На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
        Каждый родившийся человек неизбежно  входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно - политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей".
      Практически в каждой семье ребёнок сталкивается с проблемой несовпадения своих  взглядов, ценностей, интересов с  родительскими. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Многокультурная среда Дагестана откладывает свой отпечаток на процессы социальной адаптации младших школьников.
      Духовный  склад этноса, его  менталитет, оказывают  влияние на склад мышления ребёнка, на   формирование его системы  ценностей:  на его жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, с раннего детства в процессе усвоения ребёнком родного языка, отражающего историю этого народа.
      Россия  – совокупность регионов с различными природно-географическими  и экономическими условиями,  которые влияют на  социально-экономическое положение, культурное развитие и  социализацию личности в целом.
      Особенности социализации в городе и селе имеют  существенные различия. Жизнь городской  семьи – «закрытая система», меньше общаются с соседями, родственниками и друзьями. Слабо развита внутрисемейная деятельность, снижается доля совместной деятельности членов семьи. Города сосредоточие  криминальных структур,  повышенного уровня стресса, шума, загрязнённости, перенаселенности, и в то же время, городу характерен определённый эстетический уровень: есть возможность для решения задач интеллектуального, культурного, физического и психического развития жителей.
      У городских школьников имеются проблемы с навыками общения, групповой сплоченностью  и пониманием со стороны окружающих. В результате  чего повышается уровень агрессивности, что в свою очередь приводит к снижению общего уровня  познавательной активности.
      Для младшего школьника значимы учёба  и игра. Слабо выражено разделение отношений на деловые и межличностные. Авторитет учителя высок, он является носителем норм и ценностей. Конфликты, в основном, возникают на основе нарушения дисциплинарных требований или в играх. В старших группах детского сада между детьми существует довольно  сложная система общения. С переходом к следующему возрастному этапу и новому виду деятельности происходят изменения и во взаимоотношениях между сверстниками.
      Дошкольник  став младшим школьником,  овладевает новым видом деятельности – учением. Переход в новую социальную ситуацию требует определённого периода адаптации, в процессе которого младший школьник осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Здесь общение проходит в процессе учебной деятельности. Изменяется и состав окружающих людей, что требует от ребёнка определения своего отношения к новому окружению взрослых и установлению с ними контактов. Потребность у младшего школьника в эмоциональном контакте чаще реализуется в отношениях со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего и младшего  возраста.
      Наше  исследование посвящено особенностям социализации учащихся начальных классов  в  школах  Дагестана с полиэтническим составом.
      На  территории нашего края функционируют  общеобразовательные учреждения, отличающиеся по национальному составу учащихся, языку обучения, месту распределения образовательного учреждения. Основной тип школ в сельской  местности – национальные школы, там обучаются дети какой-то одной этнической общности. Обучение в начальных классах здесь ведется на родном языке, т.к. дети растут и развиваются  в этнической среде своего народа, подвергаются воздействию различных форм национальной культуры и это оказывает существенное влияние на процесс их социализации.
        В Дагестане, как и во всём  мире, ценится трудолюбие. В аулах  люди занимаются земледелием, животноводством, ремёслами. Дети растут в атмосфере трудолюбия, уважения к  старшим, что отражается  и на личностном становлении ребенка. В аулах, где развиты художественные ремёсла, дети общаются с мастерами  золотых и серебряных  дел.
      Законодатель нравственных устоев – годекан, в естественной обстановке предъявляет определённые требования. Положительным фактором социализации является посильное участие в бескорыстной помощи, вместе с взрослыми, в строительстве дома сельчанину, в уборке урожая.
      К негативным факторам социализации относится  низкое качество телепередач, не способствующих нравственному воспитанию, а побуждающих  к развлекательному  образу жизни, жестокости, эгоизму.
      В смешанных полиэтнических семьях отмечается слабое овладение своим национальным языком. У них не формируется национальное сознание.
      В многонациональном городе дети  подвергаются систематическому воздействию  культуры разных народов данной местности.
      Философия  любого народа основана на мирном труде, мирной жизни и плохо когда возникают факты национального тщеславия, ущемляющие  национального достоинства другой народности. Функция воспроизводства этносов включает формирование этнического  самосознания детей в семье. Этот процесс идет как в однонациональных семьях,  которых большинство , так и в семьях национально смешанных, относящееся к этой функции формирования этнического самосознания детей в семье в первом случае идет однозначно, в однонациональном русле внутрисемейных отношений, во втором – двузначно, с некоторым перевесом влияния отца или матери ,что зависит от  многих объективных и субъективных факторов, таких как этническое окружение, преобладающие традиции и предубеждения, тенденции межпоколенной трансмиссии культуры в семье, особенности характера родителей.
      Вариант, когда учащиеся воспринимают всё хорошее от народностей каждого из родителей, является более желательным. Выполняя свои функции, семья выступает как социальный институт и как малая социально-психологическая группа.
      Социализация  рассматривается как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».(Большая психологическая энциклопедия. М., 2008).  
      Одно из  главных мест в социализации младших школьников занимает проблема адаптации младших школьников в поликультурной среде.
      На  сегодняшний день  в Дагестане  нет исследований по проблеме социальной адаптации младших школьников в  полиэтнической среде. Нами впервые в городе Махачкале была исследована социальная адаптация младших школьников.
      Целью исследования является выявление степени влияния факторов среды на социальное развитие младшего школьника в условиях полиэтнической среды Республики Дагестан.
      В качестве объекта исследования  нами выбраны младшие школьники 4-х классов, школ  города Махачкалы(38,1,10,39), всего 86 испытуемых.
      Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальная адаптация младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана определяется стереотипностью и отражает формы стереотипного поведения старшего поколения.
      Методы. Беседа, наблюдение, анкетирование.
      В работе использовалась  авторская  анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная  Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.
      Предметом исследования является влияние средовых факторов на социальную адаптацию младшего школьника.
      Задачи  исследования:
      - рассмотрение теоретических основ социальной адаптации в полиэтнической среде;
      - исследование критериев социальной  адаптации младших школьников;
      - изучение сущности социальной  адаптации младшего школьника  в полиэтнической среде Дагестана;
      - исследование уровня адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана.
      Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1. Современные научные  подходы к решению  проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника

      В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается  проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и  для нашей страны, где за последние 8-10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.
      Социальная  адаптация понимается двояко. С одной  стороны, как постоянный процесс  приспособления индивида к условиям социальной среды. С другой стороны, социальная адаптация – это результат такого процесса .
      Понятие адаптации первоначально возникло в биологии, но с развитием общества, социальных отношений появилась  необходимость расширения его сущности и перенесения в социально-гуманитарные науки.
      В исследованиях Т.Г. Дичева, И.А. Милославовой, Б.Д. Парыгина, Л.М. Растовой  раскрывается содержательный аспект социальной адаптации, согласно которому адаптация представляет собой многокомпонентный процесс, включающий взаимодействие организма со средой и его участие в различных видах деятельности. [3, с.34]
      Так, Л.М. Растова  считает, что в процессе адаптации личность выступает как  объект и субъект общения. В результате общения в коллективе идет усвоение личностных норм и ценностей, что способствует формированию навыков общения и поведения. [6, с.13]
      Рассматривая  адаптацию подростка, а также  вообще человека, необходимо четко  видеть разницу между социальной и физиологической адаптацией. И.А. Милославова  видит эту разницу  на структурно- функциональных уровнях адаптации: первый уровень адаптации в сфере отношений «человек – природная среда». На этом уровне адаптация протекает произвольно, без осознания и переживания адаптивных реакций. [7, с.24]
      Второй  уровень – адаптация в сфере  отношений «личность – социальная среда». Социальная адаптация представляет собой двуединый процесс: взаимодействие личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром .
      Отечественный психолог А.В. Петровский в своей  концепции социализации объясняет  развитие личности закономерной сменой фаз: адаптации, индивидуализации и  интериозации. Каждая фаза, с точки  зрения ученого, представляет собой жизненный путь человека: детство соответствует фазе адаптации; отрочество – фазе индивидуализации; юность – фазе интериозации. Каждый из названных периодов представляет собой усвоение действующих норм в общности и овладение соответствующими формами и средствами деятельности . [3, с.34]
      Данный  подход интересен для нашего исследования тем, что позволяет посмотреть на взаимодействие процессов социализации и адаптации как на глобальный процесс, влияющий на развитие человека.
      Ученый-педагог  В.Н. Гуров считает, что социализация обеспечивает социальную адаптацию, то есть активное приспособление индивида к условиям социальной среды в ходе взаимодействия с ней и в результате их встречной активности.
      Таким образом, существует большое количество концепций о соотношении понятий социализации и адаптации. Признавая значимость вышеперечисленных точек зрения ученых на проблему взаимосвязи социальной адаптации, мы пришли к следующему выводу: социализация – это более широкое понятие относительно адаптации. Если социализация представляет собой становление личности под влиянием различных воздействий, то социальная адаптация – это в большей степени субъективно опосредуемое развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и способностям. Социализация осуществляется на пути всего онтогенеза, путем усвоения индивидом норм и ценностей, а адаптация – это динамичный прерывающийся процесс, связанный с новыми этапами, обстоятельствами жизни человека.
      Основная  задача педагогики и психологии, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, опираясь на междисциплинарный анализ процесса социальной адаптации, определить содержательную и функциональные стороны данного процесса, которые будут способствовать созданию предметно и культурно развивающей образовательной среды, определению эффективных форм и методов формирования социально адаптированной личности ребенка.
      Так как социализация и социальная адаптация  являются объектами междисциплинарного изучения, мы считаем, что общеметодологические принципы рассмотрения социализации приемлемы и для рассмотрения социальной адаптации. Данные принципы были рассмотрены в работе С.А. Беличевой «Основы превентивной психологии» и положены в основу рассмотрения социальной адаптации..
      1. Принцип социальной детерминации  заключается в том, что процесс  социальной адаптации детерминирован социальными условиями существования общества обуславливающими как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом в процессе формирования своих членов.
      2. Принцип самодетерминации предлагает  активную целенаправленную деятельность  человека по преобразованию условий  собственного развития и окружающей  среды.
      3. Принцип деятельности опосредования указывает, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, он интериоризирует общекультурные ценности.
      4. Принцип системного рассмотрения  природных и социальных факторов, обуславливающих социальное развитие  индивида. Данный принцип предполагает  рассмотрение социальной адаптации  с позиции двустороннего, взаимообусловленного  процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских и других связей.
      Социальная  психология предполагает свои подходы  к определению сущности социальной адаптации. Условно их можно разделить на три направления: психоаналитический, гуманистический и когнитивный подходы.
      Первое  направление связано с психоаналитическими  концепциями взаимодействия личности и социальной среды (Э. Эриксон, З.Фрейд  и др.)
      Социальная  адаптация, по их мнению, трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями окружающей среды. У истоков гомеостаза стоял Г. Селье. Содержание процесса адаптации представляется следующей формулой: конфликт- тревога – защитные реакции. Конфликт возникает в результате несоответствия потребностей личности, ограничивающей требования социальной среды. Возникающее в результате конфликта состояние личной тревоги способствует тому, что личность начинает прибегать к способам снижения возникшего напряжения с помощью защитных реакций. Степень адаптированности при этом определяется характером ее эмоционального самочувствия. Взгляд Э.Эриксона на процесс социальной адаптации несколько иной. Ученый представляет процесс социальной адаптации следующей формулой: противоречие – тревога – защитные реакции- гармоничное равновесие или конфликт. Таким образом, конфликт, по его мнению, не единственный исход взаимодействия личности и среды. Как правило, критерием адаптированности здесь выступает гомеостатическое равновесие личности с требованиями внешнего окружения. Он возникает, если защитные реакции индивида малозначимы или недостаточны «скидки » среды.
      Также возможен и другой результат взаимодействия личности и среды –гармоничное равновесие. Второе направление сформулировано представителями гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс). Цель социальной адаптации, по их мнению, состоит в оптимальном взаимодействии личности и среды, причем оптимальное здесь понимается как динамичное.
      Процесс адаптации в данном подходе определяется формулой: конфликт - фрустрация – акты приспособления. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда не удовлетворяются потребности личности (по А.Маслоу): физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности к группе, в общении, потребности в уважении, любви, потребность в самоактуализации. Для решения конфликтной ситуации личность обычно прибегает к конструктивным или неконструктивным поведенческим реакциям. Конструктивными являются те реакции, которые детерминируются требованиями социальной среды. Для них характерны однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивных реакций являются: агрессия, реагрессия, фиксация и т.д. .
      В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных  конфликтах. Это повлекло за собой  выделение еще одного вида адаптации  – этнической или межкультурной, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры .
      Анализ  философской, социологической и  психолого-педагогической литературы показал многоплановость подходов к пониманию содержания социальной адаптации. В литературе до сих пор  нет однозначного определения содержания данного понятия, которое бы на современном этапе развития позволило бы подчеркнуть универсальность социальной адаптации. Это позволяет нам предложить свое понимание данного предмета исследования.
      Нам представляется наиболее приемлемым следующее определение социальной адаптации: социальная адаптация – исторически обусловленный, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды и под влиянием данной среды, а также результат данного процесса. [2, с.13].
         Осознание  этнической   идентичности  оказывает огромное влияние на развитие толерантного сознания.   
      Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.
      Многие  люди «погружаются» в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались межпоколенные общности — семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно в нашей стране, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови», тогда как в других странах это понятие означает гражданство.
      Социальная  идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Т.Тернера, строятся на процессе категоризации «мы» и «они». Или, по меткому высказыванию Б. Поршнева, — «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».
      Единый  процесс дифференциации и идентификации  приводит к формированию социальной идентичности, которая есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид и группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утверждать свою автономность.
      В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже. Он проанализировал — как две стороны одного процесса — формирование понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.
      Ж.Пиаже  выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
    в 6-7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности;
    в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со 
    своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык;

    в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
      Проведены были исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3-4 лет.
      Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает меньший интерес к собственной этничности.
      У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся  по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы, близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой.
      У детей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомленность детей о существовании определенной социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чем другие.
      Но  с возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». Это происходит, когда  новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды. Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятия группой индивида. Индивид может принять правильную самоидентификацию вместе с правильной оценкой группы, при этом у них формируется негативная этническая идентичность. Но, принимая негативную самоидентификацию, человек может по-разному реагировать на негативные суждения о своем этносе. Он может относить их к другим членам своей группы, но не к самому себе, устранив психологические границы между ними и собой.
      Вторая  стратегия состоит в попытке  сменить группу. Что касается этнической принадлежности, то в наши дни боль шинство исследователей считает ее скорее приписываемым, нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.
       Этнодемографические  процессы, происходящие в мире и  в нашей многонациональной стране оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение  имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира между народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение  их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы- все это создает резко отрицательный  межэтнический социально- психологический климат. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. С этой позиции проанализируем основные причины возникновения межэтнических конфликтов.
       Практика  показывает, что нетолерантное  общение  способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации. Также нельзя упускать из виду «фактор толпы», где человеку непроизвольно передается эмоциональное состояние окружающих и происходит многократное взаимное усиление эмоционального возбуждения, игнорируются аргументы и логика. В таких ситуациях преобладание эмоций локализует функции сознания, и восприятие внешнего мира искажается. Тем самым выделяется одна из основных причин возникновения межэтнических трений - усиление стихийно-эмоциональных настроений.
       Еще одной причиной возникновения межэтнических проблем является плохая  постановка в учебных заведениях работы, направленной на толерантное общение учащихся. Воспитательная задача заключается в том,  чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей.
       Толерантное сознание формируется на основе улучшения  морально – этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.
       Большое значение имеет наличие у человека оценочных эталонов и стереотипов, которые он прикладывает к познаваемой  личности и определяет ее принадлежность к той или иной общности. Необходимо преодоление ломки отживших стереотипов.
       Пронаблюдаем такой факт: в выступлениях социального и политического плана люди часто объединяются по признакам национального, этнического. Каждый человек в наиболее тесные контакты вступает с подобными себе носителями исторического опыта, национального характера, нравственных ценностей, национальной психологии. Именно по подобным признакам объединения часть общества, исторически и этнически близкая определенному субъекту, и  становится той референтной группой, в которой наиболее полно реализуются его связи с обществом. Именно во взаимодействии с такой оформившейся частью общества (своей нацией, народностью) человек чаще всего выступает в защиту общих интересов. И нам думается, нужно проявлять крайнюю осторожность при обращении с большими массами людей. При неправильном приложении огромные  силы могут быть потрачены впустую и  порою очень маленькие усилия вызывают огромные изменения. Необходимо учесть, что в толпе происходят стирание индивидуальных различий между людьми, поэтому у них снимаются барьеры,  сдерживающие их в обычной жизни, повышается роль примера окружающих как фактора мотивации: если все вокруг будут делать что - то одно, то человек будет делать то же  самое, даже если бы один он  этого делать не стал. Повышается подверженность эмоциональным влияниям.  В толпе всегда рождаются самые разные чувства: смех, ажиотаж, страх, гнев, восторг. Одно может переходить в другое, причем их сила, умноженная мощью толпы, делается разрушительной. Проявляется способность активизироваться и пойти за лидером, возможность ориентации на выполнение самой невероятной задачи: толпу можно поднять, например, на строительство Вавилонской башни или  чего – нибудь подобного. Однако, еще более действенным оказываются призывы разрушить что- либо. Тут не существует границ возможного. Проявляется невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле. Не срабатывает механизм «убеждения» (воздействие на сознание личности через обращение к её собственно  критическому суждению).
       Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об  их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.
       При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности. Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей  и т.п. А для этого необходима развернутая и  разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе в сфере образования, проявлений способствуют проявлению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что  подтверждает приоритет  культурологического подхода к воспитательной работе. Наше общество переживает очень сложный период своего развития.
       На  сегодняшний день недостаточно разработаны такие ключевые понятия- как: «национальные чувства», «этническое самосознание», «этнический характер», «национальная психология», «толерантное сознание».
       Исходя  из вышеизложенного, нам представляется необходимым наметить принципы, без учета которых толерантное общение не может быть эффективным:
    не считать язык, обычаи, традиции, этикет своего народа совершенными, а ценности других народов несовершенными;
    признать идею равноценности обычаев и традиций всех народов, больших и малых;
    в необходимых случаях соблюдать обычаи других народов, хотя это и нелегко сделать. В этом сила культуры вообще;
    учитывать психологию людей разных этносов в их непосредственном общении, а это значит;
    проявлять повышенную чуткость, внимательность к  носителям иной этнокультуры;
    проявлять повышенное внимание к  инонациональным интересам:  помня о том, что ничто так  не сближает, не роднит с представителями других национальностей, как проявляемое с их стороны уважение к языку, обычаям и традициям его народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
       Таким образом, человеку, особенно ребенку  всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и   может оказаться, что  «этнос» не единственная группа, в  осознании принадлежности к которой  человек ищет опору во взрослой  жизни. Среди таких групп могут оказаться различные партии, церковные организации и др.
 

       1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника
      Проблема социальной адаптации младшего школьника в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.
      Социальная  адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди  них отводится педагогическому  влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом воспитательной работы в классе.
      При моделировании воспитательной системы  в классе мы опирались на общие  признаки трактования понятия «воспитания» (Воспитание – целенаправленное воздействие на воспитанника, носящее социальную направленность; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных норм.) и на хорошо уже известную гуманистическую воспитательную систему – система В.А. Караковского, строящуюся на основе возрастных этапах развития детей. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:
      - «Уровень актуального развития»  – отражает особенности психических  функций, которые сложились на сегодняшний день;
      - «Зона ближайшего развития» –  отражает возможности значительно  больших достижений ребенка в  условиях сотрудничества со взрослыми.  Педагог должен видеть завтрашний  день развития ребенка: то, что  он сегодня может делать при  помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
      Ведущая идея воспитательной системы В.А.Караковского – развитие личности школьника, его  интересов и способностей. Детям  предоставляется возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными, ощутить свою значимость в коллективе, через вовлечение их в различные сферы деятельности. Таким образом создаются условия для формирования их самооценки как компонента самосознания.
      Такой подход к организации воспитательного  процесса особо актуален в классе компенсирующего обучения. Это дети, у которых был только отрицательный жизненный опыт: пьющие родители, нецензурная брань, частые побои, недоедание. Эти дети имели печальный опыт обучения в первом классе, где они были неуспешными, где их не оценили и не приняли в классный коллектив. И это не весь перечень проблем.
      Если  вести речь о детях данной категории, то процесс адаптации для них  должен быть ориентирован на проявление творческой активности, направленной на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют.
      В связи с этим целью нашей работы стало – формирование творческой активности школьников как средства их социальной адаптации.
      Исходя  из опыта работы, нами выделены следующие  критерии социальной адаптации младших школьников, а также представлены психолого-педагогические показатели оценки эффективности воспитательного процесса в классе:
Критерии  социальной адаптации Педагогические  показатели Психологические показатели
Микроклимат в классном коллективе Отсутствие конфликтных ситуаций – Отсутствие «изолированных»  обучающихся. 
– Наличие в классе обучающихся, имеющих статус «звезд».
Уровень психологической комфортности в  классе Отсутствие  пропусков без уважительной причины – Улучшение  отношения к учителю (позитивное восприятие, доверие к нему, отсутствие страха в отношениях с учителем). 
– Получение и оказание взаимопомощи внутри класса. 
– Желание продолжать обучение в данном классе. 
– Снижение уровня тревожности.
Отсутствие  правонарушений (соблюдение социальны норм, правил; законопослушность) – Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, приглашенных на совет профилактики». 
– Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, стоящих на внутришкольном учете. 
– Занятость детей во внеурочное время.
 
Творческая активность – Участие детей  в классных и школьных мероприятиях; спортивных соревнования и творческих конкурсах.  
– Смена социальных ролевых позиций обучающихся при организации и проведении мероприятия. 
– Индивидуальные достижения обучающихся в различных сферах деятельности (Индивидуальная творческая книжка «Мои успехи»).
 
Качество  обучения – Рост абсолютной и качественной успеваемости обучающихся. 
– Проявление интереса к отдельным изучаемым предметам.
Повышение учебной  мотивации и отсутствие обучающихся с негативным отношением к школе.
 
 

      

           ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА

 
 
                   2.1. Методы и методики.
    В работе использовалась  авторская  анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная  Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.
    При проведении исследования на уровень адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана мы использовали анкету следующего вида:                            
      Уважаемый школьник! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы искренне. Обведи кружком выбранный ответ.  

    1.Знаешь  ли ты свой родной язык ?
    Да                                 Нет 

    2.Знаешь  ли ты  традиции и обычаи  своего народа?
    Да                                  Нет 

    3.Кто  твои друзья (укажи национальность)… 

    4.Ты  бы хотел, чтобы твой лучший  друг был бы с тобой одной  национальности?
    Да                         Нет                       Не знаю 

    5.Ты  знаешь традиции и обычаи русского народа?
    Да                         Нет 

    6.Тебе  нравится жить в Дагестане?
    Да                           Нет 

    7.Ты  бы хотел, чтобы твой лучший  друг говорил с тобой на  твоём языке?
    Да                           Нет                                   Не знаю 

    8.Хотел  бы, чтобы  классы комплектовались  в соответствии с национальностью (один класс – одна национальность)?
    Да                               Нет                                        Не знаю 

    9. Где бы ты хотел жить? (укажи город, страну).  
 
 
 

                                                                                         Благодарим за участие! 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Описательная  статистика (в целом  по выборке).         Таблица 7. 

ВОПРОС1
   Количество Проценты
Valid нет 22 25,6
    немного 3 3,5
    да 61 70,9
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС2
   Количество Проценты
Valid нет 18 20,9
    немного 2 2,3
    да 66 76,7
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС3
   Количество Проценты
Valid    15 17,4
    авар 16 18,6
    даргин 11 12,8
    кумык 5 5,8
    лак 4 4,7
    лезгин 8 9,3
    разные 24 27,9
    русск 2 2,3
    табасаран 1 1,2
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС4
   Количество Проценты
Valid нет 13 15,1
    не знаю 12 14,0
    да 60 69,8
    Total 85 98,8
Missing System 1 1,2
Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС5
   Количество Проценты
Valid нет 56 65,1
    да 30 34,9
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС6
   Количество Проценты
Valid нет 9 10,5
    не знаю 3 3,5
    да 74 86,0
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС7
   Количество Проценты
Valid нет 17 19,8
    не знаю 18 20,9
    да 51 59,3
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС8
   Количество Проценты
Valid нет 35 40,7
    не знаю 14 16,3
    да 37 43,0
    Total 86 100,0
 
 

ВОПРОС9
   Количество Проценты
Valid не в Дагестане 28 32,6
    не знаю 27 31,4
    в Дагестане 31 36,0
    Total 86 100,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты исследования 

    В ходе исследования нами были получены следующие данные, отраженные в сводной таблице 7.
    На  вопрос, хотел  бы ты, чтобы твой друг был одной национальности, отвечают да 43%. Стереотипы сформированы на однонациональную дружбу, но на поведенческом уровне  стереотип не срабатывает.
    На  вопрос знаешь ли ты традиции и обычаи русского народа 65% ответили, что не знают.
    86%  ответили положительно на вопрос, нравится ли тебе жить в  Дагестане. 
    На  вопрос: хотел бы  ты, чтобы твой лучший друг говорил с тобой на твоём родном языке, ответили положительно 43%.
    На  вопрос, хотел бы ты, чтобы класс  комплектовался  в соответствии с  национальностью, т.е. один класс  – одна национальность, ответили «да» - 43%, «не знаю» - 16%, «нет» 40%.
    На  вопрос, где бы ты хотел жить :
в  Дагестане  – 36%,  не в Дагестане – 30%, не знаю – 31%.
       Анализ данных исследований и собственные наблюдения показали: развитие социальной адаптации помогает детям конструктивно взаимодействовать со сверстниками, младшими детьми, взрослыми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила, многие из которых выработаны тысячелетним опытом общения народов, населяющих Дагестан, основаны на уважительном и тактичном отношении к личности человека. Усвоенные в детстве под влиянием многих факторов: семьи, школы, значимых взрослых, социокультурных традиций, СМИ и т.п., они становятся полезными социально-личностными привычками нравственного поведения. [7, с.34]
      Анализ  данных проведенного нами длительного включенного наблюдения за детьми младшего школьного возраста и бесед с ними, родителями и воспитателями свидетельствует о своеобразии проявления ими необходимых и одобряемых в обществе социальных знаний, умений и навыков. Так, умения многих детей вести себя социально компетентно носят ситуативно неустойчивый характер, они не способны переносить приобретаемые умения из одних ситуаций в другие; знания детей о правилах поведения в той или иной ситуации, об этических и культурных нормах и особенностях человеческих отношений весьма общие, неконкретные, недостаточно осознанные, навыки соответствующего поведения не сформированы: даже общие знания детей о культуре разных народов не сформированы, отношение к представителям других национальностей нейтральное, интерес к национальной культуре ситуативно неустойчивый или не сформирован. У большинства наблюдаемых детей выявлены: сниженная способность понимать и сочувствовать другому, неразвитость игрового опыта, неумение вести себя согласно требованиям детского и взрослого сообщества, отсутствие у многих детей элементарных навыков самообслуживания и пользования средствами инфраструктуры.
      Отношение младших школьников к другим народам  проявлялось в интересе, позитивности, доброжелательности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном  отношении к людям иных национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.
    Осознание общечеловеческих ценностей культуры своего и других народов способствовало овладению детьми основами нравственного  поведения и нормами культурного  поведения в окружающем их многонациональном  социуме. Анализ динамики социального развития младших школьников позволил в ходе опытно- экспериментальной работы установить положительную связь между уровнем сформированности основ социальной адаптации и успешностью адаптации ребенка младшего школьного возраста к социальным и культурным нормам, которые предъявляет ему правильно ориентированная семья и полиэтническая среда.
      При внимательном изучении оказывается, что  социализация учащихся школ Дагестана имеет свои особенности, которые создают специфические (дополнительные) проблемы их воспитания. Эти особенности связаны с тем, что на сравнительно небольшой территории нашего горного края функционируют общеобразовательные учреждения, которые отличаются по национальному составу учащихся, языку обучения и месту расположения образовательного учреждения.
      Наиболее  распространенным типом школ в Дагестане  являются национальные школы, где обучаются дети какой-то одной этнической общности. Все эти школы расположены в сельской местности. В подавляющем их большинство обучение в младших классах ведется на родном для учащихся языке, на котором они повседневно общаются до школы и вне школы. Сам факт, что дети растут и развиваются в этнической среде своего народа, подвергаются систематическому воздействию различных форм своей национальной культуры, оказывает весьма существенное и благотворное влияние на процесс их социализации. Свое влияние на этот процесс оказывают также географические, исторические и социально-экономические условия развития данного этноса, веками сложившиеся традиции и обычаи. При этом оказывается, что и свои условия жизни, традиции и обычаи имеют не только люди, относящиеся к тому или иному этносу, но и жители многих (отдельных) сел или аулов.

         В ходе исследования нами были выявленные некоторые особенности социальной адаптации младшего школьника в Дагестане.

       Многовековое общение народов России и Дагестана и глубинная взаимная ассимиляция элементов многонациональных культур позволили Дагестану в системе семейного и общественного воспитания сохранить лучшие российские и европейские традиции воспитания детей младшего школьного возраста и их подготовки к школе как особое культурное достояние. Как и в России, перестройка всех сфер жизни общества определила основную цель системы образования - подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном, поликультурном обществе.
         Подтверждением глубоких социокультурных связей России и Дагестана является сохранение русского языка в качестве официального в сфере общения и государственного управления. Возможность общения и обучения детей на родном и неродном языках остается реальным инструментом познания ими ценностей культур разных народов, воспитания взаимопонимания между представителями различных этносов.
      На  основе приобретаемых умений общаться с людьми разных национальностей, понимать общность разных культур и уважать их своеобразие формируется национальное самосознание детей.
      В образовательной системе Дагестана, как и России, младшая школьная ступень является первой. Известно, именно младший школьный возраст является важным периодом активного формирования и развития базовых отношений с людьми, знакомства с основными сферами жизнедеятельности, с социумом. Накопление ребенком (самостоятельно и под руководством близких взрослых, воспитателей и других людей) первоначального социального опыта способствует раскрытию его возрастного потенциала, успешной подготовке к обучению в школе, конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем к взрослой жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы социальной зрелости - компетентности ребенка, определяется траектория его дальнейшего развития и успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Неслучайно в программах воспитания младших школьников Республики Дагестан, как и России, особое внимание уделяется формированию необходимых для этого возраста социокультурных навыков, способствующих эффективной социализации детей.
      Исследуя  многонациональный состав жителей  Республики Дагестан и тенденции, с  одной стороны, взаимопроникновения разных культур, а с другой - обособления в том числе традиций воспитания, мы выявили общие для них ценности: любовь к Родине, почитание и уважение старших, знание предков и ответственность перед родом, прочность родственных уз, радушие и гостеприимность, понимание разного социального статуса и функций представителей того или иного пола в семье и обществе, одобряемых стереотипов поло- ролевого поведения мужчин (мальчиков) и женщин (девочек), субординационные отношения старших и младших детей в семье и вне ее; приоритетность таких нравственных качеств, как трудолюбие, сдержанность, терпеливость, послушность, вежливость, обладание и сохранение чести, достоинства и совести. Именно эти ценности на протяжении веков определяют набор необходимых социокультурных качеств, формируемых в детях, воспитывающихся в поликультурной среде Дагестана. Развитие основ социальной адаптации в поликультурной среде предусматривает воспитание детей на культуре народов своего региона с углубленным познанием культуры окружающих людей и ценностей других народов мира.
      Содержательную  основу программы развития социальной адаптации младших школьников в  поликультурной среде составили  специально подготовленные подпрограммы: педагогического просвещения родителей; профессиональной переподготовки специалистов на уровне школы и самообразования; взаимодействия сообщества родителей и специалистов- профессионалов с детьми младшего школьного возраста. Обязательными элементами обозначенных подпрограмм выступали обеспечение специалистов и родителей информацией, их поддержка благодаря специальным рекомендациям семьям детей, включение всех взрослых субъектов процесса в программы обучения, взаимодействие, использование возможностей других организаций (школа, учреждения дополнительного образования).
      На  подготовительном этапе взаимодействия специалистов и родителей мы стремились сформировать доверие к специалистам, заинтересованность в предстоящей  работе, индивидуальную мотивированность родителей на синхронную, совместную деятельность со специалистами, на самовоспитание и самообразование. Была осуществлена широкая информационная деятельность, включающая в себя распространение психолого - педагогической информации, беседы специалистов с родителями, совместное создание стендов, папок-ширм, памяток. Все это повлияло на возникновение у родителей положительного отношения к программе развития социальной адаптации младших школьников в поликультурной среде.
      Социально-педагогическое просвещение родителей предполагало передачу психолого-педагогических знаний о специфике социального развития ребенка младшего школьного возраста, обучение их игровым элементам обогащения социального опыта ребенка, привитие навыков взаимодействия с ним, наблюдение за жизнью ребенка в семье, в школе, в социуме, овладение способами решения конфликтных ситуаций на занятиях групп родителей и родительских собраниях, участие родственников в игротерапевтическом аттракционе и других игровых занятиях. Специальное внимание уделялось разбору проблем ребенка, анализу трудностей совместного выполнения домашних творческих заданий, просмотру учебных фильмов на семинарах для родителей, участие в педсоветах, мастер-классах, подготовке и проведении совместных национальных праздников и развлечений, овладению элементами национальных традиций, обычаев, применению фольклора в процессе повышения социальной адаптации ребенка. Привлечение к реализации программы ближайших родственников ребенка: бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, других родственников - содействовало сплочению семей и формированию внутрисемейных и межсемейных механизмов самопомощи и взаимоподдержки на основе национальных и общечеловеческих традиций общения.
      Повышение профессиональной компетентности специалистов было направлено на расширение их представлений  о специфике и возможностях младших школьников, формирование понимания сущности развития социальной адаптации детей данного возраста, а также на установление деловых контактов между специалистами и консолидацию всех имеющихся ресурсов в обеспечении социального развития ребенка путем формирования навыков позитивного поведения в поликультурном обществе.
      В рамках профессионального сотрудничества в условиях школы были проведены  тематические семинары, тренинги различного содержания, тематические педсоветы, коллективные просмотры, дискуссии и другие формы работы с воспитателями, учителями, психологами.
      Взаимодействие  сообщества родителей и специалистов - профессионалов с детьми младшего школьного возраста включало решение  задач развития у последних следующих  групп навыков, характеризующих социальную компетентность (по классификации Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна):
      1. Освоение предметно-практических  навыков:
      - соблюдение правил личной гигиены  и режимных требований; осуществление  адекватного возрасту самообслуживания  и элементарного труда с учетом национальных (семейных) и общечеловеческих традиций (уборка своих вещей и игрушек, помощь по дому, хозяйству, забота о младших, престарелых и других членах семьи, о животных и растениях);
      - организация своего игрового  пространства и осуществление детской деятельности (занять себя, заниматься самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь высказать свои желания и собственное мнение);
      - пользование телефоном, элементарные  навыки «общения» с телевизором,  магнитофоном, компьютером, деньгами; сообщение по телефону необходимых сведений о себе и своей семье работникам экстренных служб, безопасного обращения с моющими, лекарственными и прочими средствами;
      - умение пользоваться учебными  предметами: ручкой, карандашом, кисточкой  и т.п., книгами;
      - выполнениие правил собственной  безопасности в социуме (соблюдать  правила дорожного движения, проявлять  осторожность с незнакомыми людьми, а также с животными на улице,  дома и т.п.).
      2. Освоение норм человеческих отношений  с детьми и взрослыми:
      - познание ценностей культуры  своего и других народов, проживающих  в Республике Дагестан и вне  ее (первичные представления о  понятиях «гражданин» и «патриот»,  знание истории, быта, культуры, природы  своей Родины, представление о  культуре других народов);
      - формирование базовых представлений  о статусном положении и функциях  мальчиков, мужчин и девочек,  женщин в семье, стереотипах  полоролевого поведения, общепринятых  в семье и поликультурном обществе (девочки, женщины - «хозяйки дома»,  «матери», «рукодельницы»; мальчики, мужчины - сильные,
      - отважные, честные, трудолюбивые, хозяйственные,  защитники семьи и Отечества);
      - владение основами нравственного  поведения в семье и вне  ее на базе знакомства с  культурными нормами поведения  в обществе в контексте национальных и общечеловеческих ценностей (уважать и почитать старших, знать предков и быть ответственным перед родом, предшествующими и будущими поколениями, ценить крепость родственных уз, быть сдержанным, терпеливым, послушным, вежливым, радушным и гостеприимным, иметь и сохранять честь, достоинство и совесть);
      - установление и поддержание дружеских  контактов со сверстниками и  взрослыми с учетом национальных  семейных традиций и общечеловеческих  ценностей (находить друзей среди  детей своего и противоположного  пола, уметь дружить и играть, делиться с другим, сочувствовать другому независимо от национальной принадлежности); планировать и осуществлять действия с учетом интересов других людей на основе толерантности (уметь выслушать, задать вопрос, обратиться за помощью, посоветоваться, договориться встрече, предложить помощь, простить, уступить, взаимодействовать);
      - усвоение основных требований  и правил поведения в школе  и выработка на основе толерантности  умения общаться со взрослыми  и детьми согласно принятому  в поликультурном обществе этикету (обращение, просьба, поведение, разрешение конфликтов и т.п.); проявлять активность и выполнять задания воспитателей самостоятельно и совместно с другими детьми.
      Наблюдение  за младшими школьниками в повседневной жизни, сюжетно-ролевых играх, других занятиях и видах общения показало, что дети по мере реализации этой программы стали играть дружнее, практически не конфликтовали, могли распределять роли и игрушки, умели обратиться к воспитателю с просьбой. Дети приобретали навыки оказания помощи друг другу в процессе сюжетно-ролевых, подвижных, строительных игр и творческих состязаний, самообслуживания, выполнения всевозможных обучающих и тренажных упражнений по выработке общественно полезных привычек поведения и отношений. Дети могли самостоятельно, без помощи взрослых договариваться о взаимодействии при выполнении различных заданий.
      Положительным является то, что формируемые этические  и культурные нормы и правила  взаимодействия со взрослыми и сверстниками постепенно переходили в привычку, дети начинали соблюдать правила самостоятельно, независимо от контроля со стороны взрослых, получая от этого удовольствие и чувствуя себя более уверенно в группе сверстников и взрослых.
      Важное  значение имеет и то положение, что  дагестанские горы не создавали условий для легкой обеспеченной жизни. Суровые условия жизни с раннего детства приучали людей к труду и лишениям. Во многих аулах, кроме земледелия и животноводства, люди занимались различными ремеслами. И сегодня во многих аулах здоровое отношение к труду, привычка и потребность в труде остается важным качеством человека. Ленивость, уклонение от трудовой деятельности презираются и осмеиваются. Высоко ценятся такие моральные качества как честность, уважение к старшим, взаимопомощь, гостеприимство.
      В тех аулах, где создавались и  развивались художественные ремесла (а таких в Дагестане много), фактором социальной адаптации становится и тот факт, что ребенок ежедневно общается с теми людьми, которые создают прекрасные творения. Золотые и серебряные изделия кубачинских мастеров, гончарные творения балхарцев, прекрасные ковры, которые изготавливаются во многих табасаранских аулах и многое другое происходит повседневно. Сам факт, что многие представители старших поколений занимаются изготовлением прекрасных художественных изданий, увлеченно занимаются своим любимым ремеслом, становится фактором социализации, создает благоприятные условия для успешного решения задач не только трудового и эстетического, но и нравственного воспитания.
      Свое  влияние на процессы социализации детей, растущих в однонациональных аулах, оказывают народные песни, танцы, свадебные обряды, народные праздники, где люди проявляют свое духовное родство и единство. Определенную роль в этом деле играет такое явление, как годекан, где в самой непринужденной и естественной обстановке детям и подросткам предъявляются определенные нравственные требования. Важным фактором социализации детей и подростков, растущих во многих селах и аулах Дагестана, является и тот факт, что большинство людей живет честным трудом, к различным видам бытового и сельскохозяйственного труда дети привлекаются с раннего возраста. Очень важным (положительным) фактором социализации этих детей и подростков является и то, что по сложившейся традиции одни семьи бескорыстно оказывают другим помощь в решении таких задач, как строительство дома, уборка урожая, молотьба и т.д. Требовать и получать плату за такую помощь считается позором.
      Разумеется, среди явлений, которые оказывают  влияние на процесс социализации тех детей и подростков, которые растут и развиваются в селах и аулах, можно обнаружить и негативные факторы. К их числу можно отнести тот факт, что часть этих детей (в некоторых аулах -весьма значительная часть) не подвергается систематическому воздействию современ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.