910) и История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков) (1917), в которых приводится обширный, в значительной мере ранее не известный фактический материал.
   Работал в структуре Главрахива (Центрархива), преподавал историко-архивные дисциплины сначала на курсах, затем в Московском университете. В 1929 опубликовал монографию Образование основной государственной территории великорусской народности.
   По  представлению В. О. Ключевского  и декана факультета Н. А. Попова М. К. Любавский после окончания университета в 1882 г. и блестящей защиты кандидатского  сочинения (оно было удостоено премии и золотой медали) был оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Но лишь через двенадцать лет, прежде чем он защитил магистерскую диссертацию «Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута» (М., 1892). Ко времени создания труда разработка вопросов истории Западной и Юго-Западной Руси становится актуальной .
   Самостоятельная источниковедческая работа с «Литовской метрикой» позволила детально разработать проблемы социально-политической структуры такого сложного объединения как Литовско-Русское государство. Этот фундаментальный труд «составил эпоху в изучении Западной Руси и проложил дорогу для следующих работ самого Любавского, а равно и других исследователей».
   С 1894 г. начинается преподавательская  деятельность М. К. Любавского на историко-филологическом факультете Московского университета,где он проработает более тридцати лет и пройдет путь от приват-доцента до ректора. Помимо лекций по истории Западной Руси и семинаров, тематически связанных с собственными научными исследованиями, М. К. Любавский начинает читать курс «Историческая география России в связи с колонизацией» (1897-1899 гг.), а также «История западных славян» (1899 г.). В книге широкая панорама исторической жизни западных славян от начала II века н.э. до второй половины XIX в. Автор рассматривает влияние романо-германского мира на быт, культуру, менталитет западных славян, сохранивших, вопреки этому влиянию, свою национальную самобытность. История западнославянских государств представляет собой продолжительную и сложную эволюцию.
   Таким образом, уже на раннем этапе творчества ученого определяется основной круг его научных интересов.
   В начале XX в. в Москве и Петербурге было издано несколько учебных пособий  по русской исторической географии, становившейся в то время самостоятельной  научной и учебной (в университетах) дисциплиной. Были выработаны специфические приемы и методы историко-географических исследований, определена проблематика, выявлена источниковая база. За относительно короткое время (примерно с 50-х гг. XIX в.) было опубликовано большое количество историко-географических исследований, охватывающих разные периоды истории России самые широкие географические области страны. Спецификой этих исследований изначально являлся синтетический, комплексный подход к поиску и освоению материала, широкое использование данных археологии, этнографии, лингвистики, географии. Главная задача исторической географии формулировалась как изучение взаимного влияния общества и природной среды
   В изложении курса «Исторической географии» М. К. Любавский развивает и доказывает идею о важной роли «влияния внешних природных условий на склад и ход русской народной жизни». Тезис о решающем значении географических условий России для ее исторического развития и связанное с этим положение о колонизации страны населением как его характернейшей черты был впервые выдвинут в «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Историк ставит задачу проследить направления, этапы и условия русской колонизации, объяснить причины широчайшего охвата колонизационным движением огромных территорий страны. Наряду с большим опытом скрупулезной работы с самыми разнообразными источниками, М. К. Любавскому был присущ блестящий талант обобщения. Вокруг основной идеи курса группируется огромное количество фактов, наблюдений, выводов, создается монументальное историческое полотно.
   Вместе  с тем, центральной в его творчестве продолжает оставаться история Великого княжества Литовского. Исследуя эволюцию государственного организма Литовско-Русского государства М. К. Любавский обращается к истории литовско-русского сейма. В 1902 г. ученый защищает докторскую диссертацию «Литовско-русский сейм» и удостаивается степени доктора русской истории. Благодаря высокой оценке труда в научных кругах, автор получил широкую известность и солидную научную репутацию. В этом же году М. К. Любавский по рекомендации В. О. Ключевского занимает его место заведующего кафедрой русской истории. Любавский читает лекции по «Древней русской истории», ведет источниковедческие семинары, читает курсы по исторической географии и истории западных славян.
   Кризис  власти в стране в 1905-1907 гг. и подъем социально-политического движения затронул и научное сообщество России.
   Любавский отмежевывается от партий как правого, так и левого толка, политика которых, по его мнению, губительна для государства. Отрицательно относился ученый и к массовому революционному студенческому движению, которое делало университет ареной непрерывных столкновений с полицией и призывал «вернуть его к прямому назначению служения науке».
   По  драматическому стечению обстоятельств  именно М. К. Любавскому суждено было возглавить Московский университет  в кризисное для московской науки  время. В 1911 г. в результате деятельности министра народного просвещения  Л. А. Кассо, направленной на ущемление университетской автономии, М. К. Любавский отстаивает, прежде всего, интересы университета как крупнейшего научного и культурного центра страны, разрушение которого недопустимо. Советом университета историк был избран ректором (до этого с 1908 г. он являлся деканом историко-филологического факультета; ректором он останется до весны 1917 г.).
   Помимо  огромной ответственности, налагаемой высокой административной должностью, непрерывной преподавательской  деятельностью, ученый участвует в  деятельности Московского общества истории и древностей российских. Будучи долгое время (с 1907 по 1917 гг.) секретарем ОИДР и редактором его печатного  органа — «Чтений», М. К. Любавский  в 1917 г. становится председателем Общества. Научный труд и подвижничество М. К. Любавского получили заслуженное  признание и уважение научного сообщества. Об этом свидетельствует адрес и сборник статей в его честь, приуроченный к 30-летию научной деятельности ученого. В адресе от лица петербургских коллег С. Ф. Платонов писал: «Ваша учебно-общественная деятельность питает в нас чувство глубокого уважения и внутренней приязни к Вам, как к человеку, в котором целостно сочетались глубокая научность, мягкая гуманность и драгоценное чутье народности».14 В юбилейном сборнике участвовало 42 исследователя, среди них Д. И. Багалей, С. В. Бахрушин, М. М. Богословский, С. Б. Веселовский, Ю. В. Готье, И. И. Лаппо, С. Ф. Платонов, С. В. Рождественский. Сборник объединил ученых Москвы и Петрограда без деления на школы — русская историческая наука была едина и чествовала своего достойного представителя сообща. В посвящении М. К. Любавскому говорилось: «В Вашем лице мы чтим крупного русского ученого, своими трудами в науке русской истории создавшего новую область, открывшего для научного исследования богатые источники истории Западной Руси и ставшего главой исследователей в этой области». Юбилейный сборник (единственный экземпляр, попавший в Москву) был поднесен коллегами М. К. Любавскому только в марте 1918 г.
   Крушение  монархии, поражения русской армии  на фронтах, развал всех основ государственной  жизни переживались историком —  искренним патриотом России —  трагически.
   Судить  об отношении М. К. Любавского к событиям революционного времени в определенной степени можно благодаря дневнику его коллеги Ю. В. Готье16, с которым  он находился в дружеских отношениях. Ю. В. Готье неоднократно пишет о М. К. Любавском как о наиболее «государственно мыслящем» человеке17 своего круга, с уважением подчеркивая его глубокий патриотизм. Первая мировая война для судьбы России, по мнению М. К. Любавского, есть «борьба на жизнь и на смерть» за государственную целостность и независимость. Историк призывает оставить перед лицом опасности политические распри и амбиции, личные «алчные аппетиты».
   Тяжелые изменения в личной судьбе ученый пережил уже в феврале 1917 г., когда  в Московский университет вернулись  вышедшие в 1911 г. профессора. Ректор был  причислен к «бывшим» и подвергся  злобным нападкам. В такой обстановке М. К. Любавский не стал выдвигать  свою кандидатуру на новый срок.
   Для М. К. Любавского Октябрьская революция  стала наступлением того «якобинского деспотизма», которым, по его мысли, была чревата политическая ситуация в стране в начале 20века. Оценивая ее как катастрофу, ученый считает, «что все происходящее — есть кара Божия нашей буржуазии и интеллигенции, буржуазии — за то, что временем войны воспользовалась для наживы, интеллигенции — за ее легкомыслие, с которым она растаптывала институт монархии, смешивая ее с личностью монарха».
     Практическая же позиция историка  была сходна с позицией большинства  ученых академической и университетской  среды, которые принимали неизбежность  контактов и сотрудничества с  Советской властью. В июле 1918 г.  М. К. Любавский, вместе с  коллегами из Санкт-Петербургского  университета, по приглашению Наркомпроса принимает участие в совещании по реформе высшей школы и обсуждении проекта положения об университетах. Известно, что М. К. Любавский был против проекта реформы и возражал П. К. Штернбергу и М. Н. Покровскому, отстаивая академические традиции высшей школы.
   М. К. Любавский много сил и времени  отдает архивному строительству, где  его высокий профессионализм  историка и археографа был особенно полезен. С 1918 г. М. К. Любавский является председателем Московского отделения  ГУАД, проделывает огромную работу по спасению архивов и фондов учреждений и частных лиц. Ученый был инициатором  создания Архивных курсов и с 1918 по 1930 гг. преподавал на них. М. К. Любавский  выступает с проектом создания в  Москве и Петрограде первых в России Архивно-археографических институтов, участвует в научно-издательской деятельности.24 В 1929 г. историк избирается действительным членом АН СССР по отделению  общественных наук.
   К началу 30-х гг. становится очевидным, что параллельное сосуществование  «буржуазной», основанной на прочных  академических традициях науки, и «пролетарской», вооруженной марксистской идеологией, невозможно. Разворачивается  грандиозная кампания, направленная против элиты русской исторической науки. Историки-марксисты во главе  с М. Н. Покровским обвиняют русскую  историографию в «национализме» и «великодержавном шовинизме», ставя  под сомнение существование самого предмета «русская история». Травле в  печати и публичных выступлениях подвергаются С. Ф. Платонов, М. К. Любавский, С. В. Бахрушин, Д. К. Зеленин, пострадала даже целая научная отрасль —  краеведение.
   Окончательному  разгрому национальная историческая школа  подверглась в 1930 г. В связи с сфальсифицированным органами ОГПУ «делом Академии наук» (группу известных академиков и профессоров-обществоведов – С.Ф.Платонова, Н.П.Лихачева, Е.В.Тарле, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушина и др. – объявили участниками контрреволюционной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России») в августе 1930 был арестован и затем осужден к 5 годам ссылки в Уфу. Находясь в ссылке, работал в Башкирском научно-исследовательском институте национальной культуры. Любавский продолжает заниматься историческими исследованиями. Темой их становятся проблемы истории башкирского землевладения, русская колонизация в Башкирии.
   Умер  Любавский в Уфе 22 ноября 1936.
   В деятельности Любавского как историка можно выделить три основные составляющие.
   Первая  — история Литовско-Русского государства  — считал, что она «является  в известном смысле прямым продолжением, дальнейшим развитием истории Киевской Руси». Полагал, что в дальнейшем оформились два центра объединения  русских земель: московский и литовский. Причём, как и Киевская Русь, «Великое княжество Литовское, включившее значительную часть бывших древнерусских территорий, имело характер федерации».
   Вторая  — история западных славян. Любавский  считал, что история Литвы не может  быть понята без знания исторического  опыта соседей — Польши и Чехии. Его курс истории западных славян был единственным фундаментальным  исследованием в этой области  в русской историографии в  течение многих лет (первый советский  учебник по этой тематике появился лишь в 1957).
   Третья  — историческая география. Показал  важную, порой даже решающую роль государства в колонизационных процессах. Подчёркивал взаимосвязь проблемы расселения русского народа с различными аспектами региональной политики российского государства — военно-стратегическими и политическими интересами, комплексом мероприятий в национальной, конфессиональной, сословной, экономической политики и элементами демографического регулирования в регионах.
   Многие  университетские курсы, прочитанные  Любавским в начале XX века, сохранили  свою актуальность и спустя столетие, когда они были переизданы. 
 

   Труды
Областное деление  и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания  первого Литовского статута. М., 1894.
Начальная история  малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. — 1895. N 7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.