На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА»
     ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ
     Кафедра социально-культурной деятельности 
 
 

     Сусликова Елена Александровна 
 

     ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 

     Дипломная работа 
 
 

     «Допущена к защите»                              Студентки 5 курса (53 группы)
     заведующая кафедрой,                            дневного отделения
     к.п.н., доцент                                       Научный руководитель
     ___________ Рыбкина Н.В.                         Мартынова С.Ю., к.п.н. 
 
 
 
 

     Тамбов – 2008
     СОДЕРЖАНИЕ
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
    1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
     1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
    2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
    2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список  использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ
     Сусликова Е.А. Организация досуга подростков средствами экологического туризма: Диплом. работа/ Сусликова Елена Александровна; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Инст. искусств. кафедра. социально-культурной деятельности.- Тамбов, 2008. – 134 с., 6 табл.,5 прил.
     Ключевые  слова: Экологический туризм, досуг, подростки, средства экологического туризма, программа.
     Объект  исследования: досуг подростков.
     Предметом исследования является процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Цель  работы состоит в выявлении и обосновании особенностей организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Основные  задачи:
     1) раскрыть сущность и специфику  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;
     2) определить условия организации  эколого-туристского досуга подростков;
     3) выявить проблемы в организации  эколого-туристской деятельности  подростков;
     4)  разработать программу организации  досуга подростков средствами  экологического туризма.
     Исследование  выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.  
 
 
 
 

     ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 

     БД        – база данных;
     МК  РФ – Министерство культуры Российской Федерации;
     НХК     – народная художественная культура;
     ВТО – Всемирная туристическая организация;
     ЭУ        - электронный учебник. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  данного исследования заключается в изучении экологического туризма, где наиболее значимой представляется проблема создания условий эколого-туристической деятельности, благодаря которым возможно организовать рациональный и содержательный досуг подростков.
     Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в  становлении отдельно взятой личности. В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и вызывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами.
     Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально – технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков, увеличивается количество детей – бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число ребят употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.
     В настоящее время необходимо создание условий для эффективной организации эколого-туристического досуга подростков. Поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно – досуговою деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является экологический туризм.
     Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам ВТО экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития туризма на период до 2020 г.
     Основными целями экотуризма являются: экологическое  образование, повышение культуры взаимоотношений  человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.
     Степень научной разработанности:
     Анализ  литературных источников по исследуемой  проблеме показал, что возросший  интерес к данной теме является довольно актуальным. При разработке по данной проблеме была использована литература из различных областей знания: экономики, социологии, психологии, теории социально-культурной деятельности, педагогики.
     Экономические и социальные проблемы развития экологического туризма раскрываются в трудах Азара  В.И., Гуляева В.Г., Дроздова Н.В., Данилина Н.Р., Зайцевой Н.А., Мироненко Н.С., Сергеевой Т.К., Твердохлебов И.Т., Токтогуловой А., Чудновского А.Д. и многих других.
     Исследованию  проблемы организации отдыха для  подрастающего поколения посвящены  труды Линчевского Э.Э., Лукоянова П.И., Захарова П.П., Степенко Т.В., Костантинова Ю.С., Куликова В.М. и др.
     Системные подходы к непрерывной профессиональной подготовке кадров в сфере туризма  рассматривали Квартальнов В.А., Краевский В.В., Кузьмина Н.В., Шадриков В.Д., Щедровицкий Г.П. и др. 
     Мы  использовали опыт педагогических исследований по проблемам содержания туристского образования таких ученых как Жолдак В.И., Виленский М.Я., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Чепик В.Д., Остапец-Свешников А.А. и др.; по проблемам экологии, рекреалогии и охраны окружающей среды - Алексеева Т.И., Брук С.Н., Вернадский В.И.,             Сергеева Т.К., Преображенский В.С., Рей-мерс Н.Ф.; законодательные и нормативные документы по вопросам профессионального образования, экологии, развития туризма, природоохранной деятельности и т.д.
     Интересны для нас были также работы Бормотова И.В., Гидзевой М.Х., Петраковой Т.В., Твердого А.В., посвященные изучению различных аспектов экологической подготовки менеджеров туризма. Тем не менее, изученный материал не в полной мере отражает всю специфику организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Объект  исследования – досуг подростков.
     Предмет исследования – процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Цель  исследования – обосновать особенности организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Задачи исследования:
     1) раскрыть сущность и специфику экологического туризма в процессе организации досуга подростков;
     2) определить условия организации эколого-туристского досуга подростков;
     3) выявить проблемы в организации эколого-туристской деятельности подростков;
     4) разработать программу организации досуга подростков средствами экологического туризма.
     Методы  исследования: теоретический анализ научной, методической и специальной литературы по теме дипломной работы, эмпирический анкетный опрос с целью выявления проблем экологического туризма и определения условий организации эколого–туристского досуга подростков, анализ деятельности детей и работы руководителей коллективов педагогического эксперимента, наблюдение, опрос в виде анкетирования, обработка полученных результатов исследования.
     База  исследования –  исследование проводилось на базе ООО туристического центра «Глобус» совместно с МУ СОШ №23 г. Тамбова.
     Научная новизна исследования состоит в том, что:
     1) изучена сущность и специфика  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;
     2) определены условия организации  эколого-туристского досуга подростков;
     3) выявлены проблемы в организации  эколого-туристской деятельности подростков;
     4) разработана программа организации  досуга подростков средствами  экологического туризма.
     Практическая значимость:
     1) выявлены особенности применения  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;
     2) уточнены понятия «экологический туризм», «досуг», «средства экологического туризма», «условия»;
     3) разработана анкета и проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление проблем организации эколого-туристической деятельности и определение условий для организации рационального и содержательного досуга подростков (см. Приложение Г);
     4) разработана программа организации досуга подростков  средствами экологического туризма «Тропинка» (см. Приложение Д).
     Материалы дипломного исследования могут быть использованы педагогами в различных эколого-туристических центрах и объединениях. Рассмотренные нами подходы смогут более детально определить всю систематику организации досуга подростков на основе использования средств экологического туризма.
     Результаты  проведенного исследования были апробированы на студенческой научно-практической конференции: в апреле 2008 года «XIII Державинские чтения. Социально-культурная деятельность, искусствоведение»; секция: Формирование коммуникативного пространства в социально-культурной сфере.
     Материалы исследования нашли отражение в  статье:
     Мартынова С.Ю., Сусликова Е. Организация культурно-досуговой деятельности подростков средствами экологического туризма// XIII Державинские чтения. Социально-культурная деятельность, искусствоведение: Материалы науч. конф. Студентов и преподавателей. Февр.2008г. /Отв. ред. Е.И. Григорьева; Редкол.: Мамонтов В.Д., Карцева Г.А., Сазонова В.А. и др. Тамбов:  Из-во Тамб. Ун-та, 2008
     Структура дипломного проекта  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 Теоретико-методологические подходы к организации  досуга подростков средствами экологического туризма
     1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема
     Развитие  современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов. Их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческий потенциал во всех сферах жизнедеятельности.
     Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности. Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность туристических центров, экологических обществ, клубов, домов, парков культуры и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития.
     Сегодня рационально организованный досуг  призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый  импульс творческого развития.
     «Досуг  – деятельность в свободное время  вне сферы общественного и  бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой или учебной  деятельности» [40, 34].
     Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в условиях ориентации на определенные интересы и цели, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят подросток в свободное время.
     От  умения направлять  деятельность в  часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
     Если  досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то важно определить виды досуговой деятельности, которые можно классифицировать по пяти группам:
     - Отдых, который снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Он подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, игры и т.п.).  Поэтому активный отдых мы смело можем назвать деятельностью.
     - Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение и т.д.). Они имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. «Развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха.
     - Праздники, которые сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.
      - Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
      - Творчество, которое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
     К другим особенностям досуга относится  своеобразие условий его протекания. Культура досуга характеризуют также  те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду и тягой к знаниям, совершенствованию и развитию человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.
     Виды  досуговой деятельности настолько  разнообразны, насколько развиты  досуговые интересы и потребности  личности. Среди многообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важным представляются две  из них. Во-первых, досуговая деятельность является, как правило, непрофессиональной деятельностью. Она обычно не связана с профессией человека, более того, является иногда прямой ее противоположностью. Во-вторых, досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе. Выбор основывается на глубоком личном интересе к тому или иному досуговому занятию.
     Проблема  досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и  противоречивостью, так как подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.
     Подростковый  возраст - период жизни человека в традиционной классификации от 11 до 14 лет и более. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
     Подростковый  возраст - это не просто один из этапов жизни. Многие исследователи называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя.
     Заметное  развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.
     Проблема  неразвитости досуга подростков складывается из ряда теоретических и практических противоречий, в которых мы попытаемся разобраться. Действительно ли индивид выбирает определенный вид досуга, или выбор уже сделан до него? Может быть, он, в сущности, не выбирает, а использует то, что есть? Становится ли время досуга пространством самореализации и самосовершенствования, или это время свободы от родительского контроля и надзора учителей?
     На  первый взгляд, эти вопросы могут  показаться просто риторическими. Однако попробуем проанализировать состояние  сферы досуга подростков за последнее десятилетие и затем сделаем вывод о реальных возможностях развития личности в период свободного времени.
     Для начала мы рассмотрим личность подростка в системе социальных отношений. Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности (см. Приложение А).
     Личность  подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов. Это, прежде всего, - особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность подростка, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности подростка в свободное время.
     Важным  элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности.
     Схема «Управление развитием личности через создание  условий для проведения свободного времени» (см. Приложение А) показывает механизм ответственности за развитие личности подростка на каждом этапе ее формирования. Видно, что на государство и институты социализации возложена ответственность за создание объективных возможностей для полноценного отдыха. Однако, в конечном итоге развитие личности зависит не только от уровня возможностей, но и от развития потребностей индивида, его навыков, умений, интересов, психологических особенностей - то есть от самой личности подростка, его внутреннего содержания.
     Вторым  важным элементом развития личности является свободное время подростков: семья, школа, улица. За последнее десятилетие в России произошло изменение условий для воспитания и отдыха детей. Препятствием для физического развития и овладения детьми важными культурно-досуговыми навыками стало закрытие многих спортивных и музыкальных школ либо их недоступность в силу повышения платы за занятия.
     Во  многих семьях недостаточно внимания уделяется развитию детей. В последнее  десятилетие функции воспитания все больше возлагаются родителями на официальные институты образования - школу, учреждения внешкольного образования, а собственная роль в развитии ребенка ими недооценивается. Наибольшую же опасность таит в себе отрицательный пример употребления спиртных напитков или принятия наркотиков родителями. Это один из главных факторов, способствующих алкоголизации подростков и увеличению числа детей, приобщающихся к первым пробам наркотиков
     Неорганизованность  досуга в семье, при школе, а также  отсутствие возможностей у большинства  подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице. Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет.
     Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. В итоге - наиболее распространенный ответ на вопрос о месте встречи – «когда как, где придется», и как результат - проведение времени в подвале, на чердаке, в лесу. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег.
     Досуговая деятельность подростков не всегда имеет  развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и  знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности.
     Очень важно в процессе развития личности предоставлять подросткам свободу выбора. Человек делает свой выбор не в абстрактных условиях, ориентируясь лишь на свои потребности. Его всегда ограничивают какие-либо объективные, не зависящие от него, условия. Важно отметить, что объективные условия влияют по-разному.
     Внешние условия изначально опосредуют потребности индивида. Влияние этих условий может либо не осознаваться индивидами, либо  оцениваться как значимый фактор в удовлетворении потребностей. В реальности же трудно установить степень осознанности индивидом того или иного явления.
     Допустим, если нет объективной возможности  пойти в театр, у человека может  и не возникнуть такой потребности. Тогда, данный вид деятельности не будет  рассматриваться в качестве возможного проведения свободного времени, и выбирать человек будет лишь из имеющихся условий. При этом он не будет испытывать дискомфорт и, скорее всего, будет сам расценивать собственный выбор как свободный. То есть субъективно для индивида отсутствие театра в селе не значимо.
     Однако  если попробовать оценить данную ситуацию объективно, можно прийти к следующему выводу. Общество, а  конкретно, государство в лице субъектов  молодежной политики просто не предоставило молодому человеку действительно свободного выбора развивающей деятельности, повлияв тем самым на его потребности. Здесь возникает важный вопрос - о субъектах социальной ответственности за свободное время подростков.
     Государство, общество и личность, следовательно, субъекты ответственности за свободное время подростков. Как было сказано ранее, в полной мере о свободе выбора досуговой деятельности подростком говорить нельзя. Во многом выбор предрешен инфраструктурой сферы досуга и социально-экономическим положением семьи подростка. Это, прежде всего, говорит о том, что снизилась роль государства в организации досуга, его ответственность за развитие личности подростков.
     Арсенал молодежной политики государства довольно велик, так что теоретически способов обеспечения равных возможностей для  полноценного отдыха подростков достаточно. Совокупность факторов, определяющих прямо или косвенно объективные возможности для отдыха, можно представить следующим образом:
      правовой фактор - законодательные акты, регулирующие деятельность молодежи;
      экономические факторы - размер капитальных вложений в сферу досуга, уровень производства товаров и услуг данной сферы (культурного и спортивного инвентаря; услуг учреждений культуры и досуга), уровень цен на данные товары и услуги;
      территориальные факторы - обеспеченность учреждениями культуры и досуга, их размещение в данном населенном пункте;
      социально-экономические факторы - уровень заработной платы и общий уровень жизни населения;
      информационный фактор - развитие и деградация личности в СМИ (пропаганда здорового образа жизни, осведомленность подростка о вреде принятия алкоголя, наркотиков).
     В глобальном плане молодежная политика включает поддержку семьи, улучшение  системы образования и пр. Создавая благоприятные условия для творческой, самостоятельной деятельности молодежи в период досуга, государство обеспечивает обратную связь развития личности подростка.
     Ясно, что государство не пользуется напрямую всеми этими инструментами молодежной политики. Оно привлекает коммерческий сектор. В настоящее время, к примеру, реконструкция учреждений культуры идет в основном за счет частных вложений. Однако высокие цены на услуги этих учреждений не только сдерживают спрос, но и заведомо создают небольшое предложение. Таким образом, возникает проблема невостребованности досуговых и культурных учреждений. Сфера досуга становится элитной: рассчитывается не на всех возможных потребителей, а с учетом их денежного дохода. Поэтому большинство населения для отдыха и культурного обогащения использует домашние ресурсы, например, просмотр телепередач и телефильмов из-за невозможности сходить в кинотеатр.
     Важную  роль в развитии личности подростка  играют различные детские, подростковые и молодежные организации. Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение повышает ответственность человека. Современному россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и государстве и, более того, сделать их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству.
     Общественное  объединение детей и подростков с устойчивыми индивидуальными  характеристиками становится полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Подростки с индивидуальной направленностью признают полезность участия в общественном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков - лидеров. Целью лидерства для них является командное достижение, конкретный результат деятельности. Потребность командной, коллективной деятельности, ориентированной на достижение результата - это то, что потом человек должен пронести через всю жизнь.
     Вместе  с тем в деятельности общественных объединений важна и другая составляющая личности - социальная. Это социальная компетентность (сформированные навыки социального поведения), уровень  социального интеллекта, социальное творчество, социальные установки. Лидерские цели направлены на успешность взаимодействия, результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и отношения с окружающими людьми и явлениями. Воспитательное значение развития такого рода лидерства имеет более широкий диапазон, так как ориентирует личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми.
     Несомненно, личный интерес является значимым мотивом общественной деятельности и должен поощряться и всесторонне поддерживаться. Индивидуальные и командные достижения также представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.
     Роль  педагога в организации досуга подростков нельзя преувеличить. Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог – творческая, социально активная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности.
     Требования  к педагогу, работающему с подростками  в досуговой сфере деятельности, включают в себя общие профессиональные направления в педагогической деятельности, обусловленные досуговой сферой, и требования к личным качествам.
     Под педагогом  нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий  знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человека в человеке».
     Его характеризуют:
    высокая гражданская ответственность и социальная активность;
    любовь к детям, потребность в общении с ними, способность проникнуть в их мир;
    подлинная интеллигентность, духовная культура, личное достоинство;
    высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
    потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии и готовность к этому;
    физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
     Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
     Каждая  из этих позиций может давать положительный  и отрицательный эффект в зависимости  от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол, превращение его в  маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка.
     По  мнению педагогов Г.Ф. Терещенко  и Ю.Т. Минеевой, в последнее время  работать с подростками стало  труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны быть способны к изменениям и не относиться к своему сложившемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [30, 39].
     Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто категорично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу.
     Сложность в отношениях между педагогом  и ребятами создается различием  в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель  и подросток – это люди разных поколений, опыта и жизненных  интересов. Педагог смотрит на жизнь  более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подростки не всегда правильно понимают поступки взрослых.
     Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь  переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подростком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию.
     Таким образом, мы можем  сделать вывод, что рационально организованный досуг подростков призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.
     Мы  рассмотрели разнообразные виды досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество и определили, что к особенностям досуга относится своеобразие условий его протекания.  Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью, так как подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности
     Проблема  неразвитости досуга подростков складывается из ряда теоретических и практических противоречий, которые мы рассматривали: личность подростка в системе социальных отношений, свободное время подростков (семья, школа, улица), свобода выбора, Государство, общество и личность, различные подростковые организации.
     Также мы определили роль педагога в организации  досуга подростков, ведь центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог. По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Отношения педагога с подростками должны носить товарищеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится.
     1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков
     Негативные  аспекты влияния массового туризма  на окружающую среду и туристские ресурсы тормозят его развитие практически во всех секторах туриндустрии и видах туризма, в подавляющем большинстве туристских районов.
     Туризм (от французского tourisme – прогулка, поездка) – это особый вид массовых путешествий с целью получения удовольствия от посещения интересных местностей, способствующих удовлетворению любознательности, познанию, отдыху.
     Существует  много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них  и такой вид как экологический  туризм.
     Основной  предпосылкой зарождения экотуризма ведущую роль занимает усиливающаяся из-за массовости туризма антропогенная нагрузка на природные и культурно-исторические туристские ресурсы. Эта нагрузка возрастает прямо пропорционально темпам роста туристских посещений. Учитывая прогнозируемые Всемирной туристской организацией (ВТО) показатели развития туризма в XXI веке, становится очевидным нарастание противоречий в вопросе удовлетворения туристского спроса и рационального использования туристских ресурсов.
     Экологический туризм считается относительно новым явлением в туристической деятельности. В литературе встречается несколько терминов, относящихся к сфере экологического туризма.
     В России термин «экологический туризм»  появился в середине 80-х годов. В Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной», и др. Эти маршруты впервые в стране были официально названы «маршрутами экологического туризма» и именно под таким названием вошли в каталоги БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием «экологический туризм» подразумевались маршруты, оборудованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала, более того, по возможности участвовали в их решении.
     Не  трудно догадаться, что само понятие  «экотуризм» - сокращенный вариант  словосочетания «экологический туризм», использование которого не совсем верно с точки зрения экологии как науки.
     Одна  из самых первых и удачных, на наш  взгляд, отечественных трактовок  экотуризма, предложенная Г. С. Гужиным, М. Ю. Беликовым и Е. В. Клименок в 1997 г., такая: «В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов» [61, 14].
     В отечественных и зарубежных источниках даются самые разнообразные определения  экологического туризма: «зеленый туризм», «нетехнизированный туризм», «приближенный  к природе», «адаптированный туризм», «приключенческий туризм», «агротуризм» и т. д. Особо следует отметить исследования немецких ученых, которые подразделяют туризм на два типа – жесткий и мягкий (или технизированный и нетехнизированный) (см. Приложение Б) [21, 115].
     Заметной  чертой всех определений и точек зрения является стремление связать экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами. Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и такие свойства экотуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом благополучии местного населения.
     В качестве характерного примера можно  привести определение, выработанное правительственными и общественными туристскими  и природоохранными организациями  Австралии и используемое в документе  «Национальная стратегия экотуризма». Определение гласит: «Экотуризм – это экологически устойчивый туризм, имеющим своим основанием природу, включающей ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение» [9, 64].
     В широком смысле экотуризм – одна из форм рекреации, непосредственно связанная с использованием природного потенциала. Это путешествия и отдых на природе в естественной, малоизмененной среде обитания. Это оздоровление в гармонии с сохраненной природой. В конечном итоге, экологический туризм – яркий пример сочетания природы, спорта и экологии с целью развития духовных, физических и познавательных начал в человеке [30, 36].
     Всемирная Туристическая Организация использует термин «приключенческий туризм» в  качестве еще более широкого понятия, включающего в себя экотуризм. Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятие «приключенческий туризм» и «экотуризм» во многом пересекаются, но первое не поглощает второе.
     В широком обиходе находятся также  синонимические термины - «устойчивый», или поддерживающий, туризм и «зеленый» туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определенный объем знаний, а с другой – отдохнуть на природе [11, 181].
     Многообразию  терминов отвечает широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в этой новой области  индустрии туризма. Существует немало и различных определений экологического туризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.
     Экологический туризм – это:
     1. путешествие с ответственностью  перед окружающей средой по  относительно ненарушенным природным  территориям с целью изучения  и наслаждения природой и культурными  достопримечательностями, которое  содействует охране природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности (Международный Союз охраны природы);
     2. туризм, включающий путешествия  в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, не нарушая при этом целостности экосистем и создавая такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения (Всемирный Фонд дикой природы);
     3. устойчивый и природно-ориентированный  туризм и рекреация (Общество  экотуризма, США);
     4. туризм, включающий все формы  природного туризма, при которых  основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе (Всемирная Туристическая Организация);
     5. один из разновидностей природного  туризма, объединяющего людей,  путешествующих с научно –  познавательными целями (М.Б. Биржаков);
      6. целенаправленные путешествия  в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостности экосистем (В.П. Чижова);
     7. туризм, совместимый с экологическими  и социальными требованиями, ответственный  перед природой, способствующий ее защите, повышающий культуру путешественников, выполняющий просветительскую функцию, бережно относящийся к традиционным культурам и местным сообществам (Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов);
     8. посещение уникальных природных  территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения; повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса и жизненного уровня местного населения, соблюдение природоохранных норм и технологий при реализации экологических туров и программ (Т.К. Сергеева);
     9. природно-ориентированный туризм, включающий  программы экологического образования  и просвещения и осуществляемый  в соответствии с принципами  экологической устойчивости (Национальная  стратегия экотуризма, Австралия);
     10. ответственное путешествие в  природные зоны, области, сохраняющее  окружающую среду и поддерживающее  благосостояние местных жителей  (Международная организация экотуризма). 
     Экологический туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков. Иными словами, экотуризм – это устойчивый и природо-ориентированный  туризм и рекреация.
     Диапазон  методов экологического туризма  для организации досуга необычайно широк – от научного подхода в  изучении  природных явлений растительного  и животного мира до нерегулярных поездок на природу, например, в выходные дни, сочетая отдых и познание.
     Объектами собственно экотуризма могут быть как  природные, так и культурные достопримечательности, где традиционная культура составляет одно целое с окружающей природной  средой.
     Отличительные особенности экологического туризма  подростков заключаются в том, что он создает и удовлетворяет их желания общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на экологию, культуру и эстетику, и заставляет туристический потенциал служить на благо природы и социально-экономического развития. Кроме этого, развитие экотуризма способствует повышению эколого-образовательного и общекультурного уровня подростков.
     При условии соответствующей организации  к экологическому туризму подростков можно отнести довольно широкий спектр деятельности:
    научные и познавательные туры (орнитологические, ботанические, ландшафтно-географические, археологические, этнографические и др.);
    приключенческие туры (пешие, водные, конные, горные);
    летние студенческие практики;
    летние лагеря и программы для школьников;
    поездки выходного дня;
    туризм, связанный с посещением конференций, друзей и родственников, командировками и др.
     Основными целями экотуризма при этом являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений подростка с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановления духовных и физических сил, обеспечение полноценного отдыха подростков в условиях естественной природной среды [25, 7].
     Для более глубокого понимания подростками  этого вида путешествий мы предлагаем использовать 10 заповедей экотуриста:
     1) помнить об уязвимости Земли;
     2) оставлять только следы, уносить  только фотографии;
     3) познавать мир, в который попал:  культуру народов, географию;
     4) уважать местных жителей;
     5) не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую  среду;
     6) всегда следовать только протоптанными  тропами;
     7) поддерживать программы по защите  окружающей среды;
     8) где возможно, использовать методы  сохранения окружающей среды;
     9) поддерживать (патронировать) организации,  содействующие защите природы;
     10) путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.
     Выделяется  целый спектр признаков экотуризма в процессе организации досуга подростков:
     - любое путешествие, в течение  которого подросток изучает окружающую  среду;
     - путешествие, в котором природа  является главной ценностью;
     - доходы от экотуризма направляются  на финансовую поддержку защиты  окружающей среды;
     - подростки лично участвуют в  действиях, которые сохраняют  или восстанавливают ресурсы  дикой природы;
     - экотур - это путешествие, в котором  все действия являются «экологически мягкими».
     Согласно  Дроздову А.В., можно выделить следующие  функции экологического туризма:
     • обогащение туристов жизненно важными  общекультурными и естественнонаучными  экологическими знаниями, в том числе  в сфере личной и общественной экологической безопасности;
     • эмоциональное оздоровление, избавление от «городского» стресса;
     • социализация мировоззрения туристов путем формирования их экологической  культуры, включающей новые, важные для  устойчивого развития общества ценностные ориентации и поведение, адекватное экологическому императиву;
     • формирование толерантного отношения  к незнакомым прежде культурам и  этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде  обитания;
     • создание новых рабочих мест для  местного населения;
     • стимулирование традиционных форм природопользования,
     производства  экологически чистых продуктов питания;
     • увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
     • рост благосостояния местного населения  и развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий;
     • развитие ремесел;
     • развитие местного самоуправления [20, 43].
     По  преобладанию той или иной цели путешествия  выделяют следующие направления  экологического туризма в процессе организации досуга подростков:
     1. Познавательное – ознакомление с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления с окружающей средой являются учебные экологические тропы – наиболее специализированные маршруты для обучения на природе. Только в рамках данного направления возможна разработка разнообразнейших по сложности предлагаемой тематике туристических маршрутов (пешеходные походы, наблюдение за птицами, фотосъемка, ботанические экскурсии, наблюдение за экзотическими бабочками).
     2. Научное – особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны, о природных явлениях, исторических памятниках и т.д.
     3. Рекреационное – ознакомление с объектами неживой природы (горы, пещеры, озера, реки).  Данное направление включает в себя спортивный туризм, альпинизм, спелеотуризм, горные и водные путешествия, прогулки, пикники и другие виды активного и пассивного отдыха [10, 22].
     Классификация экотуризма по видам транспорта имеет  свои особенности. Различают:
    Пешеходный туризм – один из самых распространенных видов туризма. Пешие походы не требуют специального оборудования и специальной подготовки; дают возможность получить необходимые физические нагрузки, испытать эмоциональную разрядку, удовольствие от общения с природой.
    Велосипедный туризм. Велосипед является одним из самых экологичных видов транспорта и ежедневным физическим тренингом. В настоящее время реализуются различные типы велопоездок: велопоездки на дорожных велосипедах, предназначенных для дорог с покрытием; длительные, полные риска, путешествия по пересеченной местности на горных велосипедах; велопоездки на кроссовых велосипедах.
    Лыжный туризм. 
    Конный туризм – один из самых распространенных видов туризма, использующих верховых животных. Потенциальное разнообразие конных маршрутов огромно: они могут проходить по пересеченной и гористой местности, по пескам, по заснеженным участкам, по водным участкам (переправа), вдоль каньонов по тропе и т. д. Большую популярность приобретает «Ипо-терапия» - лечение целого ряда заболеваний путем катания на лошади.
    Водный туризм – байдарочные туры, каякинг, маршруты с использованием катамаранов и плотов, каркасно-надувных и парусных судов и т.д. Туры по внутренним водам различаются не только по способам передвижения, но и по сложности маршрутов.
    Морские путешествия. В краткосрочных морских экскурсиях используются такие экологичные средства передвижения, как морские байдарки и лодки со стеклянным дном. Морские байдарки отличаются от речных своей устойчивостью, они могут входить под своды скал, на мелкие острова, в пещеры и т. д. Они не производят шума и дают возможность наблюдать за дикими животными. Лодки со стеклянным дном позволяют наблюдать за жизнью морских обитателей на мелководье.
     Особое  распространение среди видов морских путешествий приобрели дайвинг (плавание с маской или погружение с аквалангом) и спелеотуризм (пещеры и пещерные комплексы).
     Все большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах.
     Множество видов и форм экотуризма и их популярность представлены Приложении В (см. Приложение В).
     Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что существует  много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них и такой вид как экологический туризм. Основной предпосылкой зарождения экотуризма занимает усиливающаяся из-за массовости туризма антропогенная нагрузка на природные и культурно-исторические туристские ресурсы.
     В отечественных и зарубежных источниках даются самые разнообразные определения  экологического туризма, но заметной чертой всех определений и точек зрения является стремление связать экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами.
     Экологический туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков.
     Для более глубокого понимания подростками  этого вида путешествий мы рассмотрели 10 заповедей экотуриста, а также международные принципы экологического туризма.
     По  преобладанию той или иной цели путешествия  мы выделили следующие направления  экологического туризма в процессе организации досуга подростков: познавательное, научное, рекреационное. А также выделили виды экологического туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, конный, водный туризм и морские путешествия, спелеотуризм, агротуризм…
     Обобщая все рассмотренные варианты, мы выделили три основных компонента экотуризма: «познание природы», т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получения подростками новых знаний, навыков; «сохранение экосистем» подразумевающее не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие подростков в программах, мероприятиях по защите окружающей среды; «уважение интересов подростков» - не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Опытно-экспериментальная  работа по организации  досуга подростков средствами экологического туризма
     2.1 Социально-культурные  условия организации  досуга подростков  средствами экологического  туризма
     Создание  социально-культурных условий организации досуга подростков средствами экологического туризма надо искать, как минимум, в двух плоскостях: в области познавательной туристической деятельности и ее результатов (т.е. личностных достижений школьников), а также в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения подростков. Между этими плоскостями существует логическая взаимосвязь: «результаты на уровне педагога» обеспечивают «результаты на уровне детей».
     В основу классификации этих явлений  положено два фактора успеваемости: возможности учащихся и реальные условия их туристической деятельности. Первые соотносятся со вторыми как внутренние условия с внешними. Условия внутреннего плана явно или скрыто, в настоящем или в прошлом, связаны с условиями внешнего плана. Условия внутреннего и внешнего плана не однородны – они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана.
     В условиях внешнего плана, которые наиболее непосредственно воздействуют на особенности  самого ученика, выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия деятельности подростка в природе.
     Одни  и те же условия организации досуга подростков средствами экологического туризма по-разному воздействуют на детей, имеющих различия в организме, в общем развитии.
     Сегодня, как никогда, в период информатизации общества, будущее нашей страны зависит от системы моральных и материальных стимулов для поддержания у подрастающего поколения ответственности за среду обитания, которые закладываются в образовании и воспитании в условиях социально-культурной деятельности.
     Социально-культурные условия организации досуга подростков включают в себя многое: культуру быта, преодоление вредных привычек, активные занятия физкультурой и спортом, отдых и общение с природой, природопользование, рекреация на природе, экологическое просвещение и т.д.
     В случае экотуризма психическое и  физическое восстановление подростков во время досуга включает разрядку напряжения. Создавая условия для активного отдыха, общения с природой педагог значительно повышает жизненный тонус и работоспособность подростка. Организация досуга подростков на природе и, следовательно, успех развития экотуризма, зависит от качества окружающей среды. Поэтому экологический фактор естественным образом становится важной категорией: поддержание качества и первозданности окружающей среды.
     Если  вспомнить, что среди детей и  подростков растет наркомания, алкоголизм, к призывному возрасту юноши физически  очень слабо подготовлены, то исключительная необходимость организации досуга в условиях экологического туризма не вызовет сомнений. И именно, вовлечение подростков в экотуризм усилит пресечение употребления алкогольных напитков, наркотиков и токсических веществ; заинтересует их занятием спорта, туризмом, а также другими увлечениями, которое ведет к здоровому образу жизни.
     Чтобы выявить проблемы в организации  экологического туризма и определить условия организации эколого–туристского  досуга подростков, нами было разработано  и проведено социологическое  исследование. В целом экологическая социология пока еще разработана недостаточно полно и накопленный опыт эколого-социологических исследований довольно ограничен.
     Проблема  организации детско-юношеского экологического туризма обусловлена рядом объективных  причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.
     Остаточный  принцип при подходе к решению  социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах эколого-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи -  экологических туристских слетах, экскурсий по заповедным местам.
     Проблема  ситуации состоит в необходимости  использования экологического туризма  в процессе организации досуга подростков и недостаточной разработкой  технологий. Поэтому нами была разработана анкета для выявления проблем  и условий организации досуга подростков средствами экологического туризма. (см. Приложение Г)
     Объектом социологического исследования были подростки.
     Предметом – экологический туризм как средство организации досуга подростков.
     Цель исследования состояла в выявлении проблем организации эколого–туристической деятельности и определении условий организации эколого–туристского досуга подростков.
     Задачи  нашего исследования были следующие:
     1) определить отношение подростков  к экологическому туризму;
     2) определить уровень активности  подростков в эколого–туристской  деятельности;
     3) выяснить предпочтения подростков  в эколого–туристской деятельности;
     4) выявить условия организации  экологического туризма.
     Этапы исследования:
     I этап: обоснование актуальности проблемы, разработка плана исследования;
     II этап: разработка анкеты по теме исследования, подготовка бланков, сбор и обработка материала;
     III этап:  анализ полученных результатов, выводы.
     В нашем социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.
     Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что изучаемая совокупность из 72 человек распределилась следующим образом:
     1. По полу:
     - женский – 56 %;
     - мужской – 44 % (рис. 1).
     
     Рисунок 1 

     2. По возрасту:
     11 лет – 24 %; 12 лет – 35 %; 13 лет  – 30 %; 14 лет – 11 % (рис. 2).
     
     Рисунок 2
     В результате наблюдения и анкетирования  подростков были выявлены интересные результаты. Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь и досуг подростков, их материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. Большого воздействия экологического туризма на подростков не отмечается, активность подрастающего поколения низкая.
     Большинство респондентов отметили, что редко бывают на природе. Так, например, на вопрос: «Как часто Вы бываете в лесу, парке, сквере, на водоеме?», 73 % респондентов ответили: «очень редко» (рис. 3).  


     Рисунок 3  

     В основном посещение природы происходит по инициативе родителей. На вопрос: «С кем Вы чаще всего бываете на природе?», 83 % респондентов ответили: «с родителями» (рис. 4).

     Рисунок 4 

     Однако, на вопрос: «Какую форму отдыха Вы предпочитаете?», 60 % подростков ответили: «туристические походы» (рис. 5). 


     Рисунок 5
     Подростки отмечали низкую информированность о экологическом туризме. У большинства респондентов несформировано понятие «экологического туризма», а  27 %  - не знают  или затрудняются ответить.
     Беседы  на экологические темы проводятся лишь в условиях школы, класса с учителями. Так, например, на вопрос: «С кем Вы чаще всего беседуете на экологические темы?», 76 % ответили: «с учителями».
     Это обусловлено тем, что в городе практически не проводятся мероприятия  экологической направленности ни на школьном, ни на местном, ни на областном  уровнях; отсутствуют кружки экологической, природоохранной тематики (рис. 6). Следовательно, подростки не имеют возможность принимать участие в эколого-туристской деятельности и получать знания, умения и навыки в области экологического туризма. 


     Рисунок 6 

     Среди респондентов, отметивших свое участие  в экологических мероприятиях были отмечены такие варианты ответов, как  «Экологический марафон» - 5 %, «экологическая тропа» - 2 %.
     На  вопрос: «Какие виды экологического туризма Вас привлекают?», ответы опрошенных распределились следующим образом:
     - пешеходный (походы, экспедиции) и водный (на байдарках, плотах, катамаранах, парусных судах) – 70 %;
     - лыжный – 13 %;
     - конный – 0 %;
     - велосипедный – 9 %;
     - морские путешествия (на теплоходах, плавание с маской или погружение  с аквалангом) – 8  %.
     Наиболее  интересными видами экологической  деятельности респонденты отметили познавательную и творческую деятельность (таб. 1).
     Обработка полученных данных на 14 вопрос: 

Виды экологической  деятельности Количество  подростков, оценивших дело в соответствующих  баллах
5 4 3 2 1
1. Познавательная деятельность (а  - в) 30 % 29 % 32 %   9 %
2. Исследовательская деятельность    (г - и)     27 % 43 % 30 %
3. Природоохранная деятельность     (к - о)     23 % 56 % 21 %
4. Деятельность по восстановлению  природы (п - т)   5 %
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.