На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ. Международная оценка типов бюджетных систем, их особенности.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ……..3
2Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета……….12
3Анализ  дефицита (профицита) федерального  бюджета……………………………..18
4Анализ ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29
5Международная  оценка типов бюджетных систем, их особенности……………….33
Список используемых источников……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………...………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  динамики, состава  и структуры доходов федерального бюджета РФ
     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета за период 2006- 2010 гг. Рассмотрим таблицу №1.
     Таблица 1 - Доходы федерального бюджета в период 2006- 2010 гг
Доходы  федерального бюджета 2006 г 2007г 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб. Удел-ьный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ  
2499,9
 
39,81
 
2 408,3
 
30,95
2 383,11 35,87 2 351,91 31,50 2 348,32 29,03
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе:  
3779,5
 
60,19
 
3945,5
 
44,92
4 261,34 63,94 5 113,54 69,49 5 741,35 70,97
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ  
509,9
 
8,12
 
520,6
 
6,69
533,38 8,03 583,76 7,82 636,28 7,87
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ  
 
456,7
 
 
7,27
 
 
452,3
 
 
5,81
435,79 6,56 496,36 6,65 562,8 6,96
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ  
 
 
1 017,4
 
 
 
16,2
 
 
 
1 499,2
 
 
 
19,26
1 404,05 21,13 1 914,47 25,64 2 206,46 27,28
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ  
604,0
 
10,57
 
897,3
 
11,53
888,97 13,38 1 029,76 13,79 1 182,54 14,62
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  
 
 
1 116,7
 
 
 
17,78
 
 
 
1 157,4
 
 
 
14,87
36,57 0,55 39,50 0,53 37,31 0,46
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА  
36,9
 
0,58
 
35,7
 
0,45
32,24 0,49 34,49 0,46 36,56 0,45
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  
312,8
 
4,98
 
321,5
 
4,13
291,61 4,39 297,00 3,98 301,73 3,73
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 724,6 11,54 1 177,6 2,28 638,73 9,61 718,20 9,62 777,67 9,61
ВСЕГО ДОХОДОВ  
6 278,9
 
100
 
7 781,1
 
100
6 644,45 100,00 7 465,45 100,00 8 089,67 100,00
 
     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах  и сборах, вступившее в действие с 01.01.2008 года.
     Нефтегазовые  доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает.
     Причинами снижения бюджетных поступлений  из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в  российской экономике. Как отметил  глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
     Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности.  
 
 

     Рис. 1. - Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2006-2010годы
       

     В диаграмме 1 наглядно изображено, какие  изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет.
    Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
    Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы №1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
    Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
    Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что Удельный вес этого показателя растет, в 2010 году он составил 14,62%. Изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
    Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Происходи постоянное планомерное увеличение данного показателя..
    Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела также в динамике имеет положительную тенденцию к росту.
    Прочие доходы. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.
 
            1.1Роль межбюджетных перераспределений средств федерального бюджета.
     Межбюджетные  отношения относятся к специфической  фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов - бюджета. Целевой функцией данных отношений выступает приведение ресурсов бюджетов регионального и муниципального уровней в соответствие с объективными потребностями финансирования включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования). Способом реализации указанной целевой функции является перераспределение части средств между уровнями бюджетной системы. Тем самым межбюджетные отношения корректируют, придают конкретные форму и масштаб участию средств государственного бюджета в воспроизводственном процессе.
     Корректирующая  и конкретизирующая роль межбюджетных отношений в формировании участия  государственных финансов в воспроизводственном  процессе предполагает использование  воспроизводственного подхода к  исследованию данных отношений. В рамках данного подхода преобразование межбюджетных отношений в процессе внесения изменений в Бюджетный  кодекс РФ (2004г.) следует отнести  к преобразованиям, суживающим инструментальные возможности данных отношений и  редуцирующим их воздействие на процесс  социально-экономического развития: отказ от социальных стандартов как основы бюджетного обеспечения; отход от концепции бюджета развития как инвестиционной составляющей государственного бюджета; сворачивание таких инструментов, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит; увеличение количества фондов финансовой поддержки и расширение масштабов встречных финансовых потоков между бюджетами различного уровня.
       В итоге финансовые возможности  регулирования и активизации  воспроизводственного процесса  на уровне субъектов РФ сужаются, что замедляет процесс выхода  региональных хозяйственных комплексов  и кризиса. 

     1.2 Причина снижения (увеличения) поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет
     Чем дальше от пика кризисных событий  в экономике, тем больше успехи налогового ведомства. По итогам 9 месяцев 2010 года поступления НДС в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили 112 процентов по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года (публикация официального сайта ФНС России от 25 октября 2010 г. «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный  бюджет Российской Федерации за январь–сентябрь 2009-2010 гг.»).
     Государственная дума регулярно принимает поправки в Налоговый кодекс и тем самым  закрывает различные «лазейки», дающие возможность уменьшить размеры  налоговых отчислений или вообще уклониться от уплаты налогов. Такие  поправки, в основном, принимаются  по результатам камеральных и  выездных проверок налоговых органов, которые выявляют типичные случаи легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов. 
 
 

     1.3 Структура неналоговых доходов бюджетов  всех уровней и тенденции их изменения в федеральном бюджете
     К неналоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации  относятся:
1) доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;
2) доходы  от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;
3) доходы  от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные согласно применению  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации,  муниципальным образованиям; иные  суммы принудительного изъятия;
4) доходы  в виде финансовой помощи и  бюджетных ссуд, полученных от  бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;
5) иные  неналоговые доходы.
     Динамика  поступлений неналоговых доходов  в федеральный бюджет постоянно  находится в движении, с каждым годом увеличивается их удельный вес в системе источников наполнения федерального бюджета. 

     1.4 К чему в дальнейшем может привести сохранение выявленных тенденций
     В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось. Столь серьезные изменения объясняются  в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным.
     Исходя  из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства  государства.
     На  фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
     Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен  на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые  цены на нефть и газ  на 36-40% (или  на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось  ранее.
     Таблица 2- Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
    2009 2010 2011
  ФЗ о бюджете  
№ 204-ФЗ
Оценка Изменение % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение  % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение %
ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31%
Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году
106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22%
Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.
108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3%
Курс  доллара  
среднегодовой
24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36%
Цены                  
Цены  на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель
95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36%
Цены  на газ,  
долл. / тыс. куб. м
421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40%
Экспорт углеводородов                  
Нефть сырая,  
млн.т
255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8%
Газ природный,  
млрд.м3
213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20%
Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4%
Добыча  углеводородов                  
Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7%
Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16%
Внешняя торговля                  
Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45%
Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58%
Другие  показатели  
в млрд. руб.
                 
ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27%
Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения
12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43%
Амортизация для целей  
налогообложения
1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   2 Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета 

   Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
   Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
   Расходы федерального бюджета  классифицируют:
    по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
    по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
   В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.
   В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее  в таблице №3. 
 
 

 


Таблица 3 - Расходы федерального бюджета в период 2006- 2010 гг
Расходы федерального бюджета 2006 г 2007 г 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  533,2 11,05 815,7 13,63 828,78 12,61 899,84 12,08 963,10 11,90
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  681,8 14,13 831,9 13,90 509,10 7,75 566,74 7,61 596,19 7,37
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 550,2 11,4 667,0 11,14 521,84 7,94 642,61 8,62 693,51 8,57
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  345,0 7,15 692,6 11,57 702,32 10,69 789,62 10,60 528,55 6,53
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  51,41 1,06 53,45 0,89 54,56 0,83 56,29 0,76 51,86 0,64
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,12 0,19 9,21 0,15 9,33 0,14 10,21 0,14 10,96 0,14
ОБРАЗОВАНИЕ  300,10 6,22 305,67 5,11 307,20 4,68 313,64 4,21 339,85 4,20
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 87,75 1,78 85,12 1,42 83,81 1,28 73,01 0,98 67,58 0,84
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 115,21 2,39 199,24 3,33 211,69 3,22 245,22 3,29 295,36 3,65
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 1,2 0,02 2,4 0,04 270,86 4,12 342,67 4,60 396,54 4,90
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 1 498,9 31,07 1900,1 31,74 2281,56 34,73 2423,12 32,52 2720,97 33,63
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 186,30 2,50 404,50 5,00
 
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 110,91 2,30 424,21 7,09 789,25 12,01 901,88 12,10 1021,00 12,62
ВСЕГО 4284,8 100 5986,6 100 6570,30 100,00 7451,15 100,00 8089,97 100,00
 
     В  структуре  расходов  консолидированного  бюджета  Российской Федерации  преобладают  расходы  на  финансовое  обеспечение  публичных услуг  в  сфере  образования,  здравоохранения,  культуры,  жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая  трансферты  внебюджетным  фондам (около 20%),  обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая  развитие  инфраструктуры  (около 16%),  общегосударственные вопросы (около 9%).
     При  этом  для  оценки  общего  объема  бюджетных  средств по  ряду социально  значимых  направлений,  прежде  всего,  здравоохранению  и образованию,  необходимо  учитывать  расходы  государственных внебюджетных  фондов,  а  также  установленные  законодательством  или планируемые  к  введению  налоговые  льготы. 
       Доля  расходов  федерального  бюджета (без  учета  трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в анализируемом периоде составляет около 52%,  что  соответствует  основным  принципам,  заложенным  при законодательном  разграничении  полномочий  и  закреплении  доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов)
     Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. Если говорить о динамике этого показателя, то он снижается в процентном отношении, но в денежном эквиваленте увеличивается. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов. 
 

       2.1Роль ФЦП в развитии региональных бюджетов 

   Разработка  и осуществление федеральных  целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.
     Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации».
     К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:
    укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
    содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
    сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
    достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Нетрудно  видеть, что все перечисленные  цели имеют прямое отношение к  решению проблемы региональной асимметрии.
   Федеральные целевые программы регионального  назначения, направленные на решение  проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики. При этом особая роль федеральных  целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с  межрегиональной асимметрией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера, компенсация тарифов за электроэнергию регионам Дальнего Востока), программы имеют ту принципиальную особенность, что они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, по крайней мере по своему замыслу, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.  

   2.2 Причина снижения (увеличения) расходов по соответствующим разделам федерального бюджета
     Расходы консолидированного бюджета составили 12521,0 млрд. рублей или 30,6% ВВП по сравнению с 34,0% в 2009 году (12030,0 млрд. рублей). Без учета ЕСН расходы консолидированного бюджета в 2010 году составили 30,5% ВВП против 32,7% ВВП в предыдущем году. Процентные платежи составили 242,0 млрд. рублей или 0,6% ВВП, аналогично уровню предыдущего года. Непроцентные расходы -12279,0 млрд. рублей или 30,0% ВВП по сравнению с 33,4% ВВП в предыдущем году.
     По расходам наибольший рост произошел по трансфертам внебюджетным фондам и расходам на социальную политику, что связано с увеличением пенсий. Также существенно выросли расходы на обслуживание госдолга. Наибольшее сокращение наблюдается по разделу национальная экономика, в результате сворачивания объема антикризисных программ государства. 
 
 

     2.3К чему в дальнейшем может привести сохранения выявленных тенденций?
     Учитывая, что политика расходов смещается  в сторону программ, направленных на развитие, акцент делается не на количество, а на качество, которое будет обеспечено за счет соблюдения положений бюджетного законодательства и обеспечения  эффективности использования государственных  инвестиций.
     Помимо  приоритетных направлений, политика расходов на среднесрочный период направлена также и на обеспечение функций, обязательства по которым государство  несет всегда, вне зависимости  от приоритетов экономической и  бюджетной политики - оборона, правовая, судебная, правоохранительная, финансовая, внешнеполитическая деятельность страны и организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Увеличение  доли расходов государственного бюджета  в ВВП, при прочих равных условиях, снижает эффективность экономики, так как государственный сектор распоряжается своими ресурсами  менее эффективно, чем частный.
     Кроме того, рост расходов государственного бюджета порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.
     В случае сохранения такого подхода, прогнозируется, что в России отношение государственных  расходов к ВВП, по сравнению с  настоящим уровнем (36-38%), в течение 10-15 лет будет снижено еще примерно на 10-15 процентных пункта и составит к 2015 году 23-26% ВВП. 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  дефицита (профицита) федерального бюджета
 
   Динамика  использования профицита  и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 - 2011 годах приведена в следующей таблице:
   Таблица 4- Источники финансирования дефицита  федерального бюджета на  период 2006-2010 гг
Основные  показатели проекта федерального бюджета 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Профицит 1943,8 4,6 2484,3 5,6 1902,5 3,7 1413,3 2,4 1521,3 2,3
Источники финансирования дефицита федерального бюджета 170,3 0,4 - - 258,9 0,5 451,3 0,8 614,6 0,9
Изменение остатков средств федерального бюджета - - - - -2161,4 -4,2 -1864,6 -3,2 -2135,9 -3,2
Источники финансирования дефицита федерального бюджета с учетом изменения остатков средств федерального бюджета - - - - -1902,5 -3,7 -1413,3 -2,4 -1521,3 -2,3
 
     Анализ  динамики показывает, что профицит федерального бюджета включает в  себя сальдовые величины по увеличению (привлечению) и уменьшению (погашению)  источников финансирования дефицита федерального бюджета, которые в 2006 - 2010 годах увеличиваются как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые    снижаются относительно ВВП с 4,2 % до 3,2 % и направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
     Сбалансированность  федерального бюджета обеспечивается с учетом концепции ненефтегазового  баланса федерального бюджета.  Предусматривается, что возникающий в результате такой конструкции федерального бюджета ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться за счет увеличения источников финансирования дефицита федерального бюджета (сальдо) в 3,6 раза в 2010 году по сравнению с 2006 годом.  

      Цели  создания на федеральном  уровне стабилизационного фонда
 
     Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки «избыточного» предложения валюты в официальные резервы - во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики («голландская болезнь»). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.
     Важнейшим инструментом стерилизации эмиссии стало накопление ресурсов на счетах и депозитах органов государственного управления в Банке России. Всего за 2000-2003 гг. прирост средств в Банке России обеспечил стерилизацию 17% эмиссии, вызванной ростом золотовалютных резервов (см. табл. 5).
     Однако вплоть до 2004 г. отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывавший поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах. Это обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения («пиковые» скачки денежного предложения в конце года). Такая неравномерность, в свою очередь, негативно сказывалась на уровне инфляции.
Для того чтобы снять эту проблему и создать механизм автоматической стерилизации избыточной эмиссии, было принято решение о формировании, начиная с 2004 г., бюджетного Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего часть экспортных сверхдоходов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков.
     Помимо создания механизма автоматической стерилизации эмиссии это решение преследовало следующие цели:
    - накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье и, соответственно, сжатия налоговых доходов;
    - защита финансовых активов государства от курсовых рисков.
Таблица 5. Объем и факторы эмиссии в 2000-2003 гг., млрд. руб.

и т.д.................


  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.