На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Упрощенная система налогооблажения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


Содержание 

 

Введение

       Впервые упрощенная система налогообложения (УСНО) была введена в России  федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись  некоторые положения. Результатом такой работы явилось  введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. И с тех пор многие организации предпочли перейти на упрощенную систему налогообложения. Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. И напрасно. Ведь известно, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, тому же для бухгалтера этот спецрежим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета, таким образом, тема данной работы является актуальной.

       Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.  

       Упрощенная  система  налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) и иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим  — это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.[14, c.18]

       Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательность для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

       А с 2006 г. индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности, смогут вновь применяют упрощенную систему на основе патента.

       Упрощенная система может применяться хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации.

       То  есть, в отличие от системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход, упрошенная система, установленная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), действует на всей территории Российской Федерации.

       Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

       Необходимо  помнить о некоторых особенностях. Так, на выплаты социального характера (например, оплату путевки на лечение) за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога, следует начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. Причина состоит в том, что «упрощенцы» не являются плательщиками налога на прибыль, и поэтому применять норму, установленную пунктом 3 статьи 236 НК РФ, не могут. Именно такой позиции придерживаются налоговая служба и финансовое ведомство.

       Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы.

       В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие специальные налоговые режимы:

       - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

       - упрошенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

       - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

       - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

       Основы  действующей упрощенной системы  налогообложения установлены главой 26.1 НК РФ,  которая была  введена в действие  федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

       После введения упрошенной системы налогообложения  в действие перед малыми предприятиями  и встали два вопроса:

       - стоит ли применять упрощенную систему налогообложения;

       - если да, то какой вариант выгоднее для налогоплательщика.

       Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения.

       Гипотезой исследования является возможность  сделать вывод о рациональности и целесообразности применения УСНО на примере отдельного предприятия.

       В контрольной работе были решены такие задачи как:

        - произведен анализ влияния смены налогового режима на показатели финансовой деятельности организации;

        - так же разработана методика выбора оптимального варианта упрощенной системы налогообложения, минимизирующего величину налогового бремени;

       Выполнение  поставленной цели достигается путем раскрытия понятия упрощенной системы налогообложения, порядок  ведение  документации  и  отчетности,  методов  учета  доходов  и затрат, выявление  специфики  налогообложения предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения.

       При подготовке работы применялись следующие  методы исследования:

       - изучение действующей нормативно  – правовой базы;

       - изучение научной литературы;

       - анализ и обобщение отечественной практики;

       - сравнение и анализ различных  видов и форм налоговых режимов.

       Трудно  переоценить практическую значимость нашего исследования. Законы рынка  суровы и неверный выбор хозяйствующим  субъектом налогового режима может  обернуться для него огромными финансовыми убытками.

 

1 Упрощенная  система налогообложения  в системе налогообложения  России

       1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения

       Упрощенная  система налогообложения (УСНО) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

       Применять УСНО могут только те организации  и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным  ст. 346.12 и ст. 346.13 НК РФ.

       Упрощенная  система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 НК РФ — это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с общей  системой налогообложения.

       Суть  этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.

       Законодателем предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСНО и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных критериев, установленных ст. 346.13 НК РФ, должны в обязательном порядке вернуться на общий режим.

       Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пунктах 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ. Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают  на общих основаниях. Кроме того, кодексом установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также субъекты предпринимательства, применяющие УСНО, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных положениями НК РФ.

       Для организаций и предпринимателей, применяющих УСНО, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. В настоящее время ведение кассовых операций регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”.

       Субъекты  предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, вместо уплаты налогов приведенных в таблице 1.1. уплачивают единый налог. Перечень налогов, приведенный в таблице 1.1. является закрытым.

 
Таблица 1.1 - Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО
Субъекты  предпринимательской деятельности.
Наименование  налога, не уплачиваемого при применении УСНО.
Организации.
Налог на прибыль организации.
Налог на имущество организации.
Единый  социальный налог.
Налог на добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость, уплачиваемого  при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальные  предприниматели
Налог на доходы физических лиц (в отношении  доходов полученных от осуществления  предпринимательской деятельности).
Налог на имущество физических лиц 
Индивидуальные  предприниматели
Единый  социальный налог с доходов
Единый  социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными  предпринимателями в пользу физических лиц.
Налог на добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

       Так как перечень налогов, от уплаты которых  субъекты предпринимательской деятельности,  применяющие УСНО, освобождены, является закрытым, то помимо единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налоги и сборы, не упомянутые в данном перечне в соответствии с  общим режимом налогообложения, а также подавать в налоговые органы  декларации и иные формы отчетности по уплаченным налогам, сборам и взносов.

       Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны производить  уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Индивидуальным  предпринимателям следует также  обратить внимание на то, что факт перехода на УСНО не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в  отношении доходов, не связанных  с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое  не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог.

       Субъекты  предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, не освобождены  от исполнения обязанностей налоговых  агентов, предусмотренных НК РФ. Налоговые  агенты должны вести учет выплаченных  доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие УСНО.

       Помимо  налогов и сборов субъекты предпринимательской  деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

       1.2 Порядок исчисления налоговой базы

       Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по Единому налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

       6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

       15%, если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов.

       С 1 января 2009 года законами субъектов  РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости  от категорий налогоплательщиков.

       Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения:

       средняя численность работников в организации  или у индивидуального предпринимателя  за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;

       по  итогам девяти месяцев года, в котором  подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

       Некоторые организации и ИП не могут перейти  на УСН, так как попадают в категорию  лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12

       Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые на УСНО

       Страховые взносы на ОПС (Федеральный закон 167-ФЗ от 15.12.2001)

       на  финансирование страховой части  пенсии

       на  финансирование накопительной части  пенсии

       ИП  уплачивают фиксированные платежи, которые не зависят от дохода.

       Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональным заболеваниям (Федеральный закон 125-ФЗ от 24.07.1998г.)

       Добровольные  страховые взносы на социальное страхование  работников на случай временной нетрудоспособности (Федеральный закон 190-ФЗ от 31.12.2002г.)

       НДС

       ввоз  товаров на таможенную территорию РФ (Налоговый кодекс, ст.34611, ст.151)

       в случае выставления покупателю СФ с  выделенным НДС (Налоговый кодекс, ст.173 п.5)

       по  деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества (ст.174.1)

       Налог на прибыль организаций (уплачивают только организации, ИП не платят!) с  доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса 

       НДФЛ (уплачивают только ИП) с доходов  облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового Кодекса

       Акцизы (Налоговый кодекс, глава 22)

       ввоз  подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

       приобретение  в собственность нефтепродуктов;

       реализация  организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

       продажа конфискованных и/или бесхозяйственных подакцизных товаров;

       реализация  подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь

       Государственная пошлина (Налоговый кодекс, глава 25.3)

       Таможенная  пошлина (Таможенный кодекс, ст.318-319)

       Транспортный  налог (Налоговый кодекс, глава 28. Местные  законы о транспортном налоге)

       Земельный налог (Налоговый кодекс, глава 31. Местные  законы о земельном налоге)

       Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов (Налоговый кодекс, глава 25.1)

       Водный  налог (Налоговый кодекс, глава 25.2)

       Налоги, уплачиваемые на УСНО в качестве налогового агента:

       НДФЛ (Налоговый кодекс, глава 23)

       Налог на прибыль организаций - выплата  дивидендов юридическим лицам (Налоговый кодекс, глава 25)

       НДС (Налоговый кодекс, ст.161)

       Расчет единого налога

       Объект налогообложения – доходы

       Определяется  налоговая база = сумма учитываемых  доходов за отчетный (налоговый период).

       Определяется  первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 6%.

       Определяется  сумма уплаченных взносов на ОПС.

       Если  первоначальная сумма налога (п. 2) х 50% > суммы уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = сумма  взносов (п. 3).

       Если  первоначальная сумма налога (п. 2) х 50% < суммы уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = первоначальная сумма налога (п. 2) х 50%.

       Определяется  сумма пособий по временной нетрудоспособности = общая сумма выплаченных пособий  – сумма, возмещаемая ФСС РФ.

       Определяется  сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 2) – сумма вычета (п. 3.1 или п. 3.2) - сумма пособий по временной нетрудоспособности (п. 4) – сумма налога за предыдущий период.

       Объект налогообложения – доходы минус расходы за отчетный период

       1. Определяется налоговая база = сумма  учитываемых доходов - сумма учитываемых  расходов за отчетный период.

        1.1 Если налоговая база (п. 1) > 0, первоначальная  сумма налога = налоговая база (п. 1) х 15% (или льготная ставка).

        1.2 Если налоговая база (п. 1) < 0, налог не уплачивается.

       2. Определяется сумма налога, фактически  уплаченная за предыдущие отчетные  периоды.

       3. Определяется сумма налога, подлежащая  доплате в бюджет = первоначальная  сумма налога (п. 1.1) - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 2).

        3.1. Если сумма налога, подлежащая  доплате в бюджет > 0 : платим.

        3.2. Если сумма налога, подлежащая  доплате в бюджет < 0 : не платим.

       Объект налогообложения – доходы минус расходы налоговый период

       Определяется  налоговая база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за налоговый период.

       Определяется  сумма минимального налога = доходы х 1%.

       Если  налоговая база (п. 1) < 0, уплате в  бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

       Если  налоговая база (п. 1) > 0, тогда:

       Определяется  первоначальная сумма налога = налоговая  база (п. 1) х 15%.

       Если  сумма минимального налога (п. 2) > первоначальной суммы налога (п. 3), уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

       Если  сумма минимального налога (п. 2) < первоначальной суммы налога (п. 3), тогда сумма  налога = первоначальная сумма налога (п. 3).

       Определяется  сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

       Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 3) - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 4).

       Если  сумма налога, подлежащая доплате  в бюджет > 0 : платим.

       Если  сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0 : не платим.

       Отчетность организации, применяющей упрощенную систему налогообложения

       Термины, используемые при сдаче отчётности

       До: отчётность должна быть предоставлена  или отправлена по почте (подтверждается описью и уведомлением), либо уплачен налог, после окончания отчётного периода до указанной даты. Если дата попадает на выходной день, то сроком считается следующий рабочий день.

       Не  позднее: отчётность должна быть предоставлена  или отправлена по почте (подтверждается описью и уведомлением) после окончания отчётного периода до указанной даты. Срок при наличии выходного дня не переносится.

       Обязательно Касается всех "упрощенцев"

       Отчетность, сдаваемая в Фонд Социального Страхования

       Расчетная ведомость по средствам Фонда  социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС(сдается в ФСС до 15 числа месяца, следующего за кварталом). Обязательно заполняются таблицы 4, 9-10. Таблицы 5-8, 11-12 заполняются, а листы вкладываются, только при наличии соответствующих данных. (однако таблица 12 должна быть из-за того, что на данном листе ставится подпись и печать). Предоставляется организациями и ИП - работодателями.

       Форма 4а-ФСС: нужна при добровольной уплате страховых взносов 

       Подтверждение вида деятельности: Каждый год организации  не позднее 15 апреля обязаны подтверждать основной вид деятельность в ФСС (для определения тарифов по страховым взносам от несчастных случаев и профессиональным заболеваниям). Для этого в ФСС предоставляется: «Заявление о подтверждении основного вида деятельности», «Справку-подтверждение основного вида деятельности». В некоторых отделениях ФСС, требуют копию годовой декларации по УСН с отметкой налоговой инспекции. Индивидуальным предпринимателям подтверждать вид деятельности не надо.

       Отчетность, сдаваемая по итогам отчетных периодов (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев)

       Обязательно ! С 1 января 2009 года декларация по УСН сдается только по итогам налогового периода, т.е. года. При этом обязанность уплачивать налог по итогам отчетных периодов остается. Срок уплаты - до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

       Обязательно Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (сдается в налоговую инспекцию до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом)

       Декларация  по НДС, в случае, если организация  является налоговым агентом по НДС (сдается в налоговую инспекцию  не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом).

       Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу, предоставляется только налогоплательщиками налога (сдается в налоговую инспекцию до последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом).

       Декларация  по налогу на прибыль организаций (сдают  организации, получившие доходы, облагаемые по ставкам предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса. Сдается в налоговую инспекцию до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

       Отчетность, сдаваемая по итогам налогового периода (года)

       Обязательно Сведения о среднесписочной численности работников (сдается в налоговую до 20 января).

       Декларация  по НДС, в случае, если организация  является налоговым агентом по НДС, (сдается в налоговую инспекцию  до 20 января).

       Индивидуальные  сведения в Пенсионный фонд (сдаются  в Пенсионный фонд не позднее 1 марта):

       -ведомость  уплаты страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование  по форме АДВ-11 по состоянию  на 31 декабря отчетного года. Другими  словами, это сверка платежей  с Пенсионным фондом. Только после  подтверждения расчетов можно  сдавать индивидуальные сведения.

       -Форма  СЗВ-4-2 - списочная, то есть в  ней могут быть приведены сведения  сразу по нескольким застрахованным. Но не более чем о десяти  на одной странице. Эту форму  заполняют по застрахованным  лицам, которые не имеют права  на досрочное назначение пенсии. Обратите внимание, на работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей нужно заполнять именно эту форму, несмотря на то что они могут выйти на пенсию раньше.

       -Форму  СЗВ-4-1 заполняют отдельно на каждого  застрахованного. Ее оформляют, когда подаются сведения о работниках, у которых есть право на получение досрочной трудовой пенсии. Этот бланк организации должны также заполнять на работников, которые находились, например, в декрете, отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. При этом в графе "Исчисление трудового стажа: дополнительные сведения" проставляют коды "ДЕКРЕТ" или "ДЕТИ". Дело в том, что в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывают те периоды, когда сотрудник получал пособие по нетрудоспособности во время декретного отпуска или находился в отпуске по уходу за ребенком.

       Страхователь  группирует представляемые в территориальный  орган ПФР документы, содержащие индивидуальные сведения на застрахованных лиц, в отдельные пачки по типу, виду форм и категории застрахованного лица. В пачке допускается не более 200 документов. Каждую такую пачку нужно сопроводить описью передаваемых в Пенсионный фонд документов по форме АДВ-6-1.

       Организации должны подать в Пенсионный фонд сведения о страховом стаже и начисленных взносах по каждому работнику не позднее 1 марта (Постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п).

       Декларация  по единому налогу по УСН (сдается  в налоговую до 31 марта для  организаций, ИП - до 30 апреля).

       Декларация  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (сдается в налоговую инспекцию до 30 марта). Также законом 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрена сдача копии декларации с отметкой налоговой в Пенсионный фонд. Но срок сдачи декларации в ПФ законом не установлен и ПФ не требует.

       Обязательно Сведения о доходах физических лиц  по форме 2-НДФЛ (сдается в налоговую  инспекцию до 1 апреля, отправка по почте  не допускается)

       Декларация  по земельному налогу (только для налогоплательщиков земельного налога). Сдается в налоговую до 1 февраля.

       Декларация  по транспортному налогу, предоставляется  только организациями имеющие являющимися  плательщиками налога (сдается в  налоговую до 1 февраля)

       Декларация  по налогу на прибыль организаций (сдают организации, получившие доходы, облагаемые по ставкам предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса. Сдается в налоговую инспекцию до 28 марта.

       Ведение бухгалтерского учёта и сдача бухгалтерской отчётности организаций

       В настоящее время существует правовая неопределённость с порядком ведения  в полном объёме бухгалтерского учёта

       Однозначно  должны вести и сдавать отчётность

       Плательщики, совмещающие УСН с ЕНВД

       Акционерные общества

       Предприятия, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и/или выплачивающие дивиденды

       Дополнительная информация

       Книга доходов и расходов, в случае, если она велась в электронном  виде, подписывается (только подписывается, а не сдается!) в налоговой инспекции по итогам налогового периода. Если книга ведется вручную, то заверяться она должна до начала ее ведения. С 2009 года установлен срок подписания книги, ведущейся в электронном виде. Она должна подписываться не позднее срока, установленного для сдачи декларации за налоговый период (т.е. 31 марта для организаций и 30 апреля для ИП) На каждый год устанавливается коэффициент-дефлятор для определения годового лимита выручки. В 2009 году коэффициент-дефлятор составляет 1,538 . Т.е. годовой лимит выручки 30 760 000 рублей

       Статистика

       Организации, являющиеся малыми предприятиями, сдают  форму ПМ (квартальную только если попали в выборку, годовую- сплошной), и годовую декларацию по УСН (но не везде ее требуют, да и обязанности сдавать её нет).

       Предприятия, в число учредителей которых  входит иностранный гражданин, сдают  полным списком.

       Кроме этого могут быть различные отраслевые формы. Микропредприятия сдают раз  в год форму МП (микро). Уточнять все в своем стат.управлении.

       При сдаче нулевой отчетности во многих налоговых инспекциях требуют предоставить справку из банка об отсутствии выплаты  заработной платы. Требование такой  справки является незаконным, но многие сдают, дабы не портить отношения  с налоговой.

       Предоставление различных справок о расчетных счетах (отменена), отнесении к субъектам малого предпринимательства и т.п. является анахронизмом. Поэтому требование налоговой инспекции сдать эти справки можно игнорировать. В случае отказа принять отчетность – посылать декларации по почте.

       Переход на УСН и возможность изменения объекта налогообложения

       Организации и ИП подают заявления о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году ее применения. Вновь зарегистрированные организации и ИП подают заявление в пятидневный срок с момента регистрации в налоговом органе. Более подробно порядок перехода на УСН описан в ст.346.13 Налогового кодекса. Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения УСН в следующих случаях: Если подано заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, то до 20 декабря, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенка. Для смены объекта налогообложения (если Вы вдруг передумали, и решили изменить 6% на 15% или наоборот) Вам надо подать заявление до 20 декабря года, предшествующего смене объекта налогообложения. С 1 января 2009 года не надо ждать 3 года для возможности сменить объект налогообложения.

       Обратите  внимание! Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом не имеют право применять УСН 6%.

       Потеря права применения УСН

       Условия, при которых налогоплательщик теряет право применять УСН, изложены в  ст. 346.13 НК. Некоторые пояснения: Если доход превысит установленный лимит. В 2009 году лимит составляет 30 760 000 рублей ( 20 млн х 1,538). Обратите внимание, что выручка от деятельности, попадающей под ЕНВД, при расчете лимита не учитывается. А вот ограничения по численности работников и стоимости ОС и НМА определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности (ст.346.12 п.4 НК) Если налогоплательщик становится участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом , то он теряет право применять УСН 6%, но это не дает ему право автоматического перехода на УСН 15%. Он обязан перейти на ОСНО. ИП не касается лимит в 100 млн. рублей по ОС. Поэтому если они его превысят (правда, представить это можно только теоретически), то они не потеряют право применять УСН.

       Учет ОС

       Организации, применяющие УСН, обязаны вести  бухгалтерский учет основных средств (Закон о бухгалтерском учете 129-ФЗ). Понятия «налоговая амортизация» при УСН нет. С 2006 года ОС приобретенные (изготовленные) в период применения УСН списываются в расход равными долями по отчетным периодам. Т.е., приобрели ОС в 1 квартале, расходы делите на 4 части, и включаете по 1 части каждый квартал. В целях налогового учета к ОС относится имущество, стоимостью более 20 тысяч рублей. Имущество стоимостью 20 тыс. и меньше списывается в расходы в составе материальных расходов, конечно, при условии соблюдения общих требований к расходам – экономической обоснованности, документальной подтвержденности и т.п. В случае неполной оплаты ОС, в расходы можно включать ОС в части оплаченных сумм С 2007 года в расходы можно включать расходы достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.

       Расходы

       Список  расходов, на которые можно уменьшить  доходы, приведен в ст.346.16 Налогового кодекса. Обратите внимание, что в самой этой статье есть ссылки на статьи главы 25 Налогового кодекса. Так, материальные расходы принимаются к расходам согласно ст.254 НК. Соответственно, и список этих самых материальных расходов надо смотреть в ст.254 НК. Долгое время шли споры о возможности включения в расходы самого единого налога по УСН. С 2008 года этот вопрос закрыт окончательно, в связи с прямым указанием в НК - налог, уплаченный в соответствии с главой 26.2 в расходы не берется.

       Книга доходов и расходов В 2006-2008 годах  действовала книга, утвержденная Приказом Минфина России от 30 декабря 2005г. 167н. (в ред.Приказа Минфина России от 27.11.2006 № 152н). С 2009 года вводится новая  книга (сама форма практически не изменилась) и новый Порядок её заполнения. Согласно решению Верховного Суда от 26.05.2006 по делу ГКПИ 06-499 в книге доходов и расходов признаны недействующими графы с названиями «Доходы - всего» (графа 4) и «Расходы – всего» (графа 6). Книга ДиР подписывается в налоговой инспекции либо до начала ведения книги (если она ведется рукописным способом), либо после окончания налогового периода (если она ведется в электронном виде). Сроков подписания электронного варианта книги законом не установлено. Но по мнению Минфина, которое недавно поддержал ВАС, книга должна подписываться в сроки, установленные для сдачи годовой декларации по УСН.

       Упрощённая система налогообложения на основе патента

       Для индивидуальных предпринимателей (ИП) предусматривается возможность оплаты налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) путем выкупа патента. Порядок уплаты патента по УСН фактически заимствует правовой механизм единого налога на вмененный доход, так как цена патента будет определяться на основании потенциального дохода, размер которого будут устанавливать субъекты РФ. Кроме этого, похожий порядок действовал до 2002 года.

       Порядок определения потенциального дохода в главе 26.2 НК РФ предусматривает  возможность не более чем в 30 раз  увеличить показатели базовой доходности, определяемые для единого налога на вмененный доход.

       Решение о возможности применения ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ с 1 января 2009 г. потеряли право выбирать конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, и теперь в случае принятия закона о патентной УСН, патент можно получить по всем видам, перечисленным в пункте 2 статьи 346.25.1. НК РФ). В некоторых субъектах (например, в Санкт-Петербурге) закон по УСН на основе патента не принят.

       Кто может применять УСН на основе патента? Индивидуальный предприниматель, который занимается деятельностью,попадающей под патентную УСН на территории конкретного субъекта РФ. ИП на патентной УСН вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек. Обратите внимание, что если по этому же виду деятельности в Вашем муниципальном (городском) округе принят ЕНВД, то с при применении патента ИП не переводится на вмененку, если купит патент по виду деятельности, попадающему под ЕНВД

       Как перейти на УСН на основе патента? Подать заявление в налоговую  инспекцию по месту постановки индивидуального  предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. ИП, уже имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента на территории другого субъекта РФ. При этом в какую налоговую инспекцию на территории другого субъекта подается это заявление, Налоговый кодекс умалчивает.

       На  какой период можно получить патент и сколько он стоит?

       Патент  выдается по выбору налогоплательщика  на период от одного до 12 месяцев. Налоговым  периодом считается срок, на который выдан патент.

       В законе субъекта РФ указываются величина базовой доходности для определения  размера потенциально возможного к  получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской  деятельности. Размер потенциально возможного дохода устанавливается на один календарный год. Если законом субъекта годовой доход на следующий календарный год не изменен, то действует доход, установленный на предыдущий год, при этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (на 2009 год коэффициент составляет 1,538)

       Годовая стоимость патента определяется как произведение потенциально возможного к получению годового дохода и  налоговой ставки 6 процентов. Так, в  Москве по виду деятельности «ремонт обуви» установлен потенциально возможный годовой доход 120 000 руб. Значит годовая стоимость патента для ИП, занимающегося этим видом деятельности, составляет 7 200 рублей.

       Каков порядок оплаты патента?

       Одна  треть стоимость патента оплачивается в течение 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся стоимости патента производится после окончания срока, на который выдан патент, не позднее 25 календарных дней. При этом при оплате оставшейся части патента, ее можно уменьшить на сумму фиксированных пенсионных взносов

       Когда ИП утрачивает право на применение УСН на основе патента и каковы последствия этой утраты? Если превысит среднесписочную численность нанятых  работников Если он не оплатил (не полностью оплатил) одну треть стоимости патента в течении 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента Если превышен предельный размер доходов, предусмотренных ст.346.13 НК РФ. В 2009 году этот доход составляет 30 млн. 760 тыс. рублей

       Последствия утраты права на применение патентной  УСН достаточно грустные – ИП придется вернуться на ОСНО с даты, с которой  ИП начал работать на патенте, при  этом придется пересчитать все налоги (Представьте себе, во сколько обойдется начисление только одного НДС!) Кроме того, не возвращается уже уплаченная стоимость патента.

       Вернуться на патентную УСН ИП сможет только через три года.

       В случае перехода на обычную систему  налогообложения ИП обязан в течение 15 календарных дней сообщить об этом в налоговую. Хотя, больше чем на 50 рублей (по ст.126 НК) оштрафовать за несообщение не могут.

       Обязан  ли ИП сдавать декларацию и вести  книгу учета доходов и расходов? Налоговую декларацию по упрощённой системе налогообложения ИП не сдает. Но вести книгу доходов и расходов обязан (только в части доходов). С 1 января 2009 года для ИП на патентной УСН введена своя форма книги (приказ Минфин РФ от 31.12.2008 г. № 154н)

       Какие подводные камни есть у патентной  УСН?

       Патент  действует только на территории субъекта, его выдавшего. Если ИП хочет работать дополнительно в другом субъекте, ему нужно получить патент и там. И получается, что налогоплательщик попадает под двойное налогообложение.

       Непонятно, что делать в ситуации, если в  одном субъекте патент получить можно, а в другом патентной УСН нет. О возможности применять оба вида УСН (патентной и обычной) нигде не написано. Механизма распределения расходов между обычной и патентной УСН в законодательстве также нет. Правда, в статье 346.25.1 прописано, что при нарушении правил применения патентной УСН предприниматель должен платить налоги по общей системе и стоимость патента ему не вернут. Однако расширение бизнеса до соседнего субъекта или, допустим, смену места жительства, вряд ли можно назвать нарушением.

       Налоговая база

       Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков, принявших  в качестве объекта налогообложения  доходы, налоговая база будет равна  денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов. Причем, такой порядок определения налоговой базы действителен только до 2004 г включительно. Начиная с 1 января 2005 г  для всех налогоплательщиков, применяющих УСНО, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая база соответственно денежному выражению доходов уменьшенных на величину расходов.

       При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.

       Особенностью  налогообложения организаций и  индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСНО,  является обязанность уплаты при определенных обстоятельствах  минимального налога.

       Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы.

       При этом оговорено, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые (но не отчетные) периоды включить  разницу между суммой уплаченного  минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой  базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положением пункта 7 ст. 346.18 НК РФ.

       Пункт 7 ст. 346.18 НК РФ устанавливает правила и порядок уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСНО и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение доходов над расходами. Разумеется, доходы и расходы определяются порядком, установленным для организаций и предпринимателей, перешедшим на УСНО.

       Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

       Налогоплательщик  обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течении всего срока списания убытка.

       Для обеспечения правильного списания убытков необходимо вести обособленный учет  каждого убытка и динамику его списания.

       Убыток, полученный налогоплательщиком при приме6нения общего режима налогообложения, не принимается при переходе на УСНО. Аналогично, убыток, полученный при применении УСНО, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

       Налогоплательщик, перешедший на УСНО и выбравший в  качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в 2004 г получил доход в размере 9000  тыс. руб. и осуществил расходы на величину 8500 тыс. руб. Необходимо рассчитать сумму налога, подлежащего уплате.

       Сумма налога, исчисленного в общем порядке, составляет:

         тыс. руб.

       Сумма минимального налога составит:

         тыс. руб.

       Так как сумма минимального налога превышает сумму налога исчисленного в общем порядке, то налогоплательщик должен уплатить минимальный налог в размере 90 тыс. руб. Разница между суммой минимального налога и налога исчисленного в общем порядке, в размере 15 тыс. руб., может быть включена в расходы при исчислении налоговой базы в последующие налоговые периоды, или увеличить сумму убытка, переносимого на будущие налоговые периоды.[17, с. 132]

       Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший  в качестве объекта  налогообложения  доходы, уменьшенные  на  величину расходов, в 2004 г получил доход 800 тыс. руб. и осуществил расходы на сумму 1200 тыс. руб. В 2005 г доход составил 2100 тыс. руб., а расходы – 1100 тыс. руб. Необходимо рассчитать налоговые базы за 2004 и 2005 г.

       В 2004 г налогоплательщик понес убытки в размере:

       1200 – 800 = 400 тыс. руб.

       Т. к. налоговая база за этот налоговый  период равна нулю, то налогоплательщик должен уплатить минимальный налог в размере:

         тыс. руб.

       Общая сумма убытков за 2004 г (включая минимальный доход) 408 тыс. руб.

       Налоговая база за 2005 г составит:

       2100 – 1100 = 1000 тыс. руб.

       Эту сумму можно уменьшить на величину убытков, понесенных в 2004 г, но не более чем на 300 тыс. руб. (30% от налоговой базы). Итого налоговая база за 2005 г с перенесенными убытками за 2003 г составит;

       1000 –300 = 700 тыс. руб.

       Величина  нераспределенных убытков, в сумме 108 тыс. руб. (408 тыс. руб. – 300 тыс. руб.), можно будет списать в последующие налоговые периоды до 2013 г включительно.

 

2 Практика  расчетов по упрощенной  системе налогооблажения

       2.1 Порядок исчисления и уплаты налога

       Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный  год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и девять месяцев. По результатам налогового периода налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму налога, а по итогам отчетного периода налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму квартального авансового платежа.

       Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

       Размер  налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 15 процентов. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов.

       Налогоплательщик, применяющий УСНО, по итогам каждого  отчетного периода должен исчислить  сумму квартального авансового платежа  нарастающим итогом соответственно за первый квартал, полугодие и девять месяцев, с учетом ранее уплаченных квартальных авансовых платежей за предыдущие отчетные периоды.

       Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший  в качестве объекта налогообложения  доходы, может уменьшить сумму  налога (квартального авансового платежа) за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансового платежа) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов,  такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

       Уплаченные  квартальные авансовые платежи, по итогам отчетного периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

 

       

        Рис. 2.1 Алгоритм расчета налога для объекта налогообложения – доходы

        Рис. 2.2 Алгоритм расчета суммы квартального авансового платежа за отчетный период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

 


        Рис. 2.3. Алгоритм расчета суммы налога за налоговый период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

       Как видно из приведенных выше схем, может возникнуть ситуация, когда у налогоплательщика за счет вычета сумм налога, уплаченного за предыдущие отчетные периоды появится переплата по единому налогу. Такая ситуация вполне реальна – например, во втором и последующих кварталах у налогоплательщика, принявшего в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов, доходов практически может  и не быть, но он продолжает нести расходы, в том числе и постоянные. Для такого случая ст. 78 НК РФ предусмотрена возможность зачета в счет предстоящих платежей или возврата излишне уплаченной суммы налога. Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога производится с письменного заявления налогоплательщика.[23, с.13]

       Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший  в качестве объекта налогообложения доходы, в 2004 г получил следующие доходы:

       в первом квартале – 3000 тыс. руб.;

       во  втором квартале – 2000 тыс. руб.;

       в третьем квартале – 5000 тыс. руб.;

       в четвертом квартале – 4000 тыс. руб.,

       и осуществил уплату страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование в размере (с вычетом суммы возмещенной ФСС РФ):

       в первом квартале – 10 тыс. руб.;

       во  втором квартале – 10 тыс. руб.;

       в третьем квартале – 10 тыс. руб.;

       в четвертом квартале – 10 тыс. руб.

       Необходимо  рассчитать суммы квартальных авансовых  платежей по итогам отчетных периодов и сумму налога, подлежащую доплате, по итогам налогового периода.

       Суммы квартальных авансовых платежей составят:

       за  первый отчетный период  3000 х 6% - 10 = 170 тыс.руб.;

       за  второй отчетный период  (3000 + 2000) х 6% - 10 – 10 – 170 = 110 тыс. руб.;

       за  третий отчетный период (3000 + 2000 + 5000) х 6% - 10 – 10 – 10 – 170 – 110 = 290 тыс. руб.

       Сумма налога, подлежащая доплате, по итогам налогового периода:

       (3000 + 2000 + 5000 + 4000) х 6% - 10 – 10 – 10 –  10 – 170 – 110 – 290  =  230 тыс. руб.

       Сумма налога, уплаченная в течении налогового периода составила:

       170 + 110 + 290 + 230 = 800 тыс.руб.

       При исчислении сумм авансовых платежей (налога) суммы уплаченных страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование принимались к вычету в полном размере, т. к. они не уменьшали суммы авансовых платежей (налога) более чем 6,6 % (во втором отчетном периоде).

       Организация, применяющая УСНО и выбравшая  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на сумму расходов, в 2004 г получила следующие доходы и осуществила расходы:

       в первом квартале – доходы 5000 тыс. руб., расходы 4500 тыс.руб.;

       во  втором квартале – доходы 4500 тыс. руб., расходы 4000 тыс.руб.;

       в третьем квартале – доходы 4700 тыс. руб., расходы 3400 тыс.руб.;

       в четвертом квартале – доходы 1200 тыс. руб., расходы 2000 тыс. руб.;

       Суммы квартальных авансовых платежей составят:

       за  первый отчетный период (5000 - 4500) х 15% = 75 тыс.руб;

       за  второй отчетный период   (5000 + 4500 – 4500 - 4000) х 15% - 75 = 75 тыс. руб.;

       за  третий отчетный период (5000 + 4500 + 4700 – 4500 – 4000 - 3400) х 15% - 75 – 75 = 195 тыс. руб.;

       Сумма налога по итогам налогового периода  равна:

       (5000 + 4500 + 4700 + 1200 – 4500 – 4000 – 3400 - 2000) х 15% = 225 тыс. руб.

       Сумма минимального налога по итогам налогового года  составит:

       (5000 + 4500 + 4700 + 1200) х 1% = 154 тыс. руб. < 225 тыс. руб.

       Уплата  минимального налога не производится, а уплате в бюджет подлежит сумма  налога в размере 225 тыс. руб.

       Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, по итогам налогового периода:

       225 – 75 –75 –195 = - 120 тыс. руб.

       Знак  “ - ”  указывает то, что у налогоплательщика  возникла переплата по налогу. Таким  образом,  налогоплательщик может  требовать у налоговых органов  зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в размере 120 тыс. руб.

       Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источников доходов, налоговых льготах и других данных, связанных с исчислением налога.

       В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, помимо декларации по единому налогу, также обязаны представлять декларации по другим налогам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, декларации по НДФЛ, региональным, местным налогам и т. д.).

       Налогоплательщики – организации подают налоговые  декларации в налоговые органы по месту нахождения, налогоплательщики  – индивидуальные предприниматели  – по месту своего жительства.

       Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам отчетных (квартальные декларации) и налогового (годовая декларация) периодов. Квартальные декларации налогоплательщики – организации и индивидуальные  предприниматели  представляют не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Годовую декларацию налогоплательщики – организации представляют  не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

       Формы налоговой декларации и инструкции по заполнению  утверждается Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам.[6]

       2.2 Особенности налогового учета при смене налогового режима

       Как уже было отмечено выше налогоплательщики, перешедшие на УСНО, при определении  доходов и расходов используют кассовый метод, а при применении общего режима налогообложения организации могут  применять как кассовый метод, так и метод начисления. Отличие этих методов заключается разных принципах признания, для целей налогообложения, даты получения доходов и осуществления расходов.  Если при применении общего режима налогообложения используется кассовый метод, то при переходе на УСНО никаких трудностей не возникнет. Это утверждение также верно  при переходе с УСНО на основной режим с использованием кассового метода. Однако когда при применении общего режима используется метод начисления, то при переходе на УСНО или возврата с нее могут возникнуть некоторые сложности в определении налоговой базы. В этой ситуации необходимо руководствоваться переходными положениями, установленными ст. 346.25 НК РФ, которые обеспечивают учет всех доходов и расходов, а также исключают возможность их двойного счета.

       При переходе с общего режима налогообложения  с использованием метода начисления организации должны руководствоваться  следующими правилами:

       1. в налоговую базу при исчислении  единого налога включаются полученные  авансы по договорам, исполнение  которых предстоит при применении  УСНО (непогашенная кредиторская  задолженность покупателям). Это  обусловлено тем, что такие  суммы не были ранее учтены  в составе доходов при исчислении налога на прибыль организации. Датой получения этих доходов признается дата перехода на УСНО;

       2. не включаются в налоговую  базу денежные средства, полученные  после перехода на УСНО, по  договорам, исполненным в период  применения общего режима  налогообложения (денежные средства в счет погашения кредиторской задолженности покупателей) т. к. они были учтены в составе доходов при исчислении налога на прибыль организации;

       3. расходы, оплаченные в период  применения общего режима налогообложения и осуществленные после перехода на УСНО, включаются в состав расходов при определении налоговой базы по единому налогу в момент их осуществления (дебиторская задолженность поставщиков);

       4.  не вычитаются из налоговой  базы расходы, оплаченные после перехода на УСНО, в оплату расходов налогоплательщика по договорам, исполненным в период применения общего режима.

       Переходные  положения также установлены  по налоговому учету основных средств. Основные средства, приобретенные и  оплаченные в период применения общего режима налогообложения, на дату перехода на УСНО в налоговом учете отражаются по остаточной стоимости.

       Основные  средства, приобретенные в период применения общего режима, оплата которых  будет осуществлена после перехода на УСНО, учитываются в налоговом учете по остаточной стоимости начиная с месяца, следующего за месяцем оплаты.

       При возврате с УСНО на общий режим  налогообложения с использованием метода начисления организации выполняют  следующие правила:

       1. в налоговую базу по налогу  на прибыль не включаются денежные средства, полученные после перехода  на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы по исчислении налоговой базы при применении УСНО;

       2. расходы, осуществленные после  перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

       Помимо  переходных положений в отношении  доходов и расходов, также установлено  переходное положение по налоговому учету объектов основных средств, придерживаться которого должны налогоплательщики, применяющие как метод начисления, так и кассовый метод:

       1.  при переходе на общий режим  налогообложения в налоговом  учете на дату перехода отражается  остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом исчисленных сумм амортизации, за период применения УСНО. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

       Из  приведенного выше положения по учету  объектов основных средств следует, что при переходе на общий режим  налогообложения налогоплательщик, по каждому объекту основных средств, должен провести перерасчет сумм амортизации и определить остаточную стоимость. Для индивидуального предпринимателя, принявших решение о переходе на УСНО, в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено каких либо переходных положений.

       Организацией  после перехода на УСНО приобретен объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. и сроком полезного использования пять лет. Расходы по приобретению объекта основных средств были единовременно приняты к налоговому учету. По истечении трех лет организация перешла на общий режим налогообложения. Необходимо рассчитать остаточную стоимость объекта основных средств на дату перехода на основной режим и сумму дохода принимаемой для целей налогообложения, полученной в результате такого пересчета.

       Определение остаточной стоимости производится в соответствии с главой 25 НК РФ. Норма амортизационных отчислений за один год равна:

       120 тыс.руб. : 5 лет = 24 тыс. руб.

       За  период применения УСНО, по правилам главы 25 [1], могла быть начислена амортизация  в сумме:

       24 тыс. руб. х 3 года = 72 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.