На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и содержание рентабельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                           Содержание 

     Введение.
     1. Суть и виды дохода предприятия.
     2. Прибыль: суть и виды.
     2.1. Максимизация прибыли.
     2.2. Виды прибыли.
     2.3. Распределение прибыли предприятия.
     3. Понятие и содержание рентабельности .
     3.1. Показатели рентабельности, их расчет  и методы анализа.
     Заключение.
     Список  использованной литературы.
 

      Введение. 

     В условиях товарно-денежных отношений  основным показателем, характеризующим  конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Однако конечные результаты деятельности характеризуются не одним этим показателем, а группой их. Наряду с прибылью показателем конечных результатов предприятия являются доход и рентабельность.
     С доходами и прибылью предприятия связано решение важных социальных, экономических, политических, этических проблем общества как на микро-, так и на макроуровне. Все это придает этим хозяйственным понятиям повышенную актуальность и значимость.
 

      1. Суть и виды дохода предприятия. 

     Доходы  — важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом  которой выступает производственная и реализованная продукция (оказанные  услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком. Доход — это деньги, которые продавец надеется получить за проданную единицу изготовленной продукции.
     Соответственно  видам издержек фирмы подразделяются и доходы:
     Средний доход AR (average revenue). Теория спроса  утверждает, что количество продукции, которую хочет приобрести потребитель, является функцией ее цены. Кривая спроса показывает, сколько может заплатить потребитель за разные количества продукта. Цена на кривой спроса показывает, сколько потребитель может заплатить за каждую единицу произведенного продукта. Относительно производителя цена покупателя является тем доходом, который ожидается продавцом от каждой проданной единицы выпущенной продукции. Кривая спроса на продукцию предприятия есть одновременно и кривая дохода. Цена за единицу продукции и есть доход от единицы продукции (или средний доход) для продавца. Цена и средний доход — это одно и тоже, но рассмотренное с разных точек зрения:
     AR = P,
     где Р — цена товара;
     AR — средний доход.
     Общий доход  TR (total revenue) — это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара (выручки). Он равен цене товара, умноженной на это количество товара:
     TR = AR *  Q.
     Так как AR = Р, то TR = P * Q.
     Предельный  доход MR (marginal revenue) — это приращение общего дохода за счет малого увеличения количества произведенной и проданной продукции (приращение общего дохода при увеличении продаж на единицу продукции).
     Предельный  доход рассчитывают по формуле:
      MR = ,
     где TR — изменение общего дохода;
      Q — изменение количества проданной  продукции.
     Предельный  доход позволяет оценить возможность  окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. И в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения предприятия. 

     Таблица 1.
     Расчет  общего, среднего и предельного дохода (данные условны), грн.
 Цена  единицы продукции,  Р
 Количество  проданного товара, единицы,  Q
 Общий доход,  TR
 Предельный  доход,  MR
 Средний доход,  AR
 6  5
 4
 3
 2
 1
 0  1
 2
 3
 4
 5
 0  5
 8
 9
 8
 5
   5
 3
 1
 -1
 - 3
   5
 4
 3
 2
 1
 
     Из  таблицы видно, что общий доход  является нулевым, если продается ноль единиц товара. Первая проданная единица  увеличивает общий доход с 0 до 5. Предельный доход — увеличение общего дохода, который является результатом продажи первой единицы продукции, — равен 5. Третья проданная единица увеличивает TR с 8 до 9, то есть предельный доход равняется 1. Четвертая проданная единица по цене 2 грн. уменьшает общий доход и поэтому MR = -1.
     Наибольший TR дают 3 проданные единица товара, а оптимальной ценой является цена 3 грн. за единицу.
     Итак, в зависимости от спроса или среднего дохода предприятия формируется  общий доход.
 

      2. Прибыль: суть и виды. 

     Экономисты  используют понятие “прибыль” для  выражения разницы между доходом  предприятия и его затратами. Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).
     Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (фирм).
     Прибыль выполняет две важнейшие функции:
     1) характеризует конечные финансовые  результаты деятельности предприятия,  размер его денежных накоплений;
     2) является главным источником  финансирования издержек на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).
     Основной  принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к  максимизации прибыли. По этой причине  прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
     С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания  прибыли, сводившегося к разнице  между доходами и издержками. В  экономической теории и хозяйственной  практике различают экономическую прибыль, бухгалтерскую прибыль и нормальную прибыль (рис. 1). 

 
Общий  доход =
 Экономическая прибыль  +
 Экономические издержки = явные + неявные издержки, включая нормальную прибыль
 Бухгалтерская прибыль  +
 Бухгалтерские издержки =
 явные издержки 

 
 
     Бухгалтерская прибыль — разница между общим  доходом и явными издержками. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерским (или иначе хозрасчетным), так  как она учитывает при расчете  только явные (денежные) платежи, которые  фиксируются в бухгалтерской  отчетности предприятия.
     BP = TR — EC,
     где ВР — бухгалтерская прибыль;
     TR — общий доход;
     ЕС  — явные издержки.
     Экономическая прибыль — разница между общим  доходом и общими издержками фирмы, явными и неявными.
     EP = TR — TC,
     где ЕР — экономическая прибыль;
     ТС = ЕС + IC;
     IC — неявные издержки.
     Нормальная  прибыль — это та минимальная  прибыль, которую должен заработать предприниматель, если он хочет остаться в своем бизнесе и продолжать деятельность. Это — плата за исполнение предпринимательских функций.
     Понятие “нормальная прибыль” часто используют для обозначения альтернативных (неявных) издержек капитала фирмы. Нормальная прибыль — это прибыль, от которой собственник фирмы отказывается, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую он мог бы получить, вкладывая свои ресурсы в другое дело.
     Экономисты  включают нормальную прибыль в неявные  платежи (издержки), чтобы получить ресурсы предприятия в данной отрасли. Нормальная прибыль должна быть довольно высокой, чтобы существующие предприятия оставались в данной отрасли, и достаточно низким, чтобы новые предприятия не входили в эту отрасль. Она отражает неявный фактор издержек, который производитель определяет себе за возможность управлять. Этот фактор отображает собственную стоимость исполнения управленческого труда в данной отрасли.
     Итак, NP — экономические издержки и  часть общих экономических издержек фирмы. NP — это плата менеджеру  за то, чтобы не допустить оттока его капитала из данной отрасли в  другую. Нормальная прибыль является неявным фактором издержек, предназначенных для оплаты на управленческий труд. Любое превышение прибыли над общими экономическими затратами отражают экономическую, или чистую, прибыль. Экономическая прибыль не входит в издержки, так как это доход, полученный свыше нормальной прибыли.
     Пример, приведенный ниже, иллюстрирует понятия  экономической, бухгалтерской и  нормальной прибыли.
     Общий доход:      50000
                 За минусом явных  издержек:
     Зарплата       20000
     Стоимость сырья и минералов   10000
     Бухгалтерская прибыль     20000
                 За минусом неявных издержек
     Потерянная  зарплата     10000
     Альтернативные  издержки капитала
     (нормальная  прибыль)     2000
     Экономическая прибыль:    8000
     В конкретных отраслях предприятия могут  получать прибыль только определенное время. Прибыль работает как сигнал. Если бы все отрасли были конкурентными, то предприятия могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль, или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В длительный период времени ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получать больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неминуемо уменьшится до нуля, как только новые производители вступят в данную отрасль. Это называется парадоксом прибыли: экономическая прибыль порождает межотраслевую конкуренцию, которая сводит ее к нулю.
     Аналогично убытки являются также временными. Если предприятие работает с убытком в конкретной отрасли, то, в конце концов, оно ее оставит. Так как предприятие оставит отрасль, то цены вырастут, и убытки в отрасли, в конечном счете, исчезнут. В долгосрочном периоде времени ни одна фирма не может надеяться на прибыль большую, чем нормальная. 

     2.1. Максимизация  прибыли. 

     Максимизация  прибыли достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности прибыли. Основное требование максимизации прибыли — прибыльность каждой единицы выпуска. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход — на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута, и предприятие может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
     Чтобы максимизировать прибыль предприятия (фирмы), его руководство может  с успехом использовать данные о доходе и издержках. Максимизирует прибыль такой объем производства Q, при котором
      а
     Экономическая прибыль будет максимальной, если для определенного уровня Q разница  между TR и ТС будет наибольшей.
     Существуют две концепции, два метода, или подхода максимизации прибыли фирмы — метод выравнивания общего дохода и общих издержек и метод выравнивания предельного дохода и предельных издержек.
     Общим правилом для максимизации прибыли  является то, что фирма получает максимальную прибыль тогда, когда она производит такой уровень Q, для которого MR = МС. Это правило является обязательным для всех предприятий (фирм) — конкурентных, монопольных или олигопольных. 

     2.2. Виды прибыли 

     На  уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая прибыль), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.
     Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:
     Пв = Прп + Прф + Пвн,
     где Пв — валовая прибыль;
     Прп — прибыль от реализации продукции;
     Прф — прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;
     Пвн — прибыль от внереализационных  операций.
     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как  разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:
     Прп = Вд — НДС — А — И,
     где Вд — выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг);
     НДС — налог на добавленную стоимость;
     А — акцизы;
     И — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
     При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия для целей налогообложения  учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). При этом остаточная стоимость имущества исчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия составляет:
     Пр.ф.и. = Вр.ф.и. — Сф.и. * Jинф.,
     где Вр.ф.и — выручка от реализации основных фондов и имущества;
     Сф.и. * Jинф. — стоимость основных фондов, скорректированная на индекс инфляции.
     В состав доходов (расходов) от внереализационных  операций включаются:
     — доходы, получаемые от долевого участия  в деятельности других предприятий;
     — от сдачи имущества в аренду;
     — доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам;
     — а также иные доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных  с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая  суммы, полученные и уплаченные в  виде санкций и возмещения убытков.
     Прибыль от внереализационных операций составляет:
     Пви = Дв — Рв,
     где Дв — доходы от внереализационных  операций;
     Рв  — расходы на внереализационные  операции.
     Чистая  прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и  других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия. 

     2.3. Распределение  прибыли предприятия. 

     Прибыль является объектом исчисления и уплаты налогов по установленным ставкам, вследствие чего возникают финансовые отношения предприятия с бюджетом и учреждениями. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направление использования оставшейся после уплаты всех налогов чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом.
     Так, чистая прибыль акционерного общества распределяется по схеме:
     Чистая  прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления.
     Чистая  прибыль товарищества: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между учредителями.
     Распределение чистой прибыли предприятия с  иностранными инвестициями: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между учредителями.
     Прибыль, распределяемая между учредителями = Доходы украинского участника (чистый доход украинского участника + налог на доход) + доход иностранного участника (чистый доход иностранного участника + налог на доходы).
     Резервный фонд создается на случай прекращения  деятельности и покрытия дебиторской  задолженности.
     Фонд  накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных  средств, создания нового имущества.
     Фонд  потребления предназначается для  реализации мероприятий по социальному  развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.
 

      3. Понятие и содержание рентабельности. 

     Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность.
     Рентабельность — показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности производства (предприятия).
     Показатели  рентабельности и доходности имеют  общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность  работы предприятия и выпускаемой  им продукции.
     Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например, изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
     Задача  экономического анализа — выявить  влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
     Показатели  рентабельности являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
     Рентабельность  можно рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. 

     3.1. Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа. 

     Рентабельность  является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
     Методика  анализа общей рентабельности:
     1) по факторам эффективности;
     2) в зависимости от размера прибыли  и величины производственных  факторов.
     Задачей анализа рентабельности являются несколько  положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень  выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.
     Рентабельность  производства показывает, насколько  результативно используется имущество  предприятия; она определяется как  процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:
     Ро = * 100 %,
     где Ро — рентабельность производства;
     Пб  — балансовая прибыль;
     Фо  — среднегодовая стоимость основных фондов;
     Фоб — величина оборотных средств.
     Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:
     Рп = * 100 %,
     где Рп — рентабельность реализуемой  продукции;
     Пп  — прибыль от реализации продукции;
     Сп  — себестоимость реализуемой  продукции.
     Рентабельность  продукции можно определять как  в целом по всей продукции, так  и по отдельным ее видам. В настоящее  время для определения состояния  “здоровья” предприятия рекомендуется  использование ряда новых показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:
     Основной  коэффициент доходности — ROE (return on еquity) коэффициент рентабельности собственного капитала.
     чистая прибыль
     ROE = ——————————————— * 100 %
     средний собственный капитал
     Коэффициент, выраженный процентом, показывает степень  возмещения собственного капитала и  характеризует необходимое условие  существования и развития предприятия. Знаменатель получен как среднее  данное начала и конца периода.
     Следующие коэффициенты прибыльности, хотя и важны, но имеют частичное значение и объединены в показателе ROE.
     ROI (return on investiment) — это коэффициент  прибыльности инвестированного  капитала.
     оперативный характерный  результат
     ROI = —————————————————— * 100 %
     средний инвестированный капитал.
     Коэффициент (ROI) выражает в процентном соотношении  среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (инвестированный капитал  равен оборотному плюс основной капитал), независимо от формы использования  финансовых вложений предприятия. Его  значимость состоит в том, что он позволяет судить об экономической эффективности главного оперативного оборота.
     Тем не менее, этот коэффициент носит  частный характер, поскольку не отражает, как идут другие оперативные обороты (такие, как финансовые вложения заемного капитала, финансовые вложения собственного капитала).
     Другой  коэффициент рентабельности — это ROS (return on sale), коэффициент прибыльности:
     результат оперативного характера
     ROS = ———————————— * 100 %
     чистые  доходы от продаж.
     Коэффициент ROS выражает в процентном виде долю заработка от продаж, показывая существующие отношения между расходами и доходами, и, следовательно, эффективность производства (использованные ресурсы по отношению к полученным результатам).
     Показатели  рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
     Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
     показатели, рассчитанные на основе прибыли (доходов);
     показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
     показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
     Первая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия.
     Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестированный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный(собственный капитал). Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам различных участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций и т.д.
     факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие  причинно-следственные связи между  показателями финансового состояния  предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом «объяснения» (оценки) сложившейся ситуации и являются управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.
     Как видно из таблицы, на предприятии  очень низкие показатели рентабельности. Наблюдается тенденция к их увеличению к концу года. При уменьшении оборота на 5%, увеличение рентабельности произошло также за счет увеличения прибыли, которая, в свою очередь, увеличилась за счет снижения затрат, а именно - коммерческих расходов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.