На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Философии". Наукаиеесоциокультурныйстатус

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Наука  и ее социокультурный  статус 

    1.  Понятие науки  и ее основные  функции.
    2. Специфика и структура научного познания.
    3. Формы научного знания.
    4. Методы научного познания.
Понятие  науки 

    Наука  – сфера социально организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе предметного, объективного знания.
    В качестве самостоятельной формы духовной культуры общества наука выделяется в результате интеллектуальной революции 17 в.
Понятие  науки 

    В настоящее  время в философии и методологии  науки закрепилось представление  о науке как о явлении общественной  жизни, специфика которого подчеркивается  указанием на его основные  аспекты:
    наука как специфическая деятельность;
    наука как система знания;
    наука как социальный институт;
    наука как производительная сила;
    наука как форма общественного сознания.
Наука  как специфическая  деятельность 

    это  система познавательных действий, направленных на производство  и теоретическую систематизацию  объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности  и самом познании.
    Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
    Объект научной деятельности – совокупность особых сконструированных идеализированных объектов, которые не даны в повседневном опыте.
    Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой; для этого создается особая система подготовки, которая предполагает освоение субъектом большого массива знаний, умений, навыков и методов.
Структура  научной деятельности 

    В структурном  плане наука как специфическая  деятельность организована, прежде  всего, по дисциплинарному принципу.
    Наиболее масштабно можно выделить три основные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания:
    1) естественные – науки о природе;
    2) гуманитарные – науки об обществе и человеке;
    3) технические – науки об искусственных объектах.
    В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют два основных типа научных исследований:
    - фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);
    - прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач).
Наука  как система знаний 

    Совокупность  систематизированных и обоснованных  сведений о природной, социальной  и духовной реальности.
    Структура научного знания также организована прежде всего по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования.
Наука  как социальный  институт 

    Сообщество  занятых научной деятельностью  людей, организованное в системе  научных учреждений, объединенных  определенными принципами и нормами  профессиональной коммуникации, а  также формами взаимосвязи с  конкретно-историческим типом общества.
    Как социальный институт наука сформировалась в Новое время.
    В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора:
    1) академический (преобладают фундаментальные исследования);
    2) вузовский (фундаментальные + прикладные);
    3) отраслевой (преобладают прикладные исследования).
Наука  как производительная  сила 

    В настоящее  время наука является важнейшей  составляющей производительных  сил общества и фактором их  развития на пути разработки  и использования новых технологий, предметов труда и продуктов  предметно-практической деятельности.
    Технологии на основе науки, в настоящее время обеспечивают производство свыше 90% общественного продукта.
Наука  как форма общественного  сознания 

    Наука  выступает отражением реальности  в рационально упорядоченных  и систематизированных формах  знания.
    Ведущее значение в этом плане имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и решаются мировоззренческие вопросы.
    Важную роль имеет выработанный в науке стиль мышления как наиболее системный и обоснованный.
Основные  социальные функции  науки 

    - культурно-мировоззренческая (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека);
    - функция непосредственной производительной силы (использование науки для функционирования производства и управления им);
    - функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития (социально-экономические программы));
    - образовательная (воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта).
Динамика  науки 

    Выделяют  два вида динамики науки:
    - экстенсивный (постепенное накопление новых данных, фактов, методов и т.д. в рамках устоявшихся господствующих теорий и концепций);
    - интенсивный (пересмотр старых и формирование новых теорий и концепций).
    В осмыслении закономерностей развития науки в рамках философии науки существуют два основных подхода:
    - интернализм (развитие науки представляется как история научных идей, управляемая внутренне присущими ей закономерностями);
    - экстернализм (развитие науки определяется внешними социальными факторами).
Специфика  научного познания 

    1) Направленность  в идеале исключительно на  производство знания, нередко  вне конкретных представлений  о возможных сферах и способах  его последующего применения. 
    2) В основе познавательных действий лежит четкая выделенность их предмета. Наука в отличие от других типов познания нацелена на предметное и объективное изучение действительности (исследование объектов как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития – снятие личностных и ценностных моментов).
    3) Прогностичность – направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.
Специфика  научного познания 

    4) Научное  познание предполагает использование  специализированного инструментария:  специальные материальные средства  (реактивы, экспериментальные установки,  контрольные приборы и т.д.),  средства обработки информации  и связи, транспортные средства,  энергетические установки и т.д.
    5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).
    6) Специализированный язык. По сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.
    7) Результаты познавательных действий, организованных в форме научного познания, должны соответствовать ряду требований: объективности, воспроизводимости, контролируемости путей получения, обоснованности, системности.
Структура  научного познания 

    Выделяют  три основных уровня:
    Эмпирический
    Теоретический
    Метатеоретический
Специфика  эмпирического познания 

    Эмпирическое  исследование направлено в своей  основе на изучение явлений  и связей между ними (установление  самого факта существования познаваемого  объекта, его наблюдаемых свойств  и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д.).
    На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, а как бы проступают через явления.
    Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).
Специфика  теоретического познания 

    На  уровне теоретического познания  происходит выделение сущностных  связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет  собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.
    В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов, в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).
Специфика  метатеоретического  познания 

    Все  многообразие знаний объединено  в целостность. Это обеспечивается  не только взаимосвязью между  метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы  и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические  основания науки выступают системообразующим  блоком научного познания.
    Функции метатеоретических оснований науки:
    - определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;
    - систематизация имеющихся научных знаний;
    - обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Формы  эмпирического знания 

    Данные  наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей и задач. Информация о данных наблюдения фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме. В данных наблюдения наряду с объективной информацией содержится значительный пласт субъективной информации, зависящий от состояния наблюдателя и приборов (поэтому данные наблюдений могут давать как случайные, так и систематические ошибки).
    Эмпирический факт – форма научного знания, предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:
    - нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;
    - необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.
Формы  теоретического знания 

    Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.
    Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.
    Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.
    В рамках теории выделяют три основных элемента:
    - теоретическая идеальная модель (идеальные объекты и связи между ними);
    - набор понятий, в которых выражается содержание элементов (материальная точка, атом, электрон и т.д.);
    - законы, выражающие связи элементов теоретической идеальной модели и сформулированные в знаковой форме.
Формы  метатеоретического  знания 

    Научная  картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.
    Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.