На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История техники

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение  

   Для людей нашего времени очевидно, что техника играет в современном обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства. 
   Первым  достижением новой науки было открытие законов механики – в  том числе закона всемирного тяготения. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизм – философию  науки; эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам  механики, что эти законы вот-вот  будут открыты, что прогресс науки  решит все проблемы человечества.
   Таким образом, культурно-историческая школа  представляет историю  как динамичную картину распространения культурных кругов, порождаемых происходящими в разных странах фундаментальными открытиями. По существу речь идет о технологической интерпретации исторического процесса, о том, что исторические события определяются ни чем иным, как развитием техники и технологии.  
 
 
 
 
 
 

   
    История техники
 
   
      Наука и техника в  античном мире
 
   До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки  учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию  кораблей, у египтян – искусство  скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор  долго жил в Египте, пытаясь  познакомиться с жрецами и  проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию  чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал  тайное общество философов; его последователи  верили в переселение душ и  утверждали, что Земля – это  шар.
   Греция  была малоплодородной страной, ее население  не могло прокормиться земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии  на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой  страной, стало создание триеры –  нового типа боевого корабля. Первая триера была построена около 630 года до н. э. коринфским мастером Аминоклом; это был корабль с тремя  рядами весел и экипажем в 170 гребцов  и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров при ширине 5-7 метров, водоизмещение  – около 230 тонн. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное  оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника.
   В греческих судах каждый должен был  защищать себя сам; на этих процессах  истцы и ответчики изощрялись в ораторском искусстве; вскоре этому  искусству стали учить в частных  школах, в которых преподавали  мудрецы-«софисты». Признанным главой софистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что истина – это то, что  кажется большинству (то есть большинству  судей). Ученик Протагора Перикл стал первым политиком, освоившим ораторское искусство; благодаря этому искусству  он 30 лет правил Афинами. 
   От  софистов и Протагора пошла вся  греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным  рассуждениям, которые сегодня назвали  бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал  сомнению привычные истины и верования  и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Анаксагор пошел  еще дальше – он отрицал существование  богов и пытался создать свою картину мира, он утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек. Последователь  Анаксагора Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины в математических вычислениях; он получил формулу для объема конуса. Однако афиняне были возмущены попытками отрицать существование богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден испить чашу с ядом. 
   Мусей был первым научным центром, щедро  финансируемым государством и его  деятельность показала, что если есть деньги – то будет и наука.  По существу, день рождения Мусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея, «библиотекарем»,  был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было окончательно доказано, что Земля – это шар. Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства;  когда Птолемей попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике». Ученик Евклида Аполлоний Пергский продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса, параболы и гиперболы. В Мусейоне активно обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца  - однако оказалось, что она противоречит наблюдениям (дело в том, что Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В результате ученые Мусейона во главе с Клавдием Птолемеем (II в. н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах»  («Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии вплоть до Нового времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных географических пунктов – это «Руководство по географии» использовалось европейцами до времен Колумба. 
   Создание  Мусея совпало по времени с  новым переворотом в военном  деле, изобретением военных машин, баллисты и катапульты. Появление баллисты изменило тактику морских сражений; если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить  огромные корабли с башнями, на которые  устанавливали баллисты. Эти корабли  назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало  тысячи человек. Именно баллиста позволила  царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия заняла место  Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии  по каналу можно было попасть в  Красное море, и корабли александрийских  греков плавали даже к берегам  Индии. Символом торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский  маяк – одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II.
   Создание  баллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики». Первым великим механиком  был знаменитый строитель военных  машин Архимед, проживший большую  часть жизни в Александрии. Архимед  на языке математики описал использование  клина, блока, лебедки, винта и рычага. Вместе с корабельным мастером Архием Архимед построил для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» –  огромный корабль-дворец с великолепными  залами и бассейнами. Корабль приводили  в движение две тысячи гребцов, а  на башнях стояли баллисты, бросавшие  в противника трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спустить корабль на воду –  но не смогли сдвинуть его с места; тогда Архимед сделал лебедку, с  помощью которой царь сдвинул  корабль в одиночку. Архимеду приписывается  открытие законов гидростатики и  изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое  использовалось для орошения полей. Из других александрийских инженеров  получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного  насоса, и Герон, создавший аэропил  – прообраз паровой турбины. В  Александрии был изобретен так  же перегонный куб, который позже  стали использовать для получения  спирта.
   Главным техническим достижением римлян было создание цемента и бетона. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения; в качестве наполнителя использовали щебень. Во II в. н. э. в Риме был построен Пантеон,  «Храм всех богов» с литым бетонным куполом диаметром 43 метра – позднее это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени. Римляне использовали цемент и бетон при строительстве дорог и мостов; римские дороги вызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай, построенный архитектором Аполлодором, был одним из чудес того времени – он имел в длину более километра. Вершиной римского строительного искусства стал храм Святой Софии в Константинополе, построенный Анфимием из Тралл; этот храм имел купол диаметром в 33 метра, установленный на пилонах 23-метровой высоты.
   Церковь подавляла свободомыслие ученых, но причиной гибели античной науки  было не всевластие церкви.  В III веке н. э. далеко на Востоке появилось новое оружие, которое принесло гибель античной цивилизации.   
 
 
 
 
 

   1.2 Наука и техника в средние века  

   Катастрофа, погубившая цивилизацию древнего мира, была вызвана фундаментальным открытием кочевников – изобретением стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени  вызвало страшную волну нашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.
   Господами Европы стали потомки завоевателей, варваров-германцев. Это были тяжеловооруженные  всадники-рыцари; они подчинили местных  крестьян, обратили одних из них  в рабов, а других заставили платить  подати. Владение рыцаря называлось феодом, а социальную систему тех времен историки называют феодализмом; таким  образом, фундаментальное открытие, изобретение стремени, породило рыцарей  и феодализм.  
   В начале VIII века приглашенные халифом  греческие мастера возвели в  Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабские астрономы - их главной задачей было научиться определять, в какой стороне находится Мекка - именно в эту сторону должны были склоняться правоверные при молитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однако главным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото.
   Постепенно  науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна  сохранялись в монастырях, где  монахи переписывали старые книги и  учили молодых послушников латинской  грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно  было научиться латыни: сначала выучить  наизусть полсотни псалмов, а потом  освоить азбуку. Кроме того, в  монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди, само собой, считались  монахами, их называли клириками, они  носили тонзуру и пользовались большим  уважением, клирик мог стать священником  или писцом у графа - если только вёл достойную монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёные монахи пытались собрать в  одну книгу всё, что осталось от древних  знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о  медицине или географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов  “Этимологии”, а столетием позже  Беда
   Мусульманская Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они  ездили в Испанию, где учились  у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того, как христиане  отвоевали у мусульман столицу  Испании Толедо, им достались богатые  библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и  еврейскими мудрецами перевели эти  книги - среди них был медицинский  трактат Ибн Сины (Авиценны), философские  манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным кубом для получения алкоголя. Труды переводчиков продолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европы тянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение их учеников - ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговые города, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общие школы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “семь свободных искусств”, распадавшихся на “тривиум” и “квадриум”. “Тривиум” - это были “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из “арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” в действительности была астрологией, а “геометрия” - географией. В арифметике большую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершиной премудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелось искусство составлять письма, грамоты и юридические документы - это была очень важная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшего образования.
   С точки зрения развития техники основным достижением средних веков стало  использование лошади. Средние века были эпохой, когда лошадь стала  первым помощником человека; жизнь  европейского крестьянина стала  немыслимой без лошади. Изобретение  стремени привело к широкому распространению  верховой езды. Появление хомута позволило  использовать лошадь на пашне  - ведь раньше пахали на быках. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта. Из других достижений нужно отметить распространение водяных и ветряных мельниц – хотя мельницы появились еще в древнем Риме, их широкое применение относится именно к средним векам.  

   1.3 Начало Нового времени  

   Первооткрывателем пороха был китайский алхимик  и медик Сунь Сымяо, живший в VII веке; он писал в одном из трактатов, что нагревание смеси из селитры, серы и древесного угля приводит к  сильному взрыву. В битвах с монголами  китайцы использовали пороховые  бомбы, которые бросали во врага  из баллист – однако это спасло их от поражения. Из Китая порох попал  на Ближний Восток; здесь  неизвестные арабские мастера создали первую пушку - “модфу”. Поначалу модфа представляла собой выдолбленный деревянный ствол, куда засыпали порох, закатывали камень и производили выстрел. В XII веке стали делать железные модфы, стрелявшие свинцовыми ядрышками - “орехами”. Затем появились большие бомбарды весом в несколько тонн с многопудовыми каменными ядрами - эти орудия предназначались для разрушения крепостных стен. В XIII веке арабы применили бомбарды при осаде испанских городов,  а затем, в XIV столетии, с новым оружием познакомилась вся Европа.
   Как отмечалось выше, порох был изобретен  в Китае. Другим великим китайским  изобретением было книгопечатание, появившееся  в Китае в XI веке. Поначалу для  печати использовались вырезанные из дерева доски, затем деревянные литеры, потом – чугунные литеры, изобретателем  которых считается кузнец Би Шен. В Европе книгопечатание, по-видимому, было открыто независимо, его создателем был ремесленник Иоанн Гутенберг  из Страсбурга. В 1440 году Гутенберг  изготовил свой первый печатный станок, а в 1455 году напечатал первую книгу  – конечно, это была самая популярная книга тех времен,  Библия.   
 
 
 

   1.4 Рождение современной науки  

   Возрождение коснулось и астрономии, в 1543 году учившийся в Италии польский священник  Николай Коперник издал книгу, в  которой он воскресил идею Аристарха  Самосского о том, что Земля вращается  вокруг Солнца. Однако, как и в  древние времена, эта теория не согласовывалась  с наблюдениями астрономов, в частности  с наблюдениями датского астронома  Тихо Браге, создавшего обширные и точные астрономические таблицы. В 1609 году Иоганн Кеплер, астроном и астролог при дворе германского императора, проанализировал таблицы Тихо Браге  и путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается  вокруг Солнца – но не по кругу, а  по эллипсу. Таким образом, ученые Нового времени впервые превзошли ученых Древнего мира.
   Экспериментальное подтверждение теории Кеплера было дано великим итальянским ученым Галилео Галилеем. С давних времен основным возражением против гелиоцентрической  теории было то, что Луна вращается  вокруг Земли – по аналогии считали, что и другие небесные тела должны вращаться вокруг Земли. В 1609 году Галилей  одним из первых создал подзорную  трубу и с ее помощь сделал много  сенсационных для того времени открытий. Он обнаружил много новых звезд  и открыл четыре спутника, вращающиеся  вокруг Юпитера, -  теперь стало ясно, что Луна – это не планета, а спутник, подобный спутникам Юпитера, а планеты, в отличие от спутников, вращаются вокруг Солнца. Галилей энергично выступил в поддержку учения Коперника и был привлечен к суду инквизиции; он был вынужден, стоя на коленях, публично  отречься от своих заблуждений. Галилею тогда было уже 70 лет, и он провел остаток жизни под домашним арестом – но продолжал работать и ставить опыты. Он установил, что Аристотель был не прав, утверждая, что тяжелые тела падают быстрее легких, что пушечное ядро летит по параболе и что время колебания маятника не зависит от амплитуды. Галилей открыл закон инерции, закон равноускоренного движения и установил принцип сложения (суперпозиции) движений. Эти открытия стали началом современной механики.  

   1.5 Технические достижения  конца XIX – начала XX века.  

   В конце XIX столетия наступила «Эпоха электричества». Если первые машины создавались  мастерами-самоучками, то теперь наука  властно вмешалась в жизнь  людей – внедрение электродвигателей  было следствием достижений науки. «Эпоха электричества» началась с изобретения  динамомашины;  генератора постоянного тока, его создал бельгийский инженер Зиновий Грамм в 1870 году. Вследствие принципа обратимости машина Грамма могла работать как в качестве генератора, так и в качестве двигателя; она могла быть  легко переделана в генератор переменного тока. В 1880-х годах работавший в Америке на фирме «Вестингауз электрик» югослав Никола Тесла создал двухфазный электродвигатель переменного тока. Одновременно работавший в Германии на фирме АЭГ русский электротехник Михаил Доливо-Добровольский создал эффективный трехфазный электродвигатель. Теперь задача использования электроэнергии упиралась в проблему передачи тока на расстояние. В 1891 году состоялось открытие Всемирной выставки во Франкфурте. По заказу организаторов этой выставки Доливо-Добровольский создал первую ЛЭП высокого напряжения и трансформатор к ней; заказ предусматривал столь сжатые сроки, что не проводилось никаких испытаний; система была включена - и сразу заработала. После этой выставки Доливо-Добровольский стал ведущим электротехником того времени, а фирма АЭГ стала крупнейшим производителем электротехники. С этого времени заводы и фабрики стали переходить от паровых машин к электродвигателям, появились крупные электростанции и линии электропередач.
   Большим достижением электротехники было создание электрических ламп. За решение этой задачи в 1879 году взялся американский изобретатель Томас Эдисон; его сотрудники проделали свыше 6 тысяч опытов, опробуя  для нити накаливания различные  материалы, лучшим материалом оказались  волокна бамбука, и первые лампочки Эдисона были «бамбуковыми». Лишь спустя двадцать лет по предложению русского инженера Лодыгина  нить накаливания стали изготовлять из вольфрама.
   Электростанции  требовали двигателей очень большой  мощности; эта проблема была решена созданием паровых турбин. В 1889 году швед Густав Лаваль получил патент на турбину, в которой скорость истекания  пара достигала 770 м/сек. Одновременно англичанин Чарлз Парсонс создал многоступенчатую турбину; турбина  Парсонса стала использоваться не только на электростанциях, но и как двигатель  быстроходных судов, крейсеров и  океанских лайнеров. Появились также  гидроэлектростанции, на которых использовались гидротурбины, созданные в 30-х годах  французским инженером Бенуа  Фурнероном. Американец Пелтон в 1884 году запатентовал струйную турбину, работавшую под большим давлением. Гидротурбины  имели очень высокий к.п.д., порядка 80%, и получаемая на гидростанциях энергия была очень дешевой.
   Одновременно  с работами по созданию сверхмощных  двигателей шла работа над малыми передвижными двигателями. Поначалу это  были газовые двигатели, работавшие на светильном газе; они предназначались  для мелких предприятий и ремесленных  мастерских. Газовый двигатель был  двигателем внутреннего сгорания, то есть сгорание топлива осуществлялось непосредственно в цилиндре и продукты сгорания толкали поршень. Работа при высоких температурах в цилиндре требовала системы охлаждения и смазки; эти проблемы были решены бельгийским инженером Этьеном Ленуаром, который и создал в 1860 году первый газовый  двигатель.
   Однако  получаемый из древесных опилок светильный газ был дорогим топливом, более  перспективными были работы над двигателем, работавшими на бензине. Бензиновый двигатель потребовал создания карбюратора, устройства для распыления топлива  в цилиндре. Первый работоспособный  бензиновый двигатель был создан в 1883 году немецким инженером Юлиусом  Даймлером. Этот двигатель открыл эру  автомобилей; уже в 1886 году Даймлер  поставил свой двигатель на четырехколесный  экипаж. Эта машина была продемонстрирована на выставке в Париже, где  лицензию на ее производство купили французские фабриканты Рене Панар и Этьен Левассор. Панар и Левассор использовали только двигатель Даймлера; они создали свой автомобиль, оснастив его системой сцепления, коробкой передач и резиновыми шинами. Это был первый настоящий автомобиль; в 1894 году он выиграл первые автомобильные гонки Париж-Руан. В следующем году Левассор на своем автомобиле выиграл гонку Париж-Бордо. «Это было безумие! – сказал победитель. -  Я мчался со скоростью 30 километров в час!» Однако Даймлер сам решил заняться производством автомобилей; в 1890 году он создал компанию «Даймлер моторен», и десять лет спустя эта компания выпустила первый автомобиль марки «Мерседес». «Мерседес» стал классическим автомобилем начала XX века; он имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л. с. и развивал скорость 70 км/час. Эта красивая и надежная машина имела невероятный успех, она положила начало массовому производству автомобилей.
   К. п. д. двигателя Даймлера составлял  около 20%, к. п. д. паровых машин не превосходил 13%. Между тем согласно теории тепловых двигателей, разработанной  французским физиком Карно, к. п. д. идеального двигателя мог достигать 80%. Идея идеального двигателя волновала  умы многих изобретателей, в начале 90-х годов ее попытался воплотить  в жизнь молодой немецкий инженер  Рудольф Дизель. Идея Дизеля состояла в сжатии воздуха в цилиндре до давления порядка 90 атмосфер, при этом температура достигала 900 градусов; затем в цилиндр впрыскивалось  топливо; в этом случае цикл работы двигателя получался близким  к идеальному «циклу Карно». Дизелю не удалось полностью реализовать  свою идею, из-за технических трудностей он был вынужден понизить давление в цилиндре до 35 атмосфер. Тем не менее, первый двигатель Дизеля, появившийся  в 1895 году, произвел сенсацию – его  к. п. д. составлял 36%, вдвое больше, чем  у бензиновых двигателей. Многие фирмы стремились купить лицензию на производство двигателей, и уже в 1898 году Дизель стал миллионером. Однако производство двигателей требовало высокой технологической культуры, и Дизелю многие годы пришлось ездить по разным странам, налаживая производство своих двигателей.
   Двигатель внутреннего сгорания использовался  не только в автомобилях. В 1901 году американские инженеры Харт и Парр создали первый трактор, в 1912 году фирма «Холт» освоила  выпуск гусеничных тракторов, и  к 1920 году на американских фермах работало уже 200 тысяч тракторов. Трактор взял на себя не только полевые работы, его двигатель использовался для приведения в действие молотилок, косилок, мельниц и других сельскохозяйственных машин. С созданием трактора началась массовая механизация  сельского хозяйства.
   Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. Поначалу думали, что достаточно поставить двигатель на крылатый аппарат - и он поднимется в воздух. В 1894 году знаменитый изобретатель пулемета Максим построил огромный самолет с  размахом крыльев в 32 метра и весом 3,5 тонны – эта машина разбилась  при первой попытке подняться  в воздух. Оказалось, что основной проблемой воздухоплавания является устойчивость полета. Эта задача решалось долгими экспериментами с моделями и планерами. Еще в 1870-х годах  француз Пено создал несколько маленьких  моделей, приводимых в действие резиновым  моторчиком; результатом его экспериментов  был вывод о важной роли хвостового оперения. В 1890-х годах немец Отто Лилиенталь совершил около 2 тысяч полетов  на сконструированном им  планере. Он управлял планером, балансируя своим  телом, и мог находиться в воздухе до 30 секунд, пролетая за это время 100 метров. Опыты Лилиенталя закончились трагически, он не смог справиться с порывом ветра и разбился, упав с высоты 15 метров. Работу над созданием планеров продолжили американцы братья Райт, владельцы велосипедной мастерской в городе Дейтоне. Братья Райт ввели вертикальный руль, поперечные рули-элероны и измерили подъемную силу крыльев с помощью продувания в изобретенной ими аэродинамической трубе. Построенный братьями Райт планер был хорошо управляемым и мог держаться в воздухе около минуты. В 1903 году братья Райт поставили на планер небольшой бензиновый двигатель, который они изготовили сами, в своей мастерской. 14 декабря 1903 года Вильбур Райт совершил первый моторный полет, пролетев 32 метра; 17 декабря дальность полета достигла 260 метров. Это были первые полеты в мире, до братьев Райт еще не один аэроплан не мог подняться в воздух. Постепенно увеличивая мощность мотора, братья Райт учились летать на своем аэроплане; в октябре 1905 года самолет продержался в воздухе 38 минут, пролетев по кругу 39 километров. Однако достижения братьев Райт остались незамеченными, и их обращенные к  правительству просьбы о помощи остались без ответа. В том же 1905 году братья Райт были вынуждены из-за недостатка средств прекратить свои полеты. В 1907 году Райты посетили Францию, где общественность с большим интересом относилась к полетам первых авиаторов – правда, дальность полетов французских авиаторов измерялась лишь сотнями метров, и их аэропланы не имели элеронов. Рассказы и фотографии братьев Райт произвели во Франции такую сенсацию,  что ее эхо докатилось до Америки и правительство немедленно предоставило Райтам заказ на 100 тысяч долларов. В 1908 году новый аэроплан Райтов совершил полет продолжительностью в 2,5 часа. Заказы на аэропланы посыпались со всех сторон, в Нью-Йорке была основана самолетостроительная компания «Райт» с капиталом 1 млн. долларов. Однако уже в 1909 году произошло несколько катастроф на «райтах», и наступило разочарование. Дело в том, что самолеты  братьев Райт не имели хвостового оперения, и поэтому часто «клевали носом». Французские авиаторы знали о необходимости хвостового оперения из опытов Пено; вскоре они позаимствовали у братьев Райт элероны и превзошли своих американских собратьев.  В 1909 году Луи Блерио совершил перелет через Ла-Манш. В этом же году Анри Фарман создал первую массовую модель аэроплана, знаменитый «Фарман-3». Этот самолет стал основной учебной машиной того времени и первым аропланом, который стал выпускаться серийно.  
   В конце XIX века продолжалась работа над  созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришли телефон  и радиосвязь. Первые опыты по передаче речи на расстояние проводились английским изобретателем Рейсом в 60-х годах. В 70-х годах этими опытами заинтересовался  Александер Белл, шотландец, эмигрировавший в Америку и преподававший  сначала в школе для глухонемых детей, а потом в Бостонском университете. Один знакомый врач предложил Беллу  воспользоваться для экспериментов  человеческим ухом и принес ему ухо  от трупа. Белл скопировал барабанную перепонку, и, поместив металлическую  мембрану рядом с электромагнитом, добился удовлетворительной передачи речи на небольшие расстояния. В 1876 году Белл взял патент на телефон и  в том же году продал более 800 экземпляров. В следующем году Дейвиз Юз изобрел  микрофон, а Эдисон применил трансформатор  для передачи звука на большие  расстояния. В 1877 году была построена  первая телефонная станция, Белл создал фирму по производству телефонов, и  через 10 лет в США было уже 100 тысяч  телефонных аппаратов.
   При работе над телефоном у Эдисона  возникла мысль записать колебания  микрофонной мембраны. Он снабдил  мембрану иглой, которая записывала колебания на цилиндре, покрытом фольгой. Так появился фонограф. В 1887 году американец Эмиль Берлинер заменил цилиндр  круглой пластинкой и создал граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью.
   В конце XIX в. впервые создаются вещества, именуемые теперь пластмассами.  
 

      Роль  техники  в развитии общества.
 
   Те  или иные общественные отношения  оказывают влияние не только на характер непосредственного взаимодействия техники и обслуживающего ее рабочего, но в гораздо более высокой  степени еще и на характер социальных результатов технического прогресса  в самом широком плане. Если при  рассмотрении противоречий в процессе непосредственного взаимодействия обоих элементов системы «человек — техника» мы исходим прежде всего  из технологического способа производства, то при рассмотрении социального  воздействия технического прогресса  в самом широком плане следует  исходить прежде всего из общественного  способа производства. Здесь на первый план выступает не трудовая, не технологическая  функция средств труда, а их социально-экономическая  функция. Здесь средства труда рассматриваются  не как орудия рабочего, а как  орудия господствующего класса, в  собственности которого они находятся.
   Взаимодействие  техники как элемента производительных сил с социальными институтами  носит сложный и неоднозначный  характер. Техника оказывает воздействие  на общество различными путями, в различных  формах. В зависимости от социально-экономических  условий ее применения это воздействие  претерпевает модификации — смягчается, амортизируется или, наоборот, усиливается, усугубляется. И наконец, само развитие техники испытывает мощное влияние  экономических, политических и идейных  институтов общества, которое может  или стимулировать научно-технический  прогресс, или тормозить его, модифицируя  технические формы и задерживая их развитие в соответствии с экономическими и политическими целями того или  иного класса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.