На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 

факультет экономики и управления

 
 
 
К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А 
 

по  курсу _Бухгалтерский финансовый учет, ч.2___
                        (название  предмета)
на  тему _Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках_ 
 

выполнил  студент:   заочного отделения _3_ курса
                                    Группа № _Б-390___________
                                    Зачетная книжка № _24э08244
                                    Елисеева  Мария Николаевна         (Фамилия, имя, отчество)
                                    __________________________ 

проверил:    _______________ 
 

Дата сдачи курсовой работы: «11»___апреля       ___2011г.
Дата  защиты:       «__»_______________20__г. 

Оценка: ________________ 

 

     СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Учет денежных средств на расчетных счетах…………………………...5
1.1. Движение средств по счету. Первичные документы………………………..10
1.2. Учет по счету 51. Корреспонденция счетов………………………………….12
1.3. Движение средств на расчётном счёте…………………………………….....13

Глава 2. Учет денежных средств на специальных счетах……………………….16

2.1. Учёт операций по аккредитивной форме расчётов…….…………………....17

2.2. Учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками………………..22
2.3. Учёт операций по депозитным счетам……………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………....32
Список используемых источников литературы………………………………….35
Приложение № 1…………………………………………………………………...36
Приложение № 2…………………………………………………………………...37 
 
 

 

Введение 

     В целях повышения эффективности  операций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи, связанные с учетом денежных средств и расчетов. Прежде всего необходимо обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Немаловажным для предприятия является оперативный, повседневный контроль за использованием средств строго по целевому назначению, за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах c покупателями и поставщиками.
     На  сегодняшний день соотношение между  наличной и безналичной денежной массой составляет 30% к 70%. Большинство расчетов по сделкам осуществляется посредством перечисления денежных средств с использованием банковских счетов, поэтому оборот товаров, работ и услуг практически любого государства так или иначе связан с надежным функционированием банковской системы в целом. На сегодняшний день банки предоставляют своим клиентам возможности осуществлять разные банковские операции. В зависимости от специфики конкретной операции она совершается посредством использования банковского счета. К примеру, перечисление денежных средств в валюте Российской Федерации осуществляется посредством использования банковского счета в валюте РФ, перечисление ЕВРО посредством использования валютного счета в валюте ЕВРО и т.д. Наряду с расчетными счетами предприятия могут иметь иные специальные счета для учета денежных средств, как правило, целевого использования.
     Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  валюте России на расчетных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях.
     По  дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств, а  по кредиту – списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитного учреждения по расчетному счету и прилагаемых к ним денежно-расчетных документов.
     Все свободные денежные средства организации  хранят в обслуживающих банках на специально открываемых, расчетных  счетах. Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет.
     Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, так как остаток  денежных средств с конца года переходит на следующий год. Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как: надежно обеспечивается их сохранность от расхищений; контролируется использование по целевому назначению; облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов; организации имеют выгоду, так как банк зачисляет на их расчетные счета процент в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.
     В соответствии с Указом Президента РФ от 21.03.95 №291 организации вправе иметь неограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов.
     Требования  по документированию и учету операций по прочим счетам в банках ничем  не отличаются от аналогичных требований по операциям на расчетном и валютных счетах.
 

Глава 1. Учет денежных средств на расчетных счетах 

     Для открытия расчетного счета организация  самостоятельно выбирает наиболее удобный  и выгодный для себя банк, куда должны быть представлены следующие документы:
    заявление на открытие счета по специальной форме;
    карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации с оттиском печати (в двух экземплярах). Крестьянское (фермерское) хозяйство, арендатор на индивидуальной аренде представляют карточку с одной подписью, заверенную нотариально; городской (районной) администрации о создании организации;
    копия утвержденного устава, договора аренды, документа на право пользования землей или других документов, подтверждающих законность функционирования организации, и др.
     Банк  открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
     Распорядителями денежных средств, находящихся на расчетных  счетах, являются руководитель организации  и главный бухгалтер. Они подписывают все документы, на основании которых производится списание денег. В связи с этим при смене одного из двух распорядителей денежных средств (руководителя организации или главного бухгалтера) в учреждение банка должна быть представлена новая карточка с образцами подписей и оттиском печати организации.
     Денежные  средства, хранящиеся на расчетных  счетах, предназначены как для  основной деятельности, так и для  капитальных и финансовых вложений.
     Поступление денежных средств на расчетные счета  в основном происходит от зачисления выручки за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сторону, а также внесения наличных денег из кассы, арендной платы и т.п.
     С расчетного счета производятся следующие  платежи: за полученные материальные ценности поставщикам, за выполненные работы, услуги подрядчикам, платежи по налогам за погашение задолженности по банковским кредитам (займам), на финансовые вложения, выдачу наличных денег в кассу для оплаты труда и на различные хозяйственные нужды и т.д.
     Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов хозяйств и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения и другие документы. По денежному чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. По платежному поручению банк производит безналичные перечисления средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств, вид платежа. Все распорядительные документы выписывает организация (плательщик) и представляет их в учреждение банка. На основании этих документов в бухгалтерском учете отражаются погашение задолженности поставщику и списание денежных средств с расчетных счетов.
     Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.
     На  основании совместного Приказа  МНС, ГТК и Минфина России «Об  утверждении правил указания информации в полях «Плательщик», «Получатель» и «Назначение платежа» расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов» от 01.10.01 №БГ 3–10/373, 961, 80н новый порядок по расчетам вводится с 2002 г. (приказ №БГ 3–10/373).
     Новые правила введены для автоматизации  обработки информации при учете  доходов бюджетов всех уровней. Причем изменение коснулось лишь поля «Назначение платежа», а порядок заполнения полей «Плательщик» и «Получатель» практически не изменился.
     Приказ  снабжен рекомендациями для плательщиков налоговых платежей при заполнении поля «Назначение платежа» расчетного документа. Рекомендации составлены на основе правил указания информации в поле «Назначение платежа» расчетных документов, утвержденных упомянутым выше совместным приказом.
     Структура информации в поле «Назначение платежа» расчетного документа имеет следующий вид (по горизонтали значение показателей): «Код бюджетной классификации», «Код ОКАТО», «Основание платежа», «Налоговый период», «Номер документа», «Вид платежа», «Сумма» и «Примечание».
     Отдельные кодовые показатели и их значения с подробными пояснениями рассматриваются в Правилах указания информации в поле «Назначение платежа» в расчетных документах.
     По одному расчетному документу в поле «Назначение платежа» указывается только один налог или сбор. При выполнении необходимых условий новыми правилами разрешается одним расчетным документом перечислять несколько видов платежей. Это следующие условия:
     1) денежные средства зачисляются на один код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (т.е. уплата по одному налогу или сбору);
     2) платежи осуществляются на основании одного и того же документа (одинаковое значение показателей «Номер документа» и «Дата документа»);
     3) длина поля «Назначение платежа» не превышает 210 символов (максимальная длина полей «Плательщик» и «Получатель» -160 символов).
     Налоговые инспекции (управления) будут доводить до налогоплательщика значения кодов показателей «Код бюджетной классификации» и «Код ОКАТО».
     В рекомендациях рассмотрены возможные  случаи перечисления денежных средств в бюджеты различных уровней и приведены значения показателей, которые при этом следует вносить в поле «Назначение платежа».
     Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
     Срочный платеж совершается в следующих  вариантах:
     1) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;
     2) после отгрузки товара или оказания услуг, т.е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);
     3) частичные платежи при крупных сделках.
     Досрочный и отсроченный платежи могут  иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
     С введением в июле 1992 г. предварительной оплаты и формы расчетного документа платежного требования-поручения поставщику предоставлено право о востребовании стоимости товаров или оказания услуг через банк с покупателя.
     Поставщик, выписав платежные требования-поручения вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке №1 плательщика. Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
     При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер предприятия-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.
     Об  отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов.
     Для контроля за движением денежных средств  на счетах в банке и для отражения этих операций в бухгалтерском учете организации регулярно получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указываются все суммы поступлений и платежей, дата и номер документов, прилагаемых к выписке, на основании которых были произведены записи.
     Получив выписку банка, главный бухгалтер  подбирает к ней расчетно-платежные  документы, записав карандашом напротив каждой суммы название организации, и указывает корреспондирующий счет. Надо помнить, что записи по дебету в выписке означают списание денег, а записи по кредиту – поступление денег на счет. Это объясняется тем, что расчетные счета организации в учете банка являются пассивными счетами, на которых учитываются привлеченные средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Движение  средств по счету. Первичные документы
 
     На  расчетный счет поступают денежные средства за проданную продукцию, за выполненные работы и услуги на сторону, кредиты банка, свободные денежные средства из кассы, прочие поступления по основной деятельности. Деньги на расчетный счет зачисляют согласно банковским правилам на основании типовых денежных и расчетных документов. Например, наличные деньги из кассы предприятие вносит на расчетный счет, как известно, на основании объявления на взнос наличных денег. При этом банк выдает квитанцию о приеме денег.
     Средства, поступающие от заготовительных  организаций за проданную продукцию  и от различных организаций за выполненные работы и услуги, банк зачисляет на расчетный счет на основании документов этих организаций о перечислении долга.
     В ряде случаев согласно банковским правилам деньги по товарным операциям могут быть взысканы на основании распорядительных документов получателя. В этих случаях организация-получатель выписывает и сдает в банк для получения платежа специальный документ – платежное требование. По этому документу причитающуюся сумму банк перечисляет со счета плательщика на счет предприятия-получателя.
     С расчетного счета производятся следующие  платежи: за полученные от других организаций  и предприятий товарно-материальные ценности и оказанные услуги, выдача наличных денег в кассу для оплаты труда и на различные хозяйственные нужды, по обязательствам перед государственным бюджетом, на погашение задолженности по банковским кредитам, прочие, связанные с хозяйственной деятельностью. Все платежи с расчетного счета банк производит по мере поступления документов для оплаты. Но если на счете недостаточно средств для оплаты всех документов, то соблюдается очередность в соответствии с хронологической последовательностью поступления документов к оплате (с учетом установленных групп очередности).
     Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов предприятий и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения и некоторые другие документы. По денежному чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. По платежному поручению банк производит безналичное перечисление средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств и вид платежа. Все распорядительные документы выписывает предприятие и предъявляет их в учреждение банка. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.
     Самостоятельно  банк снимает со счетов предприятий  денежные средства и перечисляет  их организациям-получателям на основании  платежных требований, выставленных организацией-получателем на данное предприятие. В этих случаях от предприятия особых распорядительных документов не требуется. Следует лишь подтвердить банку необходимость оплаты данного документа (распорядительная подпись на документе). По некоторым документам банк списывает средства с расчетных счетов в бесспорном порядке (вне зависимости от согласия плательщика). К таким документам относятся, например, исполнительные листы народных судов, приказы органов Государственного арбитража. На основании этих документов получатель выписывает инкассовые поручения или платежное требование, по которым банк переводит ему средства.
     Для контроля за движением денежных средств  на счетах в банке и для отражения этих операций в учете предприятия периодически получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указывают все суммы поступлений и платежей. К выписке прилагаются соответствующие документы, на основании которых были произведены записи. Практически выписки представляют собой вторые экземпляры соответствующего лицевого счета предприятия, ведущегося в банке. 
 

1.2. Учет по счету 51. Корреспонденция счетов 

     Учет  движения средств в бухгалтерии  предприятий ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». По дебету отражается поступление денежных средств на расчетный счет в банке. В зависимости от источника поступления денег корреспондирующими могут быть счет 50 «Касса», счета учета расчетов, счета учета кредитов банка и т.д.
     Основанием  для бухгалтерских записей по счету 51 «Расчетные счета» являются выписки  банка с приложенными документами. В выписках текст закодирован, поскольку в банке лицевые счета клиентов обрабатываются на вычислительных машинах.
     Полученные  выписки бухгалтерия предприятия тщательно проверяет по соответствующим документам, являющимся основанием для платежей. Если при проверке обнаружатся допущенные банком ошибки, то суммы ошибочных записей бухгалтерия предприятия должна отнести на субсчет 2 «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» и немедленно сообщить об этом учреждению банка, в котором открыт расчетный счет.
     После декодирования и тщательной проверки выписок на основании приложенных документов делается бухгалтерская разметка сумм, прошедших по счету. Для этого против каждой суммы в выписке ставится номер корреспондирующего счета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Движение средств на расчётном счёте 

     Руководитель  и главный бухгалтер любой  организации знают, что ниоткуда деньги на расчётный счёт не поступают и произвольно банк их не списывает. Для совершения всех операций должны иметься основания (счета-фактуры, решения судов, акты административных правонарушений, инкассовые поручения, чеки, счета и др.).
     Лица, от которых исходит инициатива о  перечислении средств кому-то, за что-то, тогда-то подают любыми доступными средствами соответствующую информацию (счета, служебные записки и т.п.) в финансово-экономическую (бухгалтерскую) службу финансовому бухгалтеру, ответственному за учёт движения финансовых потоков. Финансовый бухгалтер заносит эти данные в «Календарь планируемых платежей» отдельными строками. Лицо, ответственное за использование средств (распорядитель кредитов или уполномоченное им лицо), просматривает «Календарь планируемых платежей» и исходные документы и ставит дату, когда нужно исполнить перечисление. После этого, финансовый бухгалтер в установленное время просматривает «Календарь планируемых платежей», выбирает строки, с наступившей датой распоряжений, готовит платёжные поручения, передаёт на подпись руководителю, после чего сдаёт в банк. При наличии компьютера поручение пересылается в обслуживаемый банк автоматически по линии Клиент-банк.
     Платежное поручение – это письменное распоряжение плательщика своему обслуживающему банку о списании с его расчётного счёта и зачисления на счёт получателя (поставщикам, финансовым органам, другим организациям), находящегося в любом банке, определённой суммы денежных средств.
     Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и  другие банковские документы, заполняются  на пишущей машинке без исправлений  и подчисток, печатаются на бланке ф. 0401060 (см. Приложение №1) под копирку или на компьютере в количестве от 2 до 3 экз., в зависимости от того, в каком банке находится р/счет. При оформлении платёжного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). Сумма печатается сначала первой строки прописью с заглавной буквы. Ее цифровое значение повторяется в правом стороне на строку ниже. При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН/КПП), присвоенные в ГНИ при постановке на учет (Юцифр / Юцифр). ИНН не указывается в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения ЦБ России, нерезиденты, а также в случаях использования кредитной организацией платежного поручения в качестве сводного для представления расчетных документов своих клиентов в учреждения ЦБ России. Банковский идентификационный код указывается в графе «БИК» (9 цифр) в правой части поручения. В правой стороне бланка платёжного поручения сверху вниз проставляется сначала номер р/счета плательщика (20 цифр), ниже номер кор/счета (20 цифр) кредитной организации, обслуживающей плательщика. Ниже размещается кор/счёт и расчётный счёт получателя. При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по расчётному счету. Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если в договоре с банком не оговорены другие условия (помещение в картотеку).
     Платёжное требование – это документ, который  предъявляет поставщик покупателю через свой обслуживающий банк, для  взыскания с покупателя указанной суммы и зачисления её на расчётный счёт поставщика. Платежное требование (ф. №0401061) представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставляемой по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платёжное требование оформляется по тем же правилам что и платежное поручение в 3–5 экз. и направляется плательщику через банк. Плательщик после получения платежного требования, обязан рассмотреть правильность его выставления и дать согласие на оплату или отказаться от оплаты. Срок, в течение которого плательщик обязан предоставить в банк согласие или отказ на оплату, определяется банком. Банк плательщика на основании первого экземпляра требования производит списание средств со счета плательщика и направляет второй (и третий) банку, обслуживающему поставщика. При отсутствии достаточных средств на счете плательщика и права получения краткосрочного кредита, платежные требования помещаются в картотеку с начислением пени в установленном порядке.
     Бесспорные  взыскания – это списание с расчётного (валютного) счёта средств без согласия его владельца. В бесспорном порядке взыскиваются платежи в федеральный бюджет по требованию финансовых органов, в ФСС, ФМС, ПФР передачей этими органами в обслуживающий клиента банк инкассового поручения.
     Бестоварные счета – это счета (платёжные  требования), по которым не было отгрузки (отпуска) товаров или оказания услуг.
     Предварительная оплата – это оплата товаров до их отправки плательщику (покупателю).
     Почтовые  переводы – это форма безналичных  расчётов. Предприятия могут совершать со своих расчётных счетов переводы через предприятия почтовой связи средства отдельным лицам (алименты истцам, командируемым лицам, уполномоченным лицам и др.). 

Глава 2. Учет денежных средств на специальных счетах

 
     Счёт 55 “Специальные счета в банках” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за её пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платёжных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Специальный счет открывается банком для замораживания средств, при открытии аккредитива, при выдаче лимитированных чековых книжек; отдельный счет открывается организации при получении корпоративных банковских расчетных карт и пр. Особенности счёта 55 “Специальные счета в банках” – “замораживание” денежных средств организации на установленное время и установленные цели с возможностью немедленного использования всей “замороженной” суммы на эти цели.
     Средства, переводимые организацией на прочие счета, учитываются на различных  субсчетах балансового счета 55 "Специальные счета в банках". На этих же счетах учитываются средства целевого финансирования, которые должны быть учтены, обособлено от других средств.
     К счету 55 "Специальные счета в  банках" могут быть открыты следующие субсчета:
     1) 55.1 "Аккредитивы";
     2) 55.2 "Чековые книжки";
     3) 55.3 "Депозитные счета";
     4) 55.4 "Корпоративные банковские карты" и др. 
 
 
 

      Учёт  операций по аккредитивной  форме расчётов
 
     Аккредитив - это банковский документ, который  оформляет покупатель товара в банке, где имеет счет. Как правило, при открытии аккредитива банк списывает сумму, на которую открывается аккредитив с расчетного (рублевого или валютного) счета клиента, помещая деньги в беспроцентный депозит. Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. В аккредитиве изложены все требования покупателя к товару и к оформлению документов на товар, при выполнении которых банк, исполняющий аккредитив, вправе перевести деньги продавцу с аккредитивного счета покупателя. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
     Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
     Аккредитив  – поручение отделения банка  покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы. В России аккредитивная форма расчетов не очень распространена, но в международных расчетах используется часто. Поэтому если организация планирует заниматься экспортом или импортом товара ей необходимо представлять все преимущества и недостатки этой формы расчетов.
     Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в основном договоре, в котором  отражаются следующие условия:
     1) наименование банка-эмитента;
     2) наименование банка, обслуживающего получателя средств;
     3) наименование получателя средств;
     4) сумма аккредитива;
     5) вид аккредитива;
     6) способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
     7) способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
     8) полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
     9) сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
     10) условия оплаты (с акцептом или без акцепта);
     11) ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
     В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
     Форма заявления на открытие аккредитива  для расчетов с российским покупателем установлена Центральным Банком России Положением от 3 октября 2002г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Форма заявления на открытие аккредитива в валюте, для осуществления международных расчетов Центральным банком не установлена, и банки, уполномоченные на ведение валютных операций, разрабатывают такую форму сами.
     Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы № 0401063 (см. Приложение 2), в котором плательщик обязан указать:
     1) вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);
     2) условия оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
     3) номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
     4) срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
     5) полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
     6) наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
     При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
     Представленное  заявление регистрируется банком плательщика  в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету № 9931 "Аккредитивы к оплате". Заявление на открытие аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива (обычно в пяти экземплярах).
     Аккредитив  может быть выставлен за счет собственных  средств и за счет банковского  кредита.
     Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю и  зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных  средств, или перечисляют в погашение  задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
     Банк  покупателя списывает с расчетного (рублевого, валютного), или с кредитного счета покупателя сумму, указанную  в заявлении на открытие аккредитива. Затем, банк покупателя извещает банк поставщика об открытии покупателем аккредитива и его условиях (условия аккредитива оговорены в контракте между поставщиком и покупателем).
     Банк  поставщика извещает поставщика о том, что в его пользу открыт аккредитив и об его условиях. В случае отсутствия разногласий между поставщиком и покупателем по условиям аккредитива, поставщик отгружает товар и предъявляет отгрузочные, товарораспорядительные и пр. документы в свой банк. Банк проверяет документы на предмет их соответствия условиям аккредитива, и при отсутствии расхождений с требованиями аккредитива, зачисляет деньги на счет поставщика и отправляет документы в банк покупателя.
     Если  в представленных поставщиком документах имеются расхождения с условиями  аккредитива, банк возвращает комплект документов поставщику. Далее, в зависимости от сути расхождений документов и условий аккредитива, поставщик либо исправляет допущенные ошибки и предъявляет документы вновь, либо договаривается с покупателем об изменении условий аккредитива с тем, чтобы имеющиеся документы могли быть приняты банком. Последнее, конечно, не всегда возможно, поэтому, давая транспортной компании разнарядку на отгрузку, следует уделить особенное внимание оформлению отгрузочных и товаросопроводительных документов.
     Аккредитивная форма расчетов является одной из наиболее сложных, но в то же время наиболее безопасных для сторон форм расчетов. При правильных формулировках условий аккредитива, и требований к документам, против которых банк должен перевести деньги поставщику, аккредитив предоставляет экспортеру возможность исключить риск отказа покупателя принять товар и гарантирует своевременность получения платежа (при соблюдении экспортером всех условий аккредитива).
     Основные  принципы совершения операций с аккредитивами  в международной торговле изложены в "Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов" (в ред. 1993г.), опубликованных Международной торговой палатой (публикация МТП 500). Правила являются обязательными для всех заинтересованных сторон при условии, что ссылка на них содержится в аккредитиве.
     Необходимость введения Унифицированных правил обусловлена различиями в правовом регулировании разных стран, что могло бы привести к разногласиям в понимании и трактовке тех или иных условий расчетов. Унифицированные правила устраняют множество возможных разногласий и споров, поскольку обобщают международную практику в области документарного аккредитива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками 

     В России расчеты чеками между юридическими лицами применяются довольно редко. Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке. Денежные средства, предназначенные для расчетов чеками, депонируются на специальном счете в банке, при этом банк списывает часть денежных средств с расчетного счета организации на специальный счет (или оформляет краткосрочный кредит банка).
     Для снятия наличных денежных средств с  расчетного счета (на выплату заработной платы работникам, выдачу средств  под отчет, и пр.) банк, как правило, выдает организации чековую книжку. Для того, чтобы снять наличные деньги со своего счета, организация выписывает чек, заверяет его подписями уполномоченных лиц и печатью организации и представляет в банк. Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-П (в ред. от 11.06.2004 г.) установлены определенные требования к расчетам чеками, действующие в Российской Федерации.
     Чек - это ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Поясним некоторые понятия действующие в чековом обращении:
     чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;
     чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,
     плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
     Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
     Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. В качестве плательщика  по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Предъявлением чека к оплате считается представление чека для получения платежа в банк, обслуживающий чекодержателя. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми возможными способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
     Бланки  чеков являются бланками строгой  отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться для осуществления безналичных расчетов. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
     Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
     Статьей 878 ГК РФ определены следующие обязательные реквизиты чека:
     1) наименование "чек", включенное  в текст документа;
     2) поручение плательщику выплатить  определенную денежную сумму;
     3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
     4) указание валюты платежа;
     5) указание даты и места составления  чека;
     6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
     Отсутствие  в документе какого-либо из указанных  реквизитов лишает его силы чека.
     Чек, не содержащий указание места его  составления, рассматривается как  подписанный в месте нахождения чекодателя.
     В международных торговых отношениях, где практически отсутствуют  расчеты наличными в нашем  понимании, а понятие "cash" означает немедленную оплату против документов (безналичным путем), до недавнего (в историческом масштабе) времени расчеты чеками были распространены чрезвычайно широко. Женевская Конвенция, устанавливающая "Единообразный Закон о чеках" была подписана 19 марта 1931г. (вступила в силу 1 января 1934г.).
     Россия  к Конвенции не присоединилась, поэтому  наше законодательство о чековом  обращении ограничивается ст. 877-885 Гражданского кодекса РФ и приказами Банка  России. Но поскольку в международных  расчетах действуют положения, установленные Женевской конвенцией, и некоторые из них (например, о сроках предъявления чеков к платежу) отличаются от положений Гражданского кодекса РФ, организациям, планирующим экспортно-импортные операции, вероятно, будет небезынтересным ознакомиться с действующими международными положениями, касающимися чекового обращения.
     Предъявление  чека к платежу возможно путем  его непосредственного предъявления банку-плательщику, а также путем  представления чека в банк, обслуживающий  чекодержателя, на инкассо для получения платежа.
     Сроки предъявления чека к платежу в  международной практике отличаются от сроков предъявления чека, установленных России.
     Согласно  п. 2.12 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
     Статья 29 Закона о чеках устанавливает  следующие сроки предъявления чеков  к оплате при международных расчетах:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.