На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Архивоведение. Главархивы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...4
    Главархив СССР. Ликвидация систем партийных архивов и передача документов в общий государственный архивный фонд………………………..5
    Образование Роскомархива………………………………………………….11
    Итоги архивной реформы в 1990-х годах в России………………………..13
    Заключение…………………………………………………………………...22
    Список литературы…………………………………………………………..23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Архивы  существовали с момента возникновения  письменности. Хранить документы  было необходимо во все времена. Документ - это и юридическое свидетельство, и исторический памятник.
     Архивы - это память общества. Ведь только опираясь на документы, видя цифры, факты, можно  интерпретировать события. Именно поэтому  все политические режимы - королевские, республиканские, коммунистические и другие сохраняли или уничтожали архивы, т. к. архивы или обосновывали, или уничтожали их власть. Архивы всегда были торжищем идеологической борьбы. Они существуют как объективная реальность, которая отображает через документальные источники все действия человечества, государства, общества, отдельных его слоев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Главархив СССР.
      Ликвидация  систем партийных  архивов и передача документов в общий  государственный  архивный фонд

     Реорганизации архивной службы:

     1918 – Центральный комитет по управлению архивами при Наркомате просвещения РСФСР (ЦКУА)
     1918-1922 – Главное управление архивным  делом при Наркомате просвещения  РСФСР (ГУАД при Наркомпросе  РСФСР, Главархив) (с 1921 г. — при ВЦИК).
     1922-1929 – Управление Центральным архивом  при ВЦИК (Центрархив РСФСР).
     1929-1938 – Центральное архивное управление  при ВЦИК (ЦАУ РСФСР, Центрархив РСФСР).
     1929-1938 – Центральное архивное управление  при ЦИК СССР (ЦАУ СССР, Центрархив СССР).
     1938-1941, 1944-1948 – Главное архивное управление НКВД СССР (ГАУ НКВД СССР, Главархив СССР).
     1941-1944 – Управление государственными архивами НКВД СССР.
     1948-1960 – Главное архивное управление  МВД СССР (ГАУ МВД СССР, Главархив  СССР).
     1960-1991 – Главное архивное управление  при Совете Министров СССР (ГАУ  при СМ СССР, Главархив СССР).
     1955-1961 – Архивное управление МВД  РСФСР (АУ МВД РСФСР)
     1961-1963, 1971-1990 – Главное архивное управление  при Совете министров РСФСР  (ГАУ при СМ РСФСР, Главархив  РСФСР) 
     1990-1991 – Комитет по делам архивов  при Совете Министров РСФСР  (Роскомархив)
     1991-1992 – Комитет по делам архивов  при Правительстве РФ (Роскомархив)
     1992-1996 – Государственная архивная служба Российской Федерации (Росархив)
     1996-2004 – Федеральная архивная служба Российской Федерации (Росархив)
     С 2004 по настоящее время — Федеральное архивное агентство (Росархив) 

      В соответствии с декретом СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» все документы архивов объединялись в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ) и находились в собственности государства.
        Для руководства ЕГАФ указанным декретом было образовано Главное управление архивным делом (Главархив) при Наркомпросе РСФСР. Группы и комплексы архивных фондов, входившие в состав ЕГАФ, образовывали секции, имевшие отделения и отделы. Существовали следующие секции:
      -  законодательства, верховного управления и внешней политики;
      - юридическая;
      - военно-морская;
      - народного просвещения;
      - историко-экономическая;
      - внутреннего управления и самоуправления;
      - историко-революционная;
      - печатных изданий;
      - историко-литературная.
      При заведующем Главархивом находилась коллегия.
      Постановлением  ВЦИК от 26 ноября 1921 г. архивы были переданы из Наркомпроса РСФСР в ведение  ВЦИК. 30 января 1922 г. президиум ВЦИК утвердил положение, в соответствии с которым все архивные учреждения Республики образовывали в совокупности Центральный архив РСФСР (Центрархив РСФСР). Все архивные материалы как находящиеся в архивохранилищах Центрархива РСФСР, так и не находящиеся в них, а только состоящие на учете, образовывали ЕГАФ, который по-прежнему делился на секции в соответствии с содержанием входивших в его состав документов. Количество секций было сокращено до пяти: политическая, юридическая, экономическая, историко-культурная, военно-морская.
       Была создана строго централизованная сеть, которая включала в себя центральные государственные архивы СССР, центральные государственные архивы союзных республик, государственные архивы автономных республик, краев, областей, в том числе и во всех союзных республиках, имеющих соответствующее территориально-административное деление, а также городские и районные государственные архивы. Кроме того, была создана замкнутая и автономно развивающаяся сеть партийных и комсомольских архивов, которая также охватывала всю страну. Структура построения сети партийных и комсомольских архивов полностью соответствовала сети государственных архивов, кроме районного звена (партийных районных архивов не было). 
Необходимо подчеркнуть, что в масштабах страны действовало два архивных фонда - Государственный архивный фонд СССР и Партийный архивный фонд. 

       3 февраля 1925 г. коллегия Центрархива РСФСР утвердила новое положение, принципиально изменявшее организацию ЕГАФ. Секции как аппарат управления были упразднены, сохранившись только в качестве классификации фондов. Кроме того, документы ЕГАФ делились по времени возникновения и значению на материалы дореволюционного (исторические архивы) и пореволюционного периодов (архивы Октябрьской революции) и на материалы центрального и местного происхождения.
      Постановлением  ВЦИК и СНК РСФСР от 28 января 1929 г. было утверждено положение об архивном управлении РСФСР, по которому ЕГАФ был переименован в Государственный архивный фонд (ГАФ) и было образовано Центральное архивное управление РСФСР, состоявшее из секретариата и отделов.  
       Постановлением  ЦИК СССР и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. было образовано Центральное архивное управление СССР при ЦИК СССР, перед которым ставились задачи по работе с фондами союзного значения: их учет, издание директивных документов по архивному делу в СССР, общее направление деятельности архивных органов союзных республик. В связи с тем, что основная часть фондов общесоюзного значения находилась в центральных архивах РСФСР, происходило фактическое объединение деятельности центральных архивных управлений СССР и РСФСР, их официальное объединение состоялось в 1938 г.  
       16 апреля 1938 г. Президиум  Верховного Совета СССР принял  постановление о передаче Центрального  архивного управления в ведение  НКВД СССР, а в сентябре того  же года оно было преобразовано  в Главное архивное управление  НКВД СССР, на него было возложено руководство ГАФ СССР - всеми документальными материалами, принадлежавшими государству. Положение о Главном архивном управлении НКВД СССР было утверждено постановлением СНК СССР 28 января 1940 г., положение о ГАФ СССР - постановлением СНК СССР от 29 марта 1941 г.  
       В годы Великой  Отечественной войны орган управления  архивным делом страны именовался  Управлением государственными архивами  НКВД СССР.  
       С 1946 г. в  связи с упразднением наркоматов  и образованием министерств Главное  (в 1953 - 1954 гг. - центральное) архивное управление находилось в ведении МВД СССР.  
       13 августа 1958 г.  Совет Министров СССР своим  постановлением утвердил положение  о ГАФ СССР и сети государственных  архивов СССР.  
13 января 1960 г. Президиум Верховного  Совета СССР упразднил МВД СССР, и Главное архивное управление перешло в ведение Совета Министров СССР (с января 1991 г. - Кабинета Министров), статус главного органа управления архивным делом был повышен, и он стал называться Главное архивное управление при СМ СССР (ГАУ при СМ СССР или Главархив СССР). В 1961 г. Правительство утвердило Положение о Главном архивном управлении и сети центральных государственных архивов СССР. Согласно этому Положению, ГАУ СССР - общесоюзный орган для научного и организационно-методического руководства архивным делом в стране. В Положении была закреплена командно-административная модель управления отраслью, сложившаяся в предыдущий период. До 1991 г. ГАУ СССР контролировало административные, финансовые, научно-методические, технические и многие иные направления деятельности государственных архивов всего Советского Союза. Структура Главархива СССР неоднократно претерпевала изменения.
      Рубеж 50-60-х годов явился новым этапом в развитии архивного дела, он был  связан с подъемом исторической науки после XX съезда КПСС. Стала активно развиваться наука об архивах, начал работать Всесоюзный НИИ документоведения и архивного дела, создавались научные советы, укреплялись контакты с учеными, общественностью. Проблемы архивного дела стали активно обсуждаться на научных конференциях и совещаниях. Одной из главных задач государственных архивов стало информационное обслуживание общества. Были сделаны первые шаги по рассекречиванию документов.
      Придавая  особое значение архивным документам КПСС и  КГБ  СССР 
для   объективного  и  всестороннего  изучения  их  роли  в  жизни советского общества,  в соответствии с Указами Президента РСФСР от 24  августа  1991 г.  «О партийных архивах» и «Об архивах Комитета государственной безопасности  СССР» Президиум  Верховного  Совета РСФСР постановил:
 

________________
Царенко, Е. История архивной службы – неразрывная  часть истории государства [1 июля – 90 лет Ростовской областной архивной службе] /Е. Царенко //Азовская неделя. – 2010. – 30 июня. – С. 9.
    Образовать   комиссию  по  организации  передачи  -  приема архивов  КПСС  и  КГБ  СССР  на  государственное  хранение  и   их использованию.
    Председателю Комитета по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Пихоя Р. Г.) обеспечить доступ членов комиссии ко всем материалам архивов КПСС и КГБ, в том числе и имеющим запретительные грифы («Особой важности», «Совершенно секретно», «секретно» и т.п.)
    Поручить комиссии:
      привлекать к работе по приему архивных документов консультантов и ученых;
      определить объем и типы архивных документов КГБ (в том числе хранящихся в действующих подразделениях), подлежащих передаче на государственное хранение;
      подготовить и предоставить на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР Временный регламент организации использования в научных и практических целях архивных документов КПСС и Временный регламент об архивных документах по КГБ.
    Установить, что указанные регламенты действуют соответственно до принятия Закона РСФСР «Об архивном фонде РСФСР и архивах» и Временного регламента об  архивных  документах  КГБ  до принятия Закона РСФСР «О государственной тайне».
      Главархив СССР был упразднен в соответствии с законом СССР от 5 сентября 1991 г., прекратил выполнять управленческие функции с 1 декабря 1991 г. по постановлению  Госсовета СССР от 14 ноября 1991 г.
      На  основании указа президента РСФСР  от 28 ноября 1991 г. на базе упраздненных Главного архивного управления СССР и Комитета по делам архивов при  Совете Министров РСФСР был образован  Комитет по делам архивов при  Правительстве РСФСР. 
 

      2. Образование Роскомархива
      В период определения своего суверенитета республиками бывшего СССР, 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан административный орган управления - Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив), - отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в августе 1991 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива.2 На основе документов ЦК КПСС было создано два новых государственных архива - РЦХИДНИ (бывший Центральный партийный архив) и ЦХСД (бывший текущий архив ЦК КПСС). Однако основная часть документации КГБ до сих пор находится в самостоятельных ведомственных архивах.
      Согласно  постановлению Совета Министров  РСФСР от 12 октября 1991 г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР, бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации. Постановление было введено в действие только в начале 1992 г. Тогда же материалы архива бывшего Политбюро ЦК КПСС вошли составной частью в Архив Президента Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

________________
2Указ Президента  РСФСР от 24.08.1991 № 83 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.
      В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г.3
      Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение «центров», хотя они функционировали как архивы.
      Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятых в июле 1993 года. «Основы законодательства»4 стали первым в истории России архивным законом. 

 
    
 
 

  
 
 
 

________________
3Постановление от 24 июня 1992 г. № 430 «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации».
4Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.
      3. Итоги архивной  реформы в 1990-х  годах в России
      Начало 90-х годов - переломный период в истории  России, перестройка государственной  системы, экономической и общественной жизни. Коренные изменения не могли  не отразиться на архивной службе, которая к этому времени заняла прочное место в системе органов исполнительной власти. Начало реформе архивного дела было положено Указом Президента Российской Федерации «О партийных архивах»5, провозглашением принципов гласности и общедоступности. В изменившихся условиях необходимо было решить главную задачу - создать современную нормативно-правовую базу деятельности архивной службы.
      Приступая к рассмотрению административного  аспекта развития отечественного архивного  дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами.
      Впрочем, начало было более чем впечатляющим. Крах Советского Союза, повлекший за собой ликвидацию союзных государственных структур, подъем общественного интереса к архивам, выдвинувший отечественное архивное дело в центр современной общественно-политической жизни, не только России и стран СНГ, но и всего мира, неожиданно резко повысили роль и место довольно скромно до того существовавшего в РСФСР архивного ведомства. 
 

________________
5Указ Президента  РСФСР от 24.08.1991 № 83 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа. 

      Изменение государственного строя России повлекло за собой изменения в жизни  страны и общества, что не могло  не сказаться и на жизнедеятельности  архивов и, прежде всего, партийных. Новая демократическая власть, ликвидировав разделение архивов страны на более привилегированные, партийные и менее обеспеченные государственные, завершила процесс централизации архивного дела.6 Однако централизация не могла быть осуществлена единовременно, на основании лишь директив «сверху». Требовался достаточно длительный процесс интеграции, в ходе которого бывшие партийные архивы превращались бы в составную часть системы государственных архивных учреждений.
      Интеграция  бывших партийных архивов в систему  государственных архивных учреждений было делом необходимым и неизбежным. Это обусловливалось несколькими причинами.
      Во-первых, КПСС не была в полном смысле общественной организацией, она выполняла и государственные функции по руководству обществом. Фактически, КПСС была частью государственного аппарата, поэтому документы КПСС, хранящиеся в партийных архивах, содержат огромный объём информации о проблемах советского государства. Следовательно, образовавшиеся в её деятельности документы подлежали государственному хранению.7
      Во-вторых, процесс интеграции партийных архивов, в которых хранится значительный объём материалов по истории советского общества, с государственными создавал единую систему архивов государства. В результате передачи центральных госархивов СССР, партийных архивов и архивов КГБ СССР Архивный фонд РСФСР увеличился на 85 млн. ед. хр.8
________________
6Козлов В.П. Работа архивной службы страны: итоги и перспективы // Отечественные архивы. – 2001. – № 2. – С.3.
7Указ Президента Российской Федерации № 83 от 24.08.91 О партийных архивах // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.
8 Роскомархив проводит совещание // Отечественные архивы. – 1992. – № 1. – С. 9. 

      В-третьих, бывшие партийные архивы не могли  содержаться общественными или  политическими организациями, в  том числе правопреемниками или  идеологическими наследниками КПСС, поскольку в материальном, финансовом отношении сохранение таких массивов документов обходится очень дорого. Государство не могло допустить потери, порчи и уничтожения такого количества документов, поэтому было вынуждено взять на себя работу по интеграции архивов.
      В-четвёртых, документы партийных архивов содержат большой объём информации, представляющей не только исторический интерес. В них содержатся сведения, содержащие государственную, военную тайну, тайну личной жизни и др. В современных условиях очень высока степень вероятности того, что данными сведениями могут воспользоваться в корыстных, политических, коммерческих или антигосударственных целях, нанося ущерб как интересам государства, так и правам и свободам граждан. Поэтому государство было вынуждено взять на себя заботу о сохранении документов бывших партийных архивов.
      В-пятых, интеграция архивов была связана  и с тем, что существовала угроза сознательного уничтожения части  или всего массива документов по политическим или коммерческим мотивам (например, сдача бумаги на переработку). Государство взяло на себя задачу сохранения для исследователей всего комплекса документов КПСС.
      В-шестых, поскольку в течение десятилетий  система партийных архивов развивалась  независимо от государственной архивной службы, по своим собственным правилам, характерными её чертами являлись известная изолированность от общества, строгая иерархичность и функционирование по определённым для каждого уровня правилам, чёткая исполнительская дисциплина. Это содействовало формированию особой организации архивной работы, отличающейся от государственной. Данное обстоятельство создавало значительные сложности в функционировании архивного фонда РФ.
      Интеграция  бывших партийных архивов в систему  государственной архивной службы стала  сложной проблемой, решение которой  заняло почти десять лет и потребовало огромных усилий, как со стороны руководства центральных архивных учреждений, так и коллективов бывших партархивов.
      После Указа Президента РСФСР от 23 августа 1991 года «О приостановлении деятельности КП РСФСР»9 бывшие партийные архивы, начали свою интеграцию в систему государственных архивных учреждений.
      Автономное  существование партийных архивов  и АФ КПСС, функционировавших независимо от Государственной архивной службы, не способствовало созданию и развитию научно-справочного аппарата, как последней стадии труда архивистов, которая связана с сохранением и введением в общественный оборот документальных богатств.
      «Основы законодательства»10 и Положение об Архивном фонде РФ, утверждённое Указом Президента Российской Федерации11 в качестве одного из определяющих принципов провозгласили принцип публичности государственных архивов. Важным условием его реализации является разработка и совершенствование научно-справочного аппарата к документам государственных архивов, создание возможностей для его общедоступности на равных основаниях для пользователей.12
      Основными направлениями архивной реформы 90-х гг. были:
      – воссоздание Архивного фонда России
      – ограничение и лишение монопольного права на постоянное ведомственное, хранение документов бывших КГБ СССР, МИД СССР 

________________
9 Указ Президента Российской Федерации № 83 от 24.08.91 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.
10 Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.
11 Положение об Архивном фонде Российской Федерации от 17 марта 1994 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.
12 Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. Москва. 1994. С. 6, 7.
      – создание на базе бывших партийных архивов центров хранения документации
      – становление и развитие негосударственной части Архивного Фонда, в связи с процессами разгосударствления, приватизации, формирования новых форм собственности
      – демократизация архивного дела
      В начале 90-х годов централизация архивного дела в России достигла своей наивысшей точки: помимо трех центральных республиканских архивов, уже действовавших в Российской Федерации с советских времен, в ведение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти вошли согласно постановлению СМ РСФСР от 12.10.1991 г.13, подведомственные Главархиву СССР центральные государственные архивы СССР, научно-исследовательские и другие учреждения, что было закреплено подписанным в июле 1992 г. Соглашением государств-участников СНГ о правопреемственности в отношении государственных архивов бывшего СССР. Несколько ранее в соответствии с Указом Президента РСФСР от 24.08.1991 №83 «О партийных архивах» они были переданы в ведение архивных органов вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда.
      К сожалению, по ряду причин в отношении  архивов бывшего КГБ, аналогичный президентский указ в полной мере оказался не реализованным. 
 
 
 
 
 

________________
13Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1991 г. №531 «О развитии архивного дела в РСФСР»
       
      Но  все же, в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 № 552 Положении об Архивном фонде Российской Федерации14 был сделан существенный шаг в ограничении ведомственной собственности на архивные документы - им было предоставлено право не постоянного, а депозитарного, т.е. долговременного хранения своих документов. Контроль за эффективностью и правильностью их хранения и использования должны были обеспечить специальные договора, заключаемые между Росархивом с государственными структурами и организациями - держателей крупнейших комплексов архивных документов, получивших право долговременного хранения.
      В результате, в первой половине 90-х годов складывается современная типология российских архивов, включающая государственные архивы - федерального уровня и субъектов Российской Федерации, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы. На федеральном уровне, утвержденная в июне 1992 г. Правительством Российской Федерации сеть включила, помимо бывших центральных государственных архивов СССР и ЦГА РСФСР Дальнего Востока, созданные в октябре 1991 г. на базе партийных архивов Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Центр хранения современной документации и Центр хранения документов молодежных организаций, а также созданный в апреле 1992 г. в результате слияния ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР Государственный архив Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

________________
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.