На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Пути увеличения прибыли и рентабельности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ 
 

      Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, направленную на получение  прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель фирмы и одновременно результат всей производственно-хозяйственной деятельности. Получить прибыль фирма может только в том случае, если она производит продукцию, услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребностей и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо изготовить продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствует платежеспособным потребностям. А  приемлемая цена возможна только в том случае, если фирма выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем получившаяся выручка. В этом  смысле прибыль – непосредственная цель функционирования фирмы и одновременно результат ее деятельности. Если фирма не укладывается в режим такого поведения и не получает прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельности, то она вынуждена уйти из экономической среды и признать себя несостоятельной и банкротом. Фирма может функционировать в нескольких режимах.
      В кибернетике широко используется понятие  «черный ящик» [50 c.235], когда система рассматривается только по информации, поступающей на вход системы, и информации, поступающей на выход. Исследователь в данном случае не интересуется тем, что происходит внутри такой системы, она для него закрыта, анализ осуществляется только путем сравнения входящей и выходящей информации. Процессы же внутри системы и представляют «черный ящик».
      Если  использовать данную аналогию к фирме, то в своем поведении она может  находиться в ряде состояний: ресурсы  на входе больше, меньше или равны  ресурсам на выходе.
      В первом случае фирма потребляет ресурсов больше, нежели выдает. Такая деятельность является убыточной, а сама фирма может оказаться несостоятельной и стать банкротом. Во втором случае фирма находится в состоянии самоокупаемости (ресурсы на входе равны ресурсам на выходе), некоторое время она может функционировать в таком режиме, осуществлять простое воспроизводство, но у нее нет средств для изменения номенклатуры выпускаемой продукции, освоения новых товаров и услуг, и такое состояние не может продолжаться долго. И только третий вариант – прибыльная работа фирмы (ресурсы на входе меньше, чем ресурсы на выходе) – позволяет ей возместить сделанные затраты и иметь избыток средств для расширения производства, освоения новых товаров и услуг и укрепить свое положение на рынке.
      Прибыль является источником материального  благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного  развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет  стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.
      Но  для того чтобы сознательно и  целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации планов и программ по наращиванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на величину прибыли. Другими словами, надо четко представлять, от чего она зависит, какие основные прибылеобразующие факторы и параметры оказывает свое влияние, каково количественное влияние каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.
      Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики  получение максимально возможной  суммы прибыли является целью  любого производства, так как прибыль  является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, пополнения оборотных средств и так далее. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, так как наличие прибыли обеспечивает платежи в бюджет многих налогов.
      Прибыль - это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения [35 c.52]. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль представляет собой разность между выручкой реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и так далее.
      Исследование  и анализ показателей результатов  финансовой деятельности предприятия определили тему данной работы, целью которой стал анализ финансовых результатов деятельности предприятия, то есть определение видов прибыли, показателей рентабельности, анализ формирования и распределения прибыли, анализ рентабельности предприятия.
      Одна  из основных задач анализа финансовых результатов  - выявление резервов повышения массы получаемой прибыли  и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности  работы предприятия, в ходе анализа дается оценка итогам работы предприятия, определяются положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
      Для анализа финансовых результатов  деятельности предприятия использовались данные бухгалтерского баланса предприятия и приложений к ним (приложения 1, 3, 5), пояснительная записка к бухгалтерскому балансу с приложениями (приложения 2, 4, 6), положение по учетной политике в целях бухгалтерского учета предприятия с приложениями (приложение 7),  положение по учетной политике для целях налогового учета предприятия с приложениями (приложение 8), данные бухгалтерского учета по затратам на производство, готовой продукции и товарам, финансовым результатам, а также результаты анализа других аспектов деятельности предприятия.
      При написании дипломной работы использовались методы экономического анализа, такие как:
      - метод сравнения, с помощью  которого изучаются абсолютные  или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития;
      - горизонтальный (временной) анализ  отчетности, который позволяет выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период времени, дать оценку этим изменениям;
      - вертикальный (структурный) анализ  – позволяет определить удельный  вес отдельных статей в итоге  баланса и дать оценку их  динамике;
      - анализ финансовых коэффициентов.
      Характерными  особенностями методов экономического анализа являются использование  системы показателей, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.
      Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников литературы и приложений.
      Во введении дается определение понятию «прибыль», характеризуется актуальность выбора темы, цели и задачи анализа финансовых результатов.
      Первая  глава «Прибыль и рентабельность как финансовые результаты деятельности предприятия» посвящена исследованию теоретико-методологических подходов оценки финансовых результатов предприятия.
      Во  второй главе «Сущность и виды прибыли, методы ее регулирования» дается общая характеристика ООО «Вестстройпром-БЭГ», анализируется состав и динамика балансовой прибыли, а также пути распределения чистой прибыли и повышения рентабельности предприятия.
      В третьей главе исследуются факторы, влияющие на формирование финансовых результатов, дается оценка работы предприятия за исследуемый период.
      Заключение  содержит краткие рекомендации для разработки мероприятий по увеличению прибыли и повышению рентабельности.
      Значимость  работы заключается в том, что  ее результаты могут найти практическое применение в повышении эффективности  работы ООО «Вестстройпром-БЭГ». 

 

    Прибыль и рентабельность как финансовые
результаты  деятельности предприятия 
 

1.1. Сущность и виды  прибыли, методы  ее регулирования 
 

     Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает  получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.
     Как экономическая категория прибыль  предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
     Прибыль как экономическая категория  выполняет определенные функции [51]:
     - характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
     - обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
     - является одним из источников  формирования бюджетов разных  уровней.
     Различают бухгалтерскую и чистую экономическую  прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками [51].
     Внешние издержки – это  издержки производства, которые предприятие перекладывает  на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п.
     Внутренние  издержки - это издержки производства, которые покрываются самим предприятием.
     Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
     В настоящее время в бухгалтерском  учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
     Валовая (балансовая) прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг [51]. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
     Необходимо  отметить, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов [23]. Метод учета выручки отражается в учетной политике организации.
      Под  учетной   политикой организации  понимается  принятая  ею  совокупность способов ведения бухгалтерского    учета    -  первичного  наблюдения,   стоимостного измерения,    текущей  группировки  и  итогового  обобщения   фактов хозяйственной деятельности [9].
      К  способам  ведения  бухгалтерского  учета  относятся  способы группировки  и  оценки  фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости  активов,  организации  документооборота,  инвентаризации, способы  применения  счетов  бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского  учета,  обработки  информации и иные соответствующие способы и приемы.
      Раскрытие учетной политики полностью или частично осуществляется согласно законодательству Республики Беларусь и учредительным документам. Учетная политика организации включает [31 c.6-7]:
      - рабочий план счетов бухгалтерского  учета;
      - рабочий альбом форм первичной  учетной документации;
      - рабочий альбом форм регистров  бухгалтерского учета;
      - регламентацию движения первичных  учетных документов и регистров  в бухгалтерском учете организации  (график документооборота);
      Описание  принятых организацией вариантов ведения  бухгалтерского учета.
      Принятая  организацией учетная политика оформляется  соответствующим документом (решением, приказом, распоряжением, другим документом).
      Изменения учетной политики объявляются в  пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности организации.
      При формировании учетной политики организации  необходимо исходить из [45 c.30]:
      - обособленности учета собственного  имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
      - непрерывности деятельности организации;
      - последовательности применения  учетной политики;
      - временной определенности фактов  хозяйственной деятельности.
      Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учете данной организации.
      Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее создания (образования) до реорганизации или ликвидации (упразднения) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
      Хозяйственные операции фиксируются на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций).
      В бухгалтерском учете организации  раздельно учитываются текущие  затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.
     Валовую прибыль рассчитывают по формуле
      [51]
     где     ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
     Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
      [51]
     где    Ру – расходы на управление; Рк– коммерческие расходы.
     Прибыль (убыток) до налогообложения (налогооблагаемая прибыль) – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
      [51]
     где    Содр операционные доходы и расходы. В их состав входят [2]:
     - доходы и расходы, связанные  с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно и др.), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а также для определения финансовых результатов от их выбытия;
     - доходы и расходы (включая амортизационные  отчисления), связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  (временное владение и пользование) активов  организации в соответствии с законодательством когда это не является предметом деятельности организации;
     - доходы и расходы, связанные  с предоставлением за плату  прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации);
     - доходы (проценты) и расходы, связанные  с участием в уставных фондах  других организаций, а также  доходах (процентах) и расходах  по ценным бумагам (когда это не является предметом деятельности организации);
     - доходы и расходы, связанные  с участием организации в совместной  деятельности по договору простого товарищества;
     - доходы и расходы по операциям  с тарой;
     - доходы (проценты), полученные за  предоставление в пользование  денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке;
     - расходы (проценты), начисленные  организацией после принятия  к бухгалтерскому учету приобретенных за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов товарно-материальных ценностей, а также проценты по иным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (кроме кредитов и займов, полученных на приобретение основных средств и нематериальных активов, проценты по которым в конце года относятся на стоимость соответствующих активов);
     - расходы организации по содержанию  производственных мощностей и  объектов, находящихся на консервации,  в соответствии с законодательством;
     - расходы организации по содержанию  мобилизационных мощностей и  объектов гражданской обороны;
     - расходы, связанные с аннулированием  производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;
     - отчисления в резервы под снижение  стоимости материальных ценностей; восстановление резерва при продаже материальных ценностей или повышении рыночных цен;
     - отчисления в резервы под обесценение  финансовых вложений в ценные  бумаги; восстановление резерва,  созданного ранее, при продаже  ценных бумаг  или увеличении  их рыночной котировки; 
     - отчисления в резервы по сомнительным  долгам по расчетам с другими  организациями, а также отдельными  лицами, подлежащих резервированию  в соответствии с законодательством;  восстановление резерва при восстановлении  сомнительных долгов.
     Свдрвнереализационные доходы и расходы. К ним относятся [2]:
     - штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров, полученные, присужденные  судом или признанные организацией-должником,  начисленные в момент их признания  или получения;
     - штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров, уплаченные  или признанные организацией  к уплате;
     - стоимость безвозмездно полученных  активов: основных средств и  других амортизационных активов, в том числе полученные в качестве целевого финансирования, - по мере начисления амортизации в сумме начисленной амортизации, иных безвозмездно
     - средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве  доходов будущих периодов, - в  периоды признания расходов, на  финансирование которых они предоставлены;
     - принятие к учету имущества,  оказавшегося в излишке по  результатам инвентаризации;
     - поступления в возмещение причиненных  организации убытков; перечисление организацией в возмещение убытков, причиненных другим организациям;
     - прибыль или убыток прошлых  лет, выявленные в отчетном  году;
     - суммы дебиторской, кредиторской  и депонентской задолженности,  по которым истек срок исковой  давности, других долгов, нереальных  для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете организации;
     - суммы недостач, потерь и порчи  активов в соответствии с законодательством;
     - положительные и отрицательные  курсовые разницы, возникающие  при переоценке имущества и  обязательств;
     - суммовые разницы, возникающие  в связи с погашением дебиторской,  кредиторской задолженности, в  том числе задолженности по  полученным кредитам, полученным (выданным) займам;
     - расходы, связанные с рассмотрением  дел в судах;
     - не компенсируемые виновниками  потери от простоем во внешним  причинам;
     - разницы между числящейся стоимостью  акций (доли), выкупленных у акционеров, и их номинальной или продажной  стоимостью при аннулировании  или продаже указанных акций;
     - налог на добавленную стоимость,  начисленный от внереализационных  доходов в соответствии с законодательством;
     - сумма дооценки (уценки) активов;
     - доходы, потери и расходы в  связи с чрезвычайными обстоятельствами  хозяйственной деятельности (стихийное  бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.);
     - перечисление средств (взносов,  выплат и т.п.) и передача имущества,  выполнение работ, оказание услуг,  связанных с благотворительной  деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, оказание шефской и социальной помощи и расходы на иные аналогичные мероприятий;
     - расходы обслуживающих производств  и хозяйств и другие.
     Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
      [51]
     где    Н – сумма налогов.
     Чистая  прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:
      [51]
     где    Чдр чрезвычайные доходы и расходы.
     Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как  последствия  чрезвычайных  обстоятельств  хозяйственной  деятельности  (стихийного  бедствия,  пожара,  аварии,  национализации имущества и т. п.).
     Чистая  прибыль остается в полном распоряжении предприятия. Она служит источником финансовой ответственности предприятия по своим обязательствам, используется им для развития и совершенствования производства, для материального поощрения работников, а также для удовлетворения личных потребностей владельца предприятия.
     Для реализации финансовой ответственности  предприятия по обязательствам из чистой прибыли осуществляется ряд первоочередных платежей к которым относятся штрафы, пени, неустойки по долгам бюджету, и проценты по просроченным долгосрочным банковским кредитам.
     Оставшаяся  после уплаты первоочередных платежей часть чистой прибыли остается в полном распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и называется прибылью к распределению. Эта часть чистой прибыли направляется предприятием на [39 c.157]:
     - образование резервного фонда;
     - накопление;
     - потребление.
     Резервный фонд – это сумма денежных средств, которую аккумулирует предприятие  для самострахования. Он предназначен для покрытия возможных убытков  и потерь, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов.
     Размер  прибыли, направляемой предприятием на накопление, определяется им самостоятельно и зависит от инвестиционной и инновационной стратегий предприятия, от его потребности в инвестициях.
     Чистая  прибыль, предназначенная для потребления, направляется в личное пользование владельцев предприятия, тем самым реализуется их личный интерес в развитии и совершенствовании предприятия.
     Для оценки результативности и экономической  целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. 
 


1.2. Показатели рентабельности и методика их расчета 

     Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 
      Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
      Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с  одного рубля вложенного капитала [47].
      Анализ  рентабельности позволяет оценить  способность предприятия приносить  доход на вложенный в него (предприятие) капитал.
      Коэффициенты  рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
    показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции;
    показатели рентабельности активов, и счисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов;
    показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств.
      К первой группе относятся следующие  показатели.
      1. Коэффициент валовой прибыли,  или, по немецкой терминологии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж [29 c.184]:
      (Продажи  – Стоимость продукции) / Продажи  * 100
      Этот  коэффициент показывает долю валовой  прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним  из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после  вычета из себестоимости реализованной  продукции переменных издержек на покрытие других видов издержек – операционных, то есть постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли.
    Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) – это отношение операционной прибыли, то есть прибыли от основной деятельности, к объему продаж [29 c.184]:
      Операционная  прибыль / Продажи * 100
      Этот  коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.
    Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки
      Чистая  прибыль / Выручка от реализации продукции * 100
      Этот  показатель характеризует эффективность  предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
      Если  рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к  изучению этих факторов, чтобы найти  корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности  продукции, так как позволяет  предположить сокращение спроса на продукцию [47].
      Вторая  группа показателей характеризует  рентабельность активов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.
      Рентабельность активов – отношение чистой прибыли к активам:
    Чистая  прибыль / Сумма активов * 100
      Рентабельность  всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.
      Этот  показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов [47]:
      1-ый - при низкой прибыльности продукции  необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;
      2-ой - низкая деловая активность предприятия  может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или рост цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продукции.
    Рентабельность текущих активов – отношение чистой прибыли к величине текущих активов:
    Чистая  прибыль / Текущие активы * 100
      Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих  активов – оборотных средств.
    Рентабельность долгосрочных активов – отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:
      Чистая  прибыль / Долгосрочные активы * 100.
      Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных – внеоборотных активов.
      Третья  группа коэффициентов характеризует  степень доходности средств, вложенных  в предприятие.
    Рентабельность общих инвестиций – отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям – долгосрочным обязательствам и собственному капиталу:
      (Прибыль  до вычета налогов  + Выплачиваемые проценты) *100
      (Долгосрочные  обязательства + Собственный капитал)
      Этот  коэффициент показывает, насколько  эффективно использовались инвестированные  средства, какой доход получает предприятие  на рубль инвестированных средств. Он косвенно характеризует эффективность управления инвестированными средствами, опыт, компетенцию руководства.
      2. Рентабельность собственного капитала  – отношение чистой прибыли  к собственному капиталу:
      Чистая  прибыль / Собственный капитал * 100
      Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров [47]. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.
      3. Коэффициент прибыли на долгосрочные  обязательства – отношение чистой  прибыли к долгосрочным обязательствам:
      Чистая  прибыль / Долгосрочные обязательства*100
      Этот  коэффициент косвенно показывает возможности  погашения долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты. 
 

 



1.3. Анализ прибыли и рентабельности

с использованием международных  стандартов 

      В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход [33]. Но предварительно дадим определения некоторым понятиям.
      Переменными считаются затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменяющемуся объему производства и реализации продукции. В расчете на одну единицу продукции (работ, услуг) переменные издержки в связи с изменением объема реализации остаются прежними.
      Условно-постоянными  являются затраты, которые остаются неизменными для различных масштабов производственной деятельности (в рамках определенного диапазона). В результате постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства и реализации продукции.
      Разница между выручкой и переменными  затратами составляет маржинальный доход (валовую прибыль) предприятия, то есть маржинальный доход включает в себя как прибыль, так и постоянные затраты. Необходимо отметить, что совокупные постоянные затраты не зависят от объема производства, но могут изменяться под воздействием других факторов. Например, при переоценке основных фондов растет амортизация, а рост цен на энергоносители увеличивает затраты на содержание цехов, административных зданий и т.д., что в конечном итоге ведет к росту постоянных затрат. В связи с этим при исследовании соотношения «затраты - объем производства реализации) - прибыль» необходимо абстрагироваться от влияния роста цен. Кроме того, для анализа этого соотношения желательно использовать показатель объема реализации, а не объема производства.
      В условиях неплатежеспособности проведение анализа на основе показателя производства продукции неправомерно, так как приводит к завышению размера прибыли. Только сравнение реализованной продукции с затратами на ее производство и реализацию показывает реальный размер прибыли организации.
      Как уже было указано выше, маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
      МД=П+А,
      откуда
      П=МД-А.
      С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
      Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
      Поскольку
       ,
      то
       .
      Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
      При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:
      
      где В - переменные затраты за единицу продукции.
      Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
      Методика  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
      В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель .
      Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
            ;    .
      После этого факторная модель прибыли  от реализации продукции будет иметь  вид
       .
      Она позволяет установить изменение  прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
      Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели
       .
      Для анализа рентабельности издержек в  целом по предприятию используется следующая факторная модель:
       .
      Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень  каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
      Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
.
      Анализ  рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:
      
      где Пб балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
      Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид
      
      Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли и рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", то есть их группировки на постоянные и переменные.
      Метод «директ-костинг» дает возможность  установить связи и пропорции  между объемом производства и  затратами на него, получить информацию о прибыльности или убыточности  производства в зависимости от его  объема, прогнозировать поведение себестоимости  продукции при увеличении или  уменьшении объема производства. А  выделение величины постоянных затрат при этом методе калькулирования  позволяет показать влияние их размера  на сумму прибыли. При этом изменение  величины маржинального дохода позволяет выявить более рентабельные изделия и своевременно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции. В результате система «директ-костинг» дает возможность определить размер прибыли и колебания ее величины под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и на основе подобного анализа принять комплекс необходимых в этом случае мер по управлению издержками и предприятием [50 c.228-228].
      Применение  такой системы особенно важно  в условиях освоения рыночной экономики. Сегодня важно добиваться увеличения прибыли не путем повышения цен, а путем установления относительно невысоких цен на продукцию, делая ее, таким образом, конкурентоспособной. Завоевание и удержание рынков сбыта возможно лишь при реализации более дешевой и качественной продукции на основе снижения нормы прибыли и получения массы прибыли за счет больших объемов продаж. 

 

    Анализ  финансовых результатов  работы
ООО «Вестстройпром-БЭГ» 

2.1. Характеристика предприятия 

      ООО “Вестстройпром-БЭГ” - один из крупнейших поставщиков сварных труб на территории Беларуси, официальный дилер корпорации “Интерпайп”, равно как и дилер  ОАО “Альметьевский трубный завод”, одного из крупнейших в России производителей стальных электросварных труб малого и среднего диаметра.
      Предприятие основано 13 января 1998 года как Закрытое акционерное общество “Вестстройпром”. Необходимость его создания была продиктована дефицитом в Беларуси трубной продукции, который возник после распада СССР.
      Само  название предприятия ЗАО “Вестстройпром”  отражает как географические, так и клиентурные приоритеты деятельности на рынке Беларуси. Предприятие работает на западном направлении СНГ и Балтии, ориентируясь на сбыт в промышленно-гражданском строительстве и трубопроводной инфраструктуре [63 c.28-31].
      В связи с возрастающим уровнем  продаж 24 июля 2002 года ЗАО «Вестстройпром» было реорганизовано в ООО “Вестстройпром-БЭГ”. Это потребовало решительной реструктуризации маркетинговой деятельности данной внешнеторговой организации.
     Основные  положения о предприятии, его  местоположение, его учредители, цели деятельности, органы управления, порядок реорганизации и ликвидации закреплены в Уставе Общества с ограниченной ответственностью «Вестстройпром-БЭГ».
      Само  предприятие создано в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Согласно этому закону обществом    с    ограниченной ответственностью   признается хозяйственное  общество  с  числом  участников  не более пятидесяти, уставный  фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами  размеров.  Общество  с ограниченной ответственностью не может иметь одного участника [25].
      ООО «Вестстройпром-БЭГ» учреждено договором  между физическим лицом, которое  является директором предприятия и  юридическим лицом, юридический адрес которого находится на территории Российской Федерации.
      Уставный   фонд   общества   с   ограниченной  ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников: 5% уставного фонда – физическое лицо, 95% уставного фонда – юридическое лицо.
      Размер   доли   в   уставном   фонде  общества  с  ограниченной ответственностью  участника  этого общества определяется в процентах или  в  виде  дроби и соответствует соотношению между стоимостью его вклада  в  уставный фонд и уставным фондом этого общества.
      Действительная  стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью  соответствует части стоимости чистых активов этого общества, пропорциональной размеру его доли.
      Общество  является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном ли третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
     Основной  задачей предприятия является осуществление  хозяйственной деятельности, направленной на оказание необходимых услуг и  удовлетворение социальных и экономических  интересов членов трудового коллектива и Участников Общества.
     Основной  вид деятельности - оптовая торговля металлопрокатом.  
С мая 2004 года данный вид деятельности не является лицензируемым.

      Основной  продукцией являются:
      * трубы стальные электросварные  водогазопроводные (ГОСТ 3262-65) условным  проходом от 10 до 100 мм. Предназначены для строительства водопроводов, газопроводов, а также систем отопления и деталей их конструкции.
      * трубы стальные электросварные (технические  условия: ГОСТ 10704-80, 10705-80; сортамент: ГОСТ 10704-91). Предназначены для трубопроводов и технических конструкций разного назначения, в том числе и для строительства систем газоснабжения
      * трубы для магистральных газонефтепроводов  ГОСТ 20295-85. Предназначены для  сооружений магистральных газонефтепроводов, транспортировки любых нефтепродуктов, строительства технологических и промысловых нефтепроводов
      * трубы оцинкованные и котельные.
      Складские площади на товарной станции Колядичи позволяют предприятию всегда иметь резерв от 500 до 800 т трубной продукции различного диаметра для оперативной отгрузки по первому требованию заказчика.
      Поставки  осуществляются автомобильным и  железнодорожным транспортом в любую точку Республики Беларусь.
      В числе торговых партнеров ООО  “Вестстройпром-БЭГ” находятся более  сотни крупных потребителей трубной  продукции в Беларуси. Это машиностроительные предприятия, комплексы химической промышленности и нефтехимической переработки, предприятия нефте-газотранспортировки, строительные организации. Среди них РУП «Могилевоблгаз», РУП «Минскэнерго», ОАО «Белэнергоснабкомплект», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Брестоблгаз», МОУП Управление ЖКХ, РУП «Витебскметаллстройторг», РУП «Витебскоблресурсы», РУП «Гомсельмаш», РУПП «Белозерский энергомеханический завод» и многие другие.
      70 % трубной продукции, которую компания  ввозит в Беларусь, потребляют предприятия отечественного газового комплекса и энергетики. Именно в этих отраслях к промышленному оборудованию предъявляются самые строгие требования в области надежности и безопасности. Это значит, что качество продукции должно соответствовать самому высокому уровню общегосударственных стандартов. Любая труба, изготовленная с нарушением технологических норм, может в ходе эксплуатации стать причиной техногенной катастрофы и нанести ощутимый ущерб народному хозяйству страны. За прямыми убытками от простоя оборудования чаще всего следуют еще более крупные расходы на преодоление последствий загрязнения окружающей среды нефтепродуктами. Но это все ничто по сравнению с ценностью человеческой жизни – ведь жертвами аварии на магистральном трубопроводе могут оказаться люди.
      Поэтому компания предлагает заказчику только сертифицированную продукцию, прошедшую  все необходимые процедуры неразрушающего контроля качества.
      Каждая  труба перед тем, как попасть  на торговый склад, проходит:
      * тщательный внешний осмотр;
      * измерение геометрических размеров;
      * гидравлическое испытание избыточным  внутренним давлением; 
      * испытание на растяжение, ударный  изгиб, загиб, сплющивание, раздачу, бортование, межкристаллическую коррозию.
      Помимо  этого вся трубная продукция  в обязательном порядке проходит специальные виды термической обработки  и операции выполнение стандартной  фаски на концах труб.
      Наряду  с продажей трубной продукции  крупными партиями компания также активно  сотрудничает и с мелкими потребителями, объем поставок для которых колеблется от нескольких десятков погонных метров до вагонных норм.
      За  многие годы плодотворной деятельности компания сумела выйти на прямое сотрудничество с самыми известными производителями  труб в России и Украине [63 c.28-31]:
      * ОАО “Альметьевский трубный завод”, г. Альметьевск, Татарстан, Россия;
      ОАО «Альметьевский трубный завод» - один из крупнейших в России и СНГ производителей стальных труб с высококачественным наружным покрытием, входит в состав Объединенной металлургической компании (ОМК) [87].
      По  данным журнала Forbes в рейтинге закрытой экономики ОМК занимает 16 место среди 200 крупнейших частных компаний России [58 c.97-123]. Ее выручка за 2005 год составляет 1930 $ млн.
      За  всю историю своего существования  завод поставил на рынок России, СНГ и за рубеж более 7,6 млн. тонн стальных труб, в том числе свыше 1,5 млн. тонн с наружным полиэтиленовым покрытием [80].
      Завод специализируется на выпуске стальных электросварных труб малого и среднего сортамента.
      Основная  продукция завода [80]:
    прямошовные трубы с наружным диаметром от 17 мм до 219 мм и толщиной стенки от 1,5 мм до 8,0 мм
    профильные трубы квадратного и прямоугольного сечения размером от 20 до 100 мм и толщиной стенки от 1,5 до 4,0 мм
    трубы диаметром от 57 до 530 мм с наружным 2-х, 3-х слойным полиэтиленовым покрытием.
    трубы диаметром от 57 до 325 мм с теплоизоляционным покрытием.
      * ЗАО «Никопольский завод бесшовных  труб “NIKO TUBE”», г. Никополь, Днепропетровская обл., Украина
      ЗАО "Никопольский завод бесшовных  труб «Нико Тьюб» (г. Никополь Днепропетровской обл.) создан на базе трубопрокатного  цеха и цеха обработки геологоразведочных труб ОАО «Никопольский пивденнотрубный  завод» и специализируется на производстве бесшовных бурильных и обсадных геологоразведочных, горячедеформированных, насосно-компрессорных труб [75].
      *  ООО “Новомосковский трубный  завод”, г. Новомосковск-1, Днепропетровская обл., Украина
      ООО "Новомосковский трубный завод" [78] – новое современное предприятие по производству газовых и водонапорных труб из полиэтилена низкого давления ПЭ-80, созданное совместно группой компаний «Полимер» и ОАО «Казаньоргсинтез», для выпуска качественной, экологически чистой и доступной по цене продукции. 
      4 экструзионные линии общей мощностью  15 тыс. тонн в год способны  производить трубы диаметром  от 20 мм  до 630 мм. Оборудование обеспечивает экструзию, калибрование, охлаждение, маркировку и резку труб. Осуществляется непрерывный контроль за  геометрическими параметрами труб. 
      Испытательная лаборатория завода позволяет проводить  все испытания по контролю качества полиэтилена низкого давления в  соответствии с требованиями ГОСТ 16338-85,  контролю качества газовых труб в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50838-95, контролю качества водонапорных труб в соответствии с требованиями ГОСТ 18599-2001.
      * ОАО “Нижнеднепровский трубопрокатный  завод”, г. Днепропетровск, Украина.
      Нижнеднепровский  трубопрокатный завод" - крупнейший производитель труб нефтяного сортамента на Украине и в странах СНГ [86]. Организованный свыше 110 лет назад, сегодня завод - многопрофильное современное предприятие, оснащенное собственным сталеплавильным комплексом (включающим установку вакуумирования стали), пятью трубопрокатными, колесопрокатным и кольцебандажным производствами. Мощности ОАО "НТЗ" по выпуску нарезных труб превышают 400 тыс. тонн в год. В выпускаемую продукцию входят тысячи типоразмеров стальных труб из углеродистых и легированных сталей диаметром от 10 до 377 мм. Введен в эксплуатацию участок по производству труб с внутренним эмалевым покрытием. ОАО "НТЗ" - ведущее предприятие Украины по объему экспорта стальных труб и колес в страны ближнего и дальнего зарубежья.
      На  многие виды продукции получены престижные международные сертификаты. Основной сортамент завода - трубы для добычи нефти и газа - сертифицирован Американским нефтяным институтом (API) [86]. На предприятии вырабатывается наиболее эффективная стратегия и тактика производственных отношений с партнерами. С этой целью расширяются торговые связи с дальним зарубежьем, создаются представительства в разных регионах России и Беларуси. Продукция с торговой маркой завода поставляется фирмам более чем 50 стран мира, стран СНГ. Завод рентабелен и привлекателен для клиентов оптимальными ценами на продукцию и неукоснительным следованием мировым стандартам.
      Эти предприятия зарекомендовали себя надежными коммерческими партнерами. Их трубный прокат всегда самого высокого качества. Украинские поставщики из этого перечня входят в корпорацию “Интерпайп”, которая производит практически весь сортамент бесшовных и сварных стальных труб, используемых в нефтегазовой промышленности.
      Корпорация  «Научно-производственная инвестиционная группа „Интерпайп“» — одна из крупнейших частных компаний Украины. С 1990 года группа осуществляет свою деятельность в различных отраслях экономики — металлургической, сырьевой, машиностроительной.
      Штаб-квартира Корпорации находится в Днепропетровске (Украина), представительства и агентские  службы - в России, Беларуси, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Швейцарии, США и других странах [77].
      Продукция поставляется более чем в 70 стран  мира, доля экспорта в структуре  продаж составляет около 70%. В 2003 г. Корпорация получила валовой доход в размере $904 млн. По итогам всеукраинского рейтинга ТОП–100 «Интерпайп» занял 7 место в основном рейтинге лучших компаний Украины и 5 место в рейтинге лучших компаний по объемам экспорта. Трубные предприятия - участники Корпорации - заняли первые места в отраслевом рейтинге трубной промышленности.
      Группа «Интерпайп» является четвертой по уровню мощностей трубной компанией мира, третьим в мире производителем и поставщиком железнодорожных колес, крупнейшим в мире поставщиком силикомарганца. На мировом рынке бесшовных труб доля Корпорации составляет 4,1%, на мировом рынке железнодорожных колес - 10%, на рынке марганцевых ферросплавов - 11,4%.
      В состав группы входит ряд производственных, торговых и сервисных частных  компаний. Сегодня на предприятиях, входящих в группу, работают свыше 30 тысяч человек [77].
      ООО “Вестстройпром-БЭГ” является официальным  дилером корпорации “Интерпайп”.
      * ОАО «Челябинский трубопрокатный  завод», г.Челябинск, Россия
      Открытое  акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ), основано 60 лет назад. ЧТПЗ является одним  из крупнейших предприятий по производству труб в России. Доля ЧТПЗ в общем объеме производства трубной продукции выпускаемой в Российской Федерации, составляет около 12%. По данным журнала Forbes в рейтинге закрытой экономики группа ЧТПЗ занимает 22 место среди 200 крупнейших частных компаний России [58 c.97-123]. Ее выручка за 2005 год составляет 1480 $ млн.
      На  ЧТПЗ используются следующие виды производства труб:
      - горячая прокатка на трубопрокатных  пилигримовых установках;
      - горячая прокатка на установке  с автоматическим станом;
      - холодная прокатка труб;
      - электродуговая сварка прямошовных  труб под слоем флюса; 
      - непрерывная печная сварка;
      - сварка труб токами радиочастоты.
      Предприятием  выпускается свыше 3600 типоразмеров труб из углеродистых, низколегированных легированных, нержавеющих марок стали и различных сплавов.
      Завод является единственным в Российской Федерации поставщиком горячедеформированных бесшовных труб диаметром более 325 мм и холоднодеформированных бесшовных труб диаметром более 120 мм.
      Свыше 85% всех выпускаемых труб проходят неразрушающий  контроль качества. (Ультразвуковой контроль бесшовных горячекатаных труб).
      Челябинские трубопрокатчики выпускают не только трубы круглого сечения, но и овальные, плоскоовальные, квадратные, прямоугольные и шестигранные профили.
      Потребителями продукции являются нефтегазовый и  энергетический комплексы, предприятия  машиностроения, строительная индустрия, сельское хозяйство и другие отрасли  промышленности. По объему производства завод является крупнейшим в России, каждая шестая труба российского  производства выходит с маркой Челябинского трубопрокатного.
      Высокое качество труб регламентируется международной  системой качества серии ISO 9001. Завод имеет лицензии на производство труб по стандарту Американского нефтяного института (АPI) - сертификат N' 5L-0288 и немецкому стандарту DIN 1629 , сертификат TUF CERT N' 144-990973.
      Продукция ОАО «ЧТПЗ» экспортируется более  чем в 20 стран мира, среди которых Германия, Италия, США, Турция, Египет, Сирия, Китай, Иран и другие. Стабильно высокое качество трубной продукции, передовые технологии, высокая квалификация технических и производственных кадров, внедрение в производство новейших достижений науки и техники в металлургии - отличительные черты ОАО «Челябинский трубопрокатный завод».
      На  предприятии разработаны совместные программы по улучшению качества поставляемой металлопродукции с такими крупнейшими предприятиями ТЭКа:
      РАО «Газпром», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО  «Роснефть», «Юкос» и другими.
      Сроки выполнения любого контракт-заказа, размещенного на этих трубных заводах, всегда минимальны. В свою очередь, эти предприятия нашли в лице ООО “Вестстройпром-БЭГ” честного и выгодного партнера. Иначе они бы не доверили представлять их собственные интересы в Беларуси.
      С течением времени, изучая возможности  и потребности клиентов, кроме  трубной продукции ООО «Вестстройпром-БЭГ» начало осуществлять поставку новых  видов продукции, таких как: листы, уголки, швеллеры, круги. Эта продукция имеет различный химический состав, различную марку стали, разнообразные параметры (мерность, толщина стенок, ГОСТы, ТУ и другое). В связи с возможностью поставки новых видов продукции расширился перечень покупателей. Среди них РУП «Гомельский станкостроительный завод» (круги и листы использует для дальнейшего производства), РУП «Белозерский энергомеханический завод» (котельные трубы использует для выполнения различных заказов РАО ЕЭС), ОАО «Монремтехно» (трубы крупного диаметра использует для строительства теплотрасс), «Могилевэнерго» (используют листы, круги для собственного потребления) и т.д.
      Вообще, специфика рынка труб Беларуси состоит  в том, что она не имеет крупного трубного производства. В республике нет многопрофильной металлургии и отсутствует собственная горнорудная база. Производство труб в Беларуси осуществляется на трех специализированных предприятиях: Могилевском металлургическом заводе, Белорусском трубном заводе и Молодечненском трубопрокатном заводе [61 c.23-25]. Трубный сортамент белорусских производителей сравнительно невелик. Номенклатура включает в себя от 100 до 250 наименований, что значительно меньше, чем у специализированных украинских или российских производителей.
      За  последние годы увеличился средний  метраж белорусских труб, который, впрочем, невелик и в настоящее время составляет около 2,5 метров. Для сравнения, длина труб, используемых для газификации белорусского Полесья и других районов, а также для других целей и производств, которые поставляются ООО «Вестстройпром-БЭГ» из России и Украины составляет 10,5 и более метров.
      Не  имея собственного крупного производства труб, Беларусь вынуждена импортировать  значительные объемы трубной продукции.
      Главной страной белорусского импорта является Россия, гораздо меньше труб импортируется  из Украины и в незначительных количествах – из некоторых стран ЕС (Польша, Австрия, Германия, Латвия и др.) [61 c.23-25]. Из прочих стран СНГ импорта труб в последние годы практически нет.
      До  середины 2005 года белорусский рынок  был очень насыщен поставщиками металлопродукции, среди которых были серьезные крупные организации, более мелкие, новички, которые только пришли на рынок, организации, которые занимались перекупом на территории Беларуси, а также те, кто занимался поставкой лежалой продукции и продукции бывшей в употреблении.  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005 года №864 была утверждена программа централизованных закупок металлопродукции [10]. Для госпредприятий и организаций с долей республиканской собственности программа предполагает лишь 3 возможных варианта закупки металла.
      Согласно  первому варианту, металлопродукция должна закупаться через биржевые торги  на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ).
      Открытое  акционерное  общество «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в соответствии с Законом Республики Беларусь «О товарных биржах» согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О Белорусской универсальной товарной бирже» от 30.12.2003 г. № 1719, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 25 мая 2004 г. [83].
      Белорусская универсальная товарная биржа создана  в целях совершенствования механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, развития организованного оптового рынка товаров, обеспечения равного доступа на рынок хозяйствующим субъектам и создания для них дополнительных экономических стимулов.
      Основными задачами и функциями биржи являются:
      -    создание условий для проведения биржевых торгов;
      -    регистрация биржевых сделок;
      -    выделение спроса и предложения товаров;
      -    котировка и ее публикация;
      -    изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен;
      -    формирование биржевой инфраструктуры.
      Второй  вариант предусматривает закупку  продукции непосредственно у  организаций-производителей или их сбытовых структур.
      Третий  вариант предполагает поставку металла  от основных поставщиков.
      Стоит внести ясность, что понимается под  понятиями «организации производители», «сбытовые структуры», «основные поставщики».
     Организации-производители - организации,     изготавливающие металлопродукцию  с  использованием  собственных,  арендованных  или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов,    сырья,    полуфабрикатов,    комплектующих   изделий, приобретенных  за  счет  собственных  или  заемных  средств,   труда собственных наемных работников.
     Основные поставщики   -   организации,   входящие   в    состав государственного  торгово-производственного объединения "Белресурсы" и определяемые в  соответствии  с  постановлением  Совета  Министров Республики  Беларусь  от  12  декабря  2003  г.  № 1615 "О некоторых вопросах оборота отдельных товаров и его координации» [22].
     Сбытовая организация - организация, уполномоченная организацией-производителем    на   основании   гражданско-правового договора  на  реализацию  произведенной  последним  металлопродукции организациям-потребителям   и  иным  организациям  (в  случае,  если организация-производитель      не      осуществляет       реализацию металлопродукции указанным организациям самостоятельно).
      После такого нормативного акта, резко сократилось  число мелких и недобросовестных поставщиков. По мысли разработчиков, программа должна была позволить, с одной стороны, повысить экономическую эффективность закупок металлопродукции госпредприятиями и организациями с долей республиканской собственности, с другой – она должна способствовать исключению необоснованного посредничества в поставках и поможет снизить цены на металлопродукцию для потребителей [71 c.11-12].
       

2.2. Анализ состава  и динамики балансовой  прибыли 

      Прибыль предприятия подразделяется на следующие  виды: балансовая прибыль, прибыль от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль [35 c.53].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.