На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

Данная  работа посвящена изучению процесса повышения конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь за счет инноваций. Решение этой проблемы имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая часть вопроса заключается в скорых темпах роста научно-технического прогресса в современном обществе а также постоянном появлении новых и усовершенствовании существующих технологических решений, появлением новых подходов к управлению инновационной деятельностью. Практическое значение проявляется в необходимости оперативного и эффективного внедрения инновационных решений в производственный процесс с целью улучшения ее качественных характеристик и повышения на нее спроса как на национальном, так и на международном рынке. Данной теме уделяется внимание в трудах отечественных и зарубежных авторов, в научных и экономических периодических изданиях, в СМИ – это неоднозначно подтверждает, что данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является анализ роли инноваций  в повышении конкурентоспособности  экспорта Республики Беларусь сегодня  и в перспективе.
Работа  призвана выполнить следующие задачи:
    Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
    Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
    Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
    Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
    Привести статистические данные по деятельности в инновационной сфере и проследить динамику ее развития;
    Определить долю инновационных товаров в национальном экспорте;
    Показать перспективы повышения конкурентоспособности национального экспорта за счет активизации инновационной деятельности.
Объектом  исследования является проблема повышения  конкурентоспособности национального  экспорта Республики Беларусь на мировом  рынке.
Предмет исследования – инновационный фактор в повышении конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь.
При написании  работы была использована отечественная  и зарубежная литература, белорусские  периодические издания, официальные  статистические данные.
 

    СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И ИНОВАЦИИ
 
      Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал
 
Инновации имеют важное значение для экономических  субъектов, поскольку укрепляют  их конкурентные позиции по сравнению  с другими производителями на данном рынке, повышая возможности дифференциации продукта. Кроме того, инновации имеют значение для повышения действенности рынка, так как снижают производственные затраты и повышают качество продукции.
Инновация – это практическое усовершенствование и разработка изобретения в области технологий или в области изделий.[7,с.168]
Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием  политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно  сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация»  часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Таким образом, инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. [4]
В зависимости  от подхода к определению понятия  «инновация» можно представить  несколько классификаций инноваций. Так, в зависимости от сферы применения изобретения инновации делятся  на:
    технологические инновации,
    экологические инновации,
    организационно-производственные инновации,
    управленческие инновации,
    военные (военно-стратегические) инновации,
    экономические инновации,
    социально-политические инновации,
    государственно-правовые инновации,
    инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.)
Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный  потенциал. По этому признаку все  инновации можно разделить на:
    базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),
    улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),
    микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
    псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
Наконец, следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:
    глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
    национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
    региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
    локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
    точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).
Известный американский специалист в области  управления П.Дракер (P.Druker) выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
1. Неожиданный  успех, неудача или какое либо  внешнее событие;
2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
3. Потребности  предприятия;
4. Негативные  изменения в структуре отрасли  или рынка;
5. Демографические  изменения;
6. Изменения  в восприятии и настрое;
7. Новое  знание, как научное, так и ненаучное [18, с.129].
      К определению инновационного потенциала страны или региона также можно подойти с разных точек зрения:
    Инновационный потенциал страны (региона) -  научно-технический потенциал страны (региона) в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. При таком подходе приоритет отдается материальной базе, питающей инновационный процесс.
    Инновационный потенциал всякого экономического субъекта есть способность вырабатывать самостоятельно как улучшающие изменения, так и радикальные, новые ценности, проводя при этом активную наступательную инновационную политику для обеспечения научно-технического прорыва.[1]
Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуется следующими показателями:
    уровнем научно-технических разработок;
    состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;
    уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
    наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
    наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
    степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта;
    системой подготовки кадров-инноваторов;
    финансовым обеспечением.
Интенсивность и эффективность использования  потенциала в мировой практике оценивается  по рекомендации ОЭСР:
    долей новой продукции в общем объеме производства промышленной продукции;
    развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
    внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);
    участием предприятий в технологическом обмене;
    участием предприятий в финансово-промышленных группах. [11. с.90]
 
      Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности национального экспорта
 
Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.
Новшества формируют рынок новаций, инвестиции — рынок капитала, инновации —  рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.
Инновационная деятельность — это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Инновационная деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).
Так выглядит ситуация на микроуровне взаимодействия экономических субъектов, но ввиду того, что в данной работе рассматриваются инновации и конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отдельно взятое государство объединяет в своем лице и предпринимателя, и инвестора, выделяющего деньги из государственного бюджета на разработку и внедрение инновации для определенного товара с целью увеличить его объемы продажи за рубеж либо создать новую статью экспорта.
Конкурентоспособностьэто характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания – на микроуровне, и наличие определенных тарифных и нетарифных ограничений на трансграничное движение товара, характер внешней политики стран-участниц международного товарообмена, нормы установленных международных стандартов для товарной номенклатуры и др. – на макроуровне.[5, с.74-81]
Конкурентоспособность товара - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке .[17, с.135]
Отсюда  конкурентоспособность национального  экспорта – это способность государства использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в области производства тех товаров или услуг, с которыми оно может занять лидирующие позиции на международном и мировом рынках.
Теперь  определим структуру конкурентоспособности  национального экспорта: 

Конк-ть =Мат.-техн. база + Качество + Соотв. м/н стандартам + Цена       (1.1) 

На все  элементы формулы (1.1), кроме экспортной цены товара, можно повлиять посредством внедрения инноваций, но в частных случаях они будут иметь различный характер и направленность.
Внедрение инновации в материально-техническую базу подразумевает усовершенствование системы сообщения (транспорт, связь), ресурсообеспечения (технологии добычи и переработки первичного сырья) и др.; качественное усовершенствование товара подразумевает апгрейд качественных характеристик данного товара в соответствие с запросами потребителя; в свою очередь, для удовлетворения требований международных стандартов также вводятся качественные изменения, но с той разницей, что они улучшают не общий качественный уровень продукта, а отдельные несоответствующие этим стандартам характеристики. 

      Инновации как фактор повышения международной конкурентоспособности
 
Для начала, выделим основные факторы повышения  международной конкурентоспособности  государства:
      Финансовые ресурсы: размеры золото-валютных резервов и международное признание их ценности и организационных инструментов для управления ими;
      Сырьевые ресурсы: природные ископаемые, энергоносители, продукты сельского хозяйства, почва (гумус), питьевая вода, леса;
      Административные ресурсы: эффективная система власти, (властный алгоритм) научно, технологически и законодательно соответствующая глобальным изменениям в мире. Эффективность здесь означает минимальные затраты материальных и временных ресурсов для сохранения численности и качества человеческих ресурсов страны. Эффективная система власти является таким же продуктом науки и технологии, как авиастроение или энергетика.
      Культурные ресурсы: высший уровень всей государственной политики и экономики – такие как смысл жизни в России, ценности жизни в России, цели жизни в России, которые признаны гражданами страны, и ради которых в России стоит жить, страдать, жертвовать своей жизнью. Воспроизводятся культурные ресурсы инструментами литературы, искусства, архитектуры, системой образования, поддержкой семьи и т.д.
      Моральные ресурсы: вера в свою страну, надежда на ее успех, любовь к своим согражданам, чувство долга перед государством, обязательные для сохранения, упрочения и продолжения жизни своего народа на своей территории вопреки противодействию конкурентов, вызовам времени. Моральные стандарты государства должны быть выше моральных стандартов населения. Сегодня, к сожалению, это соотношение перевернуто.
      Информационные ресурсы: архивные документы, данные археологии, этнографии, исторические исследования, подтверждающие право народа занимать свою территорию и именоваться государством. Библиотеки закономерностей природы и общества и технологий применения этих закономерностей для создания конкурентоспособных продуктов. Результаты исследований, опережающих глобальные изменения в мире для внесения инновационных изменений в качество своих конкурентоспособных ресурсов.
      Научные ресурсы: инновационные сведения, опережающие аналогичные сведения конкурентов всему спектру глобальных изменений: в научной картине мира, в фундаментальной и прикладной науке, определяющей уровень производства конкурентоспособных ресурсов и социальной жизни.
      Технологические ресурсы: знания, умения и навыки производства всего спектра товаров и материалов для жизнеобеспечения страны на современном инновационном уровне. Наличие необходимого оборудования, системы подготовки профессиональных кадров для преобразования инновационных знаний, умений и навыков в материализацию конкурентоспособных ресурсов.
      Человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим биологическим, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы. Определяются восприимчивостью к инновационным знаниям, умениям и навыкам. Обеспечиваются государственной концепцией конкурентоспособного инновационного человека, технологиями его воспроизводства и специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов.
Для удобства оценки изменения конкурентоспособности  национальной продукции на международных  рынках за счет инноваций введем соответствующий  коэффициент конкурентоспособности. Для этого нам необходимо поместить инновационные факторы – №7 и №8 – в числитель дроби, остальные – в знаменатель. Получим формулу (1.2) 

                                                                                     (1.2) 

Уменьшение  инновационного потенциала страны (числитель) влечет за собой уменьшение коэффициента конкурентоспособности. В этом случае, страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам.
Увеличение  инновационного потенциала (числитель) провоцирует увеличение коэффициента конкурентоспособности, что позволяет государству приобрести некоторые преимущества в международной конкуренции. [8]
Еще раз  следует отметить, что конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.
К международным  компаниям относят те компании, сфера  коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность  такой компании, необходимо учитывать  основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы. Все они отражены на схеме: 


    Компоненты  конкурентоспособности международных  компаний[3]
 

2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА 

      Инновационная сфера Республики Беларусь
 
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение  инноваций.
Инновационная сфера в Беларуси существовала и  при плановой экономике, где отсутствовали  рыночные институты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.
Сегодня научно-технический потенциал имеет  следующие проблемы: самодостаточность  науки, ее отрыв от нужд производства, слабая восприимчивость экономики  к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий – наследие советского периода; отсутствие органичной для рынка связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды).
Начало  решению указанных проблем положили Законы Республики Беларусь о научной  деятельности (1996г.), государственной  научно-технической политике (1993г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996г.), Указ Президента Республики Беларусь о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (1996г.). В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно-ориентированного типа.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта  показывает, что архитектура НИС  включает следующие структурные  блоки:
      организационную структуру – совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;
      инфраструктуру – центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и др.;
      институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);
      систему подготовки и переподготовки кадров;
      систему управления и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем.
Стратегической  целью НИС является перевод экономики  Республики Беларусь на инновационный  путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:
      быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
      опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;
      иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.
На период до 2020г. к национальным приоритетам  научно-технической и инновационной  деятельности отнесены:
      ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
      новые материалы и новые источники энергии;
      информационные и телекоммуникационные технологии;
      технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
      промышленные биотехнологии;
      экология и рациональное природопользование;
      медицина и фармация. [11, с.90-91,97-99]
Проанализируем  динамику некоторых показателей  в инновационной сфере Республики Беларусь за последние годы. Статистические данные по показателям деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки, представлены в таблице 2.1.
    Таблица 2.1
    Динамика  показателей деятельности научно-исследовательских  организаций [12]
  1995 2000 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009)
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц 286 307 301 295 322 338 340 329 446
Списочная численность работников, выполнявших  научные исследования и разработки, человек 39300 32926 30711 29981 30222 30544 31294 31473 33516
 
    Продолжение табл.2.1
    доктора наук
712 819 787 783 780 758 744 726 739
    кандидата наук
4403 3856 3472 3431 3255 3197 3176 3143 3231
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.