Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аспекты специальных налоговых режимов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……………3
    Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5
    1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5
    1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10
    2. Влияние  специального налогового режима на бюджет…………………………15
        2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15
        2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19
    3. Пути развития……….………………………………………………………….......25
               3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ
            «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25
            3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ
             «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33
    Заключение…………………………………………………………………………….….44
    Список  использованной литературы…………………………………………………....45
    Приложение……………………………………………………………………………....46 

 

    Введение 
   В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.
   Сам процесс развития предпринимательства связан со стремлением граждан иметь свое дело, самостоятельно решать вопрос обеспечения себя и своей семьи материальными ценностями. [9]
  Как показывает российский и зарубежный опыт вклад малого бизнеса в экономику трудно умалить. Около половины всего трудоспособного населения заняты именно в этом секторе экономики. Учитывая данные обстоятельства можно сказать, что значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. [4, 62]
  На  сегодняшний день руководство страны и отдельных субъектов федерации начинает все больше уделять внимания малому бизнесу. Издаются новые законы, подписываются постановления и указы, создаются различные фонды, бизнес-инкубаторы в поддержку малого предпринимательства. Но отдельно хотелось бы отметить специальные налоговые режимы, закрепленные налоговым кодексом, который устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. [6] Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что представленная тема на сегодня является актуальной. Поэтому цель данной работы – определить характеристики специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД). Главными задачами являются:
    Раскрытие основных элементов УСН, ЕНВД согласно НК РФ;
    Анализ поступлений по УСН и ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры;
    Выявление последних изменений в законодательстве.
 

1. Теоретические  аспекты специальных  налоговых режимов
     1.1 Характеристика основных элементов упрощенной системы налогообложения  

   Упрощенная система налогообложения (далее УСН) была принята 1 января 2003г., с момента вступления в силу главы 26 НК РФ. Данная система практически без кардинальных изменений и дополнений просуществовала до 31 декабря 2005г. За этот период были выявлены основные проблемы ее применения для малого бизнеса, а также определены основные приоритеты ее дальнейшего развития и совершенствования как для организаций и ИП, так и для бюджета в целом. Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 101-ФЗ в главу 26 НК РФ были внесены принципиальные изменения, которые определили новый порядок применения УСН для малого предпринимательства, начиная с 1 января 2006г. [1, 604]
 Налогоплательщиками УСН являются организации и индивидуальные предприниматели. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Доходы индексируются на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год (2006 год – 1,132; 2007 год – 1,241; 2008 год – 1,34). Заявление о переходе на УСН подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). В нем должны содержаться следующие сведения: 1)размер доходов за 9 месяцев текущего года; 2)средняя численность работников за указанный период; 3)остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
 Применение  УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
    налога на прибыль организаций;
    налога на имущество организаций;
    ЕСН;
    НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
 Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
   Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
    НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
    налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
    ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц);
    НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
 Индивидуальные  предприниматели, применяющие УСН, также производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
   Не вправе применять УСН: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 12) организации и ИП, переведенные на ЕСХН в соответствии с главой 26.1 НК РФ; 13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%; 14) организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей; 16) бюджетные учреждения; 17) иностранные организации.
 Объекты налогообложения:
 1) доходы – ставка налога 6%;
 2) доходы, уменьшенные на величину расходов – ставка налога 15%.
 Порядок определения объекта налогообложения - доходов и расходов определяется статьями 346.15 и 346.16 НК РФ соответственно. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.
 Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
 Также налогоплательщик, использующий данный объект налогообложения вправе уменьшить  исчисленную по итогам налогового периода  налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых  периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
 Налоговая база определяется статьей 346.18 НК РФ.
 Налоговый период - календарный год.
 Отчетные  периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
   Налоговая декларация:
 1. Представляется  налогоплательщиками-организациями  по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
 2. Представляется  индивидуальными предпринимателями  по месту своего жительства  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
   Особенности применения УСН индивидуальными  предпринимателями  на основе патента
   Индивидуальные  предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ (всего насчитывается 61 вид), вправе перейти на УСН на основе патента. В этом случае на них распространяются нормы, установленные статьями 346.11 - 346.25 НК, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.25.1.
   Применение  УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.
   Решение о возможности применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ.
   Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый налоговым  органом патент на осуществление  одного из видов предпринимательской деятельности. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год.
   При выдаче патента заполняется также  и его дубликат, который хранится в налоговом органе. Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан.
   Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 НК, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 статьи 346.25.1, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
   Индивидуальные  предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Налоговая декларация, предусмотренная статьей 346.23 НК, налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется.
   Переход с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. [11] 


Характеристика  основных элементов единого налога на вмененный доход  

 Основные понятия, используемые главой 26.3, изложены в статье 346.27 НК. Данная статья дает понятие вмененному доходу.  Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
 Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности  может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.
 Нормативными  правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:
    виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД;
    значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
   Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.
Уплата  организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога:
    на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Уплата  индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога:
    на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
    НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
 Организации и индивидуальные предприниматели также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
 При осуществлении нескольких видов  предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
 Объект  налогообложения - вмененный доход налогоплательщика
 Налоговая база - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
 Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Данные показатели представлены в таблице в статье 346.29 НК РФ. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
   При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, на корректирующий коэффициент К2 (Приложение 1). Этот коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 НК. При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов, указанных в статье 346.27 НК на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода. Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
 Налоговый период – квартал.
 Налоговая ставка - устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.
 Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
 Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Суммы ЕНВД зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. [11]
   Подводя итог, можно сказать, что современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием. Кроме того, ее использование требует наличия специального профессионального штата, имеющего образование и знания в области теории и практики налогового и бухгалтерского учета. [1, 604] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Влияние специального  налогового режима  на бюджет
     2.1 Анализ поступлений  по УСН в бюджет  ХМАО-Югры 

   Для начала необходимо выявить количество субъектов малого предпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей), применяющих специальные налоговые режимы (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика количества субъектов  малого бизнеса, применяющих УСН [8]
   По  данным рисунка 1, наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий, применяющих УСН. С 2005 по 2007гг. их количество увеличилось:
      ИП – на 2368;
      ЮЛ – на 2677.
   Это может быть обусловлено:
      проведенной в 2003-2004гг. государственной политикой, которая привела к позитивным результатам;
      совершенствованием законодательства РФ в отношении малого бизнеса:
      Федеральный закон № 134-ФЗ от 14.01.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 № 132-ФЗ, от 10.01.2003 № 17-ФЗ, от 01.10.2003 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.07.2005 № 80-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ);
      Федеральный закон № 128-ФЗ от 13.07.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» ((в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 № 28-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.12.2002 № 164-ФЗ, от 10.01.2003 № 17-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 11.03.2003 № 32-ФЗ, от 26.03.2003 № 36-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 02.07.2005 № 80-ФЗ, от 31.12.2005 № 200-ФЗ, от 27.07.2006 № 156-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 244-ФЗ, от 29.12.2006 № 252-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 134-ФЗ, от 19.07.2007 № 135-ФЗ, от 19.07.2007 № 136-ФЗ, от 04.11.2007 № 250-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ);
      Федеральный закон № 129-ФЗ от 13.07.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ). По ним пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
      Федеральный закон № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ);
      Постановление Правительства РФ от 22.04.2005г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
      Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
      Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Рисунок 2 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения [8]
   Анализ  рисунка 2 показывает положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Общая сумма поступлений с 2005 по 2007гг. увеличилась в 2,1 раза. Это в первую очередь связано с увеличением количества субъектов малого предпринимательства. Во вторую – с изменениями в законодательстве РФ, которые благоприятствуют развитию малого бизнеса, и в связи с этим увеличивают налоговые поступления в бюджет.
   Таблица 1 – Доля объектов налогообложения  при УСН в общей сумме налоговых поступлений по годам
      Год    % в  общей сумме поступлений объекта  «доходы»    % в  общей сумме поступлений объекта  «доходы, уменьшенные на величину расходов»
         2005    78,35    21,65
         2006    78,66    21,34
         2007    78,37    21,63
   Как видно из таблицы 1 доля объектов в общей сумме налоговых поступлений в разрезе трех лет почти неизменна и колеблется лишь в сотых долях процента.  

      

Рисунок 3 – Доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры (%) [8]
 Отталкиваясь от данных рисунка 3 можно сказать, что доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры очень низка.
  Вообще  статистика налоговых органов не дифференцирована по категориям предприятий различных размеров: все поступления от хозяйствующих субъектов идут в «общий котел» и подразделяются только в отраслевом разрезе и по видам налогов (хотя разделение по категориям предприятий было бы целесообразно, в том числе с точки зрения измеримости эффекта налоговых новаций). В этих условиях методики определения доли малых предприятий в налоговых поступлениях, естественно, отсутствуют, а соответствующие имеющиеся оценки отправляются от представлений о роли малых предприятий в занятости и производстве, об их выручке, в том числе от тезиса о более низкой их фондоемкости в сравнении со средними и крупными предприятиями. Эти оценки (по мнению ряда авторитетных экспертов, - 10-12%) дают только примерный порядок цифр, и проводить полноценный мониторинг динамики налоговых поступлений от сектора малого предпринимательства нельзя. Что касается налоговой статистики, то она отслеживает ситуацию лишь по двум налогам, собираемым с малого бизнеса: 1)единому, взимаемому по УСН; 2)единому налогу на вмененный доход для ряда видов деятельности. 1
  Роль  единых налогов, собираемых с субъектов малого предпринимательства, для бюджета, пока невелика. Их удельный вес составляет менее 1%. И это понятно, ибо основная часть субъектов малого бизнеса (2/3 индивидуальных предпринимателей и до 80% малых предприятий) продолжает работать по общепринятой системе налогообложения. [10] 
 
 
 

2.2 Анализ поступлений  по ЕНВД в бюджет  ХМАО-Югры 

   В первую очередь необходимо определить какое количество субъектов малого предпринимательства, применяет ЕНВД (рис. 4).

Рисунок 4 – Динамика количества субъектов малого бизнеса, применяющих ЕНВД [8]
   Исходя  из данных рисунка 4, наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий, применяющих ЕНВД. С 2005 по 2007гг. их количество увеличилось:
      ИП – на 4783;
      ЮЛ – на 2930.
     Данная положительная динамика  может быть обусловлена теми  же составляющими, которыми обусловлена  положительная динамика роста  количества субъектов малого  предпринимательства, применяющих  УСН (см. выше).
   При этом заметна большая разница  в количестве отдельных субъектов, применяющих ЕНВД. В 2005г. количество ИП в 7,4 раза больше количества юридических лиц, применяющих ЕНВД; в 2006г. - в 5,53 раза, в 2007г. – в 4,44 раза соответственно. Но данная разница между ИП и юридическими лицами сокращается, хотя и небольшими темпами.

Рисунок 5 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства, применяющих ЕНВД [8]
   Анализ  рисунка 5 показывает положительную  динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Общая сумма поступлений с 2005 по 2007гг. увеличилась в 1,33 раза. Это также в первую очередь связано с увеличением количества субъектов малого предпринимательства. Но по сравнению с данными динамики налоговых поступлений в связи с применением УСН, числовые данные динамики налоговых поступлений в связи с применением ЕНВД выше. 
Таблица 2 – Налоговые поступления в  консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства  при применении УСН и ЕНВД
  2005 2006 2007
При УСН (тыс. руб.) 446 360 623 641 943 665
При ЕНВД (тыс. руб.) 840 460 1 056 140 1 124 140
   Исходя  из данных таблицы, можно сказать, что  доля поступлений по ЕНВД намного  выше доли поступлений по УСН в  консолидированный бюджет ХМАО-Югры. В 2005г. доля по ЕНВД больше доли по УСН в 1,88 раза, в 2006г. – в 1,69 раза, в 2007г. – в 1,19 раза соответственно. Получившиеся значения говорят о постепенном снижении разрыва между налоговыми поступлениями при применении УСН и ЕНВД.

Рисунок 6 – Доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры (%)[8]
   Несмотря на то, что ранее в ходе анализа была выявлена большая доля поступлений от применения ЕНВД в отличие от применения УСН субъектами предпринимательства, на общем фоне общая доля налоговых поступлений от этих режимов невелика и составляет менее 1 % (см. табл. 3).

Таблица 3 – Доля налогов в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры

          2005 2006 2007
        Доля  УСН, % 0,18 0,44 0,54
        Доля  ЕНВД, % 0,33 0,63 0,64

 

 Рисунок 7 – Динамика количества субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы в ХМАО-Югре [8]

  Рисунок 7 дает представление об общем количестве субъектов малого предпринимательства и о тех субъектах из этого общего количества, которые применяют специальные налоговые режимы. Но для более наглядного изображения необходимо составить сводную таблицу (см. табл. 4).

 Таблица 4 – Сводные данные по количеству субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы

        2005 2006 2007
    Общее количество субъектов малого предпринимательства  38 876 44 981 53 749
    Количество  субъектов малого предпринимательства, применяющих СНР 32 760 41 631 45 513
    Количество  субъектов МП, принимающих УСН, в том числе: 9356 12 267 14 401
    Индивидуальные  предприниматели 5120 6653 7488
    Юридические лица 4236 5614 6913
    Количество  субъектов МП, принимающих  ЕНВД, в том числе: 23 404 29 364 31 112
    Индивидуальные  предприниматели 20 617 24 866 25 400
    Юридические лица 2787 4498 5712
 
   По  данным таблицы 4 можно сказать, что  количество субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые  режимы, составляет большой процент от общего количества субъектов малого предпринимательства: 2005г. – 84,27%; 2006г. – 92,55%; 2007г. – 84,67%. Рассчитанные значения говорят о том, что специальные налоговые режимы «пользуются популярностью» среди субъектов малого предпринимательства, так как:
      упрощают ведение отчетности;
      сокращают документооборот;
      снижают затраты на ведении налогового учета;
      уменьшают величину взимаемых налогов.
   Если  рассматривать конкретно специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, то ЕНВД имеет наибольший удельный вес по сравнению с УСН (см. диаграмма 1, 2, 3).
    


  По диаграммам можно отметить, что субъекты предпринимательства в наибольшей степени применяют ЕНВД, нежели УСН.
  
  Рисунок 8 – Поступление единого налога в консолидированный бюджет ХМАО-Югры [8]
  Проводя анализ рисунка 8, можно отметить то, что поступления единого налога, взимаемого в связи с применением  УСН и ЕНВД в консолидированный  бюджет ХМАО-Югры очень малы и составляют:
    в 2005г. – 0,52%;
    в 2006г. – 1,07%;
    в 2007г. – 1,18%.
     По получившимся данным, можно отметить положительную тенденцию увеличения процента по единому налогу, поступающему в консолидированный бюджет ХМАО-Югры.
   Исходя  из всех представленных данных, можно  сделать вывод, что необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса, т.к.
      малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;
      малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;
      он создает атмосферу конкуренции;
      создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
   Важность  малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
   Малый бизнес может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
   Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

3. Пути развития

     3.1 Перспективы развития УСН
       Федеральный закон от 22.07.2008г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» вносит поправки в главу 26.2, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.
  Это порадует всех бухгалтеров: благодаря поправкам к статье 346.23 НК РФ декларацию потребуется сдавать лишь по итогам налогового периода. Налоговый период при УСН был и остается равным календарному году. Сроки прежние: для организаций – не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом, для предпринимателей – не позднее 30 апреля. За квартал, полугодие, девять месяцев отчитываться больше не придется.
  Значительно переработано содержание статей 346.11 и 346.15 НК РФ. Если сейчас при УСН организации не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП – плательщиками НДФЛ в отношении доходов от предпринимательской деятельности, то в связи с Законом № 155-ФЗ в статью 346.11 внесены изменения:
        пункт 2: организации освобождаются от налога на прибыль, кроме случаев его уплаты с доходов по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ;
        пункт 3: предприниматели  остаются плательщиками НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по ставкам из пунктов 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.
  Из  статьи 346.15 удалены два последних  абзаца, согласно которым в налоговую базу не включались доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, а также дивиденды, налогообложение которых производит налоговый агент. Однако это не означает, что с доходов, указанных в статье 251, стает уплачиваться единый налог. Появился новый пункт 1.1, вобравший все виды поступлений, не учитываемых в налоговой базе при УСН. К ним относятся доходы:
      упомянутые в статье 251 НК РФ;
      облагаемые налогом на прибыль согласно главе 25 по ставкам, приведенным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ, - у организаций;
      облагаемые НДФЛ согласно главе 23 по ставкам, указанным в пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, - у ИП.
  Таим  образом, с нового года «упрощенцы»  должны будут уплачивать налог на прибыль и НДФЛ с некоторых  доходов.
  Ясность, внесенная Законом № 155-ФЗ в статьи 346.11 и 346.15 НК РФ, поставит, наконец, точку в спорах, перечислять ли налог на прибыль или НДФЛ с доходов от долевого участия, если получатель применяет УСН. В чем, собственно, состояла проблема? Статья 346.15 НК РФ давала повод заключить следующее. При УСН не учитываются в доходах дивиденды, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом исходя из статей 214 и 275 НК РФ. На основании этого Минфин России в письме от 10.04.2008 № 03-04-06-01/79 пришел к следующему выводу. Организации, выплачивающие дивиденды после 1 января 2008 года, должны удерживать налог на прибыль и НДФЛ (в зависимости от того, кому предназначены дивиденды) с доходов всех участников и акционеров, в том числе находящихся на УСН. Между тем согласно действующей статье 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП не перечисляют НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности. То есть дивиденды, как и другие доходы налогоплательщиков данной категории, вообще не должны были облагаться этими налогами. Поправками снимают противоречие, и организации – источники выплаты дивидендов будут с 2009 года удерживать налог на прибыль или НДФЛ, руководствуясь четко сформулированным законом. Ставки налогов, начисляемых на дивиденды, указаны в пункте 3 статьи 284 и пункте 4 статьи 224 НК РФ.
  Новые правила обязывают организации  на УСН, получающие доходы (проценты) по государственным и муниципальным  ценным бумагам, направлять в бюджет налог на прибыль по ставкам 15, 9  или 0%. Когда и какая из них  действует, указано в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 4 статьи 284 НК РФ.
  Что касается ИП, то при наличии доходов (процентов) по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, они станут уплачивать НДФЛ по ставке 9%. Такой же  налог с доходов придется перечислять владельцам ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года. Об этом говорится в пункте 5 статьи 224 НК РФ. Данная группа доходов объединена в пункте 2 статьи 224 НК РФ. Прежде всего, к ним относятся выигрыши и призы, врученные на конкурсах, играх и других мероприятиях. Исключение – доходы на сумму, не превышающую 2000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ).
    С выигрышами и призами все  закономерно, чего не скажешь  о доходах по банковским вкладам и, об экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Если доходы по банковским вкладам окажутся больше рассчитанных по ставке рефинансирования при рублевом вкладе или рассчитанных по ставке 9% при вкладе в иностранной валюте (статься 214.2 НК РФ), то с величины превышения придется платить максимальный НДФЛ. Как и с экономии на процентах по займам (кредитам) в сравнении суммами, определенными исходя из ? ставки рефинансирования при обязательствах в рублях или 9% годовых при обязательствах в иностранной валюте (пункт 2 статьи 212 НК РФ). Важно отметить, что раньше предприниматели, применяющие УСН, доходы в виде экономии на процентах не учитывали. Причем и Минфин, и суды с этим соглашались. С будущего года положения предпринимателей и организаций станут неравными – ведь в налоговый учет организаций такие доходы по-прежнему не войдут. Беспроцентные займы или их низкие ставки могут вылиться предпринимателям в откровенный убыток. А тут еще и деньги помещать под большие проценты станет невыгодно.
  Если  рассмотренные выше поправки полезны  лишь в отдельных ситуациях (например, при получении дивидендов «упрощенцем» с объектом доходы минус расходы  платить налог на прибыль по ставке 9% выгоднее), изменения, затрагивающие  учет расходов выглядят гораздо более удачными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.