На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Раскрыть методы комплексной оценки хозяйственно-финансовой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение    3 

I. Метод, методика, способы и приемы экономического  анализа  4 

  1. Экономическая  сущность метода анализа хозяйственной  деятельности   4 

  2. Классификация  приемов экономического анализа  8 

  3. Традиционные  способы и приемы экономического  анализа и их сущность 10 

II. Раскрыть методы  комплексной оценки хозяйственно-финансовой  деятельности
12 

Заключение  15 

Список использованной литературы  16 
 

Введение 

       Анализом хозяйственной деятельности  называется  научно  разработанная
система  методов  и  приемов,  посредством   которых   изучается   экономика
предприятия, выявляются резервы производства на основе  учетных  и отчетных
данных, разрабатываются  пути их наиболее эффективного использования.
       Анализ финансового состояния  имеет свои источники, свою  цель  и  свою
методику.  Источниками  информации  являются  формы  квартальных  и  годовых
отчетов, включая  приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из  самого
учета, когда такой  анализ проводится внутри самого предприятия.
       Цель анализа финансового состояния  -  дать  руководству  предприятия
картину  его  действительного  состояния,  а   лицам,   непосредственно   не
работающим на данном  предприятие,  но  заинтересованных  в его финансовом
состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения,  например,
о  рациональности  использования  вложенных  в предприятия   дополнительных
инвестиций и тому подобное.
       Оценка финансового положения  предприятия - это совокупность  методов,
позволяющих определить состояние дел предприятия в  результате  анализа  его
деятельности на конечном интервале времени.
       В конечном результате анализ  финансового положения предприятия  должен
дать  руководству  предприятия  картину  его  действительного  состояния,  а
лицам,   непосредственно   не   работающим   на   данном   предприятии,   но
заинтересованным в его финансовом  состоянии -  сведения,  необходимые для
беспристрастного  суждения,   например,   о   рациональности   использования
вложенных в предприятие  дополнительных инвестициях и т. п. 

I. Метод, методика, способы и приемы экономического  анализа 
 

       1. Экономическая сущность метода  анализа хозяйственной деятельности 

       Формирование рыночной экономики  в  России  ведет  к   появлению  новых
проблем в экономическом  анализе.
       Только   комплексный   анализ   рыночной    ситуации,    учет    всех
взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние  и  владение  специальным
аналитическим и  математическим  аппаратом  для  анализа  и  прогноза  рынка
делает возможным  успешное функционирование любого предприятия  в  современных
условиях.
       В этих условиях старые, традиционные  методы анализа  могут  оказаться
малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной
мере   проявляется   необходимость   адаптации   к   современным    условиям
традиционных  способов  анализа  и  прогнозирования  поведения   предприятия
таких, как экономико-математические модели, экспертные  методы  и системные
оценки,   которые   в    настоящее    время    приобретают    все    большую
распространенность.
       Рассмотрим особенности методики  экономического анализа  применительно
к изучению спроса на товар.
       Прогнозирование спроса может  осуществляться  различными  методами,  в
частности  можно   выделить   три   основные   группы:   методы   экономико-
математического  моделирования   (экстрополяционные   методы),   нормативные
методы, методы экспертных оценок[1].
       Методы простой (формальной) экстраполяции  заключаются  в  перенесении
на  будущий  период  прошлых  и  настоящих  тенденций  в  развитии  товарно-
групповой структуры  спроса на базе анализа динамического  ряда.
       Для экстраполяции информацию  о динамике рынка представляют  в той  или
иной форме -  графической,  статистической,  математической,  логической.  В
любом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или
обязательное  продолжение  направления  их  течения  в  ближайшем   будущем.
Экстраполяции требуют  от исследователя рынка крайней  осмотрительности.  Мало
изучить прошлые  тенденции рынка - необходимо принять  в расчет новые  условия
и факторы, которые  не были характерны для прошлого, но возможно  появятся  в
будущем.  Одновременно  необходимо   избавляться   от   учета   факторов   и
обстоятельств,  которые  потеряли  свою  актуальность  и  уже  не  оказывают
влияния на ход развития событий на данном рынке.
       Данный метод достаточно прост  и доступен,  однако  использование его
целесообразно только на  такой  период,  в  котором  маловероятно  изменение
тенденций, то есть на краткосрочный, и для укрупненных товарных групп.
       К методам простой  экстраполяции   относятся  и  расчеты   эластичности
спроса в зависимости  от изменения какого-либо фактора.
       Экономико-математические    методы    основаны    на    использовании
корреляционного  и  регрессионного   анализа,   позволяющего   устанавливать
тесноту связи и  вид зависимости среднего  значения  какой-либо  величины  от
некоторой  другой  или  от  нескольких  величин.  В  нашем  случае   -   это
установление  зависимости  развития  спроса  от  влияния  наиболее   главных
факторов. в  практике  прогнозирования товарно-групповой структуры спроса
чаще всего применяются  трендовые и регрессионные модели:
       Трендовые модели прогнозирования  спроса представляют собой уравнения,
формализующие  устойчивые  процессы  его  развития.  Они   применяются   для
прогнозирования наиболее  стабильных  закономерностей  по  крупным товарным
подотраслям   (например,   соотношение   спроса   на   продовольственные   и
непродовольственные товары). Основной параметр трендовых  моделей -время,  то
есть по существу речь также идет об экстраполяции на  прогнозируемый  период
тенденций и закономерностей  базисного периода.
       Регрессионные (факторные) модели  отражают количественную связь  одного
показателя с другим  или с группой других  (множественная регрессия).  В
качестве  переменных  выступают факторы,  определяющие   динамику   спроса.
Математическую основу  построения  моделей  составляют  важнейшие  положения
теории вероятности, математической статистики и высшей  математики.  Процесс
построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.
       Первым и важнейшим этапом  моделирования  развития  товарно-групповой
структуры спроса населения  является  отбор  факторов.  Они  должны  отражать
объективные процессы изучаемого явления,  быть  количественно  измеримыми  и
независимыми друг от друга.
       На втором этапе рассчитывается  сила влияния или теснота   связи  между
факторами  и  спросом  в  базисном  периоде.  Она  определяется  с   помощью
коэффициентов корреляции и критериев согласия.
       На третьем  этапе  выявляется  математическая  форма  связи   или  вид
зависимости  спроса  от  факторов,  подбираются  функции,   наиболее   точно
описывается процесс  развития спроса.
       Четвертый этап:  расчет  параметров  уравнения.  Параметры  уравнений
выражают степень  и  направление  воздействия  каждого  фактора  на  спрос  и
рассчитываются методом  наименьших квадратов.
       Пятый  этап:  оценка  прогностической   ценности  модели   на   основе
ретроспективных расчетов.
       Экономико-математические   методы   эффективно    используется    при
краткосрочном  прогнозировании.  Так как   объективная   реальность   нашей
экономики  состоит  в  том,  что  довольно  трудно  выявить   и   определить
количественно более  менее стабильные  факторы,  влияющие  на  прогнозируемый
процесс.  Поэтому  составление  среднесрочных  и,  тем  более,  долгосрочных
прогнозов представляется довольно затруднительным в современных  условиях.  И
как  правило,  преобладает   прогнозирование   на   краткосрочные   периоды.
Экономико-математическое  моделирование   является   основой   экономической
прогностики. Оно  позволяет на строго количественной основе выявить  характер
связей между отдельными элементами рынка и теми  факторами,  которые  влияют
на  его  развитие.  Что  особенно  важно  -   математические   модели   дают
возможность наблюдать, как станут  развиваться  события  при  тех  или  иных
начальных допущениях
       При  экономико-математическом  моделировании   спроса   может   также
использоваться   группа   методов   -   экспоненциальное    сглаживание    и
прогнозирование,  основанные  на  использовании уже   сделанных   прогнозов
тенденций развития спроса и самых последних данных о продаже товаров.
       Математические  методы  помогают  вскрыть  количественные  явления   и
взаимосвязи.  Но  они  лишь  продолжение  экономического  анализа,  конечный
результат в первую очередь  зависит  от  выбора  базисного  периода,  отбора
факторов, от того, правильно  ли определена степень устойчивости явления.
       Нормативный метод основан на  использовании показателей рекомендуемого
уровня потребления  материальных благ и применяется  как  основной  инструмент
среднесрочного и  долгосрочного прогнозирования  товарно-групповой  структуры
спроса в целом  по стране. С помощью данного метода рассчитывают  либо  сроки
достижения норм рационального потребления (исходя из фактически  сложившихся
среднегодовых темпов потребления этих  товаров  в  базисном  периоде),  либо
темпы  роста  производства  и  потребления,  необходимых  для достижения  к
намеченному сроку  нормативных показателей рационального  потребления.  Обычно
расчеты  проводятся  параллельно.  Первый   имеет   большое   значение   для
среднесрочных,  а  второй  для  долгосрочных  прогнозов,   являясь   целевой
установкой.
       Сложность заключается в  разработке  самих  нормативных  показателей.
Рекомендуемые   нормы   потребления   продуктов    питания    основаны    на
физиологических  потребностях  организма   в   белках,   жирах,   углеводах,
витаминах.
       Рекомендуемые уровни потребления   непродовольственных  товаров   могут
разрабатываться,  например,  на  основе   опросов   представительных   групп
потребителей.
       При применений метода  экспертных  оценок  ставится  задача  выяснить
мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей  о тех или  иных
товарах и на основе  этого выявить тенденции развития  спроса  на  товары
народного потребления.  Использование  метода  экспертных  оценок  позволяет
осуществить расчеты  объемов и структуры спроса, потребностей  в  товарах  по
широкому кругу  позиций ассортимента  в  условиях,  когда  другие  методы  не
могут быть применены  из-за  отсутствия  необходимой  информации.  С помощью
экспертных оценок можно  получать  информацию  о  состоянии  и  перспективах
развития спроса в форме, наиболее удобной для  коммерческих работников.
       Методы экспертных оценок - это   комплекс  логических  и  математи-ко-
статистических методов  и процедур, связанных с  деятельностью  экспертов  по
переработке  необходимой  для  анализа  и  принятия  решений  информации.  В
практической  деятельности  по  изучению  и  прогнозированию  спроса   метод
экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач:  1)
Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой  структуры  спроса  на
товары  народного  потребления.  2)   Прогнозирование   внутригрупповой   (в
развернутом ассортименте)  структуры  спроса  на  предстоящий  хозяйственный
год. 3) Определение  групп потенциальных  потребителей.  4)  Оценка  величины
неудовлетворенного  спроса по группам, видам и разновидностям товаров. 

       2. Классификация приемов экономического  анализа 

       Основными  приёмами  (методами)  экономического   анализа   являются:
сравнение  отчётных  показателей  с  плановыми (сметными),  созданными   за
прошлые  периоды  (динамические   ряды),   с   проектными   и   нормативными
показателями, с показателями  работы  других  строительных  организаций  как
своего, так и других экономических районов. Широко применяются  при  анализе
экономические группировки  хозяйственных  операций  в  разрезах,  позволяющих
рассмотрение показателей  во взаимосвязи и  взаимном  влиянии,  абсолютные  и
относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты,  индексы
и т. д.). Иногда в экономическом  анализе применяются выборочные  наблюдения,
дополнительные экономические  группировки и обобщающие показатели.
       Для наглядного изображения в  аналитической работе используются  схемы,
диаграммы,  плакаты.  При  детализации  общих  (синтетических)   показателей
состав их рассматривается  по отдельным частям строительной  организации,  по
времени возникновения  и т. д., т. е. анализ проводится  в  обратном  порядке
по сравнению с  учётом,  при  котором  происходит  образование  анализируемых
показателей  путём  синтетических  накопительных  группировок  хозяйственных
операций   с   установлением   их   взаимосвязи   (корреспонденция    счетов
бухгалтерского  учёта).  Данные  анализа  в  свою  очередь  синтезируются  в
порядке их взаимосвязанных обобщений.
       На  основе  данных   экономического   анализа   вносятся   конкретные
предложения по устранению установленных недостатков и  дальнейшему  улучшению
работы   анализируемых   строительных   организаций.   Результаты    анализа
оформляются заключениями,  объяснительными  записками,  постановлениями  или
решениями.
       Классифицируем различные методы  экономического анализа:
       Традиционные способы обработки  информации: сравнение; расчет относит.
и средних величин; графический; группировки; балансовый.
       Детерминированный факторный   анализ:  цепные  подстановки;  индексный
метод; абсолютные разницы; интегральный способ; пропорциональное деление.
       Стохастический  факторный  анализ:   корреляционный;   дисперсионный;
компонентный; многомерный  факторный.
       Способы    оптимизации     показателей:     экономико-математический;
программирования; теория массового обследования;  теория  игр;  исследования
операций. 

       3. Традиционные способы и приемы  экономического анализа и их сущность 

       Основной целью  финансового   анализа  является  получение   небольшого
числа ключевых (наиболее информативных)  параметров,  дающих  объективную  и
точную картину  финансового состояния предприятия, его  прибылей  и  убытков,
изменений в  структуре  активов  и  пассивов,  в  расчетах  с  дебиторами  и
кредиторами.  при  этом   аналитика   и   управляющего   (менеджера)   может
интересовать  как  текущее  финансовое  состояние  предприятия,  так  и  его
проекция на ближайшую  или более  отдаленную  перспективу,  т.  е.  ожидаемые
параметры финансового  состояния.
       Но не только  временные   границы  определяют  альтернативность  целей
финансового анализа.  Они  зависят  также  от  целей  субъектов  финансового
анализа, т. е. конкретных пользователей финансовой информации.
       Цели  анализа  достигаются   в   результате   решения   определенного
взаимосвязанного   набора   аналитических   задач.   Аналитическая    задача
представляет собой  конкретизацию целей  анализа  с  учетом  организационных,
информационных, технических  и методических возможностей проведения  анализа.
Основным фактором в конечном  счете является  объем и качество  исходной
информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или
финансовая   отчетность   предприятия   -это   лишь   “сырая    информация”,
подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
       Чтобы принимать решения по  управлению в области производства,  сбыта,
финансов, инвестиций и нововведений  руководству  нужна  постоянная  деловая
осведомленность по соответствующим вопросам,  которая  является  результатом
отбора,  анализа,  оценки  и   концентрации   исходной   сырой   информации.
необходимо аналитическое  прочтение исходных данных исходя из  целей  анализа
и управления.
       Основной  принцип  аналитического  чтения  финансовых  отчетов-   это
дедуктивный метод, т. е. от общего к  частному,  Но  он  должен  применяться
многократно. В ходе такого анализа как  бы  воспроизводится  историческая  и
логическая    последовательность    хозяйственных    фактов    и    событий,
направленность и  сила влияния их на результаты деятельности.
       Практика финансового анализа  уже выработала основные  правила   чтения
(методику анализа)  финансовых отчетов. Среди них  можно выделить  6  основных
методов[2]:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции  отчетности  с
предыдущим периодом;
вертикальный  (структурный)  анализ   -   определение   структуры   итоговых
финансовых показателей  с выявлением влияния  каждой  позиции  отчетности  на
результат в целом;
трендовый  анализ  -   сравнение   каждой   позиции   отчетности   с   рядом
предшествующих периодов  и  определение  тренда,  т.  е  основной  тенденции
динамики  показателя,  очищенной  от  случайных  влияний  и   индивидуальных
особенностей  отдельных  периодов.  С  помощью  тренда  формируют  возможные
значения показателей  в  будущем,  а  следовательно,  ведется перспективный
прогнозный анализ;
анализ относительных  показателей (коэффициентов) -  расчет  отношений  между
отдельными  позициями  отчета  или   позициями   разных   форм   отчетности,
определение взаимосвязей показателей;
сравнительный  (пространственный)  анализ  -  это  как   внутрихозяйственный
анализ  сводных  показателей  отчетности  по  отдельным  показателям  фирмы,
дочерних  фирм,  подразделений,  цехов,  так   и   межхозяйственный   анализ
показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и
средними хозяйственными данными;
факторный  анализ  -  анализ  влияния   отдельных   факторов   (причин)   на
результативный показатель с  помощью  детерминированных  или стохастических
приемов  исследования.  Причем  факторный  анализ  может  быть  как   прямым
(собственно анализ),  когда  дробят  на  составные   части,  так  и  обратным
(синтез), когда его  отдельные  элементы  соединяют   в  общий результативный
показатель. 

II. Раскрыть методы  комплексной оценки хозяйственно-финансовой  деятельности 

       Экономический анализ - признанный  во всем мире инструмент обоснования
хозяйственных  решений  -   широко   применяется   для   оценки   финансовой
деятельности предприятия  современных условиях.
       Экономическое  поведение   хозяйствующего   субъекта   при   рыночных
отношениях  основано  на  добровольно  выбираемой  на  свой  страх и   риск
реализуемой индивидуальной деловой  программы  в  рамках  тех  возможностей,
которые вытекают из законодательных актов.
       Каждый  участник  рыночных   отношений   изначально   лишен   заранее
известных,  однозначно  заданных  параметров,  гарантий  беспроигрышности  в
своих действиях: кем-либо обеспеченной доли участия в рынке,  доступности  к
производственным   ресурсам    по    фиксированным    ценам,    устойчивости
покупательной   способности   денежных   единиц,   неизменности   норм   или
нормативов,  лимитов   и   других   инструментов   жесткого   экономического
управления.
       Действительность же такова, что  в экономической борьбе с конкурентами
за покупателя предприятие  вынуждено продавать свою  продукцию  в  кредит  (с
риском не возврата денежных сумм в срок),  при  наличии  временно  свободных
денежных средств  размещать их в виде депозитных вкладов  или ценных бумаг  (с
риском получения  недостаточного  процента  дохода  в  сравнении  с  темпами
инфляции или  с  новыми  более  высокодоходными  сферами  вложения  денежных
средств), при ведении  коммерческих операций  экспортно-импортного  характера
сталкивается необходимостью оперировать  различными  национальными  валютами
(с риском потерь  от неблагоприятной конъюнктуры  курсов валют) и т. д.
       Практически все совершаемые  хозяйственные операции направлены  на  то,
чтобы в будущем (ближайшем  или отдаленном) извлечь определенную выгоду.  При
этом абсолютная сумма и время получения ожидаемого дохода в момент  принятия
решения могут и  не сбыться.
       Риск  в  бизнесе  представляет  собой  образ   действия   в   неясной
обстановке. Рисковать  следует лишь в том  случае,  когда  возможен  успех  и
положительный результат  риска  носит  закономерный  характер.  Анализ  риска
может  включать  множество  подходов,  связанных  с  проблемами,  вызванными
неуверенностью, включая  определение, оценку контроль и управление риском.
       Иными словами, этот анализ  должен быть связан с пониманием  того,  что
может случиться  и что должно случиться.
       Анализ   риска    помогает    своевременно    выбирать    оптимальный
альтернативный  вариант  во  всех  сферах  экономики.  Разделив  систему  на
отдельные системы  и подсистемы, можно анализировать
       Данная  оценка  необходима  для   того,  чтобы  проследить   тенденцию
изменения  неопределенность,  связанную   с   каждым   из   них,   а   также
рассматривать  степень  зависимости  между  риском  и  подсистемами  данного
объекта, оценивать  совокупное влияние рисков на объект.
       Проблемы неопределенности в  экономических рассуждениях решаются  путем
использования методов  бизнес  статистики.  С  ее  помощью  бухгалтер  может
предвидеть  будущие  экономические  выигрыши  хозяйственного  субъекта,  что
позволит избежать сокращение капитала,  непредвиденных  затрат.  На  оценках
получаемых  с помощью бизнес  –   статистики,   основываются   при   таких
экономических сделках: потребительский и коммерческий кредит,  хеджирование,
опционные   и   фьючерские   контракты,   операции   по   ценным    бумагам,
диверсификация в  различные сферы производства, создание портфеля из  активов
различных видов (денежные средства из разных валют, ценные бумаги  различных
видов и компаний, запасы средств производства) и прочее. Заинтересованный  в
успешном исходе дела бухгалтер не может игнорировать прошлый опыт,  который
с  определенной   степенью   точности   позволяет   перейти   от   состояния
неопределенности  к вероятной оценки  возможного  будущего  события.  Именно
такого  рода  оценки  позволяют  предпринимателю  формировать  разнообразные
оценочные резервные  фонды, планировать затраты капитала, совершать  биржевые
операции и т. д.
       Анализ финансового состояния  начинается с изучения основных финансово
–  экономических  показателей   деятельности   предприятия:   обеспеченность
основными фондами,  производства  и  реализации  продукции,  оборачиваемости
материальных   ресурсов   и   задолженности,    производительности    труда,
прибыльности и  т. д. Изучение изменений данных  показателей  дает  аналитику
сведения о развитии предприятия в настоящем и  позволяет сделать  прогноз  на
будущее.
       После изучения основных финансово- экономических характеристик,  как
правило,   проводится   анализ   имущественного   положения:    определяется
соотношение  структуры  средств  предприятия  и  источников  формирования  в
производственном   потенциале   предприятия,   его   запасах,    дебиторской
задолженности и  денежных  средствах,  с  одной  стороны,  и  долгосрочной  и
краткосрочной задолженности  и капиталом с другой.
       Финансовое состояние предприятия  оценивается как в краткосрочном, так
и   долгосрочном   аспекте.   В   первом    случае    оно    характеризуется
платежеспособностью, во – втором - финансовой устойчивостью.
       Комплексный  анализ  финансового   состояния  позволяет  дать   оценку
текущей платежеспособности предприятия  и  ее  деятельности  в  долгосрочном
аспекте. Это позволяет собственникам,  кредиторам  и инвесторам,  а также
другим пользователям  бухгалтерской информации  правильно  оценить  имеющийся
потенциал предприятия.
       Информационной базой  для   проведения  анализа  служит  бухгалтерская
отчетность предприятия  и данные внутрипроизводственного  учета и анализа[3]. 

Заключение 

       Экономический анализ - глубокое  исследование экономических явлений  на
предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана  и  недостатков  в
работе,   вскрытие   резервов,   их   изучение,   содействие    комплексному
осуществлению экономической  работы  и  управлению  производством,  активное
воздействие на ход  производства, повышение  его  эффективности  и  улучшение
качества работы.
       Анализ  финансового  состояния   показывает,   по   каким   конкретным
направлениям надо вести эту  работу,  дает  возможность  выявления  наиболее
важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии  именно  на
данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают  ответ на
вопрос,   каковы   важнейшие   способы   улучшения   финансового   состояния
конкретного предприятия  в конкретный период его деятельности.
       Анализ финансовой деятельности  предприятия  проводится  по  различным
направлениям.   К   ним   относится   выявление   финансовой    устойчивости
предприятия, определение  показателей  кредитоспособности  и  инвестиционной
привлекательности и др. В ходе финансового анализа  определяется,  насколько
эффективно –используются средства предприятия.
       Основой для проведения анализа  служат бухгалтерские документы,  в  том
числе бухгалтерский баланс.
       Очевидно, что финансовый анализ  является одним из  основных  методов,
определяющих работу предприятия, поэтому его разработка особенно актуальна. 

Список использованной литературы 

1. А. К. Шишкин, С. С.  Вартанян,  В.  А.  Микрюков  “Бухгалтерский  учет  и
   финансовый  анализ на коммерческих предприятиях”  “Инфра -м” - 1996.
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” М. -1993.
3. Барингольц С. Б. «Анализ финансового состояния промышленных  предприятий»
   Деньги и  кредит, 1991, № 11.
4.  В.  Ф.  Палий,  Л.  П.  Суздальцева  “Технико  -  экономический   анализ
   производственно  - хозяйственной деятельности предприятий”  - 1994.
5. Е. П. Козлова,  Н. В. Парашутин, Т.  Н.  Бабченко  “Бухгалтерский  учет  в
   промышленности”  Москва “Финансы и статистика”  1993.
6.  М.  Н.  Крейнина  «Анализ   финансового   состояния   и   инвестиционной
   привлекательности  акционерных  обществ  в  промышленности,  строительстве
   торговле»,  М., 1994.
7. Финансовый анализ  деятельности фирм, М., «Ист-Сервис», 1994.
8. Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” 1992.
9. Шеремет А. Д., Сайфулин  Р.  С.  “Методика финансового анализа”  Москва
   “Инфра-М” 1995.
-----------------------
[1] В. Ф. Палий,  Л. П. Суздальцева “Технико - экономический анализ
производственно - хозяйственной  деятельности предприятий”  - 1994. –  С. 12-
14.
[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” Москва
“Финансы и статистика”, 1993 г. – С. 67-68.
[3] М. Н. Крейнина «Анализ финансового состояния и инвестиционной
привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве
торговле», М., 1994. –  С. 23. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности 

Модель – условный образ объекта управления (исследования). Математическое моделирование экономических  систем и процессов является важным инструментом экономического анализа, т. к. позволяет получить четкое представление  об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его  внутреннюю структуру и внешние  связи. 

Этапы моделирования:
Анализ теоретических  закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях (на основе такого анализа формируются  модели).
Определение методов, с помощью которых можно решить задачу.
Анализ полученных результатов. 

При формировании моделей  экономических систем используется аппарат математического моделирования, экономико-математические теории и  методы. В некоторых случаях задачи анализа не требуют построения собственной  модели, используются уже построенные  модели для однотипных с математической точки зрения процессов. 

Математические методы и модели, используемые в экономическом  анализе, классифицируются по группам: 

1. Методы корреляционно-регрессионного  анализа используются в экономическом  анализе для выявления формы  и плотности связи между различными  параметрами исследуемого объекта,  характер функциональной зависимости  между которыми не установлен. Чаще всего эта связь стохастична.  Корреляция выражает вероятностную  зависимость между переменными  параметрами алгоритма связи.  Корреляционная зависимость может  быть выявлена как между двумя  количественными признаками (парная  корреляция), так и между многими  (множественная корреляция). 

2. Методы математического  программирования предназначены  для оптимизации хозяйственной  деятельности и позволяют оценивать  степень достижения потенциала, определить лимитирующие ресурсы,  «узкие места», степень конкурентности и дефицитности. 

Методы математического  программирования включают методы линейного  и динамического программирования. 

Методы линейного  программирования (транспортная задача, задача оптимального раскроя, задача оптимальной  смеси и пр.) используются для  решения многих оптимизационных  аналитических задач, где функциональные зависимости исследуемых явлений  и процессов детерминированы. Задача линейного программирования при  проведении экономического анализа  состоит в поиске экстремальных  значений исследуемых параметров объекта, доставляющих максимум (минимум) критерию при ресурсных ограничениях. 

3. Методы динамического  программирования используются  при решении оптимизационных  задач, в которых целевая функция  или ограничения характеризуются  нелинейными зависимостями. Эти  методы используются при исследовании  стохастических факторных систем. 

Матричные методы и  модели экономического анализа основаны на линейной и векторно-матричной  алгебре, используются при моделировании  сложных и высокоразмерных экономических структур. 

Наиболее распространены в экономическом анализе: модель межотраслевого баланса (важный метод  экономического анализа сложных  пропорциональных зависимостей), матрица  многокритериальной оптимизации (используется как метод сравнительной, рейтинговой  оценки вариантов возможных изменений  параметров экономической системы  при условии многокритериальной оптимизации), ключевая матрица (позволяет  упростить решение задач методом  производственных функций) и др. 

В составе других экономико-математических методов  и моделей можно выделить математическую теорию игр (используется при выборе наилучших управленческих решений, организации хозяйственных взаимоотношений  с партнерами и в др. ситуациях), математическую теорию массового обслуживания (решение задач, связанных с организацией обслуживания и ремонта оборудования, проектированием поточных линий, планированием  маршрутов городского транспорта и  пр.), исследование операций (используется в экономическом анализе для  получения сравнительной оценки альтернативных решений), теорию нечетких множеств и другие математические методы и модели. 
 
 

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ЭММ) ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 

Применение ЭММ  повышает  эффективность ЭА  за  счет  расширения  количества  изучаемых  факторов,  нахождения оптимальных решений  путем  обработки  альтернативных  вариантов,  более  оперативного  выявления  и  мобилизации  имеющихся  резервов,  уменьшения  длительности расчетов и др.   

По мнению ряда авторов, в зависимости от целей анализа  различают следующие экономико-математические модели: при детерминированных связях.  логарифмирование,  долевое участие, дифференцирование; в стохастических связях . корреляционно-регрессионный метод,  линейное  и динамическое  программирование,  теория  массового обслуживания,  теория графов и др.  

К экономико-математическим в ряде случаев относят графические методы, которые, как отмечено выше,   основаны на геометрическом изображении функциональной зависимости.   

В  математически  формализованной  системе  графические  методы  успешно  применяются  при разработке и реализации сетевых  методов планирования и управления (СПУ). Метод СПУ используется  при  осуществлении  работ  по  строительству  новых  и  реконструкции  действующих предприятий, созданию новых организационных структур и др.  

Основными  элементами  сетевого  графика  являются  «события», «работы», «ожидание», «зависимость». События на графике обозначаются в виде кружка, поделенного на 4 сектора. В верхнем  секторе  указывается  порядковый  номер  события  (j),  в нижнем .  порядковый  номер предшествующего события (i), в левом . общая продолжительность предшествующих работ, в правовом  - величина резерва (запаса) времени. Каждые два события соединяются линиями со стрелками от i к j, над которыми может указываться продолжительность выполнения j .го события, а под   линиями- необходимые затраты для его выполнения. Считается, что взаимосвязанные события, у которых резерв времени равен нулю, находятся на критическом (самом напряженном) пути. Задержка с выполнением работ, лежащих на этом пути, приводит к соответствующей задержке  конечного события.  Руководитель  проекта,  с учетом  этого,  должен контролировать в первую очередь выполнение не всех работ, а только тех, которые лежат на критическом пути.   

В  процессе  ЭА  проверяется  правильность  составления  сетевого  графика  и  определения  критического пути  (на стадии проектных  разработок), выявляется возможность  оптимизации графика за счет сокращения сроков выполнения отдельных видов  работ (путем параллельного их осуществления, механизации и автоматизации и др.) и минимизации трудовых, материальных и финансовых затрат.   

В  ходе  реализации  разработанного  графика  анализируются  возможные  задержки  выполнения отдельных видов работ и изменения  в связи с этим критического пути, а так же отклонения по использованию  различных видов ресурсов. При  наличии в сети более 200 событий  расчеты, как правило, ведутся на ЭВМ.  Решение оптимизационных  вариантов при этом существенно  облегчается применением пакета прикладных программ,  приспособленных  к составлению подобных графиков.  

  К числу графических относится и графо-математический метод (метод построения дерева решений. Процесс принятия решения в этом случае осуществляется в несколько этапов: определение цели; определение набора возможных действий (организационных, технических, технологических), с помощью которых может быть реализована поставленная задача; оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер) при реализации вариантов  действий;  оценка  математического  ожидания  возможного  исхода  (выполняется  с помощью дерева решений) и наиболее эффективного варианта  решения задачи.    

Математико-статистические методы изучения связей: 

Математико-статистические методы изучения связей, называемые иначе  стохастическим моделированием, являются в определенной степени дополнением  и углублением детерминированного анализа. В анализе финансово-хозяйственной  деятельности стохастические модели используются, когда необходимо: 

- оценить влияние  факторов, по которым нельзя построить  жестко детерминированную модель; 

- изучить и сравнить  влияние сложных факторов, которые  не возможно включить в одну и ту же детерминированную модель;  

- выделить и оценить  влияние сложных факторов, которые  не могут быть выражены одним  определенным количественным показателем. 

В отличие от детерминистского, стохастический подход для своей  реализации требует выполнения ряда предпосылок. В первую очередь речь идет о наличии достаточно большой  совокупности объектов (жестко детерминированную  модель можно анализировать и  строить по одному объекту, для стохастической же модели необходима совокупность). Кроме того, необходим достаточный объем наблюдений: по одному- двум наблюдениям судить о характере стохастической связи нельзя. 

Использование  стохастических моделей в экономике, в отличие  от использования их в технике, имеет  определенные трудности, связанные  с получением совокупности достаточного объема. 

Проведение стохастического  моделирования – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых выполняются определенные процедуры. 

Этап 1- качественный анализ. Он включает: постановку цели анализа; определение совокупности включаемых в анализ данных; определение результативных признаков; определение факторных  признаков; выбор периода анализа; выбор метода анализа. 

Этап 2- предварительный  анализ моделируемой совокупности, что  подразумевает: проверку однородности совокупности; исключение аномальных наблюдений; уточнение необходимого объема выборки; установление законов  распределения изучаемых переменных. 

Этап 3- построение регрессионной  модели экономического объекта, которое  включает: перебор конкурирующих  вариантов моделей; уточнение перечня  факторов, включаемых в модель; расчет оценок параметров управлений регрессии. 

Этап 4- оценка адекватности модели, которая заключается в  следующем: проверка статистической значимости уравнения в целом и его  отдельных параметров; проверка соответствия формальных свойств полученных оценок задачам исследования. 

Этап 5- экономическая  интерпретация и практическое использование  модели. Под этим понимается: определение  пространственно-временной устойчивости зависимостей; оценка прогностических  свойств моделей. 

Корреляционный анализ: 

Корреляционный анализ есть метод установления связи и  измерения ее тесноты между наблюдениями, которые можно считать случайными и выбранными из совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону.  

Корреляционной связью называется такая статистическая связь, при которой различным значениям  одной переменной соответствуют  разные средние значения другой. Возникать  корреляционная связь может несколькими  путями. Важнейший из них- причинная зависимость вариации результативного признака от изменения факторного. 

Практическая реализация корреляционного анализа включает следующие этапы: 

- постановка задачи  и выбор признаков; 

- сбор информации и ее первичная обработка; 

- предварительная  характеристика взаимосвязей; 

- устранение мультиколлинеарности (взаимозависимости факторов) и уточнение набора показателей путем расчета парных коэффициентов корреляции; 

- исследование факторной  зависимости и проверка ее  значимости; 

- оценка результатов  анализа и подготовка рекомендаций  по их практическому использованию. 

Корреляционный  анализ  решает  задачу  измерения  тесноты  связи  между  варьирующими переменными и оценки факторов, оказывающих  наибольшее влияние на результирующий признак. Различают парную и множественную  корреляцию. В первом случае изучается  связь между одним  фактором и  результативным показателем, во втором - между несколькими факторами  и результативным показателем. Теснота  связи оценивается с помощью  коэффициента корреляции (при линейной зависимости)  .  r,    или  корреляционного  отношения  (при  нелинейной  зависимости) ?.   

При расчете парной корреляции вначале  производится отбор  наиболее важных (существенных) факторов, влияющих на результативный показатель. Эти факторы помещаются в таблицу, в которой факторные признаки ранжируются в порядке возрастания  или убывания. Далее данные из таблицы  наносятся на плоскость координат . строится корреляционное поле. По форме поля или путем визуального анализа ранжированного  ряда производится обоснование формы связи. При нелинейной  связи вначале определяется  теоретическое значение функции ух, для чего решается уравнение регрессии, описывающее связь между изучаемыми показателями. Затем рассчитывается корреляционное отношение.   

Регрессионный анализ: 

Регрессионный анализ- это метод установления аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками. 

В ходе регрессионного анализа решаются две основные задачи: 

- построение уравнения  регрессии, т.е. нахождение вида  зависимости между результатным  показателем и независимыми факторами  х1,х2,…,хn; 

- оценка значимости  полученного уравнения, т.е. определение  того, насколько выбранные факторные  признаки объясняют вариацию  признака У. 

Применяется регрессионный  анализ главным образом для планирования, а так же для разработки нормативной  базы. 

Регрессионный анализ- один их наиболее  разработанных методов математической статистики. Строго говоря, для реализации регрессионного анализа необходимо выполнение ряда специальных требований ( в частности, х1, х2,…, хn;у должны быть независимыми, нормально распределенными случайными величинами с постоянными дисперсиями ). В реальной жизни строгое соответствие требованиям регрессионного и корреляционного анализа встречается очень редко. Регрессионная модель может быть построена при наличии любой зависимости, однако в многофакторном анализе используют только линейные модели. Построение уравнения регрессии осуществляется, как правило, методом наименьших квадратов, суть которого состоит в минимизации суммы квадратов отклонений фактических значений результатного признака от его расчетных значений. 

Регрессионный анализ предназначен для выбора форм связи, тип модели при определении расчетных  значений зависимой переменной.   

Выбор уравнения  регрессии осуществляется, как правило, перебором решений с использованием метода наименьших квадратов или  на основе ошибки аппроксимации, величина которой не должна превышать 20%.  

 В  рамках  множественной  корреляции  находятся   уравнение  регрессии,  которые   бывают линейными, степенными  и логарифмическими. В линейных  моделях коэффициенты при неизвестных  называются коэффициентами регрессии,  а в степенных и логарифмических   коэффициентами  эластичности. Первые  показывают,  насколько  единиц  изменяется функция  с изменением  соответствующего  фактора  на  одну  единицу  при  неизменных  значениях  остальных.  

Вторые  отражают,  на сколько процентов  изменяется функция  с изменением каждого  аргумента на 1 % при неизменных значениях  остальных.   

Значимость факторов, включаемых  в корреляционную модель, оценивается по критерию  

Стьюдента,  а  адекватность  уравнения  регрессии  -  с  помощью  критерия  Фишера,  средней ошибкой аппроксимации, коэффициентов корреляции и детерминации.   

При  разработке  корреляционной  модели  не  рекомендуется  включать  взаимосвязанные факторы (если коэффициент парной корреляции между ними больше 0,85), а также  факторы, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. 

 Дисперсионный  анализ: 

Дисперсионный анализ – это статистический метод, позволяющий  подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что две выборки данных относятся к одной генеральной  совокупности. Применительно к анализу  деятельности предприятия можно  сказать, что дисперсионный анализ позволяет определить, к одной  и той же совокупности данных или  нет относятся группы разных наблюдений.  

Дисперсионный анализ часто используется совместно с  методами группировки. Задача его проведения в этих случаях состоит в оценке существенности различий между группами. Для этого определяют групповые  дисперсии ?21 и ?22, а затем по статистическим критериям Стьюдента  или Фишера проверяют значимость различий между группами. 

Кластерный анализ: 

Кластерный анализ – один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности, элементы которой характеризуются многими  признаками. Значения каждого из признаков  служат координатами каждой единицы  изучаемой совокупности в многомерном  пространстве признаков. Каждое наблюдение, характеризующееся значениями нескольких показателей, можно представить  как точку в пространстве этих показателей, значения которых рассматриваются  как координаты в этом многомерном  пространстве. 

Основным критерием  кластеризации является то, что различия между кластерами должны быть более  существенны, чем между наблюдениями, отнесенными к одному кластеру. 

Процесс кластеризации, как и процедуры регрессионного анализа, достаточно трудоемок, его  целесообразно выполнять на компьютере. 

Методы обработки  пространственно-временных совокупностей  показателей: 

Необходимость использования  пространственно-временных показателей  обусловлена следующими основными  причинами. Во-первых, очевидно, что  такая совокупность более информативна по сравнению с пространственной или временной совокупностями. Во-вторых, для реализации одного из распространенных методов анализа – корреляционно-регрессионного анализа – нужна совокупность достаточного объема. В экономике  достичь этого удается не всегда. В-третьих, статистики, характеризующие  закономерности, выявленные в результате обработки пространственно-временных  совокупностей показателей. 

Аналитическая обработка  подобных информационных массивов осуществляется с помощью специальных методов, которые мы условно назовем статистическими  методами обработки пространственно-временных  совокупностей показателей. 

Для количественной обработки пространственно-временных  структур в экономической статистике разработан ряд методов. 

Метод предварительного усреднения данных заключается в  следующем: усредняются исходные данные по каждому показателю и каждому  объекту. 

Метод объекто-периодов (заводо-лет) используется, когда исследуемая совокупность мала по объему: в этом случае весь массив данных рассматривается как одна совокупность, единицами которой являются так называемые «объекто-периоды». Далее проводится корреляционно-регрессионный анализ. 

Метод усреднения параметров одногодичных уравнений регрессии  предусматривает построение уравнения  регрессии для каждого года. 

Ковариационный анализ, сочетающий свойства дисперсионного анализа, предназначенного для изучения влияния  на результативный признак качественных признаков, и регрессионного анализа, предназначенного для изучения влияния  на результативный признак количественных признаков. 

Все методы этой группы достаточно трудоемки с позиции, как информационного обеспечения, так и алгоритмов расчета, поэтому  они рекомендуются к применению в тематическом анализе. 

Методы финансовых вычислений: 

Финансовые вычисления, базируются на понятии временной  стоимости денег, являются одним  из краеугольных элементов финансового  анализа и используются в различных  его разделах.   

Временная ценность денег: 

Переход к рыночной экономике на предприятиях как реального, так и финансового секторов сопровождается появлением некоторых новых видов  деятельности, имеющих для благополучия предприятия принципиальный характер. К  их числу относится задача эффективного вложения денежных средств. В условиях централизованно планируемой экономики  на уровне обычного предприятия такой  задачи практически не существовало. Денежные ресурсы предприятия жестко лимитировались прямыми или косвенными методами. Ситуация резко изменилась в последние годы. Можно выделить, как минимум шесть основных моментов: 

- были упразднены  многие ограничения, в частности,  нормирование оборотных средств,  что автоматически исключило  один из основных регуляторов  величины финансовых ресурсов  на предприятии. 

- кардинальным образом  изменился порядок исчисления  финансовых результатов и распределения  прибыли. С введением новых  форм собственности стало невозможным  изъятие прибыли в бюджет волевым  методом, как это делалось в  отношении государственных предприятий,  благодаря чему у предприятий  появились свободные денежные  средства. 

- произошла существенная  переоценка роли финансовых ресурсов. 

- появились принципиально  новые виды финансовых ресурсов, в частности, возросла роль  денежных эквивалентов, в управлении  которыми временной аспект имеет  решающее значение. 

- произошли принципиальные  изменения в вариантах инвестиционной  политики. 

- в условиях свойственной  переходному периоду финансовой  нестабильности, проявляющейся в  устойчиво высоких темпах инфляции  и снижении объемов производства, стало невыгодным хранить свои  деньги даже в государственном  банке. Многие предприятия на  своем опыте познали простую  истину: в условиях инфляции денежные  ресурсы, должны обращаться , и по возможности быстрее. 

Таким образом, деньги приобретают еще одну характеристику - временную ценность. Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах: связан с обесценением денежной наличности в течением времени; связан с обращением капитала. 

Операции наращивания  и дисконтирования: 

Логика построения основных алгоритмов достаточно проста и основана на следующей идее. Простейшим видом финансовой сделки является однократное  предоставление в долг некоторой  суммы PV с условием, что через  некоторое время t будет возвращена большая сумма FV. Как известно, результативность подобной сделки может быть охарактеризована двояко: либо с помощью абсолютного  показателя- прироста ( FV-PV), либо путем расчета некоторого относительного показателя. Абсолютные показатели чаще всего не подходят для подобной оценки ввиду их несопоставимости а пространственно-временном аспекте. Поэтому пользуются специальных коэффициентом- ставкой. 

В любой простейшей финансовой сделке всегда присутствуют три величины, две из которых заданы, а одна является искомой. 

Процесс, в котором  заданы исходная сумма и ставка (процентная или учетная), в финансовых вычислениях  называется процессом наращивания, искомая величина - наращенной суммой, а используемая в операции ставка – ставкой наращивания. Процесс, в котором заданы ожидаемая в  будущем к получению (возвращаемая) сумма и ставка, называется процессом  дисконтирования, искомая величина- приведенной суммой, а используемая в операции ставка – ставкой дисконтирования. В первом случае речь идет о движении денежного потока от настоящего к будущему, во втором- о движении от будущего к настоящему. 

Процентные ставки и методы их начисления: 

Ссудозаемные операции, составляющие основу коммерческих вычислений, имеют давнюю историю. Именно в этих операциях и проявляется прежде всего необходимость учета временной ценности денег. Несмотря на то что в основе расчетов при анализе эффективности ссудозаемных операция заложены простейшие на первый взгляд схемы начисления процентов, эти расчеты многообразны ввиду вариабельности условий финансовых контрактов в отношении частоты и способов начисления, а так же вариантов предоставления и погашения ссуд. 

Понятие простого и  сложного процента. 

Предоставляя свои денежные средства в долг, их владелец получает определенный доход в виде процентов, начисляемых по некоторому алгоритму в течение определенного  промежутка времени. Поскольку стандартным  временным интервалом в финансовых операциях является 1 год, наиболее распространен вариант, когда процентная ставка устанавливается в виде годовой  ставки, подразумевающей однократное  начисление процентов по истечении  года после получения ссуды. Известны две основные схемы дискретного  начисления: 

- схема простых  процентов; 

- схема сложных  процентов. 

Схема простых процентов  предполагает неизменность базы, с  которой происходит начисление. 

По схеме сложного процента очередной годовой доход  исчисляется не с исходной величины инвестированного капитала, а с общей  суммы, включающей также и ранее  начисленные и невостребованные инвестором проценты. В этом случае происходит капитализация процентов  по мере их начисления, т.е. база, с которой  начисляются проценты, все время  возрастает. 

Таким образом, в  случае ежегодного начисления процентов  для лица, предоставляющего кредит: 

- более выгодной  является схема простых процентов,  если срок ссуды менее одного  года; 

- более выгодной  является схема сложных процентов,  если срок ссуды превышает  один год; 

- обе схемы дают  одинаковые результаты при продолжительности  периода 1 год и однократном  начислении процентов. 

Внутригодовые процентные начисления. 

В практике финансовых операций нередко оговаривается  не только величина годового процента, но и количество периодов начисления процентов. В этом случае расчет ведется  по формуле сложных процентов  по подынтервалам и по ставке, равной пропорциональной доле исходной годовой ставки.  

Одно из характерных  свойств наращивания по простым  процентам заключается в том, что наращенная сумма не изменяется с увеличением частоты начислений простых процентов. 

Начисление процентов  за дробное число лет. 

Достаточно обыденными являются финансовые контракты, заключаемые  на период, отличающийся от целого числа  лет. В этом случае проценты могут  начисляться одним их двух методов: 

            По схеме сложных процентов: 

Fn=P*(1+r)w+f;                                                        (8.9) 

            По смешанной схеме: 

Fn= P*(1+r)w*(1+f*r),                                                         (8.10) 

где w- целое число  лет; 

f- дробная часть  года. 

Встречаются финансовые контракты, в которых начисление процентов осуществляется по внутригодовым подпериодам, а продолжительность общего периода действия контракта не равна целому числу подпериодов. В этом случае также возможно использование двух схем: 
 

Непрерывное начисление процентов. 

Все рассмотренные  ранее начисляемые проценты называются дискретными, поскольку их начисление осуществляется за фиксированный промежуток времени. Уменьшая этот промежуток (период начисления) и увеличивая частоту  начисления процентов, в пределе  можно перейти к так называемым непрерывным процентам. 

Чтобы отличить непрерывную  ставку от обычной (дискретной), вводят специальное обозначение непрерывной  ставки- ? и называют ее силой роста. Таким образом, формула для нахождения наращенной суммы за n лет при непрерывном начислении процентов принимает вид: Fn=P*e?*n 

Эффективная годовая  процентная ставка. 

Различными видами финансовых контрактов могут предусматриваться  различные схемы начисления процентов. Как правило, в этих контрактах оговаривается  номинальная процентная ставка, обычно годовая. Эта ставка, во-первых, не отражает реальной эффективности сделки и, во-вторых, не может быть использована для сопоставлений. Для того чтобы обеспечить сравнительный  анализ эффективности таких контрактов, необходимо выбрать некий показатель, который был бы универсальным  для любой схемы начисления. Таким  показателем является эффективная  годовая ставка. Эффективная ставка зависит от количества внутригодовых  начислений, причем с ростом числа  начислений сложных процентов она  увеличивается. Кроме того, для каждой номинальной ставки можно найти  соответствующую ей эффективную  ставку. 

Понимание роли эффективной  процентной ставки чрезвычайно важно  для аналитика финансовой службы предприятия. дело в том, что принятие решения о привлечении средств, например, банковской ссуды на тех или иных условиях, делается чаще всего исходя из приемлемости предлагаемой процентной ставки, которая в этом случае характеризует относительные расходы заемщика. 
 
 
 
 

15.3. Математические  методы исследования экономики 

моделирование социальных процессов; моделирование эколого-экономических  систем 

В анализе экономического состояния и предприятия, и более  крупного субъекта национального хозяйства  применяется расчленение проблемы, или ситуации на более мелкие вопросы. Это позволяет применить к  исследованию логическую процедуру, которая  представляет собой моделирование. В частности, этот метод применим к с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.